Биография поля. Поль верлен, биография. Романсы без слов

Лавров (Миртов) Пётр Лаврович (1823-1900), философ, публицист, один из идеологов народничества.

Родился 14 июня 1823 г. в селе Мелехове Великолуцкого уезда Псковской губернии в дворянской семье.

В 1837-1844 гг. учился в Артиллерийском училище в Петербурге, позже преподавал математику в учебных заведениях Петербурга, с 1858 г. в звании профессора. В том же году получил чин полковника.

С середины 50-х гг. XIX в. главной сферой интересов Лаврова становятся проблемы философии. Свою философскую систему он именовал антропологизмом (от греч. «антропос» - «человек» и «логос» - «понятие», «суждение», «основание»). В её основе - свободная личность, неизбежно вступающая в конфликт с несправедливым обществом, которое необходимо преобразовать.

В конце 50-х - начале 60-х гг. Лавров активно участвовал в общественной жизни. В 1861-1863 гг. он возглавлял издание «Энциклопедического словаря, составленного русскими учёными и литераторами» и являлся негласным редактором журнала «Заграничный вестник».

В 1866 г. Лавров был арестован по обвинению в распространении «вредных идей» и по приговору военного суда сослан под надзор полиции в Вологодскую губернию.

В феврале 1870 г. бежал в Париж, позже переселился в Цюрих (Швейцария), затем в Лондон, где издавал журнал «Вперёд!» (1873-1876 гг.).

В 1876 г. вернулся в Париж и прожил здесь остаток жизни.

Одна из главных работ Лаврова - «Исторические письма» (1868-1869 гг.), ставшие идейным обоснованием «хождения в народ». Общественный прогресс, по его мнению, достигается путём страданий народа; отсюда - мысль об «уплате долга» интеллигенцией народу.

К началу 80-х гг. Лавров сблизился с революционной организацией «Народная воля», в 1883-1886 гг. издавал журнал «Вестник „Народной воли”». К этому времени он пришёл к выводу о возможности осуществления в России социалистической революции силами интеллигенции, объединённой в сплочённую партию.

1823 - 1900 гг.) - русский философ и социолог, публицист, теоретик народничества. Ядром социально-политической доктрины Лаврова были две взаимосвязанные идеи: 1) о социалистической природе русской крестьянской общины; 2) об особой роли интеллигенции в русском освободительном движении. Главной движущей силой истории, по Лаврову, являются "критически мыслящие личности", передовая интеллигенция.

Отличное определение

Неполное определение

ЛАВРОВ Петр Лаврович

1823-1900) - теоретик рус. революц. народничества, философ, публицист, социолог. Свое мировоззрение Л. определял как антропологизм, суть к-рого - признание человеч. личности как единства материального и духовного, отрицание разного рода «метафизики». Опираясь на рационалистич. традиции в философии, Л. выступил с критикой религии и мистич. форм идеализма. Критика мистицизма велась им с позиций позитивизма, а не материализма (к-рый Л. считал формой метафизики) и потому была непоследовательной. Осн. соч. Л. по философии и социологии вошли в сб.: Философия и социология. М-, 1965, т.1-2.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛАВРОВ ПЕТР ЛАВРОВИЧ

1823 - 1900) - один из виднейших вождей и теоретиков революционного народничества. Член I Интернационала. Лавров принял участие в организации первого народнического общества "Земля и Воля" в 1876 году; при распадении общества в 1879 году на группы "Черный Передел" и "Народная Воля", примкнул к последней и с тех пор был до самой смерти теоретическим главой народовольцев, редактируя главный орган партии "Вестник Народной Воли" с 1883 по 1886 гг. В 1874 году эмигрировал в Северную Америку, стремясь организовать там земледельческую колонию. После неудачи этой попытки в 90-ых годах переселился в Англию, где принял участие в издании листков Вольной русской прессы народнического направления "Вперед". Перу Лаврова принадлежат выдающиеся сочинения, из которых некоторые, как "Исторические письма", оказали большое влияние на русскую революционную интеллигенцию 70-ых и 80-ых годов, положив начало "русской социологической школе". Крупнейшее сочинение П. Лаврова "Парижская Коммуна", о котором идет речь в тексте, является одной из лучших книг по этому вопросу в мировой литературе. /Т. 12/

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛАВРОВ Петр Лаврович

род. 2 июня 1823, с. Мелехово, Псковской губ. - ум. 25 янв. 1900, Париж) - рус. философ и социолог, публицист, идеолог "народничества". Принимал участие в работе подпольных революционных организаций "Земля и воля" и "Народная воля", был арестован, сослан, но бежал за границу. В философских работах ("Практическая философия Гегеля", 1859; "Механическая теория мира", 1859; "Очерки вопросов практической философии", 1860; "Задачи позитивизма и их решение", 1886; "Важнейшие моменты в истории мысли", 1899) полагал, что предметом философии является человек как единое нераздельное целое; материальный мир существует, но в суждениях о нем человек не может выходить за пределы мира явлений и человеческого опыта. Поэтому материализм представляет собой разновидность умозрительного, метафизического верования, в лучшем случае - гипотезу. Здесь проявилось воздействие на Лаврова идей Канта и позитивизма. В социологии ("Исторические письма", 1869) разрабатывал понятия культуры и цивилизации. Если культура общества, по Лаврову, - это среда, данная историей для работы мысли, то цивилизация - сознательное начало, обнаруживаемое в прогрессивной смене форм культуры. Носителями цивилизации являются "критически мыслящие личности". Мера критической просветленности человеческого нравственного сознания выступает как критерий общественного прогресса, состоящего в увеличении сознания личности и солидарности между личностями.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛАВРОВ Петр Лаврович

2 (14) июня 1823, с. Мелехове Псковской губ. - 25 января (6 февраля) 1900, Париж] - русский философ, публицист, политический деятель. В 1837-42 обучался в Петербургском артиллерийском училище. С 1846 профессор математики Петербургской военной академии. В 1858 произведен в полковники. По приговору военного суда в связи с покушением Каракозова был сослан в Вологодскую губернию, где написал свое самое известное произведение - «Исторические письма». После побега из ссылки в 1870 - в эмиграции.

В философских работах Лавров выступал против религиозного мировоззрения и умозрительной философии. Признавая заслуги материализма в борьбе с религией и идеалистической метафизикой, разделял позитивистское представление о нем как о разновидности метафизики. Вместе с тем критиковал позитивизм за отсутствие в нем «философского принципа». По Лаврову, человек есть принцип, который служит центром философской системы. Свою философию определял как антропологизм. Деятельность личности в сфере природы ограничивается объективными законами, но в социально-исторической области человек преследует цели, соответствующие выработанным идеалам. Исторический процесс в общем виде представляет собой переработку критической мыслью стабильных и застойных форм культуры в прогрессивные общественные формы цивилизации. Движущая сила истории - критически мыслящие личности. Борьба за дальнейший прогресс понимается как борьба за социализм. Соч.: Философия и социология, т. 1-2. M., 1965. Лит.: Володин А. И., Итенберг Б. С. Лавров. М., 1981. Архивы: 1762; РГБ.ф. 178; International Instituut voor Sociale Geschiedenis. Amsterdam (л. ф.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

рус. философ, публицист, ученый-антрополог, идеолог революционного народничества. Участник демократического движения 60-х гг., в 1866 арестован, предан суду и приговорен к ссылке. В 1870 бежал за границу, в Париж, вступил в одну из секций I Интернационала. Участник Парижской коммуны 1871, в Лондоне познакомился с Марксом и Энгельсом. В эмиграции издавал журнал и газету “Вперед!” и “Вестник “Народной воли”. Оказал большое влияние на революционное движение России 70-80-х гг. Ленин называл Л. “ветераном революционной теории” (Т. 2. С. 462). Л. как философ сформировался к концу 50-х гг под влиянием идей Белинского, Герцена и немецкой классической философии; называл свою систему взглядов “реализмом”. Она включает “материализм” (учение о природе), “антропологизм” (учение о человеке и обществе) и “позитивизм” (требование научности). В теории познания Л. в осн. стоял на материалистических позициях, но допускал путаницу в терминах, что давало основание обвинять его в уступках агностицизму. Отмечал нек-рые положительные черты в позитивизме (напр., стремление опереться на естествознание), но отвергал его за нефилософское мышление, догматизм и спекулятивность. Выступал в защиту дарвинизма; объявлял эволюционизм универсальным философским методом, выдвинул ряд диалектических положений. Начало истории человеческой цивилизации связывал с появлением “критической мысли”, каждый достигнутый уровень социального развития называл “культурой”, базой дальнейшего движения, развития к высшей цивилизации. Движущим мотивом прогресса, согласно Л., являются 3 группы человеческих потребностей: основные (зоологические и социологические - потребности питания, безопасности и нервного возбуждения), временные (формы государства, собственности, религии) и потребности развития (историческая жизнь). Цель общественного развития, по Л.,- усиление солидарности людей, что невозможно осуществить без научного понимания природы, человека и мышления. Стремясь к солидарности, люди должны, считал он, выработать идеал будущего об-ва; для этого необходимо стоять на позициях трудящихся. Т. наз. “субъективный метод” и есть инструмент для выработки такого идеала. По Л. (“Исторические письма”), “мысль реальна лишь в личности”, поэтому гл. движущей силой истории являются критически мыслящие личности, т. е. передовая интеллигенция, задача к-рой - подготовка народа к революции: интеллигенция должна вернуть свой долг народу. Признавая научность учения Маркса, Л. сомневался в применимости его в России из-за специфики ее исторического развития (наличие общины и др.). В конце жизни он приветствовал выход на арену революционной борьбы российской социал-демократии. Л. ратовал за объединение всех отрядов революционеров России. Дал высокую оценку борьбы парижских коммунаров, видел в Коммуне прообраз государства трудящихся. Осн. соч.: “Исторические письма” (1868-69), “Очерки систематического знания” (1871-73), “Опыт истории мысли нового времени” (1894), “Государственный элемент в будущем об-ве” (1875), “Социальная революция и задачи нравственности” (1884), “Задачи понимания истории” (1893), “Важнейшие моменты в истории мысли” (1903).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛАВРОВ Петр Лаврович

2 (14).6.1823, с. Мелехове Псковской губ., - 25.1 (6.2). 1900, Париж], рус. философ и социолог, публицист, идеолог революц. народничества. Участник демократич. движения 60-х гг., в 1866 был арестован, предан воен. суду и приговорен к ссылке. В 1870 бежал за границу, в Париже был принят в одну из секций Интернационала, участвовал в Парижской коммуне 1871, тогда же в Лондоне познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873-76 издавал журн. и газ. «Вперед!» (Цюрих, Лондон), в 1883- 1886 - один из редакторов «Вестника "Нар. воли"».

В филос. работах 50-60-х гг. («Практич. философия Гегеля», 1859; «Механич. теория мира», 1859; «Очерки вопросов практич. философии», 1860; «Три беседы о совр. значении философии», 1861, и др.) с позиций антропологизма выступал с критикой религ. идеологии и мистич. форм идеализма как «патологич. элементов» сознания, а также вульгарного материализма, несправедливо отождествлявшегося Л. с материализмом вообще. По Л., предметом философии является человек как единое нераздельное целое; объективный материальный мир, несомненно, существует, но в наших суждениях о нем мы не можем выходить за пределы мира явлений, человеч. опыта; поэтому материализм, считающий все сущее лишь многообразным проявлением единой, не данной непосредственно в сознании субстанции («вещества»), несмотря на все его историч. заслуги в борьбе с идеализмом, представляет собою разновидность умозрит., метафизич. верования, в лучшем случае - гипотезу. С этими филос. положениями Л., в к-рых проявилось воздействие на Л. идей Канта и позитивизма, в 60-х гг. полемизировали Н. Г. Чернышевский и М. А. Антонович.

В социологии Л. («Историч. письма», 1870, и др.) подчеркивал принципиальное различие природных (закономерных, повторяющихся) и обществ. (прогрессивно изменяющихся, неповторимых) явлений. По Л., сущность истории состоит в переработке культуры - традиционных, склонных к застою обществ. форм, в цивилизацию - сознат. историч. движение, осуществляемое «критич. мыслью». Поскольку мысль реальна лишь в личности, гл. движущей силой истории являются «критически мыслящие личности», передовая интеллигенция. Л. разрабатывал субъективный метод в социологии: критерий обществ. прогресса, состоящего в конечном счете в росте человеч. солидарности, во все более полном воплощении в человеч. общежитии идей равенства и справедливости, отождествлялся им с нравств. идеалом мыслителя или историч. деятеля. По Л., критически мыслящие и энергически желающие личности для достижения своих целей должны объединяться в партию, к-рая придает борьбе «направление и единство» (Иябр. соч., т. I, с. 254. 261).

В отличие от Бакунина и Ткачева, Л. настаивал на обязательности тщат. подготовки социальной революции, подготовки как народа, к-рый только и может совершить революцию, так и его руководителей, сознат. революционеров («Вперед! Наша программа», 1873). С этой т. зр. Л. критиковал бакунинскую ставку на революц. порыв масс, бланкистскую концепцию революции сверху, «якобинизм» Ткачева и др. деятелей освободит. движения. Особое значепие Л. придавал роли нравств. начала в революции («Социальная революция и задачи нравственности», 1884). Критикуя анархизм, Л. признавал в работе «Гос. элемент в будущем обществе» (1876) необходимость революц. диктатуры при совершении социалистич. переворота, на «другой день» после свержения эксплуататоров. Образец социалистич. гос-ва Л., как и Маркс, видел в Парижской Коммуне («18марта 1871 г.», 1880). Не поняв сущности марксизма как качественно нового социалистич. учения и условий его применимости к России, Л. признавал выдающуюся роль Маркса и Энгельса в экономич. обосновании «рабочего социализма», постоянно подчеркивал интернационалистский характер борьбы за социализм. Критикуя теоретич. ошибки Л., В. И. Ленин вместе с тем считал его «... ветераном революционной теории...» (ПСС, т. 2, с. 462).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900)

русский философ, социолог, публицист, идеолог народничества. Получил военное образование, преподавал в военных учебных заведениях. В 1868-1869 публикует "Исторические письма", ставшие "библией" радикальной молодежи. С 1870 за границей, издает газету "Вперед!", подготавливает обобщающие философско-социологические труды. Как ученый и мыслитель стремился к интегральному философскому синтезу всего, доступного человеческому познанию. По своим взглядам был близок к левому гегельянству и особенно позитивизму; к идеям последнего пришел самостоятельно еще до знакомства с Кон-том. Позитивизм рассматривался Л. не столько как философия, сколько как научный метод решения задач социальной науки. Характерный для взглядов Л. примат этики (практической философии), сознания нравственного долга выразился в фундаментальной характеристике его мировоззрения - антропологизме: идее "цельного человека" как единственной реальности. С т.зр. антропологизма, невозможно познать сущность вещей и определить подлинную реальность, можно только гармонически объединить мир явлений, исходя из принципа скептицизма (критичности), не распространяющегося, однако, на область практической философии, где личность сознает себя свободной (хотя объективно, генетически это не так) и потому ответственной перед собой. Иными словами, антропологизм Л. оборачивается этическим имманентизмом: реально только то, в чем человеку дано действовать, т.е. история, движущей силой которой является мысль человека, открывающая простор для свободы. Тайна бытия сосредоточена в человеке, в его моральном сознании, а потому человек как неразделенное целое и является предметом философии, что делает неприемлемыми все традиционные философские школы (материализм, спиритуализм). Высший уровень философии - философия в жизни как единство нравственного идеала и действия. В этом пункте философия перерастает у Л. в социологию. Л. считается основоположником социологии на русской почве, первым русским социологом. Рассматривая социологию в качестве завершения системы наук (антропологии) и отличая ее от исторической науки (сосредоточенной на социальной динамике), Л. определяет ее как науку о солидарности, ее формах и эволюции. Солидарность есть общность привычек, интересов, аффектов или убеждений, совпадение личного интереса с интересом общественным. Нужно не только теоретически исследовать явления солидарности, но и решить практическую задачу ее осуществления, что приводит Л. к выводу о наличии в социологии особого субъективного метода, выражающегося в неизбежной оценке любого исследуемого социального явления с точки зрения определенного нравственного идеала. В этом выявляется этическая доминанта социологии Л., фактически выступившего предшественником неокантианского подхода к обществу. Не принимая органицистских трактовок общества (Спенсер, Маркс), Л., считая личность единственной и исходной социальной реальностью, не отрицает реальность общества, которое, являясь сверхличным бытием, не может быть, однако, внеличным. Личности противостоит не общество как таковое, а культура в качестве совокупности склонных к застою социальных форм. История есть процесс переработки культуры мыслью с целью создания социальных форм, способствующих развитию индивида. А поскольку сознание существует только в человеке и не все люди в силу разных причин могут достичь высокого уровня самосознания, то реальными субъектами истории являются "критически мыслящие личности", способные выработать в себе высший нравственный идеал. Анализируя социальную мотивацию, Л. определяет в качестве высшего мотива потребность в развитии, которая наиболее присуща именно критически мыслящим личностям. Очевиден, т.о., сугубый интеллектуализм Л. в понимании личности, к тому же он так и не смог найти выход из дуализма физической и этической детерминации индивида (особенно в поздних трудах, где Л. от рассуждений об идеальной личности обращается к анализу реального исторического процесса ее становления). Философия истории Л. представляет собой теорию прогресса. Исходя из того, что история есть в конечном счете история мысли, посредством которой культура перерабатывается в цивилизацию, Л. дает следующую итоговую "формулу прогресса": прогресс есть рост общественного сознания и сознания индивидов, насколько они не препятствуют развитию солидарности, и рост солидарности, насколько она не препятствует развитию сознания и опирается на него. Историческая эволюция выступает как смена (под воздействием критической мысли) форм солидарности вплоть до достижения сознательной солидарности, совпадающей с социалистическим переустройством общества. В политической проекции взгляды Л. характеризуются критикой революционного авантюризма. Другие сочинения Л.: "Очерки вопросов практической философии. I. Личность" (1860), "Три беседы о современном значении философии" (1861), "Опыт истории мысли. Т. 1. Вып. 1" (1875), "Очерк эволюции человеческой мысли" (1898), "Задачи понимания истории" (1898), "Важнейшие моменты в истории мысли" (1903), "Современное учение о нравственности и ее история" (1903-1904), "Этюды о западной литературе" (1923) и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Петр Лаврович Лавров (1823-1900)

видный русский философ, теоретик революционного народничества. Родился в семье псковского помещика. В 1842 г. окончил Петербургское артиллерийское училище. Основные труды: "Гегелизм" (1858), "Практическая философия Гегеля" (1859), "Что такое антропология" (1860), "Очерки вопросов практической философии (Личность)" (1861), "Три беседы о современном значении философии" (1861). Свою философию Лавров сам определяет как "антропологическую точку зрения". Для Лаврова антропологизм его философии состоял в том, что он призывал человеческую личность в единстве ее материальных и духовных начал. Лаврова рассматривают как русского позитивиста. Действительно, он многое принимал из позитивизма Конта, Спенсера и других, но в то же время по-своему стремился истолковать позитивизм, критикуя последний за его уход от решений практических вопросов Лавров пытался создать свою систему философии, которая у него состоит из трех частей: философия в знании (философия природы), философия в творчестве (философия духа), философия в жизни (философия истории). Философия в знании основывается на эмпирической действительности, она занимается группированием отдельных конкретных фактов и открытием связей и повторяемости в природе. Философия в творчестве имеет дело с творческой фантазией и воплощением понятия мира в образе. Третью ступень образует философия в жизни занимающаяся разработкой высших нравственных идеалов, которые должны быть претворены в жизнь, в практику. "Философия в знании, - писал Лавров, - есть построение всех сведений в стройную систему, понимание всего сущего как единого, единство в понимании. Философия в творчестве есть внесение понимания мира и жизни в творческую деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и формы. Философия в жизни есть осмысление ежедневной деятельности, внесение понимания всего сущего как единого в нашу деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в практический идеал, единство мысли и действия" [Философия и социология. Т. 1. С. 571]. Этой своей концепцией Лавров стремился создать новую философию, являющуюся синтезом познания, творчества и деятельности. В этом случае она выступала бы связующим звеном между теорией и практической жизнью. В "Исторических письмах" Лавров излагает свои взгляды на такие важнейшие понятия, как история, прогресс, цивилизация, государство, национальность и др. Он подчеркивает принципиальное различие, которое существует между природой и обществом. Для него в природе господствует закономерность явлений, которые обладают повторяемостью. В истории, в обществе существует развитие, прогресс, оценку которого дает лишь историк, он определяет направленность развития в обществе. Лавров писал: "Сознательно или бессознательно, человек прилагает ко всей истории человечества ту нравственную выработку, которой он сам достиг... Все судят об истории субъективно, по своему взгляду на нравственные идеалы, да иначе и судить не могут" [Избр. соч. Т. 1. С. 190]. Лишь "нравственный идеал историка есть единственный светоч, способный придать перспективу истории в ее целом и в ее частностях" [Там же. С. 391]. Поэтому, согласно Лаврову, прогресс в истории зависит от возрастания сознательного, рационального фактора в жизни общества, а это в свою очередь зависит от "развития личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощении в общественных формах истины и справедливости" [Там же. С. 199]. Лишь "мысль - единственный деятель, сообщающий человеческое достоинство общественной культуре" [С. 244]. Но так как мысль реальна "лишь в личности" [С. 245], то главной движущей силой истории выступают критически мыслящие личности. После побега из ссылки в Петербург, а затем выезда за границу, Ливров стал издавать журнал и газету "Вперед", на страницах которой излагал свои взгляды на общественное развитие. Он сформулировал особый тип русского революционного народничества, основной особенностью которого являлось то, что следует тщательно готовить революцию. Выступал против как анархистского (Бакунин), так и заговорщицкого (Ткачев) направлений в народничестве. Полагал, что не следует торопить революцию и вызывать ее искусственно. Стремление совершить революцию искусственно, по его мнению, не может быть оправданным в "глазах того, кто знает, как тяжело ложатся всякие общественные потрясения именно на самое бедное большинство, которое приносит при этом значительные жертвы" [Т. 3. С. 34]. Он выступал против заговорщицкого подхода к революции и считал устарелым мнение, что "народу могут быть навязаны революционные идеи, выработанные небольшою группой более развитого меньшинства, что социалисты-революционеры, свергнув удачным порывом центральное правительство, могут стать на его место и ввести законодательным путем новый строй, облагодетельствовав неподготовленные массы. Мы не хотим новой насильственный власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти. Будущий строй русского общества... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и понятые" [Там же. С. 31]. Лавров исходил из положения, что революционные действия людей должны иметь в своей основе этические принципы. Он писал: "Люди, утверждающие, что цель оправдывает средства, должны бы всегда сознавать ограничение своего правила весьма простым трюизмом: кроме тех средств, которые подрывают саму цель" [Там же. С. 2б].

Отличное определение

Неполное определение ↓

Лавров Петр Лаврович

18231900) - видный русский философ, теоретик революционного народничества. Родился в семье псковского помещика. В 1842 г. окончил Петербургское артиллерийское училище. Основные труды: «Гегелизм» (1858), «Практическая философия Гегеля» (1859), «Что такое антропология» (1860), «Очерки вопросов практической философии» (1859), «Три беседы о современном значении философии» (1860). Свою философию Лавров сам определяет как «антропологическую точку зрения».

Для Лаврова антропологизм его философии состоял в том, что он рассматривал человеческую личность в единстве ее материальных и духовных начал. Лаврова расценивают как русского позитивиста. Действительно, он многое принимал из позитивизма Конта, Спенсера и других, но в то же время по-своему стремился истолковать позитивизм, критикуя последний за его уход от решений практических вопросов жизни.

Лавров пытался создать свою систему философии, которая у него состоит из трехчастей: философия в знании (философия природы), философия в творчестве (философия духа), философия в жизни (философия истории). Философия в знании основывается на эмпирической действительности, она занимается группировкой отдельных конкретных фактов и открытием связей и повторяемости в природе. Философия в творчестве имеет дело с творческой фантазией и воплощением понятия мира в образе. Третью ступень образует философия в жизни, занимающаяся разработкой высших нравственных идеалов, которые должны бьпъ претворены в жизнь, в практику. «Философия в знании, - писал Лавров, - есть построение всех сведений в стройную систему, понимание всего сущего как единого, единство в понимании. Философия в творчестве есть внесение понимания мира и жизни в творческую деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и формы. Философия в жизни есть осмысление ежедневной деятельности, внесение понимания всего сущего как единого в нашу деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в практический идеал, единство мысли и действия» [Философия и социология. М., 1965. Т. 1. С. 571].

Этой своей концепцией Лавров стремился создать новую философию, являющуюся синтезом познания, творчества и деятельности. В этом случае она выступала бы связующим звеном между теорией и практической жизнью.

В «Исторических письмах» Лавров излагает свои взгляды на такие важнейшие понятия, как история, прогресс, цивилизация, государство, национальность и др. Он подчеркивает принципиальное различие, которое существует между природой и обществом. Для него в природе господствует закономерность явлений, которые обладают повторяемостью. В истории, в обществе существует развитие, прогресс, оценку которого дает лишь историк, он определяет направленность развития в обществе. Лавров писал: «Сознательно или бессознательно, человек прилагает ко всей истории человечества ту нравственную выработку, которой он сам достиг». Все судят об истории субъективно, по своему взгляду на нравственные идеалы, да иначе и судить не могут» [Там же. Т. 2. С. 42-43].

Лишь «нравственный идеал истории есть единственный светоч, способный придать перспективу истории в ее целом и в ее частностях» [Там же. С. 292]. Поэтому, согласно Лаврову, прогресс в истории зависит от возрастания сознательного, рационального фактора в жизни общества, а это в свою очередь зависит от «развития личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощении в общественных формах истины и справедливости» [Там же. С. 54]. Лишь «мысль есть единственный деятель, сообщающий человеческое достоинство общественной культуре» [С. 109]. Но так как «мысль реальна лишь в личности» [С. 110], то главной движущей силой истории выступают критически мыслящие личности.

После побега из ссылки в Петербург, а затем выезда за границу, Лавров стал издавать журнал и газету «Вперед», на страницах которых излагал свои взгляды на общественное развитие. Он описал особый тип русского революционного народничества, основным требованием которого было требование тщательной подготовки революции. Выступал против как анархистского (Бакунин), так и заговорщического (Ткачев) направлений в народничестве. Полагал, что не следует торопить революцию и вызывать ее искусственно. Стремление совершить революцию искусственно, по его мнению, не может быть оправданным в глазах того, кто знает, как тяжело ложатся всякие общественные потрясения именно на самое бедное большинство, которое приносит при этом значительные жертвы.

Лавров выступал против заговорщического подхода к революции и считал устарелым мнение, что народу могут быть навязаны революционные идеи, выработанные небольшою группой более развитого меньшинства, что социалисты-революционеры, свергнув удачным порывом центральное правительство, могут стать на его место и ввести законодательным путем новый строй, облагодетельствовав неподготовленные массы. Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти. Будущий строй русского общества должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и понятые.

ЛАВРОВ Петр Лаврович

2(14). 06. 1823, с. Мелехове Псковской губ. - 25. 01(6. 02). 1900, Париж) - теоретик рус. народничества, чьи "Исторические письма" идейно вдохновили движение "в народ", развернувшееся среди интеллигенции в 1870-х гг. Л., сын артиллерийского офицера в отставке, в 1842 г. окончил Артиллерийское училище в Петербурге. Вплоть до 1866 г. был на военной службе (дослужился до полковничьего чина). Преподавал математику и историю науки в различных военных учебных заведениях Петербурга. Одновременно Л. интенсивно изучал философию и начиная с 1858 г. опубликовал серию философских работ, принесших ему известность. Из-за сотрудничества с об-вом "Земля и воля" он был арестован (1866) и сослан в Вологду (1867). В 1870 г. Л. бежал в Зап. Европу, где стал видным деятелем международного социалистического движения. Он был выразителем особой формы позитивизма, возникшей в России во 2-й пол. XIX в., к-рую называл "антропологизмом". Несогласное со всеми разновидностями метафизики (как материалистической, так и идеалистической), это мировоззрение соединялось с отстаиванием первостепенного значения человеческого сознания как важнейшего объекта научного исследования и руководящего начала нравственной и общественной деятельности. Философские взгляды Л. формировались не под влиянием О. Конта (он не был знаком с его работами вплоть до сер. 1860-х). На них сказалось его увлечение естественными науками, соединенное с широким изучением истории философии, в особенности идей И. Канта, Гегеля, В. Кузена, неокантианца Ф. А. Ланге, младогегельянцев А. Руге и Л. Фейербаха. Неприятие метафизики Л. проявляется в его ранних работах (1858-1861), в к-рых он отвергает материализм, считая его доктриной, претендующей (как и идеализм) на внеопытное познание сущности вещей, поскольку, по его мнению, центральные понятия материализма - сила и материя – не выводимы из эмпирического наблюдения. Ссылаясь на Канта, Л. считал, что человеческому сознанию доступны только явления, они не содержат в себе никаких свидетельств, указывающих на их связь, причинную или следственную, с к. -л. сущностным бытием. Вместе с тем (в отличие от представителей крайних форм эмпиризма) Л. считал, что сфера явлений не исчерпывается явлениями, доступными чувственным ощущениям, а включает в себя исторические факты и явления сознания. Хотя последние два рода явлений и не могут изучаться методами естественных наук, тем не менее, они выступают необходимыми компонентами, человеческого опыта, причем духовные явления имеют для человека первостепенное значение, поскольку никакой опыт невозможен вне сферы сознания. Согласно Л., изучение явлений сознания входит в компетенцию субъективного метода, по сути метода самонаблюдения. Через самонаблюдение личность открывает для себя моральные императивы и убеждается в том, что существует свобода воли, с помощью к-рой и осуществляется их реализация. Идеалы, раскрываемые субъективным методом, составляют основание этической теории Л., а также его философии истории и социальной философии. Разрабатывая этику совершенствования личности, Л. утверждал, что каждое действие человека исходит из первоначального стремления к удовольствию; однако познание и особенно творчество, реализуя этот первоначальный импульс, выводят человека за пределы простого поиска наслаждения, преобразуют его в императив, или долг, воспринимаемый людьми как возложенную на них обязанность. Особое значение для личности имеет вырабатываемый ею идеал личного достоинства как необходимость физического развития, совершенствования своего сознания и характера. Но, стремясь к этому идеалу, личность вступает в контакт с др. индивидами и посредством чувства справедливости, неискоренимо присутствующего в сознании, приходит к признанию их достоинства и права на развитие. Понятие справедливости является краеугольным камнем этической теории Л.; именно чувство справедливости есть основа соблюдения права на уважение и развитие для каждого человека. Все остальные права и обязанности, возникающие в межличностных отношениях, определяются этим исходным правом. В своей наиболее значительной работе. "Исторические письма" Л. саму цель истории определяет как достижение физического, нравственного и интеллектуального совершенства личности. Достижение исторического прогресса, по Л., возможно в результате реорганизации социальных ин-тов, продуманной т. обр., чтобы создать все условия для развития личности. Критически относясь к отжившим социальным формам, не соответствующим человеческим потребностям, действуя в направлении их изменения или обновления, люди тем самым движут вперед историю, превращают культуру в цивилизацию. Но не каждый способен к такой деятельности; только тот, кто обладает возможностями для совершенствования своего интеллекта и энергией для осуществления социального переустройства, может считаться творцом цивилизации. Л. полагал что на эти критически мыслящие личности возложено настоящее бремя - осуществлять исторический прогресс; таков их моральный долг перед народом - огромной массой страдающих тружеников, благодаря к-рым критически мыслящее меньшинство располагает свободным временем и достигает высокого нравственного развития. В своей социальной и политической философии Л. и его последователи-народники были привержены демократическому социализму как форме организации об-ва, наилучшим образом обеспечивающей цель исторического прогресса - развитие личности. Применительно к России они разрабатывали особую форму социализма - аграрный социализм, основанный на таких традиционных ин-тах, как община и артель. Для осуществления социалистического преобразования об-ва, подчеркивал Л., необходима соответствующая политическая деятельность; в своих "Исторических письмах" он представил рус. радикалам проект создания организованной политической партии. Оказавшись за рубежом, Л. всецело посвятил себя организации революционной деятельности. Его учение подчеркивало поначалу необходимость кропотливой подготовки и пропаганды; впоследствии, однако, он примирился с революционным терроризмом и стал сотрудничать с организацией "Народная воля". Его взгляды на государство были во многом анархистскими, однако он не соглашался с М. А. Бакуниным относительно необходимости немедленного разрушения государственного аппарата. Так же, как и К. Маркс, он считал, что государство является полезным временным оружием в руках революционеров; однако он опасался той концентрации власти, к-рая сосредоточена в государстве, и выступал за возможно более быстрое устранение государства после революции. Л. представлял социалистический мир будущего как соединение автономных общин, из к-рых в случае необходимости образуются свободные федерации. В своих поздних социалистических взглядах, близких взглядам Маркса, Л. больше внимания уделял классовым конфликтам и процессу производства, но вместе с тем никогда полностью не соглашался с марксистским взглядом на историю и общественное развитие. Он сохранил свой моралистический и индивидуалистический подход, с его акцентом на развитие свободной деятельности критически мыслящей личности. Л. не был сторонником фаталистического истолкования законов социального развития, считая их законами вероятностными и связанными с влиянием моральных факторов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Выдающийся французский поэт-символист, трагичность мировосприятия которого связана с трагизмом его эпохи и с обстоятельствами неустроенной, богемной жизни самого поэта. Верлен - непревзойденный мастер полутонов, нюансов,

Почти неуловимо чувственных образов. Для его поэзии характерно симфонизм, виртуозная ритмика и мелодика. Значение поэтической деятельности Верлена заключается прежде всего в раскрытии новых выразительных возможностей языка и развития средств воспроизведения тончайших психологических переживаний.

Основные произведения: поэтические сборники "Сатурнические стихи" (1866), "Изысканные праздника" (1869), "Романсы без слов" (1874), книга прозы "Проклятые поэты" (1884). Поль Верлен родился 30 марта 1844 в Меце, в семье офицера. После переезда семьи в Париж он закончил лицей (1862) и в двадцатилетнем возрасте начал работать чиновником в Парижской городской ратуши. Впоследствии Верлен женился и проводил обычное чиновничье существование. Но поэзия, которой он увлекался еще со школьных лет (свой первый известный стих «Смерть» (1858) он направил В. Гюго), привлекала его гораздо больше, чем карьера.

Становление художника. Первая публикация Верлена приходится на 1863 (сонет «Господин Прюдом"). В начале литературной деятельности он был близок к знаменитой тогда поэтической группы «Парнас». В ранних поэтических сборниках Верлена ("Сатурнические стихи", "Изысканные праздника") происходит постепенный переход от свойственной парнасцам любви к "застывшей" красоты, от материального ощущение мира в вычурности, нереальности изображаемых образов. В передаче настроений, мгновенных ощущений в этих первых книгах поэта уже заметное влияние импрессионизма.

Еще в большей степени стремление освободиться от "живописности" стиха, от его парнасской пластичности заметно в лучшей поэтическом сборнике Верлена - «Романсы без слов» (1874). Уже само название сборника свидетельствует о живой интерес автора к мелодичности стиха. Познание своего внутреннего "Я" через музыку - такой путь казался поэту новаторским и правильным. Тогда же в стихотворении «Поэтическое искусство» (1874) Верлен обосновал значение музыкальности как основы символистской поэтики.

Дорогами Европы. В дни Парижской Коммуны Верлен работал в бюро коммунарской пропаганды. В это время он познакомился с юным поэтом Рембо. Вскоре это знакомство переросло в глубокую дружбу. Общность духовных интересов и глубокое взаимопонимание стали настолько прочными, что Верлен расстается с семьей, и друзья покидают Париж.

Поэты отправляются сначала в Бельгию, а затем - в Англию. "Гениальный Рэмбо помогает Верлену открыть себя, открыть в себе поэтическую стихию, которая к тому времени только пробивалась... Два коротких года Верлен живет своей собственной жизнью, и эти два года обессмертили его имя" (Е.Еткин).

Однако сложные отношения друзей закончились ссорой, во время которой Верлен ранил Рембо выстрелом из револьвера. Брюссельский суд приговорил Верлена к двум годам заключения.

Верлен - "король поэтов". В 1880-х годах до Верлена приходит слава. Широко известными стали произведения из поэтического сборника "Далекое и близкое" (1884) и символистский стихотворение-манифест «Поэтическое искусство». Верлен сыграл значительную роль в пробуждении интереса к творчеству поэтов-символистов, опубликовав книгу "Проклятые поэты" (1884). В нее вошли очерки о шести поэтов, в том числе о Рембо, Малларме и о самом Верлена. Теории своею создал, но всегда утверждал, что истинная поэзия - вне холодного идеализма, что задача поэзии - расширить внутренний мир человека, что будущее - за свободным стихом.

Верлен сменил много профессий: был чиновником, учителем, фермером, журналистом, но так и не нашел покоя и достатка, последние годы своей жизни он провел в нищете. Поэт постепенно деградировал, превратившись в больного бродягу, и умер в 1896 году.

Читавшие роман английского писателя Сомерсета Моэма «Луна и грош», возможно, заметили, что история главного героя произведения – художника Стрикленда – странным образом напоминает жизнь французского живописца Поля Гогена. И даже не просто напоминает, а практически совпадает. Хотя критики, озадаченные этой проблемой уже несколько десятилетий, спорят до сих пор и никак не могут прийти к единой точке зрения. И все же с большой долей достоверности можно утверждать, что прототипом Стрикленда стал Поль Гоген. А жизнь этого художника поистине удивительна.

Семья. Ранние годы

Поль Гоген родился в в один из революционных дней 1848 года. Его отец состоял сотрудником газеты «Насьональ», имеющей умеренно республиканское направление. Революция, изменившая политический курс страны, заставила журналиста в 1849 г. покинуть родину. Но по пути к Южной Америке, прямо на корабле, его внезапно настигла смерть. Вдова и дети недолго прожили на чужбине и в 1855 г. возвратились во Францию.

Поль Гоген учился в закрытых учебных заведениях, куда его устраивали ради экономии скудного семейного бюджета. Атмосфера в этих школах была невыносимой для него. Он терпел и торопил время, чтобы поскорее закончилась ненавистная учеба и можно было, наконец, осуществить свою мечту – стать моряком. Мечта сбылась: в 17 лет он пошел служить матросом на торговом корабле, а потом перешел в военный флот.

В Париже

После «морского периода» юности и возвращения в Париж опекун определил Поля Гогена на работу в банк – простым служащим. Это обстоятельство поспособствовало его независимому положению. Теперь все свое свободное время он проводил в музеях, изучая живопись мастеров. Интерес к искусству возник неожиданно и необъяснимо. Во всяком случае, монотонная, серая жизнь банковского клерка никак не могла спровоцировать такой странный зигзаг в сознании. Но это случилось.

Поль замкнулся в себе, потерял всякий интерес ко всему обыденному, житейскому. Он был одержим теперь сумасшедшей страстью – писать картины. Для этого он поступил в частную академию Коларосси.

Первые работы

На парижских выставках появились, наконец, первые картины Гогена: «Сусанна», «Сена у Иенского моста», «Сад под снегом» (1875 – 1883). По манере исполнения они были приближены к импрессионизму. Позднее Гоген увлекся эстетикой символистов, которые делали эмоциональный акцент на цвете и линии, и отказывается от импрессионистской манеры разложения цветов. В 1887 г. Гоген уехал на о. Мартинику, чтобы сосредоточиться и отточить свой стиль письма. И картины, написанные там, уже демонстрируют декоративность цвета и подчеркнутую выразительность силуэта. Эти основные признаки и определяют узнаваемый стиль Гогена.

Совершенствование

На следующем этапе жизни Гоген окончательно бросил банковскую службу и занялся исключительно искусством, невзирая на крайнюю нужду. Живя в Бретани (1888), он писал природу и людей провинции, где сохранились бытовые черты старины («Натюрморт с щенятами», «Старые девы в Арле», «Арльское кафе»). В них есть и особые композиционные приемы, навеянные японской гравюрой. В 1889 – 1890 годах Гоген продолжает совершенствовать свой стиль. В его картинах «Стога», «Прекрасная Анжела», «Здравствуйте, господин Гоген!», «Желтый Христос» сквозят тоска и усталость, вызванные нищетой и непризнанностью.

На Таити

В 1891 г. Гоген уехал на Таити – это была его давняя мечта. Там он много и плодотворно работал, жил самой естественной жизнью среди простодушных туземцев. На Таити он написал свои лучшие картины: «Беседа», «Дух мертвых бодрствует», «А ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод» и другие. Он еще возвращался во Францию (1893), чтобы устроить свою выставку. Друзья – художники были в восторге от его новых работ, но салонная публика не приняла такого Гогена.

Спустя два года он навсегда оставил родину и вернулся на любимый Таити. Его творчество приобрело черты религиозно-мистического направления, но и таитян он тоже много писал. Его творчество и образ жизни не удовлетворяли колониальную власть, и она, как могла, мешала ему жить. К тому же Гоген начал слепнуть. Но даже уже тяжело больной и почти слепой, он продолжал писать.

Умер Гоген 9 мая 1903 г. то ли от сердечного приступа, то ли это было самоубийство, то ли убийство. Рядом с его постелью был шприц из-под морфия, который может свидетельствовать о любой версии. Его картины, написанные на Таити, и которыми он расплачивался с местными торговцами, стелили под ноги вместо ковриков, использовали для собачьих подстилок, резали на куски, чтоб залатать дырявую обувь. А все, оставшееся после смерти художника в хижине, просто выбросили на помойку.

Биография
Поль Верлен родился 30 марта 1844 года в Меце, во Франции. В 1862 году после получения степени бакалавра он сначала работал в канцелярии страховой компании, а затем в муниципалитете Парижа, занимаясь в свободное время поэзией и посещая литературные кружки. Верлена стали причислять к известной группе "писатели Парнаса", куда входили Стефани Маллармэ, Вилльер де Лил-Адам и Анатоль Франс. Стихотворения Верлена стали появляться в литературных журналах, и в 1866 году он опубликовал свой первый сборник поэзии. В 1869 году в возрасте двадцати пяти лет Верлен влюбился в шестнадцатилетнюю Матильду Моте, и на следующий год они поженились. Стихотворения, написанные за период помолвки, свидетельствуют о том, что поэт считал свою жену избавлением от "грешных пут". В августе 1871 года в жизнь Верлена вошло само воплощение пут грешных. Артур Рембо родился 20 сентября 1854 года в городе Шарлевиле во Франции. С юных лет у Рембо проявился писательский талант, и в учебе он превосходил остальных студентов Колледжа де Шарлевиль, где в 1870 году на академическом конкурсе за стихотворение на латинском языке Рембо получил первый приз. В том же году было опубликовано его первое стихотворение. Артур Рембо закончил свое официальное образование в июле 1870 года, когда разразилась франко-прусская война. После всех злоключений Рембо в конце концов добрался до Парижа, где полгода жил в нищете, а затем вернулся в Шарлевиль уже совсем другим человеком. Ничего не осталось от той радости бытия, которая нашла свое отражение в ранних стихотворениях поэта, - на ее месте воцарилась дьявольская, богохульная, изменившаяся до неузнаваемости душа. Для окружающих поэт стал наказанием господним. По словам его друга Эрнеста Делаэ, "его презирали за деньги, постыдно заработанные, за отвратительные поступки, описанные в мельчайших подробностях, - одного этого было достаточно, чтобы гром небесный покарал этот вертеп". В то время Рембо жил на содержании у богатых мужчин. В двух письмах к Полю Демни, датированных 1881 годом и известных в настоящее время как "Письма ясновидца", Артур изложил свои новые эстетические воззрения: чтобы стать провидцем, ясновидящим, поэт должен освободиться от оков, которые удерживают обычное "я" от связи с неведомым бесконечным. Он должен стать кем-то вроде преступника, обязан пожертвовать всем для того, что Рембо назвал "сознательным разрушением рассудка". В августе 1871 года Рембо послал Верлену несколько своих последних стихотворений. Изумленный поэт немедленно выслал молодому человеку деньги на дорогу в Париж. Перед отъездом из Шарлевиля в приливе творческих сил Рембо создал "Пьяный корабль" - один из выдающихся шедевров французской литературы. В Париже Рембо посещал известных поэтов, отпугивая своим поведением всех, кроме Верлена, с которым стал поддерживать любовную связь. К ноябрю в прессе появилось немало домыслов об этих взаимоотношениях, и когда однажды Рембо с Верленом появились на одном литературном собрании, шокированная публика вышвырнула их вон. Затем последовал период беспробудного пьянства и шумных скандалов. Между любовниками происходили бесконечные ссоры, расставания и примирения. Кульминация наступила, когда 10 июля 1873 года в Брюсселе Верлен, не помня себя от выпитого, выстрелил в Рембо и попал ему в запястье. Ужаснувшись содеянным, Верлен дал пистолет Рембо, настаивая, чтобы тот убил его. Рембо отказался, и они отправились в больницу, чтобы обработать рану. Однако на улице Верлен затеял новую ссору, вновь вытащил оружие, и Рембо пришлось умолять проходящего полицейского о защите. Артура Рембо забрали в больницу, а Верлена арестовали. Обвиненный в покушении на убийство, сгоравший от любви поэт был приговорен к двум годам лишения свободы. За время беспокойной любовной связи с Верленом Рембо создал два своих наиболее значительных произведения: великолепное и ужасное "Одно лето в аду" и абстрактные стихотворения в прозе "Озарения". С художественной точки зрения, Верлен был окончательно превзойден. Ганс Майер оценивает развитие отношений между двумя поэтами следующим образом: "Это было именно то, на что Верлен не был способен: сильное и постоянное чувство на фоне скандальных переживаний. Он оставался глупейшим любовником супруга преисподней, и, как "глупейшая девственница", так и не уразумел, почему всему когда-нибудь приходит конец". Рембо и Верлен увиделись еще раз - в 1875 году, после того, как Верлен вышел из тюрьмы, - и напрочь разругались. Рембо несколько лет путешествовал по Европе и Ближнему Востоку, пока не остановился в Эфиопии. В этой стране Рембо стал первым белым человеком, осмелившимся жить в районе Огаден. В 1885 году Артур Рембо стал заниматься незаконными поставками оружия для армии короля Шоа Менелика II. Сам поэт жил в нищете и безвестности с туземкой. Между тем за время долгого отсутствия во Франции к Рембо пришла известность. Не сумев отыскать своего бывшего любовника, Верлен решил самостоятельно взяться за публикацию произведений Рембо (как работы "покинувшего нас Артура Рембо"), что встретило единодушное одобрение у критики. В 1884 году Верлен написал о Рембо книгу "Проклятые поэты". Несмотря на то, что слухи об успехе во Франции некоторым образом дошли до Рембо, поэт не проявил к этому ни малейшего интереса. Рембо отрекся от поэзии и путешествовал (по словам Майера) "от любви к скандальной славе до скандальной безвестности". В 1891 году у Рембо стала развиваться опухоль на правой ноге. Диагноз - рак кости. Когда лечение в Адене не дало никаких результатов, Рембо увезли во Францию, где он перенес ампутацию ноги. Артур Рембо скончался 10 ноября 1891 года в Марселе. Поэту было тридцать семь лет. Ну а Верлен после разрыва с Рембо вернулся к католицизму и попытался наладить отношения с женой, однако, в конце концов, эта попытка не увенчалась успехом. У Верлена начались запои и возобновились скандальные бисексуальные связи. Его лучшее произведение осталось ненаписанным. Поэт умер 8 января 1896 года в Париже. Страстная, неистовая, самоуничтожающая любовь двух поэтов подвигла - особенно Рембо - на создание одних из самых замечательных и незабвенных поэтических произведений французской литературы. История жизни Рембо не смогла оставить равнодушными многие умы (например, предполагают, что "Сердце тьмы" Джозефа Конрада было навеяно последними годами жизни Рембо).