Технологии развития речи в доу. Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации фгос дошкольного образования. «Технологии речевого развития дошкольников»

марина наумова

Тема : «Семейное воспитание » .

Цель : помочь родителям проанализировать свое родительское поведение , заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка , формах проявления любви к ребенку.

Задачи :

1. Создать доброжелательную обстановку;

2. Достичь оптимального уровня взаимодействия воспитателей и семьи через систему социального партнёрства и внедрения нетрадиционных форм работы ;

3. Выявить положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка .

Предварительная работа : съёмка на видео рассказа детей о том, как их воспитывают дома ; выставка детских рисунков «Моя семья» ; изготовление куклы берегини.

Аудитория : родители детей старшей группы.

Материалы : фломастеры, листы формат А4, подготовленные открытки для выполнения упражнений родителями , клей карандаш, проектор.

Вступление

Приветствие. Наше собрание мы посвятим теме «Семейное воспитание » . И проведем его в нетрадиционной форме .

Что мы подразумеваем под словом воспитание ?

Ответы родителей .

Давайте теперь посмотрим, что об этом думают ваши дети (показ видео с записью детей, что они думают о вопросах воспитания : «Кто тебя дома воспитывает ? И как это делают?»

Давайте с вами выполним следующее упражнение, которое называется «Ладошка» .

Каждый участник обводит контур своей ладони. На каждом пальчике напишите те качества, которые вы цените в своем ребенке.

Тест «Какой Вы родитель

Отметьте только те фразы, которые Вы часто употребляете в своей семье по отношению к ребенку (заранее изготовлены ответы, задача родителей вклеить в свою открытку)

1. Сколько раз тебе повторять? 2

2. Посоветуй мне, пожалуйста. 1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. 1

4. Какие у тебя замечательные друзья. 1

5. И в кого ты только уродился ? 2

6. Я в твои годы! 2

7. Ты моя опора и помощник. 1

8. Ну, на кого ты похож? 2

9. Ну, что за друзья у тебя. 2

10. О чём ты только думаешь? 2

11. Какой ты умник (ца) . 1

12. А как ты считаешь, сынок (дочь? 1

13. Какой ты у меня сообразительный (ая) . 1

14. У всех дети как дети, а ты! 2

Оценка результатов.

7-8 баллов. Живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют развитию и становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда откровенен.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребёнку внимательнее.

13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

Вот вы и узнали, какой вы родитель , оценили достоинства и недостатки своего ребенка.

Упражнение «В лучах родительского солнца » .

Родители рисуют круг , на нем пишут свое имя. Далее поочередно рисуют лучики и подписывают каждый из них. Что хорошего делают они для своего ребенка, какие добрые и ласковые слова говорите своему ребенку.

Игра «Рассерженные шарики» .

Родители встают в круг . Предложить надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.

«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит) . Шарики будут метаться по залу, они станут совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, то может совершать поступки, не контролируя себя.

А теперь попробуйте выпускать из него воздух маленькими «порциями» .

Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается) .

А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него) .

Из этого делаем следующий вывод : «гневом можно управлять» .

Заключение.

Дети изготовили для вас небольшие подарки, это куклы берегини. Очень давно изготавливали таких кукол, для того, чтобы они оберегали семью, приносили счастье в каждый дом. Кукла эта служила амулетом. Пусть эти куклы берегини, сделанные руками ваших детей оберегает вашу семью!



Публикации по теме:

Наша жизнь, жизнь педагогов, не стоит на месте. Новые правила, требования, стандарты… Мы их принимаем, осваиваем и применяем. Федеральный.

Нетрадиционное родительское собрание «Азбуку улицы помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда» Действующие лица: 1. Дети и родители подготовительной группы. 2. Ведущий-воспитатель подготовительной группы. 3. Помеха-Неумеха-родитель группы.

Нетрадиционное родительское собрание, посвящённое Дню города ***Зазвучала речь. Застучал топор, Люди к городу подошли, Возвели наш град У высоких гор И Саратовом нарекли Н. Палькин Здравствуйте дорогие.

Нетрадиционное родительское собрание с чаепитием «Береги здоровье смолоду» Нетрадиционное родительское собрание с чаепитием «Береги здоровье смолоду» Светлана Валентиновна Кулина Цель: Формирование у родителей.

Нетрадиционное родительское собрание в форме КВН на тему «Мы – компетентные родители» в средней группе 1. Подготовили: воспитатели средних.

Нетрадиционное родительское собрание во второй группе раннего возраста Нетрадиционное родительское собрание во второй группе раннего возраста. План: 1. Приветствие; 2. Игра «Хвастовство»; 3. Игра - как ведущий.

Нетрадиционные формы проведения

родительских собраний

Воспитатель УДО ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями - раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Однако родители - люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Родительское собрание

Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

Применяются следующие формы проведения родительских собраний:

психологический тренинг;

мастер-класс;

совместное занятие детей с родителями;

день открытых дверей;

показ театральных постановок.

Подготовка родительского собрания

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.

5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.

6. Мы приглашаем сказочного героя на собрание.

7. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.

Непосредственно перед собранием необходимо:

подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей, подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации. Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Проведение родительского собрания

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания - 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два - три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов УДО, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное - совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

3. В третьей части родительского собрания - «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Также существуют и нетрадиционные методы проведения родительских собраний.

«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое - либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Семинар - практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок - левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток - шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток - шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Елена Блудова
Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников

Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО »

Цель мастер-класса :

Повышение профессионального уровня педагогов;

Формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО .

Задачи :

1. Демонстрация опыта работы по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО

2. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками .

3. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога .

Материал и оборудование :

1. Ноутбук и проектор.

2. Презентация по теме.

3. Фото игр и образовательной деятельности .

4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

5. Брошюры.

Ход мастер-класса:

Тема : «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО »

Вступительное слово :

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать свое выступление я хотела бы со слов Е. И. Тихеевой : "Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого

мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами".

Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей , выступает культуросообразная среда , несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не случайно считается, что речь человека – это его визитная карточка, а речь педагога – это его лицо. Педагог, грамотно владеющий речью и правильно использующий методы и приемы развития речи дошкольников , в настоящее время – редкость. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования .

Сегодня я хочу показать вам несколько инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и то , как я использую их на практике .

В связи с этим, хочу задать вам вопрос : что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает «речевое развитие » ?

(педагоги думают, обсуждают)

Совершенно верно, это :

Владение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества ;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Теперь давайте вместе определим, что же влияет на речевое развитие дошкольников ?

Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе ОД , использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников .

Нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий , но и эффективно их внедрять.

На основе анализа педагогических технологий , проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить основные технологии , применяемые в системе дошкольного образования , Вы видите их на слайде.

- технологии развивающего обучения ,

- технологии проблемного обучения,

Игровые технологии ,

Компьютерные технологии ,

Здоровьесберегающие технологии

Альтернативные технологии .

Игровые педагогические технологии

Что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности ? Конечно же - это игра. Если игра является основным видом деятельности ребенка , то педагогу необходимо построить свою деятельность на ее основе . Особенность педагогической игры в том, что она познавательно направлена и имеет цель, задачи и результат.

К игровым технологиям относят :

Игры на развитие мелкой моторики ;

Театрализованные игры;

Дидактические игры;

Сюжетно-ролевые игры.

Инновационные игровые технологии – это технологии , появившиеся сравнительно недавно. В своей практике я использую следующие инновационные игровые приемы : игры «Поезд» , «Салат из сказок» . С ними я вас сейчас познакомлю.

Цель игры «Поезд» (по-другому она называется «Голова – туловище - хвост» ) – определение места звука в слове. На доску прикрепляется нарисованный поезд : голова и 2 вагона, в каждом из которых имеются кармашки. Я раздаю ребятам картинки и даю задание : определить место звука А (например) в словах. В соответствии с местом звука картинка помещается в нужный вагон. Данная игра полезна при подготовке детей к обучению грамоте.

Игра «Салат из сказок» помогает развивать не только речь ребенка, но и память, мышление, фантазию. Смысл игры состоит в том, что можно сочинить собственную сказку, смешав героев разных сказок. Давайте попробуем (на экране картинки с изображением сказок , педагоги пробуют составить новую сказку).

Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям :

Дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

развивающий материал используется в качестве ее средства;

В образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности , которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников , в результате чего и происходит речевое развитие .

В своей работе я использую игру «Что делать если…»

А сейчас предлагаю Вам поиграть со мной.

Я буду называть слова, если в слове есть звук Б, встаньте, если П – присядьте : поезд, бабочка, капуста, поле, булка, вагон, сахар, книга…

Конечно, возникает вопрос, а что делать, если заданного звука нет в слове? Таким образом мы не только развиваем внимание , но и побуждаем детей к речевой активности . Данную игру можно использовать на занятии вместо физминутки.

Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни , научить использовать полученные знания в повседневной жизни. К здоровьесберегающим технологиям можно отнести :

Артикуляционную гимнастику;

Пальчиковую гимнастику;

Су –Джок –терапию;

Дыхательную гимнастику;

Гимнастику для глаз;

Ритмопластику и т. д.

В своей работе я, помимо основных методов, использую игру «Кричалки – шепталки - молчалки» . По сигналу дети выполняют определенные задания : если я показываю карточку зеленого цвета – детям разрешается подвигаться, побегать, громко разговаривать и т. д., если карточку желтого цвета – то бегать уже нельзя, можно ходить спокойно, говорить можно только шепотом, если карточка красного цвета, то дети должны присесть и молча слушать необходимую информацию. Такую игру можно провести и в качестве физминутки.

Альтернативные технологии

В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса . С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии .

Технологию ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач – я начала использовать совсем недавно .

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей , а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов . Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Данную работу я провожу поэтапно :

На 1 ЭТАПЕ. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление , т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами : например, новую игрушку.

На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации.

Можно поиграть с детьми в ставшую уже популярной игру «Ответ на лбу» . Цель ее – угадать предмет по описанию товарищей. Давайте попробуем! (играем с педагогами)

Еще одна игра по технологии ТРИЗ – «Сказки от живых капель и клякс» .

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные) . Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы , предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы : «на что похожа твоя или моя клякса?» «Кого или что напоминает?» , далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель , клякс помогают сочинить сказку. Эта игра развивает не только речь , мышление, но и само выдувание клякс является своеобразной дыхательной гимнастикой.

Технологии развивающего обучения .

В основе технологии развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др., продолжателем которой стал Л. С. Выготский, он писал : «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития », т. е. на существенный признак развивающего обучения .

А что может являться существенным признаком развивающего обучения ? Что создает зону ближайшего развития , вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований у дошкольников ? Конечно же снова игра!

Я хочу познакомить вас с несколькими необычными, инновационными играми , которые я использую в своей работе .

«Волшебные колечки» - эта игра построена на методе мнемотехники . Она помогает запоминать небольшие стихотворения с помощью колечек с изображение определенных предметов. Так же эту игру можно использовать в качестве пальчиковой гимнастики.

Кто в деревне живет?

Лежебока – рыжий кот.

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком!

Раз, два, три, четыре, пять,

Кто в лесочке живет?

Под корягой - старый крот,

За горой лисенок,

В ельнике - лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать

Еще одна техника - «Друдлы» . Эта техника позволяет развивать мышление , воображение , фантазию, итог работы – коллективный просмотр и обсуждение рисунков – развивает речь детей .

Друдлы – картинки с изображением разных форм , иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать что изображено на картинке . Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям . Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления! Сейчас я раздам вам друдлы, ваша задача – дорисовать их. (педагоги работают)

Инновационная технология «Скрайбинг» процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Скрайбинг можно выполнять не только в виде рисунка, но и в виде аппликации, лепки, пластилинографии и т. д.

Таким образом , использование скрайбинга в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания , повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь , способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников .

«Благодарный медведь» . Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек. Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл.

Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей, опять поклонился и в лес ушёл.

Всей деревней этот мёд ели.

На этом мой мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, он был для вас полезен. В связи с этим я попрошу вас отметить свое место на лестнице успеха

Всем участникам мастер-класса вручаются сертификаты.

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию тему публичной лекции: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. (на слайде)
В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в воспитательно- образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Педагогические технологии– это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Требования к выбору технологий вы видите на экране.
В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие следующих технологий, используемых в моей практике
1. Первую технологию, о которой хочу рассказать, наверняка-ка часто берут на вооружение педагоги-практики, - это метод наглядного моделирования или (мнемотехники).
1.1. Мнемотехника (в переводе с греческого - "искусство запоминания") - это система различных приемов, облегчающих запоминание. То, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей. - забывается.
К. Д. Ушинский писал: "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету".
Задачи использования мнемотехнических средств обучения представлены на слайде:
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы.
Для обогащения словарного запаса и при отгадывании и загадывании загадок дети с большим удовольствием используют мнемоквадраты, мнемодорожки.
При обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов эффективным дидактическим материалом служат мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а также те предметы, действия и явления, которые "завязаны " вокруг них.
Овладение действием наглядного моделирования способствует развитию умственных способностей детей. Ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, в целях запоминания, развивается речь, память и мышление. Одним из приемов наглядного моделирования является геометрическая схема- круги Эйлера. С помощью символов дети наглядно отображают отношения между понятиями или множествами объектов, выкладывая их в свой круг. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
Круги Эйлера используются в процессе обучения составлению творческих и сюжетных описательных рассказов.
ВЫВОД:
Таким образом, используя в работе данную игровую технологию, я формирую социальный опыт детей, упражняю в умении находить объекты, обладающие не одним, а сразу несколькими признаками и решаю целый класс интереснейших речевых, логических задач, которые необходимы ребенку при подготовке к школе.
2. Далее я хочу остановиться на технологии активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Альфонсасовна Белобрыкина).
По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка через использование лингвистических игр.
Лингвистические игры, представленные в данной технологии, позволяют развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам такое упражнение.
Давайте попытаемся назвать полностью пословицы по двум словам.
– Кормит, портит
ЩЕЛЧОК – Труд кормит, а лень портит
– Дом, стены
ЩЕЛЧОК – Дома и стены помогают
– Семья, душа
ЩЕЛЧОК – Семья вместе – душа на месте. Замечательно!
Важнейшим условием развития речи является создание комфортного коммуникативного поля в семье, а также искренность и уместность включения формул речевого этикета в различные ситуации общения. Введению формул речевого этикета в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические семейные игры и упражнения, которые представлены сборником «Система работы по формированию речевого этикета и культуры общения». Общая цель и семьи, и детского сада - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.
В этом сборнике мною разработана система правил для смелых и упорных родителей, формулы и ситуации речевого этикета. Обращаю внимание на слайд:
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Педагогические технологии речевого развития могут не только изменять процессы воспитания и обучения, но и совершенствовать их.


Данные технологии оказывают существенное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Презентация на тему: Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Чайка» города Саки Республики Крым.

Семинар

«Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.»

Старший воспитатель Чеченева Е.М.

На современном этапе в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, а так же с введением Федерального государственного образовательного стандарта традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Изучение элементов культуры речи общей системе обучения и воспитания влияет на духовный мир ребенка и способствует решению коммуникативных задач в детском коллективе. Ф.Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов, подчеркивал, что без речевого общения невозможное полноценное развитие ребенка.

В настоящее время перед педагогами поставлены цели в решении следующих задач по развитию речи дошкольников.

Развитие связной речи дошкольников и речевого творчества детей;

Овладение детьми нормами и правилами родного языка в процессе ознакомления с окружающим миров;

Развитие у детей потребности в общении, как условия для успешной деятельности.

Для реализации поставленных задач педагогам необходимо направить свою деятельность на:

Формирование речи дошкольников через организацию разнообразной деятельности детей (как самостоятельной, так и специально организованной),

Создание условий и организации самостоятельной деятельности дошкольников (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.),

Обеспечение ежедневного индивидуального речевого общения с детьми(по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.),

Проведение непосредственной образовательной деятельности,

Использование новых инновационных форм.

По мнению известных педагогов и психологов (И.Гальперина, О.Леонтьева, С.Рубинштейна), речевое общение – это специфический вид деятельности, который характеризуется целенаправленностью, структурой, планомерностью и включает в себя такие структурные компоненты, как цель и мотив. Все действия и поступки совершаются, по тем или иным мотивам и направленны на достижение определенной целей и в свою очередь вызывают поисковую активность; формирование умений и навыков, благодаря которым происходит развитие речевой деятельности.

Развитие речевых способностей у детей заключаются в следующем:

Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности:

Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи:

Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.

При рассмотрении проблемы развития связной речи дошкольников можно выделить три основных направления:

Структурное (фонетика, лексика и грамматика),

Функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого развития). В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст, ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка

Когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

Развитие речи дошкольников нельзя рассматривать отдельно от всей остальной деятельности. Наиболее тесно связано развитие речи и интеллектуальное развитие дошкольников. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, явление, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения и т. д.

В психологии принято рассматривать 3 основных показателя развития связной речи:

Ее содержательность (достоверность, глубина, полнота, доступность и др.) ;

Логика выражения;

Форма выражения (эмоциональность изложения, структура высказывания, иными словами, умение выразить свои мысли в речи.

Главное достижение детей дошкольного возраста это развитие монологической речи.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа,

Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, рассуждать, возражать, объяснять,

Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации,

Развитие связной речи предполагает работу по развитию двух форм речи: диалогической и монологической.

Рассмотрим сущность и структуру диалога, который возникает в свободном речевом общении и является базой для естественного развития грамматических навыков, обогащения словаря, приобретения навыков связной речи. По мнению Г.Леушиной диалогическое общение является первичной формой общения ребенка.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией.

Диалог - это сотрудничество, поскольку все его участники вместе работают для достижения понимания. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений минимальной синтаксической сложности с использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.

Диалог является естественной средой развития личности. В развитых формах диалог - не просто бытовой ситуативный разговор; это богатое мыслями контекстное общение, вид логического, содержательного взаимодействия.

Диалог является наиболее социально значимой для дошкольников формой общения.

Для развития диалога используются беседы на самые разнообразные темы, игры и упражнения на развитие умения слушать, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста.

Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседы бывают - воспроизводящие и обобщающие (это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Построение беседы:

Начало (цель - вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. В начале беседы желательно также сформулировать и тему, цель предстоящего разговора, обосновать важность его, объяснить детям мотивы ее выбора.)

Основная часть беседы (может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам.

Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы.

Приемы обучения:

1. Вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связи между объектами: почему? зачем? чем похожи?; стимулирующие обобщение: про каких ребят можно сказать, что это друзья? ; репродуктивные вопросы (простые по содержанию) : что? где?

2. Объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений или отрывков, в т. ч. пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровы е приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации,

3. Приемы активизации детей для беседы: индивидуальный разговор с ребенком, его родителями и т. д., дифференциация вопросов и заданий к беседе, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.

В дошкольном возрасте происходит обучение двум типам устной монологической речи: пересказ и рассказывание.

Приемы обучения пересказу :

Образец, чтение произведения,

Вопросы, объяснения и указания,

Обращение к личному опыту детей,

Подсказ слова или фразы воспитателем,

Совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях,

Отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз,

Пересказ по частям,

Пересказ по ролям,

Хоровое проговаривание,

Игра-драматизация или инсценировка текста.

Рассказ - самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события.

Составление рассказа - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам выбрать речевую форму повествования и определить содержание. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему).

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Однако без специально организованной деятельности немногие дети достигают высокого уровня развития речевых способностей.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования.

В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.

На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Методы ТРИЗ –можно использовать элементы в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: Во время прогулок использовать приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т.д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика, мышление. Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Предлагаю вашему вниманию несколько методик и игр: «Сенсорный ящик», «Эмпатия», «Системный оператор». Игры: «Наоборот», «Эхо», «По кругу», «Что – то часть чего то», «Да-нет».

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи .

Технология дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка. Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения, делает соответствующие заметки в виде карт индивидуального развития ребёнка. На основе длительного сбора информаций, воспитатель отмечает достижения ребёнка. В схеме содержания карты прослеживается уровень зрелости нервных процессов, умственное развитие, в которое входит: внимание, память, мышление. Отдельное место отводится речевому развитию: звуковая сторона речи, смысловая сторона речи – а это развитие связной речи, активизация словаря, грамматического строя речи. Для примера, «Индивидуальная программа познавательного общения взрослого с ребёнком» М. Ю. Сторожевой.

Игровые технологии.

Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному.

Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления, памяти, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры – инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр.

Технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича . Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Четырёхцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо соты».

Метод проектов.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагог задаёт детям три вопроса:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?

Что мы узнали?

Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Метод наглядного моделирования.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

Карты Проппа . Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа их 31. Но разумеется не каждая сказка содержит их в полном объёме. Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так называемые «подготовительные игры», в которых дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,

На чём можно отправиться за тридевять земель? – ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, на сером волке;

Что помогает указать дорогу? – колечко, пёрышко, клубок;

Вспомните помощников, помогающих выполнить любое указание сказочного героя – молодцы из ларца, двое из сумы, джин из бутылки;

Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? – волшебные слова, волшебная палочка.

Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.