Как управлять собой в стрессовых ситуациях. Управление стрессами в менеджменте — теория и практика. Стратегия управления стрессом: пошаговое руководство

Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы. В даже хорошо управляемой организации возникают ситуации, которые негативно действуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс может стать разрушительным для лица, а соответственно, для организации. Таким образом, руководитель должен это понимать и научиться нейтрализовать стрессовые ситуации для обеспечения полной эффективности деятельности организации.

Стресс - эмоциональное состояние организма, который обусловлен чрезмерным давлением на личность и впоследствии осуществляет на нее деморализующее действие. Например: ситуация дефицита времени; одновременно большое количество событий или информации, которую не в состоянии оценить и принять человек; неприятное событие в семье и др. Стресс - это обязательный компонент человеческой деятельности.

Заметим, что стресс характеризуется наличием трех фаз; тревоги, сопротивления и истощения.

Люди по-разному переносят на себе названные фазы стресса, зависит как от их личных, так и от многих других факторов: одни проявляют реакцию соперничества и борются с ним, другие - идут.

В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологическими и психологическими. Тип стресса, который имеет отношение к руководителям характеризуется чрезмерными психологическими или физиологическими напряжениями .

Физиологические стрессы возникают, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций. Результаты таких стрессов - болезни (язва желудка, мигрень, гипертония, боли в сердце и спине, артрит, астма и др.).

Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не поспевает принять решение и др. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к неправильному выполнению обязанностей. Руководителю важно проявлять заботу о рациональной организации труда подчиненных, созданию и укреплению морально-психологического климата в коллективе, что в значительной степени позволит исключать стрессовые ситуации. Эмоциональные стрессы проявляются в ситуациях угроз, опасности, образ. Человек становится раздражительным, теряет аппетит, впадает в депрессию, снижается ее интерес к общению. Основными причинами стресса являются следующие : организационные факторы - перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий;

конфликт ролей, когда к работнику предъявляют противоречивые требования к работе, или дают задачи, выходящие за пределы его служебных обязанностей;

неопределенность роли в будущем, когда лицу неопределенные обязанности ее работы, кому она подчинена и какие у нее есть права;

обязательность, повышенная ответственность перед людьми, а также участие в собрании и совещаниях, насыщенные в организации;

ответственность за выполнение задания, особенно в условиях неопределенного будущего;

постоянные изменения, необходимость приспосабливаться к быстрым технологическим изменениям, полученная новых навыков, выполнение дополнительных обязанностей;

взаимоотношения с подчиненными - неумение управлять критически настроенным или незгуртованим коллективом, трудности в оппонирование власти;

взаимоотношения с коллегами - нездоровая конкуренция и соперничество, недостаточная поддержка коллективом, трудности в достижении сотрудничества;

ненадежность рабочего места, связанное с опаской сокращение штатов, старением, досрочной пенсии;

чувства, вызванные работой или карьерой - разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив, медленное продвижение по службе;

влияние организации, связанный с напряженным климатом, авторитарным стилем руководства, недостатком информации, недостаточным участием в трудовом процессе;

внешнее воздействие, включающий; конфликт требований организации и семьи; домашние проблемы; отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки.

Указанные причины могут комбинироваться различным способом, быть острыми для руководителей, которые имеют давление сверху и снизу. Положительные жизненные события могут также вызвать большой стресс.

Стресс, наряду с негативным, может осуществлять и положительное влияние, состоящий в том, что способствует мобилизации усилий человека для выполнения работы. Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен учиться управлять ими.

Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации в целях адаптации человека к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом .

Руководители должны учиться управлять стрессом и использовать для этого следующие способы :

разработать систему приоритетов в своей работе (что сделать "сегодня", "завтра", "когда придет время...");

научиться говорить "нет", когда достигнут предел напряжения, после которой невозможно брать дополнительную нагрузку;

наладьте эффективные и прочные взаимоотношения с вашим руководителем, научите руководителя уважать Ваше рабочую нагрузку;

не соглашайтесь с руководителем, который выставляет противоречивые требования (не трогайте агрессивную позицию, просто объясните, какие конкретные проблемы становятся для Вас противоречивыми)

сообщите руководителю, что Вы не уверены относительно ряда задач, но не становитесь в позу жалобщика;

определите цель своей карьеры, которая по Вашему самооценка реальная, проверьте которых способностей и квалификации Вам недостает;

найдите время каждый день для отключения и отдыха;

выделите время для расслабления, когда Вы находитесь под убыточным давлением;

реально смотрите на то, что можете достичь и сделать;

следуйте режима питания и занимайтесь физкультурой.

Для достижения высокой производительности труда и низкого уровня стресса необходимо :

определить обоснованный объем и тип работы подчиненным относительно их способностей;

позволять подчиненным отказываться от поручений, если на это у них есть достаточно оснований;

четко определить конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных задач;

используйте стиль лидерства в зависимости от конкретной ситуации;

обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу; чаще выступать в роли наставника.

Одной из насущных задач современного менеджмента является поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера - это его способность сознательно противостоять длительном стресса. Известно, что при длительном пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровье.

Нужно знать, что стресс - это также и необходимое условие жизнедеятельности. Известный канадский физиолог Ганс Салье, который впервые описал стресс, считает, что жизнь без стресса не мыслимо. Негативные последствия имеет не сам стресс, а дистресс как его составная часть, которого и следует избегать.

Все, что связано с дистресс несет в нашу жизнь болезни, депрессию, одиночество, определенные функциональные неврозы, в то время как эйфорическое стресс означает здоровье, удовольствие, счастье.

Принципы мудрого отношения к жизни (по Г. Салье) уметь отличать главное от второстепенного;

знать степень влияния на события, то есть знать реальную оценку как собственных возможностей так и ситуации, в которой мы находимся; уметь подходить к проблеме с разных сторон; готовить себя к любым неожиданным событиям;

воспринимать деятельность такой, какой она есть в реальности, а не в нашем воображении;

стараться понять других;

уметь приобретать положительный опыт по тому, что происходит; "Заслужить любовь ближнего" .

стресс рабочий коллектив психическое равновесие

«Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни». Ганс Селье

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом организации.

Методы управления стрессом разнообразны, освоение этих методов и умение применять их на практике существенно поможет вам в борьбе с таким распространенным явлением, как стресс.

Борьба со стрессом или игнорирование его - не лучший способ самопомощи, лучше управлять стрессом, используя его в своих целях. Таким образом мы лишь загоняем проблему внутрь, предоставляя ей полную свободу действий. Необходимо осознать тот факт, что стресс является неизбежным компонентом жизни современного человека, и научиться справляться с ним.

Оказывается, что стать неуязвимым для стресса вполне по силам каждому страждущему, однако путь к этому лежит в неожиданном направлении. Для того, чтобы решить подобную проблему, человек должен научиться избавляться от пережитков собственного прошлого, от своих детских недостатков. И как бы неожиданно это ни прозвучало, именно в детстве лежат корни тех проблем, с которыми человек будет сталкиваться на протяжении своей взрослой жизни. Эти детские реакции, которые сохраняются в дальнейшем на всю жизнь, называются психологической защитой. Перечислим вкратце ее разновидности.

I. Стремление человека переложить на других вину и ответственность за свои собственные ошибки.

II. Попытка найти утешительное объяснение происшедшим огорчительным событиям. Иными словами, попытка человека убедить самого себя, что произошло именно то, что все равно должно было произойти - причем именно с ним и именно подобным образом.

III. Примеривание на себя чужой роли, игра в кого-то, более сильного, более привлекательного, более удачливого...

IV. Вымещение своего недовольства не на истинном виновнике, а на ком-то другом, более слабом или уязвимом.

V. Огульное отрицание всего, что не совпадает с собственным мнением.

VI. Фантазирование - наиболее безобидный и в то же время самый "детский" вариант защиты.

Нетрудно видеть, что все перечисленные психологической защиты представляют собой своеобразные "детские игры" взрослых людей, которые порой не только не способны разрешить жизненную проблему, а напротив, усугубляют ее. Для того же, чтобы поставить стрессам надежный заслон, нужно заменить эти ненадежные, по сути детские способы защиты более зрелыми и эффективными. И конечно, как подсказывает банальный здравый смысл, лучший путь "снятия", демонтажа старых защит и замены их новыми - обратиться к специалисту.

Существует два уровня управления стрессами.

Первый - на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, заключается в выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (2-3 раза в неделю после работы) с использованием аудиокассет под управлением психолога. Проводятся также коммуникативные тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, овладение навыками снятия напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряженности в коллективах, укреплению связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить свои силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано в последние годы на предприятиях стран Западной Европы и США.

Например, в Швеции закон 1991 года о «Производственное среду» поощряет работников менять свою рабочую обстановку, приспосабливать ее для себя, а администрации предлагается во всем им помогать. В этих странах профессиональный стресс рассматривается в контексте общей обстановки на фирме и в обществе. Во многих программах на первое место ставится задача уменьшения стресса за счет лучшей организации труда, изменения характера труда, установления реальных плановых заданий, улучшения личных взаимоотношений в организациях, создания небольших рабочих групп. Американские компании все чаще сталкиваются с требованиями о выплате компенсаций за «профессиональный» стресс и достаточно часто их выплачивают. Если в 1983 году из всех судебных исков, предъявленных фирмам, 15% касались платы за профессиональный риск, то в 1993 году их количество составляло уже 40%, а удовлетворяются эти иски в два раза чаще, чем иски по поводу ущерба здоровью.

Второй уровень управления стрессом осуществляется на уровне отдельной личности. Этот способ заключается в том, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов.

Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы.

Методы управления стрессом.

Стресс от работы проявляет себя во многих различных формах и затрагивает всех по-разному. Для примера, к незначительным источникам напряжения можно отнести неработающее оборудование. Однако главными источниками стресса являются: слишком большое количество работы, неэффективное производство, боязнь увольнения, или напряженные отношения с боссом.

Обычно эти основные источники стресса, приводят людей к моральному истощению, делая их несчастными и менее производительными в своей работе. Рабочий стресс может затронуть также ваше здоровье и домашнюю жизнь. Низкие уровни напряжения не столь заметны; чуть более высокие уровни могут быть положительными и заставить вас действовать творческими и более изобретательными способами; а высокие же уровни стресса являются вредными, что может привести к хронической болезни.

Вот несколько путей для снижения стрессовой нагрузки:

Встречайтесь с человеком, который контролирует вашу работу, по крайней мере, один раз в год (лучше каждые 3 или 6 месяцев), поговорите с ним о своей деятельности и работе.

Обсудите следующее:

· Что ожидается от меня в этой должности?

· В каком направлении идет компания, и как я вписываюсь в этот план?

· Как я работаю? Каковы мои силы? Области для улучшения?

· Что мне от вас ожидать, в том случае, если появятся проблемы в моей работе?

К основным методам управления стрессом можно отнести коучинг руководства, антистрессовые корпоративные тренинги, организационное поведение.

Коучинг руководства

Наиболее подходящим инструментом управления стрессом для первых лиц компании является коучинг.

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

Роль коуча-консультанта заключается в том, чтобы помочь руководителю увидеть плюсы и минусы необходимых управленческих решений, активизировать жизненные стратегии, которые помогали добиться успеха в прошлом, отбросить или скорректировать стратегии, неэффективные в сложившейся стрессовой ситуации.

Корпоративные тренинги

Это наиболее распространенный способ управления стрессом в рамках отдела или компании. Чтобы провести антистрессовый тренинг, сначала нужно проанализировать ситуацию, выявить основные проблемы и определить результаты, которые предполагается достичь в ходе тренинга. Затем составляется и согласовывается с руководством программа тренинга.

Например, если принято решение провести антистрессовый тренинг среди сотрудников отдела продаж или сотрудников call-центра, в программу включают упражнения, позволяющие противостоять эмоциональному давлению со стороны недовольных собеседников и находить выход из сложных ситуаций, возникающих в ходе общения. Сталкиваясь с «трудными» клиентами, очень сложно избежать, например, чувства гнева, обиды, беспомощности, но научиться управлять ими вполне возможно. Нужно стремиться акцентировать внимание не на негативных эмоциях в процессе разговора, а на тех результатах, которые будут достигнуты после выполнения работы, - заключении выгодной сделки, увеличении прибыли, создании положительного имиджа компании в глазах клиентов, партнеров.

Организационное поведение

Это еще один действенный способ управления стрессом, позволяющий повысить жизнеспособность организации в неблагоприятных условиях. Основной задачей организационного поведения является предотвращение потерь психологических ресурсов и использование стрессовых ситуаций для развития и обучения сотрудников. Суть этого метода заключается в том, что в состоянии стрессового напряжения человек способен обучаться через наглядный пример.

Для сотрудников наглядным примером может стать поведение их руководителя. Допустим, проводится совещание, посвященное выводу компании из кризиса. Если генеральный директор буквально на глазах уверенно превращает неопределенную проблему в решаемую задачу, эффективно общается с присутствующими и рационально управляет временем совещания, то он тем самым показывает, демонстрирует, передает сотрудникам формы организационного поведения, которые работают и создают реальный план действий.

Итак, организационное поведение - это поведение-пример, поведение-тип, которое передается от руководителя к подчиненным преимущественно в ситуациях неопределенности, личностного дискомфорта и перегрузок. Позитивные примеры организационного поведения помогают сотрудникам выйти из изматывающего режима стресса.

Управление неопределенностью

Демонстрируя пример организационного поведения, позволяющего управлять неопределенностью, руководитель должен показать, что он отвечает за свои слова, а его деятельность и деятельность его подчиненных имеет смысл. Что он может организовать работу таким образом, чтобы любую проблему превратить в решаемую задачу. При управлении неопределенностью главное - не перекрывать каналы достоверной информации и давать сотрудникам обратную связь, возможность проконсультироваться по любому рабочему вопросу.

К методам управления неопределенностью можно отнести такие функции кадровой работы, как планирование времени (time-management), планирование карьеры, оценка и развитие кадров.

Тайм-менеджмент в контексте управления стрессом включает в себя следующее:

v Расстановка приоритетов в выполнении задач, которые могут быть:

Важными и срочными

Срочными, но не важными

Важными, но не срочными

Не срочными и не важными

v Планирование рабочего времени посредством составления списка дел, которые нужно решить в определенное время: так наиболее мелкие дела планировать на утро, после обеда важные встречи, переговоры, поездки (когда и сотрудник и его клиенты полностью войдут в работу), на вечер - совещания, составление планов на предстоящие дни.

v Делегирование полномочий

v Наука говорить «нет!»

v Организация рабочего пространства (файлы и документы, выделение текста цветами, сохранение бумажных копий и проч.)

v Правильное использование телефона

v Учет времени, «пирог времени»: работа, отдых, друзья, хобби, семья

v Учет «поглотителей времени»

v Критерии определения целей по SMART

v Соблюдение принципа Парето: 20% времени дают 80% результата, а 80% времени - 20% результата.

На каждом этапе карьеры сотрудник приобретает новое знание, новый навык, новые полномочия, что соответствует принципам положительного влияния деятельности на эмоциональный фон человека, когда он представляется сам себе значимым, необходимым, когда он реализует свои потребности и желания. Планирование карьеры сотрудников со стороны компании и со стороны самого же работника - эффективный способ борьбы с рабочим напряжением, когда обещанное повышение по результатам работы удовлетворяется.

Планирование карьеры позволяет сотрудникам видеть, какую должность они могут получить, если приобретут соответствующий положительный опыт при определенных исходных условиях.

К периодам планирования карьеры следует отнести:

При планировании карьеры работника необходимо иметь в виду, что решаются задачи, которые:


Если, по мнению руководителей подразделения, кадровой службы, предприятия, работник заслуживает планирования карьеры, что отвечает интересам предприятия, то необходимо определить отношение к этому самого работника. Для этого с работником проводится беседа, которая строится таким образом, чтобы тот раскрыл свое отношение к задачам, решаемым предприятием, к возможному его расширению и необходимости в связи с этим подготовки в СНО, к перемещениям по работе (ротации и продвижениям) и т.п. Беседу рекомендуется проводить руководителю кадровой службы или одному из ее ведущих специалистов как наиболее подготовленным к проведению этого сложного метода психологической диагностики.

При выявлении у работника мотивации на развитие карьеры (т. е. установки на продвижение, успех, самореализацию, признание и т. д.) целесообразно определить соответствие выраженности ряда личностных качеств (профессионально важных) требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью. Другими словами, следует оценить личностные качества и их соответствие критериям профессионализма и профессиональной пригодности методами психологической диагностики.

Оценка и развитие кадров также является важным элементом профилактики стресса, так как подобные мероприятия обращают внимание на сотрудника, а соответственно, руководство и сам сотрудник может оценить свой потенциал, свои сильные стороны, стороны, которые можно развивать, настраивая на активные действия по поводу саморазвития. Оценка может производиться разными методами: тестами, интервью, Ассессмент Центром, 360 градусов и прочие методы оценки.

Ассессмент-центр (assessment center, также распространено ассесмент-центр), или центр оценки персонала, - одна из наиболее надежных и точных методик оценки профессионально важных качеств сотрудников. В ходе ассесмент-центра поведение сотрудников оценивается в специально смоделированных ситуациях и упражнениях, в которых ярко проявляются качества и компетенции, необходимые для успешной работы в данной организации.

Метод оценки 360 градусов является методом оценки по компетенциям на основании мнений нескольких респондентов. Компетенциями называются опыт, знания и навыки сотрудника, которые он проявляет в рабочем поведении. Компетенции оценивают поведение в работе.

Развитие потенциала сотрудников обеспечивается посредством включения сотрудника в новые проекты, вовлечения в бизнес-планирование или принятие решений, участия в совещаниях более высокого уровня, вовлечения в наставничество, коучинг, опережающих тренингов, стажировок, вовлечения в мозговые штурмы.

Внедрение в корпоративное пространство системы оценки и развития кадров на постоянной основе дает работникам больше информации о своем профессиональном потенциале, а также уверенность в том, что на их достижения руководство обратит внимание. Это снижает стрессовое влияние негативных ситуаций на рабочем месте.

Немаловажным фактом является то, что прекрасной профилактикой стресса является контроль поведения на работе и вне работы, что выражается в речи и общении (коммуникации), характере взаимодействия с людьми.

Все мы знаем, что сильные переживания имеют серьёзные эмоциональные и даже физические последствия. Так почему же ими так сложно управлять?

Исследователи из Йельского университета (США) знают ответ. Они обнаружилиBill Hathaway. Even In The Healthy, Stress Causes Brain To Shrink, Yale Study Shows , что стресс уменьшает объём серого вещества в тех областях мозга, которые отвечают за самоконтроль.

Таким образом, каждое эмоциональное потрясение, подавляя способность контролировать стресс, усугубляет последующие потрясения. Получается своеобразный замкнутый круг.

Но унывать не стоит. Вы сможете обратить описанный эффект вспять и совладать со стрессом, если только сделаете эту цель приоритетной. Чем скорее вы перейдёте к эффективному управлению эмоциями, тем легче будет избегать вреда от нервного напряжения в дальнейшем.

Лучшее оружие против стресса - это способность выбирать одну мысль вместо другой.

Уильям Джеймс (William James), американский психолог

К счастью, пластичность мозга позволяет ему перестраиваться и восстанавливать повреждённые участки по мере того, как мы меняем поведение. То есть, правильно снимая напряжение, мы тренируем мозг эффективнее сопротивляться стрессу.

Эти семь стратегий помогут вам восстановить мозг и справиться со стрессом.

1. Научитесь говорить «нет»

Для многих сказать «нет» - серьёзное испытание. Но не нужно бояться этого слова. Если надо отказать, избегайте фраз «Не думаю, что смогу» или «Я не уверен». Словом «нет», высказанным в адрес новых обязанностей, вы чтите уже взятые и помогаете себе успешно выполнять их.

2. Отключайтесь

Благодаря технологиям мы можем всегда оставаться на связи. Кажется, будто так и должно быть. Но наслаждаться спокойствием в свободное время крайне сложно, если в любой момент электронное письмо может изменить ваш ход мыслей.

Регулярные отключения помогают контролировать уровень напряжения и отдыхать. Находясь в зоне доступа круглые сутки, вы только подставляетесь под неиссякаемый поток факторов стресса. Но если заставите себя уйти в офлайн или даже выключите телефон, то позволите голове и телу расслабиться.

Как показывают различные исследования, даже если вы просто не будете проверять электронную почту на выходных, то это поможет снизить стресс.

Если вам нельзя игнорировать рабочие контакты по вечерам в будние дни, то как насчёт выходных? Выбирайте подходящее время и ограждайте себя от дел. Включив такие ментальные подзарядки в своё недельное расписание, вы удивитесь, насколько освежают эти перерывы, как они снимают стресс.

Если вы переживаете о негативных последствиях, попробуйте для начала отключаться только тогда, когда вероятность обращения к вам минимальна. Например, в утро воскресенья. Когда начнёте привыкать к таким мерам, постепенно увеличивайте время, проведённое в отрыве от технологий.

3. Нейтрализуйте недоброжелательных людей

Неприятные личности расстраивают, утомляют и вызывают стресс. Вы можете управлять взаимодействием с ними, контролируя свои чувства. Когда приходится иметь дело с таким человеком, подходите к ситуации с умом. Берегите свои эмоции и не позволяйте гневу или фрустрации посеять хаос.

В то же время учитывайте точку зрения и мотивы неприятной личности, чтобы найти путь к консенсусу. Даже когда всё идёт под откос, можно перетерпеть такого человека, не позволив ему вывести вас из себя.

4. Не держите обид

Они тоже вызывают стресс. Просто вспоминая о поводе для обиды, вы переводите тело в режим «бей или беги» - механизм выживания, который готовит организм сражаться с угрозой или бежать от неё. Когда опасность перед вами, эта реакция спасает жизнь. Но если угроза давно миновала, то поддерживаемый воспоминаниями стресс только наносит ущерб организму и может иметь разрушительный эффект.

Исследователи из Университета Эмори (США) доказали, что продолжительные эмоциональные напряжения повышают давление и способствуют развитию сердечных заболеваний. Удерживая в себе обиду, вы накапливаете стресс. Люди с высоким эмоциональным интеллектом избегают этого состояния любой ценой. Отпустив обиду, вы не только почувствуете себя лучше, но и поправите здоровье.

5. Практикуйте медитацию

Самоосознанность - это простая, подкреплённая исследованиями форма медитации, которая помогает подчинять воле непокорные мысли и действия. Практикующие её люди лучше концентрируются, даже когда не медитируют. Такая техника прекрасно подходит для борьбы со стрессом, поскольку подавляет чувство неуправляемости.

Самоосознанность мешает спонтанно переключаться между мыслями, что помогает воздерживаться от негативных рассуждений. Это хороший способ справляться с трудовыми буднями, сохраняя спокойствие и продуктивность.

Причина наших забот часто кроется в искажённом восприятии событий. Прежде чем убить кучу времени на разбор инструкций начальника с последнего митинга, потратьте минуту, чтобы увидеть всю картину целиком. Вы можете прибегать к такому методу, когда уровень тревоги не соответствует реальным для неё основаниям.

Если вы ловите себя на том, что размышляете поверхностно, то постарайтесь переосмыслить ситуацию. Лучший способ избавиться от такого хода мыслей - перечислить вещи, которые действительно пошли не так. Скорее всего, вы насчитаете один или два пункта и не станете хоронить всю идею.

Чтобы сохранять спокойствие, важно понимать, что ощущения часто искажают ситуацию, а масштаб проблемы может быть не таким значительным, каким кажется.

7. Используйте свою систему поддержки

Попытки сделать всё самостоятельно - искушающие, но малоэффективные. Чтобы оставаться спокойным и продуктивным, нужно признавать свои слабости и просить о помощи, когда она нужна. Другими словами, если ситуация становится слишком сложной, надо задействовать систему поддержки.

У каждого в жизни есть люди, готовые прикрыть и поддержать в трудный момент. Найдите таких людей в своём окружении и обращайтесь к ним за советами или помощью, когда это необходимо.

Даже простой разговор о ваших тревогах может снизить волнение и поменять взгляд на ситуацию. В большинстве случаев другие люди видят решение, которого не замечаете вы, потому что их восприятие проблемы свободно от лишних эмоций. Просьба о помощи снизит уровень тревожности и укрепит отношения с теми, на кого вы надеетесь.

Перечисленные стратегии могут казаться простыми. Но когда стресс затуманит ваш разум, их будет сложно применить. Пересильте себя, когда голова пойдёт кру́гом от волнения, и вы пожнёте плоды дисциплинированного управления стрессом.


АНО ВПО «Омский экономический институт»

Кафедра менеджмента и маркетинга

Курсовая работа

по дисциплине: Основы менеджмента

Тема: «Управление стрессами»

Выполнила:

студентка гр. Зиу 1-39

Ревкова З.М.

Проверила: Бакун Т.В.

Введение

Глава I Общие понятия стресса

1.1 Понятие стресса

1.2. Причины и последствия стресса

1.3. Методы борьбы со стрессом

Глава II Характеристика школы

2.1. Характеристика МОУ «СОШ № 6»

2.2. Проблема стрессов в отделе кадров МОУ «СОШ № 6»

ГЛАВА III Применение эффективных способов снижения стресса в коллективе МОУ «СОШ№ 6»

Заключение

Список литературы

Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

    Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

    Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

    Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

    Изучить методы борьбы со стрессом.

    Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

Глава I

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса 1 .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость 2 .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня 3 .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс . Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям 4 .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности 5 .

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Как отмечает доктор Кард Альбрехт, автор книги "Стресс и менеджер": "Стресс - это естественная часть человеческого существования. Мы должны научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс нулевой стресс невозможен".

Тот тип стресса который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию, пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходятся организациям. Как утверждает доктор Альбрехт: "Теперь ясно, что многие проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах работы, так же как и на здоровье и благополучии сотрудников" коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо к косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни для большого числа американских трудящихся".

Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции.

Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф - это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

Г. Селье выдвинул и доказал гипотезу общего адаптационного синдрома (ОАС), от которой он пришел к универсальной концепции стресса.

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности входит снижение уровня стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

Антистрессовое руководство. Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал).

Используйте стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этической критики.

Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Антисрессовые подчинения. Одновременно в тех же целях навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе.

Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.

Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи» но не всегда в состоянии ее наладить.

Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте дверь»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, если только вам позволят освободиться от части старых.

Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований, не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 - минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим право на ошибку, а с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна - две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках - естественное право любого человека.

Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно - приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец выбивание ковров подойдет).

Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо - психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие в разрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свою семью как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность.

Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д. Вывод очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общих характер. Конкретная стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем общения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами.

В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, одним из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

Известно, что стресс - серьезная помеха успешному ведению бизнеса. Стрессовые ситуации могут возникнуть в компании по разным причинам, но чаще всего - из-за стиля менеджмента в компании.

Как минимум 1/3 суток человек проводит на работе, поэтому значительное количество стрессовых ситуаций, в которые мы попадаем, связано именно с ней. Существует мнение о пользе стресса на рабочем месте, но к нему стоит относиться очень осторожно. Ведь если следовать научной трактовке термина "стресс" - "вредящая здоровью реакция организма" - то говорить о его пользе не приходится. Под "полезным стрессом" подразумевается влияние внешней среды, стимулирующее людей к более продуктивной деятельности. Стресс же, вызванный внутренними факторами в организации, скорее, демотивирует сотрудников и делает их работу неэффективной.

Изначально считалось, что профессиональному стрессу наиболее подвержены руководители компаний. В психологии стресса существует так называемый тип личности "А", к которому относятся владельцы компаний, менеджеры высшего звена, а также люди творческих профессий. Действительно, уровень эмоциональных перегрузок у них очень велик: необходимость принятия решений высокой степени ответственности, неопределённость ситуации, недостаток необходимой информации, слишком частые или неожиданные изменения информационных параметров - всё это является источниками стресса.

Однако в стрессовое состояние, губительное для успешного ведения бизнеса, попадают не только топ-менеджеры, но и рядовые сотрудники. Всё это, естественно, приводит к отрицательным эмоциям, стрессу, и, соответственно, понижает продуктивность работы.

Стресс на рабочем месте может возникнуть из-за перегрузки или, наоборот, недостаточной загруженности. При этом сотрудник, считающий, что его рабочая нагрузка не соответствует занимаемой должности и получаемой заработной плате, испытывает не меньший стресс, чем работник, загруженный непосильной работой.

Также серьёзный стресс грозит сотруднику, от которого требуется быстрое и качественное выполнение нескольких трудно совместимых функций. Очень важно, чтобы работник имел четкое преставление о своих должностных обязанностях, границах собственных полномочий, а также отчётливо представлял систему оценки своего труда. Человек, точно знающий, что последует за тем или иным его действием, он чувствует себя гораздо спокойнее.

Еще одной причиной стресса может быть выполнение сотрудником новых, не соответствующих его опыту обязанностей - например, при переходе на более высокую должность. Опасность представляет и необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым делом.

Однако чаще всего в качестве источника стрессового состояния сотрудников выступает стиль менеджмента в компании. Руководители должны помнить, что положительная стимуляция сотрудников способна увеличить качественные показатели их работы с гораздо большей эффективностью, чем постоянное давление и чрезмерная требовательность. А при возникновении негативных ситуаций стоит переключать внимание с поиска причин произошедшего на результаты, которых необходимо достичь.

Профессиональный стресс часто бывает вызван внешним физическим фактором (шум, теснота помещения, плохая вентиляция или освещение рабочего места и тому подобное) или поведением других сотрудников. Также на психологическом состоянии работника отрицательно сказывается отсутствие профессионального общения, недоступность нужных для работы ресурсов и отсутствие перспектив профессионального роста.

Несмотря на то, что многие исследователи называют главной причиной возникновения профессионального стресса организационный фактор, психологи отмечают ещё одну сторону данного явления. Помимо ситуации, вызывающей стресс, немаловажную роль играет отношение человека к данной ситуации. Для решения проблемы бывает достаточно устранить одну из этих составляющих. Поэтому если человеку не представляется никакой возможности избежать стрессовой ситуации, наилучшим вариантом будет изменить его отношения к проблеме. Здесь важна роль менеджеров по персоналу, которые должны донести до сотрудников понимание данного аспекта.

Сегодня в нашей стране отмечается значительный рост спроса на тренинговые услуги по стресс-менеджменту. Управление стрессом считается гораздо более продуктивным, чем стремление полностью изолировать от него людей.

Стресс-менеджмент подразумевает проведение системы мероприятий, которые делятся по своей целевой аудитории на следующие три группы: работа с руководителем, тренинги для персонала и выравнивание микроклимата в коллективе.

Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находиться сотрудники, например, из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодически вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием стресса.

В подобном состоянии люди способны мобилизоваться, собрать все силы для решения многих проблем. И это можно расценивать как положительную сторону стресса.

Однако в условиях постоянной мобилизации человек может находиться лишь ограниченное время, потому что внутреннее напряжение сжигает психофизиологические ресурсы. Постоянные стрессовые нагрузки приводят к энергетическому истощению (сотрудник полностью теряет интерес к работе) и провоцируют состояние хронической усталости (человек быстро утомляется, на выполнение стандартных действий у него уходит гораздо больше времени, снижается производительность труда). Однако при этом не стоит упускать из виду, что невнимательное отношение к человеческим ресурсам компании порождает и материальные издержки.

Качество работы сотрудника, который пытается прийти в себя после стрессовой ситуации и одновременно выполнить свои обязанности, временно падает, а риск принятия неверного решения существенно возрастает. Например, если сотрудник примется за оценку инвестиционной привлекательности проекта, рассчитанного на пять лет, в состоянии перенапряжения, его ошибка может принести компании серьезные убытки.

Кроме того, подбор и адаптация нового сотрудника - затратное мероприятие. Поэтому необходимо ценить тех специалистов, которые уже есть (чем они уникальнее, тем труднее будет найти им замену).

Факторы стресса. К основным факторам (причинам), вызывающим стресс, относятся: факторы неопределенности, дискомфорта в общении и факторы перенапряжения. Рассмотрим их воздействие на сотрудников организации.

Неопределенность. Неопределенность - самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с неопределенностью, не знает, к чему быть готовым и на что настраиваться. Например, только он сконцентрирует свои силы на решении задачи «А», ему подают «В». Как только он перестроится на задачу «В», говорят, что нужно все-таки «А». В такой ситуации сотрудник теряет силы в результате напряженного ожидания информации, несущей ясность. Невозможность контролировать ситуацию провоцирует повышенную утомляемость: большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состояния с целью сохранения спокойствия.

Дискомфорт в общении. Дискомфорт в общении, как правило, связан с боязнью негативной реакции со стороны начальства, коллеги подчиненных. Это ситуации, когда внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений и публичным наказанием, когда жесткие требования руководства воспринимаются как угроза самооценке сотрудников, а невыполнение указаний подчиненными провоцирует ощущение беспомощности и одиночества их начальника. Страх совершить ошибку ухудшает настроение каждый раз, когда человек думает о деловой встрече. Эти ситуации типичны для организаций, в которых существует смешение личностного и профессионального стилей в деловом общении. Поэтому сотрудники не могут спокойно общаться - они постоянно ожидают подвоха или интриги, находятся в постоянной готовности «отразить нападение», то есть в стрессовом напряжении.

Физическое переутомление. Сверхнагрузки являются источником стресса в той степени, в которой они поглощают силы сотрудника, необходимые ему в других областях профессиональной и личной деятельности. Одно дело - работать с понедельника по пятницу в установленное время, и совсем другое - постоянно задерживаться после окончания рабочего дня да еще трудиться в выходные. Постоянное перенапряжение провоцирует состояние хронической усталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой работы, сотрудник избегает активности и лишнего напоминания о себе.