Что такое трус. Что такое трусость и как с этим бороться? На что нужно заменять Трусость и Страх

Так какая арка выглядит более привлекательно лично для вас? Какой путь вас манит к себе: номер 1, 2, 3, 4, 5 или 6?

Если вы выбрали арку №1:

То ваш путь – это путь Освобождения и безграничной Свободы духа. Вы принадлежите к тому типу людей, которые нуждаются в большом пространстве для развертывания собственной деятельности и ненавидят любые ограничения. Вам жизненно необходима свобода, чтобы делать то, что предначертано вам на вашем собственном пути. Вы предпочитаете не находить, а создавать себя. Особенно вам приходятся по душе бесконечные возможности и огромный выбор доступных маршрутов.

Ни в одной ситуации вы не хотите чувствовать себя скованным. Вы очень независимы и даже мятежны, но несмотря на это, вам не нравятся противостояния. Вы, скорее всего, в большинстве случаев будете выбирать пассивное противостояние кому-то или чему-то, а не активный протест. Вы не любите, когда вас торопят, и предпочитаете проводить все свое время наслаждаясь жизнью. И вы слишком заняты этим, чтобы привлекать к себе лишнее внимание. Никогда не изменяйте своему свободолюбию - и вы найдете свое счастье!

Если вы выбрали арку №2:

То ваш путь – это путь Уединения. Вы относитесь к тому типу людей, которые предпочитают путешествовать в одиночку. Вам нравится наблюдать, думать и самостоятельно разбираться со всеми мыслями и идеями, которые приходят вам в голову. Вы предпочитаете путь, предназначенный для одного путника. Вы можете быть счастливым с другими людьми, когда прибудете в свой пункт назначения, но в само путешествие отправляетесь только в одиночку. Вы очень оригинальный и глубокий человек.

Вы смотрите на мир свойственным только вам уникальным образом, и окружающие могут извлекать большую выгоду из вашей точки зрения. Вы немного одиночка, но несмотря на это, вам нравится общаться с другими людьми, когда вы не торопитесь и не летите по жизни навстречу своим мечтам. Кроме того, вы очень понимающий человек. Рассчитывать только на себя – это неплохо, тем более что вы сильная личность. Но не отгораживайтесь от других, ведь они часто нуждаются в вашей мудрости и поддержке! И ни в коем случае не теряйте своей уникальности!

Если вы выбрали арку №3:

То ваш путь – это путь Красоты и Радости. Вы очень интересный и заинтересованный окружающим миром человек. Вы любите быть частью мира, частью Вселенной и даже чего-то большего… Вы хотите испытать и увидеть все на свете! Ваш идеальный путь наполнен яркими цветами, волнениями, переживаниями и красотой. Для вас путешествие имеет гораздо большее значение, чем пункт назначения.

Вы любопытны и вам очень нравится узнавать все больше и больше. Вы любите поболтать и часто становитесь инициатором общения. В разговоре часто задаете много вопросов. Вы интеллектуальный и остроумный человек. Вы большой весельчак и шутник, вы способны заставить людей смеяться. Ваш жизненный путь – делать окружающий мир чуточку лучше и лучезарней, и тогда он непременно всегда будет улыбаться вам в ответ!

Жизненный путь человека, его неповторимая индивидуальная жизнь являются предметом изучения широкого комплекса наук - философии, социологии, психологии, истории, этнографии, демографии, антропологии, социальной медицины. Даже не говоря о том, что жизнь человека всегда была и будет основным объектом искусства, каких бы тем оно ни касалось, оно всегда рассматривает мир через призму человека и его жизни. Еще в античные времена появились первые попытки создания художественной биографии (Плутарх, Светоний и др.). Хотя ее утверждение как особого жанра специалисты относят к XVII в., постепенно произошло разделение литературно-художественного биографического романа (или повести) и научного историко-биографического исследования. В последнее время наметилось определенное их сближение. Биография стала полноправным жанром исторического исследования. Канадский историк А. Вильсон справедливо сравнил ее с фортепьянным или скрипичным концертом: через соло одной жизни, ее ведущую тему, раскрывается эпоха.

Биограф не только описывает жизненный путь человека, но и анализирует его. В биографических справочниках и указателях в скобках после фамилии через тире даются обычно год рождения и смерти человека. Подчас промежуток между ними очень мал, как, например, у Д. Писарева, М.Лермонтова, Н. Рылеева, Н. Добролюбова, а иногда относительно велик (Л. Толстой, Б. Шоу). Вот этот промежуток между рождением и смертью и считают обычно жизненным путем человека.

Чтобы показать действительную судьбу человека, надо выяснить сущность его жизненного пути, установить зависимость этого пути от времени, от истории общества, народа, страны, определить границы свободного выбора, свободного жизнетворчества.

Ведь в любом случае, как видим, судьба связывалась и связывается ныне с тем, что не зависит от его свободного выбора, находится вне его. Значит, важно прежде всего понять, есть ли в жизненном пути человека нечто, не зависящее от него, если есть, то что же оно представляет собой и какие силы определяют не предусмотренные свободным волеизъявлением человека повороты в его жизненном пути? Только выяснив это, мы сможем проникнуть в тайны судьбы, постичь ее сущность.

Мы, читая биографии великих людей, правильно понимаем и оцениваем ошибки и заблуждения в творчестве собственной жизни. Однако судить о других всегда легче; гораздо труднее строить свою собственную жизнь. В том-то и дело, что каждому приходится обычно делать это самому, без всякой подсказки: ведь человек чаще всего не осознает, что каждодневно, ежечасно он творит свою жизнь. Кажущиеся ему незначительными, неважными, обычными, повседневными решения или поступки могут иметь далеко идущие последствия, о которых человек даже не догадывается. Подчас один поступок может изменить весь его жизненный путь.

Строить собственную жизнь несравненно труднее, чем запускать ракеты, возводить здания, прокладывать каналы. Людей, которые никогда не ошибаются в предвидении не только ближайших, но и отдаленных последствий собственных поступков, вероятно, не было, нет и не будет. Даже самый талантливый шахматист нередко ошибается в расчете последствий своего хода, а альтернативы жизни куда сложнее и менее предсказуемы, чем шахматная партия! Творчество собственной жизни оказывается, пожалуй, наиболее сложным из всех видов человеческого творчества, и сами жизненые пути людей так запутанны и извилисты...

Время, практика позволяют понять главное, существенное в событиях повседневной жизни и отделить его от второстепенного. Событие, от которого, как казалось еще вчера, зависит вся жизнь, сегодня оказывается ничтожным пустяком, а то, что мы считали пустяком, порой переворачивает всю жизнь. Размышляет ли человек над прожитой жизнью или воссоздает биографию другого человека, он отвлекается от мелкого, несущественного, отбирая важнейшие, определяющие ее вехи. Но именно от несущественного, а не от случайного, ибо, как мы увидим, случай может играть весьма существенную роль в жизни.

Что же такое жизненный путь?

Интересным является определение, предложенное А.В. Грибакиным, "... жизненный путь представляет собой творческий процесс поэтапного включения каждого человека в систему общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и утверждением индивидов".

Этапы жизненного пути не всегда совпадают с возрастными периодами жизни людей. Если бы они и впрямь совпадали, то, собственно говоря, жизненные пути людей были бы одинаковы, ибо каждый человек проходит детство, юность, взрослые годы и доживает до старости (исключая, конечно, случаи преждевременной смерти).

По словам Ананьева Б. Г., "все возрасты человека существуют бок о бок, будучи распределены между различными индивидами".

Однако возраст это не единственная характеристика жизненного пути. Возраст можно представить как своеобразное "вертикальное" сечение жизненного пути человека. При этом его отрезки - детство, юность, зрелые годы, старость - различны, особенно, если люди принадлежат к противоположным классам и живут в разные исторические эпохи. Естественно, эти этапы проходят все, но каждый по-своему.

На возрастные параметры "накладываются" зависящие от них, но не совпадающие с ними социально значимые периоды человеческой жизни: подготовка к самостоятельной трудовой деятельности; трудовой путь человека и прекращение трудовой деятельности. Это деление не совпадает с возрастным. Например, молодой человек 16-17 лет, работающий на предприятии, по содержанию своей жизнедеятельности ближе к взрослому рабочему, чем к своему сверстнику - учащемуся, еще только готовящемуся к самостоятельному труду.

Сказанное позволяет определить жизненный путь человека как процесс поэтапного присвоения человеком (адекватного или неадекватного) общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности. Конечно, как и всякая дефиниция, это определение не раскрывает жизненный путь человека во всей его сложности и полноте, но оно выражает его суть и может стать, по нашему мнению, отправной точкой для дальнейшего анализа.

Трудовая деятельность - важнейший элемент жизненного пути человека, поэтому она и должна лежать в основе его характеристики. Особая важность труда в данном случае подчеркивается выделением специального понятия "трудовой путь человека". Трудовой путь, трудовая биография личности синтезирует пути развития человека и в других сферах общественной жизни, обладающих относительной самостоятельностью, которая определяется рядом причин. Во-первых, жизненный путь зависит от направленности личности. Исследования показывают, что у работников одной и той же бригады, цеха, лаборатории и т. д. эта направленность может быть различной. Во-вторых, у человека может хорошо сложиться трудовая жизнь, принося ему радость и удовлетворение, и в той или иной мере не получиться семейная жизнь. Иногда, наоборот, радости семейной жизни или успехи в художественной самодеятельности и спорте компенсируют неудовлетворенность трудовой деятельностью. Какая-то неравноценность этих сторон жизненного пути характерна, вероятно, для любого человека. Все зависит от объема и интенсивности личной жизни, от степени включенности социальных ролей в личную жизнь. Возрастные изменения также не одинаково сказываются на различных сторонах жизненного пути. Например, прекращение трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию отнюдь не означает прекращение культурного развития.

В-третьих, нередко бывает так, что наибольшие успехи в самореализации личности связаны не с ее профессиональной, а именно с непрофессиональной деятельностью. Например, А. П. Бородин, гораздо полнее и с большей эффективностью реализовал себя как композитор, чем как ученый-химик; А.П. Чехов - как литератор, а не как врач. Естественно, модель жизненного пути можно признать для данной личности наиболее подходящей, если она включает гармоничное сочетание всех сфер жизнедеятельности, их взаимодополнение, успешную самореализацию личности во многих из них, удовлетворение полноты и богатства жизни в целом.

Таким образом, жизненный путь человека оказывается сложным переплетением возрастных периодов и периодов социальной деятельности.

В качестве таких критериев предлагается считать психологические изменения, происходящие при переходе в последующую возрастную группу, появление новых интересов, потребностей, переориентацию ценностных установок.

Эти изменения важны для оценки жизненного пути, они трудно поддаются эмпирическому анализу, ибо и сам человек чаще всего не может ответить, когда, как и благодаря чему произошли эти изменения.

Жизненный путь объединяет общественную, событийно-биографическую сторону его жизни со становлением и развитием его внутренней духовной жизни и прежде всего его мировоззрения.

Становление личности, формирование и развитие личностных социально значимых качеств - одна из важнейших характеристик жизненного пути. Но для жизненного пути немаловажное значение имеет и состояние здоровья человека на тех или иных этапах его жизни.

Жизненный путь человека в реальной действительности тесно связан с его образом жизни, ведь эти категории служат для анализа и описания его жизнедеятельности, индивидуальной человеческой жизни. Однако, если образ жизни представляет собой характеристику жизнедеятельности индивида в тот или иной период, то жизненный путь - это развитие человеческой жизни во времени, последовательное изменение образа жизни в связи с развитием самого человека, с изменением реальных условий его жизнедеятельности. Образ жизни человека может существенно меняться на разных этапах его пути.

В литературе нет единого мнения о том, что считать началом жизненного пути. Б. Г. Ананьев, например, полагал, что он начинается "много позже" рождения. В некоторых случаях началом признают поступление на работу, опуская весь период подготовки к деятельности. Такой взгляд представляется неточным. Социализация и индивидуализация ребенка начинается с раннего детства. Многое в формировании человека закладывается еще в этот период, А.Толстой говорил, что воспитывают ребенка до 5 лет, а дальше уже приходится его перевоспитывать. Биографы справедливо начинают описание жизненного пути с характеристики семьи и условий воспитания человека. Все это говорит в пользу того, что началом жизненного пути человека является раннее детство.

Путь каждого человека сложен и противоречив: в нем сочетаются необходимое и случайное, возможное и реализованное, общественно-историческое и лично-биографическое. Их сочетания сугубо индивидуальны, неповторимы у каждого индивида.

Ни возрастной, ни психологический подход к определению жизненного пути человека не может дать положительных результатов, если он не базируется на общесоциологическом анализе зависимости жизненного пути человека от объективных условий - от общественных отношений и определяемых ими границ свободы его активного жизнетворчества.

Жизненный путь индивидуален и неповторим у каждого человека. Но при всей его уникальности всегда есть и нечто общее в жизни всех представителей данного класса в одну и ту же эпоху: таким общим являются общественные события, которые никого не оставляют в стороне, общность коренных интересов и потребностей.

Героями биографических описаний обычно становятся выдающиеся люди - политические и общественные деятели, ученые, философы, люди искусства. Эта традиция утвердилась еще в античную эпоху. Биографическая литература долгое время была чуть ли не единственным источником (конечно, не считая памятников и документов), из которого мы черпаем знания о событиях давних лет. Действительно, нельзя правильно понять ни одну эпоху, не имея представления о ее великих людях, стоявших в центре наиболее знаменательных исторических событий. Биографии великих людей имеют неоценимое воспитательное значение для молодого поколения.

Такие портреты людей-символов определенного времени можно назвать социальными портретами. Одним из новых типов биографического исследования можно назвать автобиографическое описание человеком своего жизненного пути и его основных моментов.

Как научиться понимать своего ребенка Исаева Виктория Сергеевна

Выбор жизненного пути

Выбор жизненного пути

Старшие классы школы – очень интересная и ответственная пора. Именно в этот период подросток расставляет жизненные приоритеты и выбирает себе будущее по вкусу. Как же понять и принять выбор вашего ребенка, если он отличается от вашего? И как помочь ему определиться с будущей профессией?

Время от времени я читаю лекции на курсах при департаменте занятости. Туда приходят учиться, повышать или менять квалификацию люди, потерявшие работу, попавшие под сокращение, написавшие заявление об уходе по собственному желанию. Направляясь на свою первую лекцию, я изрядно нервничала. Все-таки мне предстояло обучать позитивной психологии безработных людей. С каким настроем они могут прийти в учебный класс? К моему величайшему удивлению, люди, направленные центром занятости на профессиональную переподготовку, все как на подбор оказывались оптимистами, полными прекрасных надежд. Я провела ряд опросов, и выяснилось, что девяносто процентов моих учеников ничуть не жалели о том, что лишились работы. Возможность переучиться они восприняли как долгожданный шанс получить ту профессию, которая им действительно интересна.

Увы, в нашем обществе очень мало людей, довольных своей работой и выбором профессии. Почему? Да потому, что выбор этот обычно совершается еще в старших классах. А подросток пятнадцати-шестнадцати лет очень уязвим, не уверен в себе и зависим от общественного мнения. Быть может, ему хочется заниматься русской литературой, но родители твердят, что куда престижнее экономический или юридический факультет. Подросток хочет быть врачом-терапевтом, а ему: «Ты с ума сошел! Иди лучше в стоматологи! Вот там крутятся настоящие деньги! Будешь отлично зарабатывать!»

Возможно, вам нелегко будет принять следующую мысль, но тем не менее – попробуйте.

Правило № 27

Деньги и престиж не должны играть ключевой роли в выборе профессии. Постарайтесь принять это и донести до вашего ребенка.

Мы проводим на работе слишком большую часть своей жизни, и потому работа должна быть любимой. Так что в первую очередь отталкивайтесь от того, что интересно вашему ребенку. Поговорите с ним о его интересах, способностях и увлечениях. Обсудите, как он мог бы реализовать свои навыки и таланты в будущей профессии.

Дело в том, что успеха в работе обычно добиваются лишь по-настоящему увлеченные своей профессией люди. Я знакома со школьными учителями, которые обожают свое дело и процветают, зарабатывая отличные деньги на частных уроках. Я также знаю бедных юристов, которые, несмотря на «престижный и уважаемый» диплом, вкалывают по двенадцать часов в сутки, но все равно не имеют желаемых доходов.

Итак, главной вашей задачей должен стать поиск интересов. Если ваш ребенок поймет, чем он хотел бы заниматься, – считайте, вопрос решен.

Другое дело, что порой подростки сами не знают толком, чего хотят. Например, им кажется, что нет лучшей участи, чем шоу-бизнес, карьера топ-модели или съемки в кино. Однако они судят об этих профессиях по красивому и гламурному фасаду, не зная изнанки и оборотной стороны медали. В этом случае лучшее, что вы можете сделать – позволить своему ребенку попробовать себя в интересующих его областях. Отведите его в театральную студию и посмотрите, интересно ли будет ему там заниматься, захочет ли он вкалывать, будут ли у него по-прежнему гореть глаза при мысли об артистической карьере. Даже если подросток поймет, что такая жизнь не для него, – занятия в театральной студии пойдут на пользу. Ведь там ему поставят голос и четкую дикцию, научат красиво двигаться, говорить, соблюдать этикет. А это пригодится любому успешному человеку в любой успешной профессии.

Самый верный признак того, что человек находится на своем месте и занимается своим делом, – это радость от самого процесса работы. Если человеку нравится заниматься изучением законов, финансовой аналитикой, проектированием, дизайном, спортом и так далее независимо от результата, значит, он нашел свою нишу.

Понаблюдайте за своим ребенком. Если он, например, легко и с удовольствием пишет сочинения, эссе, зарисовки – независимо от того, прочтет это кто-то или нет, оценят его старания или же нет, – значит, это и есть его призвание. И подростку обязательно следует использовать свою наклонность в последующем выборе профессии.

Обратите внимание, что есть разница между «делать легко» и «делать с удовольствием». У меня, например, был знакомый с блестящими математическими способностями. Все точные науки давались ему легко, словно сами собой. Но при этом его истинной страстью была музыка. Он стремился побыстрее разделаться с математическими задачами, чтобы часами играть на своем любимом синтезаторе.

Когда человек занимается по-настоящему своим делом, время как будто перестает существовать, несколько часов пролетают как мгновение. Так что постарайтесь понять, к чему же в действительности у вашего ребенка есть призвание, и помогите ему успешно реализовать себя.

Из книги Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая... автора Либина Алена

ГЛАВА 11 – ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Жить – значит непрестанно рождаться. Марсель Жуардо "Каждый человек стремится стать тем, кем он может быть", – считал Абрахам Маслоу, который в 50-х годах нашего столетия ввел в психологию понятие «самоактуализация». Разумеется,

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

24. ВЫБОР ДУХОВНОГО ПУТИ Если бы только человек мог понять весь ужас жизни обычных людей, без конца вращающихся в замкнутом кругу совершенно незначительных интересов и столь же незначительных целей; если бы он мог понять, что они при этом теряют, он бы понял, что может быть

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

54. «Хроники российской саньясы» и «режиссура жизненного пути» В. Лебедько Владислав Лебедько родился в 1966 году. В 1989 году окончил Ленинградский институт точной механики и оптики по специальности «лазерная физика». В 1990 году стажировался в МГУ на факультете общей физики.

Из книги Искусство быть эгоистом автора Мамонтов Сергей Юрьевич

Четвертый шаг - выбор пути После безудержного полета фантазии наступает момент ограничений и полезных сомнений. Спросите себя, какой из путей реализации вашего желания самый лучший. Где больше шансов на успех?Тут не существует общих норм. Это - ваше желание и вами

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Каждый может стать богатым! Предприниматель жизни, или Как богатому попасть в рай автора Некрасов Анатолий Александрович

Выбор пути Какое бы место для жизни ты ни создавал – дом, предприятие, страну, – ты создаёшь образ Мира. А. Андреев Можно прожить жизнь «как все». Быть зависимым от «случая», испытать множество страданий, пережить различные потери… И однажды произойдёт следующее: вас

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Глава 5 Способности. Выбор профессионального пути В предыдущей главе, посвященной самооценке, мы выяснили, почему человеку важно уметь более или менее объективно оценивать собственные способности. Но само понятие способностей в том смысле, какой в него вкладывают

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Книжки вредные и полезные для детской психики. Значение любимой сказки в выборе жизненного пути Накануне мама прочла Тиме и Леше сказку «Гуси-лебеди». Маленький Леша особенно запомнил братца, играющего яблочками у Бабы-Яги. На следующий день братья гуляли во дворе. Они

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Раздел третий. СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Выбор жизненного пути «Этим летом у меня возник конфликт с родителями. Они были против поступления в институт, где я сейчас учусь. Они предлагали другой вуз, куда даже могли помочь поступить. Их позиция была категоричной по следующим причинам: 1. Я не смогу учиться в этом

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

10 ошибок при выборе жизненного пути Давайте поговорим о том, как люди выбирают свой путь в жизни и какие ошибки они при этом

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Берешь на себя ответственность за выбор жизненного пути? Многие из нас мчатся сквозь молодые годы от одного достижения к другому, «преуспевая», но не задумываясь о том, чего они действительно хотят. На каких-то этапах этого стремительного пути мы обращаемся за советом к

Из книги Философия возраста [Циклы в жизни человека] автора Сикирич Елена

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Глава 4. Старшие классы: выбор жизненного пути

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Варианты выбора жизненного пути: дорогу осилит идущий! Как видим из предыдущей главы, в 17 лет, на пороге окончания школы, открывается множество возможностей построить свою жизнь – так или иначе. Однако причины, побуждающие пойти по тому или иному пути, у разных ребят

Из книги автора

Выбор пути Теоретически США вполне могут не развязывать Мировой войны. Для этого вполне достаточно согласиться с неизбежным: с тем, что США уходят из Центра Мира. Пусть все идет, как идет, гонор и доллары не стоят человеческих жизней.Но практически никогда империи не

Жизнь человека - не просто биологическое явление. Это индивидуальный социально-исторический факт. Потому что каждое живое существо растёт и развивается, но только человек формируется, как личность со своим мировоззрением, ценностями, притязаниями и достижениями, а также направленностью. А ещё, что самое главное, с индивидуальными целями, планами, мечтами и стремлениями. Добиваясь и живя ими, человек проходит свой собственный путь в этом мире. Но не у каждого всё складывается именно так. Некоторые даже не знают, как найти свой путь в жизни. И существуют бесцельно. Эта тема часто рассматривается психологами, способными своими советами и рекомендациями помочь людям прийти к цели существования и найти свой путь в жизни. Вот об этом и хотелось бы поговорить.

За пределами пути

Сначала хотелось бы отметить, что жизнь человека принято делить на пять фаз. Особенно много внимания этому уделял немецкий психолог Карл Бюлер. И первая фаза, которая длится до 16-20 лет, находится за пределами жизненного пути. Потому что данный период предшествует самоопределению. У столь молодого человека ещё нет полноты возможностей, профессии и доступа ко всем шансам проявить себя.

Вторая фаза

Она, как правило, начинается с 16-20 лет и длится до 25-30. В этот довольно-таки длинный период молодости человек начинает пробовать себя в различных сферах деятельности, формировать связи с другими людьми, даже искать себе пару. На данном этапе начинается самоопределение.

Это - утверждение личностью индивидуальных позиций в различных ситуациях, формирование мировоззрения и ценностей, а также установка ориентира для самоорганизации. За ним, чаще всего, стоят надежды. Которые в данном случае ассоциируются с эскизами возможных путей жизни.

Преграды

На втором этапе многие сталкиваются с растерянностью, неуверенностью, страхом и неизвестностью. Нередко опасения связаны с тем, что человек осознаёт ответственность, которая ложится на его плечи в связи со сделанным им жизненным выбором. Ведь он сам определяет приемлемые для себя социальные нормы, доминирующие ориентиры, важнейшие ценности и многое другое. У многих людей этот период затягивается настолько, что они полностью теряют представления о том, как найти свой путь в жизни, и бесцельно существуют изо дня в день.

Проблема выбора

Если человек долгое время пребывает в потерянном состоянии и не знает, ради чего он просыпается ежедневно, то нужно действовать. Лучше начать с определения модели своего пути.

«Жизнь как творчество» - этот вариант подходит людям, с наклонностями к экспериментам. Тем личностям, которые любят ставить эксперименты над своей судьбой. Их жизненные пути кажутся нестандартными людям, привыкшим к «обычной» модели. Которая называется «жизнью по правилам». Это наименее удачная модель. Потому что человек, ориентирующийся на неё, следует тем правилам, которые установлены обществом, властями, условными нормами. Он живёт по принципу «так, как принято», а не так, как ему хочется. И когда к нему приходит и чувство, что он потратил свои годы впустую, то становится слишком поздно. И горечь сожаления в такие моменты неимоверная.

Некоторым подходит вариант «жизнь как достижение». Каждый, кто выбирает его, выступает в роли человека, «сделавшего себя». Это трудоголики, прагматики, карьеристы - все люди, рассматривающие данное им время, как ценный ресурс для реализации как можно большего количества целей, способных обеспечить лучшую жизнь.

Ещё хотелось бы отметить вниманием модель под названием «жизнь против жизни». Люди, следующие ей, находятся в постоянном процессе борьбы. В переносном смысле слова, разумеется. И чаще всего борьба ведётся за социальные блага.

Прислушаться к желаниям

Вот что необходимо сделать человеку в первую очередь, если он задумывается о том, как найти путь к новой жизни. Желания - это часть нашего естества. Они индивидуальны и изменчивы, у каждого свои. Но все они носят социальный характер. И желания, благодаря сознательной деятельности человека и его мышлению, рано или поздно перерождаются в некие жизненные цели. Которые и определяют смысл существования.

Верный путь в жизни человеку удастся определить, если он прислушается к самому себе. К тому, чего он хочет. Сильные желания всегда становятся целями, так как они являются мощной стимулирующей энергией для любой деятельности человека - будь то творчество, бизнес, или межличностные отношения.

Абсолютно каждый психолог скажет своему пациенту: «Путь вашей жизни - это только ваше решение». И будет прав. Лишь человек имеет право ею распоряжаться. Но всё же есть немало дельных рекомендаций, которые способны помочь разобраться со своими стремлениями и желаниями.

Если человек действительно не знает, чего он хочет, то ему необходимо расширить сферу знаний и круг интересов. Как? Надо начать пробовать что-то новое, ранее не изведанное. Нередко путь жизни человека лежит за пределами его восприятия. И когда он охватывает своим вниманием те области, которые ранее были закрыты от него, он будто начинает видеть своё существование с другого ракурса. Возникает бесценное чувство долгожданной определённости - человек, наконец, находит то, что давно искал.

Также психологи рекомендуют не ограничивать себя. Некоторые могут считать, что эффективная работа возможна лишь в одном направлении. Безусловно, имеются такие цели, которые требуют «полного погружения». Но не нужно тратить всего себя на её осуществление. Рекомендуется комбинировать такую цель с другими, занимающими меньше сил и времени. Как правило, они прекрасно комбинируются и гармонируют.

Ориентир на знания и возможности

Найти начало пути в жизни человеку будет проще, если он проанализирует себя, как источник полезных ресурсов для его прохождения. Что он умеет делать? На совершение каких поступков способен? Как далеко может зайти, в погоне за смыслом жизни? Способности играют важную роль в процессе прохождения жизненного пути. Ведь они являются свойствами личностями, определяющими успешное осуществление того или иного рода деятельности.

Способности - наши внутренние психические регуляторы, обуславливающие возможность приобретения навыков, умений и знаний. Одни из них определяют успешность воспитания и обучения, а также формирование личностных качеств. Другие отвечают за производство новых идей, открытий. Способности - ресурсы человека, которыми он обязательно должен пользоваться во имя достижения целей. Знания об их наличии нередко помогают найти путь духовной жизни. Нужно лишь задать себе один вопрос: «На что я способен?», и дать на него ответы. Возможно, в одном из них и будет скрыт смысл жизни.

О ценностях

Наверняка каждый человек, принимая поздравления в честь того или иного события, слышал в свой адрес и такое: «Желаю тебе найти свой путь в жизни». Действительно, многие способны это сказать, но не всем дано поддержать выбор человека. Потому что конфликт ценностей всегда имел и будет иметь место быть.

А жизненный путь определяется именно ими. Потому что человек может обрести счастье лишь в том случае, если в его существовании будет нечто значимое, способное удовлетворить его многообразные потребности. И никак иначе. Человек, для которого первоочерёдную значимость имеет независимость, абсолютная свобода и развлечения, не будет полностью счастлив, если он обременит себя семьёй, детьми и ответственностью перед ними. И наоборот. Тот, кто больше всего мечтает о большой дружной семье, не обретёт счастья, если будет сутками пропадать на работе.

Так о чём речь? О том, что, определяя свой жизненный путь, человек должен ориентироваться не только на желания и возможности, но и на ценности. Они - составляющая его души.

Прогнозирование

Если человек не знает, чего он хочет, и считает, что находится в безысходном положении, то это не так. Просто к решению вопросы нужно подойти с другой стороны. И ответить себе на следующий вопрос: «Чего я не хочу?» На него, как правило, люди находят ответы быстрее.

Только они должны быть конкретизированы. Понятное дело, что большинство ответит: «Я не хочу прожить свои годы бесцельно». Но что именно вложено в это утверждение? У каждого - что-то своё. Одни не хотят оказаться одинокими на старости лет. Другие не желают просуществовать всю жизнь в одном и том же городе. Для некоторых худшим страхом является бедность и нищета. Ещё кто-то боится покинуть этот свет, ничего после себя не оставив.

Вариантов - тысячи. Но суть такова: если нет ни малейшего представления о своих желаниях, то нужно отталкиваться от противоположного.

Тестирование

Оно действительно может помочь некоторым людям, которые озадачены вопросом касательно того, как найти свой путь в жизни. Тест такого рода можно найти в свободном доступе. Он направлен на исследование потребностей человека и его мотиваций. Всё, что ему нужно, - давать ответы на уже готовые вопросы. Варианты, как правило, имеются. Так что остаётся лишь отметить наиболее подходящий и близкий человеку.

В качестве примера можно привести несколько вопросов из разных блоков. Первый сформулирован так: «Время - деньги. Надо стремиться заработать как можно больше». Вопрос из второго блока звучит следующим образом: «Работа - это вынужденная жизненная необходимость». Далее, как правило, идут вопросы, направленные на выявление факторов, отнимающих у человека больше всего времени, а также на определение предрасположенности к тем или иным сферам деятельности. На всё вопросы, кстати, предлагаются такие варианты ответов: «Я согласен с этим», «50 х 50» и «Я так не считаю».

Конечно, после этого человеку не откроется истина касательно того, как найти свой путь в жизни. Тест, однако, может натолкнуть на размышления. А результаты подскажут направление, в котором стоило бы начать действовать.

Самореализация

Как найти свой путь в жизни? Нужно делать то, что получается лучше всего. Или то, в чём себя всегда хотелось попробовать. При этом надо откинуть в сторону все сомнения. Многие именно из-за них закапывают свои мечты и желания. А ведь зря. Что терять? Недаром ведь говорят - лучше сделать и жалеть, чем жалеть, что не сделал. Даже если не получится - человек будет знать, что он попробовал.

Ведь свой потенциал очень важно реализовать. Это - базовая необходимость для каждого человека. Даже Абрахам Харольд Маслоу включил самореализацию в свою знаменитую пирамиду потребностей. И Аристотель говорил, что счастья можно достичь, лишь воплотив в действительность свои потенциальные возможности.

Но для этого человеку нужно избавиться от слова «надо». Практически каждый второй скажет: «Да, я бы хотел заниматься музыкой/хореографией/спортом/художеством/туризмом, но всё моё время занимает работа. Мне надо зарабатывать деньги, чтобы жить». Да, такова реальность. Деньги нужны. Но и перемены в жизни тоже необходимы! Можно найти другую работу, занимающую меньше времени. Или даже организовать своё дело. Работа, не приносящая радости и удовлетворения, является отличным поводом для увольнения и последующего образования бизнеса. А это, в свою очередь, не только полезное дело и персональный источник дохода, но и способ самореализации.

Осознание свободы

Вот что действительно важно. Человек, задумывающийся о том, как найти правильный путь в жизни, должен в первую очередь понять, что он абсолютно свободен. И волен делать всё, что ему хочется.

Но многие люди по жизни следуют чему угодно, но только не своим желаниям. Они слушают родителей, СМИ, руководствуются условными общепринятыми нормами и законами, существуют в соответствии с банальной моделью жизни. Словно забывают, что хозяевами своей жизни являются лишь они и никто другой.

Но свобода доступна каждому. Право на неё закреплено даже в Конституции. Свобода - это способность человека жить и действовать в соответствии с личными целями и интересами, руководствуясь познанием объективной необходимости. И ни в коем случае нельзя об этом забывать.

Правила, которые нужно запомнить

Как найти правильный путь в жизни? Нужно следовать простым рекомендациям:

  • Помнить, что никогда не поздно изменить жизнь к лучшему.
  • Не забывать, что проблемы имеются у всех.
  • Воспринимать неудачи и неприятности как возможность получить опыт.
  • Регулярно испытывать (провоцировать) новые ощущения.
  • Заниматься любимым делом.
  • Забыть себя в прошлом и полюбить своё «Я» в настоящем.
  • Уделять внимание своим навыкам, саморазвитию и хобби.
  • Поставить цель, и ни за что от неё не отступать.

И самое главное - помнить, что жизнь - это ряд усилий. Найдя цель, получится увидеть и дорогу. И это положит конец блужданиям, даст силы для уверенного хода навстречу к ней.

Человеческая жизнь – это беспрерывное движение. Линия, по которой движется человек – жизненный путь. Он состоит из событий, которые происходят за всю жизнь. Иными словами его можно назвать судьбой. У каждого человека своя судьба, которую он строит сам. Некоторые люди считают, что от них ничего не зависит, и плывут по течению жизни, может это и так, ведь ни подтверждения, ни опровержения этому нет. В любом случае некий вклад в свою судьбу человек делает сам. Ну а людям, которые хотят выбрать свой жизненный путь, помогут несколько советов.

Если вы хотите выбрать жизненный путь и не ошибиться, вам придется дать себе право на ошибку, ведь не попробовав, невозможно понять, подходит тебе это ли нет. К тому же жизненные цели могут меняться с возрастом и нет ничего удивительного, если этот вопрос заинтересовал вас в 30, 40 или 60 лет - жизненный путь может меняться несколько раз в жизни, ведь не меняются только те, кто не развивается.

Не стоит забывать о древних учениях, какими бы странными они не казались. Если обратить внимание на некоторые экзотические истории, то можно заметь, что сам человек никакого отношения к выбору своей судьбы не имеет. Она формируется еще задолго до его рождения.

Стрессы негативно сказываются на выборе жизненного пути, поскольку человек, находящийся в неуверенном состоянии, не сможет сосредоточиться и сделать правильный выбор. Раздраженный человек очень неуравновешенный, поэтому его мнение не уверенное и неточное. Депрессии не только ухудшают нервную систему, но и негативно сказываются на жизненной позиции.

Выбор жизненного пути напрямую зависит от настроения, поэтому нужно чаще улыбаться и позитивно смотреть на все происходящие ситуации. Даже от малейшей радости нужно уметь «выжимать» все удовольствие. Если же что-то пошло не по плану, стоит вспомнить пословицу: все, что не делается к лучшему.

Почти каждому человеку знакомая фраза: если часто повторять мысль, то она реализуется. Может это и так. Такой вариант исключать не стоит. Если человек чего-то хочет, думает об этом, движется к его реализации, то оно должно исполниться. Люди делают все, для исполнения своих желаний, и только уверенным и целеустремленным удается их исполнить.

Но не стоит исключать вариант, что человек сам выбирает свой жизненный путь. Ведь он совершает поступки, которые в дальнейшем решают его судьбу. Также немалый вклад в судьбу человека делают окружающие. Они могут как позитивно, так и негативно влиять на его развитие, помочь ему в выборе жизненной позиции или же наоборот.

Выбирая свой жизненный путь, человек ставит перед собою цель, к которой он приближается в течение всей своей жизни. Главное правильно поставить эту цель и не отступать ни в коем случае. Важно никогда не останавливаться. Только так можно добиться успеха.

Как выбрать жизненный путь и не ошибиться

Поиск смысла жизни волнует людей на протяжении многих веков. Но, ни великие мудрецы, ни философы, ни обычные люди, так и не смогли дать ответа на этот вопрос. В жизни нам постоянно приходится делать выбор: профессия, ВУЗ, место работы, супруг. Как найти свой жизненный путь, чтобы по прошествии многих лет у вас не возникло ощущение, что жизнь прожита зря.

Прежде всего, определитесь, что именно вы хотите от жизни. Это может быть крепкая, дружная семья, стремительная и успешная карьера, монотонные будни, лишенные бурных эмоций или, наоборот, жизнь полная страстей и опасных приключений.

Иногда мы просто следуем желанием других (например, родителей) , которые определяют за нас судьбу. Это не правильно. Каждый человек имеет право на самостоятельный выбор и ошибки. Вмешательство пусть даже и не постороннего человека может нанести существенный вред психике и самооценке. Привычка перекладывать ответственность за свою жизнь на других не может привести ни к чему хорошему.

Чтобы выбрать жизненный путь и не ошибиться, определитесь для себя, что именно доставляет вам удовольствие. Возможно, именно это подтолкнет вас на правильный жизненный путь. Быть может, вам доставляет удовольствие рисование, или занятия музыкой, или общение с детьми, может быть вам нравиться лечить людей или просто совершать добрые дела. Это будет подсказкой, как найти свой жизненный путь.

Постарайтесь по возможности больше времени уделять любимому делу. Не ставьте долг превыше собственных интересов, так можно навсегда отказаться от своего счастья.

Рискуйте, совершайте глупости, не бойтесь поменять свою жизнь. Откройте свою жизнь для нового.

Какой кино - или литературный герой больше всего вам импонирует, с кем вы себя ассоциируйте. Чтобы выбрать жизненный путь и не ошибиться, подберите несколько вариантов, это поможет установить, что - же на самом деле вы хотите от жизни.

Не пасуйте перед проблемами. Преодоление преград только закалит вас на сложном пути к намеченной цели.

И помните никогда не поздно поменять свой жизненный путь. Даже если в шестьдесят лет вы поняли, что ваша жизнь вас совсем не устраивает, и вы занимались совсем не тем делом, не следует отчаиваться. Никогда не поздно себя изменить, а меняясь, сами мы меняем мир вокруг себя.

И наконец, не забывайте о своих близких, ведь их судьба неразрывно связана с вашей, поэтому, им совсем не безразлично какой жизненный путь вы для себя избрали. А если где-то, в чем-то вы допустили промашку и сожалеете об этом, не бойтесь признать свою ошибку и двигаться вперед.

Как найти свой творческий путь

Порой нам кажется, что все талантливые люди впитали талант с молоком матери и не затрачивают абсолютно ни каких усилий для достижения творческих высот. Это не совсем так, каждый талантливый человек талантлив по-своему, и чтобы развить природные способности требуются годы упорного труда. Как найти свой творческий путь? Несомненно, в каждом человеке есть талант, но как его найти?

Мы можем жить и не подозревать о существовании таланта в себе, поэтому мы и не реализуем заложенные в нас природой творческие способности и энергию. Очень хорошо, если родители с детства направляют ребенка на творческий путь, занимаются его эстетическим воспитанием, отдают в художественную или музыкальную школу. Педагогам проще разобраться к чему наиболее склонен малыш.

Если развитию творческих способностей в детстве не было уделено достаточно внимания, талант может проспать довольно длительное время. Как понять, что вы не реализовали свой творческий потенциал.

Первым признаком потребности в творчестве является скука. Повседневные дела не доставляют вам удовольствия, но и чем-либо другим вам заниматься неохота. В этом случае нужно реализовать свои внутренние ресурсы, и определить к какому именно творчеству у вас склонность.

Существует несколько методов, как найти свой творческий путь.

Нужно вспомнить, чем вы увлекались в детстве, какое дело приносило вам радость и удовольствие. Выбросите из головы мысли о выгодности этого дела, просто получайте удовольствие от процесса. Новое увлечение станет прекрасным отдыхом и заполнит вашу жизнь энергией и счастьем.

Если первый метод не помог, попробуйте обратиться к своему подсознанию. Психологи утверждают, что в нашем подсознании можно найти ответ на практически любой вопрос, нужно только правильно его задать и расслышать ответ. Примите удобное положение, расслабьтесь и обратите взгляд внутрь себя. Мысленно задавайте волнующий вас вопрос. Не ждите ответа сразу. Он может возникнуть как какая-то идея или мысль спустя несколько дней.

Если предыдущие два варианта результата не принесли, следует воспользоваться такой техникой. Чтобы выбрать свой творческий путь и не ошибиться, просто понаблюдайте за людьми, которые вас окружают и отметьте для себя, что вас восхищает или просто нравиться. Записывайте все увлекшие вас вещи, а спустя некоторое время просмотрите сделанные записи и выберите, чему именно вы хотели бы посветить свое время.

Не отступайте перед трудностями, только упорным трудом можно добиться мастерства.