Что такое онтогенез кратко. Биология индивидуального развития (онтогенез). Виды дробления зиготы

Данная программа реализуется в Московском Институте Гештальт-терапии и Консультирования с 1998 года. Образовательная деятельность нашего Института по дополнительному профессиональному образованию ведется на основании Лицензии № 073403, выданной 18.04.16 Департаментом образования г. Москва.

Программа ориентирована на психологов, студентов психологических специальностей, врачей, педагогов, социальных работников и всех желающих, заинтересованных в самопознании и личностном росте.

Длительность программы 3 года.

По окончании обучения при успешном прохождении аттестации выдается диплом о профессиональной переподготовке и сертификат гештальт-терапевта.

Программа обучения разработана на основе программ Французского Института Гештальт-Терапии и Института Ф. Перлза (Германия), и одобрена Европейской Ассоциацией Гештальт-Терапии (EAGT). Обучение организовано как интерактивное освоение теоретических знаний и практических навыков.

Как устроена программа: обучение состоит из 16-ти тематических трехдневных семинаров. Трехдневный семинар: вечер пятницы, суббота, воскресенье. Периодичность семинаров: 1 раз в 2 месяца. В группе не более 24 человек. Семинары проводятся в «живом» интерактивном формате, в безопасной и безоценочной атмосфере. Семинары включают в себя групповые упражнения, психотерапевтическую работу ведущего с одним из участников по его желанию с последующим теоретическим анализом работы, упражнения в малых группах, супервизии, мини-лекции и пр.

Помимо трехдневных семинаров в программу включены регулярные супервизорские группы, работа в малом терапевтическом практикуме, участие в интенсивном двухнедельном семинаре.

На первом году обучения Вы освоите понятия и принципы гештальт-подхода, научитесь применять творческие методы в гештальт-терапии (арт-методы, работа со сновидениями и др.). Вы получите первые практические навыки работы с телесностью и эмоциональной сферой клиента.

На втором и третьем году обучения Вы освоите принципы работы с психосоматическими расстройствами, депрессиями, паническими атаками, зависимостями (химическими, нехимическими, зависимым поведением), горем и потерями, психотравмами, переживаниями личностных кризисов, проблемами взаимоотношений. Вы освоите понятия терапевтических отношений, понятия переноса и контр-переноса. Вы сможете получать регулярную супервизию своей психотерапевтической работы для оттачивания мастерства и профессиональных навыков.

Формат обучения

без отрыва от работы

с отрывом от работы

Трудоёмкость освоения

571 ак.час.

Срок обучения

Подготовка специалистов в области гештальт-терапии в нашем Институте ведется уже более 10 лет . Гештальт-терапия - одно из современных направлений исследования личности и психотерапии, разработанное Фредериком Перлзом в конце сороковых годов. Метод широко применяется в психологическом консультировании, в индивидуальной и семейной терапии, в бизнес-консультировании. Основа методики обучения – целостный подход к человеку, соединяющий эмоциональное, телесное и интеллектуальное начала. Метод гештальт-терапии прост и доступен в освоении. Поэтому в России он завоевал большое количество поклонников, и с каждым годом количество людей, применяющих этот метод на практике, неуклонно растет.

Участники программы на занятиях осваивают телесно-ориентированные, арт-терапевтические, психодраматические, медитативные и другие техники.

Цель

Подготовить специалистов, способных эффективно и грамотно работать в области психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.

Программа

Стоимость

Полная стоимость программы 114 030 руб.

Стоимость цикла 5 430 руб.

При единовременной оплате не позднее 3-х дней до начала обучения стоимость составляет 96 926 руб.

На период обучения слушатели программы получают 10% скидку на все тренинги и семинары. По завершении обучения, в течение 3-х лет слушателям, прошедшим 2 программы повышения квалификации, предоставляется 10% скидка на все тренинги и семинары.

Расписание

Название цикла
Группа 2018
(10:00-18:00)
История развития гештальт-подхода. Феноменология
31 марта
1 апреля
Основные понятия и принципы гештальт-терапии. Теория поля в практике гештальт-терапии
26, 27 мая
Понятие о контакте в гештальт-терапии. Способы контакта. Цикл контакта
16, 17 июня
22, 23 декабря
Работа на границе контакта. Способы прерывания контакта
27, 28 октября
24, 25 ноября
Основной инструментарий гештальт-терапевта. Диалог как метод работы
22, 23 декабря

Супервизия. Позиция и техники гештальт-терапии
26, 27 января
Диагностика. Дифференциальная диагностика. DSM IV. Гештальт-диагностика
>23, 24 февраля
Арт-методы гештальт-терапии: рисунок, визуализация, работа со сном, работа с образами
30, 31 марта
Гештальт-терапевт в терапевтических отношениях. Перенос, контрперенос
27, 28 апреля
Работа с горем, травмой, экзистенциальными переживаниями
25, 26 мая
Работа с парой и семьей в гештальт-терапии
29, 30 июня
Работа с телом. Психосоматика

Супервизия. Решение терапевтических задач в краткосрочной гештальт-терапии

Гештальт-терапевт в терапевтических отношениях. Диалог, контакт. Экзистенциализм

Неврозы, психозы, пограничные расстройства

Работа с детскими травмами

Работа с зависимостями

Работа с группой

Принципы соблюдения этических норм

Сертификационные требования

  • 108 часов - программа первой ступени (знакомство с методом).
  • Прохождение 21 учебного цикла программы и зачёт (описание случая).
  • Самостоятельная работа в малых учебных группах (желательно не менее 50 часов).
  • Личная терапия - 20 часов.
  • Работа с клиентом под супервизией - 40 часов (10 встреч по 4ч).
  • Оформление протоколов индивидуальной работы с клиентами или протоколов работы в малых учебных группах - 5 шт.

После выполнения сертификационных требований участник программы предоставляет дневник и соответствующие материалы (описание случаев, подтверждение часов личной и групповой терапии, супервизии). Открытую сертификацию проводит сертификационная комиссия, утвержденная ректором Института.

Даты открытой сертификации сообщаются слушателям заранее. Сертификация может быть полной, условной (с указанием условий, необходимых для успешного завершения), может быть рекомендована пересдача, т.е. повторная демонстрация работы в другие сроки.

После рассмотрения комиссией материалов и демонстрации студентом работы на открытой сертификации, признанной соответствующей профессиональному уровню, ему выдается удостоверение о повышении квалификации.

Московский Гештальт Институт

Начало: 2ого ноября 2018

Кто может участвовать в программе?

Для участия в программе не требуется специальная подготовка. Не нужно сдавать вступительные экзамены. Для того, чтобы записаться в группу достаточно пройти получасовое собеседование с ведущими.

Мы принимаем в программу всех желающих. После окончания программы участники получают возможность пройти сертификацию Московского Гештальт Института и получить диплом гештальт-терапевта. Диплом МГИ соответствует стандартам EAGT (European Association for Gestalt Therapy) и признается профессиональными сообществами России и Европы.

Что такое «Московский Гештальт Институт»?

Московский Гештальт Институт это первое в России и самое крупное на сегодняшний день учебное заведение занимающееся профессиональной подготовкой гештальт-терапевтов.

Организация с 20-ти летней историей, филиалами и региональными отделениями по всей России, активно участвующая в европейских и американских конференциях по гештальт-терапии.

Как проходит обучение?

Первый год обучения это терапевтическая гештальт-группа + лекции по теории гештальт-терапии. На этом этапе участники знакомятся с гештальт-терапией на своем опыте, получают личную терапию в группе, решают свои психологические проблемы, знакомятся с базовыми понятиями гештальт-подхода.

Второй и третий год обучения. Участники начинают на группе работать друг с другом как терапевты и получают супервизию от ведущих программы. Темы лекций посвящены профессиональным вопросам психотерапевтической работы.

Каков график учебы?

Вся программа состоит из 24 занятий. Каждое занятие длится 30 академических часов. Пятница — с 17.00 до 21.00, суббота и воскресенье с 11.00 до 19.00.

Занятия проходят раз в полтора месяца, то есть 5-6 занятий в год.

Если в ходе обучения, Вы поймете, что хотите стать профессиональным гештальт-терапевтом и решите готовиться к сертификации, то к основным трехдневкам программы добавится ряд дополнительных учебных мероприятий — личная терапия, супервизия, специализация, малая терапевтическая группа, участие в конференциях и т.п. Для допуска к сертификации необходим диплом о высшем психологическом образовании .

Сколько это стоит?

Оплата производится за каждое занятие. То есть, один раз в полтора месяца Вы платите 9000р.

Личная терапия, супервизия, специализация, малая терапевтическая группа, участие в конференциях и т.п. — оплачивается отдельно и зависит от выбранного Вами терапевта, супервизора и т.д.

Какие документы я получу?

В начале обучения, заключив договор, Вы получаете «учетную книжку» студента, куда вносите все полученные Вами учебные часы. В конце первого года обучения Вы можете, при желании, получить свидетельство об окончании «первой ступени» обучения с указанием тем и часов. В случае успешной сертификации Вы получаете диплом гештальт-терапевта. Это диплом программы «Московский Гештальт Институт». Этот диплом признается всеми профессиональными сообществами гештальт-терапевтов в России и Европе.

Как проходит обучение в программе (отвечаем на вопросы):

Даты занятий:

(даты занятий 2-ого и 3-его учебного года будут определены в мае 2019г и могут быть согласованы с участниками группы)

«Основы гештальт-терапии» – первая ступень (1 год):

Личный терапевтический опыт в группе, знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, работа с индивидуальным терапевтом, участие в интенсиве в клиентской позиции.

  1. Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература
  2. Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле – организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление)
  3. Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление
  4. Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта
  5. Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями
  6. Творческие методы в гештальт-терапии. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры
  7. Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории

После окончания первой ступени участники получают сертификат МГИ (стандарт EAGT) об участии в программе подготовки гештальт-терапевтов «Основы гештальт-терапии» с указанием тем и количества часов.

«Теория и практика гештальт-терапии» (2-ой и 3-ий год):

Профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией. Включает теоретическую подготовку, личную терапию, супервизию, работу в малых группах, участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях), в конференции, выбор и прохождение специализации (или посещение спецкурса), а также начало собственной практики под супервизией.

  1. Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта.
  2. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии
  3. Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия
  4. Кризис и травма
  5. Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии
  6. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений
  7. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами
  8. Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование
  9. Принципы и приложения этики

После успешной сертификации Вы получаете сертификат программы «Московский Гештальт Институт», соответствующий и превышающий стандарты EAGT (Европейская Ассоциация Гештальт Терапии) и можете стать членом ОПП «Гештальт-подход» (Общество Практикующих Психологов «Гештальт-подход»).

Ведущие:

Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт и , ассоциированный тренер Московского Гештальт Института, член ОПП «Гештальт-подход». Специализация: «Гештальт-подход в работе с детьми, подростками, супружескими парами и семьями», стаж психологической практики 14 лет

+7903 724 65 11, [email protected]

Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт и супервизор Московского Гештальт Института, член ОПП «Гештальт-подход», стаж психологической практики 14 лет

+7903 712 10 06, [email protected]

Руководитель программы :

Кедрова Наталья

Cупервизор, сертифицированный гештальт-терапевт, сертификат EAGT, член проф. совета МГИ, руководитель специализации «Гештальт-подход в работе с детьми, подростками, супружескими парами и семьями»

Запись в программу:

7903 724 65 11; [email protected] — Евгения

7903 712 10 06, [email protected] — Федор

Что такое гештальт-терапия? (60 мин)

Гештальтпсихология (гештальттерапия) это одна из форм феноменолого-экзистенциальной терапии, основанной Фредериком (Фрицем) С. Перлзом и Лаурой П. Перлз. Первые разработки в этом направлении появились в 40-х годах ХХ века. Широкой известности данное направление достигло в конце 60-х ХХ века. Собственно Институт Гуманистической психологии в Биг - Сур (Калифорния) стал так широко известен потому, что Ф.Перлз работал там в последние годы своей жизни. Впоследствии это направление развивали многие другие исследователи. Сейчас гештальттерапия - это направление, практикуемое во всем мире.

Фундамент гештальттерапии - это феноменология и диалог, направленные на то, чтобы увеличить сознавание и сделать непосредственное переживание более ясным. Объяснения и интерпретации полагаются менее надежными, нежели то, что видится и воспринимается непосредственно. Гештальттерапия с одинаковым уважением относится к непосредственному переживанию и терапевта, и клиента. Различия в восприятии и переживаниях участников становятся материалом для экспериментов и диалога. Цель клиентов - прийти к сознаванию того, ЧТО они делают, КАК они это делают, и в то же время научиться принимать и адекватно оценивать себя.

Гештальттерапия больше сосредоточена на процессе (на том, что происходит), чем на содержании (на том, что обсуждается). Процесс относится к наблюдаемому развитию поведения, происходящему во время часа терапии. Акцент на том, что есть, а не на том, что было, могло бы быть, возможно произошло бы, должно было бы произойти. Внимание уделяется процессам: процессу пациента, процессу терапевта и процессу взаимодействия между ними.

Гештальттерапевтический подход позволяет успешно справляться с проблемами коммуникативного характера. На основании этого подхода может быть успешно построена практика психотерапевтической группы, что, в частности, психоанализ не предполагает. Гештальттерапия также с успехом может быть использована при краткосрочных терапиях, таких, как работа с шоковыми травмами, или при работах направленных на необходимые изменения в поведении. Также она может применяться в работе с семьей. Предполагается также работа с экзистенциальными проблемами человека: одиночество, свобода, смерть, смысл. Вопросы, связанные с этими проблемами, неизбежно возникают практически в любой психотерапии, и в гештальт подходе содержится возможность работы с этими темами.

Гештальтерапия рассматривает человека, как целое существо, как единство поведения, чувств и мышления, находящееся в процессе взаимодействия с окружающим миром. То есть рассматривается не человек отдельно и мир отдельно, но их взаимодействие, непосредственное сознавание которого позволяет более глубоко и насыщенно воспринимать мир.

Существует также практикум по гештальттерапии, который позволяет, после небольшой подготовки, вести самостоятельную работу, что в других психотерапевтических направлениях не предусматривается.

Большое место в гештальттерапии занимает эксперимент, как возможность увеличения уровня сознавания и присутствия, как возможность испытать новые модели поведения в проблемных ситуациях, как возможность актуализации новых ресурсов и возможностей человеческой целостности.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТЕМА 1 . Знакомство, прояснение профессиональной и личной мотивации участников, проективная техника «представление через предмет».

ТЕМА 2 . История появления гештальт-терапии в России.

ТЕМА 3 . Гештальт-терапия (ГТ) - одно из современных направлений психотерапии. История метода. ГТ - направление психотерапевтической практики, созданное в середине нашего века Ф. Перлзом и группой, в которую входили Лаура Перлз, Пол Гудмен и Изидор Фромм, опирающееся на достижения гештальт- психологии, психоанализа, экзистенциальной психологии и духовные традиции Востока.

ТЕМА 4 . Исторические корни ГТ. Гештальт психология. Исследования зрительного восприятия М.Вертхаймера, В.Келера и К.Коффки - отправная точка возникновения психологии гештальта и холистического принципа. Феноменологический метод как метод гештальт психологии. Исследования феноменов фигуры и фона К.Рубиным. «Теория поля» К.Левина. Эффект незавершенных действий Б. Зейгарник. Основные законы и принципы гештальт психологии (соотношение фигуры и фона, холизм, динамическое поле организм - среда).

ТЕМА 5 . Психоанализ - как интеллектуальный предшественник ГТ. Первая книга Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия», как попытка пересмотра и расширения психоаналитической теории и метода. Расхождения ГТ Ф.Перлза с психоанализом З.Фрейда (холизм у Ф.Перлза и разделение на иерархические структуры у З.Фрейда; опора на очевидный материал в ГТ и на подавляемый в ПА; «организмическое единство и саморегуляция» в ГТ и теория инстинктов и либидо в ПА; экзистенциализм и детерминизм; отношение к феномену «сопротивления» и т.д.) и соответствия («фигура и фон» у Ф.Перлза и «катексис» у З.Фрейда; «фундаментальное возбуждение» и «либидо»; континуум сознавания и свободные ассоциации; «сознание» и «сознавание»; «избегание сознавания» и сопротивление; «незаконченные ситуации» и навязчивые повторения; «уход из среды» и регрессия; проекция у Перлза и Фрейда; терапевтические отношения в ГТ Ф.Перлза и трансферентные отношения в ПА З.Фрейда и т.д.).

ТЕМА 6 . Влияние коцепции «мышечного панциря» другого крупного психоаналитика В.Райха и его «анализа характера» на представления Ф.Перлза о взаимосвязи тела и психики.

ТЕМА 7 . Влияние экзистенциализма и феноменологии. Утверждение, что «мир индивидуального опыта может быть понят только из его непосредственного описания в его уникальной ситуации» - ядро мировоззрения в гештльт-подходе.

ТЕМА 8 . Ф.Перлз и гештальт-терапия. Нью-йоркской группа (Лаура Перлз, Пол Гудмен, Изидор Фромм, Ральф Хефферлин и др.).

ТЕМА 9 . Основные понятия и принципы гештальт-терапии. Определение «гештальта».

ТЕМА 10 . Организм и среда. Организм как целое. Единство опыта. Среда, как и организм существуют в виде поля, т.е. в виде непрерывно изменяемого в пространстве, времени и предметном содержании процесса, основной характеристикой которого является целостность. Организм как часть поля, контекста. Саморегуляция и доминирующая потребность.

ТЕМА 11 . Понятие границы контакта. Граница контакта - функция, определяющая отношения между организмом и окружающей средой. Соответствие контакта со средой и «ухода» из нее формированию и завершению гештальта. Подвижность границы и психическое здоровье. Творческое приспособление.

ТЕМА 12 . Принцип «здесь и теперь». Важность непосредственного актуального переживания себя и среды (актуальной ситуации) в настоящий момент. Влияние «незаконченных ситуаций» на формирование невротического способа взаимодействия с миром. Тревога как энергетический разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда».

ТЕМА 13 . «Как» важнее, чем «почему». Акцент гештальт-терапии на постоянно возрастающем сознавании человеком собственого поведения, а не на исследовании причин, почему он ведет себя именно таким образом.

ТЕМА 14 . Сознавание. Отличие Перлзовского «сознавания». Континуум сознавания. Избегание сознавания - основной фактор, препятствующий психологическому росту.

ТЕМА 15 . Фигура и фон. Динамическое взаимодействие фигур и фона, определяемое иерархией актуальных потребностей. Построение и разрушение гештальтов.

ТЕМА 16 . Цикл опыта. Ритм построения и разрушения гештальтов - это фундаментальный процесс, на основе которого работает терапия. Шесть фаз цикла опыта.

ТЕМА 17 . Теория «Я» в гештальт-терапии. «Я»(self) как сложная система контактов, необходимых для адаптации в сложном поле. Модальности «Self»: Id, Ego, и Persona. Особенности функционирования «Self» в каждой из этих модальностей. Нарушения функций «Self». Формы прерывания цикла формирования и разрушения гештальтов (цикла контакта): слияние (конфлюенция), интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм идифлексия.

ТЕМА 18 . Слияние как состояние «неконтакта», отсутствие различения между фигурой и фоном и отсутствия фигуры. Слияние как базовый феномен контакта со всем тем, что не является фигурой в поле в данный момент.

ТЕМА 19 . Интроекция как генетически примитивная форма функционирования индивида в окружающей среде. Различие патологической и творческой интроекции.

ТЕМА 20 . Проекция. Позитивная и негативная роль процесса проецирования.

ТЕМА 21 . Ретрофлексия как способ отказа от контакта со средой и обращения функции контакта на себя. Здоровая и патологическая ретрофлексия. Роль ретрофлексии в возникновении психосоматических заболеваний. Определение дефлексии и эготизма.

ТЕМА 22 . Понятие психологически зрелой личности. Развитие и рост и их нарушение. Невроз как нарушение процесса развития и роста личности. 5 уровней невроза: уровень клише, уровень игр, уровень тупика, уровень имплозии (внутреннего взрыва), уровень эксплозии (внешнего взрыва).

ТЕМА 23 . Введение в техники гештальт-терапии. Супрессивные техники и экспрессивные техники. Основной метод работы в ГТ. эксперимент. Обеспечение контекста. Работа с полярностями. Техника работы с частями «Я». Техника работы с идентификацией (основана на механизме проекции). Исполнение ролей. Телесная работа. Работа с фантазиями и сновидениями.

СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ В МГИ БАЗОВЫЙ КУРС

Первая ступень - 1,5 года (180 часов) - «Основы гештальт-терапии» - знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, личный терапевтический опыт в группе, работа с индивидуальным терапевтом, участие в интенсиве в клиентской позиции.

Вторая ступень - 2,5 года (420 часов) - «Теория и практика гештальт-терапии» - профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией (см. «Сертификационные требования»). Включает теоретическую подготовку, личную терапию, супервизию, работу в малых группах, участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях), в конференции, выбор и прохождение специализации (или посещение спецкурса), а также начало собственной практики под супервизией. Специализация завершается выпускным мероприятием, которое курирует один из ведущих тренеров МГИ. Специализации и спецкурсы проводятся параллельно основной базовой программе, а также могут быть пройдены после ее завершения.

Темы базового курса включают 1 и 2 ступени, определяемые в 4 больших теоретических блока: 1) знакомство с теоретическими и философскими вопросами гештальт-терапии, 2) методология практики, 3) клинические и другие частные вопросы гештальт-терапии, 4) супервизия. Логика размещения отдельных тем в процессе обучения зависит от руководителя программы и динамики группы..

После завершения 1 ступени выдается промежуточный сертификат с указанием тем и часов. Те, кто хочет продолжить обучение на 2 ступени, подает заявление в МГИ или руководителю программы. Т. о. группа 2 ступени может явиться объединением участников различных групп 1 ступени, мотивированных на профессиональную подготовку. Для некоторого количества участников при этом образование будет сквозным.

В случае совпадения дат проведения базового курса и других мероприятий участник может не оплачивать участие в последних, а руководитель мероприятия должен обеспечить возможность отработки пропуска участнику.

2 ступень завершается супервизорской сертификационной сессией в группе (т. н. внутренней сертификацией) с приглашением независимого супервизора - тренера, имеющего выпуски собственных программ и (или) терапевта и в присутствии руководителя (руководителей) программы.

После выполнения сертификационных требований (см. «Сертификационные требования») участник программы представляет зачетную книжку и все материалы (описание случаев с рецензией, подтверждение часов личной терапии, супервизии, интенсивов, сопровождаемые рекомендацией руководителя программы в учебную часть и записывается на открытую сертификацию. Открытую сертификацию проводит сертификационная комиссия МГИ, состав которой формируется сроком на один год и утверждается профессиональным советом МГИ. Сертификационная комиссия работает с группой, состоящей из участников разных программ, подготовивших материалы к данному сроку. Даты открытой сертификации указаны на сайте МГИ. Сертификация может быть полной, условной (с указанием условий, необходимых для успешного завершения), может быть рекомендована пересдача, т. е. повторная демонстрация работы в другие сроки. В отдельных случаях, в частности при нарушении этических норм, может быть отказано в повторной сертификации.

После рассмотрения комиссией материалов и демонстрации студентом работы на открытой сертификации, признанной соответствующей профессиональному уровню, ему выдается сертификат МГИ об успешном завершении программы подготовки в области гештальт-подхода с присвоением квалификации гештальт-терапевта.

Для признания выпускника программы терапевтом со стороны профессионального сообщества необходима процедура его аккредитации на определенный срок (3 года), по истечении которого снова встает вопрос о подтверждении статуса терапевта.

Процедура аккредитации предполагает:

1 - наличие сертификата об окончании программы,

3 - описание опыта собственной практики (индивидуальные клиенты, группы, семьи, организации), указание участия в интенсивах (в каких, и в какой роли), в супервизорских и тематических группах, в конференциях, проведение мастерских, выступления, статьи и т. д.

4 - заявление в общественную организацию общества практикующих психологов «гештальт-подход» или в региональное предствительство общества для аккредитации в профессиональном сообществе как терапевта.

Третья ступень - 360 часов - ориентирована на подготовку супервизоров, преподавателей гештальт-терапии, а также углубленное изучение теории и методологии практики. Программы 3 ступени существуют в МГИ в настоящий момент в стандартном варианте. Их описанию будет посвящен отдельный выпуск бюллютеня. Существуют также авторские супервизорские программы совершенствования в гештальт-терапии.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТОВ

Базовый курс

Учебные стандарты приведены в соответствие со стандартами ЕАГТ

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ:

1. Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература. Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле - организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление).

2. Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление. Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта.

3. Творческие методы в гештальт-терапии. Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры.

4. Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории.

5. Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии.

6. Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.

7. Кризис и травма.

8. Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами.

9. Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование.

10. Принципы и приложения этики.

Перечисленные темы отражают содержание обучения и не соответствуют перечню тематических сессий. Логика и фокус изложения определяется руководителем программы и зависит от динамики и состава конкретной группы.

Программа включает 20 сессий - 14 тематических, 2 терапевтических и 4 супервизорских.

СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

1. Теоретическая подготовка - 700-810 часов (1+2 ступень), в том числе,

14 тематических сессий - 420 часов

Специализация или спецкурс по выбору - 120-180 часов

(при отсутствии специализаций в отдельных регионах они могут быть заменены авторскими тематическими семинарами)

Лекционные курсы при отсутствии их в базовом образовании (психиатрия для психологов и педагогов, теории личности и психологические теории развития для врачей) - 60 часов

Теоретическая подготовка на интенсивах (часы лекций и занятий в учебных группах по уровням) −100-150 часов.

2. Личная терапия - 240 часов, включает минимум 60 часов индивидуальной терапии (рекомендовано не менее 50 часов работы с одним терапевтом, возможно, с двумя, но неодновременно, учитываются также часы терапии на интенсивах), 60 часов групповых терапевтических сессий, включенных в программу, процесс-группы на интенсивах - 20 часов, малые терапевтические группы параллельно программе - 100 часов.

3. Супервизия - 150 часов, в том числе 120 часов групповой супервизии, включенные в программу и 30 часов индивидуальной супервизии (супервизия на интенсивах, регулярная заочная динамическая супервизия работы с реальными клиентами при подготовке случаев (рекомендуется обращаться за супервизией 1 раз в 4-5 встреч с клиентом), индивидуальная очная супервизия в малых группах на 3-4 годах обучения - с приглашенным внешним супервизором).

4. Практикум включает 400 часов, в том числе: (А) 200 часов работы в малых группах - «тройках». Из них 50 часов - практикум на 1-2 году обучения и 150 часов под супервизией на 3-4 годах обучения. «Тройка» встречается каждые 1-2 недели и приглашает супервизора на каждую пятую встречу. (Б) 200 часов консультативной и терапевтической работы с клиентами, семьями, группами, организациями, а также использования гештальт-подхода в практике своей профессиональной деятельности на протяжении обучения на второй ступени, ее краткое описание.

5. Написание письменной работы по клиническому и теоретическому применению гештальт-терапии в своей профессиональной практике - описание 3-х случаев продолжительной работы, один из них при регулярной заочной супервизии.

6. Наличие диплома о высшем образовании в области психологии или смежных специальностей.

7. Участие минимум в двух интенсивах (желательно в трех), в позиции клиента и в позиции терапевта. Клиентский интенсив (один) может быть заменен шатлом. Участие как минимум в одной, желательно, в двух конференциях в области гештальт-подхода, не менее 50 часов знакомства с теорией и практикой гештальта в рамках лекций, мастерских, участия в круглых столах и т. д.

9. Демонстрация работы на сертификационной сессии, завершающей программу в присутствии приглашенного независимого супервизора.

10. В случае не сертификации участника программы в его учетную книжку заносится соответствующая запись. Повторная сертификация возможна через 1 год.

ИТОГОВЫЕ СТАНДАРТЫ МГИ - февраль 2007 года.

1) 700-810 часов теории и методологии

2) 240 часов личной терапии

3) 150 часов супервизии

4) 400 часов практикума

5) 50 часов конференционных

Всего: 1540 - 1650 часов.

Учебные стандарты ЕАГТ- минимум 1450 часов

1) 600 часов теории и методологии

2) 250 часов личной терапии

3) 150 часов супервизии

4) 400 часов клинической практики

5) 50 часов по личному предпочтению.

Учебные стандарты МГИ превышают стандарты ЕАГТ по часам теории и методологии (за счет учета учебных часов интенсивов).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИТОГОВОЙ СЕРТИФИКАЦИОННОЙ СЕССИИ ПО ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ ПО ПРОГРАММЕ МГИ:

1. Сертификация является завершающей частью оценки подготовки по гештальт-терапии. Кроме этого в итоговую оценку входят оценка руководителя программы, оценка письменных работ (описание случаев и эссе).

2. Во время сертификационной сессии оценивается

А) поведение терапевта во время моделированной сессии, которое может непосредственно наблюдаться

Б) рассуждения терапевта во время обсуждения после моделированной сессии.

Обе составляющих имеют равное значение для итоговой оценки.

3. Критерии, по которым сертификационная сессия не засчитывается, так как перечисленные феномены свидетельствуют о потери терапевтической позиции:

А) терапевт игнорирует феноменологию клиента;

Б) терапевт использует клиента для разрядки своего напряжения;

В) терапевт не в состоянии обсуждать свою работу.

4. Критерии, по которым сессия засчитывается как гештальт-сессия, так как эти перечисленные феномены свидетельствуют о поддержке осознавания и творческого приспособления клиента:

Во время работы терапевт:

А) внимателен и чувствителен к феноменологии клиента здесь и сейчас;

Б) поддерживает целостность опыта клиента, работает с динамикой фигуры/фона;

В) поддерживает диалогические отношения с клиентом;

Г) соотносит свои действия с последовательностью цикла опыта.

Во время обсуждения терапевт:

Д) может использовать гештальт-теорию для диагностики клиента;

Е) может описать свои выборы и стратегии с позиции гештальт-терапии.

Итоги сертификационной сессии - сессия засчитывается безусловно, условно и не засчитывается. Сертификаторы могут обосновывать свое решение только на основании того, что они видели и слышали, а не того, что они предполагали могло бы быть.

Приложение:

Расшифровка критериев.

Игнорирует феноменологию клиента, например:

Не обращает внимание на возраст, здоровье, семейную и социальную ситуацию, эмоциональное состояние, культурные и образовательные особенности,

Обращается к воображаемым или гипотетическим событиям и феноменам.

Использует клиента для разрядки своего напряжения, например:

Обвиняет клиента в своих переживаниях

Требует восхищения и признания,

Соблазняет клиента сексуально

Унижает и обижает клиента для утверждения своей позиции

Не в состоянии обсуждать свою работу, например:

Оправдывается, защищается, обвиняет комиссию,

Впадает в аффект, в ступор, в слабоумие

Не может объяснить своих выборов и интервенций

Расшифровка критериев позитивной оценки:

Внимателен к феноменологии здесь и сейчас, например:

Обращает внимание на разные проявления (голос, дыхание, взгляд, поза, прерывания…)

Гибко меняет свое поведение и свои проявления в зависимости от проявлений клиента

Работает с динамикой фигуры/фона, например:

Поддерживает развитие фигуры, задает вопросы, предлагает усилить, развить фигуру

Поддерживает исследование фона, исследует контекст, ситуацию, поле здесь и сейчас, обращается к метафорам и образам.

Поддерживает целостность, например:

Обращается к Я клиента,

Обращается к интеграции разных аспектов опыта

Поддерживает диалогические отношения, например:

Обозначает границы между клиентом и терапевтом (я думаю так, а ты?)

Проявляет заинтересованное сомнение и пересматривает гипотезы

Признает наличие собственной позиции и проявляет затронутость переживаниями клиента (когда ты говоришь, я…)

Предполагает и поддерживает затронутость клиента присутствием и проявлениями терапевта

Соотносит свои интервенции с динамикой контакта;

Использует гештальт-диагностику, например:

Соотносит наблюдаемую феноменологию с прерываниями контакта или динамикой фигуры/фона или циклом опыта или с процессом осознавания или с теорией self. (это была проекция, потому что…) ,

Может обосновать терапевтическую гипотезу с точки зрения гештальт-теории (возможно, клиент обращался к функции персоналити, так как избегал тревоги…)

Описывает свои выборы с точки зрения гештальт-теории, например:

Задал вопрос, выдерживал паузу, поделился своим мнением, чтобы: - поддержать фигуру, контактирование, осознавание, функцию эго и т. д.

Остановить проецирование, усилить сопротивление…

«Совершенствование в гештальт-терапии» стандарты программ третьей ступени

Смысл, цели и задачи третьей ступени

Программа адресована практикующим гештальт-терапевтам, имеющим базовое образование в области гештальт-терапии (смотри соответствующие стандарты).

Задачей программы является создание пространства для формирования профессионального сообщества, где важен баланс между профессиональным ростом участников и возможностью распознавать, признавать и поддерживать друг друга на коллегиальной основе. Программа строится на принципах коллегиальности и разделенной ответственности, как между участниками так и между участниками и руководителями каждого конкретного проекта. Это реализуется при составлении контракта на обучение, через обращение к групповом контексту, теме отношений и профессиональной этики. Завершение второй ступени является базой для коллегиальных отношений.

Основной целью программы является: формирование профессионального мышления, как единой профессиональной основы, где интегрированы самые различные профессиональные проявления (теоретические, терапевтические, супервизорские и др.). Профессиональное мышление дает возможность применения своего опыта в разных областях, а также способность удерживать в работе три контекста: - индивидуальные, групповой и тематический; - осознавание личной философии практики за которой стоит жизненный путь и уникальная личная ситуация терапевта; - формирование профессиональной идентичности; а также интеграция своих взглядов в целостное профессиональное мировоззрение.

Все это требует от терапевта развитие способности к осознавание и анализу практика на различных уровнях - философском, методологическом, теоретическом и практико-технологическом.

Для решения поставленных задач необходимо:

освоение теоретического ядра гештальт-терапии,

обучение супервизии как основы профессиональной культуры сообщества,

навыки групповой работы,

владение широким контекстом жизни социальных групп и профессиональных сообществ.

Выпускник программы третьей ступени должен обладать навыками:

Диагностика, выбор терапевтической стратегии, анализ терапевтических отношений в полевом контексте (социальном, культурном, групповом и др.).

Владение индивидуальными, групповыми формами работы и способность осуществлять выбор стратегии работы с учетом ситуации клиента.

Строить отношения и действовать в различных профессиональных ролях (терапевт, супервизор, ведущий группы, преподаватель, коллега и др.).

Создание и удержание длительных терапевтических отношений с клиентами;

Предоставление квалифицированной супервизии, учитывая контекст и уровень подготовки терапевта, а также его способность к ассимиляции опыта.

Публичная презентация своей работы - терапевта, супервизора, тренера, ведущего терапевтической группы и др.

Цели и задачи каждого проекта третьей ступени формируются от конкретного состава участников и формы договоренности их с руководителями программы. Эти цели и задачи могут быть в большей степени направлены на развитие терапевтических навыков, практики супервизии, а также на подготовку групповых терапевтов ведущих различные учебные программы.

Участники проекта третьей ступени могут стремиться освоить все перечисленные формы обучения, а могут совершенствовать свое мастерство в конкретных областях.

В профессиональном сообществе мы наблюдаем три процесса: учебный, терапевтический и коллегиальный. Программа третьей ступени позволяет интегрировать эти процессы в профессиональное психотерапевтическое мировоззрение, проявляющееся в конкретной позиции участника в жизни сообщества.

Основные темы:

Теория гештальт-терапии (исторический контекст создания и развития гештальт-терапии, основные школы и направления гештальт-терапии, базовые концепты гештальт-терапии, место гештальт-терапии в соотнесении с другими направлениями, литература).

Супервизия (теоретические основы супервизии, различные школы супервизии, типы, формы, модели, уровни супервизии, супервизия в различных профессиональных контекстах).

Групповая работа (различные формы - терапевтическая, супервизорская, учебная, тематическая, социальные группы, сообщества).

Клинические аспекты гештальт-терапии и супервизии.

Этика профессиональных отношений.

Форма проведения программы

Состав ведущих третьей ступени утверждается профессиональным советом «программа МГИ» по согласованию с региональным профсоветом.

Программа проводится командой состоящей из 3 или 4 постоянных тренеров.

Эта модель представленная в пространстве образует фигуру, состоящую из бесконечного числа точек поиска участниками возможной идентичности создающую перспективу многомерного видения реальности. Эта модель в значительной степени снижает риск расщепления, присутствующий при парном ведении группы, а также копирования участниками стиля ведущего при одиночном ведении программы.

Работа проходит в большой и малых группах супервизорского и терапевтического формата. Малые группы создаются по числу ведущих, с постоянным ведущим терапевтической группы и сменными ведущими супервизорской группы.

Задачи большой группы:

Освоение теории (лекции, тематические семинары, презентации, эссе, доклады).

Осознавание динамических процессов жизни сообщества в формировании коллегиальных отношений, профессиональных и этических.

Супервизия (обучение разным формам супервизии, супервизия практики, супервизия на ведение групп).

Лекции и тематические семинары проводятся и как руководителями программы так и ее участниками.

Задача малой супервизорской группы - развитие профессиональных навыков терапии и супервизии.

Задача малой терапевтической группы - терапия участников.

Задачи самостоятельной индивидуальной работы участников:

осуществление индивидуального проекта своего профессионального развития в сообществе;

подготовка презентаций, докладов и лекций свидетельствующая о теоретической ориентировки в гештальт-подходе;

продолжение терапии и супервизии на протяжении программы;

осуществление профессиональной практики в ходе проекта;

организация собственной практики супервизии и получении супервизии на супервизию, терапевтическую работу и работу с группой;

работа в малых группах «пятерках» на протяжении всего процесса обучения и в промежутках между учебными сессиями для освоения навыков супервизии, супервизии на супервизии и поддержки долговременных терапевтических отношений в фиксированных парах «терапевт-клиент». В «пятерках» осваивается опыт как форма динамической супервизии (у одного и того же супервизора) так и форма супервизорного консультирования (у разных супервизорах). В ходе работы учитываются часы личной терапии полученные у сертифицированного гештальт-терапевта в пятерке.

Условия и формы сертификации:

Наличие сертификата гештальт-терапевта;

Прохождение основного курса программы третьей ступени: 430-480 академических часов (12-14 учебных сессий). Необходимый минимум часов за 3-4 года, в зависимости от частоты сессий в году и форму проведения занятий по 3 или 4 дня составляет 420 часов. Рекомендуемое количество часов - 480 часов с учетом сертификационной сессии. В программу включены лекции - минимум 36 часов, семинары - минимум 72 часа, групповая супервизия - минимум 90 часов, терапия в малых группах - 72 часа. Руководители по согласованию с группой с учетом конкретного контекста могут вернуть к контакту для его уточнения.

Индивидуальная терапия не менее 120 часов с учетом базового курса.

Участие в двух интенсивах по ходу программы в качестве участника супервизорской группы, ведение процесс групп на интенсивах и конференциях, супервизия практикума малых групп (троек базового курса), представление мастерской на конференции.

Представление индивидуального проекта на итоговой конференции в рамках сертификационной сессии, наличие письменной формы проекта обязательно. Проект - исследование и описание того, что уже сделано и делается не менее года по длительности, представленный в кругу коллег, отражающий идентичность участника, его место в профессиональном сообществе, индивидуальный путь развития, профессиональное мышление и личную философию.

Представление эссе и участие в круглом столе на тему супервизия в рамках итоговой конференции.

Решение о сертификации принимает группа.