Что такое оптимизм. Оптимизм полезен для здоровья. Проявления оптимизма в повседневной жизни

Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами.

Индивидуальные консультации делятся на:

  • - однократные и многократные;
  • - консультации по личному обращению;
  • - в результате вызова, направления;
  • - без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием;
  • - без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;
  • - изолированные и комбинированные и другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг в промежутках между консультациями).

Кроме того, возможно выделение различных видов консультаций в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог-консультант (когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и др.).

По характеру решаемых задач различают 1) возрастно-психологическое, 2) профессиональное, 3) психолого-педагогическое, 4) кризисное и другие виды психологического консультиварония.

Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятий нормы психологического развития и позиции взаимодействия с клиентом. Понятие нормы требует от психолога знания периодизации психологического развития, его механизмов на каждом конкретном этапе. В таком случае схема индивидуального консультирования, с точки зрения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаимодействия (текст заказа) механизмы психического развития (психологическая задача), период психического развития (возможность изменения) содержание нормы психического развития (выбор направления изменения).

Групповое (чаще всего семейное) консультирование имеет целью исследование системы реально существующих отношений между людьми. Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык субъективной модальности каждого члена группы (что он думает, чувствует, хочет). Задачей психолога в групповом консультировании является нахождение предмета взаимодействия членов группы, который мог бы взять субъективные модальности членов группы. В ходе консультирования выявляются также типы отношений (на основе какой-либо теоретической концепции), их содержание и устойчивость, иерархию, типы взаимодействия.

Схему исследования группы в психологическом консультировании можно представить следующим образом:

Возрастно-психологическое консультиварония имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г., 1990).

Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: состояние здоровья; сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе полученных сведений психолог делает выводы:

  • - общая оценка уровня развития;
  • - сущность трудностей ребенка;
  • - степень их сложности;
  • - факторы, провоцирующие трудности;
  • - сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы; условно-вариантный прогноз развития.

Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:

  • 1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
  • 2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
  • 3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
  • 4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.
  • 5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.
  • 6. Обработка данных, казуальный анализ результатов.
  • 7. Психологический диагноз ребенка.
  • 8. Психолого-педагогическое назначение.
  • 9. Контроль, повторное консультирование.
  • 3. Методика индивидуального психологического консультирования

В психологической практике часто используется пятишаговая модель интервью:

  • 1. Структурирование, достижение взаимопонимания: Привет! (Я его чувствую, понимаю. - Он меня чувствует, понимает.)
  • 2. Сбор информации о клиенте в контексте темы: В чем проблемы? (Зачем пришел клиент? В чем его возможности для решения проблемы?)
  • 3. Определение темы. Выход на желаемый результат: Чего вы хотите? (Определение идеала клиента.)
  • 4. выработка альтернативных решений: Что еще мы можем сделать? (Создание условий для выбора альтернатив.)
  • 5. Усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в обыденной жизни: Вы будите это делать? (Резюме психолога, переход к действиям.)

Ю.Е. Алешина предложила методику четырехфазной консультативной беседы: знакомство и начало беседы, расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез, коррекционное воздействие, завершение беседы.

В первой фазе психолог организует психологическое пространство беседы, устанавливает с ним контакт, осуществляет знакомство и самоопределение, раскрывает возможности психолога, дает гарантию анонимности, приглашает к разговору, преодолевает сопротивление консультированию, если разговор идет на общие темы, не идет вообще, ведется о мнимых клиентах, так называемых «козлах отпущения».

Во второй фазе психолог поддерживает контакт, стимулирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, способствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает сказанное клиентом.

На третьей фазе психолог оказывает коррекционную помощь, которая не носит характера директивных советов и рекомендаций, а связана с катарсисом и приобретением смысла и, как следствие, изменением личностных структур. Если гипотеза психолога и предлагаемая интерпретация ситуации клиента приняты, необходимо помочь клиенту сформулировать как можно больше вариантов поведения.

Четвертая фаза подводит итоги консультированной беседы. На ней выясняются дальнейшие отношения психолога и консультанта, совершается ритуальный акт прощания с клиентом.

Технология консультативной беседы как основного метода психологического консультирования, по Ю.Е. Алешиной, базируется на следующих принципах организации диалога с клиентом:

А. ограничение речи консультанта в диалоге (реплики, замечания, интерпретации по возможности краткие и редкие).

Б. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента (максимальное использование первых слов клиента, исключение профессиональных терминов).

В. Краткость и точность высказывания (Вы встретились… И что? А вам это не нравится? Он этого не знает… но почему?)

Г. Анализ эмоциональных переживаний (два плана рассказа):

  • а) логический (для понимания мотивов);
  • б) эмоциональный (для понимания чувств).

Типы консультирования

Типы консультирования, типы клиентов и консультантов в психологическом консультировании

Типы консультирования

До обсуждения типов собственно психологическо­го консультирования необходимо заметить, что кон­сультирование как таковое существует и в ряде дру­гих профессиональных областей, отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней - естественнонаучных и гума­нитарных. К ним относится врачебное консультиро­вание, юридическое, управленческое консультирова­ние и т.д.

К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было ска­зано выше, имеется в виду оказание психологичес­кой помощи психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития, можно подходить, опираясь на разные критерии.

Так, взяв в качестве классификационного крите­рия возраст, мы выделяем типы консультирования в зависимости от возрастной периодизации.

Младенчество (от рождения до 1 года);

Преддошкольное детство (1-3 года);

Дошкольное детство (3-6 лет);

Младший школьный возраст (6-10 лет);

Подростковый возраст (10-15 лет);

I период (старший школьный возраст 15-17 лет),

II второй период (17-21 год);

зрелый возраст:

I период (21-35 лет),

II период (35-60 лет);

Пожилой возраст (60-75 лет);

Старческий возраст (75-90 лет);

Долгожители (90 лет и выше).

Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретически может быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то практически реальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста.

Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для решения психологических проблем, так и сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Сама личность еще не сформирована, следовательно к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь, а также ряд специальных отраслей: обучение, воспитание, коррекция и развитие.

В пожилом, и особенно старческом возрасте консультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

С этой точки зрения можно выделить 2 вида кон­сультирования:

1. Контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling".

2. Дистантное консультирование, которое подраз­деляется на телефонное и письменное.

Синонимом первого вида консультирования яв­ляется "очное консультирование", второго - "заоч­ное".

Следующее основание для классификации долж­но учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует понимать беседу психоло­га с двумя и более клиентами, так как в ряде соци­ально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой.

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения и в за­висимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию. В дан­ном случае могут быть выделены следую­щие виды психологического консультирования:

Школьное консультирование;

Профессиональное;

Семейное и супружеское;

Ориентированное на проблемы личности и дру­гие

Первый тип консультирования - это личностное пси­хологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагива­ют человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, напри­мер, такие проблемы, как психологические или поведенческие не­достатки, от которых человек хотел бы изба­виться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные за­болевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования - семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникаю­щим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супру­ги), оптимальное построение и регулирование взаимоотнощений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемей­ных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственни­ками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, напри­мер, решение вопросов распределения обязанностей между члена­ми семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования - психолого-педагогическое кон­сультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, К психолого-педагогическому консуль­тированию относятся вопросы совершенствования программ, медов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психоло­гического консультирования - профессиональное деловое консультирование. Оно имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных видов деятельности у людей. В целом же дело­вым называется такое консультирование, которое связано с реше­нием людьми деловых проблем. Сюда можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у чело­века способностей, организации его труда, повышения работоспо­собности, ведения деловых переговоров и т.п.



Каждый из перечисленных видов психологического консульти­рования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Но вместе е тем в каждом из названных видов психологического консультиро­вания есть свои особенности.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закры­тых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения кон­сультанта и клиента, доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обста­новки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касает­ся, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он пред­полагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и нелегкого разговора психолога-консуль­танта с клиентом; в-третьих, достаточно длительного перио­да решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сра­зу не решается.

Семейное консультирование в свою очередь требует знания пси­хологом-консультантом сути семейных проблем, способов их раз­решения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное мож­но допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам не­однократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сде­лать не удалось.

Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое касается и делового консуль­тирования. Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в кото­рой они собираются вести психологическое консультирование.

В зависимости от проблематики, волнует человека и индивидуальных особенностей клиента выделяют такие виды психологического консультирования: интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое консультирование. Все эти виды консультирования тесно связаны между собой, имеют много общего, но в то же время каждый из названных видов консультирования имеет специфику организации, содержательные особенности, требует от консультанта компетентности в определенной области психологии, наличия практического опыта работы в соответствующей сфере деятельности, и тому подобное. Охарактеризуем каждый из названных видов консультирования, содержательные особенности и специфику организации.

Наиболее распространенным видом консультаций, по которым обращаются люди, есть интимно-личностное консультирование. Целью этого вида консультирования является оказание помощи людям в вопросах интимно-личностного характера.

Содержательные особенности интимно-личностного консультирования. К этому виду консультирование относятся те вопросы, которые глубоко волнуют человека, вызывают у нее сильные эмоциональные переживания, связанные с проблемами в личной жизни, часто скрытыми от близких или проблемами в общении с окружающими. Итак, среди наиболее распространенных проблем интимно-личностного консультирования условно выделим:

Проблемы внутреннего характера, обусловленные наличием недостатков личностного, поведенческого характера, которые человек стремится избавиться. Они могут быть вызваны страхами, повышенной тревожностью, психическими расстройствами, не требующие медицинского вмешательства и тому подобное.

Проблемы социального характера, возникающие во взаимоотношениях с окружающими людьми, в общении с ними, побуждают к возникновению конфликтов, недопонимания, разрушение значимых для человека отношений.

Спецификой интимно-личностного консультирования является то, что его успешность зависит прежде всего от наличия доверительных отношений между консультантом и клиентом, которое становится основой содержательных и откровенных бесед. Во-вторых, залогом успешности данного вида консультаций является обеспечение абсолютной конфиденциальности содержания этих разговоров, следовательно, закрытости информации от любых других людей. Таким образом, личностные черты консультанта - человека, которому можно целиком и полностью доверять, в данном виде консультирования приобретает особое значение. В случае недоверия к консультанту информация, которая будет предоставлять клиент, будет неполной, что существенно влиять на содержание дальнейшей работы с человеком.

Специфической чертой этого вида консультаций является то, что они не могут быть одноразовыми, кратковременными и быстрыми. Достижения положительного результата в интимно-личностной сфере предусматривает проведение достаточно длительной, кропотливой и систематической работы. Налаживание взаимопонимания между консультантом и клиентом, ведение искренних и откровенных разговоров о существующих проблемах, совместный поиск путей решения этих проблем, трудный путь перестройки взглядов человека на ситуации, возникшие психологическое сопровождение человека в период их преодоления - все это требует времени, внимательного отношение, систематических встреч и постоянного обсуждения.

Основные требования к проведению консультаций этого вида следующие:

1) психолог-консультант должен быть человеком деликатным, толерантной, доброжелательной, вызвать у клиента абсолютное доверие, способствовать возникновению взаимопонимания, обеспечивать безусловное принятие личности клиента;

2) психолог-консультант должен иметь достаточный опыт интимно-личностного общения с разными людьми, иметь представление о типичных и нетипичные проблемы интимно-личностного характера, спокойно воспринимать их, уметь анализировать поступки и действия людей, изобретать новые пути выхода из кризиса с учетом индивидуальных возможностей клиента;

3) психолог-консультант должен быть по возрасту несколько старше, чем клиент, однако не намного, поскольку между ними может возникнуть недоверие и существенные расхождения во взглядах. Желательно, чтобы клиент и консультант принадлежали к одному поколению, именно тогда советы консультанта будут восприниматься значительно легче;

4) психолог-консультант не должен иметь острых, нерешенных проблем интимно-личностного характера, прежде всего тех, что клиент, который обратился за помощью. Если это требование не будет выполняться, психолог подсознательно будет субъективным в своем отношении к клиенту, в оценке его проблемы, следовательно, окажется несостоятельным оказать реальную действенную помощь.

5) психолог-консультант должен иметь достаточно времени для проведения консультаций такого вида, а также обязан предупредить клиента о том, что на решение его проблемы может потребоваться много времени. Желательно хотя бы примерно определить, сколько именно времени потребуется для решения той или иной проблемы и сообщить об этом клиента.

Семейное консультирование - широко распространенный вид консультирования. Целью данного вида консультирования является оказание помощи в построении семейных отношений.

Содержательные особенности семейного консультирования. К содержанию консультаций данного вида обычно относятся вопросы, касающиеся семьи клиента, семей близких ему людей, отношений в этих семьях. Значительное место занимают консультации, посвященные вопросам выбора партнеров, построения и регулирования отношений с ними, создание положительного микроклимата в молодой семье, предупреждение и преодоление конфликтов, отношения мужа и жены, отношения с родственниками мужа и жены, поведение супругов в период развода, после него, решение текущих семейных проблем и тому подобное.

Своеобразием семейного консультирования можно считать то, что оно требует от психолога-консультанта наличии собственного опыта семейной жизни, понимание сущности типовых семейных проблем, знание различных способов налаживания позитивной семейной взаимодействия, владение умениями предупреждать и разрешать конфликты в своих семьях, становится основой дальнейшей успешной работы с клиентом. В этом случае опыт консультанта, то положительный (который дает опыт путей сохранения семьи, создание основ взаимопонимания, семейного согласия) или отрицательный, который дает понимание возможных препятствий, типичных проблем, конфликтогенных факторов, путей их преодоления, является обязательным фактором успешности консультаций такого вида.

К проведению данного вида консультаций выдвигается ряд требований:

1) психолог-консультант должен глубоко понимать законы супружеской жизни, закономерности формирования семейных отношений, учитывать их при предоставлении психологических рекомендаций;

2) в ходе консультирования семейной пары нельзя занимать позицию одного из членов семьи, поскольку в большинстве случаев в возникновении любой семейной проблемы виновными оба, хотя мера ответственности и вины каждого из них может быть разной. Это означает, что действия консультанта не могут быть направлены только на пользу только одного из супругов, поскольку это может привести лишь к усилению конфликта, эскалации обвинений в сторону одного из партнеров. Таким образом, поддержка одной стороны конфликта не приведет к его преодолению. Только желание обоих, их общее стремление достичь взаимопонимания может способствовать действенному налаживанию отношений в семье;

3) в ходе консультирования по поводу возможности создания семьи (особенно взрослыми) следует обратить особое внимание на определение психологической совместимости людей между собой, проинформировать их (по взаимному согласию) о результатах такого изучения, установить, готовы ли они осуществлять изменения в своем характере, поведении ради построения семейных отношений. На основе всех полученных данных о будущей семье, индивидуальные особенности клиентов, их психологическую совместимость, психолог должен разработать и сообщить клиентам окончательный прогноз относительно благополучия их будущей семьи. При этом он должен быть максимально деликатным, но честным, принципиальным и последовательным;

4) в ходе консультирования по поводу повторного брака взрослых людей следует напомнить о том, что у взрослых людей есть определенные характерологические особенности (как положительного, так и отрицательного направления), которые уже не подлежат изменениям. Именно поэтому в ходе консультаций особое внимание следует обратить на формирование готовности принять недостатки друг друга, объяснения супругам того, как они должны себя вести тогда, когда проявляются черты характера друг друга, на формирование умения правильно себя вести в таких ситуациях. Желательно, чтобы рекомендованные приемы были продемонстрированы в ходе консультации и хорошо усвоенные клиентами.

Очень распространенным является и такой вид консультирования, как психолого-педагогическое консультирование.

Целью психолого-педагогического консультирования является оказание помощи в вопросах воспитания, обучения, развития детей в образовательных учреждениях и семье. Консультации психолого-педагогического характера обычно проводятся со взрослыми - педагогами, родителями, руководителями образовательных учреждений. Однако консультации психолого-педагогического содержания по обучению и воспитанию могут проводиться со школьниками - учениками средних и старших классов.

По содержанию к ним относятся консультации, касающиеся воспитания и обучения, направленные на повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах воспитания детей того или иного возраста. К ним можно отнести вопросы профилактики кризисных явлений на пути развития личности ребенка, совершенствование стиля общения с ребенком, создание и использование эффективных средств гармоничного развития личности ребенка, и тому подобное.

Сложным и своеобразным смысл психолого-педагогических консультаций, проводимых с педагогами - учителями, воспитателями, руководителями образовательных учреждений - людьми, которые профессионально занимаются воспитанием и обучением детей. В этом случае содержание консультаций чаще всего направлен на совершенствование содержания, форм, методов работы с ребенком, перестройку программ, создание индивидуальных программ работы с определенного ребенком, на поиск наиболее эффективных методов воздействия на определенную ребенка или группу детей, поиск путей обеспечения успешного развития той или иной ребенка или целого класса, перестройку устоявшихся взглядов на воспитание и развитие, психологическое обоснование целесообразности инноваций и тому подобное. Еще сложнее с точки зрения профессионализма и компетентности консультанта являются консультации, которые проводятся для практических психологов в области образования. По содержанию они чаще всего направлены на выяснение сложных вопросов, с которыми психолог не может справиться самостоятельно. Особенно сложным и ответственным является консультирование, проводимое с детьми - школьниками, подростками, юношами по поводу проблем, возникающих у них в процессе обучения, воспитания, самовоспитания, общения с родителями. В этом случае даны рекомендации касаются не только самого клиента, но и его социального окружения.

Своеобразием указанного вида консультирования является то, что оно предполагает наличие у консультанта специального образования и опыта работы в образовательных учреждениях. Такой опыт обеспечивает понимание типичной проблематики, путей выхода из кризисных ситуаций, становится основой понимания индивидуальных особенностей детей, специфики учебно-воспитательной работы с ними, содержательных и организационных особенностей различных образовательных программ и методик. Большое значение имеет опыт работы не только с детьми, но и со взрослыми людьми - профессионалами, которые обращаются за советом в самых сложных, чрезвычайных ситуациях. В этом случае и рекомендации, оказывает психолог, не могут быть стандартизированными, типичными, они нуждаются в глубокой вдумчивости, нестандартности, творческого поиска и систематического сотрудничества с клиентом.

Основные требования к проведению данного вида консультаций:

1) Психолог-консультант должен иметь специальную психолого педагогическое образование, достаточный опыт работы в образовательных учреждениях, опыт работы со взрослыми, профессионально подготовленными людьми.

2) Психолог-консультант не имеет права проявлять негативное отношение к клиенту, даже если есть все основания для этого. Это прежде всего касается родителей детей, которые осуществляют неправильный образ жизни, неправильное воспитание детей и каким настоятельно рекомендуют обратиться на консультацию педагоги.

3) Психолог-консультант должен помнить, что консультации такого вида не всегда направлены на непосредственные действия самого клиента, в значительной степени они могут касаться активизации деятельности других людей (родителей воспитанников, учителей, педагогического коллектива). Именно поэтому рекомендации психолога должны учитывать особенности социального окружения клиента, должны сориентировать его в том, как именно он должен привлечь других людей в развивающие-коррекционное процесс, как должно повлиять на родителей воспитанников для достижения изменений в сознании и поведении.

4) Психолог-консультант в случае необходимости может осуществлять системное (или многоканальное) консультирование людей, которые имеют отношение к обозначенной проблемы, приглашать на консультации людей, которые заинтересованы в ее решении (бабушки, дедушки, братья, сестры). В этом случае каждый из участников проблемной ситуации получает рекомендации, как себя вести, понимает причины и возможные последствия ситуации, имеет возможность реально помогать другим в преодолении проблемы.

5) Психолог-консультант должен понимать, что психолого-педагогическое консультирование крайне редко происходит как одноразовая акция, оно не может быть эпизодическим и кратковременным. Для достижения успехов в профессиональной деятельности педагога, осуществление сдвигов в сознании родителей, перестройки их стиля общения с ребенком, налаживания отношений с ней следует проводить кропотливую и систематическую работу.

Деловое консультирование - один из распространенных видов консультирования, которое связано с решением деловых, производственных проблем. Целью делового консультирования является оказание помощи людям в решении производственных вопросов психологического содержания.

Содержательные особенности делового консультирования. Деловое консультирование дифференцируется по содержанию в зависимости от видов и этапов профессиональной деятельности человека. Так, значительное место занимают консультации, связанные с выбором профессии, выявлением и развитием способностей, совершенствованием профессиональных навыков, важными являются вопросы научной организации труда, повышения работоспособности, лоббирование производственных интересов, ведение переговоров, создание благоприятного психологического климата на производстве, распределения обязанности " связей, разрешение конфликтов между сотрудниками, работниками и руководителями, и тому подобное.

Спецификой делового консультирования является знание психологом- консультантом особенностей производственной деятельности человека, менеджмента, психологических особенностей научной организации труда, наличие собственного опыта производственной деятельности, желательно, в соответствующей отрасли.

1. Психолог-консультант должен иметь опыт производственной деятельности (желательно в той области, по поводу которой обращается клиент). Если своеобразный опыт деятельности отсутствует, то психолог-консультант должен подробно расспросить клиента об особенностях его деятельности в определенной производственной сфере. В этом случае психолог не должен скрывать свое незнание, потому что это будет мешать выработке правильных, эффективных рекомендаций.

2. Проведению делового консультирования способствовать деловая атмосфера, в которой оно происходит, а также деловой характер отношений между консультантом и клиентом. В этом случае консультирование может проводиться на рабочем месте клиента или в кабинете непосредственно на производстве, поможет клиенту чувствовать себя увереннее, а консультанту - лучше понять особенности определенного производства и найти правильные средства воздействия.

3. До начала консультации должны быть определены ее условия - место, порядок работы, стоимость, ожидаемые результаты, продолжительность и тому подобное.

Таким образом, каждый вид консультирования предполагает необходимость создания специфических условий, соблюдение ряда требований и наличие у консультанта соответствующей подготовки и опыта, обеспечивает его компетентность в решении проблем определенного содержания.

««« К началу Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью.Выделяют следующие виды психологического консультирования: Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса. На это указывают Г. С. Абрамова, М. П. Матвеева и др.Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.3а продолжительностью сотрудничества психолога и клиента различают:
  • Разовую консультацию. Это консультация, продолжительностью 45-60 мин. Она проводится в случаях, когда клиент обратился к психологу по поводу проблемы, с которой ему, прежде всего, нужна помощь других специалистов; когда психолог информирует клиента по вопросам, входящим в его компетентность, когда клиент обращается к психологу за поддержкой решения, которое он собирается принять в отношении определенной жизненной ситуации; когда клиент вдруг прийти не может;
  • Краткосрочное консультирование. Длится на протяжении 3-4 встреч. Чаще всего проводится в случаях, когда клиент нуждается в консультации просветительско-рекомендательного характера или с диагностической целью;
  • Среднесрочное консультирование. В течение 10-15 встреч осуществляется значительная психокоррекционная работа;
  • Длительное консультирование. Психолог работает с клиентом в течение года.
Проведение психологического консультирования выдвигает ряд требований к психологу-консультанту. Так, в частности, человек, который занимается психологическим консультированием, должно иметь высшее психологическое образование, достаточный практический опыт работы в качестве психолога-консультанта, подтвержденный соответствующими сертификатами.Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен быть наделен рядом специальных личностных качеств: любить людей, быть проницательным, хорошим, терпеливым, ответственным и коммуникабельным. Р.Мей отмечал, что главное у психолога-консультанта - это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности».

В «Психотерапевтической энциклопедии» под редакцией Б. Д. Карвасарского (1999) выделены следующие виды психологического консультирования:

1)проблемно-ориентированное консультирование, в котором акцент сделан на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Целью же работы с клиентом является формирование и укрепление способности клиента к действиям, адекватным ситуации, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль.

2) личностно-ориентированное консультирование, которое направлено на анализ индивидуальных, личностных причин проблемы, процесс преодоления деструктивных личностных стереотипов, предотвращение аналогичных трудностей в будущем. Здесь специалист принципиально избегает советов, так как это снимает ответственность с клиента за свою собственную жизнь и уводит его от решения внутренних, глубинных причин проблем;

3) решение-ориентированное консультирование. Здесь акцент делается на активации собственных ресурсов клиента для решения возникшей проблемы. Обращается внимание на то, что анализ причин проблемы клиента неминуемо приводит к усилению у последнего чувства вины, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента.

Используя разные критерии, можно выделить множество разных видов консультирования.

Например:

По критерию специфики объекта можно говорить об индивидуальном и групповом консультировании;

По критерию затраченного времени (количества встреч) - об однократном или многократном консультировании;

По критерию характера мотивации - о консультировании в связи с личным обращением клиента или о консультировании по вызову, направлению;

По критерию специфики содержания и применяемых методов - о консультировании с обязательным обследованием клиента или без него; с применением методов психологической коррекции или без этих методов;

По критерию характера решаемых задач: возрастно-психологическое, профориентационное, психолого-педагогическое, семейное и др.

Также при классификации видов консультирования можно использовать критерии характера теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивноориентированное, бихевиориальноориентированное, гуманистическиориентированное, психоаналитическое консультирование и т. п.

В качестве основания для выделения видов консультирования можно также использовать критерий степени непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом: непосредственное (очное) консультирование, опосредствованное (заочное, дистантное) консультирование.

Среди форм проведения психологического консультирования обычно выделяют следующие:

Индивидуальное психологическое; групповое психологическое; возрастно-психологическое; семейное психологическое; профконсультирование;

Дистанционное психологическое консультирование.

7.Беседа как основной метод психологического консультирования.

Основным методом психологического консультирования является консультативная беседа.Консультативная беседа - это не стихийный процесс, она имеет свои закономерности развития, свою структуру. Ю.Е. Алешина условно делит беседу консультанта с клиентом на четыре этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы [Алешина, 1994]. Последовательная смена этапов структурирована по времени таким образом: I этап - 5-10 мин, II этап - 25-35 мин, III этап - 10- 15 мин, IV этап - 5-10 мин.

Ролло Мэй в книге "Искусство психологического консультирования" также выделяет четыре этапа развития консультативного процесса, однако суть их несколько отлична. Первая часть встречи - установление контакта с клиентом, достижение раппорта. Вторая, "главная часть встречи - исповедь". Далее "наступает стадия толкования". И наконец, последняя фаза консультирования - "трансформация личности, что является завершением и целью всего процесса" [Мэй, 1994]. Приведенные выше попытки описать динамику процесса психологического консультирования позволяют сделать вывод о том, что структурирование консультативной беседы во многом зависит от теоретических установок и направленности консультанта.

Беседа - это группа методов, которые проводятся в разговорном стиле. Клиент может и не знать, что психолог следует какой-то конкретной системе. Внешне кажется, что вы просто разговариваете между собой о чем-то. Вы действительно разговариваете, но у консультанта есть четкое намерение решить конкретную обсуждаемую проблему. Психолог и клиент работают вместе, выясняя, что это за проблема, и исследуя ее с разных сторон.

Беседа - это неформальный метод оценки или прояснения области. Консультант задает вопросы о данной области, а клиент отвечает. Это продолжается до тех пор, пока не будет собрано достаточно информации, или область прояснится.

Беседу можно применять в консультирование для нескольких целей:

1. Чтобы выявить заряженные области для последующей работы.

2. Чтобы сузить область и затем применить к ней более конкретную технику.

3. Как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента.

Первое применение беседы - обычно в начале сеанса, когда вроде бы клиента ничего не тревожит. Цель психолога сначала не в том, чтобы прояснить что-то, а просто найти то, что нужно прояснить.

Второе применение беседы - вступление в другую технику. Существует общая заряженная область, но нужно точно выяснить, что именно происходит, чтобы знать, что с этим делать.

Как только консультант получает достаточно информации, он переключаемся на более мощную технику.

Третье использование беседы - как самостоятельный процесс. Мы начинаем с заряженной области. Мы доводим ее до завершения с помощью одной только беседы.

Цель процесса беседы в том, чтобы и консультант, и клиент настолько поняли суть темы, что она или прояснится для клиента, или он узнает, что с ней делать. Цель в том, чтобы достичь взаимного понимания о том, что это, и чтобы клиент взял за это ответственность. В процессе достижения этого тема может раствориться, и это будет завершением процесса.

Проводя беседу, как и любой другой процесс, психолог-консультант не старается выяснить, в чем именно проблема клиента. Нет чего-то одного, что бы он искал. Совместными усилиями психолог и клиент стараются вынести на свет новый материал, предоставить больше точек зрения, раскрепостить вещи, и так далее. Что именно это значит, зависит от клиента.

Суть проведения беседы не просто в том, чтобы поощрить клиента говорить. Идет

двухсторонний диалог. Консультант помогает клиенту прояснить тему, задавая подходящие вопросы. Он поощряет клиента продолжать рассматривать и описывать то, что здесь есть, пока не достигает результата.

Чтобы помогать клиенту, консультант может задавать разнообразные вопросы