Почему пилотка именно такой формы. Как и когда появилась пилотка. Армейские пилотки в советской россии и ссср

В World of Warcraft, как и в хоть какой ММОРПГ, игроки должны вести взаимодействие вместе. В прокачке, на поле боя, в подземелье – всюду игра в группе дает значимые достоинства. Естественно, находятся и такие чудаки, которые предпочитают игру соло. Не могу не приписать сюда и себя, но это быстрее исключение.

Группа в подземелье является, пожалуй, первым суровым опытом командной игры для хоть какого игрока. Новичок в первый раз выяснит, что есть подземелья, что есть танки и доктора, что не всякого монстра можно уничтожить «тапками». В первый раз зайдя в Мертвые накапливай либо в Пещеры стенаний, игрок осознает, что бежать вперед и долбить первого же монстра чревато путешествием на кладбище.

Обязанные работать в команде, игроки с самых низких уровней обучаются играть своим классом в довольно грозных критериях подземелья. Во всяком случае, охото на это возлагать, потому что я не знаю – прогуливаются ли вообщем в низкоуровневые подземелья на данный момент.

Малая группа из 5 человек – принципиальная ячейка в ПвЕ-составляющей World of Warcraft. Вас всего 5 и перед вами лежит агрессивное подземелье, заполненное сильными чудовищами. Все ли окажутся так крепкими, чтоб не кинуть группу в тяжкий момент и не уйти на поиски «легкой добычи»?

Танк. Доктор. Три дамагера. Вот и все, что у вас есть для решения встающих перед вами заморочек. Вы сможете ехидно увидеть, что сейчас хоть какое подземелье можно пройти одной рукою чеша пятку, а другой крутя колесико мышки с забинденым на нем макросом.

Может быть. Но Катаклизм не за горами и 1-ые подземелья и героики в нем вызовут много заморочек. Те же Мертвые накапливай либо Крепость темного клыка, переработанные для 85 уровня станут реальным испытанием. Поверьте, вы еще вспомните те деньки, когда приходили в эти подземелья и убивали все одним чихом.

Каждый в группе должен осознавать свою значимость. Если в рейде один человек не работает с полной отдачей, то рейд теряет всего 2% эффективности. Группа же теряет 20%, что уже значительно, не говоря о последствиях, когда танк либо хилер не знают, что делать. Разве можно после чего гласить, что подземелья для 5 человек «второй сорт». Их делает такими уровень экипировки, но для новых 70-80-85-ников они остаются жестоким испытанием.

Но как весело следить за группами, в каких никто не осознает собственной роли! И эти люди позже дуются, что «опять нубо-пати попалась, колдун не полиморфит, хилер не хилит». Запамятывая упомянуть, что овцу колдуна повсевременно вскрывал танк, не обращая внимание на моба, умиротворенно грызущего косточки хилера. Некие из «про-папок» даже специально прогуливаются в таких группах, просто чтоб повеселиться.

Познание, что такое группа/рейд, уверенная работа в команде – это то, что позволяет игроку, даже не имея лучшей экипировки, вступить в гильдию. И с легкостью пройти там испытательный срок, заменив собой одетого игрока, который так ничему и не научился.

Дружный и хорошо работающий коллектив – мечта любого руководителя, поскольку организация командной работы занимает большой процент его времени. Однако зачастую это не спасает компанию от напряженности, конфликтов и, как результат, снижения качества труда. Главный критерий организации успешной командной работы – это, безусловно, качественное решение трудовых задач.

Эффективность любой деятельности оценивается по следующей формуле: продуктивность * качество * затраты ресурсов * надежность. Считается, что командная работа является более эффективной, нежели работа в одиночку. Однако при этом она вызывает гораздо больше негатива и опасений. Этот феномен связан не с недостатками командной работы как таковой, а с неумением ее организовать. Поэтому в данной статье мы попытались собрать наиболее интересную и важную информацию, раскрывающую принципы успешной командной работы.

Что такое команда?

Организация эффективной командной работы начинается с организации хорошей команды. Но не всякая группа людей, работающих вместе, может называться командой. Команда – это небольшое число людей с взаимодополняющими умениями, связанных единым замыслом, стремящихся к общим целям и разделяющих ответственность за их достижения.

В команде интересы каждого вторичны. Каждый член команды должен иметь высокий профессиональный уровень, уметь принимать решения и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Члены команды зависят друг от друга, точнее, работа одного зависит от работы другого. Поэтому в команде имеют место равноправие и постоянный обмен информацией. Члены команды разделяют ответственность за достижение цели друг с другом. Существует такой феномен как командная подотчетность – это определенные обещания, которые порождают доверие и гарантируют достижение результата.

К огромному сожалению менеджеров, невозможно взять и моментально собрать хорошую команду. Для этого группа совместно работающих людей должна пройти в своем развитии ряд важных этапов. Вот как происходит организация команды:

  1. Адаптация – происходит взаимное информирование и анализ задач. Люди осторожно общаются друг с другом, образуются пары и тройки. Они как будто бы проверяют друг друга и вырабатывают нормы и принципы взаимоприемлемого поведения, следствием чего является некоторая настороженность в коллективе. Эффективность командной работы на данном этапе низкая.
  2. Группирование – создаются небольшие подгруппы по симпатиям и интересам. Выявляются несовпадения личной мотивации и целей командной работы. Члены команды могут противодействовать требованиям задачи – таким образом определяется уровень дозволенной эмоциональной экспрессии. Например, секретарь швыряет бумаги и смотрит, как на это отреагируют.
  3. Кооперация – члены команды осознают свое желание работать над решением задачи. Это открытое и конструктивное общение впервые возникает вместе с местоимением «мы».
  4. Нормирование деятельности – разрабатываются нормы и принципы взаимодействия в команде. Возникает ощущение доверия, межличностное общение находится на высшем уровне.
  5. Функционирование – это стадия принятия решений для конструктивного решения задач. У каждого появляется своя роль. Команда открыто проявляет и разрешает конфликты. Теперь уже можно говорить об истинной команде, имеющей единые для всех членов коллектива цели, совместную деятельность по достижению этих целей, наличие хорошей и адекватной организационной структуры, хороший психологический климат. Организация эффективной командной работы на этом этапе может считаться успешно завершенной.

Психологи описывают ряд феноменов, возникающих в группе и имеющих отношение к эффективности командной работы:

  • эффект объема – результаты деятельности зависят от численности группы (эффективность очень маленькой или очень большой группы будет наименьшей).
  • эффект качественного состава группы – результаты командной работы зависят от однородности-разнородности состава (лучше всех сработается группа, члены которой разного пола и возраста, но практически одинаковы по социальным характеристикам).
  • конформизм – поведение или убеждения членов группы изменяются в результате реального или воображаемого давления группы. Роль общественного мнения весьма высока для каждого члена команды, и каждый уважает принципы, выработанные общими усилиями.
  • деиндивидуализация – утрата самосознания и боязнь оценки в ситуациях анонимности, которые не концентрируют внимание на конкретном человеке.
  • феномен сдвига риска – группа принимает или наиболее, или наименее рискованное решение, нежели принимали бы по отдельности ее члены.
  • «огруппление» мышления – все члены группы заняты исключительно поиском устраивающего всех решения и отбрасывают достаточно реалистичные варианты.
  • социальная леность – если ответственность делится на членов группы, то все начинают работать «спустя рукава».

Можно говорить о некоторых признаках организации хорошей команды. В ней участники считают себя частью рабочей группы. Соблюдается баланс между эффективной командной работой и сотрудничеством. Члены группы чувствуют себя компетентными, выполняют задания самостоятельно и несут ответственность за их выполнение. Между ними идет непрерывная дискуссия для улучшения сотрудничества и повышения эффективности командной работы. Каждый человек свободно предлагает свои идеи и критикует других.

Члены команды знают о заданиях друг друга и имеют представление о талантах и способностях каждого, что означает интерес и уважение друг к другу. В воздухе царит атмосфера открытой и конструктивной коммуникации, все идут на открытый диалог. Информация постоянно, быстро и целенаправленно передается друг другу. Имеют место открытость внешнему миру и организация конструктивного сотрудничества с другими командами.

Кто ты – вдохновитель или критик?

В хорошей команде каждый ее член ощущает соответствие между тем, что он дал группе и тем, что он от нее получил. Это достигается за счет того, что каждый человек занимает свое оптимальное место в команде. Выполняя свою функцию на этом месте, он ощущает баланс между тем, что он может, и тем, что он хочет.

Исследования доказали, что для организации наиболее эффективной командной работы в группе должны присутствовать девять ролей. Их не обязательно должны играть девять человек – некоторые члены команды могут совмещать выполнение определенных функций, играя не одну роль, а две или больше. Вот эти роли:

  1. «Рабочая пчелка»

    Это дисциплинированный и очень надежный человек. Он добросовестен в межличностных обязательствах благодаря постоянному внутреннему контролю. Он практичен, доверчив и терпим по отношению к коллегам, консервативен и внутренне бесконфликтен. Работает на команду, не сосредотачиваясь на своих целях. Действует по принципу: «работа – это моральный долг». Именно «рабочие пчелки» превращают принятые решения и стратегии командной работы в конкретные задачи – сортируют цели и выстраивают логику их достижения. Но принципы организации эффективной командной работы таковы, что команды, состоящие целиком из «рабочих пчелок» (даже если у них очень высокий уровень интеллекта) не добиваются результатов выше средних, т.к. у них нет ценных идей и они не обладают гибкостью – попадают в тупик при необходимости изменений.

  2. «Руководитель»

    Это эмоционально устойчивый, спокойный и уверенный в себе человек. Для него характерна организация разработки стратегического видения, интегрирует и координирует усилия команды по достижению целей. Способен найти для каждого соответствующую роль в команде. Он может без предубеждения выслушать, рассмотреть и оценить достоинства всех предложений, в результате чего формируется мнение всей группы. Вместо творческого мышления у него сильный характер.

    Он сильно мотивирован на достижение результата, имеет средний уровень интеллекта (116-132), т.к. люди, обладающие слишком высоким интеллектом, уходят в излишнюю рефлексию. Хорошо видит сильные и слабые стороны остальных, хороший коммуникатор, умеет слушать. В качестве его недостатков можно отметить то, что он склонен попадать под влияние других людей или может быть негибким в оценках. Он не умеет заражать энтузиазмом и эффективно руководит лишь в стабильных условиях.

  3. «Мотиватор»

    Это очень энергичный, «бегающий вприпрыжку» человек. Он не очень ладит с руководителями, и когда ему становится скучно, его «съедает начальник». Он беспокоен, склонен к доминированию, динамичен, обладает напором и смелостью для преодоления препятствий (они его тонизируют). Для него жизнь – это вызов.Если руководитель – социальный лидер командной работы, то «мотиватор» – лидер целевой, отвечающий за отдельный проект. Он быстро усваивает информацию, лишен застенчивости и робости, склонен к разочарованиям. В качестве недостатков можно отметить его раздражительность, нетерпеливость, склонность к недовольству.

  4. «Генератор идей»

    Это креативный, одаренный богатым воображением, способный решать сложные задачи творческий человек. Его больше волнует образ целиком, нежели его детали. Ему подвластна организация разработки новых проектов, но вот пути реализации этих проектов будут разрабатывать другие. Такие люди доверчивы и незащищены от нападок социума.

    Они могут совершать глупые ошибки, поскольку много времени уделяют творческой энергии, идеям, но не учитывают потребности группы или вообще не способствуют достижению целей команды. Ему требуется поддержка руководства. Если «генератора идей» критикуют, он может вообще отказаться от сотрудничества. В этом и есть его недостаток – организация эффективного сотрудничества не слишком его заботит.

  5. «Снабженец»

    Это исследователь ресурсов, экстраверт, полный энтузиазма. Он коммуникабелен, хорошо развивает контакты и использует других людей в своих интересах, умело направляет деловой разговор к полезному для себя завершению. Он уходит из группы и приносит информацию, идеи, материалы, нужные для группы.

    Его недостатки: в одиночной работе он неэффективен, ему нужен восторг окружающих. Может тратить время на дела, не относящиеся к цели. Он не трудоспособен в монотонных и однообразных ситуациях. Именно поэтому он часто ссорится с «рабочими пчелками». Он предохраняет командную работу от застоя и дает группе ощущение реальности.

  6. «Критик»

    Это человек, который осуществляет мониторинг и анализ происходящего. Для него важнее правильная организация труда, важнее задача, чем люди. Он очень рассудителен и разумен, хорошо прогнозирует ситуацию. Его критика не обижает людей, поскольку строится по принципу «ничего личного». Это человек стратегически мыслящий и проницательный, он рассматривает все варианты и делает безошибочные выводы. Его основная функция – это оценка идей. Он способен обосновать свою позицию и видит сильные и слабые стороны любого проекта.

  7. «Аналитик»

    Учитывает все факторы и ведет команду к принятию правильного решения. Его недостатки состоят в том, что он мало внимания уделяет людям и не способен мотивировать, в нем отсутствуют теплота и сердечность. Из-за повышенного внимания к деталям он может утратить стратегическую цель. «Аналитики» не проявляют себя ярко, поэтому их не стоит собирать вместе. Лучше всего они взаимодействуют с «руководителем», с «мотиватором» и с «генератором идей», поэтому организация их работы должна идти именно в этом направлении.

  8. «Вдохновитель»

    Это человек-«душа компании», командный игрок. Отзывчивый, спокойный, восприимчивый, дипломатичный, способен выслушать другого. Он предотвращает трения, регулирует конфликты, успокаивает – в общем, обеспечивает хорошее моральное состояние команды. Он способен оказать деликатное воздействие на конфликтующих, найти точки соприкосновения для спорящих, дать команде дополнительные силы в период кризиса.

    Всем членам команды легко с ним взаимодействовать, т.к. сами «вдохновители» любые проблемы относят к издержкам работы. В качестве недостатков можно отметить то, что «вдохновители» нерешительны, плохо способны к действиям и подвержены влиянию других людей. Для них задача – ничто, главное – команда. Не способны руководить, лучше всего работают с мотиватором.

  9. «Контролер»

    Это доводчик, «завершитель» проектов. Он организован, добросовестен, дисциплинирован, переживает за результат. Умеет доводить любое дело до полного завершения. «Контролер» способен к напряженной эффективной работе в течение длительного периода.

    Плохо, если его деятельность сопровождается перфекционизмом – тогда завершение может надолго откладываться. «Контролер» может быть придирчивым по отношению к другим. Он неохотно делегирует полномочия. Хорошо работает со «снабженцами», «генераторами идей» и «мотиваторами» – те предлагают идеи, а контролеры воплощают их в жизнь. Пользуются уважением у «рабочих пчелок». Хуже всего взаимодействуют с «аналитиками».

  10. «Специалист»

    Это член команды, обладающий редкими знаниями и навыками. Эксперт в какой-либо узкой профессиональной области. Нужен команде при решении очень специализированной задачи. Другими воспринимается критично, т.к. кажется занудой. Организация труда этого человека характерна тем, что он может увлекаться мелкими деталями в ущерб главной цели.

Все это не значит, что в команде обязательно должны быть представлены все девять человек. Но в зависимости от решаемой задачи нужен определенный набор ролей, который позволит избежать конкуренции между схожими ролями и добиться результата с минимальными затратами.

Как заставить команду работать эффективно?

Добиться высоких показателей качества деятельности сложно даже от одного человека. Но что делать, если в твоем подчинении целая команда и от вас зависит эффективная организация ее труда? Существует ряд ошибок, которые снижают эффективность деятельности команды:

  • Несоответствие руководителя, команды и типа решаемой задачи.
  • Неудачный подбор работников в команду.
  • Плохой социально-психологический климат.
  • Отсутствие четкой цели или критериев ее достижения
  • Низкая результативность командной работы

Эти ошибки являются наиболее распространенными, но их можно избежать. Мотивация работы практически любого человека складывается из трех составляющих: оплата, интерес и социальная значимость. И если первые два элемента у всех на слуху, то про последний зачастую забывают. Но это неправильно – члены команды должны быть убеждены, что выполняют важный проект, реализация которого принесет компании существенную пользу. Это должно неоднократно оговариваться и показываться на встречах менеджмента и коллектива.

И все-таки основа любой команды – это люди. С одной стороны, они должны обладать довольно-таки обширными дополнительными знаниями и навыками, необходимыми для реализации поставленной цели. А с другой – они должны быть легкообучаемыми, поскольку командная работа сама по себе представляет образовательный процесс, в ходе которого квалификация работника возрастает.

Особую роль среди работников играет руководитель команды. Грамотный руководитель, помимо управления, планирования и контроля, должен организовать и мотивировать трудовой коллектив для совместной деятельности, а также развивать в нем самоуправление. Из-за особенностей человеческого фактора это зачастую бывает сложнее, чем выполнение других его обязанностей: машина работает столько, на сколько запрограммирована, а человек – всегда по-разному.

Самый главный критерий при выборе руководителя – его четкое представление об организации работы команды. Основной механизм влияния – негативная и позитивная обратная связь. Кроме того, он представляет команду во взаимодействии с окружающими и устраняет внешние препятствия. Хорошим руководителем можно считать того, чья работа как члена команды не является очевидной для других участников.

Как уже было сказано выше, на начальных этапах формирования команды психологический климат внутри нее отличается повышенной конфликтогенностью. Высшему руководству необходимо это учитывать и лояльно относиться к коллективу в подобный кризисный период. Уменьшить количество столкновений можно при помощи тренингов, мозговых штурмов и работы над интересными проектами, в ходе которых команда почувствует себя единым целым.

Для того, чтобы уменьшить количество конфликтов команде необходимы четкие правила и принципы работы. Причем эти конвенции должны быть сформулированы и приняты самой командой изнутри. Нарушение этих правил должно наказываться, а не «спускаться на тормозах».

Как правило, коллектив впервые чувствует себя командой лишь тогда, когда командная работа приносит первый успех. Поэтому наиболее оптимальной первой целью для команды будет цель сложная, но достижимая за сравнительно небольшой промежуток времени. Это существенно поднимет командный дух.

Бывает так, что команда, чрезмерно погрузившись в работу над проектом, утрачивает связь с реальностью, что может негативно сказаться на эффективности ее деятельности. Для того, чтобы этого не происходило руководитель должен организовать приток внешней информации к команде и от нее. Это поможет ее участникам оставаться в тонусе.

Как уже было написано выше, особую роль играет организация группового взаимодействия в командной работе. Для интенсивного личного контакта между участниками коллектива необходимы время и место, где команда могла бы спокойно работать и общаться. Также полезны будут встречи и в нерабочее время – особенно в ситуации кризиса.

Таким образом, для поддержания эффективной командной работы необходимо следующее: определения требований к руководителю коллектива и его поиск на основе этих требований, знание и учет принципов формирования высокоэффективной команды, понимание стадий развития коллектива и учета ограничений командной работы.

Учесть все тонкости зачастую бывает невозможно. В любой командной работе присутствуют слабые места, и только у успешной команды эти слабые места компенсируются сильными сторонами. В любом случае, работа в команде – это риск. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского и не достигает высочайших вершин.

Обсуждение 0

Alexis : меня удивляет, что практически вс информация в интернете и выудить её можно максимум за час, если попутно пить кофе. Что я и проделал. А остальным, что, западло? Или интереса нет?

пилотки :

Пилотка пошла от берета, который, как уверяют, был изобретён ещё кельтами. По крайней мере, берет в средневековье был очень популярен и имел разные размеры, форму и раскраску. Значительно позднее на макушке стал пришиваться помпон. Считается, что его ввели в обиход моряки, поскольку помещения на тогдашних кораблях были с низкими потолками и чтобы не набивать шишки, моряки пришивали к беретам помпоны – шарики, набиты волосом, паклей, тряпками – кто чего доставал.

Пилотка (forage cap) (фуражная шапочка) – ведёт начало от небольшой шапки типа берета, который надевали английские кавалеристы в начале восемнадцатого века, когда занимались кормёжкой и чисткой лошадей. Шапка была очень удобной и постепенно стала использоваться во всей армии как вспомогательный элемент военной формы. Во время американской гражданской войны применялось специальное кепи, которое путают с пилоткой. В русский язык вошли слова «фураж» (корм), «фуражир», «фуражка», «кепи» и «кепка»

Впервые официально берет стал элементом военной формы в 1811 году в британской армии как заменитель громоздких головных уборов, которые было трудно использовать в стеснённых обстоятельствах. Однако известно, что неофициально берет использовался уже в 1768 году. Он был вязаный или перешивался из выслужившей свой срок формы, имел всегда круглую форму. Чаще всего она была синего цвета, так как синяя краска тогда была самым дешёвым красителем. Когда шапка стала использоваться как официальный элемент военной формы, были стандартизированы цвет, форма и размер. Головной убор получил в армии название «килмарнокская шапка без полей» (Kilmarnock Bonnet) по имени начавшей выпускать его в 1830 году мануфактуры. Носили боннет с одним опущенным, а другим поднятым боковыми краями, либо ровно.

Килмарнокский боннет был заменён в Шотландии беретом гленгэрри (гленгарри) в 1848, представлявшим собой тот же боннет, но с поднятыми и сплюснутыми обоими боковыми краями. Изобрел его полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри чтобы как-то выделить свой полк. В остальной армии Англии продолжали носить обычные береты. Когда появились воздушные силы, пилоты вынуждены были менять при полётах боннеты на шлемы. Береты складывал поплам, а затем отгибали края, превращая их в узкую полосу, которую удобно засунуть под погон, за пояс или в карман. Помпон убрали, чтобы не мешал. Разворачивать берет ленились и так и напяливали его в сложенном виде. Это и были первые пилотки. Называли их "fore-and-after" (можно перевести как «двуносые»). Вскоре их стали использовать все, кто служил в воздушных силах. Береты с помпонами стали парадной формой, сложенные пополам береты без помпона распространились во всей английской армии. Тогда их стали шить специально, превратив в настоящие пилотки. В Первую мировую войну пилотки, как удобная форма одежды, распространились в армиях всего мира. Про русский путь уже сказано. Сегодня пилотка используется как элемент форменной одежды в самых разных сферах.

К юбилею Победы сегодня везде раздают и продают пилотки. В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.

Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии - бустина, в Польше - фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой - имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел - розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Александр Ситников

Аннотация. В статье рассказывается о появлении в отечественных Вооружённых силах такого вида летнего головного убора, как пилотка, способах её кройки и пошива, правилах ношения.

Summary . The article describes the emergence at the domestic armed forces of such a kind of summer head gear, as forage cap, methods of its cutting and sewing, rules of wearing.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

Печейкин Александр Валерьевич - ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: [email protected])

ПИЛОТКА

В европейских армиях подобный летний форменный головной убор военнослужащих появляется с третьей четверти XIX века и называется полевой или фуражной шапкой. Так, во французской армии такая фуражная шапка очень напоминала прежние колпаки, вплоть до наличия кисточки. Существенным отличием являлись завёрнутые вверх поля, которые можно было при необходимости опускать, прикрывая ими уши. Лобная часть этого головного убора у фузилёров украшалась пятиконечной звездой, у вольтижёров - охотничьим рожком1.

Новый вид головного убора не сразу прижился в войсках. Лишь в годы Первой мировой войны пилотки стали носить военнослужащие различных технических родов войск, прежде всего авиаторы, артиллеристы, автомобилисты. Однако в межвоенный период они стали весьма широко применяться в полевых условиях. Занятно, что некоторые пилотки того времени всё ещё сохраняли доставшуюся от фуражных шапок кисточку. Такой была, например, испанская «исабелина», получившая широкую известность в годы гражданской войны 1936-1939 гг. Передняя кисточка и выпушка по краю бортиков носили цвета рода войск: в пехоте - красного, у егерей - зелёного и т.д. В ряде армий на пилотке размещались знаки различия воинских званий. Так поступали испанцы, итальянцы, французы. Офицерские пилотки, шившиеся из более качественных тканей, зачастую имели и специальную отделку, позволявшую отличать их от аналогичных головных уборов унтер-офицерского и рядового состава2.

Вольноопределяющийся рядовой переменного состава Севастопольской военной
авиационной школы А.Н. Демидов в складной суконной шапке
образца 1914 г.

В русской армии головной убор типа пилотки, называвшийся тогда мягкой складной шапкой, впервые был введён в 1913 году в авиационных и воздухоплавательных частях3. Отсюда, скорее всего, и его русское название: пилот - пилотка.

Складная шапка шилась из чёрного сукна и состояла из колпака и прилегавших к нему двух бортиков. В верхних швах колпака и по краям бортиков прокладывались красные выпушки. На налобной части размещалась кокарда для нижних чинов образца 1907 года. Офицерам также полагалась складная шапка аналогичного покроя. Её отличия заключались в следующем: бортики из чёрного бархата, по тулье и донышку колпака крестообразно пришивался серебряный галун шириной 1/2 дюйма с двумя красными просветами. На налобной части колпака крепилась кокарда офицерского образца. Эту шапку офицерам разрешалось надевать только в полётах, при работе у летательных аппаратов, на аэродромах между полётами, т.е. тогда, когда не было необходимости носить фуражку4.

С внедрением стальных шлемов складная шапка, теперь мы её будем называть пилоткой, широко распространилась в армии в качестве головного убора, носимого под шлемом. Единственным отличием от головных уборов авиаторов стал её цвет - цвет хаки5. Применялись пилотки обеими сторонами и в годы Гражданской войны, прежде всего лётчиками6.

После окончания войны пилотки в Красной армии продолжали донашивать, по мере износа избавляясь от них. Их «возрождение» произошло в 1934-1935 гг. и связано было «…с общим культурным ростом начальствующего состава армии и необходимостью улучшения внешнего вида командира»7. В 1933-1934 гг. разрабатывалась специальная форма одежды для военнослужащих мотомеханизированных частей и авиации РККА. Среди других предметов вводилась пилотка, причём для начсостава авиации - как рабочий головной убор.

В конце 1935 года приказом НКО СССР № 176 вводится новая форма одежды для личного состава всех родов войск РККА. Теперь пилотка полагается всему командно-начальствующему и рядовому составу для комбинированной носки со стальным шлемом и для работы в поле.

Пилотка командно-начальствующего состава шилась из мериносового сукна на сатиновой подкладке и состояла из колпака и бортиков. Колпак сшивался из продольного донышка с острыми концами и двух половинок полукруглой формы. Между донышком и половинками вшивалась суконная выпушка цвета рода войск, такая же выпушка шла по верху бортиков. Полукруглой формы бортики сшивались из двух слоёв основного сукна. Для авиации пилотки полагались синего цвета, для мотомеханизированных войск - стального, для всех остальных - цвета хаки. На лобную часть пилотки нашивалась суконная звезда цвета рода войск, на которую крепилась красная металлическая звёздочка малого размера (фактически до 1939 г. вместо «пилоточной» носили обычную звезду).

Пилотка для младшего командно-начальствующего и рядового состава имела следующие отличия: она шилась из хлопчатобумажной ткани цвета хаки для всех родов войск, исключая авиацию и танкистов (темно-синий и стальной цвета соответственно), не имела выпушек (за исключением ВВС) и суконной звезды. Пилотки командно-начальствующего и рядового состава ВВС украшались голубыми выпушками по колпаку и верху бортиков8.

Войска НКВД СССР этот головной убор получили 27 декабря 1935 года по приказу № 399. Пилотки для чекистов имели выпушки малинового цвета. Что касается суконной пятиконечной звезды, то у пограничников она была светло-зелёной, у внутренних войск - краповой9. Разумеется, не обошлось без исключений. Так, в войсках НКВД не предусматривалось ношение поверх суконной звезды красноармейского металлического значка, как, впрочем, и не запрещалось. Встречались также суконные пилотки командно-начальствующего состава без каких-либо следов суконной звезды.

Опыт снабжения войск в условиях конфликтов на Дальнем Востоке, а также в ходе Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. выявил множество недостатков как в самой одежде советских воинов, так и в организации их вещевого обеспечения. В частности, многообразие предметов и их расцветок мешало маневрировать запасами вещевого имущества и затрудняло его учёт. Данными вопросами занимались несколько комиссий, результатом работы которых явилось постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 129-55сс «Об изменениях в форме одежды и нормах снабжения вещевым имуществом личного состава Красной Армии и применении заменителей для людского и конского снаряжения», подписанное 18 января 1941 года. Народный комиссариат обороны 1 февраля 1941 года объявил этот документ своим совершенно секретным приказом № 005 с двумя приложениями, включавшими типовой перечень предметов вещевого имущества и нормы его отпуска. Согласно новым правилам пилотки для всех родов войск устанавливались цвета хаки, на пилотках командно-начальствующего состава отменялись цветные выпушки и суконные звёзды. Суконная пилотка отныне становилась предметом летнего парадно-выходного обмундирования для курсантов, младшего командно-начальствующего и рядового состава. Летом двум последним категориям, как и прежде, для работы в поле полагались хлопчатобумажные пилотки10.

Несмотря на отмену цветных выпушек, командирская суконная пилотка продолжала оставаться довольно сложной в изготовлении. Тем не менее до 1942 года никаких изменений в этом плане не происходило. Однако проблема удешевления и упрощения её конструкции требовала решения. С этой целью заинтересованными организациями СССР были рассмотрены пилотки вооружённых сил ряда стран Европы и в июне 1942 года принят новый образец суконной пилотки, более экономичный в производстве, имевший более широкое донышко и относительно больший внутренний размер.

Что касается хлопчатобумажных пилоток, они практически не претерпели изменений. Материалом для них служила шароварная трико-диагональ водоупорной пропитки цвета хаки. 7 октября 1942 года было разрешено шить пилотки с упрощённой подкладкой, не выкраивая отдельно донышко, а в случае пошива пилоток с дерматиновым налобником - не подгибать нижний край подкладки колпака.

1 января 1943 года был подписан приказ НКО СССР № 25 «О введении новых знаков различия и об изменениях в форме одежды Красной Армии», согласно которому суконная пилотка цвета хаки стала принадлежностью полевой формы командно-начальствующего состава; курсантам, младшему командно-начальствующему и рядовому составу в полевой и повседневной форме одежды полагалась исключительно хлопчатобумажная пилотка11.

Аналогичным образом обстояло дело и в войсках НКВД, для которых новые Правила ношения формы одежды личным составом были объявлены приказом от 18 февраля 1943 года № 12612.

Интересно, что военнослужащим-женщинам формально пилотки не полагались, вместо них следовало носить береты. В реальности, как доказывают фотоматериалы, женщины носили пилотки наравне с беретами.

Возможно, это покажется странным, но с точки зрения служб тыла пилотка в отличие от гимнастёрки или шапки-ушанки не относилась к «основным предметам» вещевого имущества, поэтому автору не удалось найти сведений о том, сколько было заготовлено нашей швейной промышленностью пилоток и какое количество в годы Великой Отечественной войны направлено в армию.

После Победы и до 1988 года существенных изменений в положении пилотки не происходило. Она по-прежнему оставалась предметом летней повседневной, полевой и рабочей формы одежды курсантов, сержантского и рядового состава армии. А вот приказ Министерства обороны СССР от 4 марта 1988 года № 250 серьёзно повлиял на ситуацию. По изменённым нормам снабжения с 1 января 1989 года офицерам, прапорщикам и военнослужащим сверхсрочной службы вместо прежней шерстяной полевой фуражки полагалось выдавать шерстяную пилотку защитного цвета для ношения летом при повседневной форме одежды для строя. Пилотку полагалось надевать вместе с шерстяной курткой, заменившей прежний шерстяной китель. На офицерских пилотках вновь появились цветные выпушки по роду войск. Генералы при аналогичной куртке надевали повседневную фуражку13.

После распада СССР и создания Вооружённых сил Российской Федерации встал вопрос о новой форме одежды. Изобретать что-то новое тогда не пришлось, поскольку ещё в 1980-е годы велись активные работы по совершенствованию воинского обмундирования. 23 мая 1994 года был подписан Указ Президента РФ № 1010 «О военной форме и знаках различия по воинским званиям». Однако утверждение описания предметов одежды заняло почти четыре года, получив официальное оформление лишь в январе 1998 года. Тогда на снабжение военнослужащих поступила пилотка шерстяная. Для военнослужащих ВВС была утверждена пилотка синего цвета, для всех других - защитного. Она впервые полагалась и женщинам, причём бежевого цвета, но не вошла в перечень предметов формы одежды старшин, сержантов и солдат, проходивших службу по призыву. Статус пилотки необычайно повысился - она стала предметом одежды исключительно кадровых военных.

Конструктивно все пилотки состояли из донышка, стенок и бортиков. По верхнему краю бортиков (у высшего офицерского состава - ещё и по краю донышка) проложены выпушки цвета рода войск (бежевая пилотка цветных выпушек не имела). В верхней части стенок, по боковым сторонам, имелись вентиляционные отверстия. Спереди, на бортиках, посередине соединительного шва, крепилась кокарда установленного образца, а слева, на расстоянии 25 мм от переднего края стенок, над выпушкой бортика - эмблема, представлявшая собой стилизованный российский флаг. После учреждения военного геральдического знака-эмблемы Вооружённых сил Российской Федерации (Указ Президента РФ от 27 января 1997 г. № 46) приказом МО РФ от 28 марта 1997 года № 210 место стилизованного флага заняла золотистая металлическая эмблема длиной 46 мм. Пилотку полагалось носить при летней повседневной форме одежды для строя и вне его. Женщины бежевую пилотку надевали при летнем платье аналогичного цвета14.

Вместе с тем имелись и некоторые особенности, связанные с данным головным убором. Так, авиаторы носили синие пилотки при летней полевой форме одежды, заменяя ими хлопчатобумажные кепи камуфлированной расцветки. Командиры на это обстоятельство закрывали глаза, а сами лётчики приводили разные объяснения, суть которых сводилась к одному: чтобы с пехотой не путали. Сильное отторжение пилотка вызывала у пограничников. Мужчины их, конечно же, получали, но в конце концов пилотки негласно стали почти исключительно женским головным убором.

Сохраняются пилотки на снабжении военнослужащих и сегодня, почти не претерпев изменений с 1998 года. Правда, с января 2002 года пилотка ВВС потеряла свой синий цвет «в связи с реформированием Вооружённых Сил Российской Федерации и в целях унификации». С этого времени армейские пилотки приобрели единый защитный цвет. За исключением того, что Указом Президента РФ от 8 мая 2005 года № 531 военнослужащие ФСБ РФ, ФСО РФ и ССО при Президенте РФ получили пилотки иссиня-чёрного цвета15.

______________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Функен Л., Функен Ф. Европа XIX век: 1850-1900: Франция - Великобритания - Германия - Австрия - Россия / Пер. с фр. М.Ю. Крысина. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002. С. 32-37.

2 Потрашков С.В., Потрашков А.С. Иллюстрированный военно-исторический словарь. М.: Эксмо, 2007. С. 78, 241, 475; Дарман П . Униформа Второй мировой. Полная иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. А. Гришина. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002; Samner Ian , Embleton Gerry . The French army. 1914-1918. London: Osprey, 1995 и др.

3 24 декабря 1913 г. Николай II утвердил доклад военного министра «Краткое описание формы обмундирования и добавочных предметов обмундирования для авиационных частей». Объявленный приказом по военному ведомству № 4 от 3 января 1914 г. этот документ, несмотря на скромное название, достаточно подробно описывал авиационную униформу. В частности, среди предметов «добавочного обмундирования», т.е. тех, что были необходимы непосредственно для полётов и работы с техникой, для нижних чинов предусматривалась складная шапка, которую полагалось носить с «обыкновенной» формой.

4 Униформа российского военного воздушного флота. Т. I. М.: Фонд «Русские Витязи», 2004. С. 55, 66.

5 Аранович А.В. Русский военный костюм 1907-1917: Учебное пособие. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. С. 56, 64; Корнаков П., Юшко В . Втрое рождение гренадер. Штурмовые команды российской армии. 1915-1917 // Цейхгауз. 1995. № 4. С. 20-22 и др.

6 Интересно, что термин «пилотка» тогда ещё не стал общеупотребительным. Так, в приказе от 31 августа 1918 г. № 44 о форме одежды авиационных частей Народной армии Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч), выступивших против большевиков, данный головной убор обозначен как «залётка».

7 Кибовский А.В., Степанов А.Б., Цыпленков К.В. Указ. соч. С. 234.

8 Харитонов О.В. Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии (1918-1945 гг.). М.: МКЦ «Новикъ», 1993. С. 24-27; Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917-1990-е годы). М.: Воениздат, 1999. С. 89 и др.

9 Центральный пограничный музей ФСБ РФ. Документальный фонд. Д. ДНВ-1755/16. Л. 1об.

10 Аналогичное постановление для войск НКВД было принято 15 апреля 1941 г. за №1010-405сс и объявлено приказом НКВД 16 мая. В целом, особых различий с РККА не имелось, но курсантам, младшему командно-начальствующему и рядовому составу полагались только хлопчатобумажные пилотки, поскольку головным убором их летнего парадно-выходного обмундирования осталась фуражка. См.: Центральный архив ФСБ РФ (ЦА ФСБ РФ). Ф. 66. Оп. 6. Д. 1. Л. 38-41.

11 Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917-1990-е годы)… С. 146 и др.

12 ЦА ФСБ РФ. Ф. 66. Оп. 1-Т. Д. 182. Л. 116 об.—136.

13 Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 1989. С. 124, 140, 143, 146.

14 Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917-1990-е годы)… С. 365-395.

15 Новые Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. С. 448-468.