Мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. «Внедрение здоровьесберегающих технологий

Ирина Барыленко
Проект «Внедрение здоровьесберегающих технологий в семье»

Проект : «Внедрение здоровьесберегающих технологий в семье »

Актуальность проекта :

Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т. е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья . Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, их стремление вести здоровый образ жизни .

Прежде всего, родителям необходимо иметь четкое представление о здоровом образе жизни и научить этому ребенка.

Проблема :

Организация совместной деятельности родителей и педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в семью .

Цель :

Формировать потребность семьи в здоровом образе жизни .

Обеспечить участие родителей в реализации данного проекта .

Задачи :

Дать представление о возможном влиянии детско – родительских отношений на формирование необходимых для ребенка критериев здорового образа жизни ;

Помочь получить родителям знания и навыки, необходимые для создания семейных отношений и воспитания детей;

Формировать навыки рационального питания, закаливания, занятий физической культурой;

Освоить алгоритм создания проекта , основанного на потребности детей.

Тип проекта : информационно–практико–творческий.

Вид : смешанный.

Длительность проекта : 8 месяцев.

Участники проекта :

Инструктор по физической культуре Барыленко И. А. ;

Воспитатели групп;

Родители;

Распределение деятельности по этапам проекта

Внедрение здоровьесберегающих технологий в семье”

1 этап : Подготовительный. Выявление проблемы.

Формирование проблемы;

Определение задач;

Анкетирование родителей на тему : “Ведете ли вы здоровый образ жизни”

Диагностика физической подготовленности детей, их физического развития;

Изучение методической литературы по данной теме.

2 этап : Основной. Организация работы над проектом :

Освоение алгоритма создания проекта ;

Составление плана работы с родителями;

Консультирование родителей по темам : “Нетрадиционные средства оздоровления детей” , “Как избежать искривления осанки. Правильная осанка”, , “Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления детей” , “Методические рекомендации по применению аромотерапии, фитотерапии, витаминотерапии в образовательном учреждении и семье” ; «Гимнастика для глаз» .

Проведение семинара – практикума для родителей и детей по теме : “Учимся дышать правильно” (февраль) ;

Составление плана совместных бесед с родителями;

Организация спортивного развлечения с активным участием родителей по теме : “В гости к Бабе-Яге за молодильными яблоками” (январь) ;

Привлечение родителей к поиску нужной информации в методической литературе, журналах, Интернете и распространение ее среди других родителей;

Повторная диагностика физического состояния детей на конец учебного года.

3 этап : Заключительный. Практическая деятельность по решению проблемы :

Выступление с анализом проделанной работы на педагогическом часе;

Презентация деятельности на общем родительском собрании по теме : “Здоровье – главная ценность в жизни”;

Презентации плакатов, как вида агитации и пропаганды здорового образа жизни ;

Выпуск стенгазеты «Родительский вестник» с рубрикой : “Использование здоровьесберегающих технологий в нашей семье” ;

Обмен опытом семейного воспитания по внедрению здоровье сберегающих технологий в средствах массовой информации;

Постановка новой проблемы, разработка нового мини проекта на основе приобретенного опыта по теме : “Организация здоровьесберегающей предметной среды в семье” .

1. Организовать анкетирование родителей по теме : “Ведете ли вы здоровый образ жизни ?” Помочь родителям оценить свой образ жизни, осознать ценность здоровья

Воспитатели

2. Провести диагностику физической подготовленности детей, их физическое развитие. Познакомить родителей с физическим развитием и физической подготовленностью их ребенка.

Представить заключение осмотра врачами-специалистами АМГ «Центр физического здоровья » . Инструктор по физической культуре

3. Изучить методическую литературу. Изучить методическую литературу для последующего использования ее в работе с родителями Все участники проекта

4. Составить план работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни . Выбрать наиболее эффективные приемы работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни . Все участники проекта

5. Подготовить консультации по темам :

“Нетрадиционные средства оздоровления детей” ,

“Как избежать искривления осанки”,

“Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления детей” ,

«Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия»

щими технологиями .

Научить родителей проводить пальчиковые игры,

коррекционные упражнения. Все участники проекта

6. Составить план бесед по данной теме. Выявить степень заинтересованности родителей, помочь выбрать здоровьесберегающие технологии для конкретной семьи . Инструктор по физической культуре,

Воспитатели

7. Привлечь родителей к поиску информации в журналах, Интернете. Вызвать желание самостоятельно получать знания и обмениваться ими. Инструктор по физической культуре,

Воспитатели

Предполагаемый результат

Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ;

Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья ;

Активное участие родителей в стенгазете “Родительский вестник”, рассказывающий о практическом опыте использования здоровьесберегающих технологий в семье ;

Создание в семье медиатеки , включающей развивающие и обучающие программы, аудио – видео кассет, дисков с записями учебных фильмов, мультфильмов для удовлетворения интересов детей, образования взрослых членов семьи .

Участие родителей в составлении памяток, призывающих использовать здоровьесберегающие технологии в семье .

Публикации по теме:

Для детей любого возраста самое главное - здоровье, а как правило здоровье закладывается с детства. Я решила взять на заметку все,что связано.

Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Основная задача дошкольных образовательных учреждений подготовить ребёнка.

25 ноября в МБДОУ № 3 прошел педагогический совет №2 по теме «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи.

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе .

Уважаемые коллеги, данная тема невероятно актуальна в современной школе, нам необходимо будет познакомиться с концепцией здоровьесберегающего образования, с понятием «здоровье» как основополагающего в характеристике данного типа образовательных технологий, с культурой здорового образа жизни личности, с определением понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

    это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

    это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
    которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

    это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
    моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

    это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
    общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристикепонятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья

    Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов

    Показатели роста и развития

    Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности

    Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития

    Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

    благоприятное социальное окружение;

    духовно-нравственное благополучие;

    оптимальный двигательный режим (культура движений);

    закаливание организма;

    рациональное питание;

    личная гигиена;

    отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

    положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций , они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­ вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой раз­вития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

    условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
    требований, адекватность методик обучения и воспитания);

    рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
    возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
    гигиеническими требованиями);

    соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
    возможностям ребенка;

    необходимый, достаточный и рационально организованный
    двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

    Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
    образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
    мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
    возрастной группы.

    Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
    в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

    аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здо ровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развива­ ется эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, осно ванное на положительных интересах и потребностях.

    гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

    здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систем у упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических спо­ собов оздоровления ослабленных.

    эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля - психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти ка­ чества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

    экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологиче­ских условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благо­приятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

    физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.

Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая: осуществляется на основе биологических и со­циальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуаль­ные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на­правленность действий педагога в соответствии с природными возможностя­ми ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивиду­альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.

Типы технологий

    Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

    Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

    Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

    Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

    Внесубъектные: технологии рациональной организации
    образовательного процесса, технологии формирования
    здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
    питания (включая диетическое) и т.п.

    Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

Предполагающие активную субъектную позицию учащегося
различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры здоровья.

Классификация здоровьесберегающнх технологий.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно-
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и
коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

    быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

    спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

    задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Литература

    Дронов А.А..Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55.

    Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприя­тия в учебном процессе // № 4. С. 72.

    Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.

    Карасева Т.В. Современные аспекты реализа­ции здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

    Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегаю­щих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.

    Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

    Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.

    Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.

    Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.

    Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

    Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие техно­логии в классах коррекционно-развивающего обу­чения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.

    Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.

    Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.

    Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

    Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

    Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

    Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

    Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

    Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

    Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-214с.

    Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

    Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с.

    Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.

    Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.

    Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.

    Лобанова Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки//Образование в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57.

    Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея//Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.

    Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.

    Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

    Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49.

    Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.

    Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

    Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).

    Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

    Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7.

    Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

    Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.

    Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.

    Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91.

    Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.

    Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

    Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с.

    Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.

    Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C .42-46.

    Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.

    Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.

    Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).

Электронные ресурсы

    Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- // http :// health . best - host . ru .-Саратов,2003


Введение

1.3 Мониторинг

Приложения


Введение


Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление и сохранение физического, психического, социального здоровья детей, должны приносить ощутимые результаты.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней "цивилизации", чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Вся работа по адаптации ребенка к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни (валеологии) в дошкольных учреждениях часто проводится спонтанно, поэтому назрела необходимость полодифференцированного подхода в физическом воспитании детей. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин.

Если основы полоролевого воспитания не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

Все это и определило содержание работы по дифференцированному подходу к физическому воспитанию и обучению мальчиков и девочек.

1. Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий


1.1 Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в ДОУ


Здоровье детей - богатство нации. Коль здоровье - богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения.

О проблемах здоровья говорят все больше, а здоровых детей год от года становится все меньше.

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет 10%, то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни.

Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Поэтому возникли вопросы: "Как мы, взрослые, можем помочь нашим детям стать действительно здоровыми?

Как выработать у ребенка разумное отношение к собственному организму, научить его вести здоровый образ жизни, помочь сохранить и улучшить здоровье? Как найти ответы на эти непростые вопросы?"

Целью работы стал поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, создания здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Общеизвестно, что физкультурно-оздоровительная работа является одним из основополагающих факторов здоровья и совершенствования психофизического развития детей.

Для повышения эффективности этой работы в практику помимо традиционных физкультурно-оздоровительных методов внедряются новые здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранить и укрепить здоровье дошкольников, а также предупредить невратическое состояние, связанное с перенапряжением детского организма.


Здоровьесберегающая образовательная технология - это совокупность принципов, приемов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьясбережения.

Здоровьесберегающая среда включает несколько компонентов:

·режим дня

·сбалансированное питание

·предметно-развивающее пространство группы, физкультурного зала

·взаимодействие ДОУ, семьи, социальных институтов и институтов детства

Развивающая направленность здоровьесберегающей среды обеспечивает эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья дошкольни - ков, максимальное развитие творческого потенциала, физических и интеллектуальных возможностей.

1.2 Методы оздоровления дошкольников


Процесс формирования здоровья детей - это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нем пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Только при координации усилий во всех выше перечисленных аспектах, организации всей последовательной цепочки оздоровительных мероприятий, с учетом специфики каждого периода детского онтогенеза, и только опираясь на мотивацию здорового поведения ребенка, можно достигнуть успеха в этой работе.

При этом выбор методов оздоровления осуществляют:

.С учетом индивидуальных особенностей и уровня здоровья;

2.Используют методы, способствовавшие развитию основных факторов здоровья, а именно: активности, личности, ответственности, самостоятельности, осознанию значимости (ценности) своего здоровья, потребности развития, потребности самоактуализации, повышению веры в свои возможности;

.Создают образовательную среду, обеспечивающую систему всех стресcо - образующих факторов учебно-воспитательного процесса: атмосферу доброжелательности, веры в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха, необходимой не только для познавательного процесса, но и для нормального психофизиологического состояния.


1.3 Мониторинг


Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий используют мониторинг состояния здоровья воспитанников , что важно для своевременного выявления отклонений.

здоровьесберегающая технология дошкольное учреждение

Мониторинг необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, темпа и гармоничности развития, но и для осуществления последующей коррекционно-реабилитационной работы в детском саду. На основе принятых критериев мониторинга определяют уровень физического здоровья детей, что позволяет определить состояние опорно-двигательного аппарата и мышечной системы ребенка. Проведенные исследования показали, что ранняя диагностика патологии некоторых функциональных систем детского организма и своевременное проведение реабилитационных мероприятий значительно расширяют его резервные возможности и повышают уровень двигательного и физиологического развития ребенка, а также к концу года его уровень повышается за счет регулярно проводимых мероприятий. Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установить динамику его психологических, деятельностных и эмоциональных качеств. Комплексная диагностика позволяет своевременно выявить факторы риска для здоровья и развития ребенка. Осмотры детей узкими специалистами детской поликлиники, анализ данных обследования используют для объективной оценки состояния здоровья детей и планирования коррекционно-оздоровительной работы (см. приложения 1; 2; 3, стр.15; 16).

2. Дифференцированный подход в решении валеологической задачи ДОУ


Приоритетной задачей детского сада является воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни средствами валеологии. Новое (валеологическое) направление потребовало новых знаний, изучение новых технологий. Знакомство с трудами Израиля Брехмана (доктор медицинских наук, профессор, академик Академии технологических наук): "Начало пути", "Валеология: лекарство для здоровья", "Проблемы обучения человека здоровью"; помогло усвоению программы по валеологии и физической культуре Казаковцевой Т.С. "Здоровье с детства" и "Основы практической валеологии" Латохиной Л. И.; "Воспитание здорового ребенка" Маханевой М.Д. и т.д. Сегодня наиболее актуальным и наименее разработанным является вопрос учета пола ребенка на физкультурных занятиях (организация физкультурных занятий на основе дифференцированного подхода).


2.1 Физиологические особенности мальчиков и девочек


Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Анализ программы "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается "усредненное" существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С. Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П. Хризман, 1978). К сожалению, результаты их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, гемофилия, заикание, неврозы. По данным Т.М. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.

Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода, однако в большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все дошкольное воспитание ориентировано на "условного ребенка" а не на мальчика и девочку. Те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Основываясь на исследованиях в области медицины, педагогики, физической культуры и соотношения мальчиков и девочек в группах старшего возраста, организуя процесс физического воспитания детей, нужно учитывать их половые особенности.

К 6-7 годам каждый ребенок находит свои интересы и проявляет способности в каком либо виде спорта. Ясно, что девочки, это не мальчики, их отношение к спорту не может быть одинаковое. Разница между мальчиком и девочкой спортивными достижениями естественно и закономерно и поэтому всегда будет существовать в силу, прежде всего природных функциональных и морфофункциональных особенностей женского и мужского организма. Мозг мальчиков и девочек работает не одинаково. Они по-разному слышат, видят, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по - разному осмысливают все. Мальчики больше ориентируются на принцип наглядности, а девочки - на принцип вербальности (мальчики на действия, а девочки на речевое содержание). Задача состоит в том, чтобы вовремя это заметить. С этой целью проводится исследование по изучению количественного состава мальчиков и девочек в старших группах детского сада (см. приложение 4, стр.16).

Что же касается формирования полоролевой ориентации, активности в общении в связи с полоролевой принадлежностью, то в этом плане ключевая роль принадлежит семье. Влияние родителей проявляется как прямым способом - посредством демонстрации образцов поведения, внушения, оценки, так и косвенным - формированием представлений о роли мужчины (маскулинной) и женщины (феминной). Формирование мужского стиля поведения мальчиков затрудняется тем, что большинство специалистов ДОУ - женщины. Они и воспитывают в детях феминные качества. К тому же в семье мальчики больше общаются с мамами и достаточное количество в детском саду неполных семей. Как представляют родители качества, которые необходимо развивать и воспитывать у своих детей? Есть ли на самом деле, по их мнению, различия в проявлениях этих качеств у мальчиков и девочек? Наконец, каковы их суждения относительно развития физической активности ребенка? На эти вопросы можно ответить с помощью анкетирования.

Полученные данные проанализировать в следующих направлениях: а) в целом по дошкольникам (независимо от пола); б) с учетом пола (см. приложение 5; 6, стр.17).

Родители по-разному характеризуют двигательную активность мальчиков и девочек. Анкета помогает выявить представления родителей и о том, какими качествами характера следует уделять больше внимания в воспитании детей независимо от их пола. Таблицы свидетельствуют: родители выделяют у мальчиков комплекс традиционно мужских качеств, у девочек - женских.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола . У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков больше места занимают движения скоростно-силового характера: бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры, а девочки предпочитают игры с мячом, упражнения в равновесии, танцевальные упражнения. И в то же время, такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам и девочкам в равной степени.


2.2 Дифференцированный подход в физическом воспитании


Сегодня появилась реальная возможность не декларативно, а на деле учитывать половые особенности детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями, что позволяет разработать структуру, содержание и методику таких занятий. В результате применения дифференцированного подхода к организации занятий с детьми стало возможным избирательно воздействовать на двигательную активность мальчиков и девочек, на становление их личностных качеств; корректировать их физическое развитие с учетом функциональных особенностей организма и динамики становления физических качеств.

Экспериментальные занятия включают следующие виды движений: для мальчиков: бег, преодоление препятствий, акробатические элементы, разные виды прыжков, элементы борьбы, различные игры, соревнования. Для девочек: упражнения с лентами, обручами, шарфами и т.д. Практика показала превосходство мальчиков в уровне развития основных видов движения и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.

В связи с этим организуются физкультурные занятия следующим образом: часть занятий проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола и каждая группа выполняет свое задание) либо занятие проводится отдельно. На таких занятиях девочкам и мальчикам предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затратами дополнительных усилий (для мальчиков) пластичности, выразительности, грациозности (для девочек), (см. приложение 8, стр.21)

Каждое занятие несет в себе определенную "оздоровительную дозу" в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, т.е. физиологически обоснованной. Занятия физическими упражнениями занимают одну из ведущих мест, так как имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Такие же методы используются в составлении и организации спортивных праздников и досугов (см. приложение 7, стр.18)


2.3 Особенности внедрения дифференцированного подхода дошкольников


Изучив и проанализировав педагогическую практику, сталкиваешься с такими трудностями:

·Фактически не одно методическое пособие для воспитателя детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек.

·Не все научные разработки заканчиваются методическими рекомендациями, которые могли бы быть использованы в практической работе. С одной стороны расширение спектра средств физического совершенствования дошкольников может только приветствоваться, с другой - руководитель физического воспитания не всегда знает, как внедрить здоровьесберегающую технологию, чтобы не нанести вреда здоровью ребенка; это затрудняет его работу и свидетельствует о необходимости методического сопровождения.

·Условия, созданные в дошкольном учреждении для проведения физкультурно-оздоровительной работы зачастую неприспособленны.

Учет половых особенностей позволяет, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой. Следует придерживаться принципу, не подавлять стремление детей заниматься определенным видам двигательной деятельности, если это не вредит его здоровью. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против двигательной деятельности.

Это и является спецификой внедрения здоровьесберегающих технологий и основной задачей родителей и педагогов дошкольного учреждения.

Благодаря целенаправленным и систематическим занятиям физической культуры с учетом пола детей, воспитанники способны дифференцировать свои мышечные усилия, удовлетворять естественную потребность в движении, владеют двигательными навыками и умениями, проявляют большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях, приобретают половые стереотипы поведения.

Нет сомнения, что у многих руководителей физического воспитания, работающих не один год, накопился материал собственных наблюдений за поведением детей разного пола. Объединение всех этих исследований и материалов, направленных на изучение индивидуальности у ребенка, в процессе занятий физическими упражнениями и конкретные рекомендации могли бы значительно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.


  1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций, двигательной активности.
  2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения.
  3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.
  5. Делая замечание мальчику, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.
  6. Делая замечание девочки, помните о эмоциональной бурной реакции. Спокойно разберите ошибки.
  7. Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого "эмоционального" полушария). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого "логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  8. Не забывайте, что оценка, данная вами ребенку, всегда субъективна и зависит от ваших индивидуальных психических особенностей.
  9. Вы должны не учить ребенка, а развить у него желание учиться
  10. Для ребенка нормально что-либо не знать, не уметь, ошибаться.
  11. Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
  12. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

1.Бочарова Я. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. 1997. № 12.

2.Ефименко Я. Театр физического развития и оздоровления. М., 1999.

.Репина ТА. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка. М., 1995.

.Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб., 2001.

.Богина Т.И. Современные методы оздоровления дошкольников. - М.: Издательство МИПКРО, 2001.

.Брагина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - М.: Сфера, 2007.

.Голицына Н.С., Щумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. - М.: Скрипторий 2003, 2007.

.Доскин В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2002.

.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М: АРКТИ, 2000.

.Пензулаева Л.И. Растем здоровыми и крепкими: Книга для родителей и детей 5-6 лет. - М.: Дрофа, 2000.

.Федорцева М. Б, Шелкунова Т.В. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие - МОУ ДПО ИПК Новокузнецк, 2009.

.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник инновационного опыта - М.: Илекса, народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.

Приложения


Приложение 5


Представления родителей о качествах, которые необходимо развивать и воспитывать у детей. У мальчиковУ девочекНезависимо от полаМужественность Смелость Храбрость Бесстрашие Честность Скромность Аккуратность Женственность Мягкость пластичностьДоброта Ответственность Трудолюбие Коммуникабельность Отзывчивость Уверенность в себе Самостоятельность Вежливость

Приложение 6


Оценка родителями физической активности ребенка, % Родители девочекРодители мальчиковРеальная (какая есть у ребенка) Высокая Средняя Низкая 30% 60% 10% 70% 20% 10%Идеальная (какая должна быть у ребенка) Высокая Средняя Низкая 20% 80% 90% 10%

Приложение 7


Сценарий спортивного досуга "Мама, папа, я - спортивная семья"

ЦЕЛИ:

  1. Совершенствовать основные двигательные навыки (бег, прыжки, ползание) в подвижных играх и эстафетах.
  2. Дифференцированно оценивать действия детей: у мальчиков отмечать качество выполнения задания - четкость, ритмичность, правильность; у девочек - грациозность, гибкость, выразительность.
  3. Стимулировать двигательную самостоятельность детей.

ОБОРУДОВАНИЕ

Два мяча, 2 кегли, бутафорские конфеты и мороженое, рисунки-плакаты детей, гири, модули для полосы препятствий, 2 большие пирамиды, 2 зонта, 2 пары калош, воздушные шары.

Место проведения: спортивный зал.

Парад участников под музыку.

Ведущий. Приветствую вас на спортивном празднике. Сегодня вас ожидает много сюрпризов. Вот один из них: встречайте наших гостей!

Под спортивный марш входят родители в спортивной форме, проходят по кругу под аплодисменты присутствующих и становятся шеренгой у центральной стены.

Родители

Всем ребятам наш привет!

И такое слово - спорт любите с малых лет,

Будете здоровы!

Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно.

Только надо знать как здоровым стать!

Приучай себя к порядку - делай каждый день зарядку,

Смейся веселей, будешь здоровей!

Спорт, ребята, очень нужен!

Мы со спортом крепко дружим!

Спорт - помощник, спорт - здоровье,

Спорт - игра, физкульт - ура!

Все собрались, все готовы?

Ну, тогда не ленись, на разминку становись!

Все участники выполняют музыкально-ритмические упражнения, которые показывает ведущий.

Ведущий

Что же, будем развлекаться, бегать и тренироваться.

На команды разделитесь, в две колонны становитесь.

Участники делятся на две команды со своими эмблемами - "Бодрячок" и "Крепыш". Ведущий представляет жюри и показывает табло, на котором под эмблемами прикреплены корзины, в которые за каждый выигранный конкурс положат мяч.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование!

Разберем мы пирамидку: раз - два-три - четыре - пять.

А сейчас вам предстоит быстренько ее собрать.

"Собери пирамидку"

Около каждой команды рассыпаны кольца. По сигналу первые игроки берут по одному кольцу, подбегают к стержню и надевают на него кольцо, передают эстафету следующему игроку.

Ведущий

Вы слегка поупражнялись, хорошенечко размялись.

"Семейная эстафета с мячом"

Девочки и мамы ведут мяч рукой и забивают в кольцо. Мальчики и папы ведут мяч ногой и забивают в кольцо.

Ведущий. Следующий конкурс для наших сильных мужчин.

Предлагаю в схеме разобраться

И построить полосу препятствий.

"Строители"

Папы и сыновья строят полосы препятствий по схемам.

Ведущий

Что ж, построили преграды, Теперь преодолеть их надо.

"Дружная семейка"

Преодоление полосы препятствий всей семьей.

Ведущий . Следующий конкурс для хозяюшек-чистюль.

"Наведи порядок"

Мамы и девочки убирают модули на место.

Ведущий. Предлагаю родителям отдохнуть.

Раздается крик. Появляется Карлсон. Он едет на самокате, в сумке калоши и два зонта.

Карлсон . Подождите! Подождите! Ой-ой! Опоздал! (Достает подушку, ложится на нее, обвязывает голову полотенцем.)

Ведущий. Карлсон, ты что разлегся? Вставай! У нас спортивный праздник, а ты лежишь.

Карлсон. Опоздал! Я так торопился, спешил и, наверное, заболел! И никто меня уже не вылечит!

Ведущий. Ребята, что же делать? Как помочь Карлсону? А вы случайно не знаете, что любит Карлсон?

Дети . Варенье.

Карлсон . Да, да!!! Правильно!

Ведущий . К сожалению, у нас с собой нет варенья, но зато мы можем угостить тебя конфетами.

"Угости Карлсона конфетой"

Перед командами на веревке висят большие конфеты из фольги. По сигналу участники подбегают к веревке, срывают конфету и бегут, кладут Карлсону в сумку.

Карлсон. Ой, полегче стало.

Ведущий. А скажи-ка нам, Карлсон, чем ты занят по утрам?

Карлсон. Я, ребята, долго сплю, до полудня я храплю.

Ведущий. Расскажи нам по порядку: Часто делаешь зарядку?

Спортом занимаешься? Водою закаляешься?

Карлсон

Нет, зарядки-то, ребята, я не делал никогда.

Закаляться?

Страшно, братцы, ведь холодная вода!

Может средство есть такое?

Чтобы сильным, ловким стать, от других не отставать?

Первый ребенок

Тебе откроем мы секрет - в мире нет рецепта лучше:

Будь со спортом неразлучен, проживешь тогда сто лет!

Чтоб не болеть и не простужаться, ты зарядкой должен заниматься!

Второй ребенок

Чтобы сильным, ловким быть, нужно с солнышком дружить,

Утром раньше всех вставать и зарядку выполнять.

Третий ребенок

Все мы любим физкультуру, любим бегать и скакать,

Умываться тоже любим, очень любим танцевать.

Рядом с нами ты вставай и за нами повторяй!

Танец "Зверобика" (Раз, два, три - ну-ка повтори!)

Дети встают в шеренгу, родители на противоположной стороне, лицом друг к другу. Дети исполняют танец, родители повторяют движения. Карлсон кривляется и всех смешит.

Ведущий

Неважно получается., но Карлсон так старается!

Как следует поучится и сразу все получится!

А скажи, Карлсон, зачем тебе калоши, зонтик? Ведь сегодня такая хорошая погода!

Карлсон (хитро). А-а! Это я не случайно захватил их с крыши. На всякий случай. Один раз так бежал от дождя! Хотите посмотреть, как это было? (Показывает, дети смеются.) Смеетесь? А у вас-то и так не получится!

Ведущий. А это мы проверим! И заодно покажем тебе, как ведут себя настоящие мужчины, когда начинается дождь.

"Дождливая погода"

Девочки надевают калоши, бегут "змейкой" между "лужами", а мальчики держат в это время над девочками зонт. Передают калоши и зонт следующей паре. Родители выполняют то же самое.

Карлсон. Вы, ребята, молодцы! С вами буду я дружить и научу играть в свою любимую игру (выносит воздушные шары).

"Воздушный волейбол"

Участники двух команд стоят напротив друг друга, между ними натянута лента. Нужно перебросить как можно больше шаров на сторону соперника.

Жюри подводит итоги, вручает дипломы и медали.

Приложение 8


План - конспект занятия по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста с учетом пола ребенка

Задачи:

1. Закреплять и совершенствовать двигательные навыки и умения, предоставлять возможность развивать познавательный интерес детей.

Упражнять в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки.

Закреплять навык энергичного отталкивания и приземления на полусогнутые ноги в прыжках, развивать силу - у мальчиков; упражнять в сохранении устойчивого равновесия, развивать гибкость и чувство ритма - у девочек. Оборудование: гимнастические палки, скамейка, шнур, обручи 5 штук, 3-4 гимнастических мата, ленточки по количеству детей.

Ход занятия:

Вводная часть . Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения; перестроение в колонну по одному, в круг. Ходьба и бег по кругу взявшись за руки, со сменой темпа. Дыхательное упражнение "Петушок:

Основная часть

Общеразвивающие упражнения (с гимнастической палкой).

·И. п. - основная стойка, палка вниз, хват на ширине плеч.

Палку вверх, отвести правую ногу назад на носок;

Тоже левой ногой.5-6 раз.

·И. п. - основная стойка, палка вниз.

2 - присесть, палку вынести вперед, руки прямые;

4-и. п.5 раз.

·И. п. - стойка ноги на ширине плеч, палка на лопатках, хват сверху;

Поворот туловища вправо;

И. п. То же влево.5-6 раз.

·И. п. - сидя ноги врозь, палка на бедрах.

Палку вверх;

Наклон вперед к правой ноге, коснуться носка;

Выпрямиться, палку вверх;

И. п. То же к левой ноге.5-6 раз.

·И. п. - основная стойка палка вниз.

Шаг вправо, палку вверх;

И. п. То же влево.5-6 раз.

·И. п. - основная стойка палка на плечах хват сверху.

Прыжком ноги врозь;

Прыжком ноги вместе.

Под счет 1-8.2-3 раз.

Основные виды движений :

1. Равновесие: ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, руки в стороны (девочки) 2-3 раза;

ходьба боком по шнуру, руки на поясе - (мальчики) 2-3 раза.

Прыжки: прыжок в длину с места (мальчики) 5-6 раз; прыжки с продвижением вперед из обруча в обруч (девочки) 4-5раз.

Мальчики - упражнения на кольцах "вис и уголок"; девочки на гимнастических матах - "корзиночка", "мостик".

Подвижная игра "Ловишка с лентами".

Заключительная часть .

Игра малой подвижности "Жуки и бабочки".


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Задача здоровьесберегающей педагогики в рамках образовательного процесса - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей .

Творческий характер образовательного процесса, как считает Л.С. Выготский , крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг. К сожалению, для использования их в повседневном учебном процессе необходима не только корректировка учебных программ, но и соответствующая подготовка педагогов. Фактически, это смещение традиционного методического репертуара учителя в сторону психологических технологий. Именно этот вектор профессионального развития учителя позволяет ему не только получить удовольствие от своей работы, в большей степени реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые педагогические технологии в здоровьесберегающие. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы, как указывают в своих работах Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина - это рациональная организация урока.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Центральным в категориальном аппарате психологии здоровья является понятие здоровья. На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Так, в словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое и психическое благополучие» . Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

По мнению Т.В. Карасевой, здоровье - это комплексное и, при этом, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции . Большинство авторов, изучающих феномен здоровья, соглашаются с тем, что это сложное, многокомпонентное явление и выделяют соматический, психический и социальный его уровень. О.Л. Трещева не соглашаясь с этим, утверждает: «характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящее ему вред. Поэтому здоровье человека должно определяться и личным уровнем его проявления» .

Н.К. Смирнов дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов» .

Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья .

Н.Т. Рылова определяет здоровьесберегающую среду образовательных учреждений как совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств м методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных мероприятий по созданию социально-адаптированной образовательной среды .

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья (М.В. Антропова , В.Р. Кучма, Н.Н. Куинджи ):

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.

для соматического и физического здоровья - я могу;

для психического - я хочу;

для нравственного - я должен.

Признаками здоровья являются:

специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

показатели роста и развития;

функциональное состояние и резервные возможности организма;

наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Цель современной школы, считает Т. Григорьева ,- подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Е.П. Ильин считает, что - здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов . По-разному понимают этот термин и преподаватели общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что здоровье сберегающие образовательные технологии - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по «технологии здоровье сбережения».

Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления о здоровье сберегающих технологиях»: будто никогда в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью.

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов.

Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Для осуществления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы (лат. princium - начало, основа, основное требование деятельности и поведению)

Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, были определены критерии отбора: принципы должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе; развитию познавательной деятельности младших школьников; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

По мнению Н.К. Смирнова - общедидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Так же Н.К. Смирнов выделяет средства и методы здоровьесберегающих технологий.

1. Средства двигательной направленности;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой), своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.

Использую оздоровительные силы природы. Это оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укрепления здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно - гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. Осуществляется постоянный контроль по таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, укусах,; организация порядка проведения прививок учащимся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Таким образом, многообразие концептуальных идей здоровьесберегающих технологий, рассмотренных нами в параграфе, определяет значимость данной проблемы в педагогической науке.