Поступление в вуз по особой квоте. Привелегии для сирот и инвалидов, поступающих в вузы. Почему могут отказать в предоставлении льгот сиротам при поступлении в ВУЗ

Многие мамы, вслед за тем как их чаду исполнится 1,5 года и заканчиваются, вынуждены возвращаться к трудовой деятельности. Для многих вернуться на старое место работы нет возможности, а найти новое довольно проблематично. Родители оказываются не только в сложных финансовых условиях, но и в психологических.

Тут же встает задача об оформлении ребенка в , что в настоящее время довольно проблематично: мест в садиках не хватает. Приходится записываться в очередь и ждать пока придет время для зачисления в садик, но порой очереди настолько долгие, что доводится ждать до нескольких лет.

Каждый ребенок имеет право на посещение детсада!

В июне 2012 года Государственная Дума подвергла рассмотрению Закон РФ «Об образовании» и внесла надлежащие поправки, облегчающие многим родителям устройство своего чада в детский садик. В виду огромных очередей, многие родители просто не успевают с решением этой задачи, поэтому в подобных случаях намечалось выдавать .

К сожалению, эту поправку так и не приняли. В декабре того же года приняли Закон «Об образовании РФ», без поправки о надлежащей компенсации. Тем не менее, семья, дети которых зачислены в образовательные организации дошкольного воспитания, все таки имеют финансовую помощь от страны на поддержание учебы и развития ребенка.

Администрация каждого субъекта регионов занимается разделом размера денежной компенсации. Законом был установлен минимум, необходимый к выплате:

  • предполагается финансовое компенсирование за первого ребенка в размере 20% от среднего объема родительской платы в учреждение, если ребенок находится на присмотре государственной дошкольной организации, соответственно для каждого субъекта РФ;
  • за второго ребенка аналогичная помощь составляет 50%;
  • за третьего ребенка — 70%

Данное постановление вошло в силу в начале 2013 года. Таким образом, родители за первого ребенка получают 20% от затрат на дошкольную образовательную организацию, 50% за второго и 70% за третьего соответственно.

За непредоставление места в детском саду положена компенсация

Например, если родители оплачивают воспитание и уход за первым ребенком в дошкольной организации 5000 рублей, то они могут претендовать на выплаты в размере 1000 рублей, 2500 на второго и 3500 соответственно на третьего. От трех детей общая сумма финансового компенсирования составит в общем 7000 рублей.

Нужно заметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации, родители все таки имеют финансовую поддержку за не предоставление места в детском садике. Объем такой поддержки различен в зависимости от субъекта РФ. Для уточнения сведений о возможности получения выплаты, требуется обратиться в социальные службы (РУСЗН) находящиеся по месту проживания.

К сожалению, некоторые социальные организации понятия не имеют о подобных выплатах. Данная проблема часто поднималась на форумах в сети. Если родители попали в такую ситуацию, стоит направится в местный Департамент по образованию, где знают о решении местного управления.

Необходимые документы для приобретения финансового компенсирования

К сожалению, на всех желающих местов в садиках не хватает…

После обращения в местные органы по социальной поддержки населению, социальные работники от вас потребуют копии и оригиналы документов:

  • заявителя;
  • о получении желаемой компенсации;
  • банковский счет того, кто заявляет (копия, если требуется);
  • нужно взять справку о составе семьи;
  • , на которых будет выплачиваться компенсирование;
  • справка о том, что ребенок стоит в очереди в детский сад, но места на него нет (ее берут в детском дошкольном образовательном учреждении);
  • матери или приказ о том, что мама находится ;
  • ребенка и мамы

Как правило, сумма денежной поддержки родителям за то, что в садике не хватает места, составляет 5000 рублей и выплачивается каждый месяц, пока не появится свободное место. Общий срок выплаты компенсирования составляет 1,5 года, как только ребенку исполнится три года покрытие

Совсем недавно право на компенсацию затрат на дошкольное общеобразовательное учреждение имели в соответствии с законодательством все родители. Условия подобных выплат регламентируются законом «Об образовании». От стоимости услуг детского сада, в который ходит ребенок, и количества детей в семье может зависеть размер компенсации.

В государственный садик ребенка могут взять с полутора лет. Именно в это время государственное пособие перестают начислять, и многие мамы стараются выйти на работу. В последнее время проблема с садиками во многих регионах решается в положительную сторону. Строятся новые или восстанавливаются старые здания дошкольных учреждений. В большинстве городов с лета начинают принимать малышей в младшие группы. За посещение любого учреждения детьми их родителям приходится осуществлять оплату. Для некоторых категорий граждан предусмотрена возможность бесплатного пребывания в детском саду. К ним относятся сироты.

Хотя проблема с детскими садами и решается, не во всех регионах родителям удается устроить своих детей в дошкольное учреждение с 1,5 лет даже при наличии определенных льгот. Предусмотрена ли выплата компенсации за непредоставление места в саду?

На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Поскольку на данный момент в одних регионах компенсация за непредоставление места в детском саду родителям малышей выплачивается, а в других нет. Почему так происходит и как оформить это пособие?

Предоставление компенсации за отсутствие мест в детских садах

Множество семей по стране не получают возможности отдать ребенка в детский садик. А это значит, что матерям приходится задерживаться в отпусках. Они не могут выйти на работу и получать зарплату, которая так необходима для содержания малыша. Подобная ситуация, помимо прочего, еще и противоречит главному документу страны - Конституции, на страницах которой гарантируется доступность гражданам РФ дошкольного образования.

Есть ли закон о предоставлении места в детский сад?

Компенсация интересна многим, поэтому около 15 лет назад были подготовлены изменения, которые предусматривали произведение выплат тем семьям, чьим детям не хватило мест в детском саду. Предполагалось, что данные нововведения вступят в силу с начала 2012 года. Однако, несмотря на актуальность вопроса и его остроту, подобную инициативу не поддержали и отказались включать в законодательство страны, а именно в ФЗ «Об образовании».

Таким образом, на федеральном уровне на сегодняшний день вопрос не решен. Но компенсация семьям, которым не удалось пристроить ребенка в дошкольное учреждение, все-таки выплачивается в некоторых регионах нашей страны. Ведь отсутствие законодательного закрепления такого пособия на федеральном уровне не мешает властям регионов производить подобные выплаты.

Как это работает в регионах?

Единой практики по осуществлению выплат нет, для каждого субъекта страны применяются индивидуальные схемы.

В ряде регионов, в которых за непредоставление места в детском саду положена компенсация, выплаты производятся для детей в возрасте от полутора до шести лет. В отдельных муниципалитетах, например в Липецке, родители имеют право на получение компенсации при наступлении трехлетнего возраста. В Самаре такие выплаты предусмотрены для родителей, которые имеют детей в возрасте от полутора до трех лет.

В ряде округов компенсация за непредоставление места в детском саду не зависит от возраста ребенка, т.е. выделяется фиксированная сумма как на малыша двух лет, так и на пятилетнего ребенка. Однако в некоторых городах существует градация. Например, в Перми, пока ребенок в возрасте от полутора до трех лет, выплачивается одна сумма (около 5300 рублей), а в возрасте от трех до шести - другая (около 5000 рублей).

Все ли семьи имеют право на получение такой выплаты от государства?

Многих родителей волнует вопрос не только о том, за непредоставление места в детсаду компенсация положена ли, но и о том, кто именно имеет на нее право. Даже если регион и выплачивает такое пособие, получить его не всегда просто. Здесь существует еще одна особенность предоставления компенсаций за отсутствие мест в детских садах: ответственное ведомство вправе отказать в выплате компенсации тем семьям, которые имеют доход, который превышает прожиточный минимум (имеется в виду доход на каждого отдельного члена семьи). Конкретные цифры также различны для разных субъектов страны. Для получения актуальной информации лучше всего обратиться в соответствующее ведомство региона.

В случае утверждения данное пособие будет выплачиваться не только мамам, которые полностью посвятили себя воспитанию детей, отказавшись от работы, но и женщинам, которые находятся официально в декретном отпуске, а также заочно получающим образование.

Куда обратиться для получения компенсации?

Для того чтобы узнать, какая компенсация за непредоставление места в детском саду положена и каков порядок ее получения, необходимо обращаться в органы социальной защиты (в некоторых муниципалитетах в иные организации).

Какие документы необходимо представить для получения выплаты?

С собой нужно взять следующие бумаги:

  • копии и оригиналы удостоверяющих личность документов обоих родителей (или законных представителей);
  • копия и оригинал документа о заключении брака (в случае если на момент обращения родители находятся в разводе, копию и оригинал свидетельства о разводе);
  • свидетельства о рождении детей (копии и оригиналы);
  • выписка о составе семьи (подобный документ можно получить в паспортном отделе по месту регистрации);
  • справка, подтверждающая нахождение ребенка в очереди на зачисление в детский садик;
  • документ, подтверждающий отказ в принятии ребенка в дошкольное учреждение;
  • справка о декретном отпуске (заверенные работодателем ксерокопии трудовой книжки);
  • данные банковского счета для перечисления компенсации;
  • ходатайство о выплате компенсации;
  • медицинские полисы матери и ребенка, а также СНИЛС.

В ряде случаев данный перечень документов может меняться. Уточнять, какие справки и свидетельства следует дополнительно представить, следует в соответствующем ведомстве.

Если не устраивает детский сад?

Стоит обратить внимание также на тот факт, что если ребенку предлагают место в садике, который расположен в другой части города, и добираться до него родителям довольно проблематично, то, скорее всего, в получении компенсации будет отказано. Ведь по факту место в дошкольном учреждении выделено.

Что делать, если в региональном ведомстве не предоставляют информацию?

Если при обращении в органы социальной защиты не удалось прояснить ситуацию относительно того, положена ли компенсация за непредоставление ребенку места в государственных садах, или сотрудники ведомства не имеют представления, о каких пособиях идет речь, то придется обращаться в вышестоящие инстанции. А именно, в Министерство образования. В данном ведомстве родителей должны проинформировать о том, имеется ли соответствующий приказ о выплате компенсаций.

Текущая ситуация по выплатам компенсаций

Согласно полученным данным, ряд регионов нашей страны закрепил в законодательстве такой пункт, как выплата пособий семьям, не имеющим возможности пристроить ребенка в садик. Официального списка субъектов, которые практикуют такую выплату, нет. На сегодняшний день компенсация за непредоставление места в детском саду выплачивается в Пермском крае, ЯНАО, Кирове и других регионах. Средние выплаты по этим субъектам составляют порядка пяти тысяч рублей. На получение компенсации имеют право родители, чьи дети достигли возраста полутора лет.

В каких случаях выплата пособия прекращается?

Прекращение ежемесячных выплат может произойти по следующим причинам.

Ребенок достиг возраста, до которого государство предоставляет компенсацию (при этом неважно, удалось ли на момент наступления данного срока найти место в детском садике или нет).

Место в детском саду получено, ребенок зачислен в организацию.

Могут ли родители рассчитывать на компенсацию после получения места в детском саду?

В текущем году на право получения компенсации могут рассчитывать те законные представители, которые осуществляют оплату посещения ребенком детского садика. Получение подобной льготы регламентируется на уровне муниципалитета, так же как и определяется ее размер. Для уточнения всех подробностей стоит обратиться в орган социальной защиты населения.

Согласно изменениям в налоговом кодексе, которые вступили в силу в начале текущего года, с суммы компенсации больше не будет удерживаться налог (13%). Еще одним «бонусом», который получили родители с 01.01.2016 года, является возможность представления документов для получения льготы непосредственно в бухгалтерию дошкольного учреждения (ранее весь пакет документов следовало подавать в органы социальной защиты).

Заключение

Официально всего лишь в десятке регионов нашей страны на государственном уровне закреплена компенсация за непредоставление места в детском саду, которая выплачивается одному из родителей (или законных представителей). Однако это вовсе не означает, что в остальных областях отсутствует подобная проблема. Скорее всего, у властей на повестке дня присутствуют более важные вопросы или проблема стоит недостаточно остро.

Согласно заявлениям государственных чиновников, до конца текущего года планируется решить проблемы, возникающие в связи с нехваткой мест в дошкольных образовательных организациях. Каким образом это будет осуществляться (строительством новых садиков или иными способами), неизвестно. Возможно, в будущем году отпадет вопрос о том, положена ли компенсация за непредоставление места в детсаду, и всем малышам будет дана возможность посещать дошкольные учреждения с 1,5 лет.

После исполнения ребенком 1,5 лет, ежемесячное пособие по уходу за ребенком из средств бюджета прекращается и многие мамы торопятся выйти на работу, чтобы «прокормить семью». Однако не всем удается реализовать свои планы, так как детские сады переполнены и попасть в детский сад до трех лет представляется проблематичным. Кроме того, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в приоритетах — обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Как же быть родителям? В некоторых регионах в помощь мамам и папам выплачивается так называемая компенсация за непредоставление места в детском саду.

Надо сказать, что компенсация за непредоставление места в детском саду планировалась повсеместно в законопроекте поправок «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» еще в июне 2012 года, однако законопроект так и остался не утвержденным. Мы начали новый учебный 2013-2014 год с новым ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» без учета поправки о денежной компенсации родителям, чьи дети не попали в дошкольное учреждение до 3 лет .

В небольшом ряде регионов родители все же могут рассчитывать на такую компенсацию. За точной информацией им необходимо обратиться в местные органы социальной защиты населения (РУСЗН) или местный Департамент образования.

Ежемесячная компенсация за непредоставление места в детском саду назначается и выплачивается на основании следующих документов:

  • заявление с указанием паспортных данных заявителя (с предъявлением паспорта);
  • справка с места жительства о составе семьи или справка органа опеки и попечительства, подтверждающие совместное проживание заявителя с ребенком;
  • справка, подтверждающая нахождение ребенка в очереди на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении;
  • копия свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением свидетельства о рождении ребенка).

В некоторых регионах также требуют предоставить копию счета заявителя в банке и медицинский полис матери и ребенка.

Величина пособия может зависеть от нескольких факторов:

  • возраст ребенка,
  • средний доход семьи,
  • количество детей.

Компенсация за непредоставление места в детском саду выплачивается всем семьям, вне зависимости от того, является мама работающей или нет. Как правило, средний размер компенсации составляет 5.000 рублей, она подлежит ежегодной индексации.

Следует отметить, что правила выплаты этого пособия в пределах региона могут различаться.

Яркий пример: Пермь и Пермский край. В столице Пермского края, Перми, компенсация за непредоставление места в детском саду зависит от возраста ребенка и может достигать 5295 рублей. В Березниках Пермского края максимальный размер компенсации составляет 4640 рублей.

Место в детском саду не предоставляют из-за отсутствия. С такой проблемой сталкивается большинство семей. Если есть место в детском саду, то как правило в другом районе, за много километров. Выход из такой ситуации родители находят путем обмена места в детский сад. В интернете, есть множество сайтов, на которых размещаются объявления с информацией об обмене путевками в детский сад. Хотя проблема с детскими садами и решается, не во всех регионах родителям удается устроить своих детей в дошкольное учреждение с 1,5 лет даже при наличии определенных льгот.

Некоторые регионы Российской Федерации выплачивают компенсацию семьям, которым не удалось пристроить ребенка в дошкольное учреждение.

Получить место в детском саду по суду тоже возможно. Если вы обратитесь в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что с определенной даты ваш ребенок был поставлен на учет в Департаменте образования администрации вашего города, для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. Несмотря на ваши неоднократные обращения, место в детском саду для вашего ребенка предоставлено не будет. Если отказ будет мотивирован отсутствием в МДОУ свободных мест, сроки получения путевки не указаны, в результате чего вы вынуждены находиться с ребенком дома, нести дополнительные расходы, лишены возможности выйти на работу, то смело обращайтесь в суд. Ниже приведены некоторые статьи с пояснениями, которые можно просто скопировать и вставить в ваше исковое заявление на предоставление место в детском саду.

Место в детском саду по закону

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1).

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (пункт 2).

С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.

При этом данные факты и обстоятельства должны быть подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.


Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена , а проблема остается катастрофически актуальной - прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья , которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение .

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области - 40%.

В связи с этим 11 февраля 2015 года в Госдуму даже был внесен законопроект № 719641-6 , предлагающий ограничить размер ежегодного повышения родительской платы за посещение детьми ДОУ до уровня текущей инфляции в соответствии с официальными данными Росстата.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации ».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты - на первого ребенка в семье;
  • 50% - на второго;
  • 70% - на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется , . А в компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере - 30%, на второго и последующих - 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Компенсации перечисляются на банковский счет (сберкнижку или карту) родителя , который внес оплату за детский сад, ежемесячно до определенной даты, установленной региональным законом. Невозможно внесение оплаты за детсад родителями с одновременным вычетом компенсации, то есть сначала надо заплатить (причем вовремя) полную сумму, а потом получить положенное возмещение.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее - при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявление подается в образовательную организацию, в которую был принят ребенок, на имя его руководителя. После приема оно регистрируется в журнале лиц, обратившихся за компенсацией оплаты.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Выплаты компенсации за детский сад производятся исходя из средств, предусмотренных для этих целей региональными и местными бюджетами .

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) - на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) - на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб. , что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников , проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед . Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с , имеют такую возможность.

Вопрос о том, что делать с ребенком, если его не с кем оставлять дома, а места в детском саду нет и матери необходимо выходить на работу, на федеральном законодательном уровне до сих пор в должной мере не урегулирован и является очень болезненным для родителей.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5 , который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5 , который предусматривал изменения в закон «Об образовании» , действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 .

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной - в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

Социально полезный проект закона был отклонен по причине имеющихся в регионах огромных очередей в детские сады и потенциальной невозможности федерального бюджета справиться с возможным наплывом желающих на получение компенсации.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания . Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания» , где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована , устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности - возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре - от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет - 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго - 1500 руб., третьего - 2000 руб.

С разными вариациями аналогичные пособия и компенсация устанавливаются также в Липецке, Ярославле, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Смоленской области и других регионах.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует . Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе - никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

По отзывам родителей, подобного рода компенсации и пособия очень значимы для семей с детьми. Отсутствие федерального закона-регулятора, который сделал бы подобные выплаты обязательными для любого субъекта РФ, ставит родителей из разных регионов в очень неравное положение.

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств .