Значение воейков александр федорович в краткой биографической энциклопедии

Мастер всех наук и искусств, знаток всех ремесел, Правитель Трех Миров, Писец Богов и Хранитель Книг Жизни, Тот Гермес Трисмегист, Трижды Великий и Величайший, "Первый Интеллигент" считался древними египтянами воплощением Универсального Ума. По всей вероятности, великий мудрец и учитель по имени Гермес существовал на самом деле, но выделить историческое лицо из массы легендарных сведений, в которых делается попытка отождествить его с Космическим Принципом мысли, оказывается невозможным.

Среди наук и искусств, которые, как утверждают, Гермес открыл людям, были медицина, химия, юриспруденция, астрология, музыка, риторика, магия, философия, география, математика (особенно геометрия), анатомия и ораторское искусство. Греками вот так же почитался Орфей.

В своей книге "Античная биография" Фрэнсис Барретт говорит о Гермесе:

"...если Бог когда-либо и являлся в человеческом облике, то он являлся в нем, как видно из его книг и его "Пимандра", в которых он собрал знания Бездны и божественное знание для всего потомства. Этим самым он не только продемонстрировал божественное вдохновение, но и проявил себя как глубокий философ, получивший свою мудрость от Бога и небесных существ, но не от людей".

Его превосходящие все знания заставляли отождествлять Гермеса со многими ранними мудрецами и пророками. В своей "Древней мифологии" Брайян пишет: "Я уже упоминал, что Кадм был на самом деле египетским Тотом, и тем самым он есть Гермес, поскольку именно ему приписывается изобретение букв" (в главе, посвященной пифагорейской математике, можно видеть табличку с исходными буквами Кадма). Исследователи полагают, что именно Гермес был известен евреям как Енох, называемый Кинли Вторым Посланником Бога. Гермес был принят в мифологию греков, а затем стал Меркурием у римлян. Ему поклонялись в форме планеты Меркурий потому, что это тело было ближайшим к Солнцу: из всех созданий Гермес был наиближайшим к Богу и был известен как Посланец Богов.

В египетских изображениях Тота он запечатлен записывающим на восковой табличке результаты взвешивания душ мертвых в Судном Зале Осириса. Это был ритуал величайшей важности. Гермес представлял огромное значение для масонских исследователей, поскольку именно он был автором ритуалов посвящения, заимствованных масонами из Мистерий, учрежденных Гермесом. Почти все масонские символы являются герметическими по своему характеру. Пифагор изучал математику у египтян, и от них он узнал символику объемных тел. Гермеса также почитают за реформу календаря. Он увеличил год с 360 до 365 дней, установив порядок, преобладающий до сих пор. Обращение "Трижды Величайший" было принято по отношению к Гермесу по той причине, что он рассматривался величайшим среди всех философов, величайшим из всех жрецов, величайшим из всех царей. Достойно упоминания то, что последней поэмой любимого Америкой поэта Генри Уодсворта Лонгфелло была лирическая ода Гермесу.

Через тысячу лет после смерти Эхнатона Египет был завоеван Александром Македонским и широко открылся влиянию греческой культуры. Новая столица страны — Александрия — вскоре превратилась в один из важнейших центров античной философии и просвещения, затмив в этом отношении даже греческие Афины. Все стороны жизни египтян оказались тогда под сильным иноземным влиянием. Не избежала новых веяний даже их традиционная древняя религия египтян — наряду с почитанием старых богов утверждались новые культы, древние мифологические и религиозные представления сменялись другими.

Именно в эту эпоху в Египте возникает и распространяется своеобразное религиозно-философское учение герметиков. История его зарождения и развития остается во многом неясной. Известно только, что с первых веков нашей эры, если не раньше, в Египте стали появляться небольшие трактаты на греческом языке, в которых главную роль, то ли в виде автора этих трактатов, то ли в виде источника новой мудрости, играл Гермес Трисмегист. Из множества ходивших в то время «герметических» сочинений до нашего времени дошло лишь 18 трактатов. Содержание их весьма пестрое. Среди книг религиозного и морального содержания есть несколько раскрывающих чисто философские темы.

Наиболее важен для понимания герметизма как религиозного учения первый трактат — «Поймандр», в котором сам Мировой Разум (называемый здесь Поймандром, то есть «Пастырем мужей») беседует с неким пророком Гермесом, а этот пророк — с другими людьми. Книга начинается с описания того, как Божество является автору, чтобы преподать ему высшую мудрость. «Однажды, — пишет Гермес, — когда я начал размышлять о сущем, мысль моя витала в небесах, в то время как мои телесные ощущения были притуплены, как в тяжелом сне, который наступает вслед за пресыщением пищей или большой усталостью. Мне показалось, что Некто Огромный, без определенных очертаний предстал передо мной, окликнул меня по имени и сказал мне: «Что желаешь ты услышать и увидеть, постигнуть мыслью и знать?» «А кто ты? — спросил я. «Я Поймандр, Высший Ум. Я знаю, чего желаешь ты, и повсюду Я с тобой». «Я желаю, — сказал я, — изучить вещи, понять их природу и постигнуть Бога — вот о чем я хотел бы услышать». «Прими же в свою мысль все то, что ты желаешь знать, — сказал Он мне, — Я тебя научу»...»

И далее Поймандр раскрывает перед Гермесом величественную картину мироустройства. Прежде всего речь идет о сотворении мира. Гермесу в его видении открывается, что от Бога, который представляется ему как «Свет, мягкий и приятный, пленяющий взгляд», отделяется тьма «жуткая, мрачная, завивающаяся в спирали, подобно змеям». Эта тьма, как разъясняется дальше, есть неорганизованная материя. На следующем этапе в эту материю из Света опускается Святое Слово — Сын Божий.

«Ум, Бог, объединяющий мужское и женское начала, который есть жизнь и Свет, — поясняет Поймандр, — сотворил Своим Словом иной созидающий Ум — Демиурга, бога огня и дыхания, который создал затем семь Управителей, объемлющих в своих кругах мир чувственный и управляющих им с помощью того, что называют Судьбой».

Усилиями этих Управителей «вода и земля были отделены друг от друга по воле Ума, и земля выпустила из своего лона тварей, которых она в себе содержала: четвероногих, пресмыкающихся, животных диких и домашних». Венцом миротворчества является создание Человека. Гермес пишет:

«Ум, Отец всего сущего, который есть жизнь и Свет, породил Человека, подобного Ему Самому, и возлюбил его, как Собственное дитя. Своею красотою Человек воспроизводил образ Отца; Бог действительно полюбил свое подобие и отдал Человеку все свои творения». Этот Первочеловек пыл существо настолько совершенное, что вполне равнялся самому Богу. Но когда он познал красоту породившего его света, ему тоже захотелось торить. Для этого он обратился к тому материальному миру, который ныл создан Демиургом. И это желание стало причиной его падения. О том, как это случилось, Гермес говорит очень кратко и неясно. Увидев в Природе прекрасный образ Бога, который был всего лишь только его отражением, Человек воспылал к ней любовью и пожелал поселиться в ней. «И в то же мгновение, как он этого возжелал, — пишет Гермес, — он это и совершил... Природа заключила его в объятия, и они соединились во взаимной любви. Вот почему единственный из всех существ, живущих на земле, Человек двояк: смертен телом и бессмертен по своей сущности...»

На этом положении строилась этика герметизма: если любовь лишила человека бессмертия, то он может обрести его вновь лишь путем отвращения от любви и всего того, что с нею связано. Отсюда шла проповедь отвлечения от чувственности и проповедь аскетизма. Богу совсем небезразлично, как человек проживает свою жизнь. После кончины различных людей ожидают различные судьбы. Поймандр говорит:

«Что касается неразумных, порочных и злых, завистливых и алчных, убийц и безбожников, Я далек от них и предоставляю их демону мстителю, который, применяя к заслужившему это человеку огненную иглу, изливает в его органы чувств всепроникающий огонь, все больше и больше толкает его (человека) на зло, дабы усугубить его наказание, и непрерывно разжигает его страсти ненасытными желаниями, питает их и раздувает в грешнике неугасимое пламя, поглощающее его».

Что касается людей праведных, то, расставшись со своим телом, они возносятся через семь небесных сфер к восьмой сфере и восходят к самому Богу, но не просто сливается с ним, а как бы рождается в Боге. «Таково конечное благо тех, кто владеет Знанием, — говорит Поймандр, — стать Богом».

В этом суть Откровения Божественного Разума Гермесу, преподанное ему для просвещения человечества. «И я начал проповедовать людям красоту религии и Знания», — пишет далее Гермес. Трактат заканчивается его страстным обращением к ближним:

«О народы, люди, рожденные на земле, погрязшие в пьянстве, сне и незнании Бога, отрезвитесь, встряхнитесь от вашего беспутcтва и чувственного оцепенения, пробудитесь от вашего отупления!.. Почему, о люди, рожденные из земли, вы предаете себя смерти, когда вам позволено обрести бессмертие? Раскройтесь, вернитесь к себе самим, вы, блуждающие, чахнущие в невежестве; отдалитесь от света сумрачного, приобщитесь бессмертию, раз и навсегда отвергая порок».

В других трактатах дополняются и проясняются положения первого. Так, трактат № 6 развивает мысль о том, «что благо только в Боге, а кроме Его — нигде». Бог, мир, человек — такова герметическая троица. Причем Бог — безусловно благ; мир — безусловно зол, а человек, исходящий из обоих, — и благ и зол. С Богом он общается путем разума и мышления, с миром — посредством чувствования. Если человек сумел отрешиться от чувствований и отдать себя разуму, то он восходит к Богу и воссоединяется с ним. Если же он отдает себя чувствованиям, то его душа остается на земле, переселяясь все в новые и новые человеческие тела.

Хотя история изучения герметических текстов насчитывает несколько столетий, многое в них остается для нас загадкой. Прежде всего встает вопрос: как могло случиться, что хорошо известный из мифов Гермес, занимавший в греческой религии пусть важное, но все же служебное положение, смог приобрести такое большое значение для египетских греков, что стал главной фигурой в новом вероучении? Считается, что произошло это лишь после того, как александрийские и киренаикские греки объединили в своих представлениях греческого Гермеса с египетским Тотом, основателем письменности, счисления и вообще наук и искусств. Как и греческий Гермес этот ибисоголовый бог сопровождал души умерших в преисподнюю. Видимо, это сходство функций послужило поводом к их сближению. (В некоторых герметических трактатах Тот выступает как сын и ученик Гермеса).

Судя по большому количеству упоминаний о нем разных авторов, герметизм имел много сторонников среди ученых эллинов как в Египте, так и в Греции. Но массовой религией он никогда не был. Сложная символика и холодная аллегоричность не позволила ему распространиться в народе. Кроме того, ему явно не доставало той пламенной ве"ры в непреложность Откровения, которая обеспечила победу возникшему в то же время христианству. Авторы поздних герметических трактатов жили в ту эпоху, когда христианство стало широко распространяться по Римской империи. И хотя прямых выпадов против него в «Герметическом корпусе» нет, скрытая полемика между двумя вероучениями имеет место. Что касается христиан, то они относились к герметизму с уважением, так как находили в нем много общего с собственными представлениями. Так, в Святом Слове они видели Бога Сына, а в Уме-Демиурге находили много общего с Богом Духом Святым. Действительно, герметическая троица очень походила на христианскую. Поэтому книги Гермеса Трисмегиста пользовались большим авторитетом на протяжении первых веков существования христианской церкви. Потом они вышли из оборота и пребывали в забвении вплоть до эпохи Возрождения.

Однажды я наблюдала безобразную сцену на Классе. Ведущая начала читать перевод лекции Э.К.Профет о Гермесе Трисмегисте, но будучи не в санострое с потоками божества не смогла прочитать ни одной из цитат учения этого величайшего Бога Мудрости. Пытаясь скрыть свое невежество, не найдя ничего более достойного, она стала насмехаться над текстами учения Гермеса, святотатствуя над его именем. После этого лекция была отменена.

Кто же такой Гермес Меркурий Трисмегист?

В книге «Истории высоких прорицателей» написано: «Мастер всех наук и искусств, знаток всех ремесел, Правитель Трех Миров, Писец Богов и Хранитель Книг Жизни, Тот Гермес Трисмегист – Трижды Великий и Величайший – «Первый мыслитель», который считался древними египтянами воплощением универсального ума». Ямвлих утверждал, что Гермес был автором двадцати тысяч книг!

Он открыл людям медицину, химию, юриспруденцию, астрологию, музыку, риторику, магию, философию, географию, математику, анатомию и ораторское искусство. Его почитают как реформатора календаря, которым мы пользуемся до сих пор. Он увеличил число года с 360 дней до 365 и установил порядок, преобладающий до сих пор. Гермесу поклоняются как Богу Меркурию и форме планеты Меркурий, потому что это тело ближайшее к Солнцу. Из всех созданий и божеств Гермес был наиболее приближен к Богу и потому его называют Посланец Богов! Обращение «Трижды Величайший» принято к Гермесу по той причине, что он был величайшим среди философов, величайшим из всех жрецов и величайшим из всех царей.

Вознесенный Владыка Ланелло, будучи воплощенный как американский поэт Генри Уодсворт Лонгфелло посвятил Гермесу лирическую оду.

Археолог Джеймс Черчворд прослеживает историю Гермеса до времен Атлантиды, используя информацию, которую, по его утверждению, он расшифровал на древних табличках, обнаруженных в Индии и в Мексике, и которая подтверждается более чем пятьюдесятью годами его собственных исследований. Гермес жил на Атлантиде, ходил по ее улицам, посещал ее храмы и залы обучения, распространял там свое учение.

«Гермес был автором ритуалов Посвящения и Мистерий, – писал Лактанций, – он открыл почти всю истину».


Священная книга Тота, которую Гермес доверил своим последователям, содержит знания Единственного Пути, благодаря которому может быть осуществлено возрождение человечества. И уже целые века мудрецы всех народов и вер достигают бессмертия через путь, установленный Гермесом среди мрака во искупления человечества.

В книге Тота «содержится ключ к остальным его сочинениям. Ничего определенного неизвестно относительно содержания книги, кроме того, что ее страницы были покрыты странными иероглифами и символами, которые тем, кто ознакомился с ними и знает, как их использовать, дают неограниченную власть над духами воздуха и подземными божествами. Когда определенные участки мозга стимулируются секретными процессами в Мистериях, сознание человека расширяется и ему позволено видеть Бессмертных и присутствовать при высших божествах. Книга Тота описывает метод, которым такая стимуляция может быть достигнута. Воистину, это «Ключ к Бессмертию».

«Аммоний заявлял, что вся моральная и практическая Мудрость сосредоточена в книгах Тота и Гермеса Трисмегиста». Но «Тот» означает не только разум, но «университет», школа или ассамблея. Поэтому сочинения, носящие это имя, тождественны, согласно утверждениям бого-наученнным доктринам мудрецов отдаленных стран Востока». Поэтому имя Тот-Гермес, хотя и переплелось воедино, но никогда не принадлежало какому-либо конкретному человеку, это родовое название - точно такое же, каким сейчас является слово «теософ». Тот-Гермес - это только персонификация священного учения жреческой касты Древнего Египта.

Об этом же говорится в учении Вознесенных Владык:
«Воистину, существует род тех, кого называли Гермесом - именем, являющимся одновременно названием поста. Итак, существует род тех, чья работа состояла в разъяснении через написание книг и другие средства информации того, что Реально и что нереально, а также в предоставлении необходимой информации политикам мира, чтобы они знали и понимали, куда идти...»(3) Поэтому имя Гермес, как и все его другие имена, обозначают одновременно и человека, и касту, и божество. Человек-Гермес это тот, кто достиг высших степеней духовного посвящения и был первым посвятителем Египта; каста - жречество, хранила оккультные традиции; а бог Меркурий, представляет божественных посвятителей сверхземной области небесного посвящения.

В связи с этим заявления Ямвлиха о том, что Гермес был автором двадцати тысяч книг становится совершенно реальным. Следует отметить, что древние оккультные школы образовывались и существовали под водительством Великого Белого Братства. «В древнейшие времена среди Посвященных таких школ можно было встретить великие воплощения семи Кумар, или Сынов Разума, или Сынов Света».

Гермес является покровителем Эль Мории и всех тех, кто пришел с планеты Меркурий. Гермес призывает взять на себя защиту Истины через искусство передачи информации и тот, кто делает это, являются его истинными последователями. Все философии, все религии исходят из Единого Источника, Тот Гермес принес Свет и дал импульс к зарождению мысли на заре нашего человечества. Сейчас Вознесенные Владыки продолжают приносить его для эволюции человеческого сознания.

Гермес выступал в роли Спасителя народов и его называли богом пастухов, прозванным «добрым пастырем», который покровительствовал прорицанию и ясновидению, который был отождествлен с Тотом (или Тхотом), обожествленным мудрецом. «Гермес был для большинства европейцев тем же, что и Енох для иудеев, а Идрис для мусульман».

«У каждой страны были свои Спасители. Ибо тот, кто рассеивает тьму невежества горящим факелом науки, озаряя его светом истину, заслуживает это имя как знак нашей благодарности; точно так же как тот, кто спасает нас от смерти, избавляя от болезни или опасности наши тела. Такой человек пробуждает в наших оцепеневших душах способность отличать истинное от ложного, возжигая в них божественное пламя, до сих пор едва тлевшее; это дает ему право на нашу почтительную благодарность, ибо он тоже становится нашим творцом. Что значит имя или символ, персонифицирующий абстрактную идею, если эта идея всегда одна и та же и всегда истинна? Независимо от того, какое имя или титул присвоено конкретному символу и какое имя носит «Бог-Спаситель», Σωτήρ, - Кришна, Будда, Иисус или Асклепий, мы должны помнить одно: символы божественной истины изобретены вовсе не для развлечения невежд; они - альфа и омега философской мысли».

На сегодняшний день человечество ощущает результаты величайшей трагедии философского мира, ибо последние известные 42 книги Гермеса исчезли во время пожара в Александрии. Пожар был политическим действием, чтобы лишить Египет знания и таким образом покорить его. Тома, избегшие огня, были спрятаны в пустыне и их местоположение известно только посвященным.

Учение Гермеса – легендарного творца мира и открывателя всех наук существовало до христианства, которым и было уничтожено. Из дошедших до нас книг Гермеса Трисмегиста наиболее известны «Божественный Пимандр», «Асклепий», «Дева Мира», «Разговоры Гермеса с Татом» и «Изумрудная скрижаль».

В этих книгах Гермес утверждает идею единого Бога, которая отождествляется у него с понятием Логоса, божественного Разума, сотворившего мир и вносящего в него порядок.

«Гермес является основателем учений о том, что души можно преобразовывать (трансмутировать) из одного состояния в другое, от вибрации к вибрации. Духовное преобразование – это искусство изменения и преобразований душевных состояний и качеств».

«Как вверху, так и внизу», - гласит знаменитая «Изумрудная скрижаль» Тота-Гермеса. Макрокосм и микрокосм суть две стороны одного целого, две формы проявления вездесущего Божества. Все в мире имеет один источник - Первоначало, все построено и работает по единым законам - и человек, и вселенная. Они состоят из одних и тех же элементов, алхимических начал, выраженных в разных физических формах. Поэтому, зная законы вселенной, мы можем понимать происходящее в человеке, а изучив человека, лучше поймем то, что происходит в великом мире».


«О люди земли, люди, рожденные и сделанные из элементов, но с духом Божественного Человека внутри вас, очнитесь от своего сна невежества! Будьте трезвы и вдумчивы. Поймите, что вашим домом является не земля, но Свет. Почему вы отдаете себя смерти, если можете обрести бессмертие? Раскайтесь и измените свой ум. Уйдите из тьмы и разложения навеки. Приготовьтесь к подъему через семь Колец и облагородьте свои души вечным Светом» Гермес.


Антонида Бердникова
9 марта 2014 г.

Литература:
1.
2. Е.П. Блаватская «Хроники познания истины»
3.


4. Э. Шюре
5.
6. The Sacred Symbols of Mu , pp. 197, 199
7.
8. Мэнли П.Холл
"Энциклопедическое изложение......"

Значение ВОЕЙКОВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ВОЕЙКОВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ

Воейков Александр Федорович - сатирик и журналист. Родился 15 ноября 1778 г., умер 16 июня 1839 г. Учился в Московском университете, Благородном пансионе, где и начал свою литературную деятельность. Был дружен с Жуковским, Мерзляковым, Тургеневыми и принимал близкое участие в Дружеском Литературном Обществе. В 1806 г. обратил на себя внимание "Посланием к Сперанскому об истинном благоденствие". В 1812 г. поступил на военную службу и оставался в ней до изгнания французов. В 1814 г. женился на Александре Андреевне Протасовой, племяннице Жуковского. В течение шести лет преподавал русский язык и литературу в Дерптском университете, не оставил по себе хорошей памяти, так как был плохо подготовлен к этому делу. В 1820 г. Воейков переехал в Петербург и поступил на казенную службу. В 1821 - 1822 гг. он работал в "Сыне Отечества" Греча, с 1822 по 1826 г. издавал, сначала с В.И. Козловым, потом один, "Новости Литературы", с 1822 по 1839 г. редактировал "Русский Инвалид" и "Литературные Прибавления" к нему, в 1827 - 1830 гг. - "Славянин, военно-литературный журнал". Переводил Вольтера и Делиля, издал "Образцовые сочинения в прозе знаменитых древних и новых писателей" и "Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах и прозе"; эти хрестоматии в свое время были полезны для школы и публики. Главную известность Воейков приобрел своей сатирой "Дом Сумасшедших"; впервые она была написана в 1814 г., потом неоднократно дополнялась и переделывалась, до самой смерти автора. В этом стихотворном памфлете осмеяны администраторы (Магницкий, Рунич, Красовский - "аракчеевские обноски"), убийца Пушкина Дантес, литераторы Каченовский, Шаликов, Шишков, Жуковский, Булгарин, Гречь, Сенковский, Полевой, Белинский и другие, до самого автора включительно. Сатира была поверхностна и груба, хлестала и направо, и налево, имела характер литературного скандала; но есть в ней и меткость, и мастерские характеристики. Она долго обращалась в рукописи и только в 1857 г. была напечатана целиком. В том же роде, но прозой, написан Воейковым "Парнасский Адрес-Календарь". В личных и литературных сношениях Воейков был тяжел и неприятен. - См. Е. Колбасин "Литературные деятели прошлого времени" (Санкт-Петербург, 1859); В. Бурнашов "Мое знакомство с Воейковым" ("Русский Вестник", 1871, ¦ 9 - 11); Е. Петухов "Кафедра русского языка и словесности в Юрьевском (Дерптском) университете" (Юрьев, 1900); Александр Веселовский "В.А. Жуковский" (Санкт-Петербург, 1904); А.Ф. Воейков "Дом Сумасшедших и Парнасский Адрес-Календарь", с вступительной статьей и комментариями И. Розанова и Н. Сидорова ("Универсальная Библиотека", Москва, 1911). Н. К. П-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВОЕЙКОВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВОЕЙКОВ, АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ
  • ВОЕЙКОВ, АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    родился в 1778 году, образование получил в Московском университетском благородном пансионе вместе с В. А. Жуковским. К этому времени относятся …
  • ВОЕЙКОВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ
    (1779-1839) русский поэт, издатель, журналист. Сатирический памфлет "Дом сумасшедших" (ок. 1815), пародийный (в духе "Арзамаса") "Парнасский Адрес-календарь" (1818-20; оба распространялись …
  • ВОЕЙКОВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Фёдорович , русский поэт, журналист. Родился в дворянской семье. Был членом "Арзамаса" , близок к …
  • АЛЕКСАНДР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Жеан, мастер арбалетов. Бельгия. …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, …
  • АЛЕКСАНДР в Библейской энциклопедии Никифора:
    1Мак 1:1 - Македонский царь, сын Филиппа 11-го, величайший из завоевателей. Его славная история без сомнения известна каждому читателю всемирной …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) имя Париса, когда он жил с пастухами и не знал о своем происхождении. 2) сын Еврисфея, царя Микен, и …
  • АЛЕКСАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Alexander, ??????????), называемый Великим, царь Македонии и победитель Азии, родился в Пелле в 356 г. до Р. X. Он был …
  • АЛЕКСАНДР
    Alexander, АЛЕКСАНДР1) см. Paris; 2) племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. …
  • АЛЕКСАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912-913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.Александр царствовал с Константином, сыном …
  • АЛЕКСАНДР в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912—913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г. Александр царствовал с Константином, …
  • ФЕДОРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Трясило) Тарас украинский гетман, руководитель восстания против польского господства в 1630. Вел переговоры в Москве о переходе части украинского казачества …
  • АЛЕКСАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони Pietro Ottoboni) (1610-1691), папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился …
  • ФЕДОРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Георг-Фридрих — юрист, действительный член Императорской академии наук; изучал юридические науки за границею, служил обер-аудитором в адмиралтействе. После отрешения от …
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Александр Ярославич Невский. - 2-й сын великого князя ЯрославаВсеволодовича, правнука Мономахова, род. 30 мая 1220 г., на великомкняжении Владимирском был …
  • АЛЕКСАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словарике:
    I (1777 - 1825), российский император с 1801. Старший сын императора Павла I. В начале царствования провел реформы, подготовленные Негласным …
  • ФЕДОРОВИЧ
    ФЕДОР́ОВИЧ Флориан Флорианович (1877- 1928), полит. деятель. С 1901 чл. Партии социалистов-революционеров, участник Рев-ции 1905-07. В 1909-14 на каторге. В …
  • ФЕДОРОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕДОР́ОВИЧ (Трясило) Тарас, укр. гетман, руководитель восстания против польск. господства в 1630. Вёл переговоры в Москве о переходе части укр. …
  • ВОЕЙКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВО́ЕЙКОВ Ал-др Ив. (1842-1916), климатолог и географ, основоположник климатологии в России, ч.-к. Петерб. АН (1910). Тр. "Климаты земного шара, в …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР СЕВЕР (Alexander Severus) (208- 235), рим. император с 222, из династии Северов. В 231-232 вёл успешную войну с …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР НЕВСКИЙ (1220 или 1221-1263), князь новгородский в 1236-51, вел. князь владимирский с 1252. Сын кн. Ярослава Всеволодовича. Победами над …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933), рус. вел. князь, внук имп. Николая I, адм. и ген.-адъютант (1909). В 1901-05 главноуправляющий торг. мореплаванием и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1301-39), вел. князь владимирский (1325-27) и тверской (1325-27 и с 1337). Сын кн. Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МАКЕДОНСКИЙ, Александр Великий (356-323 до н.э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934), с 1921 король Югославии (до 1929 Кор-во сербов, хорватов и словенцев). Участник Балканских войн 1912-13, в …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР КАЗИМИРОВИЧ, Ягеллон (1461- 1506), вел. князь литовский с 1492, король польский с 1501. Сын Казимира IV. При нём усилилась …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР ДОБРЫЙ (?-1432), молд. господарь с 1400. Содействовал укреплению независимости молд. гос-ва, успешно боролся против османской агрессии, поощрял торговлю и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР БАТТЕНБЕРГ, см. Баттенберг …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР АФРОДИСИЙСКИЙ, др.-греч. философ перипатетич. школы (кон. 2 - нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР VI (1431-1503), папа Римский с 1492. В 1493 издал буллы о разделе сфер влияния в Зап. полушарии между Испанией …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (?-1181), папа Римский с 1159. Стремился к верх. власти папства над светскими государями. В борьбе с Фридрихом I …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (?-1605), царь Кахети с 1574. Боролся с иран. агрессией. В 1587 присягнул на верность рус. царю Фёдору Ивановичу. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I Георгиевич (?-1511), царь Кахети с 1476. Боролся с ирано-тур. агрессией, в 1491-92 направил дружеств. посольство в Россию. В …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (1845-94), рос. император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (1818-81), рос. император с 1855. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провёл ряд реформ (земская, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I (1777-1825), рос. император c 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР (1603-78), церк. деятель, епископ Вятский в 1657-74. Противник церк. реформ патриарха Никона, покровительствовал старообрядцам. После церк. Собора 1666 принёс …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР из Гэльса (Alexander Halensis) (ок. 1170 или ок. 1185-1245), философ, предст. августиновского платонизма, францисканец. Преподавал в Париже. В его …
  • АЛЕКСАНДР в словаре Синонимов русского языка.
  • ФЕДОРОВИЧ
    (Трясило) Тарас, украинский гетман, руководитель восстания против польского господства в 1630. Вел переговоры в Москве о переходе части украинского …
  • ВОЕЙКОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Иванович (1842-1916) , климатолог и географ, основоположник климатологии в России, член-корреспондент Петербургской АН (1910). Труды «Климаты земного шара, в …
  • ФРАНТОВ СТЕПАН ФЕДОРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Франтов Степан Федорович (1877 - 1938), псаломщик и регент, мученик. Память 22 …
  • МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил Федорович (+ 1645), русский царь, из боярского рода Романовых, основоположник царско-императорской династии Романовых. Отец …
  • БАЯНОВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Баянов Дмитрий Федорович (1885 - 1937), протоиерей, церковный композитор. Родился 15 февраля 1885 …
  • ЮВЕНАЛИЙ ВОЕЙКОВ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ювеналий (Воейков, 1729 - 1807) - игумен, из дворян; учился в сухопутном кадетском корпусе, но через год по окончании курса …

Век XIX - век любви, век настоящей дружбы, век страстей и век искусства. Что ни история, то целый роман, захватывающий и интересный. Может быть все дело в людях? В чем тайна тех самых мужчин и женщин, которые оставили нам столько прекрасного? Музыка, литература, живопись - все было подчинено одному - любви и трогательному отношению к друг другу. История жизни Александры Андреевны Протасовой (в замужестве Воейковой) способна доказать это наверняка.

Молись и трудись. Молчи и терпи. Улыбайся и умирай. А.А.Воейкова

Житнев Е.П. Портрет Александры Андреевны Воейковой

В историю русской литературы Александра Воейкова вошла под именем "Светлана", благодаря знаменитой одноименной балладе Василия Андреевича Жуковского, которую поэт подарил своей племяннице-крестнице на свадьбу. Ту самую, которая начинается со столь часто цитируемых под Крещение строк: "Раз в крещенский вечерок девушки гадали..." . Светланой станут звать ее все близкие и родные, а еще величать в письмах Ангелом и посвящать ей свои литературные труды. Ее добрый характер, отзывчивая душа, красота, поэтичность натуры сделали ее музой Н.М. Языкова, Е.А.Баратынского, К.Ф. Рылеева, Л.С.Пушкина, И.И. Козлова, а для Александра Ивановича Тургенева (того, единственного, которому было разрешено сопровождать тело А.С.Пушкина из Петербурга в его родовую усыпальницу в Святогорском монастыре) милая Светлана стала любовью всей жизни. Казалось бы какие люди, какие имена, но жизнь жестока и счастье часто всего лишь далекая мечта...

Сашенька Протасова была младшей дочерью сводной сестры В.А.Жуковского Е.А.Буниной и А.И.Протасова, родного брата жены историка Н.М. Карамзина. Василий Андреевич становится ее первым учителем, наставником и преданным другом на всю жизнь. На глазах девочки разворачивается история несчастной любви поэта к ее сестре Маше, умершей от туберкулеза в молодом возрасте. По свидетельству современников Маша была серьезной и целеустремленной натурой, Сашенька же хохотушкой, непоседой и забиякой. Именно потому и появляется на свет шутливое стихотворение Жуковского, описывающее проказы его ученицы...

<К А. А. ПРОТАСОВОЙ>

Что делаешь, Сандрок?
Кружишь ли, как сверчок,
По стульям, по окошкам?
Стрижешь ли морды кошкам?
Рисуешь ли усы,
Крючки и колбасы
На Вицмановой роже?
Иль чертиков в рогоже
Сажаешь на носы?
Иль мух сажаешь в банки,
Иль проповедь с лежанки
Бутылкам, сундукам,
И рыжим парикам,
И разным женихам
Рассказываешь с жаром?
Иль рожами смешишь
И споришь с самоваром
И чайники казнишь?
Ты милое творенье;
Ты взглядом обратишь
И горе в восхищенье;
С тобой явилась в свет
Веселость, бог крылатый;
Она твой провожатый,
При ней несчастья нет. В.А.Жуковский

Милое легкое шуточное стихотворение, такие в те времена обычно писали в альбомах. Мода на альбомы того времени позволяет нам сегодня узнать и найти то, что было бы бесследно утеряно, если бы не было этой традиции. Альбомы дам это настоящие сокровища, содержащие не только пустые виньетки и ничего не значащие уверенья, но и интересные рисунки, автографы, стихотворения и ноты. Сашенька Протасова была наделена природой многими талантами и в том числе умением рисовать. Благодаря ее альбомным зарисовкам до нас дошли портреты ее современников, поэтов, родных и близких. В ее альбомах много размышлений о жизни, о ее отношениях с матерью, сестрой и учителем. Позже, уже в замужестве, она будет рисовать своих детей, переписывать стихи друзей, делать просто лирические заметки. На основе всего этого историографы и составят более менее ясную картину ее жизни. Одна из самых интересных работ - книга Н.В. Соловьева "История одной жизни", 1915 года издания, но к сожалению почти недоступная для широкого читателя. Рисунки в этом материале, как раз из этой книги.

П.А. Александров Портрет Александра Федоровича Воейкова 1822

Детство и юность Саши Протасовой прошли в деревне и в имении Муратово. В 1812 году она работает вместе с сестрой в Орле, в лазарете, ухаживает за ранеными. А в ноябре 1813 года в Муратово по приглашению Жуковского приезжает его друг Александр Федорович Воейков, поэт-сатрик и переводчик, ставший в последствии по протекции В.А.Жуковского профессором Дерптского университета. В знаменитом поэтическом сообществе "Арзамас" Воейков имел интересное прозвище - "Дымная печурка", очевидно в силу своего нелегкого характера, отталкивающего людей от общения с ним. Однако его меткий сатирический слог, умение все воспринимать с иронией могли на некоторое время как бы застилать людям глаза и воспринимать его в ином, чем есть на самом деле, свете. Любитель женщин и женской красоты Воейков быстро проникся особым вниманием к Сашеньке и вскоре посватался к ней. Свадьба Воейкова состоялась 14-го июля 1814 года. Жуковский продал свое имение, деревню Холх, чтобы составить приданое для Александры Андреевны и подарил ей свою "Светлану", оканчивающуся вполне конкретным пожеланием счастья...

СВЕТЛАНА А.А.Воейковой (отрывок) ...О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга. 1814

Вот какую характеристику дает Воейкову и Светлане в своих записках Ф.Ф.Вигель: "Совершенная разница в наружности, чувствах, обхождении супругов, конечно, бросалась в глаза: он был мужиковат, аляповат, неблагороден; она же настоящая Сильфида, Ундина, существо неземное, как уверяли меня (ибо я только вскользь ее видел)... Как сатирик имел он истинный талант; все еще знают его «Дом сумасшедших», в который поместил он друзей и недругов: над первыми смеялся очень забавно, последних казнил без пощады ." Да и В.А. Жуковский, как будто бы предчувствуя что-то, напишет в те дни, обращаясь к сестре Светланы, Маше: "Милый друг, когда я стоял в церкви и смотрел на нашу милую Сашу и когда мне казалось сомнительным ее счастие, сердце мое было стеснено и никогда так не поразило меня слово "Отче наш" и вся эта молитва ." И тогда же появится и грустное стихотворение-размышление о будущем.

В АЛЬБОМ А[ЛЕКСАНДРЕ] А[НДРЕЕВНЕ] П[РОТАСОВОЙ]

Ты свет увидела во дни моей весны,
Дни чистые, когда все в жизни так прекрасно,
Так живо близкое, далекое так ясно,
Когда лелеют нас магические сны;
Тогда с небес к твоей спокойной колыбели
Святые радости подругами слетели -
Их рой сном утренним кругом тебя играл;
И ангел прелести, твоя родня, с любовью
Незримо к твоему приникнул изголовью
И никогда тебя с тех пор не покидал...
Лета прошли - твои все спутники с тобою;
У входа в свет с живой и ждущею душою
Ты в их кругу стоишь, прелестна, как они.
А я, знакомец твой в те радостные дни,
Я на тебя смотрю с веселием унылым;
Теснишься в сердце ты изображеньем милым
Всего минувшего, всего, чем жизнь была
Так сладостно полна, так пламенно мила,
Что вдохновением всю душу зажигало,
Всего, что лучшего в ней было и пропало...
О, упоение томительной мечты,
Покинь меня! Желать - безжалостно ты учишь;
Не воскрешая, смерть мою тревожишь ты;
В могиле мертвеца ты чувством жизни мучишь.
1814

Ну дальше? А дальше... "Жуковский знал Воейкова много лет, но даже не подозревал, что тот был запойным пьяницей, превратившимся после венчания в жестокого домашнего тирана, скандалиста и насильника... С самого утра он начинал кричать на всех, кто бы ни подвернулся ему под руку: слуги ли, домашние ли, - случалось даже, что он бил свою жену, Сашу, выросшую в семье, где детей никто и пальцем не трогал. Каково всё это было видеть... Жуковскому, который часто гостил в доме Воейкова? Ведь получалось, что он сам, своими руками, отдал в объятия злодея веселую, жизнерадостную, полную светлых надежд 18-летнюю племянницу!.. Но удивительно то, что Саша не теряла своего обаяния и жизнелюбия: поэт Николай Языков, в то время студент Дерптского университета, много лет влюбленный в нее, вспоминал, что никогда не встречал столь веселой и жизнерадостной женщины, которая бы с такой ласковой улыбкой на лице переносила все жизненные невзгоды и беды. А Жуковский писал из Дерпта Александру Тургеневу: "Мне везде будет хорошо - и в Петербурге, и в Сибири, и в тюрьме, только не здесь... Прошедшего никто у меня не отымет, а будущего - не надобно "," - так рассказыввает о жизни Светланы с мужем в своей статье о В.А.Жуковском "Любовь моя безгрешна" Н. Литвинова.

Александров П.А. Александра Андреевна Воейкова с детьми Екатериной и Александрой 1821

И действительно жизнь Александры Андреевны была уже не такой веселой, не той, что в юности. В 1820 году Воейкова выгнали из Дерптского университета за доносы и семья переехала в Петербург, где Александра Андреевна стала хозяйкой литературного салона, который посещали многие знаменитости того времени. Это возможно и спасало ее. Она занималась также переводом статей, рисовала и неплохо пела. Не отказывалась и от посещения театров, концертов, балов. Очевидно, что мужу все же не удалось окончательно убить в ней ее природную веселость и любовь к жизни. Н.И. Греч так пишет о ней и ее муже в своих воспоминаниях: Воейков "...успел насолить всем, ибо голос злобы и зависти был в нем сильнее расчета, выгод и пользы. Каким образом, спросят у меня, умел он еще держаться в свете при таком образе мыслей, при таких чувствах и поступках? Он обязан был всем существованием несравненной жене своей, прекрасной, умной, образованной и добрейшей Александре Андреевне, бывшей его мученицей, сделавшейся жертвой этого гнусного изверга. Всяк, кто знал ее, кто только приближался к ней, становился ее чтителем и другом. Благородная, братская к ней привязанность Жуковского, преданная бессмертию в посвящении "Светланы", известна всем. Потом первыми гостями ее были Александр Иванович Тургенев и Василий Алексеевич Перовский. Булгарин некоторое время сходил от нее с ума. Между тем все эти связи были чистые и святые и ограничивались благородной дружбой. Разумеется, в свете толковали не так: поносили ее, клеветали и лгали на нее. Такова судьба всех возвышенных людей среди уродов, с которыми они обречены жить ." Именно к этому времени и относится акварельный портрет художника П.А.Александрова, изображающий Светлану с дочерьми Александрой и Екатериной. Ах, ну как тут не влюбиться в этот образ и не написать восторженное стихотворение?

Мой брат по вольности и хмелю!
С тобой согласен я: годна
В усладу пламенному Лелю
Твоя Мария Дирина.
Порой горят её ланиты,
Порой цветут её уста,
И грудь роскошна и чиста,
И томен взор полузакрытый!
В ней много жизни и огня;
В игре заманчивого танца
Она пленяет и меня,
И белобрысого лифляндца;
Она чувствительна, добра
И знает бога песнопений;
Ей не годится и для тени
Вся молодая немчура.
Всё хорошо, мой друг, но то ли
Моя красавица? Она —
Завоевательница воли
И для поэтов создана!
Она меня обворожила:
Какая сладость на устах,
Какая царственная сила
В её блистательных очах!
Она мне всё: её творенья —
Мои живые вдохновенья,
Мой пламень в сердце и стихах.
И я ль один, ездок Пегаса,
Скачу и жду её наград?
Разнобоярщина Парнаса
Её поёт на перехват —
И тайный Глинка и Евгений
И много всяческих имён…
О! слава Богу! я влюблён
В звезду любви и вдохновений! Н.М.Языков 1825

Автограф со стихотворением А.А.Дельвига из альбома А.А.Воейковой

Автограф с сонетом Е.Баратынского из альбома А.А. Воейковой

Александра Андреевна продолжает вести свои альбомы: рисует, пишет, собирает автографы. Сегодня исследователи находят в них стихотворения поэтов, которые ранее даже нигде и не публиковались. Тогда же судьба сводит ее со слепым поэтом И.И.Козловым, в судьбе которого она принимает живейшее участие. Он же отмечает это с благодарностью в своих поэтических произведениях.

К ДРУГУ В<АСИЛИЮ> А<НДРЕЕВИЧУ> Ж<УКОВСКОМУ>
ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ЕГО ИЗ ПУТЕШЕСТВИЯ (отрывок) ...Тогда в священной красоте
Внезапно дружба мне предстала:
Она так радостно сияла!
В ее нашел я чистоте
Утеху, нежность, сожаленье,
И ею жизнь озарена.
Ты правду нам сказал: она
Второе наше провиденье!
Светлана добрая твоя
Мою судьбу переменила,
Как ангел божий низлетя,
Обитель горя посетила -
И безутешного меня
Отрадой первой подарила.
Случалось ли когда, что вдруг,
Невольной угнетен тоскою,
Я слезы лил, - тогда, мой друг,
Светлана плакала со мною;
В надеждах веры устремлять
Все чувства на детей искала,
И чем мне сердце услаждать,
Своим то сердцем отгадала;
И вслед за ней явились мне
Те добродетели святые,
Всегда, везде ко всем благие,
И лишь могущие одне
Печаль и горести земные
В блаженный превращать удел. И.И. Козлов 1822

Андрюша Воейков Акварель А.А. Воейковой

Катя и Саша Воейковы Рисунок из альбома А.А. Воейковой

Отношения с мужем, рождение четверых детей, да и наследственность стали причной того, что болезнь аристократов и интеллигенции того времени - туберкулез, не обошла стороной и Александру Андреевну. В 1827 году она навсегда покидает Россию, едет на лечение за границу. Берлин, Франция, Италия... надежда умирает последней. Светлана пытается жить и первое время кажется, что лечение идет не так уж и плохо. Она занимается чтением, выискивает в иностранных журналах интересные статьи по искусству для публикации в альманахах своего мужа, посещает галереи, встречается с художниками и поэтами. Однако она понимает, что ей осталось жить совсем немного: "Моя жизнь - ужасная буря, которая не может быть продолжительна ". И уже в в начале февраля 1829 года ее жизнь стала невыносимой: она умирала мучительно, постепенно теряя слух, зрение, память...

Рисунок К. де Местра А.А.Воейкова 1829. Последний портрет Воейковой

Александры Андреевны Воейковой не стало 26 февраля 1829 года. Ей было всего 33 года... В 1815 году Василий Андреевич Жуковский сделает перевод стихотворения Ф.-Г. Ветцеля "Wenn die Rosen blühn", его положит на музыку немецкий композитор и поэт Август Генрих Вайраух (Weyrauch), живший в Дерпте и очевидно часто встречавшийся и со Светланой, и с В.А.Жуковским. Эта песня-романс станет любимой на всю жизнь у Александры Андреевны... грустное и печальное предсказание будущего.

ПЕСНЯ

Розы расцветают,
Сердце, отдохни;
Скоро засияют
Благодатны дни.
Все с зимой ненастной
Грустное пройдет;
Сердце будет ясно;
Розою прекрасной
Счастье расцветет.

Розы расцветают —
Сердце, уповай;
Есть, нам обещают,
Где-то лучший край.
Вечно молодая
Там весна живет;
Там, в долине рая,
Жизнь для нас иная
Розой расцветет.
1815

А что же Воейков? Вот как пишет о его дальнейшей судьбе Н.И. Греч в своих воспоминаниях: "По смерти Александры Андреевны, вступил он в брак с какою-то девицей, кажется, с кухаркой его, подбился к И.Н.Скобелеву и к Л.В.Дубельту, льстил им и питался крохами от их трапезы." Друзья-поэты не оставили семью Светланы без помощи, взяв на себя заботу о ее четырех детях-сиротах. В.А.Жуковский опять продал еще одно свое имение, Мейерсгоф около Дерпта, и разделил вырученную сумму между тремя дочерьми. Девочки получили хорошее образование, сын тоже обучался, но в силу своих умственных способностей далеко не пошел. Вот такая история одной прекрасной жизни...

История в художественных образах (Светлана)

Век XIX - век любви, век настоящей дружбы, век страстей и век искусства. Что ни история, то целый роман, захватывающий и интересный. Может быть все дело в людях? В чем тайна тех самых мужчин и женщин, которые оставили нам столько прекрасного? Музыка, литература, живопись - все было подчинено одному - любви и трогательному отношению к друг другу. История жизни Александры Андреевны Протасовой (в замужестве Воейковой) способна доказать это наверняка.

Молись и трудись. Молчи и терпи. Улыбайся и умирай.

А.А.Воейкова

Житнев Е.П. Портрет Александры Андреевны Воейковой

В историю русской литературы Александра Воейкова вошла под именем "Светлана", благодаря знаменитой одноименной балладе Василия Андреевича Жуковского, которую поэт подарил своей племяннице-крестнице на свадьбу. Ту самую, которая начинается со столь часто цитируемых под Крещение строк: "Раз в крещенский вечерок девушки гадали..." . Светланой станут звать ее все близкие и родные, а еще величать в письмах Ангелом и посвящать ей свои литературные труды. Ее добрый характер, отзывчивая душа, красота, поэтичность натуры сделали ее музой Н.М. Языкова, Е.А.Баратынского, К.Ф. Рылеева, Л.С.Пушкина, И.И. Козлова, а для Александра Ивановича Тургенева (того, единственного, которому было разрешено сопровождать тело А.С.Пушкина из Петербурга в его родовую усыпальницу в Святогорском монастыре) милая Светлана стала любовью всей жизни. Казалось бы какие люди, какие имена, но жизнь жестока и счастье часто всего лишь далекая мечта...

Сашенька Протасова была младшей дочерью сводной сестры В.А.Жуковского Е.А.Буниной и А.И.Протасова, родного брата жены историка Н.М. Карамзина. Василий Андреевич становится ее первым учителем, наставником и преданным другом на всю жизнь. На глазах девочки разворачивается история несчастной любви поэта к ее сестре Маше, умершей от туберкулеза в молодом возрасте. По свидетельству современников Маша была серьезной и целеустремленной натурой, Сашенька же хохотушкой, непоседой и забиякой. Именно потому и появляется на свет шутливое стихотворение Жуковского, описывающее проказы его ученицы...

Василий Андреевич Жуковский. Рисунок карандашом А.А.Воейковой 1823

<К А. А. ПРОТАСОВОЙ>

Что делаешь, Сандрок?
Кружишь ли, как сверчок,
По стульям, по окошкам?
Стрижешь ли морды кошкам?
Рисуешь ли усы,
Крючки и колбасы
На Вицмановой роже?
Иль чертиков в рогоже
Сажаешь на носы?
Иль мух сажаешь в банки,
Иль проповедь с лежанки
Бутылкам, сундукам,
И рыжим парикам,
И разным женихам
Рассказываешь с жаром?
Иль рожами смешишь
И споришь с самоваром
И чайники казнишь?
Ты милое творенье;
Ты взглядом обратишь
И горе в восхищенье;
С тобой явилась в свет
Веселость, бог крылатый;
Она твой провожатый,
При ней несчастья нет.

В.А.Жуковский

Милое легкое шуточное стихотворение, такие в те времена обычно писали в альбомах. Мода на альбомы того времени позволяет нам сегодня узнать и найти то, что было бы бесследно утеряно, если бы не было этой традиции. Альбомы дам это настоящие сокровища, содержащие не только пустые виньетки и ничего не значащие уверенья, но и интересные рисунки, автографы, стихотворения и ноты. Сашенька Протасова была наделена природой многими талантами и в том числе умением рисовать. Благодаря ее альбомным зарисовкам до нас дошли портреты ее современников, поэтов, родных и близких. В ее альбомах много размышлений о жизни, о ее отношениях с матерью, сестрой и учителем. Позже, уже в замужестве, она будет рисовать своих детей, переписывать стихи друзей, делать просто лирические заметки. На основе всего этого историографы и составят более менее ясную картину ее жизни. Одна из самых интересных работ - книга Н.В. Соловьева "История одной жизни", 1915 года издания, но к сожалению почти недоступная для широкого читателя. Рисунки в этом материале, как раз из этой книги.

П.А. Александров Портрет Александра Федоровича Воейкова 1822

Детство и юность Саши Протасовой прошли в деревне и в имении Муратово. В 1812 году она работает вместе с сестрой в Орле, в лазарете, ухаживает за ранеными. А в ноябре 1813 года в Муратово по приглашению Жуковского приезжает его друг Александр Федорович Воейков, поэт-сатрик и переводчик, ставший в последствии по протекции В.А.Жуковского профессором Дерптского университета. В знаменитом поэтическом сообществе "Арзамас" Воейков имел интересное прозвище - "Дымная печурка", очевидно в силу своего нелегкого характера, отталкивающего людей от общения с ним. Однако его меткий сатирический слог, умение все воспринимать с иронией могли на некоторое время как бы застилать людям глаза и воспринимать его в ином, чем есть на самом деле, свете. Любитель женщин и женской красоты Воейков быстро проникся особым вниманием к Сашеньке и вскоре посватался к ней. Свадьба Воейкова состоялась 14-го июля 1814 года. Жуковский продал свое имение, деревню Холх, чтобы составить приданое для Александры Андреевны и подарил ей свою "Светлану", оканчивающуся вполне конкретным пожеланием счастья...

СВЕТЛАНА

А.А.Воейковой

(отрывок)

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Вот какую характеристику дает Воейкову и Светлане в своих записках Ф.Ф.Вигель: "Совершенная разница в наружности, чувствах, обхождении супругов, конечно, бросалась в глаза: он был мужиковат, аляповат, неблагороден; она же настоящая Сильфида, Ундина, существо неземное, как уверяли меня (ибо я только вскользь ее видел)... Как сатирик имел он истинный талант; все еще знают его «Дом сумасшедших», в который поместил он друзей и недругов: над первыми смеялся очень забавно, последних казнил без пощады ." Да и В.А. Жуковский, как будто бы предчувствуя что-то, напишет в те дни, обращаясь к сестре Светланы, Маше: "Милый друг, когда я стоял в церкви и смотрел на нашу милую Сашу и когда мне казалось сомнительным ее счастие, сердце мое было стеснено и никогда так не поразило меня слово "Отче наш" и вся эта молитва ." И тогда же появится и грустное стихотворение-размышление о будущем.

В АЛЬБОМ А[ЛЕКСАНДРЕ] А[НДРЕЕВНЕ] П[РОТАСОВОЙ]

Ты свет увидела во дни моей весны,
Дни чистые, когда все в жизни так прекрасно,
Так живо близкое, далекое так ясно,
Когда лелеют нас магические сны;
Тогда с небес к твоей спокойной колыбели
Святые радости подругами слетели -
Их рой сном утренним кругом тебя играл;
И ангел прелести, твоя родня, с любовью
Незримо к твоему приникнул изголовью
И никогда тебя с тех пор не покидал...
Лета прошли - твои все спутники с тобою;
У входа в свет с живой и ждущею душою
Ты в их кругу стоишь, прелестна, как они.
А я, знакомец твой в те радостные дни,
Я на тебя смотрю с веселием унылым;
Теснишься в сердце ты изображеньем милым
Всего минувшего, всего, чем жизнь была
Так сладостно полна, так пламенно мила,
Что вдохновением всю душу зажигало,
Всего, что лучшего в ней было и пропало...
О, упоение томительной мечты,
Покинь меня! Желать - безжалостно ты учишь;
Не воскрешая, смерть мою тревожишь ты;
В могиле мертвеца ты чувством жизни мучишь.

Ну дальше? А дальше... "Жуковский знал Воейкова много лет, но даже не подозревал, что тот был запойным пьяницей, превратившимся после венчания в жестокого домашнего тирана, скандалиста и насильника... С самого утра он начинал кричать на всех, кто бы ни подвернулся ему под руку: слуги ли, домашние ли, - случалось даже, что он бил свою жену, Сашу, выросшую в семье, где детей никто и пальцем не трогал. Каково всё это было видеть... Жуковскому, который часто гостил в доме Воейкова? Ведь получалось, что он сам, своими руками, отдал в объятия злодея веселую, жизнерадостную, полную светлых надежд 18-летнюю племянницу!.. Но удивительно то, что Саша не теряла своего обаяния и жизнелюбия: поэт Николай Языков, в то время студент Дерптского университета, много лет влюбленный в нее, вспоминал, что никогда не встречал столь веселой и жизнерадостной женщины, которая бы с такой ласковой улыбкой на лице переносила все жизненные невзгоды и беды. А Жуковский писал из Дерпта Александру Тургеневу: "Мне везде будет хорошо - и в Петербурге, и в Сибири, и в тюрьме, только не здесь... Прошедшего никто у меня не отымет, а будущего - не надобно "," - так рассказыввает о жизни Светланы с мужем в своей статье о В.А.Жуковском "Любовь моя безгрешна" Н. Литвинова.

Александров П.А. Александра Андреевна Воейкова с детьми Екатериной и Александрой 1821

И действительно жизнь Александры Андреевны была уже не такой веселой, не той, что в юности. В 1820 году Воейкова выгнали из Дерптского университета за доносы и семья переехала в Петербург, где Александра Андреевна стала хозяйкой литературного салона, который посещали многие знаменитости того времени. Это возможно и спасало ее. Она занималась также переводом статей, рисовала и неплохо пела. Не отказывалась от от посещения театров, концертов, балов. Очевидно, что мужу все же не удалось окончательно убить в ней ее природную веселость и любовь к жизни. Н.И. Греч так пишет о ней и ее муже в своих воспоминаниях: Воейков "...успел насолить всем, ибо голос злобы и зависти был в нем сильнее расчета, выгод и пользы. Каким образом, спросят у меня, умел он еще держаться в свете при таком образе мыслей, при таких чувствах и поступках? Он обязан был всем существованием несравненной жене своей, прекрасной, умной, образованной и добрейшей Александре Андреевне, бывшей его мученицей, сделавшейся жертвой этого гнусного изверга. Всяк, кто знал ее, кто только приближался к ней, становился ее чтителем и другом. Благородная, братская к ней привязанность Жуковского, преданная бессмертию в посвящении "Светланы", известна всем. Потом первыми гостями ее были Александр Иванович Тургенев и Василий Алексеевич Перовский. Булгарин некоторое время сходил от нее с ума. Между тем все эти связи были чистые и святые и ограничивались благородной дружбой. Разумеется, в свете толковали не так: поносили ее, клеветали и лгали на нее. Такова судьба всех возвышенных людей среди уродов, с которыми они обречены жить ." Именно к этому времени и относится акварельный портрет художника П.А.Александрова, изображающий Светлану с дочерьми Александрой и Екатериной. Ах, ну как тут не влюбиться в этот образ и не написать восторженное стихотворение?

Мой брат по вольности и хмелю!
С тобой согласен я: годна
В усладу пламенному Лелю
Твоя Мария Дирина.
Порой горят её ланиты,
Порой цветут её уста,
И грудь роскошна и чиста,
И томен взор полузакрытый!
В ней много жизни и огня;
В игре заманчивого танца
Она пленяет и меня,
И белобрысого лифляндца;
Она чувствительна, добра
И знает бога песнопений;
Ей не годится и для тени
Вся молодая немчура.
Всё хорошо, мой друг, но то ли
Моя красавица? Она —
Завоевательница воли
И для поэтов создана!
Она меня обворожила:
Какая сладость на устах,
Какая царственная сила
В её блистательных очах!
Она мне всё: её творенья —
Мои живые вдохновенья,
Мой пламень в сердце и стихах.
И я ль один, ездок Пегаса,
Скачу и жду её наград?
Разнобоярщина Парнаса
Её поёт на перехват —
И тайный Глинка и Евгений
И много всяческих имён…
О! слава Богу! я влюблён
В звезду любви и вдохновений!

Н.М.Языков 1825

Автограф со стихотворением А.А.Дельвига из альбома А.А.Воейковой

Автограф с сонетом Е.Баратынского из альбома А.А. Воейковой

Александра Андреевна продолжает вести свои альбомы: рисует, пишет, собирает автографы. Сегодня исследователи находят в них стихотворения поэтов, которые ранее даже нигде и не публиковались. Тогда же судьба сводит ее со слепым поэтом И.И.Козловым, в судьбе которого она принимает живейшее участие. Он же отмечает это с благодарностью в своих поэтических произведениях.

К ДРУГУ В<АСИЛИЮ> А<НДРЕЕВИЧУ> Ж<УКОВСКОМУ>
ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ЕГО ИЗ ПУТЕШЕСТВИЯ

(отрывок)

Тогда в священной красоте
Внезапно дружба мне предстала:
Она так радостно сияла!
В ее нашел я чистоте
Утеху, нежность, сожаленье,
И ею жизнь озарена.
Ты правду нам сказал: она
Второе наше провиденье!
Светлана добрая твоя
Мою судьбу переменила,
Как ангел божий низлетя,
Обитель горя посетила -
И безутешного меня
Отрадой первой подарила.
Случалось ли когда, что вдруг,
Невольной угнетен тоскою,
Я слезы лил, - тогда, мой друг,
Светлана плакала со мною;
В надеждах веры устремлять
Все чувства на детей искала,
И чем мне сердце услаждать,
Своим то сердцем отгадала;
И вслед за ней явились мне
Те добродетели святые,
Всегда, везде ко всем благие,
И лишь могущие одне
Печаль и горести земные
В блаженный превращать удел.

И.И. Козлов 1822

Андрюша Воейков Акварель А.А. Воейковой

Катя и Саша Воейковы Рисунок из альбома А.А. Воейковой

Отношения с мужем, рождение четверых детей, да и наследственность стали причной того, что болезнь аристократов и интеллигенции того времени - туберкулез, не обошла стороной и Александру Андреевну. В 1827 году она навсегда покидает Россию, едет на лечение за границу. Берлин, Франция, Италия... надежда умирает последней. Светлана пытается жить и первое время кажется, что лечение идет не так уж и плохо. Она занимается чтением, выискивает в иностранных журналах интересные статьи по искусству для публикации в альманахах своего мужа, посещает галереи, встречается с художниками и поэтами. Однако она понимает, что ей осталось жить совсем немного: "Моя жизнь - ужасная буря, которая не может быть продолжительна ". И уже в в начале февраля 1826 года ее жизнь стала невыносимой: она умирала мучительно, постепенно теряя слух, зрение, память...

Рисунок К. де Местра А.А.Воейкова 1829. Последний портрет Воейковой

Александры Андреевны Воейковой не стало 26 февраля 1829 года. Ей было всего 33 года... В 1815 году Василий Андреевич Жуковский сделает перевод стихотворения Ф.-Г. Ветцеля "Wenn die Rosen blühn", его положит на музыку немецкий композитор и поэт Август Генрих Вайраух (Weyrauch), живший в Дерпте и очевидно часто встречавшийся и со Светланой, и с В.А.Жуковским. Эта песня-романс станет любимой на всю жизнь у Александры Андреевны... грустное и печальное предсказание будущего.

ПЕСНЯ

Розы расцветают,
Сердце, отдохни;
Скоро засияют
Благодатны дни.
Все с зимой ненастной
Грустное пройдет;
Сердце будет ясно;
Розою прекрасной
Счастье расцветет.

Розы расцветают —
Сердце, уповай;
Есть, нам обещают,
Где-то лучший край.
Вечно молодая
Там весна живет;
Там, в долине рая,
Жизнь для нас иная
Розой расцветет.
1815

А что же Воейков? Вот как пишет о его дальнейшей судьбе Н.И. Греч в своих воспоминаниях: "По смерти Александры Андреевны, вступил он в брак с какою-то девицей, кажется, с кухаркой его, подбился к И.Н.Скобелеву и к Л.В.Дубельту, льстил им и питался крохами от их трапезы." Друзья-поэты не оставили семью Светланы без помощи, взяв на себя заботу о ее четырех детях-сиротах. В.А.Жуковский опять продал еще одно свое имение, Мейерсгоф около Дерпта, и разделил вырученную сумму между тремя дочерьми. Девочки получили хорошее образование, сын тоже обучался, но в силу своих умственных способностей далеко не пошел. Вот такая история одной прекрасной жизни...

Ну а теперь для желающих несколько ссылок, с помощью которых можно еще немного почитать обо всей этой трогательной истории, о В.А. Жуковском и его несчастной любви к Маше Протасовой (в замужестве Мойер), дружбе со Светланой, о поэтах в судьбе Александры Андреевны, о ее муже Воейкове.

Самая главная и полная информация на этот счет располагается в книге Н.В. Соловьева "История одной жизни", 1915 год, которую можно скачать вот здесь: Open Library . Тему продолжить можно вот здесь: А.Н. Веселовский. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения" . Далее интересны мемуары-воспоминания Н.И.Греча Воспоминания о моей жизни (в частности глава XII), эссе Н.Литвиновой Любовь моя безгрешна .

К сожалению не удалось найти музыкальную запись любимого романса Светланы "Розы расцветают", в России он не звучит, а вот в Прибалтике его вполне можно услышать и даже купить диски на иностранных сайтах. Грустно. Но в качестве замены есть небольшой рассказ-фантазия на тему этого стихотворения Жуковского, написанный Зинаидой Гиппиус с названием