В отличие методики от методов. Теория, концепция, метод, методика, методология, подход. Отличие метода от методики

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь». Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Фактически любая область человеческой деятельности характеризуется своими собственными методами. Часто говорят о методах литературного творчества, методах сбора и обработки информации, ведения предпринимательской деятельности. При этом речь чаще всего идет о наиболее общих принципах и подходах, которые положены в основу познания одной из сторон действительности и действий с ее объектами.

Известно несколько самостоятельных классификаций методов. Они могут разделяться на общие и частные. Иногда выделяют особые методы конкретных научных дисциплин, например, сравнительный метод в языкознании или метод системных описаний в психологии. Но есть и наиболее общие методы, которые широко используются в любых науках, а также в образовании. К ним можно отнести непосредственное наблюдение, эксперимент и моделирование.

Отличие методики от метода

Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология».

Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем или педагогом. Если, к примеру, в социологическом исследовании решено использовать метод интервьюирования, то методика подсчета результатов и их интерпретации может быть разной. Она будет зависеть от принятой концепции исследования, особенностей выборки, уровня оснащенности исследователя и так далее.

Говоря другими словами, в методике непосредственно воплощается метод. Считается, что хороший ученый или педагог, работающий в рамках определенного метода, владеет целым репертуаром методик, что позволяет ему проявлять гибкость в подходах и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.

Нет единой устоявшейся техники наименования сущностей в языках программирования и каждый язык, чтобы немного отличаться от других, по историческим причинам имеет свой набор названий и соглашений.

Так как программирование пришло с математики, то начальные корни нужно искать там. А там были функции и процедуры. Функция на основании своих аргументов генерирует какой-то результат. sin , cos - яркие примеры. Функция без аргументов - вырожденный вариант и обычно это константа. В математике обычно функции являются чистыми - то есть, у них нет побочных эффектов. То есть, вызов функции с одними и теми же аргументами дает один и тот же результат.

Параллельно существуют процедуры. Процедура - это последовательность действий, приводящая к определенному результату (да, обычная программа - это также может быть процедура, хотя...). В паскале и фортране принято, что процедура не возвращает результат. Но я считаю, что это исключительно соглашение, потому что иначе нужно было бы делать как в C /C++ и вводить пустой тип (void).

почему в Си++ члены не называют "методами"?

Во многих языках 60-70 годов не было ООП в том понимании, которое известно сейчас. С++ изначально был просто "фронтом" (то есть надстройкой) над обычным Си. Был долгий период, когда это уже был не Си, но и ещё и не C++ . Компилятора C++ не было, а был транслятор в Си. Видимо, поэтому там закрепилось функция класса/переменная класса. Сейчас Страуструп предлагает N4174 , и если его примут, то грань между обычными функциями и функциями класса размоется ещё больше.

В других языках - Java и семейство, проектировались, когда уже ООП был немного сформированным. От обычных функций они решили отказаться и, видимо, чтобы не вызывать путаницу, обозвали все методами. Да, потом им пришлось функции все-таки вернуть назад, но, чтобы ничего не сломать, назвали это статическими методами.

Собственно, какова разница между терминами "метод" и "функция"

Правильный ответ - историческая. Как правильно называть сущности в разных языках, нужно уточнять в их документации.

Тут все сложно. Например, Эккель так делает видимо потому, что он ещё и много книг о Java написал. Также не стоит забывать, что многие книги мы читаем в переводе, а они "исправляют", потому что переводчику так понятнее.

так можно ли называть функции класса с++ методами?

Это точно так же, как использовать мат/обсценную лексику в высшем обществе. Или пытаться объясниться с гопниками языком Тургенева и стихами Пушкина/Блока.

P.S. метод - слово многозначное и вполне можно услышать от C++ программистов такое "это метод для получения данных с сервера, реализован в виде 5 функций и двух классов".

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА

План.

II. Описательный метод изучения языка

III. Сопоставительный метод

IV. Сравнительно-исторический метод в языкознании

V. Конструктивные методы

VI. Дистрибутивный метод

VII. Метод компонентного анализа

VIII. Психологический метод в языкознании

IX. Нейролингвистические методы

X. Количественные методы в изучении языка

XI. Социолингвистические методы

Наблюдение,

Эксперимент,

моделирование , которые носят различный характер в зависимости от специфики науки.

Наблюдение включает в себя отбор фактов, установление их признаков, описание наблюдаемого явления в вербальной или символической форме, в форме графиков, таблиц, геометрических структур и т.д. Лингвистическое наблюдение касается отбора языковых явлений, выделения из устной или письменной речи того или иного факта, соотнесения его с изучаемой парадигмой явления.

Эксперимент как общенаучный способ исследования - это поставленный опыт в точно учитываемых условиях. В лингвистике эксперименты проводятся как с использованием приборов и аппаратов (экспериментальная фонетика, нейролингвистика), так и без таковых (психолингвистические тесты, анкетирование и т.д.).

Моделирование представляет собой такой способ познания явлений действительности, при котором объекты или процессы изучаются путём построения и исследования их моделей. Модель в широком смысле - это любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема,
чертеж, графики и т.п.) или устройство, используемые в качестве «заместителя», «представителя» какого-либо объекта, процесса или явления. Любая модель строится на основе гипотезы о возможном устройстве оригинала и является его функциональным аналогом, позволяя переносить знания с модели на оригинал. Понятие модели широко входит в языкознание в 60-70-е годы XX столетия в связи с проникновением в лингвистику идей и методов кибернетики.

Важным общенаучным элементом процесса познания является интерпретация (от лат. interpretatio - объяснение, истолкование), суть которой заключается в раскрытии смысла полученных результатов исследования и включении их в систему существующих знаний. Без включения новых данных в систему существующих знаний их смысл
и ценность остаются неопределенными. В 60-70-е годы XX века возникло и развилось целое научное направление - интерпретирующая лингвистика , которая рассматривала значение и смысл языковых единиц зависимыми от интерпретирующей деятельности человека.

3. Частная методология включает методы конкретных наук, например, математические,

биологические,

лингвистические и др., которые соотносятся с философской и общенаучной методологией, а также могут заимствоваться другими науками.

Лингвистические методы исследования характеризуются прежде всего редким применением инструментального эксперимента и слабой формализацией доказательств. Лингвист ведет анализ обычно путем наложения имеющихся знаний об объекте исследования на конкретный материал (текст), из которого производится та или иная выборка, а теория строится на основе моделей-образцов. Свободная интерпретация разнообразного фактического материала по правилам формальной логики и научная интуиция являются характерными чертами лингвистических методов.

Термин «метод» как путь исследования явлений никогда не понимался однозначно.

Чаще всего под методом понимают обобщенные совокупности теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной теорией.

Наиболее общий метод всегда представляет собой единство «метод-теория», вычленяя ту сторону объекта исследования, которая признается важнейшей в данной теории. Например, исторический аспект языка в сравнительно-историческом языкознании, психологический - в психолингвистике, структурный аспект в структурной лингвистике и т.д. Любой крупный этап в развитии языкознания, характеризующийся изменением взглядов на язык, сопровождался изменением метода исследования, стремлением создать новый общий метод.
Таким образом, каждый метод имеет свою сферу применения, исследует свои аспекты, свойства и качества объекта. Например, применение сравнительно-исторического метода в языкознании связано с родством языков и их историческим развитием, статистического - с дискретностью
языковых единиц, их разной частотностью и т.д.

Методика исследования представляет собой процедуру применения того или иного метода, которая зависит от аспекта исследования, техники и способов описания, личности исследователя и иных факторов.

Например, при количественном изучении единиц языка в зависимости от целей исследования может использоваться различная методика:

делаются приблизительные подсчеты,

точные подсчеты с использованием математического аппарата,

сплошная или частичная выборка языковых единиц и тому подобное. Методика охватывает все этапы исследования :

Наблюдение и сбор материала,

Выбор единиц анализа и установление их свойств,

Способ описания,

Прием анализа,

Характер интерпретации изучаемого явления.

Самый хороший метод и прием исследования могут не дать нужных результатов без верной методики исследования. При характеристике каждого из лингвистических направлений и школ методическая проблематика занимает в этом то большее, то меньшее место. Различие в школах внутри одного лингвистического течения, направления чаще всего заключается не в методах исследования, а в различных методиках анализа и описания материала, степени их выраженности, формализованности и значимости в теории и практике исследования. Так, например, характеризуются различные школы структурализма: пражский структурализм, датская глоссематика, американский дескриптивизм.

Таким образом, методология, метод и методика являются тесно связанными и взаимодополняющими друг друга понятиями. Выбор в каждом конкретном случае того или иного методологического принципа, сферы применения метода и методики зависит от исследователя, целей
и задач исследования.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА

План.

I. Методология, метод, методика: сходства и различия

В теории экспериментальной психологии исследователь должен представлять разделение следующих гносеологических психологических категорий: методология, метод, методика, средство исследования, технология и техника, тестирование, моделирование и др. (рис. 1.3), на которых коротко остановимся.

Рис. 1.3.

исследований

В научной литературе термин «методология» определяется по крайней мере в рамках четырех плоскостей. Некоторые авторы трактуют методологию как систему принципов и способов организации и построения исследования 1 . А. Я. Анцупов, М. И. Дьяченко и другие исследователи придают этой категории путеводный статус и определяют ее как путь исследования с помощью методов объективных проявлений психики и раскрытия закономерностей . В Энциклопедическом словаре отмечается, что методология исследования является неким учением о методах, методиках, способах и средствах познания . Согласно А. Реберу (A. Reber) это система методов, конкретные процедуры и средства, использующиеся в исследовании .

Структура понятия «методология» представлена также в виде четырех основных элементов: теоретического, содержательного, практического и формального. Теоретическая составляющая методологии стремится к модели идеального знания - это гносеология (наука о познании). Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования - это эпистемология (наука о путях, методе познания). Практическая составляющая методологии - это программа (алгоритм), набор приемов и способов достигнуть практической цели, не погрешив против истины. Наконец, формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

Методология, опираясь на принятые теории и концептуальные подходы, определяет (и включает) способы, средства, методы и технологии исследования. Совокупность нескольких методов принято называть методологическим подходом.

Метод (греч. methodos - путь исследования или познания) - это постоянно развивающийся и видоизменяющийся способ или совокупность способов, приемов и операций, шагов, действий. В данном пункте взгляды многих исследователей совпадают. Однако в содержательной части («способ чего?») проявляются разногласия авторов. Одни определяют метод как способ построения и обоснования системы знаний (действительности) , другие - как способ решения определенной задачи, достижения какой- либо цели , третьи - как способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме 1 . С. Л. Рубинштейн пишет о методе как о способе, посредством которого познается предмет науки . В Психологическом словаре отмечается, что метод - эго способ изучения психологических проявлений личности человека . В Философском словаре метод трактуется как способ теоретического и практического освоения (познания) деятельности .

В отличие от метода методика имеет авторство. В Словаре бизнес-терминов методика определяется как совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы . С. Л. Рубинштейн указывает на методику как на частный, вспомогательный или промежуточный метод исследования . А. Ребер утверждает, что методика - это производная от метода, конкретизированная для реальной ситуации определенная усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели .

В рамках теоретического представления терминов психологической гносеологии средство исследования представлено синонимично понятию «метод» и трактуется как прием, способ действия для достижения чего- нибудь, орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности .

В современной психологии нарастает процесс принятия и активного освоения исследователями понятий, пришедших в психологическую науку из других сфер знаний: философии, социологии, информатики, экономики и др. Ярким примером этого является употребление в профессиональной психологии и акмеологии терминов «технология», «техника», «инструмент», «моделирование», «модель» и др.

Технология (греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos - мысль, причина; методика, способ производства) - это совокупность методов, процессов и материалов, комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на деятельность с целью получения продукта с номинальным качеством и оптимальными затратами и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. Данное понятие прочно связано с термином «техника». В психологии под техникой понимается, с одной стороны, совокупность средств человеческой деятельности, включая психологические инструменты (алгоритмы) и методы (например, проективные техники, игровые техники и ир.), а с другой - совокупная характеристика навыков и приемов, усвоенных и приобретенных людьми и используемых в какой-либо сфере их жизнедеятельности.

Инструмент (лат. instrumentum - орудие) - предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект - его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта 1 . В основе конструкции и правил использования инструмента лежат знание законов реальности, окружающей среды, задачи и технологические особенности деятельности. То есть технология наряду с внешними условиями и целями предопределяет назначение и функции инструмента. Инструмент представляет собой некое средство воздействия на объект. Однако воздействие может представляться в исследовании двумя планами - орудием (инструментом) и вспомогательным материалом, способствующим воздействию. В одном случае это средство может выполнять функцию орудия (инструмента), а в другом - вспомогательного материала. Например, статистическая программа, реализуемая при помощи компьютера, является инструментом для обработки эмпирических данных. Когда же компьютерная программа применяется в качестве средства демонстрации стимуль- ного материала испытуемым, то она выполняет функцию вспомогательного материала, а инструментом является тестовое задание.

Моделирование - метод и (или) процесс исследования психических явлений при помощи их реальных (физических) и идеальных, прежде всего математических, моделей . Моделирование должно являться обязательной частью психологических исследований и разработок ввиду сложности материальных объектов, окружающего мира, форм их взаимоотношений и взаимодействий. В основу метода (процесса) моделирования положена процедура исследования объектов действительности путем манипулирования с их моделями. Одни и те же объекты могут иметь различные модели в зависимости от целей и условий исследования. Модель (фр. modele, от лат. modulus - мера, аналог, образец) - это некая искусственная или естественная система, изучение которой служит средством получения знаний о другой системе, это упрощенное представление, аналог определенного реального объекта или фрагмента социальной реальности (оригинала), протекающих в нем процессов и явлений .

Как и моделирование, тест (англ, test - проба, испытание, проверка) представляет собой некую психологическую методику, которую часто называют методом психодиагностики, использующим стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений . Тестирование предполагает использование тестов. С одной стороны, это методика изучения глубинных процессов деятельности человека, с другой - система стандартизированных заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности .

Таким образом, рассмотренные категории являются основополагающими в экспериментальной психологии и несут в себе систематизирующую и структурирующую идею, в которой заключается особый эпистемологический смысл, предполагающий методическую верификацию любой, даже очевидной, гипотезы и концепции. Эта верификация должна быть отлажена и доказательна, как бы сложно и утомительно ни было это осуществлять.

  • См.: Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.2-е изд. М.: Политиздат, 1990. С. 209 ; Философский энциклопедический словарь / гл. ред.Л. Ф. Ильичев [и др.]. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 365.
  • Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций.1935-2007 гг. / А. Я. Анцупов [и др.]; под ред. А. Я. Анцупова. М.: Студия «Этника», 2007.С. 12 ; Дьяченко М. И., Капдыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психологический словарь-справочник. М.: ИД Куприянова, 2009. С. 154.
  • Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М. : Сов.энциклопедия, 1986. С. 797.
  • Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / А. Ребер: пер. с англ. М.: Вече-АСТ, 2001. Т. 1.С. 445.
  • э Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. С. 364.

Метод - это очень широкое понятие, применимое практически к каждой науке и неразрывно связанное с исследованием. Тем не менее у него есть очень точное определение. История развития методов и методологии делится на два периода, о чем подробнее будет рассказано в данной статье. Кроме того, будут затронуты вопросы классификации и эволюции методов.

Терминология

По существу, у слова "метод" есть два полноценных значения.

Во-первых, метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления. В таком значении он воспринимается учеными. Например, эмпирический (то есть на основе опыта) или (от общего к частному). Стоит заметить, что эти приведенные примеры - методы познания, что является только одной из областей методологии.

Во-вторых, метод - это способ поступать каким-нибудь определенным образом, вариант действия, выбранный тем или иным человеком/организацией и т. п. Например, методы управления, контроля, манипулятивные методы.

Важно заметить еще и тот факт, что оба значения коррелируют между собой: так, дефиниции начинаются со слова "способ", которое является очень общим синонимом к "методу". Далее же идет уточнение: способ чего именно? Это два важных элемента, из которых создается метод.

Методология

Методология - учение о методах, которое представляет собой целостную систему принципов организации, а также способов построения как теоретической, так и практической деятельности. В данном определении лежит и ключ к одной общей дефиниции метода.

То есть метод - это то, при помощи чего организовывают деятельность. Но принято все-таки за основу брать два разграниченных между собой определения, представленных чуть выше, в предыдущем пункте.

Задачи и особенности

Метод должен соотноситься с действительностью, с теми свойствами и законами, которые несет в себе реальность.

Потребность в возникновении методов вытекает из задачи накопления и передачи социального опыта. Ранние ступени развития культуры уже содержали в себе зачатки методологии. Но только когда была выяснена необходимость формализации правил и норм деятельности, ее стали развивать осознанным и целенаправленным образом.

Историческое развитие методологии как науки

Методология долгое время включалась в контекст натурфилософских и логических представлений. Более того, она представляла собой философские деятельности. Следовательно, в первую очередь возникла дефиниция метода как способа познания.

С этой точки зрения различные философы в разное время по-своему классифицировали методы. Например, до распространения немецкой классической философии выделяли только два вида методов: рационалистический и эмпиристический. Но ограниченность этих направлений была впоследствии раскритикована. Характер самой методологии тоже оставался невыясненным: от механического до диалектического. После анализа структуры учения Кантом были выделены конститутивные и регулятивные принципы. Некоторые категории были изучены и представлены Гегелем.

Однако под прицелом философии методология не могла добиться конкретики, оставаясь совокупностью точек зрения.

Двадцатый век: реформирование представлений о методологии

В двадцатом веке методология начала охватывать специализированную область знания. Кроме того, ей было задано конкретное направление: внутреннее движение, то есть механизмы и логика знания.

Методологии стала соответствовать дифференциация.

Классификация

Выделяют следующие виды методов:

  • Всеобщие, которые имеют свою классификацию. Известны диалектический и метафизический методы.
  • Общенаучные, классификация которых основана на уровнях познания - эмпирическом и теоретическом.
  • Частнонаучные, или специфические, привязанные к конкретным областям науки, в которых они используются или из которых происходят. Иным словами, основой для данного вида становится применение методов в различных сферах или выработка методов этими сферами. У этого вида наиболее широкий спектр примеров. Так социальные методы напрямую связаны с социологией и обществом, а психологические опираются непосредственно на законы психологии.

Методы и методики

Метод от методики отличается в первую очередь меньшей конкретизацией. Вторая - это, так сказать, готовый алгоритм, инструкция действий. Один и тот же метод может быть применим в разных случаях, в то время как методики в большинстве своем узко специализированы и разработаны для конкретных обстоятельств.

Эволюция методов

Эволюцию методов легко проследить на примере института медицины, а точнее, диагностических исследований.

Современная диагностика улучшается благодаря прогрессу и углублению научных знаний. В настоящее время предоставлены такие аппараты и устройства, какие не были доступны хотя бы пятьдесят лет назад.

Можно сказать, что на современные методы чрезвычайно повлияло такое изобретение человечества, как компьютер. Причем не только в качестве реализации некоторых разработок, но и для анализа данных, помогающих выявить логические связи, не замеченные ранее, реформировать методы, подстроить их под нынешние реалии жизни.

Метод - это универсальное средство, прием, важнейший элемент любой из областей. Методы прогрессируют вместе с научным знанием. Структуризация методологии в двадцатом веке способствовала тому, чтобы развитие прибрело экстенсивный характер.