На материале других школьных предметов. Какие школьные предметы изучают в разных странах. Израиль: кибервойны и дискуссии

Как учатся дети в школах США, Китая и Израиля.

Школа - это то место, где большинство подростков должны определить, чему посвятить свою жизнь. Но учебные заведения разных стран подходят к выявлению талантов детей совершенно по-разному, пишет adme.ru .

США

Обязательные предметы начальных классов: арифметика, чтение и письмо, введение в естественные науки, краеведение.

Предметы средних классов: математика, язык, естественные науки (совмещенные химия, биология, физика), социальные науки (история) и физкультура плюс внеклассная активность (на выбор) вроде психологии, криминалистики, журналистики, риторики, резьбы по дереву, гончарного дела, кулинарии и так далее.

В старших классах обязательны математика, литература, естественные науки (год химии, год биологии и год физики), социальные науки (история и государственное устройство), физкультура.

К этому добавляются несколько предметов на выбор: актерское мастерство, физкультура, анатомия, статистика, информатика, энвироника, иностранные языки, живопись, скульптура, фотография, кинематограф, театр, оркестр, танец, компьютерная графика, веб-дизайн, журналистика, редактирование ежегодника, обработка дерева или ремонт автомобилей. Список может варьировать в зависимости от школы.

Израиль

Программа начальной школы: иврит, математика, Танах (Священное Писание), история, география, природоведение, английский язык, музыка, труд, рисование, ритмика и физкультура. С первого же года есть дополнительные предметы на выбор преподавателя: можно изучать робототехнику, фокусы и цирковое искусство, театр, хореографию или ветеринарию.

В старших классах ученики сами выбирают направление своего обучения. Можно изучать иностранные языки, химию, физику, биологию, музыку, биотехнологии, физмат, дизайн, театр, криминалистику, психологию, экономику, виноделие и т. д. Также можно вместе со школьным дипломом получить сертификат по туристическому сервису или бухгалтерии.

Япония

В начальной школе дети изучают японский язык (не только современный, но и средневековый и древний), каллиграфию, поэзию, арифметику, природоведение, обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство.

В средней школе к перечню предметов добавляются информатика, естествознание (физика, химия, биология, геология вместе), ОБЖ, история, английский язык (обязательно с носителем языка) и несколько специальных предметов по выбору.

В старших классах, помимо предыдущих базовых предметов, существуют 2 специализации: по гуманитарным и по естественным наукам. Главной целью обучения является поступление в университет, поэтому ученики сами выбирают оставшиеся предметы, например агрономию, промышленность, торговлю, рыбалку, медицинскую подготовку, благосостояние, иностранные языки и так далее.

Саудовская Аравия

Обязательными здесь являются язык, урок религии, математика, естественные науки (биология, физика), но гуманитарные науки вроде истории или обществознания практически отсутствуют даже в частных школах.

Ирландия

Обязательных предметов всего два: английский язык и математика (в некоторых школах присутствует третий - ирландский).

Все остальное - на выбор. Экзамены ученики сдают по предметам тех сфер, с которыми они планируют связать свою жизнь. Выбор большой: 34 предмета. Например, бухгалтерский учет, организация бизнеса, менеджмент, музыка, черчение, домохозяйство, айти (IT), работа по дереву, иностранные языки, агрономия, театр, сольфеджио и еще пара десятков дисциплин.

Австралия

В начальной школе, помимо базовых арифметики, языка, физкультуры, окружающей среды и творческих уроков, учат умению выступать публично.

В средней школе обязательны английский, математика, теория вероятности, компьютерная грамотность, обществознание, история, география, экология, искусство (танцы, драма, музыка, рисование), физическая культура и наука (сюда входят химия, физика, астрономия).

В старших классах школьники уже изучают основы будущей специальности: бухучет, информационные технологии, экономику - разнообразие большое. Более того, учащиеся 11–12 классов получают доступ к программе стажировок в рабочих компаниях, а после выпускных экзаменов у них есть возможность сразу устроиться на частично оплачиваемую работу.

Касательно уроков физкультуры, есть интересная особенность: обычно в школах нет спортивного зала, уроки проходят на улице (в дождливую погоду просто отменяются). Старшеклассники на физкультуре могут заниматься серфингом, если их школы расположены недалеко от океана.

Испания

Начальное образование: испанский язык, литература, окружающий мир, физкультура, математика, иностранный язык и творческий предмет. Последнее - в основном музыка, которую преподают на довольно серьезном уровне: к окончанию школы дети умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Обычно это флейта, потому что ее легко носить с собой.

В средних классах добавляются социальные науки, география, история, изучение пластики и изображений, музыка и технологии (последние 3 могут изучаться по году).

В старших классах каждый набирает по 3 дополнительных предмета одного направления. Направлений всего 4:

1. Гуманитарные науки.

2. Технологии.

3. Естественные науки.

4. Искусство.

Китай

Обязательные предметы начальной школы: математика, китайский язык, иностранный язык и на выбор - рисование, музыка, физкультура или труд.

Средние и старшие классы: прибавляются наука (физика, химия, биология вместе), обществознание, ОБЖ и информатика. Степень сложности и количество часов базовых предметов с каждым годом увеличиваются, превращая китайскую школу, по большому счету, в одну из самых тяжелых и психологически давящих на учеников систем образования.

Великобритания

В начальной школе дети изучают английский язык, математику, историю, географию, музыку, технологию промышленности и искусство. Окончательный список предметов формируют родители.

Далее прибавляются уроки основ религии (изучаются этика и взгляды на разные религии), история, география, естественные науки, информатика, а также многочисленные предметы на выбор в зависимости от желания ученика, например кулинария, музыка, психология, фотография, танцы, драма, право, социальное обеспечение, бухгалтерский учет, искусство и дизайн, наука о море, путешествия и туризм и так далее.

Доклад

« География 7-х клоссов».

учителя географии

Бейсембай Г.Е.

2015-216 гг.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но если мы зайдем в разные школы: то их учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании географии: от равнодушия до живого интереса и сомнительной убежденности в необходимости голубого изучения.

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.

Обучая своему предмету, мы сознательно или невольно формируем у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: «интересно» - «неинтересно». И такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки его работы, ведь познавательный интерес ни в коем случае не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но нам необходимо выявить наиболее существенные из них.

    Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Обычно мы учителя испытываем затруднения в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов.

Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии и другим предметам. Например, установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты места, пользование масштабом, измерение на карте и местности, определение площадей различных объектов, глазомерная съемка плана местности невозможны без математических расчетов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии.

Роль межпредметных связей в повышении качества знаний учащихся выяснялось при усвоении представлений, при усвоении понятий, при установлении закономерных связей между явлениями и объектами природы. При этом учитывалось, что роль межпредметных связей в учебном процессе в значительной степени определяется спецификой учебного предмета, на знание которого опирается изучение географических объектов и явлений. Так, использование знаний учащихся по математике способствует формированию более конкретных представлений о величине, размерах объектов. Знания по физике сущность физико-географических явлений. Использование знаний по биологии помогает раскрыть взаимосвязи между компонентами природы.

ПРИМЕРЫ:

    Урок в 7-ом классе на тему: « Влажные тропические леса Южной Америки» (география – биология). На данном уроке можно учащимся предложить следующие вопросы:

    • Чем отличаются деревья тропических лесов от деревьев, произрастающих в других природных зонах?

      Какие растения растут на коре деревьев, а их корни висят в воздухе?

      Какое растение имеет самые крупные листья и где оно произрастает?

    Урок в 7-ом классе на тему: « Живые организмы в суровых условиях Антарктиды». На данном уроке ученикам можно предложить рассказ Я была на обширной равнине, и у меня кружилась голова, шла из носа кровь, как будто я поднялась высоко в горы. Почему это происходило? (средняя высота льда Антарктиды 2 км, поэтому ее еще называют «Землей над облаками»)

-Вокруг меня был снег, а я была в солнечных очках и загорела, как в тропиках. Почему?

-Я видела птиц, у которых яйца не в гнездах, а при себе, в сумке. Что это за птицы?

- Там было два растительных организма, живущих как одно целое. Что я видела?

- Морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли это?

- А еще я видела слона, льва и леопарда, живущих в воде. Как это может быть?

География - предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта, экологический мониторинг.Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования. Чем раньше ученик это осознает, тем больше компетенций освоит.

7 классее направленные на усиление практической направленности школьной географии:

1.работа с учебником, географической и научно-популярной литературой;

2.работа с картами и картосхемами;

3.работа со статистическими материалами;

4.работа на местности;

5.наблюдение за окружающей средой;

6.работа с ресурсами СМИ и Интернет;

7.учебные научные проекты.

Задача учителя – опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес, помочь им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах. Ключевой замысел модернизации образования - идея развития, где человеческая личность - главное богатство, которым обладает мир. Учителя географии всячески способствуют развитию этой личности. Пусть наш мир будет богаче.

Во многих странах наряду с традиционными литературой, математикой и физкультурой дети изучают предметы, название которых обескураживает старшее поколение и вызывает зависть младшего.

От уроков кибербезопасности в Израиле до курса по пчеловодству в Башкирии и народных танцев в Армении, мы расскажем вам про самые необычные школьные предметы, которые преподают в разных уголках мира.

Россия: финансовая грамотность

Открывает топ программа финансовой грамотности в российских школах. Пока что курс предлагают в виде факультативных занятий. Пилотный проект разработан в сотрудничестве таких серьезных ведомств, как Всемирный банк и Минфин РФ. Дети учатся правильно обходится с деньгами, планировать доходы и расходы семьи. Главное, их научат распознавать финансовые махинации. Возможно финансовый ликбез в скором будущем займет законное место в школьном расписании.

Армения: Народные танцы

Специальный курс хореографии народного танца является обязательным. Власти считают, что таким образом им удастся привить ученикам богатые культурные традиции. Дети изучают историю народного танца, осваивают сложные хореографические композиции. Знание необычного школьного предмета строго оценивается. Если «завалить» экзамен по народным танцам, то можно запросто остаться на второй год.

Великобритания: лесная школа

Английских детишек сызмальства учат ориентироваться в лесу. Оказывается, в школе можно научиться разжигать костер, выбирая «правильные» ветки. Неизвестно, пригодится ли урбанизированному ребенку умение строить шалаш, но в лесу он точно не потеряется. Школьный курс называется «Лесная школа». Преподают его в младших классах.

Израиль: кибервойны и дискуссии

Израильские ученики осваивают кибербезопасность. Пока что одноименный курс внедрили только в нескольких школах. Причина нововведения - киберзависимость подрастающего поколения, которая тревожит родителей и врачей. Изобилие гаджетов и повсеместная компьютеризация представляют опасность для молодежи. В рамках нового курса детей обучают правильному поведению в социальных сетях. Их учат распознавать скрытые угрозы в комментариях. Большое внимание уделяется киберзависимости, распознаванию признаков синдрома «геймера».

В других школах детей учат дискуссии. Название предмета дословно означает «спор». Дети учатся отстаивать свою точку зрения с правильным эмоциональным посылом. Раз в неделю школьники изучают технику речи, мимику, концентрируются на внутренних ощущениях во время спора и визуализируют слова. Еще один час проходит в формате групповой терапии. На этом уроке учащиеся делятся проблемами. Чаще всего упоминаются компьютерные игры, межличностное общение.

Башкирия: школьное пчеловодство

Башкирия производит лучший в мире мед. И теперь пчеловодов там готовят со школьной скамьи. Больше сотни школ может похвастаться собственной пасекой, обустроенной по последнему слову технологий. Примечательно, что уходом за ульями и сбором меда занимаются исключительно школьники. Кроме этого их еще учат технике безопасности, биологии пчел, видам медоносов и многому другому. Власти Башкирии полагают, что внедрение нового предмета станет хорошим подспорьем местной пчеловодческой отрасли.

Германия: Уроки счастья

Немецкие власти считают, что счастью можно научиться и запустили пилотный проект в некоторых школах. У предмета нет профильных преподавателей. Поэтому, директор школы города Гейдельберга сам преподает курс. Детей учат быть счастливыми, жить в гармонии, прислушиваться к своему сердцу. Сложно представить экзамены счастья, поэтому их нет. В конце года ученикам предлагают варианты: представить на оценку «добрый» видеоролик или принять участие в благотворительности.

Испания: эмоциональное воспитание

Программа предназначена для учащихся всех классов. Детей учат прислушиваться к собеседнику, взаимодействовать с другими людьми. Педагоги уверены, что эмоциональный интеллект - важная составляющая успешной жизни. В доверительной атмосфере они учат эмпатии и взаимопониманию, преодолевать страх, управлять гневом, вести беседы на отвлеченные темы.

Япония: Любование природой

Страна Восходящего солнца - всемирный лидер цифровых технологий. Повсеместная компьютеризация ослабила связь людей с природой. Поэтому, японские власти ввели в школьную программу уроки «Любования природой». Цель занятий - научить учащихся замечать красоту окружающего мира. Преподаватели обращают внимание детей на связь флоры и фауны, особенности развития живой природы. Ученики не просто любуются природой, а получают за это оценки и сдают экзамены.

Австралия: уроки серфинга

Серфингисты-профессионалы знают как сложно конкурировать с австралийскими покорителями волн. Их не зря считают лучшими в мире. Власти Зеленого континента стремятся сохранить лидерство. С этой целью в школах ведут уроки серфинга. Юные покорители волн начинают обучение на берегу, где учатся обращаться с доской, держать равновесие. По мнению специалистов, серфинг отлично тренирует тело, учит жить в гармонии с природой. Поэтому туристам не стоит надеяться превзойти мастерство местных покорителей волн.

Уважаемые коллеги, согласитесь, что в наш век компьютеризации, информатизации и модернизации образования не говорить о роли предметов в жизни наших учеников мы не можем. Сегодня модель выпускника сводится к высоко нравственной, всесторонне развитой личности, способной самоопределяться, личности, полностью подготовленной к жизни в современном обществе.

Да, большую роль в развитии ученика играет школа. Способствует этому учебно-воспитательный процесс, в основе которого - базисный учебный план, включающий ряд необходимых изучаемых предметов с отведенными для их изучения часами.

С каждым годом количество предметов, изучаемых в школе, увеличивается. К 11 классу их уже 17. И каждый учитель считает свой предмет важным; будь то математика или СОЗ, ИЗО или физика: Но, оказывается, совсем по-другому думают наши ученики.

Цель нашего педагогического совета - выработать единые представления о генеральных целях предметного обучения в школе, работающей в режиме формирования модели центра непрерывного образования.

Задачи педагогического совета:

  1. Осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей и воспитательной деятельности в современных условиях.
  2. Определение уровня осознания педагогами целей и задач предметного обучения.
  3. Выявление первоочередных задач предметного обучения в школе.
  4. Включение в реализацию задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации.

Эпиграфом нашего педсовета являются слова А. П. Чехова: " Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии:нельзя делать их игрушкой своего настроения: то лобызать, то бешено топтать их ногами:"

В этих словах, к сожалению, вся школьная жизнь: есть место тому, что в присутствии детей мы можем оскорбить друг друга. В присутствии детей унизить ребенка; можем сорвать злость на детях, потому что у нас в данный момент плохое настроение; а можем их лелеять, потому что в данный момент позволяет сделать это хорошее настроение. Как говориться, из одной крайности в другую. Но, согласитесь, таким образом мы не добьемся положительного отношения своего ученика к нашему предмету, каким бы важным мы его не считали в ряде всех остальных немаловажных предметов.

Да, для нас многих существует только свой предмет. А как же считают наши дети? В связи с этим среди учащихся 9-11 классов было проведено анкетирование " Зачем мне надо изучать:и рейтинговая значимость предметов:" В данную анкету каждый ребенок мог вписать свою точку зрения по вопросу необходимости изучения того или иного предмета.

(Знакомство с результатами анкетирования)

В процессе анализа ответов на вопросы был сделан вывод, что развитие деятельности педагогического коллектива должно идти в нескольких направлениях:

  1. Осознание педагогами основных задач предметного обучения;
  2. Осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей, воспитывающей деятельности в современных условиях
  3. Педагогическое взаимообучение по созданию условий для реализации задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации.

Так кто он - современный ученик?

Кто он - современный учитель?

Стремительный бег времени не дает возможности остановиться и задуматься о самом себе. В историческом прошлом уважающий себя мыслитель вел переписку с другом или дневниковые записи, где мог рассуждать на темы о себе, судьбе: Сегодняшняя жизнь не дает такой возможности, а значит, не дает возможности побеседовать с самим собой.

Такую возможность мы дали некоторым нашим коллегам. Предложили им ответить на вопрос: " Почему я в профессии?" И вот какие ответы мы получили:

О том, что я буду учителем, знала уже в 3 классе. Как учитель я прошла все этапы роста. Нравится ли мне работать с детьми? Да. Особенно с умными, развитыми, желающими больше знать. Почему я учитель? Может быть и потому, что ни на что другое я просто не способна.

Или: были в моей жизни учителя, на которых хотелось бы быть похожей, научиться также, как и они воздействовать на своих слушателей.

Или: мне интересно работать с детьми, видеть, как они развиваются, растут, набираются ума-разума, мне нравиться участвовать в этом процессе. Быть педагогом для меня_ заполнять чистый лист бумаги, лепить человека, пытаясь привить ему добрые качества.

Или: всегда есть возможность видеть результаты своего труда, которые радуют или, к сожалению, огорчают.

Или: мне доставляет удовольствие видеть каждый день веселые и внимательные, озорные и серьезные глаза детей, давать им знания по самому лучшему предмету и видеть в их глазах понимание, отклик, радость от того, что тема понята, что еще одна крепость взята.

В качестве педагога я чувствую себя человеком нужным, т. к. мой труд- в работе врача, инженера, юриста, каменщика, швеи, что ростом и успехами все обязаны прежде всего учителю.

Это выдержки из высказываний опытных учителей школы, учителей по призванию. Этим они живут, это их отношение к своей профессии и ученикам. И надо сказать, что во время анкетирования дети этих учителей, их предметы считают важными, считают, что их необходимо изучать.

Но в школе изучается много предметов. И сегодня хочется услышать мнения других учителей-предметников. Для этого были сформированы рабочие группы:

  1. Русский язык и литература
  2. Математика.Физика.
  3. Татарский язык и литература
  4. Естествознание
  5. Искусство
  6. Физическая культура. ОБЖ
  7. Английский язык
  8. Обществознание

Для подготовки предметным группам были предложены следующие вопросы:

  1. Кто такой мой ученик?
  2. Чему учит мой предмет?
  3. Чему я хочу научить своих детей?
  4. Почему жизненно необходимо изучать мой предмет.
  5. Что в первую очередь надо моим ученикам: знания? умения? навыки?
  6. Как я могу увлечь своим предметом моего ученика?
  7. Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет?

А сейчас слово предоставляется группам. (по очереди выступают группы - само презентация педагогов).

Думаю, что данная работа заставила вас всех сконцентрироваться на поиске наиболее убедительных аргументов в ответах на вопросы предметного преподавания. Мы с вами взглянули на детей как на партнеров, которые не желают верить нам (учителям) только как обладающим властью у доски, а желают быть обращенными d веру тех, кто стоит у доски.

Да, говоря об образовании, мы с вами неизбежно приходим к трем вопросам:

1.Личность воспитанника.

Один из базовых процессов - это внушение личности значимых для нее культурных образцов. Овладение операциями с предметами, навыками и умениями. Выполнение закрепленных обычаем форм поведения в типичных ситуациях. Усвоение нормативных текстов, представляющих собой " здравый смысл" и минимум необходимых для определенной эпохи знаний, убеждений, этических принципов, ценностей и верований. Необходимо воспитывать в личности волю к самостоятельности, желание отличаться от других, поиска своего пути в жизни. Это же требует умения и склонности " к спрашиванию", " сомнению", " критике типичных образцов", видению альтернатив в принятии решений, рациональному и интуитивному выбору.

Сегодня мы должны отказаться от обезличенности традиционных ЗУНов и формировать субъектную позицию школьника по отношению к своей собственной биографии. Образование обеспечивает освоение позиции "соавторства" "соучастника", что придает значительный импульс учебной мотивации и в свою очередь приводит к снятию психологических препятствий для усвоения простого программного материала за счет стимулирования произвольного внимания, автоматического запоминания деятельностного освоения знаний. Самостоятельное построение своего жизненного проекта в контексте социального служения и персональной ответственности одно только предоставляет возможность ответственно распоряжаться своей жизнью, быть нравственным и разумным хозяином своей судьбы, дела, дома, государства и поэтому есть самый важный признак свободного человека.

3. Педагогика школы, профессиограмма учителя.

Задачи школы состоят в том, чтобы сформировать у своих учеников качества, традиционно присущие интеллигентам: порядочность, и ответственность, великодушие, потребность в творчестве, стремление к свободе, умение понимать и принимать другого, деятельную активность, телесное и душевное здоровье.

Поэтому на уроках и во внеклассной работе следует ориентироваться на активную, разнообразную и посильную деятельность каждого ученика, создавать ситуации положительного нравственного выбора, обучать вести диалог, умению слышать, слушать, достойно высказываться и понимать других.

Каждый учитель-предметник призван воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика, а характер и профессионализм учителей важным средством воспитания значимых черт характера и качеств личности ученика.

Ученик " образовывается" в школе под непосредственным четырехсторонним влиянием: личностей одного или нескольких любимых учителей, команды учителей, работающих в данном классе, психолого-педагогической среды в целом и уклада школьной жизни. Индивидуально-личностное педагогическое общение дает ученику опыт диалога, уважения и статусного общения. Командное педагогическое общение дает ученику опыт кооперации, ответственного выбора, субординации и распределения трудозатрат. Благоприятный психолого-педагогический климат дает ученику положительный опыт взаимодействия в разновозрастном и разнонаправленном по интересам коллективе. Уклад школьной жизни, представляющий собой живые традиции школы, дает ученику устойчивую систему идеалов общественного бытия.

Решение педсовета: коллектив выносит решение педагогического совета.

И в завершении хочется вам напомнить, что

Педагогический совет - бытие, в котором существует школа, формируется ее парадигма, складывается коллектив, пишется педагогическая поэма, вырастают крылья, реализовываются здоровые педагогические амбиции, где совершается таинство решения неразрешимых проблем. Но при одном условии: каждый приходящий на СОВЕТ, знает, зачем он там, и готов экспромтом или запрограммировано презентовать свою точку зрения, принимать решения и брать на себя ответственность.


Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Шкаруба И. А. Формирование приёма классификации у младших школьников в процессе обучения математике через урок и внеурочную деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 106–110..htm.

Аннотация. В статье представлен опыт работы с младшими школьниками по формированию умения производить классификацию объектов, что является одним из универсальных логических действий. Приём «классификация» рассматривается как способ упорядочивания материала, который помогает всё «разложить по полочкам» и установить определённый порядок. Сформулирован перечень умений, необходимых для построения классификации, и соответствующие задания, способствующие их сформированности. Статья предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования, которые призваны формировать у младших школьников универсальные учебные действия с целью развития умения учиться – как первого шага к самообразованию.

Аннотация . В статье представлен опыт работы с младшими школьниками по формированию умения производить классификацию объектов, что является одним из универсальных логических действий. Приём «классификация» рассматривается как способ упорядочивания материала, который помогает всё «разложить по полочкам» и установить определённый порядок. Сформулирован перечень умений, необходимых для построения классификации, и соответствующие задания, способствующие их сформированности. Статья предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования, которые призваны формировать у младших школьников универсальные учебные действия с целью развития умения учиться - как первого шага к самообразованию.
Ключевые слова: начальная школа, универсальные логические действия, приём «классификация», задания по построению классификации.

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования предусмотрено, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение, кроме прочих, такими логическими действиями как сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация по родовидовым признакам .

Для развития умения учиться как первого шага к самообразованию уже в начальной школе должны быть сформированы такие универсальные логические действия , как выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

В учебниках математики по разным программам имеется большое количество заданий на классификацию. Но не все младшие школьники владеют алгоритмом выполнения данной мыслительной операции. Алгоритмов этих нет и в учебниках, но любой алгоритм имеет операционную составляющую, и ребёнок должен понимать, что из себя представляет это действие, из каких более мелких операций состоит, в каком порядке выполняется.

Таким образом, перед учителем начальных классов стоит довольно сложная задача - научить своих учеников построению классификации. Сформированное умение классифицировать предметы, понятия помогает учащимся ориентироваться в большом количестве информации, облегчая процесс изучения явлений окружающего нас мира.

Под классификацией понимают распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определённое постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы .

Особенно актуально для обучения в начальной школе, когда учитель (по причине возрастных особенностей своих учеников) не имеет возможности дать определение многим научным понятиям, - всё-таки добиться понимания учениками этих понятий. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Именно во внеурочное время на кружковых, клубных, индивидуально-групповых и пр. занятиях учителя начальных классов и руководители кружков, используя большое количество пособий, могут в ненавязчивой, непринуждённой, занимательной форме на материале математики и других школьных предметов формировать у детей логическое мышление посредством знакомства с одной из форм систематизации материала - классификацией.

Опробовав в практике своей работы большое количество различных пособий, я пришла к выводу, что большим подспорьем в решении задачи обучения построению классификации и её использованию, является пособие И. Л. Никольской и Л. И. Тиграновой «Гимнастика для ума» , где в наиболее доступной для младших школьников форме раскрывается объём понятия, даются методические рекомендации учителям, приводятся комментарии к каждому внеклассному занятию.

Привожу пример: «Митя встретил в одной умной книге о животных слово классификация и решил посмотреть в словаре, что оно означает. Но найти словарь оказалось не так просто. Перерыв снизу доверху все пять полок своего книжного шкафа, Митя обнаружил словарь только на верхней полке, да и то с трудом: он был завален всяким хламом - старыми тетрадями, растрёпанными детскими книжками, альбомами с марками, разрозненными номерами журнала «Юный натуралист».

В словаре Митя прочёл: «Классификация - распределение предметов на группы (классы) по каким-нибудь отличительным признакам. Классификация всегда устанавливает определённый порядок».

«Порядок - это как раз то, что мне нужно»,- подумал Митя и стал разбирать книжный шкаф. На третью, самую удобную, полку он поставил учебники, под ними расположил тетради и альбомы, внизу поместил словари и справочники, а две верхние полки занял книгами о животных и комплектами журнала «Юный натуралист». Всё остальное было убрано в тумбочку. «Теперь я всегда легко найду то, что мне нужно»,- с удовольствием подумал Митя и, достав с нижней полки книгу, в которой ему встретилось слово классификация, раскрыл её.

Оказалось, что классификация помогает навести порядок в наших знаниях,.. «разложить их по полочкам»… Но через некоторое время оказалось, что и при такой классификации, когда расставлены по разным полкам учебники, тетради, словари и справочники, книги о животных, номера журнала «Юный натуралист» - нужную книгу или тетрадь далеко не всегда удаётся найти сразу. Попробуй, перебери 30 тетрадок, чтобы отыскать среди них тоненькую тетрадь по математике!

Столкнувшись с такими трудностями, Митя решил продолжить наведение порядка в своём шкафу. На полке с тетрадями он слева поставил все тетради по математике, затем - по русскому языку, затем - по природоведению и т. д. Подобным образом он поступил с содержимым других полок.

Таким образом, после классификации содержимого книжного шкафа по полкам Митя провёл классификации на полках, выбрав для каждой из них подходящее основание: учебники и тетради он разложил по предметам, журналы - по годам издания и т. д.

Можно было совершенствовать порядок в шкафу и далее, классифицировав каким-нибудь способом каждую группу книг и тетрадей. Порядок, наведённый таким способом, помогает, например, библиотекарю среди тысяч, а то и десятков тысяч книг быстро найти ту, которую просит читатель.

С помощью такой многоступенчатой классификации систематизируются знания в различных областях. Так, в зоологии (науке о животных) все животные классифицируются на типы, каждый тип -на классы, класс - на отряды, отряд - на семейства, семейство - на роды, род - на виды. Например, Каштанка, героиня рассказа А.П.Чехова относится к виду «собака домашняя», роду - волк, семейству волчьих, отряду хищных, классу млекопитающих, типу хордовых.

Таким образом всё многообразие животного мира приводится в систему. Для каждого животного в этой системе находится своё место. Это место всегда можно определить, указав тип, класс, отряд, семейство, роди вид, к которым относится животное. Подобным образом можно найти место жительства отдельного человека на земном шаре, зная его адрес: страну, где он живёт, республику или штат в этой стране, город или деревню, улицу, номер дома и квартиры».

Многолетний личный опыт работы в начальной школе показывает, что обязательными в перечне умений по построению классификации должны быть следующие:

- описание словами групп в готовой классификации

Пример: опиши словами каждую группу:

а) 9,18,27,36,45,54,63,72,91 (Ответ: каждое следующее число на 9 больше предыдущего; числа, делящиеся на 9, расположены в порядке возрастания и т.д.)

б) 50,60, 80,90, 120,130, 170,180

в) год, месяц, неделя, сутки

- нахождение признака, по которому произведена классификация

Пример: выбери правильный ответ

21:3=6 -произведения и частные

81:9х4<50 -верные и неверные выражения

70>27 -числовые равенства и неравенства

- классифицирование объектов по заданному основанию . Основанием классификации считается признак, по которому производится классификация.

Пример: разбей на группы именованные числа: 50 дм, 50 мин, 5 т, 50 кв.м, 5м, 5 сут, 50 ц, 50 кв.дм - по принадлежности к величинам. (Ответ: единицы длины, времени, массы, площади)

Пример: на какие две группы можно разбить данные числа? Выполни классификацию, соблюдая свойство «Быть трёхзначным числом»:222, 463, 46, 405, 88, 18, 777, 87

Пример: распредели на группы по свойству «Верное высказывание»: 7х7>64 56+7=63 80-18<70 56:8=6

- проведение классификации по самостоятельно выбранному основанию . Пример: расклассифицируй по какому-нибудь признаку слова: уменьшаемое, слагаемое, вычитаемое, сумма, разность. Проведи классификацию по двум различным основаниям. (Первое - название компонентов и результата действия; второе - нахождение неизвестного компонента действием сложения или вычитания)

Пример: на какие группы можно разделить все месяцы года? Назови все возможные варианты.

-нахождение ошибок в классификации (задания на проверку результатов классификации)

Пример: даны числа от 20 до 30 включительно. Они разбиты по свойству «делится на 3». Верно ли выполнено задание? 21,24,27 20,22,23,25,26 (Ответ: неверно. В первой группе - нет числа 30. Во второй - нет чисел 28, 29)

Пример: что лишнее? Почему?

мм, см, м, кг, дм, км

Пример: можно ли числа 5,6,7,8,9 расклассифицировать на:

а) чётные и нечётные

нечётные

б) чётные и простые

в) чётные, нечётные и простые

нечётные

Очевидно, что классификация «б» неправильная по причине того, что число 5 не вошло ни в одну группу, а классификация «в» - из-за того, что числа 7 и 9 вошли в две группы.

Следует обратить внимание учащихся на то, что все предметы должны быть распределены по классам и каждый из них входил бы только в один класс. А также на практическом примере предостеречь ещё от одной ошибки, показав, что слово «разделить» может иметь разный смысл. Разделить на группы и на части - это не одно и то же. Когда мы делим круги на большие и маленькие, те и другие остаются кругами. Если же разделить круг на половинки, то ни одну из них кругом уже не назовёшь.

Задание ученикам: чтобы разделить полоску на 4 части, достаточно сделать 3 разреза. Сколько разрезов надо сделать, чтобы разделить на 4 части бублик? Проверь свой ответ на модели из бумаги или пластилина. Вы выполняли логическую операцию деления или расчленения на части?

По мере изучения различных понятий задания на классификацию могут включать числа, выражения, равенства, уравнения, геометрические фигуры и пр. При достаточном освоении приёма классификации учащимся в дальнейшем можно предлагать более сложные задания , такие как изменение классификации в связи с добавлением новой информации; представление одной и той же классификации разными способами; самостоятельное составление классификации с преобразованием информации.

Таким образом, умение классифицировать - неотъемлемая часть логического мышления. Классификация придаёт мышлению строгость и точность.. С помощью классификации младший школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них. Овладение учащимися приёмом классификации есть один из критериев сформированности как общеучебных универсальных действий, так и универсальных логических действий.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010
  3. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975
  4. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов. - М.: Издательство «Экзамен», 2008 (Серия «Учебно-методический комплект»)

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010

Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М.: Наука, 1975

Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов. – М.: Издательство «Экзамен», 2008 (Серия «Учебно-методический комплект»)

Семёнова Н.И., кандидат технических наук. Формирование познавательных учебных действий в начальной школе на примере построения классификации. (Сайт http://ext.spb.ru)