В каком году появился первый глобус. Интересные факты о глобусе. Что такое глобус

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Критический реализм (греч. kritike -- суждение; вынесение приговора, и лат. realis -- вещественный, действительный) - художественное направление, в основе которого - принцип историзма, правдивого изображения действительности. В произведениях критического реализма писатели пытались не только правдиво воспроизвести жизнь во всех её проявлениях, но и акцентировать своё внимание на её социальных сторонах, показывая несправедливость и безнравственность, царящие в обществе, пытаясь тем самым активно воздействовать на него. Реализм создает типические характеры в типических обстоятельствах. Литература обогащается в жанровом отношении: многие разновидности романа, обогащение тематики и структуры новеллы, подъем драматургии. Одним из ведущих мотивов является разоблачение буржуазного общества. Борьба за свободу творческой личности художника. Историко-революционная тема. Внимание, которое реалисты уделяют личности, помогает им добиться успехов в изображении характеров, ведет к углублению психологизма.

Стремление исторически и научно обосновать свои выводы при изображении явлений социальной жизни, желание всегда быть на уровне последних достижений науки, «щупать пульс своей эпохи», по словам Бальзака, -- вот что помогало реалистам организовать свой художественный метод.

1. Как развивался критический реализм в XIX веке

История развития критического реализма в литературе зарубежных стран:

Зарождение критического реализма относится к концу 20-х годов XIX века, его расцвет -- к 30--40-м годам. Критический реализм родился прежде всего в Англии и во Франции, где в этом направлении выступили во Франции такие знаменитые авторы как: Бальзак, Стендаль, Беранже, а в Англии - Диккенс, Гаскелл и Бронте.

Исторические предпосылки развития критического реализма. В 30-х годах XIX века обозначилось противоречие между буржуазией и рабочим классом. В Германии, Франции и Англии проходит волна рабочего движения. В порабощенных странах -- Болгарии, Венгрии, Польше, Чехии -- усиливается национально-освободительная борьба.

В эти годы начался подъем разных областей культуры буржуазного общества. Начался мощный рассвет философии, естественных, технических и исторических наук. Уже во второй половина XIX века огромные успехи делают естествознание и биология. Не случайно Бальзак, обосновывая свой реалистический метод, искал опоры в естествознании, признавал Кювье и Сент-Илера своими учителями.

Историзм Бальзака, который правдивость мыслил себе прежде всего, как верность истории, ее логике, также характерная черта реализма, развитие которого совпадает с тем периодом, когда исторические науки сделали огромные успехи.

Надо отметить, однако, что после окончательного укрепления буржуазного общества -- после 1830 года -- те же самые историки переходят на реакционно-охранительные позиции, стремясь к укреплению господства буржуазии, ее безраздельной власти над эксплуатируемыми классами.

Громадное значение получает диалектический метод Гегеля, уже сложившийся в первой четверти XIX века.

Наконец, в 40-е годы, в предреволюционной ситуации, которая сложилась в ряде стран (Франция, Германия, Венгрия), возникает научный социализм Маркса и Энгельса, явившийся величайшим переворотом в истории человеческой мысли.

Таковы в общих чертах исторические и культурно-философские предпосылки развития критического реализма в зарубежной литературе XIX века.

Критический реализм в литературе России:

Критический реализм в России возник в период сильного кризиса самодержавно-крепостнической системы, когда передовые круги русского общества боролись за ликвидацию крепостного права и демократические преобразования. Особенностью исторического аспекта развития России середины XIX века является обстановка после восстания декабристов, а также возникновение тайных обществ и кружков, появление произведений А.И. Герцена, кружка петрашевцев. Это время характеризуется началом разночинного движения в России, а также ускорением процесса формирования мировой художественной культуры, в том числе и российской.

2. Творчество писателей-реалистов

Типичные черты критического реализма:

Объектом изображения критических реалистов становится человеческая жизнь во всех ее проявлениях. Изображалась не только духовная и идеальная деятельность человека, но и обыденная жизнь, общественные дела. В связи с этим сильно расширились границы литературы - в нее вклинилась проза жизни. Житейские, бытовые мотивы стали обязательным спутником реалистических произведений. Сменились и главные герои произведений. Романтические персонажи, обитающие в мире высоких духовных ценностей и идеалов, сменились образом обычного исторического человека в настоящем и естественном мире. Критический реалист показывает человека не только в его идеальной, но и в его конкретно-исторической сущности.

Действующие лица ведут себя совершенно обыкновенно, занимаются обыденными повседневными делами: ходят на службу, лежат на диване, думают о вечном и о том, где дешевле хлеб. Через переплетение конкретных человеческих судеб писатель-реалист раскрывает определенные закономерности общества. И чем шире его взгляд, тем глубже его обобщение. И, наоборот, чем уже его идейный кругозор, тем больше он останавливается на внешней, эмпирической стороне действительности, не умея проникнуть до ее оснований.

И так, типичная черта этого стиля - изображение «живого» человека. Настоящего, во всей своей полноте и жизненных проявлениях. Не избегали они и реальных изображений времени, мест: городские трущобы, кризисы, революции. Писатели-реалисты, раскрывая контрасты общества, поднимали самосознание народа, стремились указать на главные проблемы общественной жизни того времени. Полемизируя с эстетиками, звавшими к отображению только прекрасного, Белинский писал еще в 1835 г.: "Мы требуем не идеала жизни, но самой жизни, как она есть. Дурна ли, хороша ли, но мы не хотим ее украшать, ибо в поэтическом представлении она равно прекрасна и в том, и в другом случае, и потому именно, что истинна, и что где истина, там и поэзия".

Нужно было доказать, что художественно-прекрасными - могут стать даже отрицательные герои, если в них правдиво запечатлено объективное содержание действительности, если писатель выразил к ним свое критическое отношение. Подобные мысли высказывали еще Дидро и Лессинг, но особенно глубокое обоснование они получили в эстетике Белинского и других русских революционных демократов.

Принцип изображения человека и общества:

Не желая ограничиваться только внешними поступками человека, писатели-реалисты раскрывали и психологическую сторону, социальную обусловленность. Принцип состоял в том, чтобы описать индивида в единстве со средой. Это естественно.

Сам персонаж - вполне конкретное лицо, представляющее определенные общественные круги с социально-исторической конкретностью. Его мысли, чувства, действия типичны, поскольку социально мотивированы.

Изображение человека в социальных связях не было открытием Гоголя или Бальзака. В творчестве Фильдинга, Лессинга, Шиллера, Гёте герои изображались также социально конкретно. Но разница все же есть. В XIX в. изменилось понимание общественной среды. В нее стали включать не только идеологическую надстройку, но и экономические отношения эпохи. Просветители XVIII в. сосредоточивали внимание на проявлениях крепостничества в идеологической сфере. Критические реалисты идут дальше. Они направляют огонь критики на имущественное неравенство, на классовые противоречия, на экономические основы общества. Художественное исследование проникает здесь в экономическую, классовую структуру жизни.

Писатели критического реализма понимают объективные закономерности жизни, реальные перспективы развития. Общество для них - объективный процесс, который изучается в поисках ростков будущего. Судить реалистов стоит по правдивости изображения, изображению истории и ее понимания.

В творчестве многих писателей реалистического направления (Тургенев, Достоевский и др.) реальные процессы жизни схвачены не в их экономическом, а в идеологическом, духовном преломлении, как столкновение в духовной сфере отцов и детей, представителей различных идейных течений и т. п., но диалектика живого общественного развития отражается и здесь. Тургенева и Достоевского делают реалистами не правдиво очерченные сиены частной жизни Кирсановых или Мармеладова, а умение показать диалектику истории, ее объективное движение от низших форм к высшим.

При изображении человека критический реалист за исходный момент берет действительность, он внимательным образом изучает ее, чтобы найти мотивы, определяющие действия его героев. В центре его внимания оказываются сложные общественные отношения личности. Ему чуждо стремление наделять действующих лиц произведений собственными субъективными мыслями и переживаниями.

3. Писатели-реалисты XIX века и их критический реализм

критический реализм художественный герцен

Ги де Мопассан (1850-1993): он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.

Произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".

Ромен Роллан (1866-1944): смысл бытия и творчества изначально заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира, - его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.

Произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".

Гюстав Флобер (1821-1880): Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочетались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ.

Произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьес и феерию.

Стендаль (1783-1842): Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.

Произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести - "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".

Чарлз Диккенс (1812--1870): произведения Диккенса полны глубокого драматизма, социальные противоречия носят у него порой трагический характер, какого они не имели в трактовке писателей XVIII в. Диккенс касается в своем творчестве также жизни и борьбы рабочего класса.

Произведения: «Николас Никкльби», «Приключения Мартина Чезльвитта», «Тяжелые времена», «Рождественские рассказы», «Домби и сын», «Лавка древностей».

Уильям Теккерей (1811-1863): Полемизируя с романтиками, он требует от художника строгой правдивости. "Пусть правда не всегда приятна, но лучше правды нет ничего". Автор не склонен изображать человека ни отъявленным негодяем, ни идеальным существом. отличие от Диккенса он избегал счастливых концовок. Сатира Теккерея пронизана скептицизмом: писатель не верит в возможность изменения жизни. Он обогатил английский реалистически роман введением авторского комментария.

Произведения: «Книга снобов», «Ярмарка тщеславия», «Пенденнис», «Карьера Барри Линдона», «Кольцо и роза».

Пушкин А.С. (1799-1837): родоначальник русского реализма. У Пушкина господствует представление о Законе, о закономерностях, обуславливающих состояние цивилизации, общественных укладов, место и значение человека, его самостоятельность и связь с целым, возможности авторских приговоров.

Произведения: «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Повести Белкина».

Гоголь Н.В. (1809-1852): мир, далекий от всяких представлений о законе, пошлая повседневность, в которой изуродованы все понятия о чести и морали, совести, - словом, российская действительность, достойная гротескового осмеяния: «на зеркало веча пенять, коли рожа крива».

Произведения: «Мертвые души», «Записки сумасшедшего», «Шинель».

Лермонтов М.Ю. (1814-1841): резкая вражда с божеским мироустройством, с законами общества, ложью и лицемерием, всяческое отстаивание прав личности. Поэт стремится к конкретному изображению социальной среды, быта индивидуального человека: соединение черт раннего реализма и зрелого романтизма в органическое единство.

Произведения: «Герой нашего времени», «Демон», «Фаталист».

Тургенев И.С. (1818-1883): Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. Основной чертой цикла рассказов стала правдивость, которая заключала в себе идею освобождения крестьянства, представляла крестьян как духовно активных людей, способных к самостоятельной деятельности. Несмотря на трепетное отношение к русскому человеку, Тургенев-реалист не идеализировал крестьянство, видя, подобно Лескову и Гоголю, их недостатки.

Произведения: «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Достоевский Ф.М. (1821-1881): По поводу реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Главная особенность: создание философской основы с детективом - везде есть убийство.

Произведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Заключение

В заключение стоит сказать, что развитие реализма в XIX веке было революцией в области искусства. Это направление открывало обществу глаза, началась эпоха революций и резких перемен. Произведения писателей XIX века, впитавшие в себя веяния той эпохи, актуальны и по сей день. Максимально приблизив своих персонажей к реальным образам, писатели раскрыли человека со всех сторон, помогая читателям найти себя, решить те насущные проблемы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и о которых не напишет ни один писатель-романтик или классицист.

Почему я выбрала именно этот стиль? Потому что я считаю, что из всех литературных направлений именно критический реализм имеет силу перевернуть общество и принести перемены как в сфере духовной, так и политической жизни людей. Это та литература, которую действительно стоит читать.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Реализм как творческий метод и литературное направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков (критический реализм, социалистический реализм). Философские идеи Ницше и Шопенгауэра. Учение В.С. Соловьева о Душе мира. Яркие представители футуризма.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    XIX век - "Золотой век" русской поэзии, век русской литературы в мировом масштабе. Расцвет сентиментализма – доминанты человеческой природы. Становления романтизма. Поэзия Лермонтова, Пушкина, Тютчева. Критический реализм как литературное направление.

    доклад , добавлен 02.12.2010

    Понятие о критическом реализме. У. М. Теккерей. Значимость вклада Теккерея в развитие романной формы представится еще более убедительной, если сопоставить его открытия в науке о человеке с аналогичными поисками Троллопа и Элиот.

    реферат , добавлен 09.06.2006

    Основные черты немецкой культуры и литературы второй половины XIX века. Характеристика реализма в немецкой драматургии, поэзии и прозе после революции 1848 года. Реализм как понятие, характеризующее познавательную функцию искусства, его ведущие принципы.

    реферат , добавлен 13.09.2011

    Истоки реализма в английской литературе начала XIX века. Анализ творчества Ч. Диккенса. Деньги как тема, важнейшая для искусства XIX в. Основные периоды в творчестве У. Теккерея. Краткая биографическая справка из жизни Артура Игнатиуса Конан Дойля.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Роль чартистского движения в истории английской литературы XIX в. Демократические поэты Томас Гуд и Эбенезер Элиот. Великий английский реалист Чарльз Диккенс и его утопические идеалы. Сатирические очерки Вильяма Теккерея. Социальные романы сестер Бронте.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2009

    История зарождения английской литературы, влияние на ее развитие творчества Шекспира, Дефо, Байрона. Появление произведений, воспевающих дух войны, вассального служения и поклонения прекрасной даме. Особенности проявления критического реализма в Англии.

    шпаргалка , добавлен 16.01.2011

    Определение понятия "реализм". Магический реализм как литературное направление XX века. Элементы магического реализма. Жизненный и творческий путь Г.Г. Маркеса. Характеристика романа "Сто лет одиночества", его специфика как величайшего мифа современности.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2012

    Критический реализм в английской литературе XIX в. и характеристика творчества Чарльза Диккенса. Биография Диккенса как источник образов положительных героев в его творчестве. Отображение позитивных персонажей в романах "Оливер Твист" и "Домби и сын".

    курсовая работа , добавлен 21.08.2011

    Разнообразие художественных жанров, стилей и методов в русской литературе конца XIX - начала ХХ века. Появление, развитие, основные черты и наиболее яркие представители направлений реализма, модернизма, декаденства, символизма, акмеизма, футуризма.

Реализм (лат. вещественный, действительный ) — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Общие признаки:

  1. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
  2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
  3. Типизация образов, которая достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
  4. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
  5. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Начало реализму как форме художественного сознания было положено, по мнению разных исследователей, либо в эпоху Возрождения («ренессансный реализм»), либо в эпоху Просвещения («просветительский реализм»), либо в 30-х гг. XIX века («собственно реализм»).

Первыми выдающимися образцами русской литературы этого направления стали работы позднего А.С. Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе): историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин»; а также М.Ю. Лермонтова (роман «Герой нашего времени») и Н.В. Гоголя (роман «Мертвые души»).

В России Д. Писарев был первым, кто широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм» , до этого времени термин «реализм» употреблялся А. Герценом в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846 год).

Ведущие принципы реализма в литературе и искусстве XIX—XX вв.:

  • объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
  • воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
  • предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в XX веке, условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);
  • преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

Крупнейшие представители реализма в различных видах искусства XIX—XX вв.: Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Твен, А.П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.П. Мусоргский, М.С. Щепкин, К.С. Станиславский, А.И. Солженицын и многие другие.

Дополнительно:

I. Общий характер реализма

II. Этапы реализма:

  • А. Реализм в литературе докапиталистического общества
  • Б. Буржуазный реализм на Западе
  • В. Буржуазно-дворянский реализм в России
  • Г. Реализм революционно-демократический
  • Д. Пролетарский реализм

II I . Библиография (литература о реализме)

Какова история создания глобуса?

  1. Глобус (от лат. globus, шар) трхмерная модель Земли или другой планеты, а также модель небесной сферы (небесный глобус) . Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Кратеcом Малльским. Сам глобус не сохранился, но рисунок остался.

    Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым Бехаймом. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.

    Из другого источника
    В произведениях античных писателей упоминается о том, что некий Кратес Малосский древнегреческий философ, последователь Аристотеля и хранитель Пергамской библиотеки, еще во II веке до н. э. изготовил модель Земли в форме шара.
    Ни сама эта модель, ни какие-либо ее изображения до наших дней не дошли, однако те, кто видел этот глобус, говорили, что Кратес нарисовал на шаре единую сушу, разделив ее на части пересекающимися реками, которые назывались океанами.
    Поэтому самым первым, по крайней мере самым древним из всех сохранившихся глобусов, считается шарообразная модель Земли диаметром 54 см, созданная немецким географом, путешественником и математиком Мартином Бехаймом в 1492 году, находящаяся ныне в музее города Нюрнберга.
    На Земном яблоке, именно так назвал Бехайм свое детище (глобусами, от латинского globus шар, копии Земли стали называть позже) , были отображены географические представления о поверхности Земли накануне открытия Нового Света, основывавшиеся на данных, взятых с карт мира древнегреческого ученого Птолемея, жившего во II веке.
    Вскоре после появления глобусы, дающие наиболее точные картографические представления и пользующиеся большим спросом у ученых и моряков, начали появляться во дворцах монархов, кабинетах министров и просто модных домах Европы, став символом просвещения.
    Особенно популярны были голландские глобусы, изготовляемые амстердамскими мастерами Блау. Они создали и ту модель Земли, которая была подарена русскому царю Алексею Михайловичу в 1672 году, первую на Руси. Самой же известной из всех зарубежных моделей земного шара является Готторпский глобус диаметром 311 см, изготовленный немецким ученым Адамом Ольшлегелем в 1664 году, а в 1713-м подаренный Петру I.
    Внутри он вмещал планетарий. Современные глобусы, на которых по сравнению с первыми появились изображения открытых с тех пор новых земель, из области функционального использования перешли в основном в область наглядного пособия для школьников.
    http://www.vokrugsveta.ru/quiz/?item_id=342

  2. Первый глобус был создан немецким ученым Мартином Бехаймом
  3. Первый глобус был создан немецким ученым Мартином Бехаймом. Его модель Земли увидела свет в I492 г. , в год, когда Христофор Колумб отправился к берегам сказочной Индии западным путем. На глобусе были изображены Европа, Азия, Африка, которые занимают около половины всее поверхности Земли, и нет Северной и Южной Америки, Антарктиды, Австралии. Атлантический и Тихий океаны представлены как единый водный бассейн, а на месте Индийского океана расположены Восточный Индийский океан и Бурное Южное море, разделенное обширным архиелагом островов. Очертания океанов и материков далеки от действительных, поскольку в основу создания глобуса были положены сведения, основанные на представлениях античных географов и данных арабских и других путешественников, посетивших страны Востока, Индию и Китай.
  4. Мы обычно считаем, что это произошло в 1492 году, и речь при этом шла о землях уже известных.
    А грек Кратес из Малоса сделал глобус ещ в 150 г. до н. э. , причм дело коснулось земель не только известных, но и о лишь предполагаемых.
    ТАРЕЛКА С РИСУНКОМ ГЛОБУСА КАРТЕСА.
    Старейший глобус находится в Нюрнберге и называется "БЕХАЙМ"
    В честь географа и создателя первого в мире глобуса Мартина Бехайма Свой глобус он создал в 1492 году, когда был главным штурманом Португалии.
    МАРТИН БЕХАЙМ
    Ему удалось отразить с его помощью географические представления о поверхности Земли как раз накануне открытия Нового Света. В работе над глобусом Бехайму помог художник Георг Глокендон. Свое творение мастера назвали Земное яблоко. Слово глобус от латинского шар появилось позднее. На шаре диаметром 54 см Бехайм изобразил поверхность Земли в соответствии с картами Птолемея. Об открытиях Колумба, который отправился искать Индию в том же 1492 году, Бехайм еще не знал. Правда, сохранились сведения, будто во 2 веке до н. э. модель земного шара построил философ Кратес Малосский, который был учеником учеников Аристотеля. Но глобус Кратеса, если он и существовал, не сохранился, а Земное яблоко Мартина Бехайма, объявленное самым старым глобусом. Увы, глобус использовался учеными за тысячи лет до Бехайма.
    Небесные глобусы из дерева, камня и металла представляли картину звездного неба. Астрономам они служили для объяснения расположения звезд, а астрологам для толкования гороскопов. Одну из спутниц бога Аполлона, Уранию, музу астрономии, эллины изображали со звездным глобусом и указкой в руках.. .
    В IV веке до н. э. греческие астрономы изготовили круглую модель Земли с параллелями и меридианами. Изображения земного глобуса чеканили на монетах например, Деметрия I Полиоркета, македонского царя, правившего в IV - III вв. до н. э.

    Русскому царю Алексею Михайловичу в 1672 году большой глобус прислали в подарок Нидерланды. .
    В Петербургском Музее Ломоносова завершена реставрация Готторпского глобуса-планетария, который почти три столетия назад был первым экспонатом Кунсткамеры.
    В середине XVII века в герцогстве Шлезвиг-Голштейн (Северная Германия) изготовили глобус-планетарий диаметром свыше 3 метров. На наружной поверхности глобуса была нанесена карта Земли, а на внутренней - звездного неба. Звезды изображались позолоченными шапками медных гвоздей. Шар имел неподвижную ось, на которой был закреплен деревянный круглый стол и скамья на 12 человек.
    В 1713 году во время Северной войны Петр Великий, находясь на театре военных действий в Голштинии, получил глобус-планетарий в подарок. Глобус стал первым экспонатом первого российского музея - Кунсткамеры.
    ПЕТРОВСКИЙ ГЛОБУС
    Во время пожара 1747 года он сильно пострадал и был восстановлен мастерами Скоттом и Тирютиным. Позже он хранился в специально построенном помещении рядом с Академией наук, затем - в Царском Селе. Во время Великой Отечественной войны глобус был немцами вывезен в Германию. После войны экспонат обнаружили в немецком городе Любеке и морем через Мурманск возвратили в Ленинград. Глобус находился в плачевном состоянии.
    Холст, на котором были нарисованы земная и небесная карты, во многих местах порвался, поврежден был живописный слой, обнаружены отверстия от винтовочных выстрелов. В послевоенное время глобус дважды реставрировали. А комплексную реставрацию глобуса удалось выполнить лишь в нынешнем году. ПРОДОЛЖЕНИЕ В Комметах..

Многие любознательные люди, желая выяснить, кто создал первый глобус, залезают в «Википедию», перелистывают энциклопедии, штудируют справочную литературу и приходят к выводу, что изначально этот географический инструмент был изготовлен в Древней Греции античным философом Кратесом из Малла. Если задать этот же вопрос специалисту по , он «ничтоже сумняшеся» с уверенность ответит, что впервые навигационная система «Глобус» была использована в Советском Союзе в 1961 году при посадке спускаемых аппаратов космических кораблей «Восток». Поэтому прежде чем выяснять, кто создал первый глобус, необходимо определиться, о каком предмете идет речь – небесном или земном, о сохранившемся макете или полулегендарных слухах о нем.

Изустные предания о том, кто создал первый глобус

Согласно официально признанной версии, первый макет Земли шаровидной формы создал Кратет Малльский (Пергамский), который прославился в античности своими комментариями к Гомеру, написав «Исправление Илиады и Одиссеи». В то время велись споры о форме нашей планеты и несмотря на то, что тогда еретики не преследовались, первый глобус в виде раскрашенного шара был встречен современниками достаточно скептически.

В мусульманской литературе данное изобретение приписывается Джамаль ад-Дину – астроному из Бухары, который по приказу внука Чингиз хана хана Хулагу, изготовил в Пекине в 1267 году армиллярную сферу, астролябию и модель глобуса в дар другому чингизиду, хану Хубилаю.

К сожалению, до наших дней дошли только скупые описания этих предметов, без их изображения и указаний о том, что было нанесено на поверхность шара.

Сохранившиеся первые глобусы

Самый старый, сохранившийся до наших дней глобус находится в Германском Национальном Музее (город Нюрнберг). Он был создан в 1493 - 1494 годах и получил название «Земное Яблоко» («Erdapfel»). Позднее был переименован в «Глобус Бехайма» по имени его создателя - германского негоцианта Мартина Бехайма (Martin Behaim). При нанесении картографической обстановки на поверхность медного шара использовались карты Птолемея в редакции Паоло Тосканелли. На глобусе отсутствует изображение американского континента, так как его самостоятельность была доказана Америго Веспуччи только через 20 лет после создания этого инструмента.

Не менее интересен вопрос о том, кто первый глобус с изображением небесной сферы. Авторство приписывается индийскому металлургу Мухаммеду Салиху Татави, который отлил его в Индии по приказу одного из правителей династии Великих Моголов.