Триз анализ. Триз - технология. Составление текстов сказочного типа

В сегодняшних экономических условиях несвоевременная модернизация производства достаточно быстро может привести предприятие к банкротству. Чтобы этого не произошло, следует умело пользоваться имеющимися финансовыми инструментами. Как правило, для таких целей используются банковские кредиты, однако, есть и более эффективный способ приобрести новое оборудование или технику – это лизинг.

Понятие

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса об объекте лизинга давайте рассмотрим, что означает понятие «лизинг» и какие нормативные документы регулируют такие отношения в России. Итак, в настоящее время источником гражданско-правового регулирования лизинга являются два основных документа — ГК РФ и Федеральный закон №164-ФЗ «О лизинге» (далее – Закон).

В соответствии с ГК РФ лизингом является сделка, в результате которой лизингодатель (арендатор) обязуется приобрести у определенного продавца (поставщика)в свою собственность выбранное лизингополучателем (арендатором) имущество и передать ему приобретенное имущество для использования в коммерческих целях, на условиях оплаты его услуг.

Закон дополняет данное определение термина «лизинг» введением дополнительного квалифицирующего признака – правом выкупа имущества пользователем имущества (арендатором).

Говоря простыми словами, по своей сути лизинг – это длительная аренда имущества с возможностью его последующего выкупа, предусматривающая ряд налоговых преференций для арендатора.

Виды

П.3 ст.7 Закона разделяет три вида лизинга:

Вид лизинга Особенности Суть сделки
Финансовый Предусматривает выкуп имущества арендатором в конце срока договора.

Срок действия договора сопоставим со сроком полезного использования имущества.

Как правило, по окончании договора стоимость имущества приближается к нулю, и может перейти в собственность арендатора без дополнительной оплаты.

Получение целевого финансирования
Оперативный (операционный) По окончанию договора имущество, как правило, возвращается арендатору.

В отличие от финансового лизинга имеет ощутимо меньший срок полезного использования имущества.

Обычно, объектом лизинга является имущество, являющееся собственностью лица, передающего имущество в лизинг (т.е., продавец по данной сделке может отсутствовать в принципе).

В сравнении с финансовым лизингом, получение имущества в оперативный лизинг стоит дороже.

Разновидность аренды
Возвратный Имущество выкупается у клиента и ему же передается в лизинг, т.е. продавец имущества и лизингополучатель — одно лицо Особая форма кредитования под залог основных фондов предприятия с возможностью получения налоговых преференций от использования лизинга

Наиболее востребованными видами лизинга сегодня является финансовый лизинг, предусматривающий приобретение автотранспорта, оборудования и спецтехники, чему в немалой степени способствуют различные программы государственной поддержки.

Объекты лизинга

Имущество, которое передается в управление и эксплуатацию арендатору, называется объектом (предметом) лизинга. В соответствии с ГК РФ и Законом объектом лизинговой сделки может быть любое имущество, которое не уничтожается полностью и на протяжении длительного периода может эксплуатироваться по назначению.

Таким образом, оформить в лизинг можно следующее имущество:

  • здания, сооружения, в т.ч. имущественные комплексы и даже предприятия;
  • оборудование, технику, автотранспорт и т.д.;
  • любое другое движимое или недвижимое имущество, передача в лизинг которого разрешена законодательством РФ.

В рамках действующего законодательства объектами лизинга не могут выступать:

  • участки земли и объекты природы;
  • имущество, передача в лизинг которого запрещена на законодательном уровне, или для которого установлен особый порядок обращения;
  • имущество, которое в процессе эксплуатации теряет свои первоначальные потребительские свойства (сырье, материалы и т.д.);
  • нематериальные активы (программное обеспечение, изобретения и т.д.).

Видео: Учет лизинговых операций

Правовые отношения

Важным аспектом правовых отношений по договору лизинга является переход процедура и условия перехода права собственности на объект лизинга, порядок и условия его выкупа лизингополучателей, регистрация в государственных органах, а также, балансовый учет такого имущества.

Итак, давайте детально рассмотрим эти условия:

Условия договора лизинга Описание Чем регулируется
Право собственности Объект лизинга — это собственность лица, передающего имущество в лизинг.

Переход права собственности на имущество может происходить по окончанию договора либо ранее, по решению сторон.

ст. 11, 19 Закона
Государственная регистрация приобретаемого имущества Возможна регистрация имущества, как на арендатора, так и на лицо, передающего имущество в лизинг, однако, в большинстве случаев, имущество регистрируется все же на арендатора

Лизингодатель может передать право регистрации на имя лица, передающего имущество в лизинг лизингополучателю, что отражается в документах на имущество внесением данных о собственнике и пользователе. При расторжении договора/изъятия имущества данные о пользователе госорганами аннулируются.

Ст. 20 Закона
Бухгалтерский учет имущества и начисленной по нему амортизации Осуществляет то лицо, на балансе у которого числится объект лизинга.

Сторона, на балансе которой учитывается лизинговое имущество, должна быть указана в договоре лизинга.

Приказ Минфина РФ № 15 от 17.02.97 г.
Изъятие имущества При невыполнении условий договора лизингодатель имеет право на изъятие имущества. Расходы на транспортировку и демонтаж имущества в этом случае возлагаются в на лизингополучателя.

На имущество не может быть обращено взыскание по обязательствам арендатора, включая те случаи, когда имущество зарегистрировано на его имя

Ст.13,23 Закона
Страхование имущества Страхование имущества от гибели, недостачи или повреждения с момента приобретения и до момента окончания договора лизинга осуществляется арендатором, если в договоре не указано иное.

Исключением является обязательное страхование гражданской ответственности арендатора, предусмотренное законодательством (например, приобретение ОСАГО, если объектом лизинга является автомобиль)

Ст.21 Закона
Обслуживание и сохранность имущества Является обязанностью арендатора и производится за его счет, если иное не указано в договоре лизинга.

Проведенные улучшения имущества могут быть собственностью арендатора, если они является отделимыми от имущества, и если иное не указано в договоре лизинга. Вопрос компенсации арендатору проведенных улучшений, если они неотделимы от имущества, регулируется договором, наличием письменного согласия лица, передающего имущество в лизинг на такие изменения и действующим законодательством РФ.

Утрата (гибель) имущества по вине арендатора не является основанием для прекращения обязательств по договору лизинга

Ст.12,26 Закона

Балансовый учет

Как мы уже говорили выше, Закон позволяет учитывать имущество, как на балансе лизингополучателя, так и на балансе лица лизингодателя, в связи с чем возникает вопрос, какой из способов наиболее выгоден для лизингополучателя с финансовой точки зрения.

Проанализировав действующее законодательство, следует отметить, что учет имущества на тои или ином балансе принципиально не влияет на получение налоговых, за исключением следующих случаев:

  • при наличии у лица льгот по налогообложению возможность не платить или существенно снизить расходы по налогу на имущество, находящееся на балансе;
  • для увеличения активов или балансовой стоимости, когда это необходимо лицу, на балансе которого учитывается имущество (не связано с экономической целесообразностью);
  • снижается экономический эффект от сделки также при оформлении в лизинг недвижимости, т.к. на балансе предприятия оно учитывается не по стоимости его приобретения, а по сумме всего договора лизинга, без НДС, в результате чего под налогообложение попадают все расходы по сделке (проценты, комиссии, конвертации ит.д.).

Стоит отметить, что учет и отображение имущества в бухгалтерском учете на балансе лизингополучателя несколько сложнее, т.к. в этом случае отсутствуют стандартные схемы проводок.

Применение лизинга сегодня является одним из наиболее эффективных способов финансирования производства, позволяющим получить предприятиям доступ к самой современной и дорогостоящей технике.

В качестве альтернативы банковскому кредиту лизинг может сыграть важную роль в переоснащении основных фондов российских производителей, повысив, таким образом, их конкурентоспособность.

Учитывая важность подобных изменений для государства, с его стороны необходимо не только внедрение различных программ государственной поддержки (что уже происходит сегодня), но и популяризация данного вида финансирования среди предпринимателей, как основных потребителей таких услуг, в т.ч. за счет различных разъяснений получаемых ими преимуществ при использовании данного инструмента.

Иногда фирмы и предприятия, особенно находящиеся на старте своей деятельности, испытывают потребность в приобретении того или иного вида оборудования, не имея при этом достаточных денежных вложений. Для осуществления подобных целей существует такой вид инвестиционной деятельности как лизинг.

Простыми словами, лизинг – это аренда с правом дальнейшего выкупа имущества долгосрочного пользования. Подобной финансовой схемой могут воспользоваться и граждане, допустим, если необходимо приобретение крупной дорогостоящей техники, автомобиля.

Лизинг представляет собой сдачу в аренду объектов долгосрочного пользования, таких как здания, сооружения, предприятия, различные виды оборудования, самолеты, автомобили и др.

Это означает передачу прав владения и использования недвижимого и движимого имущества на конкретный или неопределенный период за финансовую компенсацию. Смысловой перевод понятия «лизинг» с английского языка будет примерно означать «процесс сдачи имущества во временное пользование».

В области юриспруденции лизинг осознается как вид договора имущественного найма . Финансово-правовыми составляющими договора лизинга являются элементы арендных, кредитных и долговых отношений.

Структура лизинговой компании и принципы ее работы

Лизинговая компания состоит из аналитических, маркетинговых и юридических служб. Она постоянно взаимодействует с банками, страховыми компания, административными учреждениями.

Лизинговая сделка является трехсторонней , основными действующими лицами в ней выступают производитель оборудования, физическое лицо или компания, заинтересованные в использовании продукта, а также лизинговая компания как посредник. Сделка выглядит как комплекс договоров между тремя сторонами.

Схема проведения лизинговой операции может выглядеть так:

  1. Лизингополучатель подает заявку на приобретение оборудования в лизинговую компанию.
  2. После оценки ликвидности сделки, лизинговая компания закупает оборудование (объекта лизинга) у продавца.
  3. Получив оборудование в собственность, лизингодатель отдает его в пользование лизингополучателю на какой-либо срок и оплачивает за это лизинговые платежи.

Лизингом могут воспользоваться, как физические, так и юридические лица.

Для физлиц большой популярностью пользуется потребительский лизинг , к примеру, для приобретения автомобиля. Причем более выгодным является лизинг дорогих авто, чем бюджетных моделей. Гражданин подтверждает свою платежеспособность справкой о доходах, налоговой декларацией или . Договор заключается сроком до трех лет, первоначальный платеж составляет от 10 %.

Юридическое лицо как лизингополучатель должно быть зарегистрированным не менее шести месяцев и иметь положительный баланс. Договор лизинга заключается на срок от одного до пяти лет, первоначальный взнос – от 15 %.

Отличие лизинга от аренды состоит в результатах заключенного договора: если при аренде пользователь по истечении оговоренного срока обязан вернуть объект договора в целости и сохранности арендодателю, то лизинг в основном предусматривает переход собственности на объект в конце срока договора лизингополучателю.

Выгодность лизинга относительно покупки или кредита заключается в том, что если человек, оплатив всю сумму сразу, приобретает имущество, то он обязан сразу поддерживать его в рабочем состоянии, тогда как после лизинговой сделки эти заботы ложатся на лизингодателя. Экономия при заключении договора лизинга в отличие от кредитного договора составляет до 10-15 %: налоговые и страховые выплаты, а также регистрация ложатся на лизингодателя.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Преимущества и недостатки такого вида аренды

Лизинг является доступным и выгодным , поскольку:

  • Начинать работу с оборудованием можно даже при отсутствии необходимого финансового капитала;
  • При моральном устаревании техники легко без финансовых потерь ее обновить;
  • В случае можно вернуть имущество лизингодателю без издержек;
  • Лизинговые платежи в совокупности меньше кредитных;
  • Стороны сами определяют размер вознаграждения и его регулярность.

К недостаткам можно отнести:

  • Владельцем имущества до конца соглашения остается лизингодатель, и в случае каких-либо нарушений договора, объект лизинга придется вернуть обратно;
  • По некоторым сделкам взносы превышают кредитные выплаты, что является некоторой подстраховкой для лизинговой компании;
  • За повреждение имущества отвечает лизингополучатель, хотя и не является его владельцем;
  • К моменту выкупа оборудование, взятое в лизинг, уже может устареть настолько, что его придется менять;
  • Лизингополучатель должен обязательно подтверждать свою платежеспособность.

Что такое лизинг и его виды рассмотрены в следующем видеоматериале:

Существующие разновидности

При финансовом лизинге после окончания срока сделки имущество переходит в собственность лизингополучателя с полным возвратом его стоимости. Сумма слагается из цены самого оборудования и дохода лизингодателя. Вариантом данного вида является возвратный , при котором продавцом является лизингополучатель. Он сначала реализует лизинговой компании предмет лизинга, а затем сам арендует его.

Операционный лизинг предполагает по истечении срока договоренности возврат оборудования лизингодателю. Этот вид лизинга подходит для разовых нужд, когда покупка оборудования нецелесообразна.

Правила заключения договора

Договоры лизинга заключаются в нормативно-правовом поле и имеют отличия в зависимости от сроков, формы оплаты, особых условий.

Предмет договора : любые непотребляемые вещи (различные виды оборудования, здания, транспорт, сооружения, предприятия и др.). Не являются предметом лизинга: результаты интеллектуальной деятельности, природные объекты, земельные участки, имущество, изъятое из свободного обращения, или предусмотренное к обращению в особом порядке.

Объект договора лизинга: недвижимое и движимое имущество. Наибольшей популярностью пользуются различные виды оборудования: строительное, сельскохозяйственное, транспортное и оборудование связи.

Субъектами могут быть физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты, компании с иностранным капиталом. В классическом варианте в сделке присутствуют три стороны:

  1. Продавец (производитель, поставщик) – лицо, продающее имущество.
  2. Лизингодатель (инвестор, арендодатель) – лицо, покупающее имущество для передачи в пользование на какой-либо срок. Это может быть банк или другая финансовая организация.
  3. Лизингополучатель (пользователь, арендатор) – лицо, получающее имущество в пользование на какой-либо срок. Физическое или юридическое лицо, предприятие, организация.

Продавец и лизингодатель могут быть одним и тем же лицом.

Существенные условия : предмет лизинга, продавец предмета лизинга, срок лизинга, размер лизинговых платежей. Если не выполняется хотя бы одного условие, договор считается не заключенным.

Правовые основы лизинга как вида инвестиционной деятельности:

  • Договор лизинга или финансовой аренды представляет собой гражданско-правовой договор, который регулируется статьями 665-670 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)», а также многочисленными подзаконными актами.
  • Договор лизинга похож на договор аренды, однако отличается количеством субъектов и конечными условиями. Если в аренде участвуют две стороны, то в лизинге – три.
  • Лизинговая сделка оформляется двумя или более видами договоров, среди которых обязательны договор лизинга и договор купли-продажи, а остальные вспомогательные, такие как: договор страхования, договор на техобслуживание и др.
  • Сферой использования предмета лизинга может быть только предпринимательство.
  • Когда лизингодатель покупает оборудование для передачи в лизинг, он обязательно уведомляет об этом продавца.
  • Более подробно правовые аспекты лизинговой сделки раскрывает Федеральный закон «О лизинге».

Из договора следуют соответствующие правовые отношения. Лизингодатель и лизингополучатель имеют свои права и обязанности, нарушение которых влечет расторжение договора и взыскания.

Лизингодатель вправе изыскивать средства для покупки оборудования, распоряжаться им и изымать его у лизингополучателя из владения или пользования, а также контролировать его финансовую деятельность. В то же время лизингодатель обязан приобрести объект лизинга у продавца и передать его с документами лизингополучателю.


Лизингополучатель имеет право
владеть, пользоваться или передавать в сублизинг (с разрешения лизингодателя) имущество на время аренды, предъявлять требования к продавцу оборудования, а после срока аренды выкупить имущество у лизингодателя. Вместе с тем лизингополучатель обязуется не только взять объект лизинга в аренду, но и выплачивать за это периодические платежи лизингодателю, обслуживать ремонтировать оборудование, а по окончании аренды выкупить, либо вернуть его.

Лизинг – относительно молодой, но динамично развивающийся вид договорных финансовых арендных обязательств в РФ. Безусловно, решение о заключении договора лизинга остается только за его участниками. Однако стоит заметить, что лизинг часто является незаменимым в кризисных экономических условиях, когда перед предприятиями или гражданами стоит задача сохранения финансовой стабильности.

Что выгоднее выбрать кредит или лизинг, рассказано в данном видеоролике:

Школа Юрия Окунева

Доброго времени суток, уважаемые читатели! В одной из статей я уже рассказывал про уникальную технику решения изобретательских задач ( ), которая была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Сегодня я хотел бы поговорить про те печатные издания, которые помогут вам освоить данную технологию и в разы повысить свою личную продуктивность на творческом поприще.

Считаю вполне логичным предложить сначала те работы, которые были написаны основателем методики. Ведь кто как не сам автор сможет максимально детально рассказать о своем детище и объяснить, в чем же его смысл, ценность и преимущество.

Сразу подчеркну, что работы этого автора, так же, как и произведения других исследователей и практиков широко представлены в интернете. Какие-то удастся скачать на безвозмездной основе. Но большинство из них вам все-таки будут предлагать купить. Как вариант - попытаться найти книги в городской библиотеке. Учитывая их популярность, это вполне реально.

Книги Альтшуллера

  • «Основы изобретательства».

Одно из ведущих произведений ученого на данную тематику. Генрих Саулович с ранней юности увлекался созданием изобретений, а потому эта тема ему по-настоящему близка и интересна. Задаваясь привычными для любого «самоделкина» организационными, теоретическими вопросами, в какой-то момент он принял решение раз и навсегда найти на них ответы. И действительно преуспел! В книге излагаются основы метода, дается его подробное разъяснение, приводятся понятные и яркие примеры.

  • «Найти идею».

В этой книге теория решения изобретательских задач детально разъясняется Альтшуллером. Что, для чего, почему? Как и по какой причине была создана им эта методика? Что она может дать тому, кто стремится выйти на новый уровень творческой самореализации в изобретательстве? Что будет если пренебречь советами автора и продолжить работать, опираясь лишь на интуицию и вдохновение? Ответы на эти и многие другие вопросы вы и найдете в одной из самых популярных работ Генриха Сауловича.

Дополнительным плюсом книги является разъяснение теории на практических примерах из жизни. Благодаря этому у читателя будет минимум шансов для того, чтобы чего-то не понять.

Каждая книга Альтшуллера по ТРИЗ заслуживает самого пристального внимания, но список работ по данной тематике далеко не ограничен произведениями отца-основателя метода. В связи с этим я вам рекомендую также познакомиться и с другими работами.

Другие авторы - студентам, школьникам, педагогам

  • Михаил Орлов «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления» .

Издание было разработано для студентов и учащихся старших классов, как имеющих самое непосредственное отношение к созданию каких-то инновационных разработок, так и для тех, кто видит свое будущее в дизайне, педагогике, менеджменте, инженерии, маркетинге и т.д. В общем, для всех, кому ценны креативность, вариативность мышления, умение смотреть на привычные вещи под новым углом.

  • Анатолий Гин «Теория решения изобретательских задач» .

Это учебное пособие для студентов и школьников, над созданием которого трудилась целая команда признанных экспертов в области ТРИЗ. Задача состояла в том, чтобы не просто изложить принципы техники, но сделать это в максимально понятной, легкой в прочтении форме. Стараниями авторов, задумка удалась, о чем свидетельствует тот факт, что книга была издана не только в РФ, но и в США, Китае и Японии, Эстонии и других странах.

  • Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика» .

А эта работа нацелена, в первую очередь, на учителей и родителей, работающих по системе ТРИЗ в детском саду, в школе, дома. Как насчет того, чтобы воспитать по-настоящему интеллектуально развитого ребенка, который уже в раннем подростковом возрасте порадует вас своей сообразительностью, тягой к наукам и творчеству?

Думаю, среди моих читателей не найдется людей, которые бы ответили на этот вопрос отрицательно. Ведь с таким багажом знаний и умений ребенок пойдет по жизни деловитой уверенной походкой, добиваясь успеха сначала в учебе, а потом и в профессии. Если вы желаете такое будущее своему чаду, воспитаннику, то эта книга для вас!

  • Анатолий Гин «Приемы педагогической техники» .

Еще одна работа для преподавателей. Специально для них подобрана ценная информация на тему организации увлекательной работы с детьми. Как сделать обучение занимательным? Как научить школьников работать в условиях взаимовыручки и максимальной отдачи? Как подобрать нетривиальные формы преподавания с учетом потребностей той или иной группы учеников? Как научить детей мыслить и грамотно выражать свои идеи? Об этом и многом другом и пойдет речь в книге.

Книги для дошкольников

Занимательное красочное издание для дошколят среднего и старшего возраста, которым только предстоит сделать свои первые шаги в ТРИЗ. В книжке множество ярких картинок со смыслом, призванных помочь малышам найти ответы на поставленные вопросы.

  • Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина».

Издание, заслужившее внимание и признание читателей по всему миру. Юным изобретателям предстоит решить вместе с симпатичным котофеем 36 хитроумных задачек. Картинки, подсказки и советы от Гина - в помощь! К слову, книга была «протестирована» автором и его коллегами на школьниках России и стран СНГ, от которых получила самые положительные отзывы.

В трилогии про Колобка ребятам предлагается помочь своему круглому другу в интереснейших делах. Например, им предстоит придумать веселое занятие для заскучавших в зоопарке слонов и там же измерить длину кобры. А еще переколдовать Колобка в… ежика и сложить огромное количество подарков в один рюкзак.

Ну, а потом дети смогут отправиться в путешествие по Африке, где изобретут самый настоящий слонолет с реактивным мотором. А для всех этих чудес им нужно будет освоить - как вы уже, наверное, догадались - тот самый заветный ТРИЗ!

Ну что, думаю, у вас есть, что почитать на ближайшее время. А для тех, кто хочет еще больше полезной информации, посоветую дополнительно книгу Юрия Саламатова «Как стать изобретателем» и его же тренинг по ТРИЗ для тех, кто планирует освоить методику максимально правильно и ультрабыстро.

Теперь точно все. Если есть вопросы - смело задавайте их в комментариях к статье. Всем непременно отвечу. Не забывайте, что впереди еще много всего нового и полезного. Чтобы ничего не пропустить оформите подписку на блог. Это займет не более минуты.

Всем добра, до новых встреч, ваш Юрий Окунев!

Теория

Решения

Изобретательских

Задач


  • Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину.
  • Планомерное использование приёмов и методов технологии ТРИЗ позволяет активизировать деятельность учащихся в процессе повышения мотивации к учению.

У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление

ТРИЗ


Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".

Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.


Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.


Для развития творческого мышления учитель должен руководствоваться пятью принципами, которые лежат в основе ТРИЗ-педагогики:

1. внимательное отношение к необычным вопросам;

2. уважительное отношение к необычным идеям;

3. показать детям, что их идеи имеют ценность;

4. представлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;

5. дать время для неоцениваемой практики или обучения.


Приём “Да-нетка”.

Универсальный приём технологии ТРИЗ способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".



  • Имя – Иван
  • Автор (создатель) – П.П. Ершов
  • Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
  • Где живет – в град-столице
  • Кем служит – конюхом у царя
  • Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
  • Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками

Противоречие

Формирует:

умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.


Рассмотрим использование этого метода на примере стихотворения В. Берестова «Гололедица»:

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?


Давайте рассмотрим ситуацию:

Если выйти на улицу в гололедицу, то «+» (кататься в удовольствие)

«-» (получить можно травму). Как же быть?

Способы работы с противоречиями:

*экстремистский (не обращаем внимания на «-», увеличиваем «+»)

«Буду кататься, а вдруг не упаду».

* компромиссный (уменьшаем «+», чтобы уменьшить «-»)

«Научиться падать»

*изобретательский (оставляем «+»)

«Кататься сидя, лежа»


Ложная альтернатива

Описание: Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Сколько будет 5 и 4: 9 или 12 ?

Что растет не елке – шишки или сливы?

Слово "носки " - пишется как "наски " или "носки"?

Кто быстрее плавает – гусь или петух?



Например:

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!


Лимерики должны содержать парадокс или гиперболу. Модель составления лимерики:

1. Жил-был (объект)

3. Что делал?

4. С кем общался?

5. Вывод (утверждение или мораль)


Жил-был старичок меж ульями.

От пчёл отбивался он стульями.

Но не учёл

Числа этих пчёл

И пал смертью храбрых меж ульями.


Жила-была технология,

Нет, не филология!

Называлась странно: ТРИЗ.

В ней задания – на любой каприз!


"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие преподаватели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?

Основная концепция методики

Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Отличие от стандартных подходов в обучении

Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя.

Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере.

Предположим, что у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

Практическое применение в детском саду

Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики. Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супермашинка, которая может ездить на трех колесах?

Пример применения методики в детском саду

Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу.

Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно прочитайте следующие советы.

Умелое использование ТРИЗ в детском саду


Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

Кто-кто в теремочке живет?

Цель : научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся : красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее. Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное.

Вступление : вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры : каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

Тук, тук, кто в теремочке живет?

Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?

А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.


"Маша-Растеряша"

Цель : тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.

Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?"

Вступление : рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию.

  1. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:

Что случилось?

Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)?

Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.

2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

Роль игры в развитии ребенка

Это только два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Но если вначале что-то получается не очень хорошо, это не повод опускать руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии. В детском саду это особенно важно, поверьте, результат того стоит.

С какого возраста начинать

Строгих правил и конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, кторые требуют от него поиска рационального решения. Наверное, многие из нас были очевидцами или участниками такого разговора:

Мама, свет!

Оля, стул!

Вот и ТРИЗ. Хотя, разумеется, что мама в данном случае не отдавала себе отчет в том, какой подход она сейчас применяла. Просто она помогла ребенку решить задачу, побудив его поразмышлять и использовать все доступные для него ресурсы.

Тем более важно использовать ТРИЗ-технологии в детском саду, когда с детьми занимается обученный педагог. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого-то малыша получается лучше лепить, а не рисовать, у другого - наоборот. Однако, и то и другое оказывает положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка. Так стоит ли с этим затягивать?

Влияние методики на тип мировоззрения ребенка

В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные.

Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. Это не узколобый который сдается и теряется перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе. Целеустремленный человек если и увидит перед собой глухой угол, то, проанализировав, поймет, что он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет его, затратив дополнительные силы.

Выбор за каждым

Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!