Что такое тезис. Как пишут тезисы? Что такое тезисы и как не ошибиться при их написании? Тезисы в литературе

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Николай ПЕТРОВ
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ДЛЯ ВАС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (С ПРИМЕЧАНИЯМИ ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ)

Немного об авторе.

Н. Н. Петров – человек, никогда не искавший популярности, не любитель саморекламы. Психотерапевт по истинному призванию, мастер. Множество людей благодарно ему за оздоровление и душевное обновление. Требовательность к себе и богатейшая практика позволили ему пройти путь от учителя учеников до учителя учителей – своих коллег, врачей и психологов. Это же и позволило написать книгу, по которой можно заниматься и новичкам, только приступающим к аутотренингу, и преподавателям АТ, желающим помогать людям.

Что же сказать о книге? Самое краткое напутствие: ее стоит прочесть. А потом начать по ней заниматься. Начать и не прекращать.

Начать – даже если книга покажется несколько директивной и суховатой. Продолжать – даже в том случае, если долго не будет заметно никаких результатов. Книга не зовет в небеса и не обещает чудес. Но она может, если вы этого захотите, научить вас хорошо себя чувствовать. Так хорошо, как ВЫ МОЖЕТЕ.

Мы ведь, в громадном большинстве, просто-напросто не умеем обращаться со своим самочувствием. «Слава Богу», – говорим мы, если самочувствие сносное. Сплошь и рядом выводят из равновесия пустяки, мелочи, повседневщина. Что уж говорить о штормовых ветрах судьбы, болезнях и потрясениях… Тут обнаруживается, что разобщены мы в нынешней жизни не только друг с другом, но и с самими собой. Разваливаемся и не знаем, с какого винтика начать себя собирать.

Не сегодня и не вчера человек задался вопросом, как стать внутренне независимым от накатов житейских волн. И от тех в том числе, что исходят из него самого, изнутри: перепады самочувствия, неуправляемые настроения, неповинующиеся мысли; непослушное тело, непостигаемая душа… Крепость самоовладения испокон веков штурмовали магии и религии всех народов, философии и искусства, медицина и спорт, наконец, психотерапия и психология.

В поиске Внутренней Свободы – и как цели, и как средства – сходятся самые разные вероучения, духовные школы и прикладные науки. И снова и снова переоткрывается: чтобы стать свободным, человек должен научиться себе подчиняться. К внутренней свободе ведет внутренняя дисциплина. А к дисциплине – вера, знание и упражнение.

Любовник перед близостью; артист перед выходом; спортсмен перед стартом; летчик перед полетом; буддист перед медитацией; йог перед «путешествием сознания»; христианин перед молитвой… Что, казалось бы, общего? – Внутреннее освобождение – мобилизованность плюс спокойствие – условие достижения целей столь разных. Гармония тела, ума, души.

АТ – один из путей к гармонии. Путь «снизу» – от физиологической механики самочувствия, от телесных его составляющих. Подключаются и более высокие уровни – образные представления, самовнушения. Разработанный в практической медицине, сугубо прикладной, путь этот предпочтителен для тех, кто, не гонясь за «журавлем в небе», хочет получить «синицу в руки»: освободиться от неприятностей, связанных с неустойчивостью организма и психики, быть в форме, в хорошем тонусе. Спокойствие и уверенность, неутомимость и оптимизм – однако, не так уж мало!..

Мне пришлось прочесть немало книг об АТ и для специалистов, и для широкой публики, довелось написать кое-что и самому. В каждой книге можно обнаружить какие-то недостатки, вопрос в том, перевешивают ли достоинства. В этой, на мой взгляд, недостаток один: она слишком хорошая. Это не лесть автору, а предупреждение читателю: хорошая книга требует хорошего чтения. Нельзя пропустить ни строчки, ни слова. Все – концентрат, сгусток сути.

Предупреждает и автор: «книга рассчитана на внимательное чтение». Кажется, парадокс: читатель ведь и приобрел книгу затем в том числе, чтобы наладить свое хромающее внимание, а от него уже заранее внимания требуют – как же?..

Ответ дает сама книга. При первом, еще не учебном, а только ознакомительном чтении (такое легкое предварительное знакомство без «погружения» для всякой серьезной книги желательно) – вы сразу, наверно, заметите, как часто речь идет о внимании особого рода. Автор его называет то созерцательным, то пассивным, то отстраненным… Сосредоточение без напряжения, усилие без усилия – ключ ко всему методу. Тонкий момент. «Снизу», от самочувствия вы постепенно научитесь его улавливать, закреплять, развивать; а «сверху», от ума – придется понять или просто поверить, что такое возможно.

Ничто не учит лучше, чем собственный опыт; но опыт напрасен, если нет стремления измениться. Все мы – пожизненные ученики школы самочувствия, сами ставим себе отметки. Соединив доверие к книге с доверием к себе, убедимся, что можно не только страдательно принимать свои состояния или не принимать; не просто жить в самочувствиях, но и творить, рождать изнутри. Давно сказано: Бог помогает тому, кто помогает себе сам. Владимир ЛЕВИ

ВВЕДЕНИЕ

Эта брошюра содержи основную информацию для практического освоения аутогенной тренировки (АТ). Наш опыт обучения аутогенной тренировке убеждает в том, что для практического освоения АТ необходимо не так уж много информации. Гораздо большую роль играют систематические занятия, желание преодолеть такие помехи, как забывчивость, неорганизованность. Обилие информации переключает мотивацию с практического освоения АТ на ее теоретическое изучение – «сначала все досконально изучу, а потом уж буду заниматься практически» – как это хорошо напоминает наше желание начать «новую жизнь» сначала со следующей недели, затем со следующего месяца, с нового года! Другой неблагоприятный эффект избыточной информации о чудесах самовнушения – создание психологического барьера между АТ и изучающим ее, убеждение в том, что аутогенная тренировка – удел особых людей с сильной волей, йогов и т. п.

Мнение о недоступности аутогенной тренировки поддерживается и реально существующими трудностями, разрывом между огромным количеством желающих освоить АТ и небольшим количеством учреждений, занимающихся обучением. Как ни парадоксально это звучит, многие из этих учреждений вносят свой вклад в укрепление психологического барьера. Ковры, удобные кресла, музыка, слайд-фильмы укрепляют убеждение занимающихся в том, что аутогенная тренировка – это сложное дело, требующее специальных условий и оборудования. Кроме того, занятия в таких условиях зачастую превращаются в завуалированный сеанс гипноза – человека вводят в гипнотическое состояние с помощью убаюкивающих словесных формулировок, умиротворяющей музыки, слайдов. Часто у занимающихся таким образом возникает вопрос: «А что я буду делать без всего этого великолепия в другой ситуации?»

Наш подход к обучению аутогенной тренировке основан на том, что аутогенное состояние – естественное состояние, возникающее само собой при выполнении определенных условий (§3). Обычно мы это называем состоянием задумчивости, и оно бывает довольно часто у всех в транспорте, на неинтересных лекциях, на рыбалке, перед экраном телевизора. Поэтому задача занимающегося заключается не в нагромождении сложного здания аутогенного состояния, а в пассивном разрешении ему возникнуть самому собой. Это может показаться на первых порах странным, но вспомните, как долго нас отучали в детстве «отвлекаться», «витать в облаках»!

Брошюра рассчитана на внимательное чтение. Она снабжена перекрестными ссылками в том случае, если материал занятия упоминается в других параграфах. В тексте даны 11 практических заданий. К выполнению следующего задания можно переходить, только выполнив предыдущие.

Мы надеемся, что брошюра будет полезна и инструкторам аутогенной тренировки, так как по нашему глубокому убеждению только освоивший АТ, понимающий ее специфику, трудности, стоящие перед занимающимся, может эффективно ее преподавать. Для инструкторов есть примечания, напечатанные петитом и снабженные подзаголовком «Инструктору».


Инструктору. Задача инструктора – не столько информировать занимающихся и давать им задания для самостоятельных занятий, сколько побуждать к самостоятельным занятиям и к выполнению заданий на занятии, постоянно подчеркивать эффективность пассивной позиции (см §3), а в идеале – олицетворять аутогенную тренировку – быть спокойным, неторопливым, уверенным в том, что он научит, а занимающиеся научатся аутогенной тренировке. Инструктор, сам занимаясь аутогенной тренировкой, проникается мыслью о том, что АТ – это не что иное, как в определенные моменты отдача лени и созерцанию, что аутогенное состояние возникает само собой при выполнении определенных требований (см. §3), что он, как и все другие, давно неосознанно входит в аутогенное состояние, «задумываясь». Наш опыт убеждает в том, что занимающиеся легко отличают напускной оптимизм инструктора, не занимающегося АТ, от оптимистических заверений инструктора, который познал АТ на собственном опыте.

§ 1. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Аутогенная тренировка – метод самостоятельного вызывания у себя особого (аутогенного) состояния, использования этого состояния и самостоятельного выхода из него. Об аутогенном состоянии (см. § 19) «Ауто» – сам, «генос» – рождение. Слово «аутогенная» (самородная) указывает, что источником положительных воздействий является сам занимающийся, а слово «тренировка» подчеркивает необходимость регулярных занятий.

Аутогенная тренировка предложена в 1932 г. немецким врачом Иоганном Генрихом Шульцем (1884-1970 гг.). Изучая самоотчеты людей, погруженных в гипнотическое состояние, И Г. Шульц заметил, что физиологические сдвиги сопровождаются определенными ощущениями. Например, расслабление мышц сопровождается ощущением тяжести, а наполнение кровью капилляров кожи – ощущением тепла. Им был предложен метод вызывания физиологического сдвига путем пассивной концентрации внимания на зачатках ощущения, вызывающего этот сдвиг. Так концентрация внимания на реальной тяжести тела способствует углублению расслабления мышц, а концентрация на реальном тепле тела – притоку крови в капилляры кожи.

§ 2 ЭФФЕКТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Освоившие АТ и регулярно занимающиеся ею могут:

1. Успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение, что имеет огромное значение для профилактики переутомления, неврозов и психосоматических заболеваний, т. с. заболеваний, источником которых является стресс (гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, гастритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, бронхиальной астмы, экземы, псориаза).

2. Быстро отдохнуть. Восстановление сил в аутогенном состоянии идет гораздо быстрее, чем во время сна, простого отдыха лежа, просмотра телепередач или прослушивания музыки.

3. Самостоятельно регулировать такие функции организма, как кровообращение, частоту сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжение мозга, что очень важно для лечения психосоматических заболеваний.

4. Бороться с болью (см. § 20).

5. Активизировать психические и физические функции, например, внимание, память, воображение, способность к физическим усилиям.

6. Активизировать творческие ресурсы через развитие интуиции, образного мышления.

7. Побеждать вредные привычки путем рациональной борьбы со стрессом, эмоциональной и интеллектуальной активизации.

8. Углубленно познать себя. Древние мудрецы и врачи считали глубокое самопознание условием здоровья и развития личности.

§ 3. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУТОГЕННОГО СОСТОЯНИЯ

Установлено, что аутогенное состояние возникает само собой, если человек:

а) находится в тихом месте (см. § 4);

б) расслабился в удобной позе (см. §§ 5, 7-10);

в) концентрирует внимание на чем-либо (см. §§12-18);

г) осуществляет концентрацию внимания особым образом, пассивно, не стремится к достижению какого-либо результата.

Эти условия были сформулированы в 1975 г. американским исследователем Гербертом Бенсоном. Он особенно подчеркивал важность последнего пункта, как в свое время это делал и И. Г. Шульц, указавший на пассивный характер концентрации внимания при аутогенной тренировке. Знание этих условий чрезвычайно важно, так как избавляет занимающегося от необходимости делать какие-либо усилия над собой; оно служит теоретическим обоснованием пассивного подхода к занятиям аутогенной тренировкой, описанного во «введении».

Сформулировав требования к условиям возникновения аутогенного состояния, Г. Бенсон на их основе создал свой метод вхождения в аутогенное состояние (см. § 16).

§ 4. МЕСТО ДЛЯ ЗАНЯТИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКОЙ

Место должно обеспечивать комфортабельные условия. Не должно быть слишком холодно или жарко, душно, шумно. Небольшой фоновый шум, как правило, не мешает занятиям; следует исключить внезапный и громкий шум. Затемненное помещение не обязательно. Если свет из окна мешает, можно сесть спиной к окну. Место для занятий аутогенной тренировкой должно быть таким, чтобы занимающийся чувствовал себя в безопасности, чтобы он был уверен, что ему не будут мешать и не воспользуются его расслабленным состоянием.

По мере повышения тренированности требования к помещению уменьшаются.


Инструктору. Следует подчеркивать, что требования к месту на первых порах могут быть разными: один может самостоятельно заниматься в присутствии других людей, а другой опасается заниматься, если в другой комнате есть люди и есть небольшая вероятность, что кто-то войдет и помешает занятию. Поэтому каждый занимается в тех условиях, которые соответствуют его возможностям. Следует побуждать всех заниматься на встречах с инструктором, мотивируя это тем, что, когда занимаются все, становится некого стесняться, так как в это время скептическое наблюдение исключается. Совместные занятия АТ на встречах с инструктором снижают требовательность занимающихся к внешней обстановке.

§ 5. ПОЗА «КУЧЕРА НА ДРОЖКАХ»

Эта поза для аутогенной тренировки применяется чаще потому, что в ней можно заниматься практически везде, где есть стул, табурет, ящик подходящей высоты и т. п. Критерий пригодности мебели для занятий в позе «кучера на дрожках» – расположение сиденья и бедер 1
Медицинское значение слова «бедро» – часть ноги от таза до колена.

Занимающегося параллельно полу (см. рис. 1).

Рис. 1

Перед занятием следует ослабить поясной ремень, расстегнуть верхнюю пуговицу рубашки, ослабить узел галстука, снять часы, очки. Женщинам следует заниматься в брюках (см. пункт б).

Для того, чтобы принять «позу кучера на дрожках», следует:

а) сесть на край сиденья так, чтобы край стула пришелся на ягодичные складки;

б) широко расставить ноги, чтобы расслабить мышцы, сводящие бедра;

в) голени поставить перпендикулярно полу; если после этого остается напряжение в голенях, подвиньте стопы вперед на 3-4 сантиметра до исчезновения напряжения;

г) голову опустите вперед, чтобы она висела на связках, и сгорбите спину;

д) покачиваясь взад-вперед, убедиться, что поза устойчива за счет равновесия между опущенной головой и сгорбленной спиной;

е) положить предплечья на бедра так, чтобы кисти мягко огибали бедра и не соприкасались; опираться предплечьями на бедра не следует, так как поза устойчива и без этого (см. п. д.);

ж) закрыть глаза;

з) дышать спокойно, как во сне, делая вдох и выдох через нос.

На первых порах поза кажется неудобной, но по мере ее освоения выявляются ее достоинства: неприхотливость и универсальность; опущенная голова делает невидимым лицо, что важно для многих занимающихся.


Инструктору. На занятиях обязательно призывайте к практическому разучиванию «позы кучера на дрожках», проконтролируйте правильность ее у каждого занимающегося. Распространенные ошибки: садятся не на край стула, а на все сиденье, что приводит к затеканию ног, женщины не могут достаточно широко расставить ноги; недостаточно горбят спину и не до конца опускают голову, излишне наклоняются вперед, что приводит к болям в шее, опираются предплечьями на бедра. Привлекайте занимающихся к выявлению ошибок в принятии позы. Кроме непосредственной пользы в освоении позы, это снимает боязнь занятий в присутствии других людей не только у тех, кто демонстрирует позу, но и у тех, кто это наблюдает.

§ 6. КАК ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЫХОДИТЬ ИЗ АУТОГЕННОГО СОСТОЯНИЯ?

Специальная методика выхода позволяет за короткое время эффективно перейти от аутогенного состояния к бодрствованию и максимально активизироваться.

Для выхода из аутогенного состояния:

а) перестаньте выполнять инструкцию занятия и сконцентрируйте внимание на том, что вы хорошо отдохнули и скоро выйдете из аутогенного состояния;

б) медленно сожмите кулаки, почувствуйте силу в руках, во всем теле; в остальном позу не меняйте;

в) не разжимая кулаков, вытяните руки в сторону коленей;

г) дождитесь окончания очередного выдоха;

д) сделайте глубокий вдох, одновременно на вдохе поднимите руки вверх, прогните спину, обратите лицо вверх;

е) сделайте паузу продолжительностью около 1-2 секунд, чтобы подготовиться к четкому выполнению последней фазы выхода;

ж) одновременно: резко выдохните через рот, разожмите кулаки и откройте глаза. После этого спокойно опустите руки (см. рис. 2).

Рис. 2

Во время выхода из аутогенного состояния следует максимально сосредоточиться на энергии, силе, накопившихся за время занятия (даже если их прирост и был небольшим). К каждой фазе выхода переходите только после того, как выполнена предыдущая. Фазы а-е выполняйте замедленно, фазу ж – максимально быстро и энергично.

Тем, у кого артериальное давление имеет тенденцию к повышению, во время выхода нужно концентрироваться на спокойной, умиротворенной силе, накопившейся за время занятия.

Склонным к пониженному артериальному давлению надо сосредоточиться на бодрости, заряженности энергией, ощущении озноба вдоль позвоночника, пробегания «мурашек» вдоль тела.

За 1-1, 5 часа до сна описанную методику не применяйте. Закончив занятие, перестаньте выполнять инструкцию данного занятия, посидите некоторое время с закрытыми глазами, затем медленно выпрямите спину и откройте глаза. Посидите 1-2 минуты, после этого можно встать.


Инструктору. Практическая отработка методики эффективного выхода из аутогенного состояния имеет большое значение. Недостаточно четкое ее выполнение ведет к вялости, разбитости после занятий АТ. Это снижает ценность занятий и может послужить причиной их прекращения. Наоборот, даже изолированное применение этой методики без предшествовавшего ей занятия АТ может вызвать бодрость, прилив сил, повышение работоспособности. Наиболее распространенные ошибки: быстрота и скомканность выполнения, отсутствие пауз между фазами, неодновременное открывание глаз, выдох, разжимание кулаков в фазе ж, недостаточно резкий выдох. Инструктору следует самому демонстрировать выход. Проконтролируйте выход у каждого участника занятия, а остальным предложите сделать свои замечания.

§ 7. ПОЗА ПОЛУЛЕЖА В КРЕСЛЕ С ВЫСОКОЙ СПИНКОЙ

Расположитесь полулежа в кресле так, чтобы при расслаблении голова откидывалась назад. Положение рук и ног, как в позе «кучера на дрожках» (см. рис. 3).

Осваивая позы для аутогенной тренировки, помните, что они должны быть симметричными. Любой перекос во время занятия будет вызывать напряжение, предупреждающее падение.

Рис. 3

Рис. 4

§ 8. ПОЗА В КРЕСЛЕ С НИЗКОЙ СПИНКОЙ

В сущности, это – та же поза «кучера на дрожках» с одним отличием – занимающийся сидит не на краю сиденья, а на всем сиденье так, что сгорбленная спина упирается в спинку кресла (см рис. 4).

§ 9 ПОЗА ЛЕЖА С ПОДУШКОЙ ПОД ГОЛОВОЙ

а) лягте на спину в постели, на кушетке, диване, под голову положите невысокую подушку;

б) стопы расположите на ширине плеч, расслабьте ноги, при этом носки разойдутся в стороны;

в) руки слегка согните в локтях, положите ладонями вниз; кисти рук не соприкасаются с туловищем (см. рис. 5).


Помните о симметрии позы.

Поза удобна для занятий в постели перед сном и утром сразу после сна. Выход, если только вы занимаетесь не перед сном, делается так же, как и в позе сидя (см. § 6). После этого вдохните и на выдохе сядьте в постели.

Рис. 5

§ 10. ПОЗА ЛЕЖА БЕЗ ПОДУШКИ («САВАСАНА»)

а) лягте на спину;

б) выпрямленные ноги расположите так, чтобы расстояние между стопами было 15-18 см;

в) вытянутые руки расположите под острым углом к туловищу ладонями вверх (см. рис. 6).


Инструктору. В малой группе проконтролируйте принятие позы лежа. Объясните, что разница в положении рук зависит от положения головы (с подушкой или без нее) Разбейте занимающихся на пары Пусть один занимается в позе лежа, а другой вынимает а затем опять подкладывает подушку под голову Занимающиеся почувствуют, что изменение положения головы требует изменения и положения рук вследствие дискомфорта в плечевых суставах.

Рис. 6

ЗАДАНИЕ № 1.

Освойте позы для занятий аутогенной тренировкой При любой возможности старайтесь побыть в позе 5– 10 минут. Находясь в позе, постарайтесь максимально расслабиться. Если вы чувствуете дискомфорт в какой либо части тела, постарайтесь исправить дефект позы вызывающий его. При отсутствии времени принимайте позу хотя бы на несколько секунд. Расслабление в позах заканчивайте выходом (см. § 6). За 1-1, 5 часа до сна специальную методику выхода не применяйте.

Аутогенная тренировка (АТ) -- активный метод психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, который повышает возможности организма.

AT разработана в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем, на основе его наблюдений за своими пациентами, которых он лечил при помощи гипноза. Шульц И. Г. заметил, что пациенты без его помощи могут входить в то состояние покоя, расслабленности, частичного и полного сна, которое он вызывал у них обычно при помощи гипноза. Метод AT основан на активном самовнушении на фоне мышечного расслабления.

В настоящее время существуют различные варианты AT, применяемые для различных целей. Классическая AT состоит из двух ступеней: первой -- низшей и второй-- высшей.

AT не дает осложнений. Нельзя заниматься AT только на фоне остро развивающихся заболеваний -- сосудистых, инфекционных, психических.

Главная задача начинающего заниматься AT -- это научиться расслабляться, вызывать ощущение тяжести и тепла в теле. Если Вы сможете добиться состояния полного расслабления, то в таком состоянии формулы, произносимые вами мысленно, начинают срабатывать. Ваш мозг, несмотря на полнейшее расслабление тела, так же хорошо работает. Вы все слышите и понимаете, что происходит вокруг Вас. Просто Ваше тело как бы не существует в данный момент. Это и есть тот самый, нужный Вам, рабочий фон. Вы можете во время сеанса аутогенного погружения внушить себе, что угодно: дать установку на выполнение с удовольствием какой -либо опостылевшей вам работы, поставить себе сверхзадачу, активизировать психические и физические функции.

Аутогенной тренировкой можно заниматься самостоятельно . Иногда, в самом начале тренировок возникают пугающие ощущения - "аутогенные разряды". Эти аутогенные разряды могут проявляться в том, что в момент погружения в состояние расслабленности занимающийся вдруг "видит" в зрительном анализаторе мириады цветовых пятен, искры", даже целые картины, "слышит" необычные звуки и голоса, испытывает чувство падения в бездну или просто чувство полета, ощущает вкус каких-то продуктов, ощущает запах и т.д. Эти явления часто пугают человека и отбивают у него охоту заниматься AT. Эти неприятные ощущения не представляют никакой опасности для занимающегося и, как правило, проходят через несколько занятий AT.

Аутогенная тренировка состоит из двух ступеней: первой -- высшей и второй -- низшей.
Первая ступень включает в себя шесть классических упражнений условные названия которых: "тяжесть", "тепло", "дыхание", "сердце", "тепло в области солнечного сплетения", "прохлада в области лба". Человек, овладевший первой ступенью AT может влиять на свое настроение, вызывать у себя колоссальное желание заниматься любым неинтересным, но нужным делом влиять на работоспособность и самочувствие организма, развивать свои способности и многое другое (нужны только применять соответствующие формулы). Самовнушения при AT носят "неодолимый" характер, если они были выполнены правильно.

2.2 Типичные ошибки при занятиях AT

Выделим главное. Именно на это обычно не обращают внимания начинающие заниматься AT самостоятельно. Все формулы работают эффективно только в том случае, сли достигнуто "состояние АТ", то есть, если занимающийся привел себя в состоняние расслабленности до такой степени, что даже может потерять ощущение присутствия тела.

Вот только тогда все слова формулы, которые произносит про себя занимающийся, равносильны приказам гипнотизера при воздействии его на гипнотизируемого. Единственное отличие в том, что при занятиях AT, человек находящийся в "трансе", сам себе дает установки и соответствующие настрои, сохраняя при этом полную ясность ума.

Начинающие, как правило, считают самым главным повторение формул, а на второй план ставят расслабление, вызывание чувства тяжести т. е. самое главное остается на втором плане. Эта типичная ошибка приводит к отсутствию результата, вызывает у них чувство разочарования

Также обратите внимание на следующее:
Нельзя резко выходить из состояния аутогенного погружения.
Если Вы вызывали у себя ощущение тяжести, то перед выходом из аутогенного состояния Вы должны обязательно убрать это состояние тяжести при помощи специальных моби-лизирующих формул типа:
- Тяжесть покидает мое тело
- Отдохнул каждый мускул моего тела
- Отдохнула каждая клеточка моего организма
- Свежесть и бодрость наполняет все мое тело
- С каждым вдохом свежесть и бодрость вливаются в мой организм
- Я собран и внимателен
- Я заряжен бодростью
- Я заряжен энергией
- Моя воля собрана как пружина
- Я готов к работе (поднимите над головой сжатые в кулак руки, резко выдохните с одновременным движением рук вниз, откроете глаза).

2.3 Первая ступень аутогенной тренировки.

Первую ступень AT проще осваивать через комбинацию стандартных упражнений. Здесь дана комбинация первых четырех стандартных упражнений .

Цель этой комбинации добиться максимального расслабления мышц. Как правило, до того как приступить к выполнению этого упражнения нужно принять удобную позу, закрыть глаза и дать себе установку: "Я успокаиваюсь и расслабляюсь", Затем конкретно, по частям, производится расслабление тела с направлением внимания на те части тела, которые расслабляются. Проговариваем про себя: "Расслабляются мышцы лба, глаз, расслабляются мышцы затылка и шеи." (При этом нужно прочувствовать то, о чем проговаривалось.)

Мое внимание переходит на руки
Расслабляются пальцы и кисти рук
Расслабляются предплечья
Расслабляются плечи
Мои руки расслабляются

Мышцы лица расслабляются еще сильнее
Мое внимание переходит на ноги
Расслабляются пальцы ног и голеностопы
Расслабляются икроножные мышцы
Расслабляются мышцы бедра
Мои ноги расслаблены
Мое внимание переходит на лицо
Лицо полностью расслаблено
Мое внимание переходит на туловище
Расслабляются мышцы груди
Дыхание спокойное и легкое
Сердце работает хорошо и ритмично
Расслабляются мышцы живота
Расслабляются мышцы спины
Все мое туловище расслабляется
Я полностью расслабляюсь
Я расслаблен.

Вызываем чувство тепла

"Приятная теплая тяжесть наполняет мои руки. Приятная теплая тяжесть наполняет мои ноги. Приятная теплая тяжесть наполняет мое туловище. Все мое тело тяжелое и теплое. Я полностью расслаблен"

При первых тренировках можно проговаривать 2-3 раза каждую формулу, причем не слишком быстро, чтобы успевать прочувствовать вызываемые формулой ощущения.

При проговаривании формул нужно образно представлять реальное чувство тяжести и тепла в руках, ногах, туловище. Теперь созданы условия -- "рабочий фон" при котором будут действовать и формулы-внушения. (Не забудьте при выходе из этого состояния убрать чувство тяжести.)

Выполняем пятое классическое упражнение -- "тепло в области солнечного сплетения"
Цель упражнения -- научиться вызывать ощущение тепла в брюшной полости.
Формула, применяемая в этом упражнении может выглядеть так:
"Мой живот согревается приятным, глубинным теплом
Мой живот согрет приятным теплом
Солнечное сплетение излучает тепло"

Шестое упражнение -- "прохлада в области лба" выполняется с целью вызвать ощущение прохлады в области лба и висков. Это упражнение способствует снятию головных болей.
Формула: "Мой лоб приятно прохладен. Я чувствую приятную прохладу в области лба".

2.4 Классическая высшая ступень AT

Иоган Шульц считал вторую ступень AT наиболее важной для овладения психическими процессами, создания нужного эмоционального фона.

Классическая высшая ступень AT состоит из семи основных упражнений каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга.

Освоивший высшую ступень AT. овладевает возможностью вызывать и удерживать перец своим мысленным взором образы и картины, абстрактно интуитивно мыслить, многократно увеличивает свои творческие возможности. Он становится способным к мысленному бессловесному гипнозу, навязыванию образов, лечению на расстоянии.

Упражнение N 1.
Цель -- научиться вызывать различные световые пятна и удерживать внимание, на каждом из них. Занимающийся выполняет это и последующие упражнений в состоянии аутогенного погружения.

Упражнение N 2.
Цель -- "увидеть" заранее заданный цветовой фон. Занимающийся скоро почувствует, что созерцание красного, оранжевого и желтого фона ассоциируется с теплом, (это создает эмоциональный подъем), зеленый и голубой -- с состоянием покоя, синий и фиолетовый вызывают ощущение холода, черный и темно-красный -- мрачное настроение, депрессию. Обычно на отработку этого упражнения уходит до 4-х месяцев. В результате тренировки занимающийся приобретает способность легко вызывать нужный эмоциональный настрой при помощи вызываемого цветового фона.

Упражнение N 3.
Цель -- выработать устойчивое внимание, позволяющее "видеть" конкретные предметы длительное время. Считается что упражнение освоено, когда на фоне различных предметов непроизвольно возникнет образ самого себя. На отработку упражнения уходит около года.

Упражнение N 4.
Цель -- отработать способность придавать каким-либо абстрактным понятием конкретное содержание. Тренирующийся должен научиться легко зрительно представлять объекты, ассоциирующиеся с такими абстрактными понятиями как "красота", "счастье", "свобода", "радость". Каждый ассоциирует эти понятия с образами, которые ему ближе. Тренироваться нужно ежедневно, удерживая внимание (до 60 мин.) на абстрактных понятиях и тех конкретных зрительных представлениях, которые навеяны у вас ассоциативно.

Упражнение N5.
Цель -- научиться изменять свое эмоциональное состояние путем зрительного представления ассоциативных образов (из упражнения 4) и видеть себя в центре представляемой картины. Занимающийся должен научиться вызывать также и динамические картины со своим непосредственным участием. Он должен при этом эмоционально реагировать на развивающиеся события и переживать их.

Упражнение N 6.
Цель -- научиться вызывать мысленно я удерживать перед своим мысленным взором других людей чувствовать свое присутствие и участие в их делах.

Упражнение N 7.
И. Шульц считал его самым главным. Цель его -- научиться видеть ряд картин, отвечающих на вопросы психологического порядка, относящегося к себе лично. Например: "Чего я хочу?" "Кто я?".
Это упражнение выполняется в состоянии "пассивной концентрации внимания". После правильно выполненного упражнения происходит "катарсис" -- самоочищение, гасятся психотравмирующие факторы, вызывающие заболевания.

Для того, чтобы добиться существенного результата, получить отдачу от занятий AT, необходимо заниматься AT ежедневно хотя бы в течение 30 минут.

С каждым разом аутогенное погружение выполняется легче. В конце концов наступает момент когда занимающийся AT замечает, что ему уже не нужно проговаривать про себя формулы самовнушения, достаточно сосредоточить внимание на определенной части тела чтобы наступило расслабление.

Проходит еще некоторое время и занимающийся AT приобретает способность почти мгновенно расслабляться. За несколько секунд происходит переход в состояние расслабления. Эта процедура очень приятна, человек как бы сбрасывает с себя груз своего тела, груз проблем и тревог и погружается в блаженное состояние. Обычно на этой стадии удобно применять метод погружения, иногда известным под названием "Ключ".

2.5 "Ключ"

Зафиксируйте взгляд на одной точке и дайте себе установку: "Сейчас я мысленно сосчитаю от одного до пяти и у меня автоматически наступит состояние глубокого мышечного расслабления и отдыха. Веки отяжелеют и закроются.
По всему телу разольется приятная теплота и тяжесть
Все отвлекающие сигналы" шум, посторонние мысли, свет будут только усиливать чувство нарастающего покоя, углублять состояние повышенной самовнушаемости.
Состояние глубокого покоя и отдыха прекратится, как только я автоматически сосчитаю от пяти до единицы.
Моя голова при этом прояснится, я почувствую свежесть и легкость.
При счете "один" глаза мои откроются, я почувствую себя хорошо отдохнувшим и полным сил".

При хорошей тренированности можно при помощи "ключа" даже спать стоя в течение заранее определенного времени. Для этого нужно предварительно дать себе соответствующую установку типа: "Сейчас я просчитаю от одного до пяти и у меня автоматически наступит состояние сна, ноги будут стоять устойчиво. Я все время буду сохранять равновесие.
Я буду спать ровно десять минут, через 10 минут автоматически прозвучит обратный счет пять, четыре, три, два, один и я проснусь полностью отдохнувшим, с хорошим самочувствием".
При помощи "ключа" можно не только отдыхать, но также можно программировать себя на предстоящую деятельность.
Интересный факт: проходит всегда именно столько времени, сколько Вы установили себе предварительно. Затем какой-то внутренний хронометр срабатывает и иногда можно даже при выходе из состояния сна услышать чей-то голос, отсчитывающий последние цифры "... два, один". После чего происходит полное пробуждение.
Для руководителей всех рангов, для людей с интенсивной умственной деятельностью этот "Ключ" -- настоящий клад.

2.6 Лечение себя при помощи аутогенной тренировки.

Предлагается психоэнергетический вариант AT, воздействующий на вегетативную нервную систему, на любые органы и части тела. Эффект стопроцентный. Этот вариант прекрасно изложен в книге Мерзлякова "Путь в страну здоровья". Метод опробован многократно. Эффект отличный, результат стопроцентный.

Цитируется из книги "Путь в страну здоровья":
Методика проведения психоэнергетического варианта аутогенной тренировки:

"Закройте глаза и сделайте полный вдох через слегка приоткрытый рот. Задержите дыхание на 3-5 секунд, чтобы сосредоточиться.

Закройте рот и начинайте выдыхать воздух через нос и через сжатую голосовую щель так, чтобы получился тихий шипящий звук, исходящий из гортани. Выдыхайте как можно медленнее, одновременно представляя, будто в том месте, где вас беспокоят болезненные ощущения, краснеет тлеющий уголек (какой бывает в потухающем костре). Представляйте, что по мере выдыхания воздуха уголек разгорается, становится все ярче и от него начинает исходить тепло. Сделайте несколько вдохов - выдыхании: уголек становится все краснее, а тепло - сильнее. Постарайтесь ощутить это тепло и представить себе исходящий от уголька красноватый свет.

Глаза нужно держать закрытыми на протяжении всего занятия. Это помогает лучше сосредоточиться.

Механизм физиологического действия упражнения подобен тому, что бывает при занятиях первой ступени AT по И. Шульцу, только формулы самовнушении заменены образом разгорающегося уголька; дыхательное упражнение помогает "раздувать" жар воображаемого уголька. Все внимание занимающегося переключено на ощущение появляющегося тепла...

Какие трудности могут возникнуть при овладении этим упражнением? Трудно сразу получить нужную степень сжатия голосовой щели, чтобы выдох был достаточно продолжительным, а звук, исходящий из гортани, достаточно сильным; нелегко дается образное представление разгорающегося уголька, который нужно "видеть" именно в том месте, которое вас беспокоит. Однако, если вы заранее потренируетесь, то в нужный момент этот прием может вам очень помочь. При применении этого варианта AT незначительная боль, небольшие неприятные ощущения проходят через 2-3 минуты, а более серьезные симптомы -- через 5-10 минут. Если вам не стало легче через 10 минут, подождите час-полтора и вновь займитесь этим же упражнением. Неоднократной тренировкой вы овладеете этим простым, но эффективным способом самовоздействия.

Усваивается упражнение через несколько дней тренировки. Некоторым занимающимся, преимущественно с математическим складом ума, времени требуется немного больше. Пока у вас ничего не болит, можете упражняться, мысленно перенося уголек и, соответственно, чувство тепла в различные участки тела. Это умение может пригодиться вам в самые неожиданные моменты жизни.

Образное представление уголька и тепла в том или ином месте рефлекторно вызывает расширение сосудов, усиливает кровоток, в результате чего ускоряются процессы восстановления и заживления. Одновременно увеличиваются и энергетические процессы в этом участке, активизируется обмен веществ".

2.7 Как быть любимой и нравиться всем?

На всех нас влияют мысли других людей. Это хорошо знают артисты по собственному опыту. Они чувствуют реакцию присутствующих в зале даже при полной тишине в зале. Артисты знают как сильно это влияет на успех выступления.

Наши собственные мысли оказывают влияние и на нас самих. Именно они делают из нас то, что мы представляем на самом деле. Вот как описывает в "Собеседнике" Марина Мулина свои эксперименты по контролю за своими мыслями:

"...Как, наверное, всех женщин, меня долго интересовал вопрос внешности. И вот я сделала открытие, которому вначале не поверила сама: внешность человека зависит... не от его физического тела. Началось с того, что красавицами при мне называли девочек с явными физическими изъянами. Допустим, нос у нее непропорционально большой, все лицо вытянуто вперед, а окружающие ее считают просто очаровательной. И на меня обращали внимание не тогда, когда я действительно хорошо выглядела, а когда наряд, прическа, макияж -- все было весьма сереньким, лицо -- усталым. Придя домой, я долго вглядывалась в зеркало, но не могла понять, почему именно сегодня получила столько комплиментов. По-другому мне вспомнился и набивший оскомину исторический пример об успехе у женщин коротышки Наполеона...

В конце концов я решила провести эксперимент и проверить свою догадку на практике. Опыт заключался в следующем. Я придумала несколько фраз о собственной неотразимости и поместила эту формулу в свою голову. Я мысленно произносила ее, когда готовила еду, ехала в транспорте, стирала. Примерно через пять дней мне уже не давали прохода на улице с просьбой познакомиться. Молодые люди выходили за мной из метро, убеждали, что у них "самые серьезные намерения". Я вводила в формулу слова о том, что у меня мелодичный голос, -- и голос вскоре действительно менялся. Думала о походке -- появлялась необычная плавность движений. Я была потрясена и заинтригована. Я обнаружила самый дешевый -- без всяких платьев от Кардена и даже без приукрашиваний своего лица с помощью косметики (привычку краситься за ненадобностью я оставила) -- способ быть привлекательной. Видимо, сильнее всего мои мысли действовали на слабых, лишенных самоконтроля людей, поскольку за мной постоянно увязывались пьяные. И хотя в них не было ни тени агрессии, этот опыт я решила прекратить.

Дальше я принялась за формулу о своей беспредельной доброте. И у меня прямо на улице начали просить деньги. Одна женщина попросила 20 рублей на дорогу -- и тут же их получила. Видимо, мысли действовали не только на окружающих, но и на меня. Я не могла пройти мимо любого нищего, даже если было ясно, что отданные деньги он немедленно пропьет. Эксперимент влетал в копеечку.

Вскоре внешние эффекты меня утомили, а постороннее внимание стало мешать. Но главное, что дал опыт, -- он подтвердил мою догадку. Внешность действительно зависит не от физического тела, а от мыслей, в этом теле существующих. Чтобы доставить минутную радость телу, люди не щадят живота своего. Такое поведение вошло в привычку, стало автоматическим. Я ведь тоже экспериментировала "во имя тела". Но стоит ли уделять ему столько внимания, если оно оказалось марионеткой под управлением мысли? Если мысль имеет такое могущества, что способна даже диктовать поступки окружающим, может, ей, а не телу поклоняться? О ней заботиться, ее холить и лелеять? Начните думать, что вы все сможете, всего добьетесь, что вы сильная и вызываете в окружающих любовь, -- и ваша индивидуальность вырвется на такие просторы счастья, о которых раньше и не мечталось.

Попробуйте. Я знаю, что получится, я уже попробовала.. Для этого, конечно, нужно сильное желание, но и его выработать можно с помощью мысли. Представьте, какой бы вы хотели быть, "нарисуйте" проект, а потом начинайте мыслестроительство. Сколько добра вы сможете сделать людям, когда станете лучше, откажетесь от эгоизма и себялюбия, когда научитесь мыслить светло! И новые земли увидите, и моря. Мысль может управлять и этим.

Поняв эту простую, но поразительную истину, начинаешь по-другому смотреть на всю свою жизнь. Какие мысли мы обычно посылаем окружающим? Они еще и задумать против нас ничего плохого не успели, а мы их уже подозреваем. То есть заставляем поступить с нами плохо. Жизнь еще не готовит нам никаких трудностей, а мы уже паникуем, вызывая тем самым "огонь на себя"...

Возникает вопрос: неужто раньше люди не додумались до такой элементарной вещи? А если додумались, почему мы до сих пор живем так плохо? Ответы я долго искала в разных умных книгах. И поняла: подобные знания (а ими человечество, безусловно, обладало, и сказанное в этих строчках -- лишь крупица) были отняты у людей потому, что цивилизация, нравственность катились в пропасть. Нельзя было оставлять в руках безумцев игрушку, способную стать орудием преступления. Кто сказал, что свои скрытые силы человек обязательно использует на доброе дело?

Значит, можно эти знания вернуть? Конечно. Но я должна предупредить слишком ретивых энтузиастов. На собственном печальном примере (став по своей воле эдаким подопытным кроликом) я убедилась, что нынче нам установлен жесткий предел. Переходя этот предел, вы подвергаете себя большой опасности. Однажды утром после вечерних упражнений с мыслью я, проснувшись, не смогла открыть глаза. Веки вокруг глаз были натурально обожжены -- опухли и покраснели. Как было таким вот Вием идти на работу! Судорожно начав вспоминать подробности своего опыта, я поняла, что случилось. Я мысленно пыталась заставить хорошо ко мне относиться человека, с которым до этого мы были дружны, но поссорились. Однако, видимо, в глубине души у меня была обида, я чересчур на него давила. Значит, для него это было насилием. В ответ я получила обратный удар. Я не хотела плохого, но плохое сидело во мне и, пущенное в ход, тут же было наказано, а вместе с ним и я как его носитель. Позже знающие люди сказали, что я легко отделалась. Так что, уважаемые друзья, если хотите жить, не творите мысленного зла. Мысль -- это поступок."

2.7.1 Как излучать любовь.

Раз уж коснулись такой деликатной темы как любовь окружающих, посмотрим как проблему нравиться другим решают у йогов. Цитируется из книги "Собрание медитационных техник и упражнений" Ошо Раджниша:

"...Культивируйте чувство любви. Уединитесь в своей комнате. Сядьте. Ощутите в себе любовь. Начните излучать ее. Заполните энергией любви всю комнату. Почувствуйте новые вибрации, представьте себя колыхающимся в морс любви. Создайте вибрации энергии любви вокруг себя. Вы тут же начнете ощущать, как что-то вокруг начинает происходить, что-то меняется в вашей ауре, в оболочке, окружающей ваше тело. Какое-то тепло поднимается вокруг Вас, тепло, похожее на глубокий оргазм. Вы чувствуете себя более живым. Что-то,. наподобие дремы, исчезает. Что-то, наподобие нового сознания, зарождается. Окунитесь в этот океан. Танцуйте, пойте, заполните все пространство комнаты любовью.

Вначале все это будет казаться немного странным. Когда впервые вы заполните комнату энергией любви, своей энергией, которая будет Вас делать все счастливей, возникнет мысль: "Уж не гипнотизирую ли я себя? Не обманываю ли? Что происходит?" Действительно, ведь мы всегда считали, что любовь происходит из-за кого-то. Для этого нужна мать, отец, брат, муж, жена, ребенок -- всегда кто-то,

Любовь, которая зависит от кого-то, бедна. Любовь, которая создана внутри вас, создана вашим собственным существом, есть настоящая энергия. И теперь, куда бы вы не пошли с этим океаном, окружающим вас, повсюду люди, находящиеся рядом, внезапно окажутся под воздействием совершенно иного качества энергии.

Люди будут смотреть на вас широко раскрытыми глазами. Вы будете проводить мимо них, и они будут чувствовать движение какой-то энергии, словно дуновение свежего ветерка. Если вы возьмете чью-нибудь руку, то она начнет пульсировать. Если вы будете находиться рядом с кем-нибудь, то этот человек без всякой видимой причины будет ощущать радость, покой, счастье. Можете понаблюдать за этим.

Итак, выберите себе тот образ и идеал, который желаете и внушите себе при помощи AT, что Вы -- это Ваш идеал со всеми присущими ему достоинствами, перевоплотитесь в него. Не стесняйтесь, выбирайте себе романтический, героический образ. Вы даже время от времени можете менять образы в зависимости от того как меняются Ваши представления об идеале.

Не бойтесь потерять свою индивидуальность. Если вас отпугивает то, что нужно находить время для занятий аутогенной тренировкой, то Вы можете воспользоваться простым методом самовнушения, который не потребует от Вас никаких усилий.

2.8 Метод Куэ.

В момент засыпания, когда Вы почти погружаетесь в сон (постарайтесь не пропустить именно эту фазу), нужно успеть проговорить про себя формулу самовнушения, как можно больше раз, прежде чем Вы заснете.

Эта формула должна состоять из четырех-пяти слов и должна быть конкретной. Содержание формулы самовнушения определите исходя из Вашего намерения. Проговаривайте скороговоркой, детским лепетом, как угодно, не старайтесь мысленно четко выговаривать.

Единственное, чего нужно избегать -- это отрицательной частицы НЕ. Формула должна быть утвердительной.

В момент пробуждения, когда мозг еще только пробуждается, тоже хорошо воспринимаются внушения, но как Вы потом сами убедитесь, самовнушение при засыпании предпочтительнее. Многие оставляют попытки за мгновение до того, как готовы достигнуть результата.