Известные выпускники спбгу. Где работают выпускники юрфака, давшего двух президентов россии. Леонид Витальевич Канторович

Бродский Иосиф

(24.05.1940 - 28.01.1996)

Иосиф Александрович Бродский – единственный ребенок в семье ленинградских интеллигентов – родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде. Отец, Александр Иванович Бродский (1903-1984), был фотографом-профессионалом, во время войны – военным корреспондентом на Ленинградском фронте, после войны служил на флоте (капитан 3-го ранга), мать, Мария Моисеевна Вольперт (1905-1983), во время войны в качестве переводчика помогала получать информацию от военнопленных, после войны работала бухгалтером.

О своем детстве Бродский вспоминал неохотно: «Русские не придают детству большого значения. Я, по крайней мере, не придаю. Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатления играют важную роль в дальнейшем развитии».

Уже в отрочестве проявились его самостоятельность, решительность, твердый характер. В 1955 году, не доучившись в школе, поступил работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование, главным образом, многочтение: «Начиналось это как накопление знаний, но превратилось в самое важное занятие, ради которого можно пожертвовать всем. Книги стали первой и единственной реальностью» (И.Бродский). В 1956 г. впервые, как многие в его возрасте, попытался рифмовать.

Пережил в юности сильное влияние Лермонтова. Часто менял места и виды работы (сочетания самые неожиданные – через восемь лет, в марте 1964 г. на суде (обвинение в тунеядстве!) были озвучены 13 опробованных им профессий: фрезеровщик, техник-геофизик (по оценке Л.Штерн, 1959-1961 гг.; география – Якутия, Тянь-Шань, Казахстан, Беломорское побережье), санитар, кочегар, фотограф, переводчик и т.п.), пытаясь найти такой заработок, который оставлял бы больше времени на чтение и сочинительство: в геологической поездке в Якутске в 1959 г. он приобрел в книжном магазине том стихотворений Е.А.Баратынского в серии «Библиотека поэта», прочитав который, окончательно укрепился в желании стать поэтом: «Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочел ее, тут-то я все понял: чем надо заниматься.

Интенсивно изучал новые языки (прежде всего – английский, польский), посещал лекции на филологическом факультете ЛГУ, изучал историю литературы, начал переводить (с начала 60-х гг. заключил договора с издательствами и работал как профессиональный поэт-переводчик), и непрерывно писал свои, оригинальные стихи – не пытаясь угодить социальному заказу, напрочь отвергая всяческую банальность, но дерзая непрерывно искать новую тему, свежие интонацию и звук, неожиданную (часто смысловую) рифму, сильный запоминающийся образ. Быстро оброс огромным количеством разновозрастных друзей («полтысячи знакомых», Л.Штерн), на которых обкатывал все свои новые «стишки, стишата».

В машинописных и переписанных от руки списках, из рук в руки, в среде читающей поэзию интеллигенции быстро распространялись замечательные, ни на чьи не похожие, отличавшиеся ранней зрелостью, зоркостью, узнаваемой индивидуальностью и резкостью письма, исповедальной открытостью, лирической пронзительностью, удивительным тончайшим мастерством огранки стихи и поэмы неведомого большинству ленинградца Иосифа Бродского – «Рождественский романс», «Шествие», «Пилигримы», «Стихи под эпиграфом» («Каждый пред Богом наг...»), «Одиночество», «Элегия», «Теперь все чаще чувствую усталость...», «Романс», «Лети отсюда, белый мотылек...», «Гость», «Памяти Е.А.Баратынского», «Уезжай, уезжай, уезжай...», «Петербургский роман», «Июльское интермеццо», «Бессмертия у смерти не прошу...», «Закричат и захлопочут петухи...», «Стансы городу» («Да не будет дано умереть мне вдали от тебя...») и многие другие.

Несмотря на отсутствие весомых публикаций, у Иосифа Бродского была скандальная для того времени широчайшая известность лучшего, самого известного поэта самиздата.

Ранний период творчества Иосифа Бродского чрезвычайно продуктивен: активно осваивая и усваивая лучшие образцы отечественной и зарубежной поэзии, он отчетливо сформулировал для себя принцип необходимости своего постоянного духовного роста и рецепт лепки индивидуального, легко узнаваемого поэтического шедевра: сжатость, мощь, новизна, содержательность, эзоповская иносказательность, афористичность, мастерство, гармония. Он рано осознал необходимость синтеза преемственности (русская поэзия XIX-XX вв.) и реформы русского классического стиха, выявления его новых выразительных возможностей.

С грустью видел, что эти задачи подавляющему большинству современников не просто не по плечу, но даже неведомы: «Невозможно отстать. Обгонять – только это возможно». Круг общения его очень широк, но чаще всего о стихах в 1960-1964 гг. он беседовал с такими же юными поэтами, студентами Технологического института Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Дмитрием Бобышевым. Именно Рейн познакомил его с Анной Андреевной Ахматовой, уверенно выделившей Бродского из его окружения, одарившей его дружбой и предсказавшей ему блестящее поэтическое будущее.

В 1963 году обострились его отношения с властью в Ленинграде. «Несмотря на то что Бродский не писал прямых политических стихов против советской власти, независимость формы и содержания его стихов плюс независимость личного поведения приводили в раздражение идеологических надзирателей» (Е.Евтушенко).

29 ноября 1963 г. в газете «Вечерний Ленинград» за подписью А.Ионина, Я.Лернера, М.Медведева был опубликован пасквиль «Окололитературный трутень» на Бродского, где о нем и его ближайшем окружении было сказано, в частности, следующее:

«...Несколько лет назад в окололитературных кругах Ленинграда появился молодой человек, именовавший себя стихотворцем. <...> Приятели звали его запросто – Осей. В иных местах его величали полным именем – Иосиф Бродский. <...> С чем же хотел прийти этот самоуверенный юнец в литературу? На его счету был десяток-другой стихотворений, переписанных в тоненькую тетрадку, и все эти стихотворения свидетельствовали о том, что мировоззрение их автора явно ущербно.

Он подражал поэтам, проповедовавшим пессимизм и неверие в человека, его стихи представляют смесь из декадентщины, модернизма и самой обыкновенной тарабарщины. Жалко выглядели убогие подражательные попытки Бродского. Впрочем, что-либо самостоятельное сотворить он не мог: силенок не хватало. Не хватало знаний, культуры. Да и какие могут быть знания у недоучки, не окончившего даже среднюю школу? Как видите, этот пигмей, самоуверенно карабкающийся на Парнас, не так уж безобиден. Признавшись, что он «любит родину чужую», Бродский был предельно откровенен. Он и в самом деле не любит своей Отчизны и не скрывает этого. Больше того! Им долгое время вынашивались планы измены Родине.»

В конце статьи содержался прямой призыв к органам оградить Ленинград и ленинградцев от опасного трутня:

«Очевидно, надо перестать нянчиться с окололитературным тунеядцем. Такому, как Бродский, не место в Ленинграде. <...> Не только Бродский, но и все, кто его окружает, идут по такому же, как и он, опасному пути. <...> Пусть окололитературные бездельники вроде Иосифа Бродского получат самый резкий отпор. Пусть неповадно им будет мутить воду!»

Организованная травля разрасталась; оставаться в Ленинграде Бродскому было опасно; во избежание ареста друзья в декабре 1963 г. увезли поэта в Москву.

2 января 1964 г., в квартире переехавшего в Москву Е.Рейна на Кировской, Бродский узнал от Л.Штерн, что его невеста Марина Павловна Басманова (родители молодых с обеих сторон резко отрицательно относились к их встречам) встретила Новый год вместе с Д.Бобышевым на даче общих друзей Шейниных в Зеленогорске (под Ленинградом). Поэт, полный дурных предчувствий, срочно вернулся в Ленинград, где узнал о постельной измене невесты и низменном, бытовом предательстве своего друга.

Двадцатитрехлетний Бродский чрезвычайно тяжело пережил этот двойной гадкий удар от очень близких ему людей (возможно, исключительная сила этих переживаний, которые он выносил в себе, в значительной степени усугубила его сердечную болезнь, ставшую причиной его преждевременной смерти).

Вскоре его ждала другая беда: вечером 13 февраля 1964 года на улице Иосиф Бродский был неожиданно арестован.

После первого закрытого судебного разбирательства 18 февраля в районном суде на улице Восстания поэт был помещен в судебную психбольницу («психушку»), «где три недели подвергался издевательским экспериментам, но был признан психически здоровым и трудоспособным» (Л.Штерн).

Второй, открытый, суд состоялся 13 марта 1964 г. Решение суда – высылка на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду.

Ссылку поэт отбывал в Коношском районе Архангельской области, в деревне Норинской. Я.Гордин вспоминает: «Деревня находится километрах в тридцати от железной дороги, окружена болотистыми северными лесами. Иосиф делал там самую разную физическую работу. Когда мы с писателем Игорем Ефимовым приехали к нему в октябре шестьдесят четвертого года, он был приставлен к зернохранилищу – лопатить зерно, чтоб не грелось. Относились к нему в деревне хорошо, совершенно не подозревая, что этот вежливый и спокойный тунеядец возьмет их деревню с собой в историю мировой литературы».

После примирения, в Норинскую к Бродскому приезжала М.Басманова, родившпая в 1967 г. от него сына Андрея (несмотря на протесты Бродского, Андрей был записан в метриках Осиповичем с фамилией Басманов).

В период ссылки им были написаны такие известные стихотворения, как «Одной поэтессе», «Я заражен нормальным классицизмом», «Два часа в резервуаре», «Новые стансы к Августе», «Северная почта», «Письмо в бутылке», «Брожу в редеющем лесу…», «Тебе, когда мой голос отзвучит...», «Орфей и Артемида», «Гвоздика», «Пророчество», «24.5.65 КПЗ», «В канаве гусь, как стереотруба...», «В деревне бог живет не по углам...», «Чаша со змейкой», «В деревне, затерявшейся в лесах...», «Северный край, укрой…»,

«С грустью и с нежностью» и другие.

В 1965 г., под давлением мировой общественности, решением Верховного суда РСФСР срок высылки сокращен до фактически отбытого (1 год, 5 месяцев).

В 1965 г. в Нью-Йорке вышла первая книга Иосифа Бродского на русском языке «Стихотворения и поэмы». Поэт в 1972 г. отзывался об этом событии так: «Я очень хорошо помню свои ощущения от моей первой книги, вышедшей по-русски в Нью-Йорке. У меня было ощущение какой-то смехотворности произошедшего. До меня никак не доходило, что же произошло и что это за книга».

Он упорно и напряженно учился на образцах, анализировал удачи и неудачи других поэтов, осваивал новые ритмы и строфику, чрезвычайно продуктивно работал творчески, писал оригинальные стихи, переводил, читал стихи и переводы на литературных вечерах. Оказии и творческие командировки вели его из Ленинграда в Москву, Палангу, Ялту, Гурзуф...

Его интерес к поэтическому пограничью – стыку белого стиха и ритмической прозы – привел к созданию знаменитого стихотворения «Остановка в пустыне», давшему позднее название его первому поэтическому сборнику, вышедшему в 1972 г. за рубежом.

Его освоенным и закрепленным жанром становится легко узнаваемая длинная элегия, своего рода полупоэма – афористичная, печально-грустящая, иронически рефлексивная, с ломкими, как слюда, языком и синтаксисом, несущими (не в меньшей мере, чем содержание) функцию освежения и столь желанной новизны. В качестве примера можно привести «Прощайте, мадемаузель Вероника», «Фонтан», «Памяти Т.Б.», построенное на рубленном ритме, однообразных армейских обращениях и армейских же умозаключениях «Письмо генералу Z», «Строфы», «Элегия», поэму «Горбунов и Горчаков» (специальное поэтическое задание – диалоговая форма), «Посвящается Ялте» (спецзадание – обновленный синтаксис), «С видом на море», «Конец прекрасной эпохи», «Из «Школьной антологии»», «Разговор с небожителем», «Пенье без музыки», «POST AETATEM NOSTRAM», «Литовский дивертисмент», «Натюрморт» и другие.

За каких-то десять с небольшим лет Бродский чрезвычайно быстро вырос в виртуознейшего мастера русского стиха и труд по созданию очередного шедевра приносил ему, очевидно, колоссальное творческое удовлетворение.

При попытках публикации стихов Бродский сталкивался с жестким давлением цензуры, уничтожавшим все своеобразие его стихов и всю проделанную титаническую работу; все попытки цензурного вмешательства поэт не принимал ни в каких формах.

Тем временем российские спецорганы ускоренно готовили высылку неудобного, несломленного, бескомпромиссного поэта Иосифа Бродского за рубеж.

Рано утром 4 июня 1972 года, покидая страну, как казалось и оказалось, навсегда, собираясь в аэропорт "Пулково", Иосиф Бродский написал письмо Генеральному секретарю КПСС Леониду Брежневу, в котором выразил надежду, что ему разрешат публиковаться в русских журналах и книгах: "Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому.

Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика – в том качестве, в котором я до сих пор и выступал. Смею думать, что работа моя была хорошей работой, и я мог бы и дальше приносить пользу. В конце концов, сто лет назад такое практиковалось. Я принадлежу к русской культуре, я сознаю себя ее частью, слагаемым, и никакая перемена места на конечный результат повлиять не сможет. Язык – вещь более древняя и более неизбежная, чем государство.

Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то, с моей точки зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого живет, а не клятвы с трибуны. Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге.

Я хочу верить и в то, и в другое. Люди вышли из того возраста, когда прав был сильный. Для этого на свете слишком много слабых. Единственная правота – доброта. От зла, от гнева, от ненависти – пусть именуемых праведными – никто не выигрывает. Мы все приговорены к одному и тому же: к смерти. Умру я, пишущий эти строки, умрете Вы, их читающий. Останутся наши дела, но и они подвергнутся разрушению. Поэтому никто не должен мешать друг другу делать его дело. Условия существования слишком тяжелы, чтобы их еще усложнять.

Я надеюсь, Вы поймете меня правильно, поймете, о чем я прошу. Я прошу дать мне возможность и дальше существовать в русской литературе, на русской земле. Я думаю, что ни в чем не виноват перед своей Родиной. Напротив, я думаю, что во многом прав. Я не знаю, каков будет Ваш ответ на мою просьбу, будет ли он иметь место вообще. Жаль, что не написал Вам раньше, а теперь уже и времени не осталось. Но скажу Вам, что в любом случае, даже если моему народу не нужно мое тело, душа моя ему еще пригодится ".

О своем пребывании в Вене Бродский вспоминал: «Я очень ясно помню первые дни в Вене. Я бродил по улицам, разглядывал магазины. В России выставленные в витринах вещи разделены зияющими провалами: одна пара туфель отстоит от другой почти на метр, и так далее... Когда идешь по улице здесь, поражает теснота, царящая в витринах, изобилие выставленных в них вещей. И меня поразила вовсе не свобода, которой лишены русские, хотя и это тоже, но реальная материя жизни, ее вещность.

Я сразу подумал о наших женщинах, представив, как бы они растерялись при виде всех этих шмоток. И еще одно: как-то я плыл из Англии в Голландию и увидел на корабле группу детей, ехавших на экскурсию. Какая бы это была радость для наших детей, подумалось тогда мне, и ее украли у них навсегда. Поколения росли, старели, умирали, ничего так и не увидев...»

Через месяц после приезда в США, 9 июля 1972 г. Бродский прибыл в Анн-Арбор, где занял должность приглашенного профессора на факультете славистики (tenured professor in the Slavic Department) Мичиганского университета, где девять лет занимал эту должность вплоть до отъезда на постоянное жительство в Нью-Йорк в 1981 г. Он читал курс лекций по истории русской поэзии, русской поэзии 20 века, теории стиха, вел семинары, принимал экзамены у будущих американских славистов.

Там же, в Анн-Арборе в 1972 г. вышел его сборник русских стихотворений и поэм «Остановка в пустыне» – первый самостоятельный сборник Иосифа Бродского, в составлении которого он проявил чрезвычайную придирчивость и высокую требовательность. В 1973 г. вышел том избранных стихотворений Иосифа Бродского, переведенных на английский язык профессором Джорджем Клайном. Уже в год приезда в Америку Бродский дал первые запоминающиеся интервью.

Американские собесед¬ники, как правило, совершенно не чувствовали, что имеют дело с самоучкой, с по¬мощью самообразования далеко перешагнувшим университетские горизонты: «Брод¬ский демонстировал беспредельные познания в мировой литературе, искусстве, музы¬ке и других интересующих его областях» (Анн-Мари Брамм).

В 1975 г. к 200-летию США было написано программное стихотворение «Колы¬бельная Трескового мыса» (с посвящением А.Б. – сыну Андрею). В 1977 г. Иосиф Бродский написал рецензию «География зла» на книгу А.И.Солженицына «Архипелаг Гулаг».

В 1978 г. после путешествия в Бразилию Бродским написано эссе «После путешествия, или Посвящается позвоночнику». В июле 1989 г. перед выпускниками Дартмутского колледжа произнес речь «Похвала скуке», вошедшую в книгу избранных эссе «О скорби и разуме» (1995). Бродского приняли почетным членом в Американскую Академию искусств, из которой он вышел в знак протеста против приема в нее Евгения Евтушенко.

В 1977 г. в издательстве «Ardis» в Анн-Арборе были опубликованы два важнейших сборника стихотворений Иосифа Бродского «Конец прекрасной эпохи. Стихотворения 1964-71 / Сост. В.Марамзин и Л.Лосев» и «Часть речи. Стихотворения 1972-76 / Сост. В.Марамзин и Л.Лосев».

В полученном 14 мая 1977 г. ответном письме А.И.Солженицына Бродскому в первом же абзаце было выражено восхищение профессиональной работой поэта: «Ни в одном русском журнале не пропускаю Ваших стихов, не перестаю восхищаться Вашим блистательным мастерством. Иногда страшусь, что Вы как бы в чем-то разрушаете стих, - но и это Вы делаете с несравненным талантом».

К 24 мая 1980 г., т.е. к сорокалетию Бродского, его друзьями был издан альманах «Часть речи», в который вошли, в частности, стихи Бродского, посвященные М.Басмановой: «Ты, гитарообразная вещь со спутанной паутиной / струн...», его эссе «Ленинград», написанное по-английски и переведенное на русский яызык Л.Лосевым, интервью Бродского Соломону Волкову под названием «Нью-Йорк: душа поэта».

В 1980 г. Бродский получил американское гражданство («Американским гражданином я стал в Детройте. Шел дождь, было раннее утро, в здании суда нас собралось человек семьдесят-восемьдесят, присягу мы приносили скопом. Там были выходцы из Египта, Чехословакии, Зимбабве, Латинской Америки, Швеции... Судья, присутствовавший при церемонии, произнес небольшую речь. Он сказал: принося присягу, вы вовсе не отрекаетесь от уз, связывающих вас с бывшей родиной; вы больше не принадлежите ей политически, но США станут лишь богаче, если вы сохраните ваши культурные и эмоциональные связи. Меня тогда это очень тронуло – тронут я и сейчас, когда вспоминаю то мгновение». – И.Б.).

В 1981 г. перенес операцию на сердце (шунтирование). Врачи запрещали ему много курить, но он продолжал это делать, непременно отламывая у крепких сигарет фильтры.

«В 1981 году он <...> прожил несколько месяцев в Американской академии в Риме, и это время оказалось для него очень плодотворным» (М.Бродская).

В 1983 г. в издательстве «Ardis» в Анн-Арборе опубликована книга лирики Иосифа Бродского «Новые стансы к Августе. Стихи к М.Б. 1962-82». В 1984 г. в том же издательстве опубликована пьеса Бродского «Мрамор».

В 1986 г. его английская книга «Less then one» признана лучшей литературно-критической книгой года в Америке.

Название поэтического сборника Иосифа Бродского 1987 года "Урания" – это, по его свидетельству, дань Баратынскому ("Поклонникам Урании холодной...").

В ходе жизни в Америке Бродского беспокоили постоянные проблемы с сердцем. К маю 1987 г. поэт перенес три сердечных приступа. Инфаркты залечивались в Пресвитерианской больнице (штат Нью-Джерси).

В 1987 г. поэт так оценивал свое изгнание: «Те пятнадцать лет, что я провел в США, были для меня необыкновенными, поскольку все оставили меня в покое. Я вел такую жизнь, какую, полагаю, и должен вести поэт – не уступая публичным соблазнам, живя в уединении. Может быть, изгнание и есть естественное условие существования поэта, в отличие от романиста, который должен находиться внутри структур описываемого им общества.

Я чувствовал некое преимущество в этом совпадении моих условий существования и моих занятий. А теперь из-за всех этих «изменений к лучшему» возникает ощущение, что кто-то силой хочет вторгнуться в мою жизнь. <...> Как если бы ты на рынке, к тебе подходит цыганка, хватает за руку, пристально смотрит в глаза и говорит: «А теперь я тебе скажу, что будет...» Я привык жить в стороне и не хочу это менять. Я так давно живу вдали от родины, мой взгляд – это взгляд извне, и только; то, что там происходит, я кожей не чувствую... Напечатают меня – хорошо, не напечатают – тоже неплохо. Прочтет следующее поколение. Мне это совершенно все равно... Почти все равно».

В декабре 1987 г., в возрасте сорока семи лет, награжден Нобелевской премией по литературе (вслед за Буниным и Пастернаком он стал третьим русским поэтом, получившим Нобелевскую премию): «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины» (Бродский – один из самых молодых лауреатов Нобелевской премии за все годы ее присуждения).

Прочитанная им «Нобелевская лекция» стала (и остается) интеллектуальным и эстетическим бестселлером, трактующим проблему независимости творческой личности от социального окружения, духа преемственности и моральных обязательств, трагичности бытия и уроков истории грядущим поколениям.

В декабре 1988 г. перед выпускниками Мичиганского университета в Анн-Арборе Бродский произнес знаменитую «Речь на стадионе» с пожеланием молодым точности в языке, любви к родителям, скромности, отсуствия жалоб, игнорирования неприятелей и др.

В июле 1989 г. перед выпускниками Дартмутского колледжа произнес речь «Похвала скуке», вошедшую в книгу избранных эссе «О скорби и разуме» (1995).

11 октября 1990 г. прочел в Британской Академии первую ежегодную лекцию «Times Literary Supplement», легшую в основу опубликованного эссе «Altra Ego». В 1991 г. в университете Лейдена прочел Хёйзинговскую лекцию «Профиль Клио». В этом же году написал эссе «Коллекционный экземпляр».

В Париже в 1991 г. Иосиф Бродский познакомился с итальянской аристократкой Марией Соззани и женился на ней. В 1993 г. у супругов родилась дочь Анна Александра Мария.

В 1991 г. стал профессором литературы в колледже Маунт Холлиок в городке Саут-Хедли, штат Массачусетс (Andrew Mellon Professor of Literature at Mount Holyoke College).

С мая 1991 г. по май 1992 г. назначен Поэтом-Лауреатом Библиотеки Конгресса США, что требовало его почти постоянного присутствия в Вашингтоне. Город Бродскому не понравился, что он отразил в стихотворении «Вид с холма», расшифровав в нем строку с датами ("За два года, прожитых здесь") следующим образом: «это номинально: 91-й и 92-й годы. Лауреатский год – один, но по календарю были два года». 2 октября 1991 г. в Библиотеке Конгресса Бродский прочел лекцию «Нескромное предложение», вошедшую в книгу избранных эссе.

9 сентября 1993 г. на Гётеборгской книжной ярмарке Иосиф Бродский и американский поэт Дерек Уолкотт провели беседу «Власть поэзии».

9 апреля 1995 г. Бродский провел последний авторский вечер для русских эмигрантов в Морз Аудиториуме Бостонского университета.

Еще одна важная деталь - Иосиф Бродский был против публикации сводного тома своих интервью. И вот почему: «Иосиф был против такой книги. И перед смертью он написал письмо профессору Полухиной, в котором просил ее этого не делать. Мы не знаем, почему он был против этого конкретного проекта - тогда он ничего нам об этом не говорил. Но я твердо знаю, что интервью как форма печатного выражения его очень раздражали. Прежде всего потому, что человек, у которого берут интервью, обычно не имеет возможности контролировать перевод и конечный текст, нередко редактируемый журналистами, и в результате часто его слова существенно искажаются» (М.Бродская).

«Эстетика Бродского оказывается не столько математической суммой модерна, постмодерна и традиционализма, сколько интегрированием всех этих художественных систем, извлечением общего для них всех художественного и философского корня. Этот интеграл или «корень», с одной стороны, обнаружил глубинную близость с эстетикой барокко; а с другой, доказал свою жизнеспособность тем, насколько органично он принял «привитые» Бродским ростки античности, метафизической традиции, англоязычной поэзии ХХ века (Элиот, Оден, Фрост), почти футуристической языковой свободы, обэриутского абсурдизма и многого другого. Бродского принято считать завершителем ХХ века, однако проделанный им эстетический эксперимент создал живую и плодотворную почву, образующую общую основу для нового разнообразия литературы в следующем веке».

Студент этого вуза: Привет всем) я расскажу про факультет свободных искусств и наук спбгу.
Сначала немного вводных букв: училась на юрфаке в Москве (МГЮА), поняла, что это не мое, хотелось что-то прям максимально интересное (юрфак все же это скучновато), необычное, но при этом востребованное и в престижном вузе. Начиталась массу позитивных отзывов о ФСИиН СПбГУ, поступила заново на 1 курс, и мои восторженные отзывы сейчас предстоит вас прочитать)))

Я не знаю,кто создал это место,но здесь безумно круто!Честно, без доли иронии и лжи,я постоянно благодарю бога за то,что я нашла такое место и что я здесь учусь, потому что мне нравится всёёё...
Чтобы было удобнее читать,распишу все по пунктам.

1. что это за факультет, на кого там обучают: все студенты-это очень творческие,критически мыслящие люди,любознательные активисты. после 4 семестра нам предлагают реализовать себя в конкретном направлении, которых очень много (мне как раз предстоит выбор после этого семестра): история искусств, история цивилизаций, кино и видео, когнитивные исследования (нейрофизиология, когнитивная психология и т.п.), компьютерные науки и искусственный интеллект, литература (как альтернатива журналистике), международные отношения и политология, музыка, сложные системы (нейрокомпьютинг, нейромоделирование и пр), социология и антропология, философия, экономика, история и культура Ислама, науки о жизни (биоинформатика).
Почти все профили ориентированы на подготовку специалистов будущего. учимся мы на английском и русском языках. Я хочу пойти на компьютерные науки и искусственный интеллект,мне кажется это будет очень востребовано в ближайшем будущем и учиться будет очень интересно. стратегия образования – либерально ориентированная, нетипичная для России.

2. об обучении: главное для меня -мне здесь очень интересно. сложно представить студента, который с улыбкой в 32 зуба бежал бы в универ,но знайте, что такие есть и это хотя бы я))) учиться очень в кайф. это какая-то нереальная среда всяких интересностей и полезностей,нет сухого преподавания и нудного чтения лекций,вас всецело погружают в процесс обучения,объясняя все очень доступно и легко. половина студентов уезжают на семестр обучаться за рубежом) тоже очень привлекательный момент. Факультет сотрудничает с многими иностранными вузами. еще есть возможность составить собственный учебный план. Кстати, вне зависимости от профиля ты получишь два диплома: спбгу и Бард колледжа. Практически все обучение строится на исследовательской работе и критическом диалоге,а не на сухом преподавании. очень много дисциплин из разных областей:от экономики,до биологии. Курсы читают на русском и английском языке.
3. что есть на факультете: у нас своя библиотека, множество лабораторий, есть всякие доп. классы, например, по видеомонтажу, электронной музыке, фотомастерству и другие. еще есть более 300 различных курсов: абстрактная алгебра, видеоарт, голливуд и куча всего интересного, есть курсы в самых разных областях (также есть языковые курсы). они как бы и составляют твой учебный план,все это избирается самим студентом и ты сам полностью выбираешь себе то, что будешь изучать.Причем ты должен прослушать курсы из разных направлений: и филологические, и экономические,и естественно научные, и другие. Есть клуб дебатов на английском языке и множество языковых курсов.
4. о преподавателях: все очень сильные, интересные, профессиональные. особенно люблю профессора Черниговскую (биолог), невероятно интересно объясняет свой предмет. Это не те люди, которые отчитали с конспекта все, что там написано,и засобирались домой. Это те люди, которые постоянно открыты всему новому, они действительно учат студентов,учат мыслить,занимаются наукой,участвуют в разных конференциях,публикуются в научных журналах. У нас на факультете система,что чем больше у препода заслуг, тем выше его з/пл, поэтому все постоянно совершенствуются))) кстати,декан – Кудрин,бывший министр финансов.
5. практика: очень в разных местах, от Эрмитажа, до зарубежных исследовательских институтов. знаю, что очень многие выпускники уехали работать за границу, есть знакомая, которая работает в Лондоне (в крупнейшем в мире американском инвестиционном банке J.P.Morgan). Говорят, что диплом ценится и с трудоустройством каких-то проблем нет, но мне кажется, что все от профиля зависит. Кстати,факультет содействует в трудоустройстве лучшим студентам.
6. внеучебная жизнь: множество классов (актерское мастерство, например, и другие), футбольный клуб и многое другое (есть как на факультете, так и спбгушное). ну и организуют различные конференции, конкурсы, дебаты.
7. сложность обучения: зависит от выбранных курсов, багажа уже имеющихся знаний и преподавателей. не чересчур сложно, но и не просто. по сложности где-то на 7-8 из 10. Может огромная сложность не замечается, потому что всё это вызывает интерес и желание это учить))) то есть не в тягость,а в радость)
8. из минусов: как бы вас обучают всему,вы будете всесторонне развитой личностью, хорошо разбираться вообще во всем,потому что тут вас научат и политике,и биологии, и физике, и экономике и многому другому. Но узкой специализации,несмотря на множество профилей,все же нет, поэтому например на экономику я бы советовала все же идти в профильный вуз или на экфак (несмотря на то,что у нас действительно очень сильная экономическая программа), а вот для тех,кому интересна история,филология,искусство и всё, что пахнет новизной (нейролингвистика,искусственный интеллект и т.п.), двери здесь открыты и вы ничуть не пожалеете. еще минус, что нет организованности, всё свободно до такой степени, что ты можешь не знать своих одногруппников вообще, если вы выбрали разные дисциплины.
9. из плюсов: огромный толчок к развитию, желанию узнавать все вокруг; два диплома (США и Россия); сильный английский, много носителей языка; свободный учебный план, всестороннее обучение, сотни курсов на выбор; известные преподаватели; престижный вуз; либеральное образование; интересный процесс обучения; возможность изучать разные иностранные языки; семестр за рубежом или три недели обучения английскому в Нью-Йорке; маленькие группы; трудоустройство для лучших студентов в российских и зарубежных организациях; есть своя электронная система, где есть все курсы в электронном виде, где есть возможность общаться с другими студентами и преподавателями, что-то обсуждать и получать доп.материал; очень развита научная деятельность; тесное сотрудничество с ЕУСПб, Бард-колледжом и НИУ ВШЭ СПб; совсем не типичное российское, а очень европейское образование (для спбгу в целом это не свойственно, кроме ВШМ и нас на Европу мало кто ориентируется); заставляют не зубрить ради оценки, а думать и анализировать; это не просто образование, а семья - образ жизни и мыслей; обучение в историческом центре города; учат самостоятельности и критическому мышлению.
10. мой вердикт: однозначно стоит поступать тем, кто хочет получить качественное, всестороннее, современное образование - не разочаруетесь точно, всем студентам очень нравится в этом крутом месте)

Если посмотреть на галерею выпускников на сайте юрфака, то сразу можно понять, что самой урожайной на государственных деятелей стала кафедра гражданского права. Именно на этой кафедре специализировался, а затем работал ассистентом и доцентом Дмитрий Медведев. Его карьера началась с того, что он, будучи ассистентом кафедры, был привлечен к предвыборной кампании Анатолия Собчака, который баллотировался в Ленсовет, и расклеивал листовки на Васильевском острове. На этой же кафедре работал преподавателем и Михаил Кротов, который теперь, после карьеры в большом бизнесе, служит полномочным представителем президента в Конституционном суде. На кафедре преподавали также Антон Иванов, председатель Высшего арбитражного суда РФ.

Кафедры уголовного права и уголовного процесса и криминалистики также выпустили в свет выдающихся деятелей современности. Преподавал на кафедре (и был секретарем комитета комсомола всего университета) нынешний председатель Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин. Алексей Чичканов, нынешний Председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Петербурга, работал на кафедре уголовного процесса и криминалистики.

Уходя во власть , профессора и доценты юрфака в своем большинстве стремятся остаться преподавателями родного университета. Лекции по гражданскому праву здесь по-прежнему читает Антон Иванов. Летом предполагается лекция по римскому праву и Дмитрия Медведева.

Но есть и обратные примеры. Никуда не уходя с факультета, Владимир Попондопуло, завкафедрой коммерческого права, является членом Высшей квалификационной коллегии судей РФ и председателем Третейского суда при Ассоциации юристов России. Стоит вспомнить, что основал кафедру коммерческого права профессор Анатолий Собчак.
Конституционный же суд вообще может считаться филиалом петербургского юрфака. Трое из 19 судей Конституционного суда - бывшие преподаватели факультета, пятеро - его выпускники, а еще двое защищали здесь свои диссертации. К примеру, кафедра трудового права дала зампреда Конституционного суда Сергея Маврина, который является одним из авторов Трудового кодекса РФ.

В других ветвях судебной власти тоже немало наших юристов. Кафедра гражданского процесса дала Валерия Мусина, члена Высшей квалификационной коллегии судей и совета директоров ОАО "Газпром", который по–прежнему заведует кафедрой. Кафедра коммерческого права - судью Страсбургского суда и доцента кафедры Андрея Бушева. Опыт некоторых преподавателей пригодился внутри самой alma mater. Проректор университета по правовым вопросам Михаил Кудилинский является доцентом кафедры государственного и административного права. Владимир Лукьянов, проректор СПбГУ по направлениям: медицина, медицинские технологии, стоматология и юриспруденция, является профессором кафедры уголовного права.

Как говорят эксперты , государственные деятели не рвут связь сродными пенатами потому, что это своеобразная обратная связь с народом, которым они в той или иной степени управляют и подпитываются здесь энергией молодости. Кроме того, действующие государственные деятели руководят аспирантами, и это очень здорово, признают на юрфаке.

Настоящим учителем , посеявшим многое, что проросло потом в государстве вообще и высшем образовании в частности, юристы называют бывшего декана факультета, профессора кафедры уголовного права в 1993–1998 годах Вадима Прохорова.
Вадим Семенович отметил в октябре свой 80–летний юбилей и по–прежнему читает студентам уголовное право. Именно он, будучи деканом, помог одному важному и интересному делу, с которого, по сути, в России началась эра освоения технологии второго высшего образования.

С 1992 года деканом специального факультета по переподготовке кадров был назначен Николай Кропачев, ныне ректор университета, а тогда энергичный преподаватель кафедры уголовного права, ученик Вадима Прохорова.

Николай Кропачев стал деканом нового необыкновенного факультета, который был организован по инициативе Анатолия Собчака в связи с тем, что во власть пришли новые люди, большинство из которых имели, например, высшее техническое образование, и для управления страной им как хлеб были необходимы юридические знания.

Именно первый выпуск специального факультета вывел в люди Сергея Миронова, Игоря Артемьева и других. Позже спецфак окончили министр обороны Анатолий Сердюков, Виталий Мутко, Вадима Тюльпанова, который учился здесь восемь лет и еще множество государственных деятелей.

"Став в 1993 году деканом юридического факультета, Вадим Прохоров сумел без каких бы то ни было потрясений перестроить деятельность факультета на новый лад, опираясь на помощь своего тогдашнего и нынешнего соратника Николая Кропачева", - пишет Юрий Толстой, профессор кафедры гражданского права, в журнале "Санкт–Петербургский университет".

Время в начале 1990–х было суровое и почти революционное. В аудиториях было так холодно, что профессор Толстой читал лекции в пальто. Стульев не хватало, и их носили из аудитории в аудиторию. Из подвала здания, где располагались будущие аудитории спецфака, профессора самостоятельно (!) откачивали воду. Чинили старые парты, чтобы за них сели завтрашние руководители страны. Когда специальный факультет заработал первые деньги, декану Прохорову купили машину и показали ее в окно - это ваша. Машина была "Волга"… Профессор ужаснулся: на какие деньги?! - и не поверил сначала. По другой версии, "первые деньги" спецфака были потрачены на приобретение железной двери в библиотеку, чтобы начать борьбу с процветавшим воровством книг работниками хозяйственных служб.

"При переходе на платные формы обучения мы одними из первых в России апробировали модель, абсолютно незнакомую и непривычную для советских вузов, - вспоминает Владимир Лукьянов. - Осознание сложившейся ситуации в тот период времени было далеко не у всех наших университетских коллег".

P.S. Премьер–министр РФ Владимир Путин защищал диплом на кафедре международного права юридического факультета СПбГУ и никогда здесь не преподавал.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Санкт-Петербургский государственный университет – один из старейших вузов страны, который готовит прекрасные кадры для прекрасного будущего России. Его чтят как студенты, так и работодатели. Недавно британский журнал Times Higher Education впервые включил СПбСГУ в список самых престижных вузов мира. Университет оказался в группе учебных заведений, которые расположились с 71 по 80 строчку списка. Вечный конкурент и одновременно товарищ СПбГУ в этом деле МГУ поднялся на 25 позицию, ну а первое место в битве высших образовательных учреждений как всегда занял Гарвардский университет, который держится на первой строчке рейтинга уже пятый год. Следом за ним идут Кембриджский и Оксфордский университеты.

Рейтинги рейтингами, однако живые советы лучше. Мы попросили студентов и выпускников университета ответить на один простой вопрос: «Почему стоит поступать в СПбГУ?». Многие из них, конечной, первопричиной называли местонахождение университета, отвечая что-то вроде: «Ну потому что он находится в Питере!». Однако кроме такого весомого факта при выборе учебного заведения, есть еще несколько других, которые доказывают, что в список самых престижных университетов мира СПбГУ попал не зря.

Максим, экономический факультет, студент:
– Учиться в СПбГУ – это значит идти в ногу с лучшими студентами нашей страны. Ты не забросишь свой диплом на антресоли после окончания универа, поскольку он действительно тебе пригодится и будет полезен при устройстве на работу. Во время обучения у тебя также есть прекрасная возможность реализовать свои идеи в научном сообществе, а также стать участником проектов самых известных компаний.

Ирина, факультет журналистики, год окончания – 2014:
– Наш университет – это старейший университет России, который расположен в самом красивом городе страны. Думаю, это его главный плюс. Что же касается образования, то здесь оно действительно отличное: интересные лекции, семинары, мастер-классы. Кроме того, у СПбГУ есть собственные базы отдыха для студентов и преподавателей, телестудия с профессиональным оборудованием (будущие журналисты, добро пожаловать). И еще там учатся очень интересные и умные люди, с которыми приятно общаться.

Юлия, факультет журналистики, год окончания – 2014:
– Для меня одним из главных преимуществ СПбГУ является то, что университет находится в Петербурге. Жить здесь гораздо комфортнее, приятнее и намного дешевле, чем в Москве. Что же касается самого обучения, то программа в университете очень хорошая: она дает тебе возможность многое попробовать в профессии, понять, что тебе дается лучше и чем ты, в итоге, хочешь заниматься дальше. Также здесь отличное и очень активное студенческое сообщество и замечательные преподаватели.

Валерий, экономический факультет, студент:
– Первая и основная причина, по которой стоит поступать в СПбГУ это, конечно же, его статус и несомненная весомость диплом. Здесь читают лекции и ведут семинары преподаватели мирового уровня, по книжкам которых учится вся страна и даже некоторые государства СНГ. Ты же можешь увидеть этих «столпов» науки воочию, услышать, что и как они говорят. Кроме того, у университета очень хорошо развиты международные связи. Это позволяет студентам поехать на стажировку практически в любой заграничный вуз.

Роман, факультет международных отношений, год выпуска – 2014:
– СПбГУ – звучит действительно гордо. К нему с уважением относятся как в России, так и за рубежом. Это один из немногих вузов России, который имеет диплом международного образца. Здесь ты получаешь знания не только посредством учебников и монографий, но и посредством лекций. Ведь в университете преподает множество известных профессоров, также приезжают заграничные специалисты, проводят семинары, мастер-классы. Еще у СПбГУ очень большое и дружелюбное студенческое сообщество, поэтому завести здесь полезные и приятные знакомства очень просто.

Информация о вузе

Большинство абитуриентов России мечтают поступить в Московские и Санкт-Петербургские высшие учебные заведения. Сам факт обучения в таких огромных городах, ВУЗы которых выпустили много ученых с мировым именем, дает право гордиться, что ты можешь даже спустя многие годы и столетия, ходить по тем же улицам, учиться в том же университете и даже мысленно прикоснуться к такой великой истории. Одним из таких легендарных учебных заведений, занимающих лидирующие позиции, уже многие годы считается Санкт-Петербургский государственный университет. Этот ВУЗ занимает почетное 6 место в федеральном рейтинге и первое в своем городе, а также входит в несколько рейтингов лучших образовательных заведений мира.

История СПбГУ

История университета достаточно неоднозначна, ученые не могут найти согласие даже относительно года и более того - века создания высшего учебного заведения. Одни считают, что его основание связано с периодом правления Петра I, что он был образован в 1724 году, другие – уверены, что СПбГУ возник в 1819 г. после преобразования Главного педагогического института. Окончательное согласие в этом историческом вопросе так и не было достигнуто, но официально признанной стала первая гипотеза. За долгую историю своего существования ВУЗ сменил более десятка наименований, а Санкт-Петербургским государственным университетом он стал в 1991 г. В 2009 г. СПбГУ, вместе с МГУ, ему было присвоено почетное звание «уникального научно-образовательного комплекса, старейшего вуза страны, имеющего огромное значение для развития российского общества».

Вместе с таким высоким статусом, ВУЗами было получено право вручать выпускникам дипломы особого образца с личной гербовой печатью, а также устанавливать свои особые образовательные стандарты. Должность ректора является срочной (5 лет) и назначаемой Президентом РФ, а устав университета подлежит утверждению Правительством.

Структура СПбГУ

На современном этапе в структуру СПбГУ вошли 24 факультета, занимающихся подготовкой специалистов в самых различных отраслях (начиная от творческой деятельности и заканчивая точными и гуманитарными науками).

Так, университет занимается обучением специалистов в областях: биологии, химии, физики, социологии, психологии, политологии, истории, географии, геологии, журналистики, экономики, юриспруденции, международных отношений, математики, филологии, философии, медицины, искусства и в иных направлениях.

Гордостью СПбГУ, кроме основных факультетов являются отдельные структурные подразделения:

  1. академическая гимназия, которая дает возможность получить в стенах ВУЗа среднее образование, позволяющее ребенку еще до высшей школы углубленно изучать интересующие его науки и в целом получать более качественные знания, а также максимально успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
  2. медицинский колледж является самым молодым структурным подразделением университета (образован в 2006 г.) и готовит специалистов по направлению «сестринское дело».
  3. факультет военного обучения. Состоит из трех кафедр, осуществляющих военную подготовку студентов. В преподавательский состав включены исключительно офицеры срок службы которых 10 и более лет, что позволяет обеспечить наиболее эффективное обучение военному делу.
  4. общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта. Обучение в данном структурном подразделении позволяет выпустить активных студентов, которые помимо успешной учебы, ориентированной на получение профессии в данной сфере, также регулярно участвуют в общественной жизни кафедры, ВУЗа, а также являются призерами различных спортивных соревнований.
  5. колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии. Принимает студентов для получения специального образования и углубления знаний по профильным предметам, изучаемым в школе. Структурное подразделение осуществляет подготовку младших специалистов по направлениям:
  • физическая культура;
  • сварочное производство;
  • экономика и бухгалтерский учет;
  • менеджмент (по отраслям);
  • строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
  • коммерция (по отраслям).

Также колледж осуществляет послевузовскую подготовку специалистов.

Таким образом, преподаватели факультетов СПбГУ готовят первоклассных и востребованных профессионалов по самым различным направлениям деятельности. Поэтому, с какой бы сферой Вы не решили связать свою жизнь, в этом университете обязательно найдется факультет, который поможет приобрести необходимые знания. Обучение возможно на дневной и в заочной форме, за счет средств государственного бюджета и на договорной основе. Помимо отличников обычных занятий, ВУЗ поддерживает активистов учебы, желающих заниматься научной работой (это проявляется путем содействия в выведении лучших студентов на международный уровень и стимулированием участия в различных конференциях и программах), а также передовиков разнообразных спортивных соревнований.

В стенах высшего учебного заведения желающие могут обучаться по программе бакалавриата, получить диплом специалиста или пройти курс магистратуры на одном из указанных ранее факультетов. Также в ВУЗе активно работают программы аспирантуры.

Дополнительные возможности для студентов СПбГУ

Кроме предоставления глубинных знаний, учебное заведение беспокоится о благополучном проживании иногородних студентов (которое обеспечивается благодаря 21 общежитию), а также содействует увлечению студентов наукой, спортивной и творческой жизнью и самого учебного заведения, и страны в целом. Учащиеся имеют право свободного пользования несколькими университетскими библиотеками, обладающими подборками самых популярных научных журналов, а также множеством книг (в том числе и редких); спортивными площадками; хорошо оборудованными лабораториями и другими заведениями, позволяющими расширять их знания по профильным предметам и кругозор.

Если Ваш выбор ВУЗа остановится на Санкт-Петербургском государственном университете – такое решение никогда не будет ошибочным. Именно в этом ВУЗе каждый студент может не только прикоснутся к великой истории России, но и получить отличные знания в учебном заведении, занимающем лидирующие позиции в мировом и федеральном рейтинге.