Психологический портрет современного руководителя в сфере образования. Требования к современному руководителю. Социально-биографические характеристики личности руководителя

Способности

Способности - это индивидуальные свойства личности , являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности . Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В российской психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования специальных (музыкальных) способностей внёс Б. М. Теплов . Художественные (изобразительные) способности в той или иной степени отражены в работах А.А. Мелик-Пашаева и Ю.А. Полуянова, литературные - в работах Е.М. Торшиловой, З.Н. Новлянской, А.А. Адаскиной и др. Спортивные способности изучены А.В. Родионовым, В.М. Волковым, О.А. Сиротиным и др. Информация по общим способностям наиболее полно изложена в трудах В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Е.А. Сергиенко.

К вопросу об определении

Рассмотренное в начале статьи определение способностей является общепризнанным. Данное определение способностей можно уточнить и расширить в части "Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам". Эти признаки (ЗУН), несомненно, характеризуют способности, но не определяют их в полной мере. Что превращает знания, умения и навыки в способности? Н.А. Рейнвальд считает, что способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности.

Есть необходимость отделить способности также от психических процессов (функций). Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, но память не считается способностью сама по себе. Для различения психической функции и способности наиболее уместна такая точка зрения: если речь идет об уровне развития, об успешности деятельности, которая обеспечена степенью выраженности данного качества (интенсивности и адекватности протекания психического процесса), то имеется ввиду способность, а если описывается только специфика протекания и предназначение, то так обычно характеризуются процессы (функции). Поэтому память, внимание, мышление, воображение - это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определенной деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность (интеллект).

Иначе строятся смысловые отношения понятий "темперамент" и "способности" . Люди различаются по типу темперамента, при этом выраженность того или иного темперамента может способствовать или препятствовать выполнению определенной деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, для которой требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Очевидно, что темперамент - не способность сам по себе, но выступает в качестве психофизиологической основы большинства способностей, как специальных, так и общих, то есть, темперамент входит в структуру задатков. При этом известно также, что сила, как характеристика темперамента, является важным условием для выполнения большинства видов деятельности.

Условия формирования способностей

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки . Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный » - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются./

Способности и индивидуальные различия

У каждого человека разные "наборы" способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими - схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса. Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть "индивидуальный стиль деятельности". В современной психологии чаще стали говорить о компетенциях , как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата. Можно сказать, что компетенции - это способности глазами работодателей. Фактически, работодателя не волнует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции даже называются по задаче: "способность выполнить такую-то задачу". А уж за счет каких внутренних ресурсов она будет выполнена - это проблема соискателя (или психолога, изучающего деятельность).

Способности и склонности

Ещё один термин, употребляемый Тепловым - склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые склоности» . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Способности и одарённость

Одаренность - это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» . Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М.А. Холодной).

Природа специальных способностей. Изучая конкретно - психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода - есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) - это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность тренсформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

  1. собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
  2. композиционные (для сочинения музыки);
  3. контролирующие, слуховые (музыкальный слух - звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:

  1. Способности

Отдельно следует рассмотреть понятие Одаренность . Происхождение этого термина опирается на представление о "даре" - высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н.С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно - воплощение задатков. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности - талант и гениальность. О разнице таланта и гениальности очень удачно и образно рассказали соавторы И.Акимов и В.Клименко. Они подробно рассмотрели эти варианты одаренности, подчеркивая, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта - оригинальность; продукт деятельности гения - простота. Однако И.Акимов и В.Клименко считают, что гений появляется не вдруг; он рождается из таланта; рождается как результат многолетней работы таланта над качеством. По другой точке зрения, талант и гениальность не являются стадиями, это довольно разные психологические качества, и если талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он ен может не работать в том направлении, в котором одарен, для него наказанем является лишение его возможности творить. Не случайно одаренность называют "девиацией", хоть и позитивной.

Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:

  • репродуктивный
  • реконструктивный
  • творческий

Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Методика для исследования задатков способностей «Словесный портрет» online
  • Игорь Акимов, Виктор Клименко. О мальчике, который умел летать, или ПУТЬ К СВОБОДЕ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Способности" в других словарях:

    способности - индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… … Большая психологическая энциклопедия

    Индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей… … Психологический словарь

    Данные, талант, талантливость; паренка, пар Словарь русских синонимов. способности данные см. также талант, талантливость Словарь синон … Словарь синонимов

    Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте,… … Философская энциклопедия

    Современная энциклопедия

    Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и… … Большой Энциклопедический словарь

    СПОСОБНОСТИ - СПОСОБНОСТИ. Индивидуальнопсихологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. Выделяют С. к языку, математические, музыкальные,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Способности - СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    способности - выдающиеся способности исключительные способности недюжинные способности незаурядные способности необыкновенные способности огромные способности поразительные способности удивительные способности фантастические способности … … Словарь русской идиоматики

    СПОСОБНОСТИ - индивидуально пси хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С это свойства ума, к рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми … Российская педагогическая энциклопедия Подробнее


Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием её успешного выполнения. .

Отдельные способности человека ещё не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез способностей. В этом синтезе отдельные способности объединяютсявокруг определённого, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности.

Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности в обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творче­ство", "творческая деятельность".

Рассмотрим понятие творчество в интерпретации различных авторов.

Дружинин В.Н. определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя.

Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог Бехтерев В. И. трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Таким образом, в общем виде понятие творчество выглядит следующим образом. Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное.

Доктор психологических наук Крутецкий В. А. связывает творческие способности с созданием нового, с нахождением новых способов выполнения деятельности.

В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода».

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности кс творческой деятельно­стью, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, извест­ный амери­канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким ти­пом мыш­ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина­цииизэлемен­тов,которыебольшинстволюдей знают ииспользуют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо­бенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2 . Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с обще­принятыми).4.Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему за­конченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся учёных, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно­шении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8.Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение .

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль­ного замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как чело­век имеет о ней чёткое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3.Надситуативно–преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия,в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры­тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Учёные и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос­питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго­ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком­понентов творческого по­тенциала человека составляют следующие способности: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, высокие эстетические ценности, развитая интуиция.

Таким образом, анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав­ляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на раз­личие подхо­дов к их определению,исследователи единодушно выделяют творческое во­ображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты твор­ческих способностей. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления.

Исследования показывают, что в обыденном сознании происходит дифференциация понятий «успех» и «успешность». В понятии « успех» фиксируются, скорее, объективные достижения в конкретной деятельности и в жизни в целом, а понятие « успешность» отражает субъективное переживание и условия достижения успеха. При этом в качестве условий достижения успеха для большинства испытуемых выступают личностные, а не внешние ресурсы.

Образ идеального успешного человека . Психологические исследования позволяют выявить существующие в обществе устоявшиеся стереотипные представления об успехе и успешном человеке, прототипы успешной личности, существующие в культуре.

По данным исследования Н.В. Лейфрида, проведенного по разновозрастной выборке, идеальный успешный человек в представлении других людей обладает такими признаками, как: целеустремленность, общительность, ум, материальная обеспеченность, ответственность.

При описании идеального успешного человека акцент, в первую очередь, делается на личностных характеристиках и способах достижения успеха , чем на конкретных результатах деятельности и других проявлениях успеха.

Образ реально успешного человека . Изучение представлений о реальном успешном человеке выявило, что для успешного человека характерны: материальная обеспеченность, семья, карьерный рост, достижение поставленных целей, престижная работа, высокий социальный статус, статус руководителя предприятия, свой бизнес.

Основными критериями оценки успешной личности в реальной ситуации чаще являются внешние, социально значимые достижения . Данный факт Лейфрид объясняет тем, что внешние показатели объективно более доступны для личности, что существенно сокращает процесс социального познания, интерпретации действительности и отнесения конкретного человека к определенной группе.

Прототипы успешной личности . В общественном сознании представлены разные прототипы успешной личности. Н.В. Лейфрид выделяет два самых распространенных прототипа успешной личности, противоположных по своим характеристикам:

  • первый описывается исключительно внешними, социально признанными показателями успеха, что отражает наиболее распространенные ценности людей современного общества;
  • характерными чертами второго являются исключительно личностные характеристики , что, по всей видимости, и отражает особенности представлений людей, гибко учитывающих современные требования и реалии российского общества.

Типология представлений об успехе в зависимости от типа ответственности

Лейфрид проводит интересное сравнение представлений об успехе в зависимости от личностного типа ответственности. Разработанная типология может быть полезна для диагностики и последующего консультирования представителей бизнеса.

На основе сопоставления показателей ответственности (локус контроля, когнитивный, эмоциональный и поведенческо-результативный компонент) он выделяет следующие типы:

  1. оптимально-ответственный;
  2. исполнительский;
  3. ситуативный;
  4. эгоистический;
  5. функциональный.

1. Оптимально-ответственный тип личности связывает успех и условия его достижения с внутренними личностными ресурсами - умением принимать на себя ответственность, реализацией своих способностей и возможностей в процессе достижения поставленных целей, несмотря на наличие трудностей.

Люди оптимального типа в качестве критериев успеха называют внутренние, личностные, характеристики, такие как самореализация, удовлетворенность, независимость. При этом их определения успеха не являются общепринятыми и не содержат стереотипных высказываний. Они отражают стремление реализовывать свои способности и возможности, проявлять активность и независимость, а также ощущать удовлетворенность своей жизнью. Сравнительный анализ возрастных особенностей представлений об успехе людей этого типа показал, что с возрастом усиливается роль личностных критериев по сравнению с внешними: социально-статусными и материальными критериями. Достижение успеха, по мнению представителей оптимального типа, зависит, прежде всего, от самой личности , наличия необходимых знаний, умений и личностных ресурсов, от способностей реалистично оценивать собственные возможности в процессе достижения поставленных целей, а при наличии трудностей находить средства преодоления. Они считают, что именно ответственность является главным фактором, влияющим на достижение успеха. Это связано с тем, что ответственность предполагает способность личности соотносить необходимое и желательное с точки зрения своих индивидуальных особенностей и тем самым достигать успеха в деятельности и жизнедеятельности. В качестве внешнего критерия оценки успешной личности выступает профессионализм как показатель высоких профессиональных достижений, который предполагает качественное выполнение деятельности.

Специфика представлений испытуемых этого типа ответственности выражается в преобладании в прототипах личностных характеристик, и, несмотря на внешне ориентированные факторы (например, «социальный статус» и «работа и семья»), в каждом из них присутствует личностный критерий успеха. Успешная личность в обыденном сознании людей этого типа - это личность, которая достигает результатов в разных сферах . Основные характеристики представлений об успешном человеке - это осознанность, радикализм (динамика представлений), гармоничность, рационализм, индивидуальность.

2. Люди исполнительского типа связывают представления об успехе и успешной личности с доминированием внешних, социально признанных, критериев . В качестве условий достижения успеха выступают как внешние факторы (удача, благоприятное стечение обстоятельств), так и личностные ресурсы, обеспечивающие успех при отсутствии заинтересованности и добровольности в деятельности (старание, терпение).

Наиболее распространенные определения понятия «успех» у испытуемых исполнительского типа ответственности - (64,2%), осуществление мечты (49,1%) и (40,6%). Наибольший процент испытуемых, не проявляя самостоятельности, дают общепринятое определение успеха, обусловленное существующими в обществе традициями и культурными особенностями страны.

Для лиц исполнительского типа характерно определение успешности как старания (48,1%), в котором отражается специфика ответственности этого типа: с одной стороны, благодаря старанию обеспечивается качество и своевременность выполнения работы (что можно оценить как успех), с другой - старание при отсутствии самостоятельности и отказ от деятельности при наличии трудностей и препятствий не приведет личность к успеху.

При описании успешного человека люди исполнительского типа наиболее часто указывают только внешние признаки достигнутого успеха (исключение составляет целеустремленность), которые можно объединить в три группы:

  • первая связана с профессиональными достижениями - престижная работа, карьерный рост, профессионализм;
  • вторая объединяет статусные характеристики - высокий социальный статус, руководитель предприятия и как следствие - уважение других людей и материальная обеспеченность;
  • третья - это социально значимые ценности современного общества - семья, дети и образование.

Если лица оптимального типа интегрируют и модифицируют социальную информацию, существующую в культуре и отдельных группах в соответствии с убеждениями и личностными особенностями, лица исполнительского типа отражают пассивное отношение к социальной действительности , нежелание осмысленно подходить к формированию представлений и использование внешних, социально-статусных, показателей при определении критериев успешности личности. Примечательно, что данная тенденция проявляется независимо от возраста представителей исполнительского типа.

Женщины этого типа чаще отмечают такие дескрипторы, как семья и дети, отзывчивость, проявление заботы, доброта, общительность, готовность помочь другому, внимание к другим людям и привлекательность. Для мужчин главными характеристиками успешной личности являются престижная работа, своя фирма, бизнес, карьерные достижения, материальная обеспеченность, высокий социальный статус, руководящая должность.

Ответственность как критерий личностной зрелости у лиц исполнительского типа не относится к устойчивым свойствам личности, что отражается в представлении об успехе и успешном человеке. Представления, скорее, характеризуют традиционный для данного общества взгляд на успех и не учитывают современные тенденции и изменения. Содержание представлений ответственности свидетельствует об установке полагаться на готовые, принятые в группе (обществе в целом) суждения.

3. Для представителей ситуативного типа успех - это достижение поставленных целей (78,3%), благоприятное стечение обстоятельств (76,7%), общественное признание (70%). Они чаще дают общепринятое определение успеха, не отличающееся оригинальностью и своеобразием. Понимание успеха как удачи (благоприятного стечения обстоятельств) связано с преобладанием экстернального локуса контроля у испытуемых этой группы. С возрастом представления об успешном человеке у испытуемых ситуативного типа содержательно не изменяются. Этот факт можно объяснить особенностями данного типа: ответственность не является устойчивым свойством личности, а выступает лишь как ответственное отношение к определенному роду ответственным ситуациям и заданиям. Представления об успехе мужчин и женщин отражают существующие в обществе тендерные стереотипы. Мужчины чаще дают такие определения успеха, как материальная обеспеченность, карьерный рост, наличие престижной работы. Типично «женскими» являются определения успеха как благополучия в семье и счастья.

Представители ситуативного типа не дифференцируют понятия «успех» и «успешность». В целом, как при определении успеха, так и успешности, они ориентированы на внешние, социально признанные, критерии . Из наиболее важных условий достижений успеха для лиц ситуативного типа можно выделить: благоприятное стечение обстоятельств, поддержка близких, целеустремленность, помощь других людей. К основным характеристикам успешной личности относят материальную обеспеченность, высокий социальный статус, наличие семьи, карьерный рост, руководящую позицию. Данные характеристики являются объективными, четко определенными, что позволяет безошибочно отнести личность в группу успешных или неуспешных людей, в этом проявляется характерная для людей этого типа тенденция к избеганию неудач.

4. Лица эгоистического типа в представлениях об успехе и успешности зависимы от значимой для конкретной личности сферы или ситуации жизнедеятельности. Частичное принятие ответственности определяет указание в качестве условий достижения успеха как внешних, так и внутренних, личностных, ресурсов. Основными показателями успеха для испытуемых эгоистического типа выступают благополучие во всем, достижение поставленных целей, удовлетворенность собой и своей жизнью. Для людей данного типа удовлетворенность даже при отсутствии первоначального интереса и качества выполняемой работы - важная характеристика, именно этим, на наш взгляд, объясняется определение успеха как благополучия и удовлетворенности.

Специфическим для испытуемых ранней взрослости является определение успеха как достижения поставленных целей. В этом случае фиксируются объективные достижения в конкретной деятельности и жизнедеятельности и субъективная оценка успеха. Испытуемые средней взрослости чаше определяют успех как благополучие во всем, удовлетворенность жизнью, способность решать возникающие проблемы, высокий социальный статус, наличие престижной работы, удача. С возрастом увеличивается значимость субъективной оценки успеха (благополучие, удовлетворенность), количества внешних признаков успеха (статус, престижная работа). Противоречивый характер ответственности людей этого типа находит отражение в содержании представлений об успехе испытуемых средней взрослости: 22% определяют успех как способность решать проблемы, подчеркивая роль личности в его достижении, и 16% - как удачу.

Определение понятия «успешность» содержит указания на субъективное переживание успеха; объективные показатели достижений и субъективную его оценку; условия достижения успеха; на рассмотрение успешности как качества личности. В сознании людей эгоистического типа представления об успешности размыты, не конкретизированы , зависимы от значимого для конкретной личности аспекта жизнедеятельности. В качестве условий достижения успеха люди эгоистического типа в равной степени называют внешние и внутренние личностные ресурсы, что обусловлено, с одной стороны, их самостоятельностью, четким представлением результатов деятельности и умением преодолевать препятствия и трудности, а с другой - частичным принятием ответственности.

В наиболее распространенных представлениях об успешном человеке испытуемых эгоистического типа ответственности преобладают внешние , социально признанные характеристики: материальная обеспеченность, семья, карьерный рост. С возрастом происходит осознание роли личного вклада в достижение успеха. Женщины этого типа одинаково связывают успех с семьей и работой, тогда как мужчины в большей степени ориентированы на социальные позиции, умение их завоевать и личностные условия достижения успеха. В целом можно сказать, что противоречивый характер ответственности, зависимость испытуемых эгоистического типа от группы и конкретной ситуации обусловливает содержание представлений об успехе и успешной личности.

5. Функциональный тип ответственности характеризуется тем, что в содержании представлений об успешности, успехе, условиях его достижения у лиц этого типа доминируют внешние социальные, критерии , демонстрирующие отсутствие самостоятельности, осознанности при их формировании, желание действовать строго по образцу, в соответствии с инструкцией.

В результате изучения представлений об успехе испытуемых функционального типа была выявлена следующая закономерность: из 12 определений успеха последний в иерархии дескриптор был назван 32,2% испытуемыми, поэтому, с одной стороны, можно говорить о четкости представлении, с другой - наличии стремления действовать строго по образцу, не проявляя творчества и отмечая стереотипные характеристики успеха. В группу высокой частоты встречаемости вошли следующие определения успеха: уважение окружающих людей, благополучие в семье, достижение поставленной цели, карьерный рост, материальная обеспеченность, высокий социальный статус. Сравнительный анализ тендерных особенностей представлений об успехе показал, что типично женским является понимание успеха как благополучия в семье, мужским - карьерный рост, материальная обеспеченность, наличие престижной работы.

По мнению испытуемых функционального типа, достижение успеха связано в первую очередь с возможностями и способностями субъекта - настойчивостью как способностью длительное время осуществлять деятельность и достигать в ней успеха и общительностью как умением устанавливать контакты и в итоге иметь социальную поддержку для достижения успеха. Также условиями достижения успеха выступает красота и высшее образование как внешние, не зависящие от самой личности, ресурсы. При описании успешного человека испытуемые функционального типа ответственности называют как внешние, так и внутренние личностные, характеристики, что соответствует феноменологическому описанию данного типа: зависимость от группы, обращение к социально-психологическим поддержкам, ориентация на инструкции, образцы, готовые решения.

Следует отметить, что психологические исследования помогают увидеть наиболее типичные представления о личности деловых людей, соотношении успеха и причинах, обусловливающих их успешность. Это может быть когнитивной основой индивидуального консультирования, работы над имиджем и личностным ростом, в социальном самоопределении субъектов бизнеса.

Наталья Львовна Ивaнoвa , доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии ГУ ВШЭ.

Введение 4 1. Личностные качества и психологические особенности руководителя. 5 1.1.Психологические типы руководителей. 7 2. Исследование психологического портрета эффективности руководителя в сфере автомобильного бизнеса(на примере автосалона «KIA») 10 2.1. Изучение системы руководства автомобильного салона «KIA» 10 2.2. Функции и обязанности сотрудников автосалона «KIA» 11 2.3. Методики исследования 12 3. Рекомендации руководителю по эффективности управления организацией 15 Заключение 18 Список использованной литературы 21 Приложение 1 24

Введение

В наше время все больше внимания уделяется вопросам определения возможностей, личных и деловых качеств, которыми непременно должен обладать современный руководитель. К сожалению, выдвинуть основные требования довольно трудно, потому что те или иные качества могут быть полезны в одной, и быть совершенно не к месту в другой профессиональной области. Чем крупнее и стабильнее организация которую возглавляет руководитель, тем большим объемом знаний и навыков он должен обладать. Знания должны быть не только теоретическими, но и практическими, т.е. руководитель должен иметь опыт работы в данной должности. Очень часто не хватает полученных навыков, знаний и опыта работы для управления организацие, именно поэтому и возникает вопрос о социально – психологическом портрете руководителя, его умение сходиться с другими людьми, не испытывать социальный барьер. Целью представленной работы является изучение социально – психологического портрета руководителей, стилей управления и типов руководства организацией. Изучение данной темы требует решения следующих задач: 1) изучение психологических типов руководителя; 2) определение профессионально-важных качеств успешного руководителя 3) исследование психологического портрета эффективности руководителя Объектом исследования являются руководители различных уровней, а предметами исследования выступают индивидуально-типологические характеристики руководителей организации. Метод исследования – анкетирование. База исследования – автомобильный салон «KIA»

Заключение

В результате проведенного мною исследования можно обозначить ряд выводов. На эффективность и успешность управленческой деятельности влияют личностные качества руководителя, его пригодность к руководящей работе и психологическая готовность к управлению. Личностные характеристики руководителя непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями. Без умения подобрать, подготовить, организовать, заинтересовать, смотивировать и оценить людей, ни одно принятое управленческое решение не достигнет своей цели. Независимо от психологического типа руководителя, нужно стараться работать более коллективно, чем возлагать все трудности либо на себя, либо на подчиненных. Психологические ресурсы руководителя включают систему психологических характеристик (качеств личности), которые устойчиво проявляются не только в стиле поведения руководителя в процессе делового общения, но и в стиле его мышления, в индивидуальных особенностях принятия и реализации решений, поиска управленческих схем и др. Практически все психологические характеристики включают в себя личностные деловые качества, независимо от типа руководителя, он должен ими обладать (компетентность, деловитость, работоспособность и организованность), специфические управленческие характеристики (ответственность, готовность к рискам, системное мышление, лояльность и конформизм), а также дополнительные характеристики, состав которых может зависеть от позиции руководителя в иерархии и от ее особенностей. Значимость практически всех психологических качеств руководителя возрастает по мере роста объема его прав и ответственности. Личную ответственность, лояльность и конформизм можно считать наиболее значимыми универсальными качествами руководителя, поскольку дефицит именно этих качеств способен нанести наибольший ущерб и иерархии и менеджеру. Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Руководитель как никто другой, должен придерживаться профессиональной этики в общении с подчиненными, партнерами или с вышестоящим руководством. Для эффективного руководства коллективом руководитель должен обладать умеренной общительностью, умением разбираться в людях. Он должен, научится делать работу руками своих подчиненных, то есть уметь правильно распределить между ними конкретные задания. Быть объективным и разделять личное и служебное – одна из важнейших задач успешного руководителя. Бытует мнение, что нельзя привлекать к работе друзей и родственников, но опять же, это уже каждый управляющий решает лично сам. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или о выполнении задачи – все отражает стиль руководства. Важно уметь собирать команду, как мы уже заметили в исследовании, необходимо учитывать пол, возраст, опыт работы, квалификацию сотрудников, комбинировать людей разного темперамента. Впоследствии, такие люди будут дополнять друг друга. Быть руководителем - значит быть головой компании, нести ответственность не только за себя и свою работу, но и за работу каждого сотрудника. Важно быть не только начальником, но и психологом, в некоторой степени даже педагогом. Сложные задачи решать с помощью компромиссов и всегда стараться идти на уступки.

Список литературы

1. Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль,1983. 207 с. 2. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 295 с. 3. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. 222 с. 4. Емельянов С. М. Технологии управления конфликтами. С-Пб., 2001. 5. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с. 6. Иосефович Н. Ты босс! Как стать толковым руководителем. М.: Персей: Вече: АСТ, 1995. 384 с. 7. Климов Е. А. Основы психологии: Практикум. М.: «ЮНИТИ», 1999. 176 с. 8. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. 384 с. 9. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, 1976. 143 с. 10. Кукушин В. С. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н-Д: МарТ, 2003. 368 с. 11. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2004. 527 с. 12. Обер-Крие Дж. Управление предприятием. М.: Сирин, 1998. 257 с. 13. Организационная психология. / Сост. И общая редакция Винокурова Л. В., Скрипюка И. И. СПб.: Питер, 2000. 512 с. 14. Основы психологии: Практикум. / Под ред. Столяренко Л. Д. Ростов-н-Д.: Феникс, 2001. 704 с. 15. Панкратов В. Н. Искусство управлять людьми: Практические рекомендации. М.: Изд-во Института ПсихотерПсихология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М,2004. 544 с. 16. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. Т. 2. М: Владос, 1999. 248 с. 17. Рогов Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: ВЛАДОС пресс,2003. 336 с. 18. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 145с. 19. Руководитель. Коллектив. Личность. Сокр. М.: Экономика, 1974. 221с. 20. Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. 352 с. 21. Рыбокова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 158 с. 22. Сементовская В. К. Ваша деловая жизнь – приглашение к размышлению. Л.: Лениздат, 1985. 189 с. 23. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986. 24. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. 624 с. 25. Степкин Ю. П. Авторитет руководителя. // Промышленная социальная психология. Л., 1982. 26. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.232 с. 27. Сухарев В. А. Как достичь успеха деловому человеку. Мн.: Беларусь, 1997. 128 с. 28. Таранов П. С. Золотая книга руководителя: Законы, советы, правила. М.: Вече: Персей: АСТ, 1994. 560 с. 29. Удальцова М. В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. 144 с. 30. Уэйтли Д. Новая динамика победы. М.: ЮНИТИ, 1996. 144 с. 31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 608 с.апии, 1999. 142 с.