Предложения употребленные в переносном значении. Переносное значение слова. Пути переноса. Изменение сущности понятия

Самооценка женщины – это отражение отношения личности к своей персоне. Это способность индивида подвергать адекватной оценке собственные качества, свой социальный статус, потенциал, свою личность в целом. Взаимодействие с миром, процессы вторичной и первичной социализации, приспособляемость в обществе, обуславливается отношением к собственной особе.

Среди слабого пола сегодня чаще всего встречаются особы с заниженной самооценкой. Низкое самооценивание опасно тем, что в дальнейшем может повлечь за собой неудовлетворенность своим внешним видом, недовольство собой, неуверенность в своем потенциале, способностях. Адекватная самооценка является своеобразным залогом удачной и преуспевающей женщины.

Низкая самооценка у женщины

Одним из важных свойств полноценной личности считается адекватная самооценка, которая зависит от характера индивида и формируется в зависимости от мнения окружающих людей, социального статуса индивида.

Женщина с низкой самооценкой не всегда осознает, почему окружающие коллеги, знакомые не очень приветливы с ней в общении. Она не понимает где искать этому причины.

Заниженная самооценка у женщин нередко является родом из детства. Самооценка женщины должна быть адекватной. Если ее не поднять до нормального уровня, то проблемы будут накапливаться, как снежная лавина. Взаимоотношения осложнятся не только в среде сотрудников, но и в семье, личность женщины останется не реализованной. Часто прекрасную половину человечества с низкой самооценкой просто преследует быть отвергнутой. Вследствие дефицита чувства собственного достоинства, женщинам сложнее заинтересовать, а впоследствии удержать понравившегося мужчину.

Причинами низкого уровня самооценки также могут быть болезненные переживания, разрыв с любимым. Среди главных симптомов низкой самооценки можно выделить привычку постоянно сравнивать себя, свои достижения, результаты, свою внешность с другими женщинами. Представительниц слабого пола с низкой самооценкой постоянно преследует одна мысль: «Какой видят меня окружающие, что они обо мне подумают». Такие женщины находятся в постоянном страхе того, что социум не поймет их и не примет внутренний мир. Женщины с заниженной самооценкой часто напоминают себе о своих жизненных провалах, упущенных шансах. Нередко начинают жалеть себя. Постепенно это приводит к тому, что вырабатывается неумение жить своей собственной жизнью. Вся жизнь становится подчиненной мнению окружающих.

Типичные внешние проявления низкой самооценки: зажатость в общении, чрезмерное стремление нравиться всем и каждому, неаккуратность во внешнем облике, грустная мимика, сутулость.

Очень низкая самооценка обнаруживается в неумении женщины строить близкие отношения, как с противоположным полом, так и с другими женщинами. Часто неуверенной в себе женщине кажется, что весь окружающий мир и социум настроен против нее. Она подсознательно думает, что не достойна любви и ее просто не за что любить. Именно по этой причине она не верит чувствам мужчин, ей сложно верить в искренность близких.

Высокая самооценка женщины

Самооценка женщины напрямую связана с тем, что прекрасному полу нужно просто выживать в жестоком мире мужчин. А ведь именно от самооценки зависит вся дальнейшая жизнь прекрасного пола. Поэтому поднятие самооценки у женщин является насущной проблемой современного общества.

Для того чтобы прекрасная половина смогла достичь таких же высот, что и сильная половина, в суровом мире мужчин им нужно быть в 10 раз талантливее и трудолюбивее их. Так сложилось традиционно, что на высокие должности охотнее принимают мужскую часть населения, чем женщин. У мужчин гораздо больше возможностей для своей реализации, чем у женщин. Однако слабая половина человечества характеризуется гораздо большей любознательностью, чем сильная половина. Они намного больше читают, чаще посещают какие-либо курсы для самообразования. Тогда как большинство мужчин и так уверены, что они знают все больше и лучше других. Практически все красные дипломы в ВУЗах и золотые медали в школах принадлежат женщинам, а вот среди Нобелевских лауреатов намного больше мужской части населения. Это связано с тем, что после получения диплома женщина, в основном занята не самореализацией в профессиональной сфере, а рождением детей и семьей. Тогда как мужчине в это время никто не мешает реализовываться, тем более что за его бытом следят зорким взором прекрасные хранительницы очага и уюта. Также у женщин намного тоньше слух и обоняние, осязание развито лучше, выше способность к обучению.

Высокая самооценка у женщин обычно сопровождает успешных личностей. Она отражает реальные достижения людей и помогает им в достижении новых успехов.

Высокая самооценка очень важна для женщин, так как их женственность напрямую связана с ней. Однако это не означает, что завышенная самооценка является благом для фемин. Завышенная самооценка также таит в себе немало опасностей. Например, завышенная самооценка азартных игроков, которые свято верят в свою обязательную удачу и убеждены, что их постоянные проигрыши – всего лишь череда досадных случайностей, является трагедией для них самих, и для их родных. Существует тончайшая грань, за которой высокая самооценка из источника силы трансформируется в розовые очки, при этом, делая личность неадекватной.

Нестабильно завышенная самооценка может влечь за собой неблагоприятные последствия в социальной сфере, межличностные конфликты, связанные с унижением и недооценкой других людей, упорное игнорирование своих ошибок по отношению к окружающим, тщеславное, заносчивое поведение и .

Повышение самооценки у женщины

Поднятие самооценки у женщин – это совсем не трудно. Главное, чтобы сама женщина к этому стремилась. Существует ряд простых правил, выполняя которые тщательно и регулярно, можно достичь устойчивого результата.

Самооценка женщины повысится, если быть всегда открытой к новым знаниям. Следует стремиться ежедневно познавать что-нибудь новое. Лучше быть живой и любознательной, чем скучной и зажатой. Чем больше будете знать и уметь, тем более интересной личностью вы будете для окружающих.

Не следует бояться совершать ошибки. Ведь никогда не ошибается лишь тот, кто совершенно ничего не делает. В случае, если во время беседы, вам что-то непонятно, то не стоит стесняться, бояться переспросить или задать наводящий вопросы. Лучше несколько раз переспросить, чем один раз сделать неверно. По этой же причине не нужно опасаться просить о помощи.

Не экономьте времени на ежедневном уходе за своей внешностью и телом. Запишитесь в спортзал, бассейн или йога клубы. Тренированное, красивое тело положительно влияет на дух и настрой женщин. Смена прически и имиджа также является неотъемлемой частью программы по приобретению уверенности. Генеральная уборка дома, обновление гардероба благоприятно воздействуют на женскую самооценку.

Здоровье – это неотделимая составляющая жизненного успеха. Поэтому за ним нужно регулярно следить. Ведь многие заболевания гораздо проще предупредить, чем потом лечить их последствия. Займитесь коллекционированием своих достижений и любых успехов.

Самооценка женщины повысится, если не жалеть времени и слов на собственную похвалу. Заведите специальную тетрадь и записывайте абсолютно все победы, даже самые маленькие, и иногда перечитывайте их, например, когда станет грустно или опустятся руки.

Скажите «нет» самокритике. Примите как данность, что вы несовершенны и в этом ваша сила. Ведь даже бриллианты имеют изъяны, однако миллиарды жителей планеты не перестают ими восхищаться.

Не тратьте время на то, чтобы жалеть себя. Это бесполезно. Вы же сильная, полноценная, достойная уважения личность, поэтому нет причин для жалости.

Вашим девизом должен стать призыв – «мысли позитивно». Мы получаем ровно то, о чем думаем. способно поднять самооценку на несколько пунктов.

Не следует сравнивать себя с окружающими. Вы – это вы. Всегда вас будут окружать люди, которые знают что-то больше вас или большего достигли. Однако это не делает вас хуже, чем они.

Не следует позволять страхам управлять вашей жизнью и не нужно пытаться их загнать глубоко. Если вы чего-то боитесь, то нужно заранее смоделировать ситуацию так, будто бы это уже произошло. Смоделируйте и продумайте все варианты возможных действий в сложившихся обстоятельствах. Это поможет вам понять и осознать, что в реальности все не настолько плохо, как видится.

Твори добро! Не следует отказывать окружающим в помощи, проявляйте заботу о близких. Если есть возможность, то принимайте участие в любых благотворительных акциях. Это ведет к .

Можно завести домашнего питомца. Лучше собаку. Ведь намного приятнее приходить домой, когда тебя дома кто-то ждет, когда ты для кого-то целый мир. Животное будет вас любить просто за то, что вы есть, несмотря на все недостатки, вопреки всему.

Не стоит бояться трудностей и преград. Ведь они закаляют. Перед препятствиями не следует пасовать, их нужно преодолевать.

Все начинания нужно постараться доводить до конца. Дела, не доведенные до логического завершения, очень негативно воздействую на личностную самооценку. Также не следует откладывать то, что вы решили сделать. Чем дольше будете собираться, тем тяжелее будет начать.

Нужно научиться любить себя такой, какой являешься на самом деле, и принимать собственные недостатки, как неотъемлемую составляющую личности. Недостатки – это всего лишь путь к самосовершенствованию. Запомните, вы уникальны и неповторимы, следовательно – бесценны! Поверьте в это и не заметите, как в этом будут уверены все окружающие.

Старайтесь избегать общения с негативно настроенными людьми, с индивидами, которые вечно всем недовольны или постоянно вас критикуют. Уделяйте больше внимания общению с уверенными в себе личностями и позитивными индивидами, которые ни при каких обстоятельствах не будут вас пытаться принизить или давить на вас. Следует серьезно отнестись к тому, чтобы пересмотреть свой круг общения.

Занимайтесь деятельностью, которая вам приносит удовольствие и радость. Если нет возможности сменить работу, то можно заняться каким-либо хобби или увлечением, которое будет дарить вам радость и позитивный настрой.

Станьте терпеливее с самой собой. На пути к повышению самооценки не следует ждать мгновенных результатов. Просто будьте уверены в том, что результат обязательно будет.

Повышение самооценки у женщины зависит от планирования своего будущего. Поставьте перед собой реально достижимые цели, подробно распишите шаги, необходимые для их достижения, и осуществляйте их регулярно.

Подарки от судьбы следует принимать с благодарностью. Не стоит думать, что вы их не достойны. Запомните, судьба никогда не ошибается.

Не акцентируйтесь на обладании. Нужно понимать, что любой предмет, принадлежащий вам, может легко исчезнуть или поломаться. Данное правило относится и к людям.

Не стоит постоянно демонстрировать свою значимость, при этом, делая вид, что вы чем-то лучше других. Ведь если вы не будете соответствовать демонстрируемому образу, вас легко и быстро поставят на место. Тем самым вы вызовите только смех, жалость и пренебрежение, а не уважение.

Не следует зацикливаться на своих недостатках, лучше акцентировать внимание на достоинствах. Бывает так, что один единственный недостаток, просто отравляет жизнь. Опишите на одной половине листа бумаги развернуто все свои положительные качества, а на другой – отрицательные, но не столь развернуто. Примите все свои недостатки. Попробуйте из каждого недостатка сделать достоинство. Ведь, недаром, лень является основным двигателем прогресса!

Следите за своей осанкой. Женщина гордо несущая голову притягивает взгляды, демонстрирует уверенность и излучает позитив.

Настоящая женщина – это не просто красавица, уверенная, что одним взглядом способна поражать мужские сердца. Настоящая женщина – это личность, способная принимать и любить себя такой, какой она является на самом деле.

Заниженная самооценка – это весьма серьезная проблема для многих девушек, ведь она грозит им не только разочарованиями в личной жизни, но и неудачами на профессиональном поприще. Какую самооценку можно считать низкой и есть ли способ ее повысить?

Что такое самооценка

Нормальная самооценка

Итак, если вы являетесь обладательницей адекватной самооценки, то можно сказать, что вам весьма повезло. Для людей подобного типа характерна реальная оценка своих возможностей. Такие девушки не боятся ставить перед собой серьезные цели, и имеют четкое представление о том, как эта цель может им покориться. Также существует мнение о том, что нормальная самооценка может быть только у действительно зрелой личности – это возможно, как в шестнадцать лет, так и в сорок.

Высокая самооценка

Пожалуй, люди подобного типа считаются наиболее неприятными личностями для окружающих, чем прочие. Примечательно, что зачастую они даже не осознают, что их самооценка действительно завышена. Впрочем, некоторые полагают, что только такие особы способны достигать больших целей – при определенной доли везения это так и есть. Однако главная проблема высокомерных людей в том, что они довольно быстро теряют настоящие дружеские связи из-за собственного нежелания и неумения признавать свои ошибки. Также такие люди весьма завышают свою значимость в окружающем мире – на работе, в кругу друзей, в семье и так далее. Они редко способны искренне извиниться, ведь они зачастую не подозревают, что могут действительно поступать неправильно. Как правило, с такими людьми дружат и общаются лишь из-за возможной выгоды или от безвыходности.

Низкая или заниженная самооценка (причины и признаки)

Тяжелее всего живется девушкам, которые подвержены низкой самооценке. Чаще всего причина кроется в неправильном воспитании со стороны родителей или в прочих проблемах в школьные годы. Что характерно для особы, чья самооценка явно занижена? Как правило, практически сразу бросается в глаза, что девушка неуверенна в себе. Чаще всего она необщительна и довольно замкнута – она очень боится озвучивать свое мнение, даже если ее спрашивают о нем. Кроме того, такая девушка проявляет инициативу лишь в самых крайних случаях, больше предпочитая действовать по чужой указке.Ей нередко кажется, что она выглядит глупо или неуместно, и если к ней начинают проявлять интерес представители противоположного пола, она начинает сразу искать в этом какой-либо подвох. Девушки подобного типа предпочитают не привлекать к себе внимание, и если им приходится находиться в какой-то компании, то им будет спокойнее, если они останутся практически незамеченными.

Отношения в семье

Многим известно, что большинство комплексов тянутся за человеком из детства, и если родители не замечают или даже сами провоцируют какую-то проблему в самооценке ребенка, то, вероятно, она в полной мере проявится и во взрослом возрасте. Если родители вам не давали достаточного внимания и любви, но при этом находили возможность критиковать и регулярно выдвигать различные требования, то, вероятно, сейчас ваша самооценка несколько занижена. Также не лучшим образом сказываются сравнения своего чада с его друзьями, в пользу последних. Ребенок привыкает чувствовать себя хуже других, и эта привычка переходит и во взрослую жизнь.

Отношения со сверстниками

Очень важный фактор, на который стоит обратить пристальное внимание. Если в детстве вы имели какие-то особенности или таланты, к которым сверстники относились с насмешкой, то это весьма серьезный повод для беспокойства. Из-за неодобрительного отношения друзей и одноклассников, ребенку сложно принять себя и это чувство некой «неправильности» сопровождает его и во взрослом возрасте. При этом важно подчеркнуть, что если отношения в семье хорошие, и ребенок получает адекватное воспитание, то влияние сверстников, скорее всего, не скажется на его дальнейшей жизни. Если вы заметили, что вашим детям неуютно в компании сверстников, то это серьезный повод поменять окружение своих малышей, а также провести с ним психологическую работу.

Первая любовь

Первые влюбленности – в детском или юношеском возрасте – также могут оказать большое влияние на самооценку. В целом, здесь можно упомянуть об отношениях с противоположным полом, в общем. Если девочка вызывала симпатию у мальчиков, то, вероятно, это положительно скажется на ее собственном восприятии себя. Однако в случае, если мальчики не только не замечали ее, но и насмехались, это может негативно повлиять на формирование женской самооценки. Кроме того, имеет значение и то, какой была первая любовь девушки – взаимной или нет. Если влюбленность переросла в романтические отношения, это хороший знак, однако если девушку отвергли, вероятно, и это скажется на ее самооценке.

Способы повышения самооценки у женщины или девушки

Примите и полюбите себя

Если вы страдаете от заниженной самооценки, то вывод напрашивается сам собой – вам нужно срочно ее повысить. Прежде всего, осознайте, что идеальных людей нет, даже если вам кажется, что это не так. Не зацикливайтесь на своих недостатках, многие из которых, вероятно, вы надумали сами – это просто ваши особенности. Вместо этого, обратите внимание на свои сильные стороны. Если вы считаете, что таковых у вас нет, то, значит, вы ошибаетесь. Ищите в себя достоинства, пока не отыщите! Также не исключено, что вы находитесь в шаге от какого-нибудь своего преимущества. Возможно, занятия спортом подарят вам идеальную фигуру, уроки макияжа научат вас максимально эффектно и удачно пользоваться косметикой, курсы кройки и шитья позволят создавать выигрышные наряды для себя. Как бы там ни было, в вашем случае очень важно любить себя при любых обстоятельствах, даже, когда вам кажется, что любви этой вы не достойны. Станьте главной поддержкой себе, и ваша жизнь начнет налаживаться.

Перестать сравнивать себя с другими

Люди с низкой самооценкой, сравнивая себя с другими, как правило, делают это не в свою пользу. Осознайте, что любые сравнение – абсолютно бесполезное занятие, которое ни к чему хорошему не приведет. Конечно, другое дело, если, сравнивая себя с кем-то, вы обретаете стимул для того, чтобы самой становится лучше. В случае, когда все заканчивается только самобичеванием и плохим настроением, от этой привычки необходимо отказаться. Все люди разные – каждый имеет свои преимущества и недостатки, даже если вам кажется, что бывают исключения. Не сравнивайте себя ни с кем – просто заботьтесь о себе и совершенствуйтесь, без оглядки на кого-либо.

Долой самокритичность

Самокритичность может быть полезна только в случае, если это стимулирует вас на какие-либо новые свершения. К сожалению, девушки, страдающие заниженной самооценкой, критикуя себя, лишь делают хуже. Мысленно вновь и вновь возвращаясь к своим несовершенствам, вы только вгоняете себя в депрессию. Вместо этого найдите причину похвалить себя. Также поощряйте любые свои маленькие победы – покупайте себе вкусности, заботьтесь о себе.

Будьте немножко эгоисткой

Многие женщины с низкой самооценкой весьма склонны к жертвенности. Полагая, что они не заслуживают любви сами по себе, такие особы пытаются «заслужить» или «заработать» любовь и внимание. Это может проявляться в отношениях с мужем или друзьями. Возможно, вы тоже подвержены этому. Примеры подобного поведения: вы делаете дорогие подарки людям, ущемляя себя; вы тратите время на их дела, отодвигая на второй план собственные заботы; вы регулярно подстраиваетесь под чужие планы, даже если вам это неудобно и так далее. Если что-то подобное вы замечали за собой, то это нужно срочно менять. Учитесь ставить свои потребности и желания на первое место – сначала вам это будет непривычно, но потом вы ощутите все преимущества такой тактики.

Вера в себя и в свой успех

Не сомневайтесь в себе и не принижайте свои достоинства. Если вы хотите чего-то достичь, то не лишайте себя подобной возможности! Если вы не предпримите попытку, то все останется прежним, однако в случае если ваши старания увенчаются успехом, ваша жизнь заиграет новыми красками – верьте, что именно так и будет! Чтобы настроить себя на нужный лад, периодически читайте биографии успешных людей.

Если вам что-то не нравится в себе или своей жизни, то лишь в ваших силах это исправить! Саморазвитие и самосовершенствование никогда не будет лишним. Найдите время для того, чтобы узнавать что-то новое, а также для того, чтобы позаботиться о своем самочувствии и внешности. Будьте внимательны к своему здоровью, периодически записывайтесь на полезные косметические процедуры, расширяйте свой кругозор. Вы можете начать жить действительно интересной жизнью, если сами этого пожелаете! Очень немногим людям все дается легко, и если вы думаете, что кому-то очень везет, а вам нет, то, скорее всего, дело совершенно не в везении, а в упорной работе над собой. Подумайте, какие качества вам в себе не нравятся, оставьте план, благодаря которому вы можете исправить это, и придерживайтесь ему.

Прощайте себе поражения, хвалите за победы

Многие девушки весьма болезненно относятся к своим поражениям. Подобное развитие событий чаще всего вгоняет их в угнетенное состояние и существенно подрывают веру в себя. Если это ваш случай, то вам полезно научиться игнорировать подобные промахи, лишь извлекая из них необходимые уроки. При этом совершенно другое отношение вам следует выработать к своим победам. Помните о своих достижениях, поощряйте себя за них, делая себе маленькие или крупные подарки.

Больше позитива и оптимизма

Девушке, страдающей от заниженной самооценки, очень важно научиться мыслить позитивно. В интернете можно найти множество методик на этот счет, но суть одна – чтобы не произошло, ищите в этом положительные стороны, даже если это довольно затруднительно. Старайтесь не только не говорить на негативные темы, но и не думать о них. Контролируйте себя – подумав о чем-то нехорошем, сразу переключайтесь на более приятные мысли. В любой ситуации изначально настраивайте себя на успех, и он вам будет сопутствовать!
    Боритесь со своими страхами. Если вам неуютно в больших компаниях, и вы теряетесь в разговорах с малознакомыми людьми, то это можно исправить. Вам могут помочь курсы ораторского мастерства, периодическое посещение многолюдных мест. Старайтесь идти навстречу своему страху, и тогда он начнет отступать.Постигайте новые знания. Если пока вам не удобно ходить на какие-либо курсы или мастер-классы, ищите необходимые уроки в интернете. Так вы можете выучить иностранный язык, научиться шить, танцевать и многое другое. Чем больше новых умений вы будете обретать, тем выше будет ваша самооценка.Не общайтесь с людьми, которые занижают вашу самооценку. Если есть хоть малейшая возможность этому – вовсе прервите с ними контакт. Такое общение будет идти вам лишь во вред, и при подобных обстоятельствах очень сложно достичь положительного результата. При этом старайтесь почаще бывать в обществе людей, рядом с которыми вы чувствуете себя уверенно и комфортно.Уделяйте особое внимание заботе о себе и своей внешности. Люди, которые боятся привлекать к себе внимание, обычно опасаются, что окружающим станет очевиден какой-либо недостаток. Вы не должны жить с этим ощущением – найдите любой способ, чтобы исправить в себе то, что вас смущает и ограничивает в общении с другими людьми.Если у вас достаточно времени на то, чтобы заниматься самокритикой и предаваться унынию, то лучше направьте его в совершенно иное русло – ставьте перед собой большие и маленькие цели, стройте планы о том, как их можно достичь, после чего приступайте к реализации своих замыслов. И ни в коем случае не думайте, что у вас что-то не получится. Если вы чего-то на самом деле хотите, то это достижимо, даже если не с первой попытки. Главное – начать действовать, ведь обычно труднее всего дается именно первый шаг.

Конспект урока русского языка в 6 классе

(учитель: Несват Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ с.

ЕршовкаВятскополянского района Кировской области)

ТЕМА УРОКА:

Прямое и переносное значение слов.

Цели: 1)

Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова

2)

Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением,

4)

Вырабатывать навык работы с орфограммой, пунктограммой.

Ход урока:

Мотивация.

1) Слово учителя:

Друзья, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос,

связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец?

(Народный богатырь, герой многих былин)

В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-

боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.. »

Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон,

разное - «с одного боку зеленое», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его, девица

перевертывать », т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение

Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,

переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»

(запись в тетрадях).

2) Запись на доске:

железные гвозди, железное здоровье.

Объяснение учителя: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает

В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый,

неспелый)

11)

Информация об использовании слов с переносным значением в художественных

произведениях. (Сведения из учебника).

Словарная работа: олицетворение, метафора

13) Выполнить упр.339

Учитель:

Слова с переносным значением делают яркой, выразительной не только

поэтическую речь, но и прозаическую.

15) Обратимся к упр.342.

а) Чтение текста.

б) Определение стиля речи, типа речи.

в) Определение названия текста.

г) Словарная работа: лазоревый, коралловый, сапфировый.

16) Запись текста, объяснение орфограмм.

: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова. A

вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный


детский писатель К.И. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших

Чтение по ролям следующих высказываний и объяснение слов, употребленных в

переносном значении:

Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серѐжа. – Там на экзаменах

режут.

б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

- А я тогда не пойду на улицу.

- Почему?

- А чтоб меня морозы не ударили.

в) Мальчика спрашивают о сестре

- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?

Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

- Почему ты не повесил ее сушить?

- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

19)

Учитель:

Дети, вы услышали смешные истории. Не менее веселым, Я думаю,

покажется вам упр. 340.

20) Задание: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом

переносном значении.

Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к

материнскому плечу.

Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

21) Подведем итоги урока.

а) Чем переносное значение отличается от прямого?

б) Для чего используются слова с переносным значением в речи?

) Домашнее задание:

Теоретические сведения на стр. 132-133, упр.338


Прямое (иначе первичное, основное, главное) значение слова – это отображение в слове того явления действительности, с которым слово связано давно и устойчиво; переносное (или вторичное) значение приобретается словом в результате его сознательного употребления для обозначения не того явления, которое оно обозначает традиционно, а иного явления, близкого первому в нашем представлении по каким-либо признакам. Например, железный в прямом значении – содержащий железо (железная руда) или сделанный из железа (железная крыша), а в переносном значении – сильный , крепкий (железные мускулы) или непоколебимый, непреклонный, не знающий отклонений, отступлений (железная воля). Голова в прямом значении – верхняя часть тела человека, верхняя или передняя часть тела животного, содержащая мозг, а в переносном значении – ум, сознание, рассудок (ясная голова, светлая голова), человек большого ума (Иван Иванович – это голова!), человек как носитель каких-то свойств, качеств (умная голова, горячая голова).

В пушкинской строке Встает заря во мгле холодной слово заря выступает в прямом значении (яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца), а в его же строках И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? – в переносном (начало, зарождение, ранняя пора чего-либо).

Употребление в произведениях словесности слов в прямом, непереносном значении называется автологией (греч. autos – сам + logos), а употребление слов в переносном значении – металогией (греч. meta – через, после, за -+- logos). К области металогии относятся все тропы .

Троп (греч. tropos – поворот; оборот, образ) – обобщенное название стилистических приемов, состоящих в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности, образности . Поскольку перенос значения (или, как иногда говорят, перенос наименования) может происходить на основе соотнесения различных признаков, тропы могут быть разных видов, каждый из которых имеет собственное название. К основным тропам относятся метафора, метонимия, ирония и гипербола; к разновидностям основных тропов относятся олицетворение, синекдоха, литота.

Метафора (греч. metaphora – перенесение) представляет собой перенос значения по сходству. Можно сказать, что в основе метафоры лежит не обозначенное формально (например, с помощью сравнительных союзов) сравнение. Говорят еще и так, что метафора – это скрытое сравнение. Например, метафора Пустых небес прозрачное стекло (Ахматова) содержит сравнение неба с прозрачным стеклом, метафора В саду горит костер рябины красной (С. Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра.



Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают к себе внимания, утратили в нашем восприятии образность: выходить за рамки, горячая пора, горячее сердце, кружится голова, любовь угасла, он потерял голову, сверлить взглядом, струны души, температура у больного прыгает, тонкий голос, тяжелый характер и т. п.

В художественной словесности метафора тем более достигает своей изобразительной цели, чем более она неожиданна, оригинальна и в то же время точна в смысле соотнесения явлений. Эстетическая оценка метафор (как и других средств художественной изобразительности) – вещь субъективная.

И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари. (Волошин);

И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. (Блок);

Как и сравнения, метафоры могут быть развернутыми. Иногда стихотворения от начала до конца строятся как развернутые метафоры.

Какая-либо привычная метафора может быть в художественных целях представлена в прямом смысле, и тогда она «оживает», получает новую образность. Такой прием называется реализацией метафоры . Он может применяться в юмористических и сатирических целях (например, в известном стихотворении Маяковского «Прозаседавшиеся» реализована метафора разрываться на части ), но может быть и приемом лирической поэзии. У того же Маяковского с большой эмоциональной силой реализована метафора ломать руки :

Любит? не любит?

Я руки ломаю и пальцы

разбрасываю, разломавши.

Близость метафоры к сравнению выражается, в частности, и в том, что эти средства художественной изобразительности нередко объединяются: Россия вошла в Европу, как спущенный корабль,– при стуке топора и при громе пушек (Пушкин);

В тот давний год, когда зажглась любовь, Как крест престольный в сердце обреченном (Ахматова);

Метонимия (греч. metonymia – переименование) представляет собой перенос значений (переименование) по смежности явлений . Случаи таких переносов многообразны, главные из них следующие.

С сосуда, вместилища на содержимое : Ковши круговые, запенясь, шипят (Пушкин). К этому виду метонимии принадлежат и распространенные выражения съел целую тарелку, выпил две чашки и т п .

С человека на его одежду или какие-либо внешние признаки: И вы, мундиры голубые (Лермонтов; имеются в виду жандармы); Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь).

С населенного пункта на его жителей : Весь город обсуждал это событие; Село было обрадовано этим известием и т. п.

С организации, учреждения, мероприятия на его сотрудников, участников : НИИ был занят выполнением срочного задания ; Завод принял решение о забастовке и т. п.

Имя автора может обозначать его произведения : Евгений Онегин, как известно, Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (...) Часто употребляются выражения типа Прекрасный Кустодиев! Великолепный Фаберже ! – для обозначения картины художника или изделия мастера.

Ирония (греч. eironeia – буквально: притворство) – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Хрестоматийный пример – обращение Лисы к Ослу, которого она считает глупым, в басне Крылова «Лисица и Осел»: Отколе, умная, бредешь ты, голова? Слова, употребленные в обратном прямому значении, могут быть взяты для большей выразительности в кавычки, как, например, в обращенных к политикам от имени людей искусства стихах Северянина:

Нам пакостны ваши враждебные будни,– Мы вечным искусством горим. Вы заняты «делом», а мы – только «трутни», Но званьем гордимся своим!

Обратный смысл может быть придан не только отдельному слову, но и обширному контексту или целому произведению. Примером может служить известное стихотворение Лермонтова

Благодарность

За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был... Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.

В этом стихотворении можно увидеть высшую степень проявления иронии сарказм (греч. sarkasmos, от sarkazo – буквально: рву мясо).

Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) в отличие от метафоры, метонимии и иронии, представляющих собой переименования по качественному признаку, состоит в переносе значения по количественному признаку . Точнее, гипербола заключается в количественном усилении при знаков предмета, явления, действия, что для пpoстоты иногда называют «художественным преувеличением».

Гипербола часто используется в народной словесности. Например, в былине о Вольге и Микуле:

Ехали-то день ведь с утра до вечера,

Не могли до оратая доехати.

Они ехали да ведь и другой день,

Другой день ведь с утра до вечера,

Не могли до оратая доехати.

Как орет в поле оратай, посвистывает,

Сошка у оратая поскрипливает,

А омешики по камешкам почиркивают.

Тут ехали они третий день,

А третий день еще до пабедья.

А наехали в чистом поле оратая.

А вот гипербола в озорной частушке:

Сидит милый на крыльце С выраженьем на лице, А у милого лицо Занимает все крыльцо.

Большим мастером гиперболы был Гоголь; все помнят, что редкая птица долетит до середины Днепра , что у казаков были шаровары шириною с Черное море , а у Ивана Никифоровича шаровары были в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

Олицетворение прием, состоящий в перенесении свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных. Олицетворение обычно в народной словесности и самом близком к ней жанре словесности книжной – басне; часто используется и в лирической поэзии. Несколько примеров:

Луна хохотала, как клоун. (Есенин) Полночь в мое городское окно Входит с ночными дарами. (Твардовский)

Как сравнение и метафора, олицетворение может быть развернутым. Например, в стихотворении Лермонтова Утес

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Синекдоха (греч. synekdoche – соотнесение) – частный случай метонимии: обозначение целого (или вообще чего-то большего) через его часть (или вообще нечто меньшее, входящее в большее). Например: Все флаги в гости будут к нам (Пушкин), т. е. корабли под флагами всех стран. Синекдоха может стать привычным фразеологическим оборотом: иметь крышу над головой, рабочих рук не хватает, столько-то голов скота и т. п. Синекдохой является употребление форм единственного числа вместо множественного: Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин); И слышно было до рассвета, Как ликовал француз (Лермонтов).

Литота (греч. litotes – простота) – прием, противоположный гиперболе, т.е. состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия . Литотой являются названия сказочных персонажей Мальчик-с-пальчик, Девочка-дюймовочка. Литота использована и в описании героя известного стихотворения Некрасова:

И шествуя важно в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок.

Литотой называется также прием определения какого-либо явления или понятия через отрицание противоположного, что также ведет к преуменьшению объективных качеств определяемого. Например, если мы скажем: Это небезынтересно ,– то такое выражение не будет содержать столь же определенной оценки, как Это интересно . Два примера из поэзии Твардовского:

Тот час уже в окно стучался Не без торжественных затей («За далью – даль»);

Нет, не бесследны в мире наши дни («Береза»).

Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи) – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста. Поскольку фигуры образуются сочетанием слов, в них используются те или иные стилистические возможности синтаксиса, но во всех случаях очень важны значения образующих фигуру слов. Фигуры многочисленны, назовем здесь только главные.

Анафора (греч. anaphora – вынесение вверх, повторение), или единоначатие, – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф . Анафора уже встретилась нам в приведенном выше стихотворении Лермонтова «Благодарность», где шесть строк начинаются с предлога за. Еще два примера из поэзии А. Фета:

Только в мире и есть что тенистый

Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть что лучистый

Детски задумчивый взор. Только в мире и есть что душистый

Милой головки убор. Только в мире и есть что чистый

Влево бегущий пробор.

Здесь каждое предложение, образующее две стихотворные строки, начинается выражением Только в мире и есть... В следующем примере каждая строфа, кроме первой, начинается словом рассказать, а в первой строфе с этого слова начинается вторая строка:

Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова;Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь,– но только песня зреет.

Антитеза (греч. antithesis – противоположение) – стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий. Наиболее четко выраженная и простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов:

Я царь – я раб, я червь – я бог! (Державин);

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь!

(Некрасов)

За море Черное, за море Белое В черные ночи и в белые дни (...)

Но противопоставление может быть выражено и описательно : Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка. Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось при том рекою (Пушкин);

Градация (лат. gradatio – постепенное возвышение) – стилистический прием расположения слов и вырaжений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости. Градация первого вида называется климакс (греч. klimax – лестница), второго – антиклимакс (греч. anti – против + klimax). Возрастающая градация в русской словесности используется более часто, чем нисходящая. Пример четкой градации по возрастающей значимости признака можно взять из былины о Вольге и Микуле:

Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красна золота.

Развернутая многоплановая градация лежит в основе компонзиции «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина. Старик-рыбак не сразу поймал золотую рыбку, чудесный улов описан с использованием градации:

Раз он в море закинул невод,– Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод,– Пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, – золотою.

«Вверх по лестнице» поднимаются желания старухи: Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой – Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей – Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою. На месте ветхой землянки сначала появляется изба со светелкой, потом – высокий терем, а там и царские палаты. Чем более неуемные и вздорные требования старухи вынужден передавать золотой рыбке старик, тем суровее, грознее встречает его море: море слегка разыгралось – помутилось синее море – не спокойно синее море – почернело синее море – на море черная буря.

Градация (главным образом восходящая) широко применяется и в нестилизованной книжной словесности. Примеры:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Нет, был бы он невыносимо страшен, Удел земной, не будь всегда при нас Ни детства дней, ни молодости нашей, Ни жизни всей в ее последний час.

(Твардовский)

Примеры нисходящей градации:

Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами.

Найду ль там прежние объятья? Старинный встречу ли привет? Узнают ли друзья и братья Страдальца, после многих лет?

(Лермонтов)

Ему обещает полмира, А Францию только себе.

(Лермонтов)

Оксюморон, или оксиморон (греч. oxymoron – буквально: остроумно-глупое),– стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления . Оксюморон – распространенная в русской словесности фигура, он использован, например, в таких названиях литературных произведений, как «Живые мощи» Тургенева, «Живой труп» Л. Толстого, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского. Примеры оксюморонов из стихотворений русских поэтов:

И невозможное возможно, .

Дорога долгая легка.

Параллелизм (греч. parallelos – идущий рядом, параллельный) – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф. Примеры параллелизма в построении стихотворных строк:

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.

(Лермонтов)

Повторение. Как показывает само название, этот стилистический прием состоит в повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание. Повторение – частый прием народных песен. Например:

Мы в поле были, По межам ходит

Венки развили, Да житушко родит,–

Венки развили «Уроди, Боже,

И жито глядели. Жито густое,

А святой Илья Жито густое,

По межам ходит, Колосистое,

Ядренистое!»

Поэты нередко прибегают к повторению строк в текстах, стилистически приближенных к народным песням:

«Вижу, смерть меня Схорони меня

Здесь, в степи, сразит, Здесь, в степи глухой;

Не попомни, друг, Вороных коней

Злых моих обид. Отведи домой.

Злых моих обид Отведи домой,

Да и глупостей, Сдай их батюшке...»

Неразумных слов,

Прежней грубости.

(И. Суриков)

Повторение строки или нескольких строк в конце строфы называется рефрен (франц. refrain – припев).

Повторение слова или фразы может быть применено и в прозе. Например, далекие от действительности представления Ольги Ивановны, героини чеховского рассказа «Попрыгунья»! о своей роли в жизни художника Рябовского подчеркнуты повторением в ее несобственно-прямой речи слова влияние: (...) Но ведь это, думала она, он создал под ее влиянием, и вообще благодаря ее влиянию он сильно изменился к лучшему. Влияний ее так благотворно и существенно, что если она оставит его, то он, пожалуй, может погибнуть. В характеристике Рябовского немалую роль играют повторяемые им слова я устал, как я устала.

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение (греч. rhetorike – ораторское искусство). Закрепившееся в названиях этих фигур определение риторический, риторическое указывает, что они развивались в ораторской прозе, а затем и в художественной словесности. Здесь риторические вопросы, восклицания и обращения повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определенным частям текста. В грамматике риторический вопрос определяется как предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. В художественной словесности риторический вопрос может сохранять вопросительное значение, но задается он не с целью дать (или получить) на него ответ, а с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя.

Риторические восклицания усиливают в сообщении выраженные чувства:

Как хороши, как свежи были розы В коем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой!

Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Из двух функций, свойственных обращению – призывной и оценочно-характеризующей (экспрессивной, выразительной), – в риторическом обращении преобладает последняя:

Земля-владычица! К тебе чело склонил я. (В. Соловьев)

Погружай меня в сон, колокольчика звон! Выноси меня, тройка усталых коней!

(Полонский)

Риторические вопросы, восклицания и обращения используются и в прозе, главным образом в лирических отступлениях (например, в хорошо всем известных лирических отступлениях в «Мертвых душах» Гоголя) и в случаях перехода авторского повествования в несобственно-прямую речь (например, в «Белой гвардии» Булгакова: Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты? )

Умолчание фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Прекрасный пример умолчания, пробуждающего глубокие мысли и сильные чувства, находим в стихотворении Бунина:

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый. . . Смиренные, родимые черты!

Еще примеры умолчаний в прямой речи – из «Дамы с собачкой» Чехова. Слова Анны Сергеевны: – (...) Мне, когда я вышла за него, было двадцать лет, меня томило любопытство, мне хотелось чего-нибудь получше, ведь есть же,– говорила я себе,– другая жизнь. Хотелось пожить! Пожить и пожить… Любопытство меня жгло. . . Слова Гурова: – Но поймите, Анна, поймите. . .– проговорил он вполголоса, торопясь.– Умоляю вас, поймите. . .

Эллипсис в художественной словесности выступает как фигура, с помощью которой достигается особая выразительность. При этом с очевидностью сохраняется связь художественного эллипсиса с разговорными оборотами. Опускается чаще всего глагол, что придает тексту особую динамичность:

Пусть… Но чу! гулять не время! К коням, брат, и ногу в стремя, Саблю вон – ив сечу! Вот Пир иной нам Бог дает.

(Д. Давыдов)

В прозе эллипсис используется главным образом в прямой речи и в повествовании от лица рассказчика. Несколько примеров из «Бэлы» Лермонтова: (...) Чуть зазевался, того и гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке; Григорий Александрович до того его раздразнил, что хоть в воду; Казбич вздрогнул, переменился в лице – и к окну; Ну, да это в сторону; Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца; ружье из чехла, и туда – я за ним.

Эпифора (греч. epiphora – повторение) – фигура, противоположная анафоре,– повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. Эпифора в русской поэзии встречается гораздо реже анафоры. Примеры:

Степям и дорогам Не кончен счет; Камням и порогам Не найден счет. (Э. Багрицкий).

что такое прямое и переносное значение слова?

  1. Что такое пямое и переносное значение слова?

    Это два термина из словообразования - науки о пополнении словарного состава языка за счт его собственных средств, а не заимствованиями из других языков.
    Согласно традиции, некоторые слова языка могут выделять два и более лексических значений, связанных между собой каким-либо способом. Это отношение описано, например, в книге В. В. Виноградова "Русский язык. Грамматическое учение о слове", а также в академических грамматиках, по которым составляются школьные учебники.
    Считается, что слово с одним - прямым - значением способно в некоторых случаях за счт смыслового переноса по сходству явлений (метафора) или по смежности функций явлений (метонимия) получать дополнительное - переносное значение.
    Так, глагол "ранить" может иметь прямое значение "наносить увечье, повреждение, разрушать ткани человеческого тела" (Солдата ранили полицейские из пистолета) и переносное значение "задевать чувства человека, обижать, оскорблять" (Е ранили слова одноклассника) .
    Подобным образом можно говорить о прямых и переносных значениях у многих слов: "идти, ядовитый, прозрачно, раковина" и так далее.
    Считается, что все переносные значения слова взникают на базе одного - прямого, то есть прямое значение является исходным для всех переносных, а переносные всегда вторичны.
    Надо сказать, что вопрос о переносных значениях довольно спорный: иногда не определить, что первично, а что вторично в одном и том же "слове". Или непонятен механизм переноса (почему вот человека иногда обзывают словом "козл"?). Или между одинаково звучащими словами нет вообще смысловой связи (человек идт / платье ей идт) . В таких случаях говорят уже не о прямом и переносном значении (вместе их определяют термин "многозначность"), а об омонимах.
    Это проблема современного языкознания, которую ещ предстоит однозначно решить.

  2. Ну да
  3. это когда слова не схоят например ешь как медведб это перевосное значение
  4. Прямое значение слова- это его конкретная формулировка, то есть что оно значит в прямом смысле слова, а переносное, то есть употреблено немного с другим значением, не есттественным для окружающего мира, например, слово хвост.. . Прямое значение- хвост собаки- хвост существа.... а переносное хвост-- это например исправлять хвосты- то есть исправлять двойки) как то так)
  5. днозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова Жданова Л. А. Слово может иметь одно лексическое значение тогда оно однозначно или несколько (два и более) значений такое слово называют многозначным. Однозначных слов в языке достаточно большое количество, но наиболее частотные, употребительные слова обычно многозначны. Однозначных слов много среди терминов, названий инструментов, профессий, животных, растений и пр. Однозначны, например, слова дуализм, рубанок, невропатолог, косуля, тополь, тюль, троллейбус, плетень. Многозначные слова могут иметь от двух до более чем двух десятков значений (например, у слова идти в Словаре Ожегова выделено 26 значений) . Если слово многозначно, между его значениями (не обязательно всеми сразу) существует смысловая связь. Например, для слова дорога в Словаре Ожегова выделены следующие значения: 1. Полоса земли, предназначенная для перемещения. Асфальтированная дорога. 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. 3. Путешествие, пребывание в пути. Устал с дороги. 4. Образ действий, направление деятельности. Дорога к успеху. Первые три значения имеют общий компонент перемещение в пространстве, четвертое значение связано со вторым: оба содержат смысл направление (во втором значении направление движения в пространстве, а в четвертом в деятельности, в развитии) . В многозначном слове выделяют прямое (основное) значение слова и переносные (производные) значения. Переносное значение является результатом переноса наименования (звуко-буквенного средства) на другие явления действительности, которые начинают обозначаться тем же словом. Существуют два типа переноса наименования: метафора и метонимия. Надо заметить, что вопрос о том, какое значение является прямым, а какое переносным, должен решаться на современном языковом срезе, а не переводиться в область истории языка. Например, слово прилепиться в Словаре Ожегова толкуется следующим...
  6. линия и изгиб
  7. делать из мхи слона это переносное значение например мы же не можем делать из мухи слона а прямое значение это вс путать превращать реальное в иное
    ри многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные переносными.

    Прямое значение слова это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено обозначаемый предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова чаще всего выступают в прямом значении.

    Переносное значение слова это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.
    Игрушка, -и, ж. 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки. 2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли (неодобр.) . Быть игрушкой в чьих-нибудь руках.
    Сущность переноса значения состоит в том, что значение переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом формируется многозначность слова.

    В зависимости от того, на основании какого признака происходит перенос значения, различают три основных вида перехода значения:
    метафора,
    метонимия,
    синекдоха.
    Метафора (от греч. metaphora перенос) это перенос наименования по сходству:
    спелое яблоко глазное яблоко (по форме) ;
    нос человека нос корабля (по месту расположения) ;
    шоколадный батончик шоколадный загар (по цвету) ;
    крыло птицы крыло самолта (по функции) ;
    завыл пс завыл ветер (по характеру звучания) ;
    и др.
    Метонимия (от греч. metonymia переименование) это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности:
    закипает вода закипает чайник;
    фарфоровое блюдо вкусное блюдо;
    самородное золото скифское золото
    и др.
    Синекдоха (от греч. synekdoche соподразумевание) это перенос названия целого на его часть и наоборот:
    густая смородина спелая смородина;
    красивый рот лишний рот (о лишнем человеке в семье) ;
    большая голова умная голова
    и др.
    В процессе развития переносных значений слово может обогащаться новыми значениями в результате сужения или расширения основного значения. С течением времени переносные значения могут стать прямыми.

    Определить, в каком значении употреблено слово, можно только в контексте.
    Мы сидели на УГЛУ бастиона, так что в обе стороны могли видеть вс. В Тараканове, как в самом глухом медвежьем УГЛУ, не было места тайнам.
    В первом предложении слово УГОЛ употреблено в прямом значении место, где сходятся, пересекаются две стороны чего-либо. А в устойчивых сочетаниях в глухом углу, медвежий угол значение слова будет переносным: в глухом углу в отдалнной местности, медвежий угол глухое место.

    В толковых словарях прямое значение слова датся первым, а переносные значения идут под номерами начиная с 2. Значение, зафиксированное в качестве переносного недавно, идт с пометой перен. :
    Деревянный, -ая, -ое. 1. Сделанный из дерева. 2. перен. Неподвижный, маловыразительный. Деревянное выражение лица. #9830;Деревянное масло дешвый сорт оливкового масла

  8. прямое когда слова имеют свой смысл, а переносное другой к примеру золотые руки в прямом смысле руки из золота, а в переносном трудолюбивые руки.
  9. П р я м о е з н а ч е н и е слова является основным и отражает непосредственную соотнесенность слова с называемым предметом, признаком, действием, явлением.

    П е р е н о с н о е з н а ч е н и е слова возникает на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т. д.) на другой, в чем-либо сходный с ним. Таким образом, переносное значение слова отражает связь между словом и называемым явлением действительности не прямо, а через сопоставление с другими словами. Например, прямое значение слова дождь атмосферные осадки в виде капель, а переносное поток мелких частиц чего-нибудь, сыплющихся во множестве.

    Одно слово может иметь несколько переносных значений. Так, у слова гореть следующие переносные значения: 1) быть в жару, в лихорадочном состоянии (больной горит) ; 2) краснеть от прилива крови (щеки горят) ; 3) сверкать, блестеть (глаза горят) ; 4) испытывать какое-нибудь сильное чувство (гореть любовью к поэзии) .

    С течением времени переносные значения могут становится прямыми. Например, слово нос теперь употребляется в прямом значении, если речь идет и об органе обоняния, находящемся на лице у человека или на морде у животных, и о передней части судна.

    Определить, в каком значении употреблено слово, можно только в контексте: капля капля воды, капля жалости; ненасытный ненасытное животное, ненасытное честолюбие; золотой золотой перстень, золотая осень. Переносное значение является одним из значений многозначного слова и дается в толковых словарях с пометкой перен. .

    1. Здесь, где так вяло свод небесный на землю тощую глядит, - здесь, погрузившись в сон железный, усталая природа спит (Ф. Тютчев) . 2. Солнце золотится. Лютик холотой. Речька серебрится и шалит водой (К. Бальмонт).