Ученическое самоуправление: самые распространенные ошибки. “Самопрезентация, или Кто Я?”

«Совет школы» - Совет Школы МОУ Ундино –Посельской СОШ. Схема взаимодействия Совета школы. Председатель СШ Лаврентьева С.А. Секретарь СШ Гордеева М.К Члены СШ родители: Беркович И.И. Лаврентьева С.А. Мороз В.Н. учителя: Филиппова Е.Б Скрипченко Т.Н. Корнева Е.Н. ученики: Зайцева В.Н. президент школьной республики «Ритм» Лаврентьева А.Е. учащаяся 7 класса председатель Попечительского совета Задорожина Н.Н. Директор школы – Титова Н.В.

«Самоуправление в школе» - Конкурс рисунков на асфальте. Самоуправление. Анкета по самоуправлению 230 учащихся (5-9классы). Первый уровень. Второй уровень. Обеспечение педагогической поддержки лидерам в детском коллективе. Какие вопросы должны решать органы ученического самоуправления? Формирование демократических взглядов и убеждений.

«Органы самоуправления» - Пресс - центр. Избирает делегатов на общелицейские конференции. КОНФЕРЕНЦИЯ – высший орган ученического самоуправления лицея. Директор лицея. Комиссия по правам учащихся. Комиссия по физкультуре и спорту. Староста. В случае необходимости принимает решение о досрочном проведении конференции учащихся лицея.

«Самоуправление в классе» - Совет старшеклассников. Самоуправление в классе. Актив класса. Родительское собрание. Структура самоуправления. Функции актива класса. Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе. 1 . Жизненные проблемы. Классное собрание учащихся.

«Детское самоуправление» - Проблемные вопросы: Есть ли самоуправление в нашей детской организации? Как развить детское самоуправление в детском коллективе? Изучение развития детской организации. 4. Этапы и сроки проведения проекта. Автор проекта: Руднева М.Д. Распределить учащихся по творческим группам.

«Ученическое самоуправление» - Как будем делать? Сектор по правопорядку. Совет средней ступени «МИиФ» (молодые интеллектуалы и фантазеры). Итоговая конференция в конце года. Ученик. Совет «Мы» (9-11 классы). Задания классам. Совет «МИиФ» (5-8 классы). Ктд. Конкурс на звание «Лучший класс», «Лучший из лучших». Совет «Искатели» (1-4 классы).

Всего в теме 14 презентаций

А. С. Прутченков , доктор педагогических наук, профессор,
Москва

ДЕВЯТЬ ШАГОВ ВЫПОЛНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Статья поможет выполнить социально-экологический проект. Ее автор, специалист в области ученического самоуправления, научит, как правильно провести сбор первичной информации по проблеме, сформировать ее, определить цели и задачи работы.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Как выявить мнение жителей региона об актуальных экологических проблемах вашей территории.
Основные задачи: изучить экологическую ситуацию в регионе проживания, составить отчет о проведенном исследовании и сформулировать выводы.
Социологическое исследование (изучение общественного мнения) может проводиться в каком-либо коллективе (при этом устанавливаются контакты с его руководителем) или среди жителей микрорайона города, поселка (для этого формируется рабочая группа). Если это по каким-либо причинам сложно сделать, проведите свое исследование среди учащихся вашей школы и их семей. Оно включает в себя несколько этапов.
1. Сбор первичной информации по интересующей проблеме осуществляется в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполнение анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др.
2. Обработка (вручную или на компьютере) полученного материала.
3. Оформление результатов в виде отчетов, таблиц и т. д.
4. Анализ результатов и формулирование выводов, которые, однако, не должны быть самоцелью. Главное — практические действия, вытекающие из проведенного исследования, — это и есть экологический проект, к подготовке и реализации которого может приступать ваша группа.

ВТОРОЙ ШАГ

Как сформулировать актуальные экологические проблемы вашего региона и выбрать одну из них для дальнейшей работы группы.
Основные задачи: сформулировать экологическую проблему, в решении которой может принять участие ваша проектная группа; определить причины возникновения данной проблемы.
1. На этом этапе важно не путать понятие «экологическая проблема» с ее видимыми последствиями. Например, увидев неубранный мусор в населенном пункте, не следует формулировать «проблему мусора». Это лишь следствие, а проблема может состоять в: а) отсутствии экологической культуры чиновников, отвечающих за этот участок работы; б) низком уровне профессионализма представителей местных органов власти; в) отсутствии программ экологического воспитания в системе школьного и внешкольного образования; г) низком уровне общей культуры населения данного населенного пункта и т.д.
Проблема (от греч. problema — задача, задание) — осознание субъектом невозможности разрешать трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами имеющихся знаний и ранее полученного опыта (Психологический словарь).
Исходя из этого определения и следует разрабатывать проект, с помощью которого возможно устранение таких последствий, как неубранный мусор в населенном пункте.
2. Для более глубокого понимания сути экологических проблем, в том числе и того населенного пункта, в котором вы живете, поработайте в библиотеке, просмотрите местные газеты, справочники, проанализируйте содержание документальных фильмов и телепередач и т.п.
3. Не стоит браться за слишком узкий вопрос, хотя, если вы поможете даже одному человеку, это будет определенным вкладом в изменение ситуации. Однако не замахивайтесь и на большой проект, который окажется вам не по силам.
4. Организуйте всестороннее обсуждение тех вариантов экологических проблем, которые могут стать объектом вашего проекта. Проанализируйте их по ряду критериев:
а) важность данной проблемы для региона (города, поселка, села) с точки зрения жителей (по результатам социологического опроса);
б) масштабность проблемы, т.е. ответьте на вопрос: какое количество жителей заинтересовано в решении данной экологической проблемы?
в) возможность практического решения проблемы силами вашей общественной организации.
5. Четко сформулируйте проблему, над которой вы будете работать и в решение которой ваша группа может внести весомую лепту. Это необходимо для того, чтобы:
а) составить программу подготовки и реализации экологического проекта;
б) убедить общественность и всех, от кого зависит решение данной проблемы, в необходимости вашей работы.

ТРЕТИЙ ШАГ

Как изучить возможности вашей группы с целью эффективного осуществления запланированного.
Основные задачи: изучить возможности школы и вашей проектной группы в реализации социально-экологического проекта.
1. Сначала следует изучить интересы и предпочтения членов группы, определить социальные сферы, в которых они активно участвуют. Затем надо выяснить, чем конкретно вам может помочь ваша организация или школа (консультации опытных специалистов, финансовая поддержка, помощь в доступе к литературным источникам или средствам массовой информации и др.).
2. Несколько практических советов по подбору творческих людей в свою команду. Привлекать к работе тех, кто:

Проявляют любознательность и предпочитают вопросы: «почему?», «а что если?»;
- никогда не отклоняют идею на том основании, что «мы это уже пробовали — не получается»;
- способны выявить проблему и четко ее сформулировать;
- проявляют понимание нужд и потребностей людей;
- настроены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления;
- проявляют заинтересованность и устойчивую активность к изучению данной проблемы;
- склонны решать проблемы, а не обсуждать новые факты и явления.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Как правильно определить цели и задачи в решении выбранной вами социально-экологической проблемы.
Основные задачи: определить социальную группу, для которой наиболее актуальна данная проблема; сформулировать основную цель проекта, в соответствии с которой определить конкретные задачи для решения проблемы.
1. Следует определить «аудиторию» проекта, т.е. социальную группу, на которую будет направлен ваш проект, а также внимательно отнестись к составлению списка лиц и организаций, способных оказать группе реальную помощь.
2. При формулировании цели ответьте на вопрос: что вы собираетесь сделать для решения экологической проблемы в рамках своего проекта?
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека (Психологический словарь).
Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности (Краткий энциклопедический словарь).
Исходя из этих определений постарайтесь создать мысленный образ того результата, который вы хотели бы получить по итогам своей деятельности. Что это может или должно быть: чистота в вашей школе? Новая березовая аллея в городском парке? Подчеркнем, что цель должна быть четкой и конкретной, но одновременно и достижимой.
3. Формулирование конкретных задач в работе над проблемой поможет вам детализировать поставленную цель, определить объем работ (перечень конкретных дел), которые необходимо выполнить для получения намеченного результата.

ПЯТЫЙ ШАГ

Как составить план работы.
Основные задачи: определить перечень основных мероприятий по достижению цели и задач проекта; установить время проведения мероприятий; назначить ответственных за каждый пункт плана; указать необходимые ресурсы и источники их получения.
При составлении плана реализации любого социально-экологического проекта вам помогут следующие рекомендации.
1. План должен включать конкретную, информацию с указаниями точных цифр и дат. Например, команда из 6 человек (перечисляются члены команды) посадит аллею из 50 деревьев на улице А.С. Пушкина — срок выполнения до 30 октября 2005 г.
Неудачной можно считать формулировку: «Улучшить экологическую обстановку в городе». Для каждого пункта плана должны быть указаны измеряемые показатели и установлена точная дата их начала и окончания.
2. План должен быть достижимым, т.е. реальным для вашей команды и выполнимым по срокам. Не стоит писать о посадке нескольких тысяч деревьев, если вас всего трое или четверо человек. Важно, чтобы проект не стал для вас обузой, при мысли о которой у вас портится настроение. Работа (а реализация плана проекта — это, прежде всего, серьезная работа) должна быть в радость, приносить удовлетворение.
3. План составляется сообща (с предварительным обсуждением) и принимается всеми членами команды.
4. План обязательно оформляют на бумаге и размножают для каждого члена команды.
5. План необходимо показать специалистам, экспертам, учителю, руководителям организации или клуба и т.д. Это поможет команде, впервые начинающей такое серьезное дело, избежать ошибок и недочетов.
6. Важно определить персональную ответственность членов команды за выполнение плана. Каждый из них должен (и вправе) иметь свой личный участок работы и может организовать ее по своему усмотрению, разумеется, с учетом общего плана и всего замысла проекта.
7. По каждому пункту плана необходимо указать условия его реализации (материальные, финансовые, людские ресурсы). В противном случае план превращается в некий прожект. Любое запланированное мероприятие должно быть обеспечено всем необходимым (например, посадочным материалом, инвентарем и т.д.). Это требует тщательной проработки, анализа, расчетов, поиска источников получения ресурсов и т.д. Без решения всех этих вопросов ваш план будет заранее обречен на неудачу.

ШЕСТОЙ ШАГ

Как составить рабочий график реализации плана.
Основные задачи: составить график выполнения всех пунктов плана и оформить его в виде таблицы.
1. Выделение этого пункта — свидетельство важности согласования по времени всех мероприятий плана. На подготовку каждого из них должно быть отведено достаточно времени. При этом следует иметь в виду, что подготовка, например, информационных материалов о предстоящей акции потребует нескольких недель работы в библиотеке, а сама акция может занять всего несколько дней или даже часов.
2. Оптимально распределить объем работы, не перегружая отдельные дни или недели, а спокойно и равномерно двигаться в намеченной цели вам поможет составление понедельного графика выполнения работ.

СЕДЬМОЙ ШАГ

Как распределить обязанности членов проектной группы.
Основные задачи: продумать действия и обязанности, необходимые для реализации плана; определить основное содержание каждой обязанности; распределить обязанности между членами команды.
1. Сначала нужно определить, какие именно обязанности («должности») необходимо ввести, чтобы все мероприятия были реализованы точно и в срок. Не советуем придумывать должность для человека, лишь бы ему было чем заняться. Все обязанности должны быть реальными, наполненными конкретным содержанием, которое продиктовано планом работы над проектом. Перечень таких обязанностей нужно зафиксировать на бумаге, а затем подробно описать содержание каждой из них.
2. Распределение обязанностей между членами команды — важный вопрос. Здесь следует учитывать желание самого человека, не стоит пренебрегать и учетом индивидуальных особенностей членов команды, а также определенных знаний и минимального опыта в том или ином виде деятельности.
3. После распределения обязанностей важно довести до сознания членов команды, что теперь каждый лично (персонально) отвечает за выполнение этой обязанности и будет отчитываться перед командой.
5. Если кто-то из членов команды через 2-3 месяца почувствует, что взялся не за свое дело, а до окончания работы над проектом еще долгих 6-7 месяцев, то что ему делать: выполнять свои обязанности через силу? В этом случае, по возможности, следует пересмотреть распределение обязанностей. Это позволит членам команды почувствовать свободу, разумеется, при внутреннем моральном долге перед командой.

ВОСЬМОЙ ШАГ

Как определить необходимые ресурсы и источники их получения.
Основные задач и: составить список и определить объем необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских), а также источники их получения.
1. Осуществление запланированных мероприятий, как правило, требует определенных ресурсов, например, для изготовления листовки с призывом «Просим не сорить в нашей родной школе» нужна бумага, а также средства тиражирования (ксерокс, пишущая машинка и т.д.). Разумеется, для этого необходимо определить объемы требуемых ресурсов. И, как все остальные разделы плана, этот раздел должен быть конкретным и четким, т.е. с указанием «чего и сколько» нужно для его выполнения.
2. В качестве источника ресурсов могут быть не только школа (клуб), но и любая другая организация, индивидуальные спонсоры. Однако для этого им следует объяснить основной замысел проекта, показать актуальность проблемы, над которой вы работаете, убедить их в том, что это ваша общая задача и т.д.Ресурсами могут быть не только материальные ценности, но и информация, а также личное участие людей, например в тиражировании тех же листовок.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ

Как разработать систему оценки эффективности работы над проектом.
Основные задачи: определить основные критерии оценки, описать показатели оценки каждого критерия и способы оценки показателей.
1. Отношение к результатам вашего проекта определяется в зависимости от того, что и каким образом будет оцениваться (как самой командой, так и другими людьми). Прежде всего подчеркнем, что все пункты плана должны быть четкими, объемы представлены в конкретных цифрах, а сроки выполнения — точными датами.
2. Каждый критерий и показатель, которыми определяется степень достижения поставленной цели, должны иметь четкие ориентиры.

Критерий (от греч. krteron — средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка чего-либо; мерило оценки (Энциклопедический словарь). Есть два основных вида показателей:
а) количественные — по количеству сделанного (например, посаженных деревьев, выпущенных листовок, проведенных бесед и т.д.);
б) качественные — по изменению состояния, качества того или иного объекта, который стал целью вашего проекта (например, чистота школьного двора).
Второй способ более сложный, так как его трудно измерить, например, количество убранного мусора. Но его тоже следует использовать, поскольку далеко не всегда изменения в социальной сфере иллюстрируются цифрами.
3. Использовать выбранные критерии и показатели нужно не только при анализе итоговых результатов проекта, но и для периодической оценки промежуточных результатов с целью внесения корректив в разработанный план.
4. При определении критериев и показателей оценки выполнения работы над проектом следует учитывать принцип: «Делать все, что в наших силах». Если в качестве показателей вы определите слишком простые дела, то вам быстро станет скучно и проект превратится в фарс. Но не стоит брать и слишком высокую планку, т.е. ставить себя с самого начала в ситуацию стресса. Решение этого вопроса может найти только сама команда.
5. Оценка работы над проектом может осуществляться прежде всего самой командой во время общего сбора, когда каждый человек высказывает свою точку зрения. Право на отдельную оценку имеет руководитель команды, так как он несет личную ответственность за реализацию проекта. Оценивать вашу работу могут и эксперты, представители тех предприятий и учреждений, с которыми у вас заключен договор о совместной деятельности по реализации проекта, и т.д.

«Биология для школьников» . – 2015 . - № 4 . – С. 48-52.



А.С.Прутченков, А.А.Сиялов

О психотипах личности,

о диагностике акцентуации характера

Москва 1994

Введение

Появление этой книги стало возможным благодаря повышенному интересу различных категорий людей к проблемам личности. Наконец мы стали просыпаться от многолетней спячки, у людей появляется ощущение значимости личности, возрождается чувство собственного достоинства.

0 - трудно сказать;

1 - не верно, но все же иногда бывают такие ситуации;

2 - совершенно неверно, это несвойственно для моей обычной жизни.

Старайтесь не отвечать «Трудно сказать», отдайте предпочтение одному из остальных четырех ответов, соотнеся его со своими привычками,желаниями, поступками. Причем любое из приведенных в тесте утверждений нужно оценивать, исходя из принципа «как пра­вило» и из обычного для нас образа жизни. Ведь мы все время от времени бываем или веселыми, или раздражительными.

Изготовить необходимое количество бланков можно на обычной пишущей машинке (под копирку, сиять ксерокопии) или предложить ребятам перед началом тестирования начертить бланки для ответов по предлагаемому образцу.

Тестирование можно проводить как индивидуально, так и с целой группой ребят (или со всем классом) одновременно. При проведении индивидуального тестирования ребенку выдается текст теста, содер­жащий 104 утверждения, которые он должен внимательно прочитать, оценить, исходя из своего согласия или несогласия, и затем записать соответствующий балл в бланке для ответов.

При групповом тестировании также можно раздать тексты теста (если они есть в достаточном количестве). При этом ребят нужно попросить в тексте теста не делать никаких пометок.

Допускается и устное тестирование: педагог зачитывает все 104 утверждения вслух (обязательно дважды каждое из них), а ребята сразу оценивают свое отношение соответствующим баллом в бланке для ответов.

Ответы и оценки в баллах целесообразно написать на доске.

Если у тестируемых возникают вопросы по содержанию утвер­ждений теста, педагог должен разъяснить непонятные слова или смысл всего утверждения.

Время для проведения теста вместе с объяснением инструкции примерно 35-40 мни.

Текст теста

1. Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав.

2. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды.

3. Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил. Как правило,

настроение у меня хорошее.

4. Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие.

5. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.

6. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в оп­ределенный час; я слишком мнителен, без конца тревожусь и бес­покоюсь обо всем.

7. Малейшие неприятности сильно огорчают меня; после огор­чений и беспокойств возникает плохое самочувствие.

8. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительно-тоскливые сновидения; утро для меня - самое тяжелое время суток.

9. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей.

10. О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых.

11. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем , часто бываю раздражителен.

12. Мое настроение легко меняется от незначительных причин.

13. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо.

14. Я считаю, что у человека должна быть большая и серьезная цель, ради которой стоит жить.

15. У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздра­жительностью и чувством тоски.

16. Я сплю мало, но утром встаю бодрым и энергичным.

17. Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь.

18. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось.

19. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.

20. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях, и чрезмерно чувствителен.

21. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг.

22. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих.

23. Я легко завожу новые знакомства.

24. О своей одежде я мало думаю.

25. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие без всякой причины с утра угнетен и уныл.

26. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется.

27. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями.

28. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кош­марные сновидения.

29. Я люблю лакомства и деликатесы и ненавижу заранее рас­считывать все расходы.

30. Мой сон богат яркими сновидениями.

31. Я не могу найти себе друга по душе и страдаю от того, что меня не понимают; от окружающих стремлюсь держаться подальше.

32. У меня настроение портится от ожидания возможных непри­ятностей, от неуверенности в себе, от беспокойства за близких.

33. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.

34. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока.

35. Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать что это за человек, что о нем говорят люди.

36. Я стремлюсь быть с людьми, трудно переношу одиночество.

37. В будущем меня больше всего беспокоит мне здоровье; уп­рекаю родителей в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью.

38. Я люблю одеться так, чтобы было к лицу.

39. Периодами я люблю больше дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества.

40. У Меня не бывает уныния и грусти , но может быть ожесто­ченность и гнев.

41. Измены бы я никогда не простил.

42. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке, охотно завожу новые знакомства, люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним.

43. Я люблю яркие, броские костюмы и одежду.

44. Я люблю одиночество; свои неудачи я переживаю сам.

45. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в рассуждениях, но не в действиях.

46. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы.

47. Я избегаю новых знакомств, мне не хватает решительности во всем.

48. Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого.

49. Не люблю много раздумывать о своем будущем и тем более заранее рассчитывать все свои расходы.

50. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей.

51. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь; периодами все пугаюсь остаться без денег.

52. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие - они меня тяготят.

53. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам.

54. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой.

55. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы.

56. Я предпочитаю тех друзей, которые очень внимательны ко мне.

57. Я люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все.

58. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке.

59. Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве.

60. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.

61. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от кол­лектива.

62. Люблю разнообразие и перемены в жизни.

63. Людское общество меня быстро утомляет , и раздражает.

64. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать вес правила, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за не­дисциплинированность.

65. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нере­шительность и вялость.

66. Я не боюсь одиночества, свои неудачи я пережинаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.

67. Я очень аккуратен в денежных делах, огорчаюсь и расстра­иваюсь, когда не хватает денег.

68. Я люблю перемены в жизни - новые впечатления, новых лю­дей, новую обстановку вокруг.

69. Я не переношу одиночества, всегда стремлюсь быть среди лю­дей; больше всего со стороны окружающих ценю внимание ко мне.

70. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.

71. Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-либо сказал или сделал в отношении окружающих.

72. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов.

73. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным, неудачи угнетают меня, и прежде всего я виню самого себя.

74. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим.

75. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться.

76. Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык.

77. Я легко ссорюсь, но быстро и мирюсь.

78. Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но пери­одами мне это надоедает.

79. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту.

80. Предпочитаю раз и навсегда установленный порядок, мне нравится учить людей правилам и порядку.

81. Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск.

82. Приключения и риск привлекают меня, если в них мне достается первая роль.

83. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится.

84. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником, невольно думаю о возможных неприятностях и бедах , которые могут случиться в будущем.

85. Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит; неудачи приводят меня в отчаяние.

86. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает.

88. Одним людям я подчиняюсь, другими командую сам.

89. Я охотно слушаю те советы, которые касаются моего здоровья.

90. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу вну­шает доверие и симпатию.

91. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами - мрачным.

92. Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет.

93. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.

94. Я считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.

95. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной сле­довали другие.

96. Я не слушаю возражений и критики, всегда думаю и делаю по-своему.

97. Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал не­правильно.

98. В детстве я был обидчивым и чувствительным ребенком.

99. Я не люблю командовать людьми, ответственность меня пугает.

100. Считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей.

101. Мне не хватает усидчивости и терпения.

102. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надо­едает; мне не до приключений.

103. В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дур­ного настроения мне кажется, что мне не хватает положительных качеств.

104. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но временами начинаю их бояться и избегать.
Расшифровка результатов тестирования осуществляется следующим образом:

1. Подсчитывается сумма баллов в каждой вертикальной колонке, например, сумма баллов, поставленных учеником в клеточках под № 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79, 92. При определении суммы учитывается знак балла «+» или «-».

Сумма баллов любой колонки находится в диапазоне от +16 (если все восемь утверждений оценены тестируемым +2, т.е. совершенно верно) до -16 (если все утверждения оценены -2,т.е. со­вершенно неверно).

2. Раскодируется наименование зашифрованных и вертикальных колонках типов акцентуации характера.

I (1, 14, 27, 40, 53, 66, 79, 92) - параноик,

II (2, 15, 28, 41, 54, 67, 80, 93) - эпилептоид,

III (3, 16, 29, 42, 55, 68, 81, 94) - гипертим,

IV (4, 17, 30, 43, 50, 69, 82, 95) - исгероид,

V (5, 18. 31, 44, 57, 70, 83, 90) - шизоид,

VI (6, 19, 32, 45, 58, 71, 84, 97) - психастеноид,

VII (7, 20, 33, 46,59, 72, 85, 98) - сензитив,

VIII (8, 21, 34, 47, 60, 73, 86, 99) - гипотим,

IX (9, 22, 35, 48, 61, 74, 87, 100) - конформный тип,

X (10, 23, 36, 49, 62, 75, 88, 101) - неустойчивый тип,

XI (11, 24, 37, 50, 63, 76, 89, 102) - астеник,

XII (12, 25, 38, 51, 64, 77, 90, 103) -лабильный тип,

XIII (13, 20, 39, 52, 05, 78, 91, 104) - циклоид.

3. Определяется степень выраженности каждого из психотипов путем построения графика «Рисунок личности».

Приведем пример построения графика на основании расшифровки результатов тестирования одного из подростков.

Если кривая не выходит за пределы, ограниченные пунктирными линиями, которые проведены из точек +10 и -10, это значит, что

психотип находится в рамках обычного рисунка личности (эти точки приняты специалистами как нормативы).

Если кривая выходит за пределы, ограниченные пунктирной ли­нией, проведенной из точки +10, это означает, что какой-то психотип у тестируемого проявляется наиболее ярко.

Если же одна или несколько точек находятся за пределами пун­ктирной линии, проведенной из точки -10, это означает, что у тестируемого проявляется антитип , т. е. черты, свойстиенные человеку с противоположным характером.

В нашем примере у подростка наиболее ярко проявляются черты гипертима (точка +15, соответствующая психотипу III, находится выше пунктирной линии) и антигипотима (точка -13, соответствующая психотипу VIII, находится ниже пунктирной линии).

Не стоит забывать и о том, что многие люди - неакцентированные личности, т.е. у них в рисунке личности нет заметных «выступов».

Обычно у детей проявляются черты двух-трех психотипов.

В России впервые объявлен дистанционный конкурс ученического самоуправления. Проводит его Федеральный центр гражданского образования при поддержке Федерального агентства по образованию и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Основная цель конкурса – стимулировать деятельность органов ученического самоуправления, поддержать активно работающих лидеров. Участвовать в нем могут любые образовательные учреждения.

Путаница в формах

Одна из наиболее серьезных ошибок – ученическое самоуправление путают с деятельностью детской общественной организации. А между тем это две совершенно различные организационные формы детской активности.
Ученическое самоуправление – самостоятельный социально-педагогический феномен. Благодаря ему ученики могут участвовать в управлении школьной жизнью. Детские же общественные организации в школе решают другие задачи.
Добавим, что это разделение зафиксировано и в законодательстве. Ученическое самоуправление регламентируется требованиями Закона «Об образовании». А любые детские организации подпадают под действие Закона «Об общественных объединениях».

Без нормативной базы

Другая ошибка – структуры ученического самоуправления создаются, а необходимая нормативно-правовая база, учитывающая специфику конкретного образовательного учреждения, отсутствует.
Самоуправление, как и любая другая систематическая педагогическая деятельность, требует нормативного оформления. И в этом вопросе недостаточно одних общих положений, закрепленных в Законе «Об образовании» или в Типовом положении об общеобразовательном учреждении. В каждой школе, лицее или гимназии нужно создавать свою нормативную базу.
Разумеется, ее нужно будет дорабатывать и дополнять, но начинать работу без нее – предприятие рискованное и вряд ли допустимое в школе, где любые отношения должны быть урегулированы правовым способом.

Сложности с терминологией

Третья, наиболее распространенная, ошибка – неверное использование юридических терминов при создании форм самоуправления. Вот несколько примеров из практики различных школ.
«В нашей школе функционирует парламент, включающий в себя министерство по труду, министерство по организации досуга, министерство по экологии и т.д.».
Но позвольте спросить: разве может парламент состоять из министерств? Министерства входят в структуру исполнительной, а не законодательной власти.
«У нас сложилась хорошая практика. Учителя обращаются в Школьную думу, если требуется какая-либо помощь, скажем, в оформлении сцены или подготовке лыж к зиме».
Оформление сцены и подготовка лыж – разве это занятие для думы, для законодательного учреждения? Или этим должен заняться кто-то другой? Или те же дети, но уже не в роли депутатов Школьной думы?
«В нашей школе был разработан административно-хозяйственный кодекс (конституция) школы, который действует уже 4 года».
Конституция не может выполнять роль административно-хозяйственного кодекса. Если мы создаем систему гражданского воспитания, то обязательно должны быть точны в терминах – это основа любой правовой системы.

Активисты, ау!

Еще одна возможная ошибка – отсутствие систематического отбора и подготовки актива ученического самоуправления. Невозможно ожидать, что школьники включатся в организационную работу без соответствующей методической и психологической подготовки.
Еще до запуска модели ученического самоуправления следует подумать над системой такой подготовки: кто это будет делать, как выявлять таких ребят, по каким программам их обучать, где и когда проводить лидерские тренинги.
Вторая сторона этой проблемы – устаревшие содержание и методы обучения актива. Довольно часто педагоги хотя и понимают важность этой деятельности, но используют «хорошо зарекомендовавшие себя» технологии, которые не годятся для современных подростков.

Масштабно. Даже слишком…

Также среди ошибок можно отметить чрезмерное увлечение масштабными моделями ученического самоуправления типа «Каждый класс – республика».
В принципе в таком подходе нет ничего предосудительного. Но, во-первых, школьникам средних, а особенно младших классов такой материал для игры слишком сложен. Можно выбрать более простую модель, например, административное устройство города.
Во-вторых, при использовании модели «Каждый класс – республика» и ей подобных создается огромный административный аппарат: десятки президентов, вице-президентов, спикеров парламентов, депутатов, премьер-министров, министров. А где обычный рядовой гражданин? Кем управляют эти массы руководителей различного ранга? Кто их контролирует и перед кем они отчитываются о свой работе?

Досуг, досуг и еще раз досуг?

Еще одна вероятная ошибка – работа органов ученического самоуправления строится в первую очередь вокруг досуговой деятельности. В этом случае участники самоуправления рассматриваются как некие помощники старшего вожатого или заместителя директора по воспитательной работе. И занимаются организацией свободного времени школьников.
Разумеется, организация досуга – это одно из направлений деятельности органов ученического самоуправления, но их деятельность не должна ограничиваться только этим. Иначе мы получаем широкий актив массовиков-затейников, а самоуправление превращается в клубную деятельность, планируемую и реализуемую силами школьников.
Здесь стоит добавить, что согласно опросам больше половины старшеклассников считают, что самоуправление в школе затем и нужно, чтобы устраивать дискотеки и т.п. И в этой ситуации важно удержать разумный баланс интересов.

Власть и народ

Ошибкой является и закрытость органов ученического самоуправления. Когда самоуправление рассматривается только как совокупность выборных органов, обладающих определенной властью, создается модель, в которой «власти» живут сами по себе, а «народ», то есть ученики школы, только наблюдает за происходящим, не имея возможности вмешиваться в происходящее и все больше отстраняясь от всего.
Эта ошибка может привести к очень тяжелым педагогическим последствиям. Во-первых, к появлению «звездной болезни» у тех, кто входит в органы ученического самоуправления. Во-вторых, к длительному противостоянию актива и ученического коллектива, когда лидеры начинают все больше отдаляться от основной массы учащихся.
В этой ситуации очень важно помнить, что цель ученического самоуправле-
ния – это прежде всего организация демократических отношений, в которых нет «избранных» в негативном значении этого слова.

День дублера

И наконец, последняя из ошибок, о которых нам хотелось бы сказать – это восприятие ученического самоуправления только как игры в «День дублера».
Результаты систематического анкетирования в разных регионах показывают, что 70% школьников считают, что самоуправление – «это когда ученики становятся учителями и проводят уроки в младших классах» (из анкеты школьника).
В принципе, не имея ничего против данной модели самоуправления, мы хотели бы еще и еще раз подчеркнуть, что это только одна из моделей. И если в школе она остается единственной, то ожидать серьезных результатов не приходится. Любой навык требует длительной тренировки и закрепления, тем более когда речь идет о создании демократического уклада школьной жизни.

Подробную информацию о конкурсе можно получить по почте: uskonkurs@mail. ru или на сайте Федерального центра гражданского образования -