Воображение в жизни человека. Почему стоит развивать воображение и как это сделать? Факты о космосе

Воля и воображение

Существование свободной воли вопросов не вызывает. Вы – мыслящее существо, способное делать выбор. Более того, вся ваша жизнь – непрерывный процесс сознательного выбора. Вопрос заключается не в противопоставлении свободной воли и предначертанной судьбы, а в том, как то, что выбираете, согласуется с вашей способностью поступательно двигаться в сторону исполнения ваших желаний. В этой книге под намерением мы понимаем не просто сильное желание, подкрепляемое твердой решимостью. Пытаться достигать своих целей за счет непреклонной воли и решимости – значит делать своей руководящей силой эго. «Я добьюсь своего, я никогда не отступлю». Замечательно, но это не воссоединяет вас с намерением. Ваша сила воли значительно уступает по эффективности вашему воображению, которое является звеном, связующим вас с силой намерения. Воображение – это движение универсального разума внутри вас. Ваше воображение создает внутренний образ, который позволяет вам участвовать в акте творения. Это невидимое звено, соединяющее вас с проявлением вашей судьбы.

Попробуйте представить, будто вы принуждаете себя делать то, чему противится ваше воображение. Ваша воля является частью вашего эго и верит, что вы отделены от других людей, отделены от своих целей и желаний и отделены от Бога. Она также верит, что ваше имущество, ваши достижения, ваша репутация составляют вашу сущность. Воля эго хочет, чтобы вы постоянно приобретали все новые свидетельства вашей значимости. Она подталкивает вас постоянно доказывать ваше превосходство и приобретать вещи, за которыми вы готовы охотиться со всей решимостью, забыв обо всем другом. С другой стороны, ваше воображение есть концепция Духа внутри вас. Это Бог внутри вас. Почитайте, что писал об этом Уильям Блейк в своей поэме «Иерусалим». Он верил, что благодаря воображению мы можем иметь все, чего желаем.

Я без отдыха бьюсь над великой задачей!

Открыть Вечный Мир,

Повернуть человеческий взор

В Мир Мысли,

Вечно расширяющийся

В Лоне Господа,

В мир Человеческого Воображения.

Теперь вернемся к идее принуждения себя делать то, чему противится ваше воображение. В качестве примера мне на ум приходит хождение по раскаленным углям. Вы можете силой воли заставить себя пройтись по ним, но, если вы полагаетесь только на силу воли, дело кончится сильными ожогами. Но когда вы воображаете себя защищенным Божьей силой – говоря словами Блейка, ощущаете себя в Лоне Господа – и видите в себе еще что-то помимо тела, вы сможете идти по углям, не причиняя себе вреда. Воображая себя невосприимчивым к жару раскаленных углей, вы начинаете ощущать себя бестелесным. Вы представляете себя сильнее огня. Ваш внутренний образ чистоты и защищенности позволяет вам пройтись по углям и не обжечься. Именно ваше воображение обеспечивает вам безопасность. Без него вы бы неминуемо обожглись!

Я вспоминаю, как впервые в жизни пробежал марафонскую дистанцию – 42 километра. Отнюдь не одна сила воли помогла мне бежать без остановки три с половиной часа. Главную роль сыграло воображение. Я настроился на внутренний образ и тогда уже усилием воли заставил свое тело проявить его возможности до предела. Без этого образа мне бы не хватило никакой силы воли, чтобы выдержать это испытание.

И так во всем. Когда вы волевым решением принуждаете себя быть счастливыми, успешными, богатыми, знаменитыми, эти идеи рождаются из эго, будучи проявлением чрезмерного самолюбия. Во имя этой силы воли люди бегут по головам тех, кто встречается на их пути, они мошенничают, крадут, обманывают, стараясь реализовать свое намерение. Такая практика в конечном счете ведет к краху. Вы можете достичь физической цели, которую наметили для себя. Однако ваше воображение, то место в вас, где и протекает ваша истинная жизнь, не позволит вам достичь душевного покоя.

В своей работе я всегда ставлю силу воображения выше силы воли. Например, я вижу себя закончившим эту книгу. Такое мышление от результата побуждает меня вести себя так, словно всего, чего я хотел бы достичь, я уже добился. Мое кредо – каким себя вообразишь, таким и станешь , и этот образ помогает мне в любых ситуациях. Я заканчиваю начатую книгу не благодаря колоссальной силе воли. Это означало бы, что все делаю я сам, тело по имени Уэйн Дайер, в то время как мое воображение не имеет ни телесной оболочки, ни имени. Мое воображение – это моя собственная копия силы намерения. Оно обеспечивает меня всем необходимым, позволяет мне в эту самую минуту сидеть и писать, направляет ручку в моей руке, заполняет все пустоты. Не я, Уэйн Дайер, превращаю эту книгу в реальность своей волей. Мой внутренний образ настолько ясен и точен, что материализуется сам. В древности божественный Гермес писал:

То, что ЕСТЬ, явлено;

То, что было, и то, что будет, не явлено,

но и не мертво;

Потому что душа, вечный промысел Божий,

оживляет все.

Над этими важными словами следует поразмыслить, если вы хотите восстановить свою связь с силой намерения и обрести возможность воплощать все, что создается в вашем воображении. Вы, ваше тело и ваше эго не способны что-либо создать и оживить. Отставьте свое эго в сторону. Поймите меня правильно. Цель в жизни и решимость, чтобы ее достичь, иметь необходимо, но избавьтесь от иллюзии, что вы воплощаете свои желания в жизнь усилием воли. Я хочу сконцентрировать ваше внимание на воображении, чтобы вы увидели все свои цели и всю свою деятельность с помощью воображения, которое направляет, поддерживает, даже подталкивает вас в направлении того, что было назначено вам намерением, пока вы были еще в неявленном состоянии. Вы должны стремиться к совпадению энергетических частот вашего воображения и Источника Созидания.

Ваше воображение позволяет вам сказочную роскошь – мыслить от результата. Того, кто мыслит подобным образом, ничто не может остановить. Вы сами создаете условия для исполнения своих желаний и преодолеваете все ограничения и барьеры. Воображайте свою цель и будьте абсолютно уверены, что она уже существует в материальном мире и что вы имеете возможность пользоваться любыми ресурсами всемогущего Источника, чтобы сделать свое желание осязаемым. Поскольку Источник имеет семь прекрасных ликов, вы тоже должны примерить эти лики на себя: только так вы сможете стать сотворцом того, что вам предназначено.

Оставайтесь равнодушными к сомнениям и зову воли. Будьте уверены, что, всецело полагаясь на воображение, сможете материализовать свои образы. Воссоединение с намерением предполагает проявление вами тех же семи качеств, которые использует создающий все сущее Источник, превращая неявленное в явленное. Если воображение помогает Богу, вам оно тоже поможет. Что Бог воображает реальным, то и становится реальностью. Такой должна быть и ваша стратегия.

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

7. ВОЛЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОЛЯ И ДЕЙСТВИЕ Японская пословица гласит: «Знать и не делать – вообще не знать». Осознание ответственности само по себе не синонимично изменению; оно только первый шаг в процессе изменения. Именно это я имел в виду, когда в предыдущей главе

автора Первушина Ольга Николаевна

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.Образы

Из книги Мой метод: начальное обучение автора Монтессори Мария

Воображение Творческое воображение в науке основывается на истинеЕсли бы 100 лет назад кто-нибудь сказал людям, путешествующим в дилижансе, пользующимся масляными светильниками, что скоро появится ослепительный, сияющий огнями в ночи Нью-Йорк, что можно будет вызвать

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Воображение Способы стимуляции воображения Что делать, если одни дети лучше усваивают логическую структуру материала, а хуже - его конкретную, образную сторону, а другие наоборот?Мы не будем здесь говорить об индивидуальном подходе: если в классе более 30 учащихся, а

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

ВООБРАЖЕНИЕ Воображением (фантазией) называется процесс воспроизведения и преобразования хранящихся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых образов предметов, явлений, действий, условий

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

8. Воображение 1. Понятие о воображении.2. Виды воображения.3. Функции воображения.4. Развитие воображения.1. Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.Можно выделить четыре типа

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

37. Воображение С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей),

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

6. Воображение Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания, поскольку знание ограниченно, а воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс и порождая эволюцию». Чем больше воображение включается в процесс запоминания, тем лучше работает

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Воображение О важности воображения говорится мало, а между тем творческая деятельность немыслима без воображения. В учении, общении, труде человек, как правило, опирается не только на мышление и память, но и на воображение.Человек должен обладать развитым воображением,

Из книги Лицо – зеркало души [Физиогномика для всех] автора Тикл Наоми

Воображение Широту воображения можно определить по тому, насколько у человека бугристый лоб. Выпуклости на лбу располагаются слева и справа, примерно на 2–3 см ниже линии волос. Чем они более явные, тем сильнее воображение людей.Воображение - способность человека

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Воображение Первой и едва ли не самой специфичной особенностью психики писателя является его воображение, или фантазия. Горький считал воображение «одним из наиболее существенных приемов литературной техники, создающей образ». «Нет фантазии, - справедливо писал

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

8. Воображение Итак, ВНИМАНИЕ!НИКТО, КРОМЕ НАС САМИХ, НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ТОМ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НАС САМЫМ ВАЖНЫМ! Это первое! Второе: МЫ САМИ СОЗДАЕМ СИЛОВЫЕ ПОЛЯ, КОТОРЫЕ РАСКРЫВАЮТ НАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ! И, наконец, третье: МЫ САМИ АККУМУЛИРУЕМ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

4.6. Воображение Понятие воображения. Сознание человека не только отражает окружающий мир, но и творит его, а творческая деятельность невозможна без воображения. Для того чтобы изменить существующее или создать что-то новое, отвечающее материальным и духовным

Из книги Энергия намерения автора Дайер Уэйн

Воля и воображение Существование свободной воли вопросов не вызывает. Вы – мыслящее существо, способное делать выбор. Более того, вся ваша жизнь – непрерывный процесс сознательного выбора. Вопрос заключается не в противопоставлении свободной воли и предначертанной

Здраствуйте, Олег.На такой красивый и сложный вопрос можно ответить на нескольких уровнях.Начнем со специального и соответствующего моим знаниям.

Воображение в астрологии относят ко свойствам Нептуна.Это способность человека впадать в метидативные состояния, испытывать связанные с этим ощущения и влечения.Все уровни мечтательгого, иллюзорного, фальшивого, вдохновенного, возвышенного, циничного, наивного можно отнести к этим энергиям.На самом приземленном уровне в такое состояние вводят простые химические вещества, к примеру алколоиды.Просто опьянение просто и быстро дает эти эффекты.Врослый с помощью этого чувствует себя более уверенно, эмоционально, пропадают сомнения и ограничения.Ребенку же оно позволяет с помощью палки или совочка погрузиться в глубокий воображаемый интересный мир(естественно, безо всякой химии).
Взрослый человек накапливает опыт.Он вольно или невольно видит, что воображение и иллюзии не дают ему ясно видимого социального успеха.В обществе, как правило, ценится здравый ум и трезвый рассчет.А иллюзии помогают увлечь и обмануть.Телевидение и искусство пиара тоже можно частично отнести к нептунианским энергиям.Фильмы, многие книги пытются погрузить зрителя и читателя в воображаемый мир автора, отключить на время от реальности.
В этом и есть один из ключей к практической пользе воображения.Первый и самый простой позволяет «переключать вокруг себя миры», а именно из достаточно предсказуемой реальности уноситься на время в более увлекательную, подчиненную другим правилам.Это дает отдохнуть от стрессов.Второй уровень позволяет говоря современным языком «создавать креатив», а именно из готовых преподносимых жизнью и опытом «кирпичиков», чужих произведений и героев создавать своих собственных.Не только писать книги, писать картины или снимать фильмы… Но даже для написания текста, пересказа сказки или истории, общения с другим человеком очень важно уметь воображать и создавать собственные небольшие «умственные картины», синтезировать и создавать новое.Это позволяет действовать на воображение другого человека, зрителя или собеседника.Преподнести ему информацию, сделать ему интересно.Некоторые пользуются этим для обмана.

Развить воображение помогает «рисование умом», простейшие медитации.Для них желательно присутсивие другого человека, чтеца и ведущего.Он будет под спокойную музыку читать текст, который необходимо представить.На самом простом уровне поможет обычная аудиокнига.Требуется просто закрыв глаза максимально подробно представлять происходящее в произведении.Кто во что одет, кто как выглядит, как герои проявляют эмоции… И так далее.Другой вариант это слушать музыку, которая увлекает.Это важно.Например под классику такого рода достаточно легко представлять картины и эмоции и чувства, которые вложил в музыку автор.

Фантазия несколько не противоречит логике, она ее дополняет.Слишком механистичная и логичная теория не работает, если она не способна увлечь фантазию ее последователей, которые невольно наполняют ее уже своим эмоциональным и чувственным посылом.Даже у самых материалистичных теорий есть свои пылкие последователи.

И еще.Взрослые и зрелые люди, которые полностью пытаются отказаться от своего воображения… Просто разочаровались, неправильно его применяя.Да, вокруг много пиара и обмана.Но отказываясь от всего непроверяемого, что предлагает нам мир мы рискуем «выплеснуть с водой ребенка»… Если не врать самому себе и учиться понимать свое воображаемое и не смешивать его с реальностью, жизнь лишь становится богаче.Удачи вам Олег!

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здраствуйте, Олег.На такой красивый и сложный вопрос можно ответить на нескольких уровнях.Начнем со..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Воображение

…………………19……г.

Сегодня, по нездоровью Торцова, урок был назначен в его квартире. Аркадий Николаевич уютно рассадил нас в своем кабинете.

Вы знаете теперь, - говорил он, - что наша сценическая работа начинается с введения в пьесу и в роль, магического «если бы», которое является рычагом, переводящим артиста из повседневной действительности в, плоскость воображения. Пьеса, роль-это вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им. Подлинной «были», реальной действительности на сцене не бывает, реальная действительность не искусство. Последнему, по самой его природе, нужен художественный вымысел, каковым в первую очередь и является произведение автора. Задача артиста и его творческой техники заключается и том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль. В этом процессе огромную роль играет наше воображение. Поэтому стоит подольше остановиться на нем и приглядеться к его функции в творчестве.

Торцов указал на стены, увешанные эскизами всевозможных декораций.

Все это картины моею любимого молодого художника, уже умершего. Это был большой чудак: он делал эскизы для ненаписанных еще пьес. Вот, например, эскиз для последнего акта несуществующей пьесы Чехова, которую Антон Павлович задумал незадолго до своей смерти: затертая во льдах экспедиция, жуткий и суровый север. Большой пароход, стиснутый плывучими глыбами Закоптелые трубы зловеще чернеют на белом фоне. Трескучий мороз. Ледяной ветер вздымает снежные вихри Стремясь вверх, они принимают очертания женщины в саване. А тут фигуры мужа и любовника его жены, прижавшиеся друг к другу. Оба ушли от жизни и отправились в экспедицию, чтобы забыть свою сердечную драму.

Кто поверит, что эскиз написан человеком, никогда не выезжавшим за пределы Москвы и ее окрестностей! Он создал полярный пейзаж, пользуясь своими наблюдениями нашей зимней природы, тем, что знал по рассказам, по описаниям в художественной литературе и в научных книгах, по фотографическим снимкам. Из всего собранного материала создалась картина. В этой работе на долю воображения выпала главная роль.

Торцов подвел нас к другой стене, на которой была развешана серия пейзажей. Вернее, это было повторение одного и того же мотива: какого-то дачного места, но видоизмененного всякий раз воображением художника. Один и тот же ряд красивых домиков и сосновом бору - в разные времена года и суток, в солнцепек, в бурю. Дальше-тот же пейзаж, но с вырубленным лесом, с выкопанными на его месте прудами и с новыми насаждениями деревьев различных пород. Художника забавляло по-своему расправляться с природой и с жизнью людей. Он в своих эскизах строил и ломал дома, города, перепланировал местность, срывал горы.

Смотрите, как красиво! Московский Кремль на берегу моря! - воскликнул кто-то.

Все это тоже создало воображение художника.

А вот эскизы для несуществующих пьес из «межпланетной жизни», - сказал Торцов, подводя нас к новой серии рисунков и акварелей. - Вот здесь изображена станция для каких то аппаратов, поддерживающих сообщение между планетами. Видите: огромный металлический ящик с большими балконами и фигурами каких-то красивых, странных существ. Это вокзал. Он висит в пространстве. В окнах его видны люди - пассажиры с земли… Линия таких же вокзалов, уходящих вверх и вниз, видна в беспредельном пространстве: они поддерживаются а равновесии взаимным притяжением огромных магнитов. На горизонте несколько солнц или лун. Свет их создает фантастические эффекты, неведомые на земле. Чтоб написать такую картину, нужно обладать не просто воображением, а хорошей фантазией.

Какая же между ними разница? - спросил кто-то.

Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия - то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет.

А может, и будет! Как знать? Когда народная фантазия создавала сказочный ковер-самолет, кому могло прийти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах? Фантазия все знает и все может. Фантазия, как и воображение, необходима художнику.

А артисту? - спросил Шустов.

А для чего, по-вашему, артисту нужно воображение? - задал встречный вопрос Аркадий Николаевич.

Как для чего? Чтобы создавать магическое «если бы», «предлагаемые обстоятельства», - ответил Шустов.

Шустов молчал.

Все ли, что артистам нужно знать о пьесе, дает им драматург? спросил Торцов. - Можно ли на ста страницах полностью раскрыть жизнь всех действующих лиц? Или же многое остается недосказанным? Так, например: всегда ли и достаточно ли подробно говорит автор о том что было до начала пьесы? Говорит ли он исчерпывающе о том, что будет по окончании ее, о том, что делается за кулисами, откуда приходит действующее лицо, куда оно уходит? Драматург скуп на такого рода комментарии. В его тексте значится лишь: «Те же и Петров» или: «Петров уходит». Но мы не можем приходить из неведомого пространства и уходить в него, не задумываясь о целях таких передвижений. Такому действию «вообще» нельзя поверить. Мы знаем и другие ремарки драматурга: «встал», «ходит в волнении», «смеется», «умирает». Нам даются лаконические характеристики роли, вроде: «Молодой человек приятной наружности. Много курит».

Но разве этого достаточно, для того чтобы создать весь внешний образ, манеры, походку, привычки? А текст и слова роли? Неужели их нужно только вызубрить и говорить наизусть?

А все ремарки поэта, а требования режиссера, а его мизансцены и вся постановка? Неужели достаточно только запомнить их и потом формально выполнять на подмостках?

Разве все это рисует характер действующего лица, определяет все оттенки его мыслей, чувств, побуждений и поступков?

Нет, все это должно быть дополнено, углублено самим артистом. Только тогда все данное нам поэтом и другими творцами спектакля оживет и расшевелит разные уголки души творящего на сцене и смотрящего в зрительном зале. Только тогда сам артист сможет зажить всей полнотой внутренней жизни изображаемого лица и действовать так, как повелевает нам автор, режиссер и наше собственное живое чувство.

Во всем этой работе нашим ближайшим помощником является воображение, с его магическим «если бы» и «предлагаемыми обстоятельствами». Оно не только досказывает то, чего не досказали автор, режиссер и другие, но оно оживляет работу всех вообще создателей спектакля, творчество которых доходит до зрителей прежде всего через успех самих артистов.

Понимаете ли вы теперь, как «важно актеру обладать сильным и ярким воображением: оно необходимо ему в каждый момент его художественной работы и жизни на сцене, как при изучении, так и при вое произведении роли».

В процессе творчества воображение является передовым, который ведет за собой самого артиста.

Урок был прерван неожиданным визитом известного трагика У……… гастролирующего сейчас в Москве. Знаменитость рассказывала о своих успехах, а Аркадий Николаевич переводил рассказ на русский язык. После того как интересный гость уехал, а Торцов проводил его и вернулся к нам, он сказал, улыбаясь:

Конечно, трагик привирает, но, как вы видите, он увлекающийся человек и искренне верит тому, что сочиняет. Мы, артисты, так привыкли на сцене дополнять факты подробностями собственного воображения, что эти привычки переносятся нами со сцены в жизнь. Здесь они, конечно, лишние, но в театре необходимы.

Вы думаете, легко сочинять так, чтобы вас слушали с затаенным дыханием? Это тоже творчество, которое создается магическими «если бы», «предлагаемыми обстоятельствами» и хорошо развитым воображением.

Про гениев, пожалуй, не скажешь, что они лгут. Такие люди смотрят на действительность другими глазами, чем мы. Они иначе, чем мы, смертные, видят жизнь. Можно ли осуждать их за то, что воображение подставляет к их глазам то розовые, то голубые, то серые, то черные стекла? И хорошо ли будет для искусства, если эти люди снимут очки и начнут смотреть как на действительность, так и на художественный вымысел ничем не заслоненными глазами, трезво, видя только то, что дает повседневность?

Признаюсь вам, что и я нередко лгу, когда мне приходится как артисту или режиссеру иметь дело с ролью или с пьесой, которые меня недостаточно увлекают. В этих случаях я увядаю, и мои творческие способности парализуются. Нужна подстежка. Тогда я начинаю всех уверять, что увлечен работой, новой пьесой, и расхваливаю ее. Для этого приходится придумывать то, чего в ней нет. Эта необходимость подталкивает воображение. Наедине я не стал бы этого делать, но при других волей-неволей приходится как можно лучше оправдывать свою ложь, и давать авансы. А после нередко пользуешься своими же собственными вымыслами как материалом для роли и для постановки и вносишь их в пьесу.

Если воображение играет для артистов такую важную роль, то что же делать тем, у кого его нет? - робко спросил Шустов.

Надо развивать его или уходить со сцены. Иначе вы попадете в руки режиссеров, которые заменит недостающее вам воображение своим. Это значило бы для вас отказаться от собственного творчества, сделаться пешкой на сцене. Не лучше ли развить собственное воображение?

Это. должно быть, очень трудно! - вздохнул я.

Смотря по тому, какое воображение! Есть воображение с инициативой, которое работает самостоятельно. Оно разовьется без особых усилий и будет работать настойчиво, неустанно, наяву и во сне. Есть воображение, которое лишено инициативы, но зато легко схватывает то, что ему подсказывают, и затем продолжает самостоятельно развивать подсказанное. С таким воображением тоже сравнительно легко иметь дело. Если же воображение схватывает, но не развивает подсказанного, тогда работа становится труднее. Но есть люди, которые и сами не творят и не схватывают того, что им дали Если актер воспринимает из показанного лишь внешнюю, формальную сторону - это признак отсутствия воображения, без которою нельзя быть артистом.

С инициативой или без инициативы? Схватывает и развивает или не схватывает? Вот вопросы, которые не дают мне покоя. Когда после вечернего чая водворилась тишина, я заперся в своей комнате, сел поудобнее на диван, обложился подушками, закрыл глаза и, несмотря на усталость, начал мечтать. Но с первого же момента мое внимание отвлекли световые круги, блики разных цветов, которые появлялись и ползли в полной темноте перед закрытыми глазами.

Я потушил лампу, предполагая, что она вызывает эти явления.

«О чем же мечтать?» - придумывал я. Но воображение не дремало. Оно рисовало мне верхушки деревьев большого соснового леса, которые размеренно и плавно покачивались от тихого ветра.

Это было приятно.

Почудился запах свежего воздуха.

Откуда-то… в тишину… пробрались звуки тикающих часов.

…………………………………………………………………….

…………………………………………………………………….

…………………………………………………………………….

Я задремал.

«Ну, конечно! - решил я, встрепенувшись. - Нельзя же мечтать без инициативы. Полечу на аэроплане! Над верхушками леса. Вот я пролетаю над ними, над полями, реками, городами, селами… над… верхушками деревьев… Они медленно-медленно качаются… Пахнет свежим воздухом и сосной… Тикают часы…

…………………………………………………………………….

…………………………………………………………………….

Кто это храпит? Неужели я сам?! Заснул?.. Долго ли?..»

В столовой мели… передвигали мебель… Через занавески пробивался утренний свет.

Часы пробили восемь. Инициати…ва… а….. а…

…………………19……г.

Мое смущение от неудачи домашнего мечтания было так велико, что я не выдержал и все рассказал Аркадию Николаевичу на сегодняшнем уроке, происходившем в малолетковской гостиной.

Ваш опыт не удался потому, что вы допустили ряд ошибок, - сказал он мне в ответ на мое сообщение. - Первая из них была в том, что вы насиловали свое воображение, вместо того чтоб увлекать его. Вторая ошибка в том, что вы мечтали «без руля и без ветрил», как и куда толкнет случай. Подобно тому как нельзя действовать лишь для того, чтоб что-нибудь делать (действовать-ради самого действия), так точно нельзя и мечтать ради самого мечтания. В работе вашего воображения не было смысла, интересного задания, необходимого при творчестве. Третья ваша ошибка в том что ваши мечтания были не действенны, не активны. Между тем активность воображаемой жизни имеет для актера совершенно исключительное по важности значение. Воображение его должно толкать, вызывать сначала внутреннее, а потом и внешнее действие.

Я действовал, потому что мысленно летал над лесами с бешеной скоростью.

Разве когда вы лежите в курьерском поезде, который тоже мчится с бешеной скоростью, вы действуете? - спросил Торцов. - Паровоз, машинист вот кто работает, а пассажир пассивен. Другое дело, если бы во время хода поезда у вас был захватывающий деловой разговор, спор или вы составляли бы доклад, - тогда можно было бы говорить о работе и о действии. То же и в вашем полете на аэроплане. Работал пилот, а вы бездействовали. Вот если бы вы сами управляли машиной или если бы вы делали фотографические снимки местности, можно было бы говорить об активности. Нам нужно активное, а не пассивное воображение.

Как же вызвать эту активность? - допытывался Шустов.

Я расскажу вам любимую игру моей шестилетней племянницы. Эта игра называется «Кабы да если бы» и заключается в следующем: «Что ты делаешь?» - спросила меня девочка. «Пью чай».-отвечаю я, «А если б это был не чай. а касторка, как бы ты пил» Мне приходится вспоминать вкус лекарства. В тех случаях, когда мне это удается и я морщусь, ребенок заливается хохотом на всю комнату. Потом задается новый вопрос. «Где ты сидишь?» - «На стуле», отвечаю я. «А если бы ты сидел на горячей плите, что бы ты делал?» Приходится мысленно сажать себя на горячую плиту и с невероятными усилиями спасаться от ожогов. Когда это удается, девочке становится жалко меня. Она машет ручками и кричит: «Не хочу играть!» И если будешь продолжать игру, то дело кончится слезами. Вот и вы придумайте себе для упражнения такую игру, которая вызывала бы активные действия.

Мне кажется, что это примитивный, грубый прием, - заметил я. - Мне бы хотелось найти более утонченный.

Не торопитесь! Успеете! А пока довольствуйтесь простыми и самыми элементарными мечтаниями. Не торопитесь уноситься слишком высоко, а поживите с нами здесь, на земле, среди того, что вас окружает в действительности. Пусть эта мебель, предметы, которые вы чувствуете и видите, участвуют в вашей работе. Вот, например, этюд с сумасшедшим. В нем вымысел воображения был введен в реальную жизнь, нас тогда окружавшую. В самом деле: комната, в которой мы находились, мебель, которой мы забаррикадировали дверь, - словом, весь мир вещей остался нетронутым. Введен был лишь вымысел о несуществующем на самом деле сумасшедшем. В остальном же этюд опирался на нечто реальное, а не висел в воздухе.

Попробуем сделать аналогичный опыт. Мы сейчас и классе на уроке. Это подлинная действительность. Пусть комната, ее обстановка, урок, все ученики и их преподаватель остаются в том виде и состоянии, в котором мы теперь находимся. С помощью «если бы» я перевожу себя в плоскость несуществующей, мнимой жизни и для этого пока меняю только время и говорю себе: «Теперь не три часа дня, а три часа ночи». Оправдайте своим воображением такой затянувшийся урок. Это нетрудно. Допустите, что завтра у вас экзамен, а многое еще не доделано, вот мы и задержались в театре. Отсюда новые обстоятельства и заботы: домашние ваши беспокоятся, так как ввиду отсутствия телефона нельзя было их уведомить о затяжке работы. Один из учеников пропустил вечеринку, на которую его пригласили, другой живет очень далеко от театра и не знает, как без трамвая добраться домой, и так далее. Много еще мыслей, чувствований и настроений рождает введенный вымысел. Все это влияет на общее состояние, которое даст тон всему, что будет происходить дальше. Это одна из подготовительных ступеней для переживаний. В результате с помощью этих вымыслов мы создаем почву, предлагаемые обстоятельства для этюда, который можно было бы развить и назвать «Ночной урок».

Попробуем сделать еще один опыт: введем в действительность, то есть в эту комнату, в происходящий сейчас урок, новое «если бы». Пусть время суток останется то же - три часа дня, но пусть изменится время года, и будет не зима, не мороз в пятнадцать градусов а весна с чудесным воздухом и теплом. Видите, уже ваше настроение изменилось, вы уже улыбаетесь при одной мысли о том, что вам предстоит после урока прогулка за город. Решите же, что вы предпримете, оправдайте все это вымыслом. и получится новое упражнение для развития вашего воображения. Я даю вам еще одно «если бы»: время суток, года, эта комната, наша школа, урок остаются, но все переносится из Москвы в Крым, то есть меняется место действия за пределами этой комнаты. Там, где Дмитровка, - море, в котором вы будете купаться после урока. Спрашивается, как мы очутились на юге? Оправдайте это предлагаемыми обстоятельствами, каким хотите вымыслом воображения. Может быть, мы поехали на гастроли в Крым и там не прерывали наших систематических школьных занятий? Оправдайте разные моменты этой мнимой жизни соответственно с введенными «если бы», и вы получите новый ряд поводов для упражнений воображения.

Ввожу еще новое «если бы» и перевожу себя и вас на Крайний Север в то время года, когда там круглые сутки день. Как оправдать такое переселение? Хотя бы тем, что мы приехали туда на киносъемку. Она требует от актера большой жизненности и простоты, так как всякая фальшь портит ленту. Не все из вас сумеют обходиться без наигрыша, а потому мне, режиссеру, приходиться позаботиться о школьных занятиях с вами. Приняв каждый из вымыслов при помощи «если бы» и поверив им, спросите себя: «Что бы я стал делать при данных условиях?» Разрешая вопрос, вы тем самым возбудите работу воображения.

А теперь, в новом упражнении, мы сделаем все «предлагаемые обстоятельства» вымышленными. Из реальной жизни, нас теперь окружающей, оставим только эту комнату, и то сильно преображенную нашим воображением. Допустим, что все мы - члены научной экспедиции и отправляемся в далекий путь на самолете. Во время перелета над непроходимыми дебрями происходит катастрофа: мотор перестает работать, и аэроплан принужден опуститься в горной долине. Надо чинить машину. Эта работа задержит экспедицию на долгое время. Хорошо еще, что есть запасы продовольствия, однако они не слишком обильны. Надо добывать себе пропитание охотой. Кроме того. надо устроить какое нибудь жилище, организовать варку пищи, охрану на случай нападения туземцев или зверей. Так, мысленно, складывается жизнь, полная тревог и опасностей. Каждый из моментов ее требует необходимых, целесообразных действий, которые логически и последовательно намечаются в нашем воображении. Надо поверить в их необходимость. В противном случае мечтания потеряют смысл и привлекательность.

Однако творчество артиста не в одной внутренней работе воображения, но и во внешнем воплощении своих творческих мечтаний. Превратите же мечту в действительность, сыграйте мне эпизод из жизни членов научной экспедиции.

Где? Здесь? В обстановке малолетковской гостиной? - недоумевали мы.

Где же иначе? Не заказывать же нам специальную декорацию! Тем более, что у нас есть на этот случай свой художник. Он в одну секунду, бесплатно исполняет всякие требования. Ему ничего не стоит мгновенно превратить гостиную, коридор, залу во что нам заблагорассудится. Этот художник-наше собственное воображение. Дайте ему заказ. Решите, что бы вы стали делать после спуска аэроплана, если бы эта квартира была горной долиной, а этот стол - большим камнем. лампа с абажуром - тропическим растением, люстра со стеклышками - веткой с плодами, камин - заброшенным горном.

А коридор чем будет? - заинтересовался Вьюнцов.

Ущельем.

Во!.. - радовался экспансивный юноша- А столовая?

Пещерой, в которой, по-видимому, жили какие-то первобытные люди.

Это открытая площадка с широким горизонтом и чудным видом. Смотрите, светлые стены комнаты дают иллюзию воздуха. Впоследствии с этой площадки можно будет подняться на аэроплане.

А зрительный зал? - не унимался Вьюнцов.

Бездонная пропасть. Оттуда, так же, как и со стороны террасы, с моря, нельзя ждать нападения зверей и туземцев. Поэтому охрану надо ставить там, около дверей коридора, изображающего ущелье.

А что представляет собой самая гостиная?

Ее нужно отвести для починки аэроплана.

Где же сам аэроплан?

Вот он, - указал Торцов на диван. - Самое сиденье - место для пассажиров; оконные драпировки - крылья. Расправьте их пошире. Стол - мотор. Прежде всего надо осмотреть двигатель. Поломка в нем значительна. Тем временем другие члены экспедиции пусть располагаются на ночлег. Вот одеяла.

Скатерти.

Вот консервы и бочонок с вином. - Аркадий Николаевич указал на толстые книги, лежащие на этажерке, и на большую вазу для цветов. - Осмотрите комнату повнимательнее, и вы отыщете много предметов, необходимых в вашем новом быту.

Работа закипела, и скоро мы начали в уютной гостиной суровую жизнь задержавшейся в горах экспедиции. Мы ориентировались в ней, приспособились.

Нельзя сказать, что я поверил в превращение, - нет, я просто не замечал того, чего не надо было видеть. Нам некогда было замечать. Мы были заняты делом. Неправда вымысла заслонялась правдой нашего чувствования, физического действия и веры в них.

После того как мы довольно удачно сыграли заданный экспромт, Аркадий Николаевич сказал:

В этом этюде мир воображения еще сильнее вошел в реальную действительность: вымысел о катастрофе в горной местности втиснулся в гостиную. Это один из бесчисленных примеров того, как с помощью воображения можно внутренне перерождать для себя мир вещей. Его не надо отталкивать. Напротив, его следует включать в создаваемую воображением жизнь.

Такой процесс постоянно имеет место на наших интимных репетициях. В самом деле, мы составляем из венских стульев все, что может придумать воображение автора и режиссера: дома, площади, корабли, леса. При этом мы не верим в подлинность того, что венские стулья - это дерево или скала, но мы верим подлинности своего отношения к подставным предметам, если бы они были деревом или скалой.

…………………19……г.

Урок начался с маленького введения. Аркадии Николаевич говорил:

До сих пор наши упражнения по развитию воображения в большей или меньшей части соприкасались то с окружающим нас миром вещей (комната, камин, дверь), то с подлинным жизненным действием (наш урок). Теперь я вывожу работу из мира вещей, окружающих нас, в область воображения. В ней мы будем так же актиано действовать, но лишь мысленно. Отрешимся же от данного места, от времени, перенесемся в другую обстановку, хорошо нам известную, и будем действовать так, как нам подскажет вымысел воображения. Решите, куда бы вы хотели мысленно перенестись. - обратился ко мне Аркадий Николаевич. Где и когда будет происходить действие?

В моей комнате, вечером, - заявил я.

Отлично, - одобрил Аркадий Николаевич. - Не знаю, как вам, но мне было бы необходимо для того, чтобы почувствовать себя в воображаемой квартире, сначала мысленно подняться по лестнице, позвонить у входной двери, словом - совершить ряд последовательных логических действий. Подумайте о ручке двери, которую надо нажать. Вспомните, как она повертывается, как дверь отворяется и как вы входите в свою комнату. Что вы видите перед собой?

Прямо - шкаф, умывальник…

А налево?

Диван, стол…

Попробуйте пройтись по комнате и пожить в ней. Отчего вы поморщились?

Я нашел на столе письмо, вспомнил, что я еще на него не ответил, и мне стало стыдно.

Хорошо. По-видимому, вы теперь уже можете сказать: «Я есмь в своей комнате».

Что значит: «Я есмь»? - спрашивали ученики.

- «Я есмь» на нашем языке говорит о том, что я «оставил себя в центр вымышленных условий, что я чувствую себя находящимся среди них, что я существую в самой гуще воображаемой жизни, в мире воображаемых вещей и начинаю действовать от своего собственного имени, за свой страх и совесть. Теперь скажите мне, что вы хотите делать?

Это зависит от того, который теперь час.

Логично. Условимся, что теперь одиннадцать часов вечера.

Это то время, когда в квартире наступает тишина, - заметил я.

Что же вам захочется делать в этой тишине? - подталкивал меня Торцов.

Убедиться в том, что я не комик, а трагик.

Жаль, что вы хотите так непроизводительно тратить время. Как же вы будете убеждать себя?

Буду играть сам для себя какую-нибудь трагическую роль, - открывал я свои тайные мечты.

Какую же? Отелло?

О, нет. Над Отелло больше невозможно работать в моей комнате. Там каждый уголок толкает на повторение того, что уже много раз делалось раньше.

Так что же вы будете играть?

Я не отвечал, так как сам еще не решил вопроса.

Что вы делаете сейчас?

Я осматриваю комнату. Не подскажет ли мне какой-нибудь предмет интересную тему для творчества… Вот, например, я вспомнил, что за шкафом есть мрачный угол. То есть он сам по себе не мрачный, а кажется таким при вечернем освещении. Там вместо вешалки торчит крюк, словно предлагая свои услуги, чтобы повеситься. Так вот, если бы я в самом деле захотел покончить с собой, что бы я сейчас стал делать?

Что же именно?

Конечно, прежде всего пришлось бы искать веревку или кушак, поэтому я перебираю вещи на своих полках, в ящиках…

Да… Но оказывается, крюк прибит слишком низко. Мои ноги касаются пола.

Это неудобно. Ищите другой крюк.

Другого нет.

Если так, то не лучше ли вам остаться жить!

Не знаю, спутался, и воображение иссякло, - признался я.

Потому что сам вымысел нелогичен. В природе все последовательно и логично (за отдельными исключениями), и вымысел воображения должен быть таким же. Немудрено, что ваше воображение отказалось проводить линию без всякой логической посылки - к глупому заключению.

Тем не менее только что проделанный вами опыт мечтаний о самоубийстве выполнил то, что от него ждали: он наглядно демонстрировал вам новый вид мечтания. При этой работе воображения артист отрешается от окружающего его реального мира (в данном случае- от этой комнаты) и мысленно переносится в воображаемый (то есть в вашу квартиру). В этой воображаемой обстановке все вам знакомо, так как материал для мечтания был взят из вашего же ежедневного жизненного обихода. Это облегчило поиски вашей памяти. Но как быть, когда при мечтании имеешь дело с незнакомой жизнью? Это условие создает новый вид работы воображения.

Чтоб понять ее, отрешитесь снова от окружающей вас сейчас действительности и мысленно перенеситесь в другие, незнакомые, не существующие сейчас, но могущие существовать в реальной жизни условия. Например: едва ли кто-нибудь из здесь сидящих совершал кругосветное путешествие. Но это возможно как в действительности, так и в воображении. Эти мечтания нужно выполнять не „как-нибудь“, не „вообще“, не „приблизительно“ (всякое „как-нибудь“, „вообще“, „приблизительно“ недопустимы в искусстве), а во всех подробностях, из которых складывается всякое большое предприятие.

Во время дороги вам предстоит иметь дело с самыми разнообразными условиями, с бытом, обычаями чуждых стран и народностей. Едва ли вы найдете в своей памяти весь необходимый материал. Поэтому придется его черпать из книг, картин, снимков и иных источников, дающих знание или воспроизводящих впечатления других людей. Из этих сведений вы выясните, где именно вам придется мысленно побывать, в какое время года, месяца; где вам предстоит мысленно плыть на пароходе и где, в каких городах придется делать остановки. Там же вы получите сведения об условиях и обычаях тех или иных стран, городов и прочее. Остальное, чего недостает для мысленного создания кругосветного путешествия, пусть творит воображение. Все эти важные данные сделают работу более обоснованной, а не беспочвенной, какой всегда бывают мечтания „вообще“, приводящие актера к наигрышу и ремеслу. После этой большой предварительной работы можно уже составлять маршрут и пускаться в дорогу. Не забудьте только все время быть в контакте с логикой и последовательностью. Это поможет вам приблизить зыбкую, неустойчивую мечту к незыблемой и устойчивой действительности.

Переходя к новому виду мечтания, я имею в виду то обстоятельство, что воображению дано от природы больше возможностей, чем самой реальной действительности. В самом деле, воображение рисует то, что в реальной жизни неосуществимо. Так, например: в мечте мы можем переноситься на другие планеты и похищать там сказочных красавиц; мы можем сражаться и побеждать несуществующих чудовищ; мы можем спускаться на дно морское и брать себе в жены водяную царицу. Попробуйте все это проделать в действительности. Едва ли нам удастся найти в готовом виде материал для таких мечтаний. Наука, литература, живопись, рассказы дают нам лишь намеки, толчки, точки отправления для этих мысленных экскурсий в область несбыточного. Поэтому в таких мечтаниях главная творческая работа падает на нашу фантазию. В этом случае нам еще нужнее те средства, которые приближают сказочное к действительности. Логике и последовательности, как я уже говорил, принадлежит в этой работе одно из главных мест. Они помогают приближать невозможное к вероятному. Поэтому при создании сказочного и фантастического будьте логичны и последовательны.

Теперь, - продолжал Аркадий Николаевич после недолгого раздумья, - я хочу объяснить вам, что теми же этюдами, которые вы уже проделали, можно пользоваться в разных комбинациях и вариациях. Так, например, вы можете сказать себе: „Дай-ка я посмотрю, как мои товарищи-ученики, во главе с Аркадием Николаевичем и Иваном Платоновичем, ведут свои школьные занятия в Крыму или на Крайнем Севере. Дай-ка я погляжу, как они совершают свою экспедицию на аэроплане“. При этом вы отойдете мысленно в сторону и будете смотреть, как ваши товарищи жарятся на голице Крыма или мерзнут на севере, как они чинят поломанный аэроплан в горной долине или готовятся к защите от нападения зверей. В этом случае вы являетесь простым зрителем того, что рисует вам ваше воображение, и не играете никакой роли в этой воображаемой жизни.

Но вот вам захотелось самому принять участие я воображаемой экспедиции или в уроках, перенесенных на южный берет Крыма. „Как-то я выгляжу во всех этих положениях?“ - говорите вы себе и снова отходите в сторону и видите своих товарищей-учеников и себя самого среди них на уроке в Крыму или в экспедиции. На этот раз вы тоже являетесь пассивным зрителем.

В конце концов вам надоело смотреть на себя и захотелось действовать, для этого вы переносите в свою мечту себя и сами начинаете учиться в Крыму или на севере, а потом чините аэроплан или сторожите лагерь. Теперь в качестве действующего лица в воображаемой жизни вы уже не можете видеть себя самого, а видите то, что вас окружает, и внутренне отзываетесь на все совершающееся вокруг как подлинный участник этой жизни. В этот момент ваших действенных мечтаний в вас создается то состояние, которое мы называем „я есмь“.

…………………19……г.

Прислушайтесь к себе и скажите: что происходит в вас, когда вы, как на последнем уроке, думаете о школьных занятиях в Крыму? - спросил Аркадий Николаевич Шустова в начале сегодняшнего урока.

Что же во мне происходит? - задумался Паша. - Мне почему-то представляется маленький, плохонький номер в гостинице, открытое окно на море, теснота, много учеников в комнате и кто-то из них проделывает упражнения для развития воображения.

А что происходит внутри вас. - обратился Аркадий Николаевич к Дымковой, - при мысли о той же компании учеников, перенесенных воображением на далекий север?

Мне представляются ледяные горы, костер, палатка, мы все в меховой одежде…

Таким образом, - вывел заключение Торцов. - стоит мне назначить тему для мечтания, как вы уже начинаете видеть так называемым внутренним взоров соответствующие зрительные образы. Они называются на нашем актерском жаргоне видениями внутреннего зрения.

Если судить по собственному ощущению, то воображать, фантазировать, мечтать означает прежде всего смотреть, видеть внутренним зрением то, о чем думаешь.

А что происходило у вас внутри, когда вы мысленно собирались повеситься в темном углу вашей комнаты? - обратился Аркадий Николаевич ко мне.

Когда я мысленно увидел знакомую обстановку, во мне вмиг, возникли хорошо известные сомнения, которые я привык перерабатывать в себе в своем одиночестве. Почувствовав в душе ноющую тоску и желая избавиться от грызущих душу сомнений, я, от нетерпения и слабости характера, мысленно искал выхода в самоубийстве, - объяснял я с некоторым волнением.

Таким образом, - формулировал Аркадий Николаевич, - стоило вам увидеть внутренним взором знакомую обстановку, почувствовать ее настроение, и тотчас же в вас ожили знакомые мысли, связанные с местом действия. От мыслей родились чувство и переживания, а за ними и внутренние позывы к действию.

А что вы видите внутренним взором, когда вспоминаете об этюде с сумасшедшим? - обратился ко всем ученикам Аркадий Николаевич.

Я вижу малолетковскую квартиру, много молодежи, в зале - танцы, в столовой - ужин. Светло, тепло, весело! А там, на лестнице, у парадной двери - огромный, изможденный человек с растрепанной бородой, в больничных туфлях, в халате, прозябший и голодный, - говорил Шустов.

Разве вы видите только начало этюда? - спросив Аркадии Николаевич замолчавшего Шустова.

Нет, мне представляется еще и шкаф. который мы несли, чтоб забаррикадировать дверь. Помню еще, как я мысленно разговаривал по телефону с больницей, из которой бежал сумасшедший.

А еще что вы видите?

По правде говоря - больше ничего.

Нехорошо! Потому что с таким маленьким, клочковатым запасом материала видений не создашь непрерывной их вереницы для всего этюда. Как же быть?

Надо выдумывать, досочинять то, чего не хватает, - предложил Паша.

Да, именно, досочинять! Так нужно всегда поступать в тех случаях, когда автор, режиссер и другие творцы спектакля не досказали всего, что необходимо знать творящему артисту.

Нам нужна, во-первых, непрерывная линия „предлагаемых обстоятельств“, среди которых проходит жизнь этюда, а во-вторых, повторяю, нам нужна непрерывная вереница видений, связанных с этими предлагаемыми обстоятельствами. Короче говоря, нам нужна непрерывная линия не простых, а иллюстрированных предлагаемых обстоятельств. Поэтому запомните хорошенько, однажды и навсегда; в каждый момент вашего пребывания на подмостках, в каждый момент внешнего или внутреннего развития пьесы и ее действия артист должен видеть или то, что происходит вне его, на сцене (то есть внешние предлагаемые обстоятельства. созданные режиссером, художником и другими творцами спектакля), или же то, что происходит внутри, в воображении самого артиста, то есть те видения, которые иллюстрируют предлагаемые обстоятельства жизни роли. Из всех этих моментов образуется то вне, то внутри нас непрерывная бесконечная вереница внутренних и внешних моментов видений, своего рода кинолента. Пока длится творчество, она безостановочно тянется, отражая на экране нашего внутреннего зрения иллюстрированные предлагаемые обстоятельства роли, среди которых живет на сцене, на свой собственный страх и совесть, артист, исполнитель роли.

Эти видения создадут внутри вас соответствующее настроение. Оно окажет воздействие на вашу душу и вызовет соответствующее переживание.

Перманентный просмотр киноленты внутренних видений, с одной стороны, удержит вас в пределах жизни пьесы, а с другой - будет постоянно и верно направлять ваше творчество.

Кстати, но поводу внутренних видений. Правильно ли говорить, что мы ощущаем их внутри себя? Мы обладаем способностью видеть то, чего на самом деле нет, что мы себе лишь представляем. Не трудно проверить эту нашу способность. Вот люстра. Она находится вне меня. Она есть, она существует в материальном мире. Я смотрю и чувствую, что выпускаю на нее, если так можно выразиться, „щупальцы моих глаз“. Но вот я отвел глаза от люстры, закрыл их и хочу вновь увидеть ее - мысленно, „по воспоминанию“. Для этого необходимо, так сказать, втянуть в себя назад „щупальцы своих глаз“ и потом изнутри направить их не на реальный предмет, а на какой-то мнимый „экран нашего внутреннего зрения“, как мы называем его на своем актерском жаргоне.

Где же находится этот экран, или, вернее, где я его ощущаю - внутри или вне себя? По моему самочувствию, он где-то вне меня. в пустом пространстве передо мною. Сама кинолента точно проходит у меня внутри, а ее отражение я вижу вне себя.

Чтобы быть до конца понятым, скажу о том же другими словами, в другой форме. Образы наших видений возникают внутри нас, в нашем воображении, в памяти и затем уже как бы мысленно переставляются во вне нас, для нашего просмотра. Но мы смотрим на эти воображаемые объекты изнутри, так сказать, не наружными, а внутренними глазами (зрением).

То же самое происходит и а области слуха: мы слышим воображаемые звуки не наружными ушами, а внутренним слухом, но источники этих звуков, в большинстве случаев, мы ощущаем не внутри, а вне себя.

Скажу то же, но переверну фразу: воображаемые объекты и образы рисуются нам хотя и вне нас, но все же они предварительно возникают внутри нас, в нашем воображении и памяти. Проверим все это на примере.

Названов! - обратился ко мне Аркадий Николаевич. - Помните вы мою лекцию в городе……? Видите ли вы сейчас эстраду, на которой мы оба сидели? Чувствуете ли вы сейчас эти зрительные образы внутри или вне нас?

Я чувствую их вне себя, как и тогда в действительности, - отвечал я без раздумья.

А какими глазами вы смотрите сейчас на воображаемую эстраду внутренними или внешними?

Внутренними.

Только с такими оговорками и пояснениями можно принять термин „внутреннее зрение“.

Создать видения на все моменты большой пьесы Это страшно сложно и трудно! - испугался я.

- „Сложно и трудно“? - В наказание за эти слова потрудитесь рассказать мне всю вашу жизнь, с того момента, как вы себя помните, - неожиданно предложил мне Аркадии Николаевич.

Мой отец говаривал: „Детство вспоминается целым десятилетием, юность-по годам, зрелость-по месяцам, а старость - по неделям“.

Вот и я так же ощущаю свое прошлое. При этом многое из того, что запечатлелось, видится во всех мельчайших подробностях, например первые моменты с которых начинаются воспоминания моей жизни, - качели в саду. Они пугали меня. Так же четко вижу я многие эпизоды из жизни детской, в комнате матери, няни, на дворе, на улице. Новый этап - отрочество - запечатлелся во мне с особой четкостью, потому что он совпал с поступлением в школу. С этого момента видения иллюстрируют мне более короткие, но и более многочисленные куски жизни. Так большие этапы и отдельные эпизоды уходят в прошлое - от настоящего - длинной-длинной вереницей.

И вы ее видите?

Что вижу?

Непрерывную вереницу, создающуюся из этапов и эпизодов, тянущихся через все ваше прошлое.

Вижу, хотя и с перерывами. - признался я.

Вы слышали! - воскликнул победоносно Аркадий Николаевич. - В несколько минут Названов создал киноленту всей своей жизни и не может сделать того же в жизни роли для каких-нибудь трех часов, потребных для ее передачи на спектакле"

Да разве я вспомнил всю жизнь? Несколько ее моментов!

Вы прожили всю жизнь, и от нее остались воспоминания наиболее важных моментов. Проживите всю жизнь роли, и пусть от нее тоже останутся наиболее существенные, этапные моменты. Почему же вы считаете эту работу такой трудной?

Да потому, что подлинная жизнь сама, естественным путем, создает киноленту видений, а в воображаемой жизни роли надо это делать самому артисту, и это очень трудно и сложно"

Вы сами скоро убедитесь в том. что эта работа не так сложна в действительности. Вот если бы я предложил вам провести непрерывную линию не из видений внутреннего зрения, а из ваших душевных чувствований и переживаний, то такая работа оказалась бы не только „сложной“ и „трудной“, но и невыполнимой.

Почему? - не понимали ученики.

Да потому, что наши чувствования и переживания неуловимы, капризны, изменчивы и не поддаются закреплению, или, как мы говорим на нашем актерском жаргоне, „фиксированию, или фиксажу“. Зрение сговорчивее. Его образы свободнее и крепче запечатлеваются в нашей зрительной памяти и вновь воскресают в нашем представлении.

Кроме того, зрительные образы нашей мечты, несмотря на свою призрачность, все-таки реальнее, более ощутимы, более „материальны“ (если так можно выражаться о мечте), чем представления о чувствованиях, неясно подсказываемых нам нашей эмоциональной памятью.

Пусть же более доступные и сговорчивые зрительные видения помогают нам воскрешать и закреплять менее доступные. менее устойчивые душевные чувствования.

Пусть кинолента видений постоянно поддерживает в нас соответствующие настроения, аналогичные с пьесой. Пусть они, окутывая нас, вызывают соответствующие переживания, позывы, стремления и самые действия.

Вот для чего нам необходимы в каждой роли не простые, а иллюстрированные предлагаемые обстоятельства - заключил Аркадий Николаевич.

Значит, - хотел я договориться до конца, - если я создам внутри себя киноленту видений для всех моментов жизни Отелло и буду пропускать эту ленту на экране моего внутреннего зрения…

И если, - подхватил Аркадий Николаевич, созданная вами иллюстрация верно отражает предлагаемые обстоятельства и магическое „если бы“ пьесы, если последние вызывают в вас настроения и чувствования, аналогичные с таковыми же самой роли, то вы, вероятно, каждый раз будете заражаться от ваших видений и правильно переживать чувствования Отелло при каждом внутреннем просмотре киноленты.

Когда эта лента сделана, то пропускать ее не трудно. Весь вопрос в том, как ее создавать! - не сдавался я.

Об этом - а следующий раз, - сказал Аркадий Николаевич, вставая и уходя из класса.

…………………19……г.

Давайте мечтать и создавать киноленты! - предложил Аркадий Николаевич.

О чем же мы будем мечтать? - спрашивали ученики.

Я умышленно выбираю бездейственную тему, потому что действенная сама по себе может возбудить активность, без предварительной помощи процесса мечтания. Наоборот, малодейственная тема нуждается в усиленной предварительной работе воображения В данный момент меня интересует не сама активность, а подготовка к ней. Вот почему я беру наименее действенную тему и предлагаю вам пожить жизнью дерева глубоко вросшего корнями в землю.

Отлично! Я - дерево, столетний дуб! - решил Шустов. - Впрочем, хотя я это и сказал, но мне не верится, что это может быть.

В таком случае, скажите себе так: я - это я, но если бы я был дубом, если бы вокруг и внутри меня сложились такие-то и такие-то обстоятельства, то что бы я стал делать? - помогал ему Торцов.

Однако. - усомнился Шустов, - как же можно действовать в бездействии, неподвижно стоя на одном месте?

Да, конечно, вы не можете передвигаться с одного места на другое, ходить. Но кроме этого существуют другие действия. Чтоб вызвать их, прежде всего вам надо решить, где вы находитесь? В лесу, среди лугов, на горной вершине? Что вас больше взволнует, то и выбирайте.

Шустову мерещилось, что он дуб, растущий на горной поляне, где-то около Альп. Налево, вдали, высится замок. Кругом - широчайший простор. Далеко серебрятся снеговые цепи, а ближе - бесконечные холмы, которые кажутся сверху окаменелыми морскими волнами. Там и сям разбросаны деревушки.

Теперь расскажите мне, что вы видите вблизи?

Я вижу на самом себе густую шапку листвы, которая сильно шумит при колыхании сучьев.

Еще бы! У вас там, наверху, часто бывает сильный ветер.

Я вижу на своих сучьях гнезда каких-то птиц.

Это хорошо при вашем одиночестве.

Нет, хорошего тут мало. С этими птицами трудно ужиться. Они шумят крыльями, точат клювы об мой ствол и иногда скандалят и дерутся. Это раздражает… Рядом со мной течет ручей - мой лучший друг и собеседник. Он спасает меня от засухи, - фантазирует дальше Шустов.

Торцов заставил его дорисовать каждую деталь в этой воображаемой им жизни.

Затем Аркадий Николаевич обратился к Пущину, который, не прибегая к усиленной помощи воображения, выбрал самое обыденное, хорошо знакомое, что легко оживает в воспоминании. Воображение у него мало развито. Он представлял себе дачу с садом в Петровском парке.

Что вы видите? - спрашивал его Аркадий Николаевич.

Петровский парк.

Всего Петровского парка сразу не охватишь. Выберите какое-нибудь определенное место для своей дачи… Ну, что вы перед собой видите?

Забор с решеткой.

Пущин молчал.

Из какого материала сделан этот забор?

Из материала?… Из гнутого железа.

С каким рисунком? Набросайте мне его.

Пущин долго водил пальцем но столу, причем видно было, что он впервые придумывал то, о чем говорил.

Не понимаю! Нарисуйте яснее. - выжимал Торцов до конца его зрительную память.

Ну, хорошо… Допустим, что вы это видите… Теперь скажите мне, что находится за забором?

Проезжая дорога.

Кто же по ней ходит и ездит?

Дачники.

Извозчики.

Ломовые.

А еще кто проезжает по шоссе?

Верховые.

Может быть, велосипеды?

Вот, вот! велосипеды, автомобили…

Ясно было, что Пущин даже не пытался тревожить свое воображение. Какая же польза от такого пассивного мечтания, раз что за ученика работает учитель?

Я высказал свое недоумение Торцову.

Мы, все без исключения, способны без подготовки лёгко создать и визуализировать самый сложный сценарий в наших разумах. За эти годы я опросил много людей, которые утверждали, что они не могут визуализировать, бывает ли так, что они когда-либо вспоминают, фантазируют, мечтают, или воображают вещи. Ответ всегда был: "Да!" Безусловно, каждый способен к использованию воображения, чтобы построить сложные и детальные фантазии в воображении. Так давайте попробуем прямо сейчас: Говорим "воображение" - подразумеваем визуализация. Говорим "визуализация" - подразумеваем воображение. Воображение и визуализация - близнецы-братья. И ни одно, ни другое не является действительно визуальной способностью.

Визуализация не является визуальной способностью. Вы фактически не видите то, что Вы визуализируете - так же, как Вы фактически не можете видеть ваше воображение или фантазию. Истинная визуализация - чистое воображение . Воображение - генератор всех мечтаний и фантазий, новых переживаний, воспоминаний или какого-либо вымысла на основе памяти. Действительно: Вы не можете видеть воспоминания или создания фантазии. Но они настолько яркие и реалистичные, что неотличимы от более визуальных созданий воображения. Мысленное воображение и мысленная визуализация - термины намного более пригодные и работоспособные при использовании воображения для строительства детальных фантазий или визуализаций.

Память играет важную роль в конструктивном воображении. Воображение базируется на памяти. Если Вы когда-либо теряли что-нибудь, Вы, вероятно, пробовали воссоздать ваши предыдущие действия в уме, чтобы вспомнить, где Вы это потеряли. Вы воспроизводили их, используя воображение, прорабатывая все ваши действия шаг за шагом. Это - совершеннейшая визуализация, мысленная визуализация, основанная полностью на памяти.

Типичный пример: встаньте и сходите на кухню, сделайте глоток воды и вернитесь. Когда Вы будете это делать, тщательно принимайте во внимание всё, что Вы делаете, видите и чувствуете по пути. Потом сядьте, закройте глаза и расслабьтесь. Вспомните всё, что Вы только что сделали, с самого начала, и восстановите эту последовательность действий в вашем разуме - в вашем воображении. Важно ощущать всё так, как будто Вы фактически делаете это. Это очень похоже на создание фантазии, основанной на событиях реальной жизни.

Вспомните, как Вы вставали со стула, как выглядела комната, как она двигалась вокруг Вас, когда Вы повернулись; вспомните ваши шаги, когда Вы шли в кухню, что Вы видели и чувствовали, когда Вы пришли, и как выглядела и ощущалась ваша рука, когда она протянулась к стакану; вспомните, как вода заполняла желудок, вспомните, какой был вкус у воды, и как она пахла и ощущалась, вспомните, как ставили стакан, шли назад на ваше прежнее место и садились снова. Сделайте это в реальном времени, займите примерно такой же отрезок времени, чтобы воссоздать это в воображении, сколько реально требуется, чтобы сделать это.


Вы не можете фактически видеть эти действия, но Вы легко можете вспомнить их и почувствовать. Это очень похоже на обычную фантазию, которую Вы создали в воображении. Вы можете почти видеть хорошую фантазию, настолько она может быть реальна. Фантазии строятся воображением. Сегодня это чаще называют визуализацией.

Снова расслабьтесь и закройте глаза, попробуйте построить полностью вымышленный сценарий в вашем воображении, взяв все необходимые элементы из памяти. Вспомните, на что похоже, расчёсывание волос. Репетируйте эти действия в вашем разуме, в вашем воображении, предварительно фактически не выполняя эти действия. Вообразите, что перед Вами стол с расчёской на нём. Тщательно прочувствуйте , как тянетесь (фактически не перемещая вашу руку), берёте воображаемую расчёску, медленно поднимаете её к голове и расчёсываете волосы. Полностью чувствуйте траекторию движения вашей руки, в вашем воображении. Чувствуйте, как рука много раз прочёсывает расческой волосы, фактически не перемещая руку. Это - только конструктивное воображение (фантазия или визуализация). Наконец возвратите воображаемую расчёску на воображаемый стол.

Вы должны чувствовать все эти движения, когда делаете их в воображении. Не пытайтесь видеть их, вообразите и почувствуйте . Может помочь, если Вы представите, что используете руки вашего проецированного двойника и поручаете ему выполнить эти действия.

Вы только что успешно создавали чисто воображаемую конструкцию (сложная фантазия или визуализация) в вашем воображении. Любая визуализация или осуществление воображения, независимо от того, насколько оно длинное и детальное, являются просто расширенным вариантом того, что Вы только что сделали в этих двух упражнениях.

Последняя конструктивная тренировка воображения: закрыв глаза, вспомните, как испытывали желание пробежаться босиком по красивой лужайке, окружённой деревьями, кустами и цветами в прекрасный солнечный день. Постройте это из ваших воспоминаний в вашем воображении, как будто это ваше создание существует самостоятельно. Вспомните время, когда Вы фактически делали нечто подобное, или вспомните подходящую сцену из кино.

Почувствуйте, как Вы идёте поперёк лужайки к массивному древнему дереву с тяжёлыми, покрытыми листвой ветвями, свисающими с него вниз. Некоторые из этих ветвей касаются земли. Вообразите, как дерево, становится всё больше и больше, по мере приближения к нему. Пройдите через маленький просвет в ветвях, теперь Вы двигаетесь в успокоительную тень под покров его ветвей, покрытых листвой. Вы стоите в скрытой нише за ветвями. Вы можете понюхать живую древесину и листья дерева, вперемешку с мягкими земляными запахами мха, коры, опавших листьев, и сырой земли.

Обходя большой древний ствол, Вы видите форму удобного стула, образованного из дерева и его массивных корней. Мягкий зеленый мох - везде, и Вы можете чувствовать его приятную мягкость под ногами. Двигаясь по нему, Вы садитесь в этот стул и расслабляетесь. Наклоняясь назад, закидываете руки за голову, закрываете глаза и слушаете, чувствуете и нюхаете скрытый мир вокруг Вас. Вы слышите ветер, мягко шепчущий и бормочущий сквозь ветви. Вы слышите трепетание маленьких птиц, посвистывание и жужжание насекомых, гудящих вокруг, щебечущих и зовущих друг друга. Посидите некоторое время, почувствуйте себя полностью расслабленным, в мире с миром, и пусть при этом все ваши заботы и проблемы горят синим пламенем.

Вы только что успешно воссоздали детальную сцену фантазии в вашем воображении. Она была полна действий, достопримечательностей, звуков, запахов и тактильных восприятий, основана полностью на вашей памяти и воображении. Это - то, что Вы должны сделать во время любой ведущей медитации, в которой Вас ведёт голос по сценарию фантазии, в то время как музыка и спецэффекты стимулируют ваше воображение и транспортируют туда ваш разум. Вы фактически не видите то, что Вы визуализируете или воображаете, но всё равно Вы можете генерировать детальное восприятие внутреннего взора.


Существование свободной воли вопросов не вызывает. Вы - мыслящее существо, способное делать выбор. Более того, вся ваша жизнь - непрерывный процесс сознательного выбора. Вопрос заключается не в противопоставлении свободной воли и предначертанной судьбы, а в том, как то, что выбираете, согласуется с вашей способностью поступательно двигаться в сторону исполнения ваших желаний. В этой книге под намерением мы понимаем не просто сильное желание, подкрепляемое твердой решимостью. Пытаться достигать своих целей за счет непреклонной воли и решимости - значит делать своей руководящей силой эго. «Я добьюсь своего, я никогда не отступлю». Замечательно, но это не воссоединяет вас с намерением. Ваша сила воли значительно уступает по эффективности вашему воображению, которое является звеном, связующим вас с силой намерения. Воображение - это движение универсального разума внутри вас. Ваше воображение создает внутренний образ, который позволяет вам участвовать в акте творения. Это невидимое звено, соединяющее вас с проявлением вашей судьбы.

Попробуйте представить, будто вы принуждаете себя делать то, чему противится ваше воображение. Ваша воля является частью вашего эго и верит, что вы отделены от других людей, отделены от своих целей и желаний и отделены от Бога. Она также верит, что ваше имущество, ваши достижения, ваша репутация составляют вашу сущность. Воля эго хочет, чтобы вы постоянно приобретали все новые свидетельства вашей значимости. Она подталкивает вас постоянно доказывать ваше превосходство и приобретать вещи, за которыми вы готовы охотиться со всей решимостью, забыв обо всем другом. С другой стороны, ваше воображение есть концепция Духа внутри вас. Это

Бог внутри вас. Почитайте, что писал об этом Уильям Блейк в своей поэме «Иерусалим». Он верил, что благодаря воображению мы можем иметь все, чего желаем.


Я без отдыха бьюсь над великой задачей!

Открыть Вечный Мир,

Повернуть человеческий взор

В Мир Мысли,

Вечно расширяющийся

В Лоне Господа,

В мир Человеческого Воображения.


Теперь вернемся к идее принуждения себя делать то, чему противится ваше воображение. В качестве примера мне на ум приходит хождение по раскаленным углям. Вы можете силой воли заставить себя пройтись по ним, но, если вы полагаетесь только на силу воли, дело кончится сильными ожогами. Но когда вы воображаете себя защищенным Божьей силой - говоря словами Блейка, ощущаете себя в Лоне Господа - и видите в себе еще что-то помимо тела, вы сможете идти по углям, не причиняя себе вреда. Воображая себя невосприимчивым к жару раскаленных углей, вы начинаете ощущать себя бестелесным. Вы представляете себя сильнее огня. Ваш внутренний образ чистоты и защищенности позволяет вам пройтись по углям и не обжечься. Именно ваше воображение обеспечивает вам безопасность. Без него вы бы неминуемо обожглись!

Я вспоминаю, как впервые в жизни пробежал марафонскую дистанцию - 42 километра. Отнюдь не одна сила воли помогла мне бежать без остановки три с половиной часа. Главную роль сыграло воображение. Я настроился на внутренний образ и тогда уже усилием воли заставил свое тело проявить его возможности до предела. Без этого образа мне бы не хватило никакой силы воли, чтобы выдержать это испытание.

И так во всем. Когда вы волевым решением принуждаете себя быть счастливыми, успешными, богатыми, знаменитыми, эти идеи рождаются из эго, будучи проявлением чрезмерного самолюбия. Во имя этой силы воли люди бегут по головам тех, кто встречается на их пути, они мошенничают, крадут, обманывают, стараясь реализовать свое намерение. Такая практика в конечном счете ведет к краху. Вы можете достичь физической цели, которую наметили для себя. Однако ваше воображение, то место в нас, где и протекает ваша истинная жизнь, не позволит нам достичь душевного покоя.

В своей работе я всегда ставлю силу воображения выше силы воли. Например, я вижу себя закончившим эту книгу. Такое мышление от результата побуждает меня вести себя так, словно всего, чего я хотел бы достичь, я уже добился. Мое кредо - каким себя вообразишь, таким и станешь, и этот образ помогает мне в любых ситуациях. Я заканчиваю начатую книгу не благодаря колоссальной силе воли. Это означало бы, что все делаю я сам, тело по имени Уэйн Дайер, в то время как мое воображение не имеет ни телесной оболочки, ни имени. Мое воображение - это моя собственная копия силы намерения. Оно обеспечивает меня всем необходимым, позволяет мне в эту самую минуту сидеть и писать, направляет ручку в моей руке, заполняет все пустоты. Не я, Уэйн Дайер, превращаю эту книгу в реальность своей волей. Мой внутренний образ настолько ясен и точен, что материализуется сам. В древности божественный Гермес (Имеется в виду мифический Гермес Трисмегист (он же греческий бог Гермес, он же египетский бог Тот), которого алхимики и мистики считают автором «Герметического корпуса» (собрания метафизических книг, написанных на рубеже повой эры). - Прим. перев. ) писал:


То, что ЕСТЬ, явлено;

То, что было, и то, что будет, не явлено, но и не мертво;

Потому что душа, вечный промысел Божий, оживляет всё.


Над этими важными словами следует поразмыслить, если вы хотите восстановить свою связь с силой намерения и обрести возможность воплощать все, что создается в вашем воображении. Вы, ваше тело и ваше эго не способны что-либо создать и оживить. Отставьте свое эго в сторону. Поймите меня правильно. Цель в жизни и решимость, чтобы ее достичь, иметь необходимо, но избавьтесь от иллюзии, что вы воплощаете свои желания в жизнь усилием воли. Я хочу сконцентрировать ваше внимание на воображении, чтобы вы увидели все свои цели и всю свою деятельность с помощью воображения, которое направляет, поддерживает, даже подталкивает вас в направлении того, что было назначено вам намерением, пока вы были еще в неявленном состоянии. Вы должны стремиться к совпадению энергетических частот вашего воображения и Источника Созидания.

Ваше воображение позволяет вам сказочную роскошь - мыслить от результата. Того, кто мыслит подобным образом, ничто не может остановить. Вы сами создаете условия для исполнения своих желаний и преодолеваете все ограничения и барьеры. Воображайте свою цель и будьте абсолютно уверены, что она уже существует в материальном мире и что вы имеете возможность пользоваться любыми ресурсами всемогущего Источника, чтобы сделать свое желание осязаемым. Поскольку Источник имеет семь прекрасных ликов, вы тоже должны примерить эти лики на себя: только так вы сможете стать сотворцом того, что вам предназначено.

Оставайтесь равнодушными к сомнениям и зову воли. Будьте уверены, что, всецело полагаясь на воображение, сможете материализовать свои образы. Воссоединение с намерением предполагает проявление вами тех же семи качеств, которые использует создающий все сущее Источник, превращая неявленное в явленное. Если воображение помогает Богу, вам оно тоже поможет. Что Бог воображает реальным, то и становится реальностью. Такой должна быть и ваша стратегия.



| |