Невнимательность и ее причины. Что делать, если ребенок невнимательный? Задания на внимательность для детей. Виды внимания и невнимательности

Сегодня стала не просто проблемой, а причиной многих неприятностей и даже трагедий. Например, чем может грозить обществу невнимательность человека, выполняющего сложную и ответственную работу, в том числе и связанную с техникой?

Конечно, об этом можно постараться не думать, но лучше тренировать внимание с самого детства: тогда станет гораздо меньше взрослых, неспособных решать адекватно жизненные задачи, воспринимать информацию, концентрироваться в нужные моменты и просто работать – нормально и продуктивно.


Виды внимания и невнимательности

Учёные выделяют несколько видов внимания.

Произвольным (пассивным, эмоциональным) называют внимание, проявляющееся независимо от наших усилий, или «само по себе»: когда мы встречаем в толпе человека, одетого ярко и необычно, или внезапно слышим громкие звуки и т.д.

Эмоциональным такое внимание называют потому, что люди под влиянием эмоций могут замечать или не замечать те или иные явления, объекты и события. Расстроенный человек, идя по улице, вряд ли обратит внимание на яркую клумбу или весело играющих детей, но увидит мусор и грязь, а прохожие ему тоже будут встречаться грустные и печальные. Данный вид внимания нам необходим: если он «отключится», мы можем перестать реагировать на опасность и утратить осторожность – таких людей называют «рассеянными», но здесь всё сложнее. Способность реагировать на посторонние и неожиданные раздражители может играть и негативную роль: обращая внимание на то, что происходит вокруг, мы отвлекаемся от работы.

Произвольным называют внимание, помогающее сосредоточиться на конкретной задаче или объекте: мы сами делаем волевое усилие и направляем внимание, стремясь достигнуть какой-либо цели. Здесь-то у многих и начинаются проблемы: далеко не всем удаётся направлять внимание туда, куда нужно. Мешает множество разных факторов: утомление, возбуждение, раздражение и другие состояния, чаще возникающие к концу дня, но большинство работающих людей находятся в этих состояниях почти всё время. Нередко, придя на работу с утра, мы обнаруживаем, что не можем «собраться», и это раздражает ещё больше.

В зависимости от самочувствия и настроения, невнимательность может вызываться рассеянностью - внимание «порхает» с одного предмета на другой, - или усталостью нервной системы - мы теряем интерес к тому, что происходит вокруг.

Откуда берётся невнимательность

Не стоит оставлять всё, «как есть»: возможно, вам требуется помощь специалиста, хотя нередко с проблемой невнимательности можно справиться самостоятельно. Надо лишь разобраться и понять, что нам мешает быть внимательными.

Технологии сейчас развиваются стремительно, и всё для того, чтобы облегчить нам жизнь. В результате жизнь «облегчается» настолько, что мы почти перестаём двигаться, а малоподвижный образ жизни притупляет память и ослабляет внимание. Поэтому у многих людей возникает бессонница : хотя человек чувствует себя «вымотанным» психически, он не может уснуть, так как многие физиологические процессы нарушаются. А недосыпание тоже является причиной невнимательности: оно приводит к раздражительности и неспособности к концентрации, и работоспособность заметно снижается.


К тому же на работе мы часто «грузимся» настолько, что перестаём соображать и теряем ориентацию во времени: так, работая с важными документами, мы параллельно пытаемся переписываться в социальных сетях, да ещё и по телефонам разговариваем, причём и по служебному, и по мобильному.

Картина, к сожалению, типичная, и невнимательность - следствие такого поведения, так что лучше обращаться со своим мозгом аккуратнее. Вместо «напоминалок» попробуйте использовать обычный ежедневник, занося в него всю важную информацию: внимание активизируется уже потому, что вы начнёте чаще держать в руках ручку или карандаш. А мобильный телефон и даже Интернет иногда стоит отключать: устроив себе отдых от них хотя бы на день, можно выполнить немало накопившейся работы и закончить множество дел.

С недостатком движения и недосыпанием тоже можно справиться. В спортзал ходить получается не у всех, но делать утреннюю гимнастику нас учили ещё в школе – самое время вспомнить об этом. И ходите пешком, как только появляется возможность: свежий воздух и солнце улучшают способность ясно мыслить и концентрировать внимание. Не стоит думать, что отказ от прогулки сэкономит время – как правило, всё получается наоборот. А когда вы начнёте регулярно делать зарядку и гулять, сон нормализуется «автоматически»: бессонница уйдёт, а работоспособность и внимательность начнут улучшаться.


"Мой сын всё знает, дома всё отвечает, а в классе ошибка на ошибке! Что поделать - невнимательность!"
"У моей дочки знания отличные. Но вот волнуется и из-за невнимательности допускает ошибки!"

Первый этап

Первые три класса начальной школы родители вздыхают и разводят руками.

Второй этап

К концу четвёртого класса, невзирая на «просто невнимательного», начинается неравный бой либо с собственным ребёнком, либо с учительницей.

Третий этап

В средней школе толпы отчаявшихся родителей осаждают кабинеты психологов, где им дают советы, как разными способами развить внимание.

Например, дать ребёнку задание принести из комнаты тетрадку, но не просто принести, а, например, первую часть пути прыгать на левой ножке, потом пешком, потом на правой. На обратном пути, взяв тетрадь в левую руку, 5 раз подбросить её, пройдя половину расстояния, поймать, переложить в правую руку и гордо вручить родителям.

Четвёртый этап

Все эти задания психологов не вредны, а даже полезны. Но они не являются панацеей. Ребёнок продолжает допускать глупые, на взгляд родителей, а потом уже даже и не глупые ошибки. Наиболее ответственные родители, чувствуя, что ситуация выходит из-под контроля, нанимают репетиторов. Менее ответственные просто продолжают ругать своего ребёнка, учителя, школу и всё образование в целом.


Кто виноват и что делать?

Чтобы быстро вылечить больного, врач сначала должен верно поставить диагноз. Ведь если 15 лет старательно лечить лёгкие, а проблемы — с желудком, то пациент не выздоровеет.

Так же и в учёбе. Давайте сразу поставим верный диагноз . Сначала вам надо усвоить одну грустную истину. Если мы говорим о школьных навыках, то запомните очень важное правило:

определенного навыка. Давайте разберём самые распространённые, узнаваемые всеми вами случаи.

Ребёнок пропускает буквы в словах

(это может быть в ЛЮБОМ классе)

Причина: неотработанность фонематического слуха.

Что делать: больше писать под диктовку, обязательно вполголоса проговаривая слово по буквам-слогам.

Ребёнок допускает ошибки в счёте

Причина: не отработаны до автоматизма навыка счёта.

Что делать: учить состав числа, таблицу умножения, внетабличное умножение и деление знать назубок до 19. В общем, больше решать примеров (скакание на одной ножке с тетрадкой поможет гораздо меньше. Не навредит, но и в счёте не поможет)

Ребёнок допускает ошибки в диктанте
на хорошо известные ему орфограммы

Причина: орфограммы известны, может их применить на практике, но доведённого до автоматизма навыка ещё нет.

Что делать: снова проговаривать правило, разбирать слова с этой орфограммой устно, а потом опять писать диктанты с этой орфограммой. Диктант - лучшая отработка и проверка грамотности ребёнка. Помните, что диктантов много не бывает!

Ребёнок не решает задачи

Причина: неумение видеть причинно-следственные связи, неумение выстраивать логическую цепочку решения.

Что делать: не лениться с первого класса делать краткую запись, записывать условие задачи, чертить схемы и пр.

Да, в первом классе абсолютное большинство детейв 10 разбыстрее просто решит задачу, чем составит и сделает краткую запись к ней.

Но это умение будет необходимо вашему ребёнку для хорошего умения решать задачи начиная со второго класса и далее.

Итак: краткая запись к каждой задаче (и/или чертёж, схема, формула) + больше решать задач, отрабатывать навык.


С чем чаще всего путают ошибки,

принимая их за ошибки из-за невнимательности?

  • С неотработанностью учебных навыков (это мы уже разобрали)
  • С логопедическими ошибками (милости просим на приём к логопеду)
  • С полным отсутствием мотивации к учению.

Пара слов о мотивации

Очень важно, чтобы у ребёнка было желание учиться, узнавать новое, гордиться своими успехами в учёбе. Если ребёнок не хочет что-либо выучить - заставить его практически нереально.

Мотивируйте, хвалите, не давайте просиживать часами за играми на планшетах, телефонах, компьютерах ежедневно. Раз в неделю и максимум час. Иначе, получив массу лёгкой информации, которая отупляет, попутно очень сильно травмируя нервную систему ребёнка, его мозг будет просто не в состоянии усваивать новое, которое действительно развивает.

Учителя не волшебники. Они не в силах справляться с могучими холдингами разработчиков и производителей компьютерных игр. Контролируйте своих детей сами, ведь вам с ними и после школы жить.

У учителей даже есть такое понятие, как мотивированность к учебе не только детей, но и родителей. Всегда понятно, мотивирована семья на учёбу или нет. Детям из мотивированных семей намного легче и с большей радостью даётся учеба. Говорю это вам как учитель-практик, методист и автор федеральных учебников.

И, напоследок, давайте повторим правило:
ОШИБОК ИЗ-ЗА НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ НЕ БЫВАЕТ!

Любая ошибка - это неотработанность, неусвоенность определенного навыка.

Когда вашего ребёнка спрашивают, как его зовут, он же не путает свое имя, не ошибается из-за невнимательности ? Не отвечает растерянно: «Петя... или нет, нет! Миша... Коля?.. Ваня... а! Вспомнил! Точно! Артём! Артём меня зовут!» Имя помнит?

Вот так и всё остальное должен помнить, если действительно и выучил, и отработал.

Удачи вам и успехов в учёбе!


Мечта любого родителя - здоровый, активный ребенок , который хорошо учится, успешно овладевает навыками игры на инструментах и рисования и всегда успевает выполнить намеченные планы. Но, к сожалению, эти мечты омрачает одна неприятная черта малыша - невнимательность.

Причины детской невнимательности

Родителям не стоит паниковать и записываться на прием к невропатологу. Для начала необходимо выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Гиперактивность или дефицит внимания взрослых. Таких детей не сложно заметить на игровой площадке, они ни минуты не находятся на одном месте. Вечно куда-то спешат, несутся и отвлекаются на всевозможные внешние факторы. Проблемы такого характера обнаруживаются в возрасте 3- 5 лет и требуют от родителей большого терпения. Воспитание такого ребенка должно проходить под контролем медиков, педагогов и психологов.

Частые затяжные болезни. Слабое здоровье - еще одна из причин, по которой ребенок все забывает и невнимателен. Чтобы восполнить энергетический запас чада, необходимо систематически пропивать курсы витаминов для школьников.

Особенности нервной системы. Внимательные, активные и устойчивые дети с лабильным характером. Их инертные одноклассники будут более вялыми, посредственными.

Высокие нагрузки, как результат - переутомляемость. Специалисты утверждают, что интенсивная школьная программа и стремление родителей задействовать ребенка во всех кружках приводит к перегруженности. В итоге падает работоспособность и внимательность.

Отсутствие мотивации. Даже годовалый малыш будет уделять свое внимание той игрушке, которая пришлась ему по душе. При выполнении скучных, неинтересных задач внимание падает с геометрической прогрессией.

Группа риска

Рассеянный и невнимательный ребенок сегодня не редкость, но в некоторых случаях проблема стоит особенно остро. Стрессы, хроническая усталость, негармоничный распорядок дня, злоупотребление нездоровой пищей и плохая экология усугубляют эту особенность характера. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы обеспечить своему чаду идеальные условия проживания.

Признаки невнимательности малыша

Рассеянность и отсутствие концентрации у ребенка может проявляться в следующем:

  1. Быстрое поверхностное выполнение поставленных задач, в особенности школьных заданий.
  2. Медлительность.
  3. Мечтательность.
  4. Быстрая утомляемость даже от небольшого объема работы.
  5. Большое количество ошибок при выполнении несложных заданий.
  6. Отсутствие внимательности и сосредоточенности в процессе работы.

Поиск решения проблемы

Если ребенок невнимательный, что делать? Главное - не горячиться и не ставить сложных диагнозов. Об этом должны помнить все родители. Специалисты в области педиатрии рекомендуют тренировать произвольное внимание с грудного возраста. В помощь мамам и папам широкий ассортимент развивающих игрушек в детских магазинах. Динамические атрибуты улучшат внимание малышей до года.

Если проблемы с расстройством внимания появились в более взрослом возрасте, например, когда чадо пошло в садик или школу, необходимо заняться поиском основных причин невнимательности. Педагоги рекомендуют максимально оптимизировать рабочее пространство ребенка - выделить в доме отдельное тихое место, где он сможет сосредоточиться и подготовить домашнее задание.

Невнимательность на уроке

Развитие памяти и внимания - прямой путь к пятеркам . Основная причина рассеянности младшеклассника - недостаточное участие родителей в образовательном процессе или полное его отсутствие. Чтобы максимально развить внимательность ребенка , нужно заниматься с ним с первого дня школы, включая каникулы. В первую очередь, необходимо выяснить, что подразумевают под понятием «невнимательность» учителя и родители. Во вторую - проследить, как проявляется рассеянность у ребенка .

Нередки случаи, когда школьник невнимателен на конкретной дисциплине. Значит, предмет ему не интересен или учителю не удается заинтересовать ребят. Если же рассредоточенность сохраняется и дома, вероятно, малыша что-то беспокоит.

Как помочь ребенку стать внимательнее?

В стремлении помочь ребенку взрослым необходимо руководствоваться всего одним правилом - нужно воспитывать не малыша, а себя. Эта работа непростая, отнимает много сил и времени, но результат будет просто ошеломительным! По большому счету, от родителей требуется не так много:

Важно понимать, что все приложенные усилия в борьбе с невнимательностью ребенка будет сведены на нет без ежедневных занятий и упражнений. Они просты, доступны, не требуют особых временных и эмоциональных затрат. Взамен они обеспечат занимательное времяпрепровождение и отличное настроение.

«Не собьюсь» - упражнение на развитие внимания

Несложная техника направлена на развитие сосредоточенности и устранение расстройства распределения внимания у детей. Ребенку предлагается сосчитать до 31, произнося каждую цифру вслух. При этом цифры, которые содержат тройку или кратны этому числу, называться не должны. Вместо них школьник должен сказать «не собьюсь». Например: 1, 2, «не собьюсь», 4, 5, «не собьюсь», 7, 8, «не собьюсь» и далее до 31.

«Буква под запретом»

Типичное Взрослый называет букву, которая не должна употребляться в слове. Ребенку задают простой вопрос, например, как зовут учительницу, какой сегодня день недели и т. д. Он должен не задумываясь дать ответ, исключив из фразы запрещенную букву. Например, запрещенная буква «н », на вопрос о том, какой сегодня месяц года (ноябрь), чадо должно ответить «оябрь ».

Суть упражнения заключается в простоте. Не стоит задавать слишком сложные вопросы, школьник должен отвечать не задумываясь и не мешкая. Если был дан неверный ответ, партнеры меняются ролями - ребенок становится ведущим и задает свои вопросы.

«Наблюдательность»

С этим упражнением невнимательный ребенок сможет развить зрительное внимание. Мама или папа должны предложить ему вспомнить объекты, с которыми он встречался много раз. Вариантов масса - бабушкина квартира, дорога в школу, расположение аттракционов на детской площадке. Описывать необходимо максимально детально, уделяя внимание даже несущественным мелочам.

Игра может быть командной. Например, один из детей выступает в роли ответчика, а другие подсказывают ему или дополняют ответ.

Развивающая игра на внимание «Ладошки»

Описываемое задание на внимательность отлично подойдет малышам с нарушениями устойчивости концентрации. Несколько игроков (чем больше, тем интереснее) садятся в круг и укладывают ладошки на колени соседям. Правая рука каждого участника должна лежать на левом колене соседа справа, а левая - на правом колене соседа слева. По команде взрослого (можно включать быструю заводную музыку) следует приподнимать ладоши по очереди, образуя плавную волну. Ребята, которые поднимают руки не вовремя, исключаются из круга игроков. Победу одержит тот, чья ладошка останется в игре последней.

«Летает - не летает»

Развивающая внимание игра для детей, направленная на тренировку произвольного его переключения. Участники садятся в полукруг. Ведущий, учитель или родитель начинает перечислять предметы. Если произнесенный объект летает, дети должны поднять руки над головой, в противном случае они должны сидеть неподвижно.

Как только ребята входят во вкус, главный может начинать хитрить, поднимая вверх свою руку на нелетающий предмет. Ввиду действия силы подражания руки некоторых участников будут подниматься интуитивно.

Задача каждого ребенка-участника - поднимать руки обдуманно, не обращая внимания на действия соседей и ведущего.

Загадки на развитие внимания

Загадки на внимательность помогут в игровой форме повысить сообразительность и способность к концентрации ребенка .

Загадка № 1. Сундук лежит на дне океана. В нем имеется все, кроме одного. О чем идет речь?

Ответ: пустота.

Загадка № 2. Самолет летит из Берлина в Нью-Мексико. Ты - его штурман . Будет одна пересадка в Париже. Какая у штурмана фамилия?

Ответ: фамилия ответчика.

Загадка № 3. Ты закрыт в темной комнате, в руках коробок с одной спичкой внутри. В углу стоит на столе газовая плита, в стакане - свечка. Какой предмет придется зажечь первым?

Ответ: Спичку. Отличная загадка на внимательность и способность найти наиболее простое решение проблемы.

Загадка № 4. Сколько горошинок черного перца войдут в один стеклянный стакан?

Ответ: Ни одной, горошинки не ходят.

Загадка № 5. Начался проливной дождь, пришлось раскрыть зонт. Под каким зонтом я стою?

Ответ: Под мокрым. Задачка на простую логику.

Загадка № 6. Двое мужчин идут по направлению друг к другу. Они абсолютно одинаковы по возрасту, росту и т. д. Кто из мужчин первым поздоровается?

Ответ: Самый вежливый.

Загадка № 7. Семь сестер проживают на даче, никто не сидит без дела. Первая девушка смотрит телевизор, вторая готовит ужин, третья разгадывает кроссворд, четвертая играет в шахматы, пятая ухаживает за растениями, шестая стирает одежду. Чем занимается седьмая сестра?

Ответ: играет в шахматы (это парная игра, поэтому четвертая вряд ли будет играть в одиночестве).

Невнимательность — бич нашего времени! Вы тоже это знаете? По себе или по другим? Что делать с невнимательностью и как развивать внимание — такие вопросы время от времени задают себе многие из нас. Особенно остро стоит этот вопрос в отношении наших детей: невнимательность ребенка сказывается на учебном процессе. Бьются родители, бьется учитель, но их усилий явно недостаточно.

Иногда о себе жутко хочется сказать, что я очень невнимательная. Немного подумав, начинаю себя убеждать в том, что это немного не так, ведь налицо доказательства моей внимательности там-то и там-то))) Но в целом, надо признаться, что невнимательность — это и мое слабое место. Хотя, в утешение себе могу заметить, что не бывает людей, абсолютно внимательных. Внимание проявляется в концентрированном виде у нас тогда, когда это наиболее необходимо: когда мы работаем, думаем, действуем, выполняем какую-то задачу. Вот тогда от нашего внимания ни одна мелочь не ускользает, замечали? А в свободном состоянии мы своему вниманию даем так расслабиться, что появляется ощущение потери внимания.

Интересно, что наше внимание не проявляется само по себе — оно неразрывно связано с мышлением и памятью. Говорят, что внимание — это область, недостаточно изученная наукой. Все знают, что память нам нужна для того, чтобы запоминать события, мышление — чтобы решать задачи, наша речь служит для выражения мыслей словами. А для чего нам нужно внимание? Сложно ответить на этот вопрос.

Хотя мы сразу замечаем у других людей отсутствие внимания. Опять же, сразу становится заметно, что и память при этом хромает, и речь становится путаной и сбивчивой. Мне очень хочется быть внимательной во всем, чтобы я могла заметить любую деталь, попадающую в поле моего зрения, и не только)) Как говорят, можно научиться видеть затылком. Поэтому я часто задаюсь вопросом «что делать с невнимательностью и как развить внимание», и с интересом стараюсь применять техники , которые, на мой взгляд являются эффективными, и помогают его развивать и укреплять.

Итак, приступим к самому главному, и ответим на первый вопрос заголовка . Отвечу коротко и ясно: не страдать, а укреплять. Как мышцы, как пресс, накачиваем и тренируем постоянно. Если вы заметили у себя подобную особенность, не пугайтесь, само это не пройдет — нужно усиленно лечить. Лечение подразумевает совершение действия, так что лень долой, и начинаем экспериментировать. Вас это тоже пугает? Представьте, что в магазине вы покупаете то, что ни разу не пробовали, а чтобы попробовать, нужно купить. Попробовали — не понравилось. Какие проблемы? Зато теперь вы знаете, что именно это вам не нравится, и вы больше никогда не будете это покупать. Применяйте этот принцип, он очень часто выручает.

Чтобы ответить на второй вопрос заголовка, нужно приложить больше усилий — одним абзацем здесь не обойтись. Итак, немного правил и техник, которые помогут развить наше внимание и сделать нас внимательными.

Чтобы не перескакивать с одной мысли на другую, создайте внутри себя внутреннюю тишину, не пускайте ни одну лишнюю мысль.

Удержи в памяти всего один предмет!

Попробуйте выбрать один предмет и начните на него смотреть, ни о чем другом не думая. Если почувствуете, что в голове возникают лишние мысли, то закройте глаза и представьте этот предмет целиком, в своем воображении. Удерживайте это состояние как можно дольше. Постоянные тренировки приведут к хорошему результату.

Запомни, что нас окружает!

Выдалась свободная минутка или на работе появились несколько минут перерыва? Постарайтесь с закрытыми глазами воспроизвести все предметы, которые вас окружают. Главное, что перед началом тренировки, не нужно ничего запоминать. Важно вытащить из памяти на поверхность детали. Все воспроизвели? Теперь откройте глаза и сравните. Что-то обязательно «потеряется», например то, что находится под ногами. Это сигнал: смотрите куда идете и на что наступаете.

Фотография на память

Когда вы находитесь в нечасто посещаемом вами месте, сделайте фотографию на память. То есть зафиксируйте момент, в котором вы находитесь, и все предметы, одушевленные и не очень, которые вас окружают. Если вы идете дальше, то мысленно можете перечислить все, что находилось в тот момент вокруг вас. Если стоите, то упражнение можно сделать с закрытыми глазами. С течением времени, вы заметите, что все больше деталей будут запечатлены на вашей фотографии.

Рисунок по памяти

Рисовать могут не все, но все же… Нарисуйте по памяти те предметы. которые вас окружали, к примеру, час назад. Задача — как можно больше воспроизвести деталей. Уделяйте этому упражнению немного времени — минут 3-5, будет достаточно.

Считаем необычно

Пересчитай все предметы

Превращаем тренировку в игру с друзьями: называем по очереди предметы, стоящие на полочке в ванной комнате или на кухне. Кто больше предметов назовет, тот выигрывает приз.

Изучаем все детали внимательно

В гордом одиночестве, например? во время поездки в общественном транспорте, можно занять себя массой полезных вещей. Но в качестве тренировки своего внимания начните изучать детали одного предмета. Увидели у дамочки симпатичную сумочку — пересчитайте на ней все замочки и кармашки. Внимательно посмотрите, из какого материала сделана сумочка, как выполнена строчка, как пришиты карманы. Предметом изучения может стать даже собственная ладонь — там есть где развернуться!

Вот такие нехитрые упражнения могут покончить с нашей невнимательностью раз и навсегда. Я все же мечтаю, так же, как и мой муж, в деталях описывать ситуацию, находясь в которой, я не замечала больше половины того, что видел мой муж. Это бывает одновременно смешно и грустно. Но постоянно тренируя свою внимательность, я тоже смогу рассказать подробно и в деталях то, что раньше для меня оставалось за кадром.

Я очень надеюсь, что эти техники в процессе тренировок, помогут нам узнать, что можно делать с невнимательностью и как развивать внимание! Что тренируем, то и развивается! Желаю всем успехов!

Краткое содержание: Проблема невнимательности и плохая успеваемость. Ошибки по невнимательности. Причины недостаточного внимания. Переутомление и перегрузки. Возрастные ограничения в развитии внимания. Недостаточная мотивация выполнения деятельности.

Обычно с проблемой невнимательности детей родители сталкиваются с поступлением их воспитанников в школу. Ошибки по невнимательности совершают все ученики. И получать плохие отметки в данном случае вдвойне обидно как для самих учеников, так и для их родителей. Ведь ребенок допускает досадные ляпы не потому, что чего-то не знает, а потому, что он просто-напросто невнимателен.

Не стоит по этому поводу ругать ученика и тем более заставлять его по несколько раз переписывать одно и то же. Это не сделает его усидчивым и сосредоточенным. Более того, неприязнь и даже ненависть к учебе - гарантированы. Чтобы преодолеть досадное препятствие на пути ребенка к успеху, нужна длительная и кропотливая работа, но она обязательно даст положительный результат.

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью . Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы.

От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

2. Хронические соматические заболевания , болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

3. Индивидуальные особенности нервной системы . Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

4. Переутомление и перегрузки . Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

5. Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки "по невнимательности".

На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

6. Недостаточная мотивация выполнения деятельности . Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания.

Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.

И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.

А теперь перейдем непосредственно к практическим рекомендациям по тренировке внимания наших детей:

1. Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: "Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания".

2. Понаблюдайте, как выполняет ребенок домашние задания. Скорее всего, так: быстренько все написал - и с плеч долой, а на поверку оказывается, что из-за двух-трех "глупых" ошибок преподаватель вынужден ставить оценку ниже, чем заслуживает ученик. Первое, чему нужно научить ребенка, - проверять свою работу. Педагоги уверяют, что на проверку написанного должно тратиться такое же количество времени, как и на выполнение самой работы. Да, это скучно и утомительно, но результат того стоит. Довольно часто ученики говорят: "Я все равно не вижу своих ошибок, зачем же мне тратить зря время?!" Это не повод опускать руки.

Действительно, есть такая особенность, когда "по свежим следам" трудно увидеть описки в своей работе. Значит, написанное нужно отложить, заняться другим предметом, а по прошествии времени вернуться к тому, что делал ранее, и посмотреть на текст как на чужой. Если времени на выжидание нет, например, в школе на диктанте или сочинении, можно использовать другой прием: читать текст задом наперед, то есть сначала последнее слово, потом предпоследнее и так далее. Слова воспринимаются совершенно в новом свете. Однако, чтобы овладеть этим приемом, родителям придется выступить в роли "тренера". Пусть ребенок напишет под вашу диктовку какой-нибудь не очень сложный текст, а затем проверит то, что сделал, по методике от конца к началу. Старайтесь, чтобы следующий диктант был сложнее предыдущего.

3. Психологами разработано много интересных развивающих игр, описание их можно найти в популярной психологической литературе (см. раздел "Развивающие методики. Внимание."). Мы предлагаем некоторые из игр. Довольно эффективно тренирует внимание собирание картинки из кусочков - пазлов. Или, например, можно выставить на стол 5-6 предметов и попросить малыша несколько секунд посмотреть на них, потом, когда он отвернется, убрать один и спросить, какого предмета недостает. Кстати, играть можно не только дома, но и на улице. Например, запоминать номера проезжающих машин и складывать числа. Это не только развивает навыки быстрого счета, но и тренирует память. Можно поиграть в детективов. Выбрать "объект наблюдения" и запомнить, во что он был одет, что держал в руках... Эта игра на наблюдательность.

Приведем еще несколько упражнений и заданий, направленных на тренировку различных свойств внимания:

Развитие концентрации внимания (способности выполнять деятельность сосредоточенно, аккуратно, точно, не допуская досадных "ляпов"). Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить состояние внутреннего сосредоточения.

Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания (умение одновременно выполнять несколько дел). Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5-10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Старайтесь заниматься с ребенком не от случая к случаю, а систематически. Не забывайте интересоваться успехами вашего чада в школе и всегда подчеркивайте, что вы очень цените его старания. Именно труд, а не оценки. А там, глядишь, и хорошим отметкам вместе будете радоваться.

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий: