Какой признак научного стиля назван ошибочно. Признаки научного стиля текста. Основные признаки научного стиля речи. История возникновения стиля

>> Современные подходы к пониманию права

§ 19. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА

Почему люди по-разному понимают право? В каком случае закон противоречит праву? Можно ли создать идеальное право? Может ли ваш класс выступить с законодательной инициативой?

Из курса 10 класса вам известно, что в современном правоведении существуют различные подходы к понимаю права (иначе говоря, различное правопонимание). Явление это вполне нормальное. Для глубокого изучения права ценны разные подходы, если они помогают в поиске истины.

Правоведы отмечают, что в наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона. Обратимся к двум наиболее типичным подходам, знакомство с которыми позволит выявить ценное и полезное в каждом из них.

НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРАВУ

Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило, важнейшей чертой которого является общеобязательность , опирающаяся на принудительную силу государства . В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит свое выражение государственная воля, - это и есть право. Нормативный подход сближается с марксистским, согласно которому право есть возведенная в закон воля господствующего класса.

Однако не все правоведы согласны с таким подходом. Если право, рассуждают они, сводится к законам, которые творит государство, следует думать, что вне закона нет права. Государство может произвольно вводить любые законы, «дарить» гражданам те или иные права и столь же произвольно отбирать их. Получается, что государство является единственным создателем права, оно же является источником прав человека, и, значит, любое государство (а в каждом государстве есть законы) можно считать правовым.

Такой подход к праву таит в себе опасность, как минимум, государственного произвола. В целом же для данного подхода, по мнению его критиков, вопроса о том, что такое право, в подлинном смысле не существует, поскольку для него право - это официально данное, действующее позитивное право (т. е. существующие законы).

Вместе с тем нормативный подход привлекателен с практической точки зрения. Ведь в решении конкретного дела юристы (судьи, прокуроры, адвокаты) могут опереться только на норму закона.

В целом же в отношении нормативного подхода в правоведении нет однозначной оценки. Отмечают одновременно и положительные, и отрицательные его черты. Охарактеризуем некоторые из них.

Положительную сторону видят в том, что нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает главное, определяющее свойство права - его нормативность , т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые четко определяют, как можно и должно поступать в тех или иных обстоятельствах. Если норма действительно является общеобязательным требованием, которое каждый (без каких-либо исключений) должен исполнять, - это благо для общества .

Другой положительной чертой нормативного подхода является четкость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, т. е. формальная определенность нормы . Это позволяет правильно, без двусмысленности понимать содержание нормативного акта, руководствоваться его требованиями.

Еще одно достоинство нормативного подхода в том, что в нем четко зафиксированы санкции - средства государственного принуждения (в случае нарушения нормы права).

К числу явно отрицательных черт нормативного правопонимания относится прежде всего игнорирование гуманистической стороны в содержании права. В рамках данного подхода право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права. Следовательно, фактически игнорируются насущные интересы тех, кому адресованы юридические нормы: на их место ставятся интересы государства.

Такое игнорирование опасно не только для человека, но и для самого государства. В определенных обстоятельствах государство может руководствоваться устаревшими нормами. Или, хуже того, издавать нормативные акты, противоречащие требованиям гуманизма, отвечающие интересам консервативных и даже реакционных сил. Так, к примеру, в условиях сталинской диктатуры в СССР в 30-е гг. XX в. был принят бесчеловечный нормативный акт*, который в народе прозвали «законом о трех колосках». Суть его в том, что голодавшим людям запретили после уборки урожая подбирать случайно упавшие колоски. За нарушение были установлены драконовские наказания (вплоть до расстрела). Подобные «нормативные акты», лишенные гуманистического содержания, способны были подорвать веру в советскую власть и государство.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО: ОТ ИДЕИ К ЮРИДИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Сразу отметим, что какой-либо единой теории естественного права не существует. Естественно-правовые идеи развивали в своих трудах различные авторы, среди которых множество выдающихся умов человечества. Вместе с тем в этих учениях содержится немало сходных идей, положений, выводов, что позволяет говорить о некоторых типичных чертах естественного права. Согласно этим идеям, каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь.

Сторонники естественного права полагают, что право не тождественно закону и означает нечто большее. Закон, согласно такому правопониманию, является только одной из форм выражения права. Поясним.

Дело в том, что законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека (в лице законодателя, правителя , государства) и называют позитивным правом , т. е. положительным, существующим как документальная реальность.

* Имеется в виду подзаконный акт - Постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г.

Однако не все формы права созданы людьми, государством. Наряду с позитивным существует право, независимое от воли того или иного законодателя, государства, -естественное право .

Как свидетельствуют исследования, еще во времена античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению». Интересно, что в римском праве существовало два различных термина: jus - право и lex - закон.

Периодом поистине триумфального шествия «права по природе» стало Новое время. Русский правовед И. А. Покровский (1868-1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. - в эпоху, которой и дается по преимуществу название эпохи естественного права.

Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Напомним об уже известных вам крупнейших правовых документах, которые были приняты в этот период и вобрали в себя идеи естественного права: в США - Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции - Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включенное в содержание государственных документов, естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние).

Далее следует длительный период спада. Как вам известно из курса истории, конец XIX - первая половина XX в. отмечены гигантскими социальными катастрофами - кризисами, революциями , мировыми войнами.

Но история, как вы, возможно, замечали, любит парадоксы: именно эти потрясения и беды заставили человечество искать пути такого усовершенствования действующего (позитивного) права, которое могло бы пресечь всякую возможность установления тиранических режимов. Рано или поздно эти пути должны были привести к признанию естественного права. И в середине XX в. оно было вновь «открыто», для того чтобы продолжить выполнение своего гуманистического предназначения.

Утверждаясь в качестве юридической реальности, естественное право становится своего рода духовной основой демократических преобразований в целом ряде стран. В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее - объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, - Германия, Италия, Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение, причем приоритетное. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.

Какие же права относят к естественным, прирожденным, неотчуждаемым правам человека?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, что такое права человека. В науке есть такое определение: права человека - это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

Удивительное по глубине и выразительности определение. Становится понятным, в чем состоит особенность (суть, отличительное свойство) естественных прав во всем бесконечном многообразии жизни (бытия) человека. Только права могут определить нормативно оформленную (т. е. закрепленную в норме) границу его свободы (меру свободы). Или, иначе говоря, свобода может быть определена только через нормы права (включающие также и обязанности).

Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека - его правам - относят прежде всего право на жизнь и все то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности , право иметь собственность, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Не станем далее перечислять известные вам права. Отметим только, что сегодня можно встретить разделение прав на основные и конституционные. Однако в науке существует вполне аргументированное мнение, что основные права человека - это и есть конституционные права. Следовательно, чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством (например, можно вспомнить правовые документы, о которых вы, возможно, знаете из истории: древнеиндийские законы Ману, законы царя Хаммурапи, римские законы XII таблиц, Русская Правда, Кодекс Наполеона и др.).

Естественное право, будучи объективной первоосновой правовых норм, действует независимо от того, закреплено оно в каком-либо юридическом документе или нет (прежде всего влияет на правосознание).

Сторонники естественно-правового подхода разграничивают естественное и позитивное право. Но при этом они конечно же не отвергают позитивное право, т. е. законы, которые принимает государство. Проблема заключается в качестве закона: если он не отвечает ценностям естественного права, его нельзя считать правовым. Другими словами, если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права - это человек , его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Это главная идея естественно-правового подхода.

Следовательно, естественное право позволяет оценивать качество (служит критерием) позитивного права (закона). Оно помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека , его права и свободы. В этом и состоит смысл разграничения права на естественное и позитивное. Однако такое разграничение не абсолютно. В современном праве идет вполне закономерный процесс сближения естественного права с позитивным. Разберемся подробнее.

Выше уже было отмечено, что естественные права выражают меру свободы человека. Сама свобода с позиций естественно-правового подхода трактуется как пространство человеческой активности, реализации природных задатков людей, как естественная возможность поступать по собственному усмотрению, сообразно своей воле и интересу.

Вместе с тем, и это особенно подчеркивают сторонники естественного права, свобода не может быть безграничной . Такой свободы нет. Нерегулируемая свобода всегда оборачивается своей противоположностью - беззаконием, произволом, беспределом, которые ведут человека к катастрофе самоистребления (вы сами могли бы привести немало примеров проявления безграничной «свободы»).

Определить границу (меру, масштаб) свободы, или, говоря словами И. Канта (1724-1804), границу совместимости свободы каждого человека со свободой всех других людей способны в первую очередь два великих социальных регулятора, происходящих из самой жизни, - право и мораль.

Есть основание сделать вывод, что необходимость четкого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом. По своей фундаментальной социальной роли естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно питает его идеями гуманизма, свободы, справедливости. В свою очередь, позитивное право придает этим идеям силу всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения - силу закона , делая тем самым желанную свободу людей реальной.

Чтобы проиллюстрировать взаимосвязь естественного и позитивного права (закона), приведем пример судебного дела, о котором рассказал известный российский правовед С. С. Алексеев.

Это произошло в тайге, где работали геологи. Выйдя как-то утром к реке, геолог Петров (фамилии изменены) услышал на противоположном берегу треск кустов. «Медведь!» - подумал он. И не случайно, медведи действительно частенько беспокоили геологов. Не теряя времени, Петров бросился за ружьем, к нему присоединился еще один геолог - Широков. Выскочив на берег, они одновременно выстрелили в черное пятно, видневшееся сквозь туман. Ружья у них были абсолютно одинаковые, купленные в одном магазине.

Финал истории трагичен: на другом берегу они убили не медведя, а начальника соседней геологической партии, который возился с рыбацкими снастями. Во время судебного разбирательства выяснилось, что погибший был убит только одной пулей, а вторая, ударившись о патрон для ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля убила, определить было невозможно: стреляли оба. Но это было не умышленное убийство, хотя оба проявили грубую неосторожность и вторая пуля отскочила только случайно. Поэтому суд признал их виновными. С точки зрения действовавшего закона все было верно. Однако Верховный Суд отменил это решение. Судьи рассудили: смерть наступила только от одной пули, значит, кто-то один заведомо невиновен. И вот тут проявилось глубокое понимание судьями самой сути права - права каксправедливости . А справедливость требовала освободить невиновного. Но кого? Определить невозможно. И освободили обоих.

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ

Процесс создания закона состоит из нескольких основных этапов, или, как говорят, стадий.

Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идето праве внесения законопроекта в Государственную Думу. Подчеркнем, вносят законопроект только в Государственную Думу. Тем самым Конституция разграничивает компетенцию палат: процесс принятия закона отнесен к компетенции нижней палаты (Государственной Думы), а право одобрить или отклонить закон предоставлено верхней (Совету Федерации).

Конституция ограничивает круг субъектов законодательной инициативы (ст. 104, ч. 1). Сюда включены: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопросам, которые относятся к их компетенции). Вместе с тем никто не лишен права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Разница в том, что в отношении предложений парламент волен решать, как он с ними поступит, а законодательную инициативу обязан рассмотреть. Отметим также, что ряд законопроектов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (это касается так называемых финансовых законопроектов - ст. 104, ч. 3).

Вторая стадия - обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парламентариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.) . Их замечания и предложения помогают добиваться высокого качества будущего закона.

Официальное обсуждение в Государственной Думе, согласно регламенту, проводится три раза, как принято говорить, в трех чтениях. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (при этом он может быть отклонен или одобрен). Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идет детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонен или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депутатам нельзя вносить никаких поправок, решение они выносят однозначное - одобрить или не одобрить законопроект (кстати, бывает, что законопроект могут принять сразу в трех чтениях).

Третья стадия - принятие закона в Государственной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа - 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов).

Четвертая стадия - принятие закона в Совете Федерации (его численность - 178 депутатов). Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации,где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, принят или отклонен. Обязательному рассмотрению здесь подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 (по вопросам финансов, международных договоров , государственной границы, войны и мира). И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федеральный закон считается принятым, если за него проголосует более половины депутатов; за принятие федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трех четвертей от общего числа депутатов верхней палаты.

Пятая стадия - подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования - довести содержание нового закона до сведения населения путем публикации в официальных изданиях - «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ» . Только опубликованный закон вступает в действие .

В ситуации, когда Президент не согласен с содержанием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат. И если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ст. 107).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Итак, права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Правильно ею распорядиться - ваша основная практическая задача . Эту задачу за вас не может решить никто. Но и ответственность за результаты в первую очередь лежит на вас.

2 Из вышеизложенного вытекают три главные практические обязанности: права человека необходимоа) уважать, б) соблюдать и в) защищать. Уважение прав проявляется прежде всего в их соблюдении. А соблюдение в ряде случаев связано с необходимостью их защиты. Выполнение этих обязанносте й потребует огромных личных усилий на протяжении все й жизни.

З Как гражданину вам придется не только наблюдать за действиями власти, но и сталкиваться с ее представителями. Действия власти можно правильно оценить только через призму ее отношения к правам человека, к вашим правам. Более того, следует твердо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.

4 Вы живете в обществе, в окружении других людей, наделенных теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.

5 У вас есть право участвовать в законодательном процессе, даже если вы не входите в круг субъектов законодательной инициативы. Как гражданин вы можете выступить с законодательным предложением (если будет, что предложить) .

ДОКУМЕНТ

Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право: азбука - теория - философия» .

Теория естественного права стала по сути дела первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.

Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только.. . исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.
2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?
3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем суть нормативного подхода к праву?
2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права.
3 Какими путями естественное право становится юридической реальностью?
4 . Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.
5. В чем гуманистический смысл естественного права? с Почему законодательный процесс строится поэтапно? Каковы основные этапы создания закона?

ЗАДАНИЯ

1 . На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
1) укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
2) докажите, что данное определение не дает полного представления о сути современного понимания права;
3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте свое определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы он о отражало типичные черты современног о правопонимания) .

источнком действующего в стране права?

3.Разъясните смысл термина "предмет ведения". Какие законы принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения?

Помогите, пожалуйста,решить задачу: Какой правовой статус имеют несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет: 1.право распоряжаться стипендией и

заработком 2.право самостоятельно продать доставшуюся по наследству квартиру 3.право вносить вклады в банк от своего имени 4.право быть автором литературного произведения 5.право самостоятельно заключать любые сделки 6.право с 15-летнего возраста быть членом кооператива?

Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди равны по рождению, что они наделены Творцом определенными и неотчуждаемыми правами, в частности правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. Декларация прав человека и гражданина (26 августа 1789 г., Франция)

Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

Статья 2. Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Преамбула. Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека... как они определены Декларацией 1789 г. Конституция Итальянской Республики (22 декабря 1947 г.)

<...> Статья 2. Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека...

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия... Основной закон Федеративной Республики Германии (25 мая 1949 г.) <...> (2) Немецкий народ... признает нерушимые и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого сообщества...

<...> Статья 10.

1. Достоинство личности, неотчуждаемость ее неотъемлемых прав... являются основой политического порядка и социального мира.

2. Нормы об основных правах и свободах, признаваемых Конституцией, должны рассматриваться в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека...

<...> Статья 17.

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам...

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Вопросы и задания к документу

Какая идея объединяет все названные документы?
Назовите источник права, служащий для них основой.
Какие из приведенных документов включают права, получившие силу действующих юридических норм? Почему?
Укажите среди названных документ, который не обладает юридической силой действующего (позитивного) права. Объясните почему.

общественно-политические организации и движения г) все перечисленные выше 89. Задание Отметьте правильный ответ Форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов - это: а) политическая система б) политический режим в) государство 90. Задание Отметьте правильный ответ В самом широком смысле власть представляет собой: а) право делать что-то от имени государства б) искусство жить вместе в) способность индивида или группы людей контролировать, влиять на других людей 91. Задание Отметьте правильный ответ Отметьте, к какому виду власти относится власть министра: а) к исполнительной б) к законодательной в) к судебной 92. Задание Отметьте правильный ответ Признание обществом или его большей частью существующей власти характеризует ее: а) легальность б) легитимность в) этатизм 93. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является обязательным для государства? а) публичная власть б) постоянный правительственный контроль за повседневной жизнью людей в) наличие определенной территории г) суверенитет и независимость страны на международной арене 94. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является признаком президентской республики? а) президент - глава государства б) президент избирается пряным всенародным голосованием в) главой правительства становится лидер победившей на выборах партии 95. Задание Отметьте правильный ответ Согласно Конституции Российская Федерация является: а) демократическим государством б) федеративным государством в) правовым государством г) президентской республикой 96. Задание Отметьте правильный ответ Что такое правовое государство? а) государство, в котором существует и реально действует конституция б) государство, главным принципом которого является верховенство права (закона) в) государство с республиканской формой правления 97. Задание Отметьте правильный ответ Признаками правового государства являются: а) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную б) равенство всех перед законом в) институт президентской власти г) взаимная ответственность государства и граждан 98. Задание Отметьте правильный ответ Совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 99. Задание Отметьте правильный ответ Основными функциями политических партий является: а) организация избирательного процесса б) обеспечение связи гражданского общества и государства в) подбор кандидатов и выдвижение политических деятелей г) все перечисленное выше 100. Задание Отметьте правильный ответ Система способов и методов реализации власти - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 101. Задание Отметьте правильный ответ Политологи выделяют следующие виды политических режимов: а) демократический б) авторитарный в) тоталитарный г) все перечисленные выше 102. Задание Отметьте правильный ответ Какой документ признается в современном мире "международным эталоном прав и свобод человека?" а) декларация прав народов России б) всеобщая декларация прав человека в) декларация о принципах международного права

Часть С.

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

Определение правил ведения экономической деятельности «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

Поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

Производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

Социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.д.)

С отрицательными внешними эффектами (экологическая политика и др.).
Средствами для оплаты расходов государства, в первую очередь, выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя:

Субъект налогообложения (кто должен платить налог)

Объект налогообложения (что облагается налогом)

Налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога) Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

Принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 году. По мнению Смита, налоговая система должна быть:

Справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);

Понятной (налогоплательщика должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);

Удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику)

Недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

С2.Какие элементы включает в себя налоговая система?Проиллюстрируй действие налоговой системы на примере.

С3.Охарактеризуйте любые три принципа налогообложения,рассмотренные в тексте.

Введение

однако, тем не менее …), вывод ( и др.).

Написание дипломной работы

Общие положения

Выпускники высших учебных заведений подлежат итоговой государственной аттестации. Эта аттестация состоит из аттестационных испытаний, одним из видов которой является защита выпускной квалификационной работы.

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням : для квалификации (степени) «бакалавр» – в форме бакалаврской работы; для квалификации «дипломированный специалист» - в форме дипломной работы.

Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач. Квалификационная (дипломная) работа бакалавра представляет собой разработку (исследование) одной из актуальных проблем теории либо практики в сфере экономики, права, менеджмента, маркетинга и др. Это исследование должно базироваться на знании законодательной, научной, учебной литературы, состояния практики в рамках предмета исследования. Квалификационная (дипломная) работа бакалавра носит обычно теоретический, обобщающий характер и содержит некоторые отдельные самостоятельные выводы и рекомендации.

Квалификационная (дипломная) работа специалиста должна представлять собой относительно законченное теоретическое или опытно-экспериментальное исследование одной из актуальных проблем; содержать научный анализ научно-практической литературы, состояния практики; содержать самостоятельные научно обоснованные выводы и предложения.

Дипломная работа – это выпускная квалификационная работа исследовательского характера, выполненная на заключительном этапе обучения студента и имеющая своими целями:

1. Систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности;

2. Выявление способности применять полученные знания при решении конкретных научных и практических задач;

3. Выявление умения делать обобщения, выводы, разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области.

В выпускной работе студент должен продемонстрировать умение выделить актуальную в той или иной области проблему, сформулировать цель и задачи исследования, выдвинуть гипотезу и доказать ее верность. Для этого необходимо проанализировать имеющийся эмпирический материал и научную литературу и сделать обоснованные выводы.

Структура дипломной работы

Работа должна содержать аннотацию, введение, основную часть, заключение.

Аннотация (приложение 1) объемом в одну страницу должна содержать библиографическое описание работы, назначение работы, порядок расположения разделов, краткое изложение сущности работы, основные принципы решения поставленных задач. Указание на наличие приложений.

Чаще всего трудности студентов и замечания преподавателей связаны с двумя структурными компонентами исследовательской работы – с введением и заключением. Именно в них содержатся основные квалификационные характеристики научно-исследовательской работы, поэтому необходимо остановиться на них подробнее.

Введение исследовательской дипломной работы, как правило, включает следующее:

Обоснование актуальности темы, сопровождаемое кратким очерком истории вопроса, который в итоге должен подвести к выводу, что именно данная проблема еще не решена (или решена лишь частично или не в том аспекте, который выбран студентом);

Определение объекта и предмета исследования; Объект исследования – это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Не следует стремиться вместить в дипломную работу все, что известно об объекте исследования. Необходимо придерживаться четко определенных границ исследования, заданных во введении, пользоваться отсылками к другим работам, в которых подробно анализируются явления, только упоминаемые в дипломной работе. Это придаст труду необходимую солидность, позволит продемонстрировать осведомленность автора о научных разработках по смежным темам. Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема работы посвящена уличной преступности, то объектом исследования является уличная преступность как негативное социальное явление и самостоятельный вид преступности, а предметом – основные ее свойства, причины и условия, личность уличного преступника и т.д. Объект всегда шире, чем предмет;

Постановку проблемы, для чего необходимо отделить факты, не объясненные наукой и требующие объяснения, от тех, что уже осмыслены исследователями и являются не противоречащими существующим теориям;

Краткую и предельно точную формулировку цели работы, которая конкретизируется и развивается в нескольких последовательно выполняемых задачах (например, изучить, описать, установить, выявить зависимость, доказать и т.д.). Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной работы студентом-выпускником. Задачи исследования квалификационной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы решения проблемы исследования по достижению основной цели;

Объяснение структуры работы, которая должна соответствовать задачам исследования и их последовательности;

Указание на методы исследования (сравнительно-исторический, историко-генетический, описательный, измерение, анкетирование, шкалирование, моделирование);

Указание, на каком конкретном материале выполнена работа (какими хронологическими рамками, видами СМИ, публикациями и т.д. ограничены рамки исследования);

Характеристику основных источников получения информации (первичных, т.е. материалы архивов, подшивка газет, журналов и т.д., и вторичных, т.е. труды ученых).

Уместно уже во Введении сформулировать рабочую гипотезу, т.е. свою версию решения поставленной научной проблемы. Гипотезы бывают:

1. Описательные, когда предполагается существование какого-либо явления, соотношения;

2. Объяснительные, когда вскрываются причины исследуемого;

3. Описательно-объяснительные.

Главное – гипотеза должна быть проверяемой. И основные главы работы должны содержать развернутое доказательство истинности выдвинутой гипотезы как следствия ее проверки посредством оптимально отобранных методов или специально разработанной методики. Только тот исследовательский труд можно считать состоявшимся, который содержит строго аргументированное подтверждение или опровержение выдвигаемых положений. Доказательство – необходимая стадия и основное содержание исследовательской работы. Обычно объем введения не превышает 5-7% объема основного текста.

В заключении обычно содержатся:

Вывод о достижении поставленной в работе цели и о решении ее задач, заявленных во введении;

Указание на главный итог и важные побочные результаты исследования, если таковые имеются;

Указания на практическую и теоретическую значимость выполненной работы;

Обозначение дальнейших перспектив работы, обусловленных вновь возникшими в процессе исследования вопросами.

Объем заключения не должен превышать 5-7% объема основного текста.

Основной объем текста должен быть представлен главами основной части , содержание которых должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать на строго отобранном материале, аргументировано доказывающем правильность рабочей гипотезы. Обычно в выпускную квалификационную работу включают две-три главы, состоящие из нескольких параграфов.

Примерное содержание глав квалификационной работы

Глава 1

Как правило, первая глава содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему, анализирует исторический опыт (исторические проблемы).

Глава 2

Традиционно во второй главе уже проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики.

Глава 3

Обычно это глава, где приводятся доказательства ранее выдвинутых предположений и строится аргументация, приводятся расчеты, формулируются выводы и предложения.

Безусловно, представит определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.

В заключительных абзацах отдельных частей диплома необходимо давать промежуточные выводы, что придаст им композиционную законченность, позволяет отслеживать последовательность уже решенных задач.

Текст выпускной работы завершают приложения. Это вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождали бы текст основной части работы: копии документов, выдержки из отчетных материалов, ранее не опубликованные или малодоступные тексты, расчеты, карты, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации и т.д. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте, которые оформляются обычно в скобках.

Оформление работ

Объем дипломной работы - порядка 70-80 страниц. Объем выпускной квалификационной работы бакалавра должен составлять ориентировочно 60-70 страниц печатного текста.

Дипломные работы и любые другие печатные работы должны быть выполнены на компьютере 14 шрифтом типа Times New Roman при полуторном межстрочном интервале. Выравнивание текста по ширине.

Каждая страница текста имеет поля: размер левого поля – 30 мм, правого – 20 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 1,25 (по линейке).

Титульный лист является первой страницей работы (номер на титульном листе не ставится) и заполняется по строго определенным правилам. На титульном листе последовательно, сверху вниз помещаются следующие реквизиты (жирным не выделяется):

Полное наименование учебного заведения;

Факультет;

Кафедра;

Тема работы (слово «тема» не пишется, само название набирается заглавными буквами 14 шрифтом типа Times New Roman);

Сведения об исполнителе;

Сведения о научном руководителе;

Местонахождение вуза (г. Челябинск);

Год написания работы (слово «год» не пишется)

В верхней части титульного листа дипломной работы помещается гриф допуска к защите, подписываемый заведующим кафедрой. Титульный лист не нумеруется. (Приложение 7)

Нумерация страниц начинается с оглавления, которое обозначается цифрой 2. Далее весь последующий объем работы, включая библиографический список и приложения, нумеруется по порядку до последней страницы. Порядковый номер печатается вверху по середине. Размер шрифта для номера страницы – 12 пт.

Оглавление отражает содержание и структуру работы и помещается после титульного листа. В оглавлении приводятся все разделы (главы) и подразделы (параграфы) работы, пронумерованные арабскими цифрами, и указываются страницы, с которых они начинаются. Указатель страницы, обозначенный буквой «С», ставится один раз в верхней части указателя страниц (Приложение 8). Первый параграф каждой главы содержит номер главы, в которую он входит, и собственный порядковый номер, который всегда начинается с цифры 1. Знак параграфа не ставится. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки глав не должны повторять название дипломной работы, а заголовки параграфов – название глав.

Оглавление, введение, каждую главу, заключение, библиографический список, каждое приложение следует начинать с новой страницы. Параграфы продолжаются на текущей странице. Заголовки параграфов отделяются от основного текста пропуском строки. После заголовка на странице не должно быть менее трех строк текста, в противном случае надо начать текст вместе с заголовком на следующей странице.

Автособираемое оглавление

Чтобы создать оглавление, необходимо:

Пронумеровать страницы (лучше это сделать через меню Колонтитулы);

Оформить заголовки с помощью стилей. В документе есть заголовки, а в них подзаголовки. Необходимо выделить первый заголовок, перейти на вкладку Главная - Стили, найти в списках стилей стиль Заголовок 1 , и щелкнуть по нему левой клавишей мыши. Сделать то же самое для всех остальных заголовков. Подзаголовкам присваивается стиль Заголовок 2 .

Создать страницу для оглавления. Поставить курсор в самое начало той страницы, перед которой будет страница с оглавлением, и нажать Ctrl + Enter .

Заголовки

Все заголовки начинаются с заглавной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Перенос слов в заголовках недопустим. Заголовки отделяются от основного текста пропуском строки. Заголовки не подчеркивать. Заголовок не должен быть последней строкой на странице.

Заголовок главы:

Шрифт – 16, типа Arial, жирный (стиль – заголовок 1)

Отступ красной строки – 0

Выравнивание по центру.

Таким же образом оформляются заголовки Оглавление, Введение, Заключение, Библиографический список, Приложения .

Название параграфов

Шрифт – 14, типа Arial, полужирный, курсив (стиль – заголовок 2)

Межстрочный интервал – полуторный

Отступ красной строки – 0

Выравнивание по левой стороне.

Например:

Законодательные материалы

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

2. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Victory: Стоун-кантри, 2001. – 94 с.

3. О базовой стоимости социального набора: Федеральный Закон от 4 февраля 1999 № 21-ФЗ // Российская газета. – 1999. – 11.02. – С. 4.

4. О мерах по развитию федеральных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 ноября 2003 № 1395 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – Ст. 4660.

Однотомное издание

5. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник для вузов / ред. А. А. Аузан. - Москва: ИНФРА - М, 2010. - 416 с.

6. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. - 3-е изд. - Москва: Юрайт, 2011. - 828 с.

7. Тарануха, Ю. В. Микроэкономика: учебник / Ю. В. Тарануха, Д. Н. Земляков. - Москва: Кнорус, 2010. - 320 с.

8. Селезнева, Т. Д. Гистология: учебное пособие / Т. Д. Селезнева, А. С. Мишин, В. Ю. Барсуков. - Москва: ЭКСМО, 2010. - 352 с.

9. Бродский, А. М. Инженерная графика (металлообработка): учебник для ссузов / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов и др. - 6-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2010. - 400 с.

Инженерная графика (металлообработка): учебник для ссузов / А. М. Бродский и др. - 6-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2010. - 400 с.

Многотомное издание

10. Гальперин, В. М. Микроэкономика: в 3-х томах: учебник / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов; ред. В. М. Гальперин. - Москва: Омега-Л; Санкт-Петербург: Экономикус, 2010 - Т. 3: Сборник задач: учебное пособие. - 2010. - 171 с.

Гальперин, В. М. Микроэкономика: учебник. В 3 т. Т. 3. Сборник задач: учебное пособие / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов; ред. В. М. Гальперин. - Москва: Омега-Л; Санкт-Петербург: Экономикус, 2010. – 171 с.

11. Буйдышева, С. В. Системы стратегического и программно-целевого планирования в Республике Алтай /С. В. Буйдышева // Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы: материалы 7 межрегиональной научно-практической конференции / ред. Р. Т. Адарина. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - С.5-7.

12. Калиновский, К. Б. Ударим по коррупции инквизицией? / К. Б. Калиновский // Уголовный процесс. - 2010. - № 12. - С. 11-12.

13. Латышев, И. В. Производные финансовые инструменты в экономике / И. В. Латышев, И. А. Латышева //Аспирант и соискатель. - 2010. - № 5. - С. 19-22.

14. Яцко, Я. Н. Пигментный комплекс зимне- и вечнозеленых растений в подзоне средней тайги европейского Северо-Востока / Я. Н. Яцко, О. В. Дымова, Т. К. Головко // Ботанический журнал - 2009. - № 12. - С. 1812-1820.

15. О влиянии экологически обусловленной экспозиции к свинцу на здоровье и развитие детей в промышленных городах Среднего Урала / Л. И. Привалова и др. // Биосфера. - 2010. - № 4. - С. 554-565.

Примеры оформления интернет-источников

16. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова: [Электронный ресурс]. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru. (Дата обращения: 18.02.2012).

17. Информация для поступающих: [Электронный ресурс] // Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru/entrance/. (Дата обращения: 18.02.2012).

18. Секретарь-референт. 2011. № 7: [Электронный ресурс]. URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2011. (Дата обращения: 18.02.2012).

19. Каменева Е.М. Формы регистрации документов: // Секретарь-референт. 2011. № 7. URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2011/formy_registracii_dokov. (Дата обращения: 18.02.2012).

20. Степанов В. Интернет в профессиональной информационной деятельности: [Электронный ресурс]. 2002-2006. URL: http://textbook.vadimstepanov.ru. (Дата обращения: 18.02.2012).

Приложения

Приложение 1

Образец аннотации

Аннотация

Иванов, И. И. Движение денежного потока на предприятии на примере ООО «АТП» / Выпускная квалификационная работа. – Челябинск: НОУ ВПО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», 200_. – 82 с.

Работа предназначена для защиты на заседании аттестационной комиссии с целью получения квалификации экономиста по специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

В работе, состоящей из трех глав, шести рисунков, семи таблиц, пяти приложений, дана оценка динамики имущества предприятия, выявлены изменения в размещении средств и в источниках их формирования; проанализирована финансовая устойчивость и ликвидность предприятия; проведен анализ деловой активности; проанализирована прибыль и рентабельность; выявлены пути улучшения финансового состояния предприятия и пути их реализации; рассчитаны плановые показатели на будущий период; предложен метод оптимизации движения денежных потоков.

Представлен библиографический список, в который включено 50 наименований, что стало теоретической базой исследования.

Приложения содержат …

Приложение 2

высшего профессионального образования

Факультет

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

Должность, звание, И.О.Ф.

______________________

«__» _____________200_ г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

От студента ___курса специальности/направления________

группы____________________________________________

очной/ заочной формы обучения (нужное подчеркнуть)

(фамилия, имя, отчество студента)

Прошу закрепить за мной тему квалификационной (дипломной) работы: ________________________________

___________________________________________________

Руководителем квалификационной (дипломной) работы прошу назначить ____________________________________

___________________________________________________

(должность, звание, фамилия, имя, отчество)

__________________ ________________

(подпись руководителя) (подпись студента)

«___» ______ 200_г. «____» _______ 200_г.

Приложение 3

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина»

Заочный факультет

Специальность/направление

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

«__»_____________ 200_ г.

по квалификационной (дипломной) работе студента

___________________________________________________

1. Тема квалификационной (дипломной) работы ___________________________________________________

утверждена приказом по НОУ ВПО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина»

от «_____»_____________ 200_ г.

2. Срок сдачи квалификационной (дипломной) работы на кафедру «_________» _____________ 200_ г.

3. Краткая характеристика основного содержания квалификационной (дипломной) работы___________________________________________

4. Консультанты по квалификационной (дипломной) работе (с указанием относящихся к ним разделов):

5. Дата выдачи задания: «_____» _______ 200__ г.

6. Научный руководитель: ___________________________________(Ф.И.О., подпись)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

выполнения квалификационной (дипломной) работы

Студент-дипломник __________________________________________________

Научный руководитель _______________________________________________

Приложение 4

Приложение 5

Вариант отзыва научного руководителя о дипломной работе студента

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина»

Кафедра Уголовного права, процесса и криминалистики

о выпускной квалификационной работе

«__» ___________ 200__ г.

Студент ___________________________________________

Специальность _____________________________________

Тема ______________________________________________

___________________________________________________

Дипломная работа И. И. Петрова написана на тему, актуальность которой не вызывает сомнений. Средства массовой информации, работники властных структур и правоохранительных органов констатируют, что коррупция в России приобрела в последние годы небывалый размах и причиняет огромный социальный вред. Об этом убедительно сказано во введении (с. 3-4). Не лишне напомнить и о том, что многие юристы считают коррупцию обязательным признаком организованной преступности.

Автор работы поставил цель теоретически осмыслить проблемы правовой борьбы с коррупцией и через анализ действующего уголовного законодательства разработать предложения по его совершенствованию в части, относящейся к исследуемой теме. Можно констатировать, что эта цель им достигнута. В своей дипломной работе он дал понятие коррупции, раскрыл ее общественную опасность, использовав при этом статистические данные МВД РФ за ряд лет, как в целом по России, так и по Челябинской области (глава 1). Затем сделал юридический анализ составов взяточничества (получение и дача взятки) и коммерческого подкупа, в том числе и их видов, рассмотрел специальные вопросы ответственности за взяточничество при обманном посредничестве и положительном посткриминальном поведении взяткодателя, а также вопросы совершенствования уголовного законодательства, направленного на борьбу с коррупцией (глава 2)

И. И. Петров выполнил большой объем работы, достаточно полно раскрыл вопросы темы. Он исследовал проблемные вопросы борьбы с коррупцией, привел различные точки зрения по ним, обосновывая свою позицию по спорным моментам, аргументируя ее ссылками на руководящее постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» и конкретные уголовные дела, рассмотренные судами различных инстанций. Работа выполнена им вполне самостоятельно.

Дипломник показал свое умение анализировать и обобщать судебную практику. Он изучил 50 уголовных дел о взяточничестве и коммерческом подкупе, рассмотренных областным судом и районными судами в 1997-2007 годах, и по результатам их изучения подготовил для судов рекомендации по спорным вопросам квалификации дачи, получения взятки, посредничества во взяточничестве и коммерческого подкупа.

Нельзя не отметить и такое достоинство работы, как освещение криминологических проблем борьбы с коррупцией.

И. И. Петров изучил почти все основные источники по теме. При написании работы он использовал уголовное законодательство, руководящие постановления, монографии, учебную литературу, научные и газетные статьи, справочные материалы.

Дипломная работа оформлена правильно. Библиографический список и ссылки соответствуют правилам.

Наряду с достоинствами в работе имеются отдельные недостатки. Дипломник выполнил не все указания и рекомендации научного руководителя, оставил без внимания вопросы назначения наказания за взяточничество.

Однако высказанные замечания ни в коей мере не могут поколебать вывода о том, что дипломная работа И. И. Петрова соответствует предъявленным требованиям, может быть допущена к защите и заслуживает высокой оценки.

Ф.И.О. руководителя_________________________________

Ученое звание_______________ Ученая степень _________

Место работы ______________________________________

Занимаемая должность ______________________________

Подпись (расшифровка подписи) _____________________

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Введение………………………………………………………3

1. Название главы (без кавычек) одинаковый номер страницы не ставится Х

1.1. Название параграфа (без кавычек)……………………..6

1.2. Название параграфа (без кавычек)…………….…...…18

2. Название главы (без кавычек) одинаковый номер страницы не ставится Х

2.1. Название параграфа (без кавычек)……………………28

2.2. Название параграфа……………………………………46

3. Название главы одинаковый номер страницы не ставится Х

3.1. Название параграфа…………………………………….54

3.2. Название параграфа…………………………………….67

Заключение………………………………………………….70

Библиографический список ………………………...……...74

Приложения…………………………………………………79

Приложение 9

Введение

Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа различных явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

1) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

2) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

3) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

4) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в профессиональной деятельности.

Основные признаки научного текста

Научный текст – это в строгом смысле отчет о проделанном исследовании - теоретическом (абстрактно-логическом) или практическом (лабораторном, эмпирическом). Создавая любой научный текст, в том числе и курсовую или дипломную работу, следует помнить, что он обладает рядом устойчивых признаков:

1) опора на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;

2) решение какой-либо новой научной задачи или новый подход к известным явлениям;

3) использование строго научного языка, отличающегося терминологической базой от общеупотребительного языка;

Научный текст характеризуется краткостью, точностью и однозначностью выражений. Этому способствует использование специальных терминов. (Термин - слово, точно обозначающее какое-либо понятие в науке).

Особенностью языка научной речи является подчеркнутая логичность. Эта логичность должна проявляться на различных уровнях: всего текста, его частей и отдельных абзацев. Она характеризуется последовательным переходом от одной мысли к другой. В качестве средства связи между ними используются: вводные слова и предложения (как было отмечено, как уже говорилось и т.д.); специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (во-первых, во-вторых, значит, затем и др.), на причинно-следственные отношения (однако, тем не менее и др.), переход от одной мысли к другой (рассмотрев, остановимся на …, обратимся к …), вывод (итак, таким образом, значит, подводя итог, в заключение отметим и др.).

Для подтверждения объективности изложения материала необходимо делать ссылки на то, кем высказана та или иная мысль, в каком источнике содержится использованная информация. При этом в тексте используются вводные слова и словосочетания, указывающие на авторство (по мнению, по данным, по словам, по сведениям и др.). Позиция самого автора выражается в словах: по нашему мнению, нам представляется, мы придерживаемся точки зрения и т.п. Некоторую объективность придает работе употребление местоимения «мы» вместо «я».

Следует избегать канцеляризмов и штампов, избыточных словосочетаний, повторений, растянутых фраз с нагромождением придаточных предложений и вводных слов.

В научном тексте обязательно отражаются собственные усилия автора по решению той или иной проблемы. Критерии качества научного текста зависят от уровня его сложности.

Применительно к курсовым и дипломным работам эти критерии могут быть представлены в виде ряда вопросов:

1. Правильно ли оформлена рукопись?

2. Логична ли структура текста?

3. Верны ли методологические основы, которых придерживается автор?

4. Имеется ли в тексте оригинальное исследование представленного фактического (эмпирического) материала?

5. Есть ли классификационная работа?

6. Есть ли теоретическое обобщение (типология)?

Из этих вопросов следует сам принцип оценки научного труда. Если по всем этим позициям научный руководитель дает утвердительный ответ, то работа выполнена на высоком уровне.

Укажите предложение научного стиля, в котором использована лексика других стилей.

А. Твердое тело, т. е. кристалл, продолжает открывать нам ещё много нового и неожиданного.
Б. В области низких температур физики на ходят жидкий гелий.
В. Идеи и методы квантовой теории поля проникают во все разделы физики.
Г. И если физика высоких энергий ошеломляет нас фейерверком новых частиц, то здесь на сцену выходят квазичастицы - странные "призраки" частиц.
Выпишите слова других стилей из указанного вами предложения научного стиля. Запишите, к какому стилю можно отнести эти слова.

быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы.

(2) Только вчера казалось, что ничего уж не почерпнуть из глубин души и памяти, а сегодня- широкие горизонты, изобилие материала… (3)Созревание материала- вещь во многом загадочная.

(4)Есть ли разница между записной книжкой и просто памятью? (5)По-моему, это одно и то же. (6)Если писателю захотелось запомнить (записать) мысль или случай, значит, профессиональный воспринимающий аппарат сделал свое дело.(7)Одним словом, записная книжка должна находиться в кармане.

(8)Профессиональная память избирательна. (9)Нет профессиональной памяти вообще, но есть профессиональная память такого-то писателя.(10)Я думаю, что если бы одновременно гуляли по городу, а потом по лесу, например, Пришвин и Эринбург, то каждый из них запомнил бы свое, то, что другой пропустил мимо глаз.

(11)Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ, литератор, вынимает записную книжку и скорей записывает в нее только что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. (12)А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. (13)Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести.

(В.Солоухин.)

А1.Определите тип и стиль речи данного текста.

1)повествование, художественный

2)повествование, научный

3)рассуждение, публицистический

4)описание, художественный

1)Потому что все запомнить невозможно.

2)Потому что каждый запоминает свое.

3) Потому что запоминается только самое важное.

4) Потому что запоминается только самая интересная информация.

А3.В каком значении употреблено слово КОЛОССАЛЬНЫЙ в предложении 1?

1)восхитительный

2)огромный

3)загадочный

4)удивительный

А4.Какое средство художественной выразительности используется в выражении «Из него, как из зернышка,…» из предложения 13?

1)сравнение

2)метафора

4)гипербола

А5.Выберите верный ответ на вопрос: «Как в сознании писателя формируются замыслы произведений?»

1)Их подсказывают друзья-литераторы.

2)Писатель заимствует их из уже созданных шедевров.

3)Они полностью основаны на фантазии писателя.

Часть2.

В1 .В предложении 12 найдите и укажите слово(а), в котором(ых) звуков больше, чем букв.

В2 .Запишите синоним к слову ТОВАРИЩ (предложение 11)

В3 .Определите и укажите способ образования слова БЕЗГРАНИЧНОЙ (предложение 1)

В4 .В предложении 4 найдите и укажите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В5 .Укажите, какой частью речи является слово ИЗБИРАТЕЛЬНА (предложение 8)

В6 .Среди предложений 2-5 найдите и укажите предложение с вводным словом.

В7. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.

В8 .Определите и укажите количество грамматических основ в предложении1

В9 .В предложениях 7-9 найдите и укажите слово с чередующейся гласной в корне.

В10 .Среди предложений 10-13 найдите и укажите предложение с нераспространенным приложением.

В11 .Среди предложений 2-5 найдите и укажите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены существительными.

В12 .В предложении из текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятую(ые) между частями сложноподчиненного предложения.

Только вчера казалось,(1) что ничего уж не почерпнуть из глубин души и памяти,(2) а сегодня- широкие горизонты,(3)изобилие материала…

В13 .Из предложения 5 выпишите все служебные части речи.

В14 .В предложении из текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятую(ые) при вводном слове.

Подобно тому, как из колоссальной,(1) почти безграничной туманности формируются, (2)может быть,(3) отдельные плотные звезды,(4) так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы.

В15 . Определите и укажите синтаксическую роль слова ТАКОГО-ТО в предложении 9.

Научный стиль (н.с.) обслуживает разнообразные отрасли науки и техники, обеспечивает образовательный процесс в вузах различного профиля (гуманитарного, естественного и технического).

Научный стиль – функциональный стиль, связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления.

Главная функция н.с. – сообщение (передача) научной информации, наиболее точное, логичное и однозначное выражение мыслей в той или иной области знания.

Основная цель научного произведения – сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность.

1. Н.с. реализуется в двух формах : устной (устная научная речь) и письменной (письменная научная коммуникация). Письменная монологическая речь является основной формой научного изложения.

2 . Язык научного изложения дополняется средствами графической наглядности, т.е. чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами, таблицами, рисунками и т.д.

Стилистические черты (признаки) научной речи :

    объективность (изложение разных точек зрения на проблему, отсутствие субъективизма при передаче научного содержания, безличность языкового выражения);

    логичность (последовательность и непротиворечивость изложения);

    доказательность (аргументация определенных положений и гипотез);

    точность (использование терминов, однозначных слов, четкое оформление синтаксических связей в предложении и тексте);

    сжатость и информационная насыщенность (использование видов компрессии научного текста);

    обобщенность и отвлеченность суждений (использование общенаучной лексики, существительных с абстрактным значением),

    безличность и абстрактность высказывания (употребление особых грамматических форм: преобладание возвратных и безличных глаголов, использование 3-го лица глагола, неопределенно-личных предложений, пассивных конструкций);

    стандартизация средств выражения (использование речевых клише научного стиля для оформления структуры и компонентов научной работы, а также жанров аннотаций, рефератов, рецензий и др.).

Для научно-технической литературы характерно также:

Отсутствие образности, метафорических оборотов языка и эмоционально-экспрессивных средств,

Запрет на использование нелитературной лексики,

Почти полное отсутствие признаков разговорного стиля,

Широкое использование терминов, абстрактной и узкоспециальной лексики,

Использование слов в их прямом (а не переносном) значении,

Использование особых способов изложения материала (прежде всего описания и рассуждения) и методов логической организации текста.

В рамках научной сферы деятельности выработаны особые методы логической организации текста, а именно: 1) дедукция; 2) индукция; 3) проблемное изложение;

Дедукция (лат. deductio – выведение) – это движение мысли от общего к частному. Дедуктивный метод изложения материала используется тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основании уже известного положения и закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления.

Композиция дедуктивного рассуждения :

1 этап – выдвижение тезиса (греч. thesis -положение, истинность которого должна быть доказана) или гипотезы.

2 этап – основная часть рассуждения – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение.

Для доказательства тезиса применяются различные типы аргументов (лат. Argumentum – логический довод):

    толкование тезиса,

    «доказательство от причины»,

    факты и примеры, сравнения.

3 этап – выводы, предложения.

Дедуктивный метод рассуждения широко применяется в теоретических статьях, в научных дискуссиях по спорным научным вопросам, на учебных и научных семинарах.

Индукция (лат. inductio – наведение) – это движение мысли от частного к общему, от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению.

Композиция индуктивного рассуждения :

1 этап - определение цели предпринятого исследования.

2 этап - изложение накопленных фактов, анализ, сравнение и синтез полученного материала.

3 этап - на основании этого делаютсявыводы, устанавливаются закономерности, выявляются признаки того или иного процесса и т.п.

Индуктивное рассуждение широко используется в научных сообщениях, монографиях, курсовых и дипломных работах, диссертационных исследованиях, научно-исследовательских отчетах.

Проблемное изложение предполагает постановку определенной последовательности проблемных вопросов, решая которые, можно придти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закономерностей.

Проблемное изложение является разновидностью индуктивного метода рассуждения. В ходе лекции, доклада, в тексте монографии, статьи, дипломного проекта, диссертации автор формулирует ту или иную проблему и предлагает ряд возможных путей ее решения. Наиболее оптимальные из них подвергаются в исследовании подробному анализу (вскрываются внутренние противоречия проблемы, высказываются предположения и опровергаются возможные возражения), и таким образом демонстрируется процесс решения этой проблемы.