Козни и казни от ромула до наших дней. От Ромула до наших дней…. Философия наших дней

…приехали ко мне гости: Захар Кириллович Чухопупенко, Степан Иванович Курочка, Тарас Иванович Смачьненький, заседатель Харлампий Кириллович Хлоста; приехал еще… вот позабыл, право, имя и фамилию… Осип… Осип… Боже мой, его знает весь Миргород! он еще, когда говорит, то всегда щелкнет наперед пальцем и подопрется в боки… Н. В. Гоголь. Вечера на хутора близ Диканьки


Начало римской истории творили люди, известные нам только по имени. Основатели Рима - это Ромул и Рем. А какова их фамилия? Дед этих прославленных близнецов назывался Прока - и только. Отец был Нумитор; воспитателем младенцев, после того как злые люди их покинули, а добрая волчиха выкормила, стал некий Фаустул. Но напрасно мы с вами стали бы рыться в источниках, в надежде найти где-либо их имена с отчествами и фамилиями: ни того, ни другого древний Рим не знал. Не везде было так. В соседней Греции фамилии тоже отсутствовали, зато «патронимические образования», напоминающие наши отчества, пользовались, как мы видели в предыдущей главе, широким распространением. Более того, к концу греческой истории из них начало выкристаллизовываться даже и нечто, отдаленно напоминающее наши фамилии. И впрямь, родоначальником греко-египетских царей, правивших с третьего до первого веков до нашей эры, был некто Лаг (Лагос). Понятно, что первый из этих царей, сын Лага Птолемей I, именовался Птолемеем Лагидом, то есть «Лаговичем». Известно также, что у него было личное прозвище - Сотер (Спаситель); он оказал большую помощь жителям Родоса во время одной из войн. Потомки Сотера царствовали в Египте более двух веков. По установившейся традиции, все они назывались одинаково: Птолемей (Воитель); это имя они наследовали от пращура. Но прозвище каждый из них получал свое, связанное с его личными свойствами и особенностями: Птолемея II, например, звали Филадельфом, что означает Братолюбивый или Сестролюбивый; Птолемея IV - Филопатром (Отцелюбцем); шестого, наоборот, - Филометром (Матерелюбивым). Третий и седьмой Птолемей заслужили прозвания Евергетов, то есть Благодетелей. Прозвища, какими бы почетными они ни были, оставались в этом роду личными кличками, а ведь «фамилия» тем и отличается от клички, что переходит от поколения к поколению по наследству . И вот, как это ни неожиданно на первый взгляд, наследственным для всех Птолемеев оказалось отчество их родоначальника: всех их мы знаем как Лагидов , то есть как «Лаговичей». Странность эта - чисто кажущаяся: в нашей русской истории известны такие же или очень похожие явления. Никому не ведомо, были ли дети у полулегендарного варяга Рюрика, первого великого князя Руси. Однако до самой Октябрьской революции множество родовитых семей горделиво причисляло себя к Рюриковичам. Что это - фамилия? Ничего подобного: «Рюриковичами» были и Барятинские, и Горчаковы, и Долгорукие, и Оболенские, и Шуйские, и Мусоргские. Слово же «Рюрикович» (по своей форме - отчество) стало означать куда более общее понятие: «принадлежащий к самым родовитым семьям». Примерно то же случилось и со словом «Лагид» в древнем мире. Оно, еще не сделавшись в нашем смысле слова «фамилией», перестало иметь что-либо общее с обычным греческим «отчеством»: «сын Лага». Оно стало означать - «потомок». Прошли века, и нынешние греки, так сказать эллиниды, потомки древних эллинов, приобрели себе фамилии уже другого, западноевропейского, понятного нам покроя. Многие из них тоже выросли из отчеств; но это уже не те отчества, которые знал античный мир. В современной Греции есть чисто греческие патронимические фамилии: они оканчиваются на «-пуло-с», а это «‑пулос», по свидетельству лингвистов, соответствует нашему «-ёнок» (жеребенок, осленок), обозначающему любое маленькое существо, детеныша; есть и вошедшие в употребление под влиянием турок: эти кончаются на «-огло», от турецкого «огул» - «парень, сын». Но в древнейшее время никаких «фамилий» не было, да они были и не нужны. Почему не нужны? Очень понятно: мир для каждого человека был еще так мал и прост, что одно единственное имя в сочетании с именем отца уже достаточно давало понять, о ком именно идет речь. Каждый изобретал своему дитяти любое имя; имен было много разных, совпадали они сравнительно редко, и, сказав; «Перикл, сын Ксантиппа» или «Софокл, сын Софилла» - вы не рисковали услышать вопрос: «А который это из Софоклов Софиллидов?» Если же такой вопрос и возникал, - как легко было его разрешить. «Тот, который сочиняет славные трагедии». «Та, которую именуют прекраснейшей в Афинах»… Словом, тот, который, «когда говорит, всегда наперед щелкнет пальцем и подопрется в боки». «А! Ну как же, знаем, знаем!» (В главе Х «Мертвых душ» Гоголь упоминает какого-то Семена Ивановича, никогда не называвшегося по фамилии. Зато он сообщает сейчас же о нем, что тот носил «на указательном пальце перстень, который давал рассматривать дамам». Эта интересная примета должна была, в представлении жителей «губернского города Эн Эн», заменить такой важный признак, как фамилия человека, и, видимо, заменяла удовлетворительно: никто не путал этого Семена Ивановича с другими.) В Древнем Риме обогащение личных имен пошло по пути, резко отличному от греческого. Каждый, кто учил в школе римскую историю, помнит: все знаменитые римляне носили не менее как по три имени каждый. Кай Юлий Цезарь; Марк Туллий Цицерон; даже злополучный Лепид, которого старые учебники именовали не иначе, как «незначительным Лепидом», и тот именовался не хуже других: «Маркус Эмилиус Лепидус». (Слово «lepidus» означало по-латыни «хороший, приятный».). Как это прикажете понимать? Что перед нами - имя, отчество и фамилия или нечто совсем иное? А вот слушайте!

От Ромула до наших дней

Книжн. О рассказе, начатом издалека. /i> Выражение из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1823–1831 гг.). БМС 1998, 495.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "От Ромула до наших дней" в других словарях:

    Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823 1831) А. С. Пушкина (1799 1837) (гл. 1, строфа 6). Ромул был, согласно римской мифологии, основателем Рима. см. также В хронологической пыли. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.:… …

    Онегин, Евгений ("Евгений Онегин") - Смотри также Родился на брегах Невы. Онегин помещик, заводов, вод, лесов, земель хозяин полный, роскоши дитя. Молод: к концу романа ему 26 годов. Умен. В детстве Евгений был резв и мил; сперва madame за ним ходила, потом ее сменил… … Словарь литературных типов

    Дня, м. 1. Часть суток от восхода до захода солнца, от утра до вечера. Солнечный день. □ День незаметно клонился к вечеру, и вот уже сияло золотисто светлое предзакатное небо на западе. Бунин, Далекое. Незаметная, но хлопотливая и суетная жизнь… … Малый академический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Близнецы (значения). Близнецы дети одной матери, развившиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результате одних родов практически одновременно. Выделяют два основных типа… … Википедия

    ХРАНИТЬ, храню, хранишь, несовер. 1. что. Беречь, сохранять, не уничтожать. Он хранит все получаемые им письма. || что где или как. Сберегать, прятать, держать где нибудь так, чтобы иметь в целости, в безопасности. Хранить деньги под замком (см.… … Толковый словарь Ушакова

    Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823 1831) А. С. Пушкина (1799 1837) (гл. 1, строфа 6): Он рыться не имел охоты В хронологической пыли Бытописания земли; Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. Обычно… … Словарь крылатых слов и выражений

    Исторический анекдот короткая поучительная история из жизни. История обязательно должна происходить с реальными людьми, в реально существующих местах, и базироваться на реальной жизни. Исторический анекдот не является разновидностью… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Определение. Определение в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно относится к прилагательному. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?» … Википедия

    анекдот - (от греч. anekdotos неизданный) 1) Краткий вымышленный устный рассказ на злободневную тему, имеющий обязательную остроумную концовку, сатирическую или шутливую окраску. Например: Господи! Смерти прошу у тебя, господи! Смерти прошу, не откажи,… … Словарь литературоведческих терминов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Определение. Определение (или атрибут) в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает… … Википедия

Книги

  • Детский плутарх. Великие и знаменитые. Древний Рим. От Ромула до Аттилы , Отсутствует. «Детский плутарх» – собрание иллюстрированных жизнеописаний выдающихся людей от древности до наших дней. В книге в увлекательной форме рассказывается о пророках, правителях, полководцах,…

От Ромула до наших дней
Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 1, строфа 6).
Ромул был, согласно римской мифологии, основателем Рима.
см. также В хронологической пыли.

  • - второе по величине религиозное объединение, претендующее на роль подлинного преемника церкви, созданной Джозефом Смитом-младшим в 1830 в Ла-Фейетте...

    Энциклопедия Кольера

  • - палестины - места глухие, отдаленные Ср. Отец Павла Афанасьевича, узнав также о прибытии Василия, отправился в Лучиновку с намерением поздравить любезного гостя с прибытием в родные палестины. Тургенев...
  • - нареч, кол-во синонимов: 1 свистать всех наверх...

    Словарь синонимов

  • - ЗНАТЬ 1, зна́ю, зна́ешь; несов...

    Толковый словарь Ожегова

  • - каковы мы! кто мы! Ср. с теткой, с людьми обращался дерзко. Я, дескать, художник, вольный казак! Знай наших! Тургенев. Записки охотника. Татьяна Борисовна. Ср. Первое дело, оделся франтом, знай дескать, наших...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - ъ - каковы мы! кто мы! Ср. съ теткой, съ людьми обращался дерзко. Я, дескать, художникъ, вольный казакъ! ъ! Тургеневъ. Записки Охотника. Татьяна Борисовна. Ср. Первое дѣло, одѣлся франтомъ, знай дескать, нашихъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Прост. Экспрес. Нам есть чем гордиться; вот мы какие в отличие от других. - Молодец, молодец! - закричали ему со всех сторон. - - произнёс он самодовольно...
  • - Прост. Экспрес. Шутливый возглас, призывающий помочь тому, на кого нападают, кого опережают в чём-либо. Она принялась колотить меня кулачишком...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Постоим за своих...
  • - См. НАРОД -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Дон. Родственник. СДГ 3, 95...
  • - Прикам. О людях, превосходящих говорящего по положению, достоинствам. МФС, 55...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Книжн. О рассказе, начатом издалека. /i> Выражение из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» . БМС 1998, 495...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 в нашей власти...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 7 державшийся доходивший доходивший до нас остававшийся сберегавшийся сохранявшийся удерживавшийся...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 7 дошедший дошедший до нас оставшийся сберегшийся сохранившийся удержавшийся уцелевший...

    Словарь синонимов

"От Ромула до наших дней" в книгах

От Гомера до наших дней

автора Даниэл Милан

От Гильгамеша до наших дней

автора Акимушкин Игорь Иванович

От Гомера до наших дней

Из книги Тайные тропы носителей смерти автора Даниэл Милан

От Гильгамеша до наших дней

Из книги Мир животных. Том 3 [Рассказы о птицах] автора Акимушкин Игорь Иванович

От Гильгамеша до наших дней При наступлении дня седьмого Вынес голубя и отпустил я; Отправившись, голубь назад вернулся: Места не нашел, прилетел обратно. Нет, не о Ное идет речь, хотя почти теми же словами и то же сказано в библии. Не из библии этот стих – из сказания о

Мистерии наших дней

Из книги Дневник дерзаний и тревог автора Киле Петр

Мистерии наших дней 22 июня 2006 года.С приведением в новый порядок списка сонетов на сайте, с делением на три части, а работа будет идти над четвертой частью, я впервые ощутил, что они легли в мою душу как нечто безусловное. До сих пор я воспринимал отдельные сонеты и в целом

От войны до наших дней

Из книги Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах автора Гречко Матвей

От войны до наших дней С тех пор метро развивалось, развивалось и развивалось. Замкнулась кольцевая ветка, были закончены старые радиусы, сооружены новые… В 1950-м году Мария Миронова пела песенку с таким припевом: До чего ж оно хитро, До чего ж оно хитро, До чего ж оно все

Наркоман наших дней

Из книги Наркотики и яды [Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения] автора Петров Василий Иванович

Наркоман наших дней В отличие от классического довоенного наркомана наркоман шестидесятых годов двадцатого века характеризуется новыми отличительными чертами. Возраст его, чаще всего, от четырнадцати до двадцати пяти лет. Своей привычки употребления наркотиков он не

ГЛАВА 4. «ОТ РОМУЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ...»

Из книги НЛО и пришельцы: вторжение на землю автора Колчин Герман Константинович

Близнецы: от Ромула до наших дней

Из книги Люди-феномены автора Непомнящий Николай Николаевич

Близнецы: от Ромула до наших дней Во все времена образ человека, повторенный дважды или трижды, вызывал удивление и любопытство. Представления о близнецах многообразны и противоречивы: от почитания до демонического страха и даже озлобления.Из специальной литературы

Камера наших дней

Из книги Возвращённые метафизики: жизнеописания, эссе, стихотворения в прозе автора Зорин Иван Васильевич

Камера наших дней Белковую жизнь ограничивает коридор температур, клетка метаболизма, потолок давлений; в условия нашего существования входит также кислород культуры - узкий туннель психологии, эстетики, философии, лексики и морали эпохи. Неведомое солнце излучает

4. Философия наших дней

Из книги Основы философии автора Канке Виктор Андреевич

4. Философия наших дней 4.1. О состоянии современной философии Основные направления современной философииСовременная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать

Полольники наших дней

Из книги Умный огород в деталях автора Курдюмов Николай Иванович

Полольники наших дней По полю мчался трактор, слегка попахивая… По сути, это пропашники, претерпевшие сильную деградацию. Они не просто упрощены, но упрощены с потерей многих ценных качеств. Но, всё равно, это - лучше, чем тяпка, многократно.Иногда они бывают в продаже, но

Папство наших дней

Из книги История папства автора Гергей Енё

Папство наших дней Ныне можно уже считать несомненным фактом, что в 1958 году с Иоанна XXIII и созванного им собора реформ началась новая эпоха, новое направление в истории папства и римско-католической церкви. Аджорнаменто (aggiornamento - обновление, модернизация, приведение в

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ «Аптекарь: Всыпь этот порошок в любую Жидкость и выпей все. Имей ты больше Сил, чем двадцать человек – умрешь Мгновенно». В. Шекспир. «Ромео и Джульетта». ОСНОВАНИЕ ПОЛЬШИ И ЧАША ЯДА Легендарный польский король VIII века Лешек завещал после

От Ромула до наших дней

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

От Ромула до наших дней Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 1, строфа 6).Ромул был, согласно римской мифологии, основателем Рима.См. также В хронологической

Можно ли сомневаться в том, что интонация присуща речи с начала ее зарождения? Думаем, что нет. А вот на вопрос, когда на нее обратили внимание, когда она стала объектом научного изучения и почему, ответить без знания истории науки трудно.

Интонация заинтересовала прежде всего теоретиков ораторского искусства еще в античные времена. Оратор должен уметь говорить четко, ясно, чтобы все понимали, о чем он ведет речь. Кроме того, оратор должен воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателей, должен уметь завоевать их симпатию, склонить на свою сторону, вызвать нужную ему

реакцию. Он должен знать, как это сделать, какие средства звучащей речи необходимо для этого использовать. Вот почему ораторы Древней Греции и Древнего Рима, закладывая основы ораторского искусства, писали и об интонации.

В их трудах, дошедших до нас, описана речевая мелодия, определено ее отличие от музыкальной, охарактеризованы ритм, темп, паузы, говорится о важности разделения потока речи на смысловые части. Можно, действительно, сказать, что интонацией стали интересоваться со времен легендарного Ромула, основавшего Рим.

Проблема интонации привлекла теоретиков публичной речи и в средние века. Но для нас больший интерес представляют работы, появившиеся в России в 18 столетии. Именно в это время формулируются основные теоретические положения ораторского искусства, которые остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких теоретиков был М. В. Ломоносов. Часть четвертая его «Краткого руководства к риторике» называется «О произношении». Здесь он пишет о том, что произношение «имеет великую силу», поэтому «кто подлинный ритор быть желает, тот в приличном слову произношении должен часто упражняться и наблюдать следующие правила».

Каковы же они? М. В. Ломоносов советует:

Слово произносить должно голосом чистым, непрерывным, не грубым, средним, то есть не очень кричным или весьма низким, равным, то есть не надлежит вскрикивать вдруг весьма громко и вдруг книзу опускаться, и, напротив того, неприлично произносить одним тоном, без всякого повышения или понижения, но, как произносимый разум требует: умеренно повышать и понижать должно и голос. В вопрошениях, в восклицаниях и в других сильных фигурах надлежит оный возносить с некоторым стремлением и отрывом. В истолковании и в нежных фигурах должно говорить равнее и несколько пониже; радостную материю веселым, плачевную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном. И словом, голос свой управлять должен ритор по состоянию и свойствам предлагаемыя материи.

Культура и искусство речи -

мснснис тона, его повышение или понижение, на силу звучания, пишет об особенностях интонации вопросительных и восклицательных предложений, о тембре при передаче различных эмоций. В следующем параграфе речь идет о членении высказывания на смысловые отрезки, о паузах, которые оформляют это деление, и наконец, о темпе речи. Процитируем М. В. Ломоносова:

Каждый период должно произносить отдельно от прочих, то есть, окончив оный, несколько остановиться: части его, разделенные двоеточиями и запятыми, отделять малою переменою голоса и едва чувствительною остановкою: каждое речение, склад и литеру выговаривать чисто и ясно и в один дух из-лишно не захватывать, ибо сие понуждает часто в непристойном месте остановиться или, несколько складов не договоря, пропустить. Не надобно очень спешить или излишнюю протяжность употреблять, для того, что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно.

В 18-19 веках с развитием театрального искусства интонацию начинают рассматривать как важный элемент сценической речи. Для актера, как и для оратора, звучащая речь - основное средство передачи мыслей, чувств, средство воздействия на зрителей, поэтому актер должен уметь использовать все возможности языка, знать его законы.

Специалисты по выразительному чтению, актерскому мастерству, сравнивая сценическую речь с обыденной, определили особенности ее интонации. На примере анализа художественного произведения они показали, какую функцию выполняет интонация, каковы ее составляющие, с какой интонацией следует читать то или иное произведение.

Особое внимание уделялось связи пунктуации с характером произношения текста, подчеркивалось, что знаки препинания определяют место пауз и их длительность, указывают границы речевых отрезков, требуют повышения или понижения тона. Важно знать, что уже в то время правильно определили зависимость интенсивности произношения от логического ударения, от порядка слов в предложении, от того, к какой части речи принадлежит слово, каким членом предложения является и какое место в нем занимает.

Теоретические высказывания о характере русской интонации и советы по практическому ее использова-

Звучащая речь и ее особенности нию в сценической речи обобщил и развил дальше К. С. Станиславский. В сочинениях «Работа актера над собой», «Работа актера над ролью», «Моя жизнь в искусстве» он неоднократно обращается к вопросу о звучащей речи, высказывает ряд интересных суждений и всегда облекает их в живую, красочную, увлекательную форму.

Читать его сочинения - одно удовольствие. Многое иначе начинаешь воспринимать и понимать. Вот, например, как он описывает нашу речь, наше произношение:

Я понял еще, что все люди как в жизни, так и на сцене говорят ужасно. <..>

Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо буквы Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласная С звучит у нас, как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подменными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. <..>

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает мне пьяного, а скороговорка - пляску святого Витта [ 10, 56 ].

Проводя эксперименты со своим голосом, следя за его изменениями в результате специальных упражнений, внимательно прислушиваясь к интонации драматических и оперных актеров, беседуя с мастерами сцены об их работе над голосом, Станиславский пришел к выводу: характер интонации, окраска голоса зависит как от звучания гласных, так и согласных. Он любил повторять фразу: «Гласные - река, согласные - берега». Пение с рыхлыми согласными, по образному вы-

Культура и искусство речи -

Звучащая речь и ее особенности

ражению Станиславского, уподобляется реке без берегов, превратившейся в разлив с болотом, с топью, в которых вязнут и тонут слова.

Разрабатывая теорию интонации, он стремился осмыслить роль и функцию согласных в звучащей речи, их отличительные физиологические и акустические особенности. Так, о сонорных и звонких шумных согласных пишет:

В этих звуках ясно различаешь тянущуюся ноту гортанного происхождения, которая поет почти так же, как гласные. Разница лишь в том, что звук не выходит наружу сразу и беспрепятственно, а задерживается зажимом в разных местах, от которых и получает соответствующую окраску. Когда же этот зажим, задерживающий гортанные звуковые накопления, лопается, то звук вылетает наружу. Так, например, при Б накопляемое гортанное гудение задерживается сжатием обеих губ, которые дают звуку характерную для него окраску. После разжатия зажима происходит лопание, и звук свободно вылетает наружу [ 10, 62 ].

По глубокому убеждению Станиславского, чтобы Овладеть в совершенстве интонацией, необходимо знать, При каком положении рта, губ, языка они образуются, то есть знать устройство речевого аппарата, его резонаторов. И не только знать его устройство, но и четко представлять, какой оттенок приобретает звук в зависимости от того, в какой полости он резонирует, куда направлен. Например, специалисты по вокалу считают, что звук, который «кладется на зубы» или посылается «в кость», то есть в череп, приобретает металл и силу, звуки, которые попадают в мягкие части нёба ЕЛИ в голосовую щель, резонируют, как в вате.

А губы? Насколько важна для образования звуков хорошо развитая их артикуляция. Вот какой, по словам Станиславского, она бывает у натренированного артиста:

Я внимательно следил за его губами. Они напоминали мне тщательно пришлифованные клапаны духового музыкального инструмента. При их открытии или закрытии воздух не просачивается в щели. Благодаря этой математической точности звук получает исключительную четкость и чистоту. В таком совершенном речевом аппарате артикуляция губ производится с невероятной легкостью, быстротой и точностью,

Затем Станиславский сравнивает с артикуляцией своих губ:

У меня не то. Как клапаны дешевого инструмента плохой фабрики, мои губы недостаточно плотно сжимаются. Они пропускают воздух, они отскакивают, у них плохая пришлифовка. Благодаря этому согласные не получают необходимой четкости и чистоты.

Заканчивается рассуждение о роли артикуляции губ словами:

Когда вы это поймете так же, как теперь понял это я, вы сами сознательно захотите заняться и развить артикуляцию губного аппарата, языка и всех тех частей, которые четко вытачивают и оформляют согласные [ 10, 65-66 ].

Конечно, не у каждого человека бывает сильный, гибкий, с большим диапазоном голос. Он может быть хриплым, гнусавым, очень слабым, блеклым, невыразительным. Станиславский предупреждает, что некоторые недостатки вокала неисправимы, таково их природное свойство или результат болезни голоса. Но чаще всего голосовые изъяны можно устранить с помощью правильной постановки звука, а при болезни - с помощью лечения. В любом случае надо использовать все средства, чтобы быть всегда «в голосе», то есть «чувствовать, чт*% можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и сильно передает все мельчайшие детали, переливы, оттенки творчества».

«Как же этого добиться?» - спросите вы, дорогой читатель. Ведь вам тоже нужно знать это. Особенно если вы мечтаете служить искусству, быть актером или станете ученым и ваш долг - нести знания народу, выступать с лекциями. Да кем бы вы ни стали, политиком, бизнесменом, врачом, учителем, юристом, священником - следует научиться владеть и управлять своим голосом.

Известная французская актриса Марина Влади вспоминает, как В. Высоцкий готовился к выступлениям:

Тело свое ты разогреваешь перед каждым спектаклем, делая специальную гимнастику актера. .. Тебе такая гимнастика просто необходима. В «Гамлете» ты теряешь за один спектакль два-три килограмма. В «Жизни Галилея» - еще больше, потому что четыре

Культура и искусство речи -

часа ты не покидаешь сцену. Именно благодаря этим упражнениям твой знаменитый голос, хриплый, когда ты поешь, становится по-настоящему ясным и сильным на сцене. Я не помню, чтобы у тебя хоть раз совершенно пропал голос, а ведь это - постоянный страх артистов.

Примечателен и такой факт. Станиславский, приступив к занятиям по исправлению своей речи, дал обет:

Буду все время, постоянно следить за собой и за постановкой голоса! Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путем я разучусь говорить неправильно.

Не следует ли и всем нам прислушаться к этому совету?

Контрольные вопросы и задания

1. На что обращал внимание М. В. Ломоносов, говоря о звучащей речи?

2. О каких недостатках устной речи писал К. С. Станиславский?

3. От чего зависит характер интонации?

4. Что необходимо знать, чтобы в совершенстве овладеть интонацией?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Исходное положение. Основная стойка - пятки соприкасаются, носки несколько развернуты, спина прямая, голова держится прямо, руки по швам.

На счет «раз» - вытянуть руки перед собой на одном уровне с плечами, ладони касаются друг друга.

На счет «два» - подняться на носки, одновременно откидывая руки назад на уровне плеч.

На счет «три» - опуститься на всю ступню, руки идут вверх, делают хлопок.

На счет «четыре» - принять основную стойку.

Темп медленный. При подъеме на носки - вдох, при опускании - выдох. Следите за тем, чтобы" руки не были напряжены. Повторить четыре раза.

Задание 2. Основная стойка. Руки на поясе. На счет «раз» - подняться на носки, отводя локти назад.

Звучащая речь и ее особенности -

На счет «два» - опуститься на всю ступню, локти вперед.

Задание 3. Исходное положение. Основная стойка.

На счет «раз» - подняться на носки, руки развести в стороны.

На счет «два» - присесть на носках, колени вместе, руки вперед, спина прямая.

На счет «три» - подняться на носки, развести руки в стороны.

На счет «четыре» - вернуться в основную стойку.

Темп медленный. При подъеме на носки - вдох при опускании - выдох. Повторить четыре раза.

Задание 4. Исходное положение. Основная стойка. Ноги на ширине плеч.

На счет «раз» - наклонить туловище вперед до горизонтального положения. Спина прямая, руки в стороны, голова приподнята (смотреть вперед).

На счет «два» - возвратиться в исходное положение.

Темп медленный. При наклоне вперед - выдох, при выпрямлении - вдох. Повторить четыре раза.

Задание 5. Исходное положение. Ноги на ширине плеч, руки на поясе.

На счет «раз» - наклон туловища влево.

На счет «три» - наклон туловища вправо.

Темп средний. Наклоняться в сторону до предела. При наклоне - выдох, при подъеме - вдох. Повторить по четыре раза в каждую сторону.

Задание 6. Исходное положение. Основная стойка.

На счет «раз» - подняться на носки с одновременным подъемом рук вперед и разведением их в стороны.

На счет «два» - наклониться вперед, руки касаются носков, медленно опуститься на всю ступню.

Темп медленный. При подъеме на носки - вдох, при опускании - выдох. Повторить четыре раза.

Задание 7. Исходное положение. Ноги на ширине плеч, руки перед грудью, ладони вниз.

На счет «раз» - поворот корпуса вправо, правая

Культура и искусство речи -

рука в сторону, левая - перед грудью.

На счет «два» - вернуться в исходное положение.

На счет «три» - поворот корпуса влево, левая рука- в сторону, правая - перед грудью.

На счет «четыре» - вернуться в исходное положение.

Темп средний. В исходном положении - вдох, при повороте выдох. Повторить по четыре раза в каждую сторону.

Задание 8. Исходное положение. Ноги на ширине плеч, руки на бедрах.

На счет «раз» - наклон вправо, правая рука скользит по ноге вниз, левая - по туловищу вверх.

На счет «два» - вернуться в исходное положение, сохраняя скольжение рук.

На счет «три» - наклон влево, левая рука скользит по ноге вниз, правая - по туловищу вверх.

На счет «четыре» - вернуться в исходное положение, сохраняя скольжение рук.

Темп медленный. В исходном положении и при подъеме - вдох, при наклонах - выдох. Повторить по четыре раза в каждую сторону.

Упражнения можно включить в ежедневную утреннюю зарядку. Со временем можно доводить каждое упражнение до пяти-шести повторений.

Задание 9 («.Надувной жилет»). Представьте себе, что на вас надет резиновый надувной жилет или даже корсет. Он плотно обхватывает нижние ребра и, постепенно наполняясь воздухом, не сжимает, а равномерно расширяет вперед и в стороны нижний отдел грудной клетки.

Накачивайте в него воздух энергично, но плавно. Вдох свободный, глубокий. Воздух легко вливается в легкие через нос.

Теперь энергично выдохните воздух через чуть напряженные (сложенные как для свиста) губы (вы вынули пробку в жилете): «ффф-ффф-фффууу...». Выдувайте воздух постепенно, а не выбрасывайте его сразу. Следите за тем, чтобы у вас не раздувались щеки!

Проделайте упражнение два-три раза.

Это упражнение можно соединить с упражнением «Насос» (см. с. 338) и делать это вдвоем. Один накачивает жилет, надетый на другого, затем открывает пробку и воздух медленной струей активно выходит из него: ФФф-ффф-фффу!». Затем исполнители меняются места-

Звучащая речь и ее особенности -

Задание 10 («Прачка»}. Прачка стирает белье на стиральной доске. Движения рук по доске вниз и при наклонах корпуса сопровождаются энергичным выдохом: «фффу!».

При распрямлении корпуса и сокращении рук на себя вверх - вдох.

Повторить три-четыре раза.

Упражнения делайте легко, свободно, не перенапрягаясь. Осваивайте их постепенно. Не стремитесь освоить все упражнения за один раз!

Задание 11 («Бумажный кораблик»). Сделайте из плотной бумаги кораблик и, поставив его на гладкую поверхность стола, подуйте на него. Вы увидите, как ваш кораблик легко заскользит по столу.

Расставьте на пути кораблика три-четыре спичечных коробка и заставьте его, управляемого струей выдыхаемого воздуха, обойти, не задев препятствия.

Теперь введите кораблик в «гавань», отгороженную на другом конце стола.

Выдох должен быть сильным, точно сфокусированным. Следите за тем, чтобы у вас не раздувались щеки, не напрягались шея и плечи.

Задание 12 («Морской бойъ). В нем могут участвовать два-три человека.

Устройте морской бой, пытаясь одним корабликам загородить вход в «гавань», а другим обойти его или таранить увертывающиеся кораблики противника.

Не сдувайте «вражеские» кораблики, их можно только таранить своим.

Следите за четко сфокусированным выдохом. Не раздувайте щеки, не напрягайтесь. Плечи и шея должны быть свободными от напряжения.

Задание 13 («Очищающее дыхание»). Внимание! Упражнение очень сильное! Прежде чем начинать его, внимательно прочтите описание и мысленно примерьтесь к нему.

Делайте только один раз!

1. Медленно, но энергично втягивайте воздух через нос, пока легкие не будут целиком (не чрезмерно!) заполнены воздухом.

2. Задержите воздух на 2 - 3 секунды.

3. Сложив губы, как для свиста, короткими энергичными толчками выдувайте воздух, перекрывая вы-

Культура и искусство речи -

дох после каждого толчка, не делая добора между ними. Выталкивайте воздух до конца.

4. Не делая выдоха, еще раз сделайте паузу на 2 - 3 секунды.

5. После паузы попытайтесь еще одним сильным толчком выдохнуть остатки запасного воздуха.

6. Медленно вдохните воздух через нос. Вдох в конце упражнения делайте через нос, очень медленно. Не хватайте воздух ртом, может закружиться

Это упражнение хорошо делать в конце утренней зарядки перед открытой форточкой или выходя из помещения на свежий воздух. Можно делать его на ходу.

Прежде чем переходить к следующим упражнениям, запомните элементы, которые необходимо отработать.

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких (воспитание смешанного, диафрагмально-реберного

дыхания) .

2. Равномерный, активный, не ослабевающий к

концу выдох.

3. «Фокусировка» выдоха - организация его на кончиках слегка собранных (как для свиста) губ.

Задание 14 (^Блочные свечки»}. Представьте себе, что перед вами пять елочных свечек, которые располагаются на разном расстоянии друг от друга и от вас.

Погасите их по очереди резкими толчками выдыхаемого воздуха, добирая воздух после каждого толчка.

Продолжайте упражнение еще раз, но погасив семь, десять свечек.

А теперь снова пять свечек, но на разном расстоянии от вас.

Попробуйте погасить все пять свечек, расположенных на разном расстоянии от вас, не добирая воздуха. Когда получится, увеличьте количество задуваемых свечек - семь, десять..

Задание 15. Прочтите отрывок из поэмы А. С. Пуш-кинл «Полтава» вслух, громко, не теряя связности мысли, производя добор сначала в середине и в конце каждой строки. Следите за тем, чтобы люфтпаузы (паузы для добора дыхания) не разрывали течение мысли.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

Звучащая речь и ее особенности _

И смерть и ад со всех сторон.

Попробуйте прочесть отрывок, делая паузы (без добора) в середине строки, производя добор лишь в конце каждой.

Задание 16. Читайте стихотворение А. С. Пушкина «Царскосельская статуя», делая смысловые паузы без добора дыхания, производя добор только в конце каждой длинной строки.

Следите за тем, чтобы между словами и в паузах не происходила «утечка» воздуха.

Не торопитесь! Держите внутренний четкий, торжественный ритм.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой-

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Задание 17. На какие особенности звучащей речн указывают пословицы, поговорки, устойчивые выражения/ Какие из них характеризуют темп речи?

Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать. За твоим языком не поспеешь босиком Горлом не возьмешь. Горлом изба не рубится. Замолола безголова. Бормочет, как глухарь. Пищит, как цыпленок. Кричит, как выпь. Говорит, словно в стену горохом сыплет. У него слово слову костыль подает. Слово за словом на тараканьих ножках ползет. Он речь сквозь зубы цедит. Говорит, что в цедилку цедит. Слово к слову приставляет, словно клетки городит. Слово за словом в перебой идет. Слово за слово цепляется. Говорит, что родит. Слово вымолвит, словно жвачку прожует. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. Строчит, как из пулемета. Тысячу слов в минуту.

Задание 18. В каком темпе должны быть произнесены выражения и от чего он зависит в данном случае?

Работу сделаем за два дня. Работу не сделать и за тысячу лет! Помогите! Человек тонет! Как медленно вертится колесо. Он идет то туда, то сюда, то назад то вперед. Какой длинный сегодня день!

Культура и искусство речи -

Задание 19. В книге Е. Эткинда «Разговор о стихах» (М., 1970) две главы имеют названия: «Медленное слово «медленно» и «Быстрое слово «быстро». Можно ли согласиться с автором в его оценке слов? Если да или нет, то почему?

Задание 20. Прочтите, что пишет К. С. Станиславский о междометии ба, выражающем удивление. Какую мысль проводит автор, давая такую характеристику слову?

«Прислушайтесь сами. - БА Вы чувствуете, как у меня внутри, в тайниках души, зародилось, забурлило гортанное б, как мои губы едва сдерживали напор звука вместе с чувством - изнутри. Так, наконец, препятствие прорвалось и из распахнутых губ, наподобие объятий рук или дверей гостеприимного дома, к вам навстречу вылетел, точно хозяин, встречающий дорогого гостя, широкий, хлебосольный, пропитанный приветливым чувством звук А. Б-б - A-a-d. Разве вы не чувствуете в этом восклицании кусочек моей собственной души, который летит к вам в сердце вместе с радостным звуком?»

Задание 21. Прочтите цитаты из книги В. П. Морозова «Занимательная биоакустика» и скажите, в чем проявляется зависимость между состоянием, настроением человека и его голосом?

«..у человека, находящегося в гневе, вся мышечная система, в том числе и голосовые связки и дыхательный аппарат, сильно напряжены, что неизбежно и отражается на характере звука. Общее мышечное расслабление человека, «убитого горем» также приводит к характерным изменениям голоса. При выражении радости чувствуется, что человек говорит или поет, как бы улыбаясь чему-то. И деист зительно, на лице его светится улыбка, влияющая на (Ьизические свойства звука».

«..оказалось, что для каждой эмоции характерен свой набор отличительных акустических признаков голоса. Так, для горя - небольшая длительность слога, медленное нарастание и спад силы звука, характерные «подъезды» и «съезды» в высоте звуков нот, создающие плачущую интонацию и др. Гнев, наоборот, характеризуется резкими, «рублеными» фронтами и обрывами звука, большой силой голоса, зловещим звенящим или «шипящим» тембром. Для страха отличительными оказались резкие перепады силы голоса, сильное нарушение ритма мелодии, резкое увеличение пауз и т. д.»

Звучащая речь и ее особенности -

Задание 22. Объясните, как зависит интонация речи от состояния говорящего (крайнее возбуждение, восторг, апатия, испуг, равнодушие, радость, безразличие, покой, взволнованность, гнев).

Задание 23. Влияет ли характер интонации на адресата? как? при каких ситуациях?

Задание 24. Понаблюдайте за речью людей, когда они чем-то расстроены, на что-то негодуют, чему-то радуются, от чего-то пришли в восторг. Определите, как эмоциональное состояние человека отражается в его речи.

Задание 25. Продолжите ряд определений, характеризующих тональность голоса:

Крикливый, пронзительный, резкий...

Задание 26. Сгруппируйте глаголы, прилагательные, наречия, учитывая, на какие особенности звучащей речи они указывают. Дополните каждую группу новыми словами.

Чеканить, рубить, мямлить слова, канючить, захлебываться словами, рапортовать, растягивать слова, завораживать словами, усыплять своим разговором, сюсюкать, однотонная речь, прерывистая речь, взволнованная, крикливая, размеренная, невнятная, отчетливая, затрудненная, спокойная, плавная, певучая, мягкая, странная, теплая, пламенная, захватывающая, тихая, громкая, сухая, высокопарная; говорить тихо, громко, быстро, медленно, спокойно, вежливо, грубо, решительно, с жаром, с трудом, с увлечением, с гордостью; любезно, откровенно, охотно, задушевно, приветливо, пламенно, эмоционально, живо, восторженно, гневно, зло, вызывающе, миролюбиво.

Задание 27. По рисунку интонации определите ее

Где проходили бо и. Где проходили бо и?

Он предупре дил их? Он предупре дил их. Какие там са ды. Ка кие там сады! (т. е. плохие.)

Кулыгура и искусство речи -

Всем идти! Всем идти? Во ды! Во ды?

Ка кой сегодня день? Ка кой сегодня день!

А что мы знаем? А что мы зна ем!

Ког да он вернется? Ког да он вернется! (т. е. нескоро.)

Г - U - А не во втор ник? А не во втор ник?

(_) _ (__) Мол чит? Мол чит! Дав но? Дав но!

Сколько де вушек? Сколь ко де вушек!

Де вушек сколько?______ Ка ка я у него специальность? Ка ка я у него специальность!

ЛИТЕРАТУРА

1. Андроников И. X. К музыке. Изд. 4. М., 1992.

2. Бельчиков Ю. А. Говорите ясно и просто. М.г 1980.

3. Бернштейн С. Н. Языковая сторона радиолекции. - В сб.: Речевое воздействие. М., 1972.

4. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. М.-Л., 1966.

5. Моисеев А. И. Звуки и буквы, буквы и цифры... М., 1987.

6. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., 1967.

7. Морозов В. П. Занимательная биоакустика. Изд. 2, доп., перераб. М., 1987

8. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.

10. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3. М, 1990.

11. Чихачев В. П. Речевое мастерство пропагандиста. My 1987.

12. Шапиро А. Б. Русское правописание. Изд. 2. М., 1961.

Сулла сказал: ребята, я вас предупреждал

Об авторе: Писатель Михаил Веллер любит бряцать зазубренными латами хронографии. Недаром у него в «Легендах Невского проспекта» историк, облачась в панцирь из Эрмитажа, с мечом в руке защищает музейный сервиз от секретаря обкома КПСС Романова. А в романе «Час ноль» (главы которого когда-то с удовольствием печатала «Новая газета») замордованное офицерство крейсера-музея «Аврора» образца 1998 г. снимает корабль с вечного якоря и ведет его в Москву известно зачем... Времена и революционные ситуации меняются. А Веллер - нет. В его эссе снова гремит и рассыпает искры старое оружие цитат, маргиналий и параллелей.

I
С чего, собственно, рухнул великий Карфаген? Войну у Рима выиграл. Колонии отстоял и расширил. Репарации отсосал. Крепнуть бы и радоваться...
Сначала он не расплатился с солдатами. Мы все страдаем, ребята, вы очень доблестные, но денег нет. То есть как бы и были, но в карманах у кого надо. На фига платить, если уже можно и так. Солдаты долго пытались прокормиться обещаниями, но, в конце концов, создали им проблемы. Кровушки попортили. В дальнейшем с вербовкой войск было туго - нема дурных, веры нет, провалитесь вы пропадом с вашими обещаниями.
Потом совет старейшин, род демократической власти для избранных, постарался всячески ограничить власть Гамилькара Барки. Больно популярен стал. Врагов, понимаешь, разбил. Много может подгрести под себя. И к нам в карман норовит залезть, сволочь, ради якобы блага государства. Государство - это мы! Не-не, диктатура нам не нужна, пусть знает свое место. Ату его, заразу!
Карфаген был республикой торговой, и правили им, можно сказать, бизнесмены. Типа олигархов. Кого надо - покупали. В том числе старейшин. Лоббировали свои интересы.
Потом не дали подкреплений Ганнибалу. Ганнибал раз за разом разносил римлян в Италии, но войско, естественно, таяло. А римское - восстанавливалось, они были дома. Окончательный ответ родного Карфагена на мольбы и угрозы Ганнибала вошел в анналы: «Ты и так побеждаешь, зачем тебе подкрепления». Почему не дали? Во-первых, денег жалко. Лишних не бывает. Лучше употребить в личную пользу и доход. Во-вторых, Ганнибал стал героем и любимцем войска и народа - а ну как с таким войском вернется домой и начнет наводить свои порядки, вредные для нашей власти и кармана: оно нам надо? Пусть помучится молодец.
Вся эта жадная и нечестная сволочь была еще жива, когда Сципион Африканский взял Карфаген, который уже некому было защищать, срыл стены, сжег флот, опустошил казну и вывел толпы рабов.
И тогда еще надеялись выкрутиться и выжить! Не выжили. Смели город, засыпали перепаханную равнину солью, чтоб ничего не родила, и провели плугом борозду: быть сему месту пусту. По сегодня и пусто.

II
Когда Сулла, нарушив пятивековый запрет, вошел с легионами в Рим, обнаружилась неприятная вещь: казна была пуста. За десять лет гражданских смут плебеи Мария, дорвавшись до кормушки, разворовали все.
А без денег, как известно, государство не функционирует. Ни тебе порядок навести, ни аппарат содержать, ни гражданам социальные гарантии обеспечивать, ни армию кормить.
Надо учесть характер Суллы. Человек был безупречного личного мужества, немереного самолюбия и имел определенные идеалы. Впервые в обозримой истории, достигнув неограниченной высшей власти и приведя в порядок страну, фактически сложил с себя официальные полномочия и удалился в имение, где и умер частным, в общем-то, лицом.
Так вот, Сулла, с пониманием обстановки и человеческой натуры, достаточно миролюбиво сказал: ребята, бабки надо бы вернуть. Ему ответили в том примерно духе, что частная собственность священна, а пересматривать итоги приватизации, исторически, так сказать, сложившейся, недопустимо. Иногда глуховатый после удара германским топором по шлему Сулла сказал: ребята, даю срок. Предпочли невнятно отмолчаться. Сулла сказал: ребята, я вас предупреждал.
И вот тогда были введены проскрипции. На форуме выставили таблички с именами злостных казнокрадов. И радостные граждане наперегонки потащили мешки с настриженными головами: половина конфискованного имущества - в казну, половина - непосредственному исполнителю указа, доставившему, как бы это выразиться, свидетельство исполнения.
Из справедливости следует заметить, что граждане использовали все связи, чтобы внести в списки личных врагов и людей просто богатых и при этом досягаемых. Рубка леса - весьма отходное производство.

III
Принято считать, что Римская империя пала в 476 году. Но еще за двести с гаком лет до этого она развалилась на части. Галлия, Иберия и ряд других провинций стали самостоятельными де-юре и де-факто. Свои правительства, свой сенат, суд и войско. Свой сбор налогов и бюджет.
Хотя границы были весьма прозрачными. И законы были более или менее те же, римские. И порядки, и традиции сходные. И даже единым официальным языком долго была латынь. И гражданам казалось, что ничего такого особенного не произошло. Ну да, разделились. Но в общем жизнь вроде прежней. Друзья и родственники уже как бы в других государствах, но ведь на самом деле в тех же местах, что и раньше жили. И казалось, что в общем мир остался почти прежним. То есть они уже развалились, но до них еще не доходило как-то, что - конец.

IV
Готы и не захватывали бы Рим, но они бежали от гуннов, двигавшихся с востока и вырезавших все, что шевелилось. Остготы с восточного берега Дуная взмолили римского императора о переселении на запад, в пределы Империи, которую уже правильнее было бы называть Имперской федерацией. Император Валент, как дальновидный политик, дал «добро» и выделил огромные средства: готов следовало кормить, обеспечить переселенцев жильем и т.д. Хотели, как лучше, а вышло, как всегда: коррупция была на высоком историческом уровне, и колоссальные суммы были умело разворованы чиновниками. Готы дохли с голоду, продавали детей и себя в рабство и слали проклятия.
После двух лет такой кампании по приему беженцев, в 378 году, озверелые готы в прах размололи римские войска при Адрианополе. Тела Валента не нашли.
Память и ненависть - серьезные вещи. Тридцать лет спустя - бойцы при Адрианополе были еще живы - Аларих предал Рим огню, мечу, разграблению.
Аврелий Августин счел падение Рима расплатой за его страшные грехи в прошлом, за непомерную жажду власти над народами. Орозий писал: «Римляне были сами себе врагами худшими, нежели враги внешние. Не столько другие их разгромили, как они сами себя уничтожили».
(Что еще характерно: в последний век римлянки почти перестали рожать. Простого воспроизводства населения не происходило. Прирост шел только за счет варваров и переселенцев.)

V
Иногда кажется, что все беды в истории происходили из-за нехватки денег. Но поскольку деньги, как и все в природе, не исчезают вовсе бесследно, но переходят из одних рук в другие, что зависит от ловкости и загребущести конкретных рук, - вот по рукам давать и приходилось, и крепко иногда, а чаще по головам.
Карл I Стюарт голову имел глупую, непропорционально загребущести рук. Слоган: «Заплатил налоги - спи спокойно» обрел зловещий смысл: налоги росли, и кладбища честных налогоплательщиков росли вместе с ними. Королям часто не хватает на роскошную жизнь.
Кромвель же по природе своей любил свежий воздух и сельское хозяйство. Так ведь добрались же королевские мытари и до его поместья.
Обиженный Кромвель заимел на короля зуб и отрастил его до саблезубых размеров. Как истинный англичанин, он был сторонником парламентских методов и законных средств борьбы. Он выставил свою кандидатуру на выборах, прошел в парламент, после чего парламент не утвердил королевский бюджет, силами драгунов подавил королевское несогласие, и, в конце концов, в Англии стало одной глупой головой и одной парой жадных рук меньше. Кромвель же, восстановив закон и справедливость, свои руки умыл и вернулся было в поместье. Мавр сделал свое дело.
Ан не вышло. «Долгий парламент» в попечительстве о благе нации, отменив выборы, в считаные годы споро разворовал всю Англию! Жить стало еще хуже, чем до всей этой катавасии.
Обретший в битвах крутизну необыкновенную, Кромвель вернулся, скрутил парламент в бараний рог и назначил себя лордом-протектором (чего Англия не знала ни до ни после). И железною рукой правил вплоть до смерти. Со свободой слова и личности было плоховато, но воровать не смели, и с голоду больше никто не мер.

VI
Когда Наполеон в 1799 году вернулся из Египта, увиденное привело его в раздражение. Директория разворовала страну. Пир во время чумы шел коромыслом. Банкиры и лица, приближенные к власти, построили дворцы. Торговцы купались в роскоши. Шестьдесят парижских газет смело критиковали все и вся, но конкретных имен и сумм избегали. В то же время солдаты ходили босиком, а народ, вконец обнищавший за десять лет революций, войн и разнообразных социальных экспериментов и реформ, сжимал кулаки и щелкал зубами. (И ради этого казнили короля?)
Первым итогом стал приказ, отданный Мюратом гренадерам и сопровожденный жестом Конвенту: «Выкиньте-ка мне эту сволочню вон!». Выпрыгивающих в окна депутатов поймали и заставили подписать самороспуск. Нюхнувшая твердой генеральской руки Директория мигом передала власть Консулату.
Первым консулом, естественно, стал Наполеон. Имена второго и третьего вам придется искать в учебнике истории.
И в шесть месяцев (!) был составлен земельный кадастр, и земля справедливо роздана народу, и голод кончился. И составлены Гражданский и Уголовный кодексы, и проведена судебная реформа, и Закон стал править Францией. И проведена армейская реформа, и армия перестала быть сбродом и исполнилась гордости. И все потерянные было завоевания революционной Франции прибраны к рукам. И воспрявший народ рукоплескал благодетелю!
Правда, газет из шестидесяти осталось четыре, и на каждой сидел цензор…
О последующих пятнадцати годах войн лучше умолчать…

VII
Когда-то рабби Акива сказал: «Если бы человек имел возможность пойти в некий дом, чтобы сбросить там бремя своей судьбы и выбрать из других лучшую, каждый вернулся бы вспять с собственной, ужаснувшись чужим страданиям».
О другом мудреце, более знаменитом, сообщившем насчет того, что все уже было и что было - то и будет, знают более или менее все.

VIII
«O Rus!» - Гораций. «О, Русь!» - Пушкин. Если в России 2002 года кому чего неясно, к его услугам в отделах бытовой химии магазинов всегда в продаже окномой. Пить его не рекомендуется, лучше употребить по назначению. У кого нет собственных окон, можно попробовать промыть мозги.