Теория инстинкта смерти фрейда. Инстинкты жизни и смерти. Комментарий от Alchabo4849

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями.

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем их в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление находит отражение в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов жизнедеятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение - операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация - движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие - отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение - выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенное - мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образное - мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное - мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

И, наконец, различают определенные способы мышления.

Индукция - способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция - способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

Все сомневаются в своей памяти и никто не сомневается в своей способности к суждению.

Ларошфуко

Понятие мышления

Мышление - познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

К помощи мышления мы прибегаем тогда, когда не можем получить информацию, опираясь на работу только органов чувств. В подобных случаях приходится получать новое знание при помощи мышления, выстраивая систему умозаключений. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, какая температура воздуха на улице. Для того чтобы получить это знание, не обязательно выходить на улицу. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.

Кроме двух обычно фиксируемых признаков мышления (обобщенность и опосредованность) важно указать еще на две его особенности - связь мышления с действием и с речью.

Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии или действием. Все мыслительные операции (анализ, синтез пр.) возникли сначала как практические операции, затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.

Характеризуя мышление, важно указать на связь мышления с речью. Мы мыслим словами. Высшей формой мышления является словесно-логическое мышление, посредством которого человек становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Человеческое мышление невозможно без языка. Взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если сформулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у испытуемого фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.

Интересно, что любое предложение решить сложную задачу вызывает у испытуемого отчетливые электрические разряды в речевых мышцах, которые не выступают в виде внешней речи, но всегда ей предшествуют. Характерно, что описанные электрические разряды, являющиеся симптомами внутренней речи, возникают при всякой интеллектуальной деятельности (даже той, которая раньше считалась неречевой) и исчезают, когда интеллектуальная деятельность приобретает привычный, автоматизированный характер.

Виды мышления

Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая на части свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек "дом"; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Потому этот вид мышления еще называют ручным. Не следует думать, что наглядно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Оно позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план, и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. Ребенок осмысливает только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. Наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить: потому что он красный или потому что это Бовин кораблик.

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Образы обоев, цвет потолка, окраска окон и дверей становятся средствами решения задачи. Наглядно-образное мышление позволяет придумать изображение таких вещей, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннего строения земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое, или абстрактное, мышление представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

В процессе мышления можно выделить несколько операций - сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, данные в восприятии. Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. У одних людей в складе мышления наблюдается склонность к анализу, у других - к синтезу. Абстракция - это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях. Обобщение (или генерализация) - это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Процесс словесно-логического мышления протекает по определенному алгоритму. Изначально человек рассматривает одно суждение, добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.

1-е суждение: все металлы проводят электричество. 2-е суждение: железо - это металл.

Умозаключение - железо проводит электричество.

Процесс мышления не всегда происходит по логическим законам. Фрейд выделил тип нелогического мыслительного процесса, который он назвал предикативным мышлением. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие. Рекламные объявления часто бывают рассчитаны именно на предикативное мышление. Их авторы могут, например, утверждать, что "выдающиеся люди моют голову шампунем марки Head and Shoulders", надеясь на то, что вы будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

Выдающиеся люди моют голову шампунем марки Head and Shoulders.

■ Я мою голову шампунем марки Head and Shoulders.

■ Следовательно, я - выдающийся человек.

Предикативное мышление есть псевдологическое мышление, при котором различные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них какого-нибудь одного общего предиката.

Педагоги стали выражать серьезное беспокойство по поводу слабого развития логического мышления у современных подростков. Человек, не умеющий мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, может быть легко одурачен пропагандой или мошеннической рекламой.

Советы по развитию критического мышления

■ Следует отличать те суждения, которые основаны на логике, от тех, что базируются на эмоциях и чувствах.

■ В любых сведениях учитесь видеть положительные и отрицательные стороны, учитывайте все "плюсы" и "минусы".

■ Нет ничего плохого, если вы сомневаетесь в том, что не представляется вам вполне убедительным.

■ Учитесь замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.

■ Повремените с выводами и решениями, если у вас нет достаточной информации.

Если вы будете применять эти советы, у вас будет намного больше шансов не поддаться обману.

Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимопереходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все виды мышления, и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида.

Другой важный признак, согласно которому строится типология мышления, - это степень и характер новизны информации, которая осмысливается человеком. Различают репродуктивное, продуктивное и творческое мышление.

Репродуктивное мышление реализуется в пределах воспроизведения в памяти и применения определенных логических правил, без установления каких-либо необычных, новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.п. Причем это может происходить как сознательно, так и на интуитивном, подсознательном уровне. Типичный пример репродуктивного мышления - решение типовых задач по заранее заданному алгоритму.

Продуктивное и творческое мышление объединяют такие черты, как выход за пределы наличных фактов, выделение в данных предметах скрытых свойств, выявление непривычных связей, перенесение принципов, способов решения задачи из одной сферы в другую, гибкая смена способов решения задач и т.п. Если подобные действия рождают новые знания или информацию для школьника, но не являются новыми для общества, то мы имеем дело с продуктивным мышлением. Если же в результате мыслительной деятельности появляется нечто новое, до чего никто ранее не додумался, то это творческое мышление.

С физиологической точки зрения, процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.

Психологическая сущность мышления и его особенности.

Мышление как психологический феномен.

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.

Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Специфичность мышления заключается в том, что: мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: носит опосредствованный характер; всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме; оно связано с практической деятельностью человека.

Формы мышления. В психологической науке различают такие логические формы мышления, как: понятия; суждения; умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть: общими (мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности) и единичными (мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки); конкретными и абстрактными; эмпирическими (фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения) и теоретическими (объективная связь всеобщего и единичного).


Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения образуются двумя основными способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть: истинными (объективно верные); ложными (не соответствующие объективной реальности); общими (что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса); частными (утверждение или отрицание относится лишь к некоторым предметам); единичными (только к одному).

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Различают умозаключение: индуктивное; дедуктивное; по аналогии. Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Виды мышления. В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления.

1. По генезису развития. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления;

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

2. По характеру решаемых задач различают мышление: Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление: Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление: Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление: Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов. Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой. Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения. Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность. Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики. Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности. Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса. Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Определение 1

Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.

Мышление включает в себя следующие особенности:

Опосредованный характер

Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.

Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.

Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.

Мышление опирается на законы явлений

Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.

Мышление рождается из наблюдения

Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.

Мышление проявляется в словесной форме

Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме. «Каждое слово (речь) служит для обобщения».

Мышление базируется на жизненном опыте

Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.

Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.