Русский язык как система. Русский язык как система средств разных уровней. Разделы науки о языке

Большинство качественных прилагательных образуют краткую форму.Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?».

*Обрати внимание!
После шипящих у кратких прилагательных мужского рода Ь не пишется: день хорош_, ветер свеж_, цветок пахуч_

У некоторых прилагательных в краткой форме появляется гласная о или е (ё) в корне. Это облегчает произношения слова:

ни́зкий – ни́зок
я́ркий – я́рок
у́зкий – у́зок
го́рький – го́рек
бе́дный – бе́ден
у́мный - умён

Некоторые прилагательные образуют сразу две краткие формы (на енен и -ен):
безнра́вственный – безнра́вственен, безнра́вствен
му́жественный – му́жественен, му́жествен
отве́тственный – отве́тственен, отве́тствен
сво́йственный – сво́йственен, сво́йствен

Краткие прилагательные не изменяются по падежам (могут быть только в форме И.п.), но изменяются по родам (в единственном числе) и числам. Иногда в устойчивых выражениях можно встретить краткие прилагательные не в именительном падеже:
на бо́су ногу, средь бе́ла дня

Значение

полная форма = краткая форма полная форма ~ краткая форма (по тексту) полная форма ≠ краткая форма
непрекло́нный характер – характер непрекло́нен полн. ф. обозначает постоянный признак, кр.ф. - временный: У них растёт весёлый, здоро́вый мальчик. (=всегда) Ты здоро́в? (=в настоящий момент)

Для многозначных слов не всегда есть кр.ф.:

Погода стояла я́сная. (=солнечная, кр.ф нет) Цель атаки была ясна́. (=понятная, полн.ф. нет)

Пушкин – вели́кий русский поэт и писатель. Вели́к и могуч русский язык! (=выдающийся) Костюм ему вели́к. (=большой (об одежде), кр.ф. нет)

Ты купила билеты на спектакль в Ма́лый театр? В этом году свитер мне уже мал. (=маленький (об одежде), кр.ф. нет)

кр.ф. указывает на избыток проявления признака: На лавке сидит ста́рая бабушка. Для долгих прогулок бабушка стара́. (=сильно, слишком старая) кр.ф. обозначает признак по отношению к чему-либо: У́зкие джинсы снова в моде. Джинсы этого размера мне узки́ Прилагательные рад, должен, употребляются только в кр.ф.

Некоторые качественные прилагательные не образуют краткой формы:

  • названия производных цветов: кори́чневый, сире́невый, ора́нжевый
  • масти животных: гнедо́й (конь), бу́рый (медведь)
  • отглагольные прилагательные с суффиксом -л-: про́шлый, уста́лый, устаре́лый
  • прилагательные с суффиксами -ск-, -еск-: бра́тский, дру́жеский, вра́жеский, а́дский, коми́ческий
  • прилагательные с суффиксом -ов-: передово́й, делово́й, боево́й (о характере), кругово́й
  • прилагательные субъективной оценки: здорове́нный, худю́щий, малю́сенький, преогро́мный, пренеприя́тный

Формы имен прилагательных

Формы имен прилагательных

Введение

1. Общая характеристика прилагательных

2. Полная и краткая форма имен прилагательных

Заключение

Список литературы

Введение

Морфология - раздел грамматики, изучающий части речи и формы их изменения.

Части речи - это определенные лексико-грамматические классы слов, обладающие общими семантическими, морфологическими и синтаксическими свойствами.

Исходя из семантических, морфологических и синтаксических принципов, в русском языке можно выделить одну из знаменательных частей речи, такую как прилагательное. Это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? каков? чей?

Необходимо отметить, что прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные. Также прилагательные имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную, и отличаются по формам, т.е. имеют краткую и полную форму.

В своей контрольной работе, я постаралась подробно рассмотреть вопрос о формах имен прилагательных, их отличительные черты и условия, при которых образование данных форм возможно.

1. Общая характеристика прилагательных

Имя прилагательное - часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? каков? чей?

В отличие от глаголов, обозначающих признак, существующий во времени (белеющий восход) , и существительных, обозначающих признак предмета или явления, оторванный от этого предмета, явления (белизна) , прилагательные показывают постоянный признак конкретного предмета, обозначенного именем существительным.

Прилагательные имеют категории рода, числа и падежа, которые носят зависимый от существительных характер: высокое дерево (существительное дерево относится к среднему роду, употреблено в именительном падеже единственного числа; прилагательное высокое имеет те же формы), высокая мечта, высокий столб, высокие деревья (с изменением категорий существительных изменяются соответственно категории прилагательных).

Прилагательные, характеризующие местоимения я и ты (в форме разных падежей), лишенные значения рода, могут приобретать самостоятельные родовые значения и быть единственными выразителями этих значений: Я, молодая и талантливая, жду признания успеха. Ты, сильный и великодушный, защитишь меня. Тебя, гордую и независимую, пытались унизить и оскорбить.

Прилагательные могут быть качественные, относительные и притяжательные.

2. Полная и краткая форма имен прилагательных

Полную и краткую форму имеют качественные прилагательные: свежий -- свеж, милый -- мил.

Краткая форма относительных прилагательных используется как средство выразительности (обычно в художественной речи), например: Вот они эти струны. Будто медны и будто чугунны. (Март.)

Только полные формы употребляются в функции определения. В функции сказуемого могут употребляться как полные, так и краткие формы прилагательных: Короткая ночь. Ночь коротка. Ночь короткая.

Полные и краткие формы прилагательных в функции сказуемого различаются стилистически: краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску, полные -- нейтральную или разговорную, например: И вновь душа поэзией полна . (Н.) Ученица прилежная .

Полные прилагательные иногда обозначают постоянный признак предмета, а краткие -- временный: Я отныне знаю цену слов успешных и скупых. (Рожд.) В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, разговор волн. (П.)

В некоторых случаях полные формы указывают на абсолютный признак предмета, не связанный с какими-то конкретными условиями его появления, а краткие формы обозначают относительный признак, например: юбка короткая -- юбка коротка (не вообще, для кого-то), дверь низкая -- дверь низка (не вообще, а для того, чтобы пронести в нее шкаф).

Полные прилагательные могут иметь терминологическое значение, а краткие -- нет: смородина черная, красная; грибы белые и т. д.

Для краткой формы характерен оттенок большей категоричности в обозначении признака предмета, ср.: Маша умная. Маша умна.

Со словами как и так употребляются только краткие формы: как хороши, как свежи были розы... (И. Мятлев.), со словами какой такой -- полные: Какой умный ребенок/

Сказуемое, выраженное прилагательным в полной форме, не обладает способностью синтаксического управления: Иван -- маль чик способный. Лес красивый. Краткая же форма может управлять зависимыми словами: Иван способен к математике.

Краткая форма может синонимизироваться с полной в форме творительного падежа: был полезен -- был полезным, стал жаден -- ст ал жадным.

При связках стать, становиться, оказаться преобладает творительный предикативный. При связке быть возможны и краткая форма, и творительный предикативный полной формы.

При вежливом обращении на Вы возможна или краткая форма Вы находчивы и умны), или полная форма, согласованная в роде с реальным полом лица, к которому обращена речь: Вы находчивый умный. Вы находчивая и умная.

Употребление полной формы прилагательного во множественном числе при обращении к одному лицу является речевой ошибкой. Нельзя сказать: «Вы, Иван Иванович, находчивые и умные». Надо: Вы, Иван Иванович, находчивый и умный или Вы, Иван Иванович, находчивы и умны.

Краткая форма образуется от основ полных прилагательных путем прибавления родовых окончаний в единственном числе и общего для всех родов окончания множественного числа.

Исторически первичной является краткая форма. Она была более древней. Полные формы образовывались от кратких путем присоединения к ним падежных форм указательного местоимения.

В древнерусском языке существовало особое указательное местоимение: мужской род -- и (м), женский -- га (я), средний -- к (е). Именительный падеж этого местоимения очень давно исчез из языка, а косвенные его падежи сохранились (с изменениями) и употребляются в современном языке как косвенные падежи местоимения он: его, ему, им и т. д. Таким образом, в женском роде из молода + я получилось молодая, в среднем роде из молодо + е получилось молодое. В мужском роде в конце кратких прилагательных произносился особый звук, похожий на [о] и изображавшийся на письме буквой ъ: из форы молодъ + о и получилось молодой. Подобным же образом из слияния с местоимениями получились формы других падежей: из м лода + его получилось молодого, из молоду + ему получилось молодому и т. д.

Сначала краткие и полные прилагательные склонялись и изменялись по родам и числам: краткие прилагательные склонялись существительные 1-го (ж. р.) или 2-го (м. и ср. р.) склонения, полные -- как указательные местоимения тот, то, та или весь, вся.

И краткие, и полные прилагательные употреблялись в роли определений, т. е. согласовывались с существительным, к которому относились, в роде, числе и падеже. Об этом свидетельствуют некоторые обороты, в состав которых входят падежные формы крат-прилагательных, например: на босу ногу, от мала до велика, его сыр-бор разгорелся, средь бела дня, по белу свету, а также >чия и наречные выражения, образованные от таких прицельных: подобру-поздорову, докрасна, добела, набело, налево, а. Следы косвенных падежей кратких форм прилагательных сохраняются в произведениях устного народного творчества: К красному солнцу наконец обратился молодец; объявили царску волю; сладку речь-то говорит, будто реченька журчит. (П.)

В роли сказуемого в древнерусском языке могли выступать краткие прилагательные; полные формы в такой роли стали употребляться не ранее XV в.

В древнерусском языке краткие прилагательные употребляются при неопределенном существительном, обозначающем неизвестный или впервые упоминаемый предмет, а полные -- при определенном существительном, обозначавшем известный предмет, например: добра сестра -- это какая-то сестра и та, которая впервые упоминается, а добрая сестра -- это определенная, известная сестра.

Категория определенности-неопределенности оказалась неустойчивой в древнерусском языке, и краткие прилагательные стали сохраняться только как именная часть составного сказуемого. Так сказуемые связаны с подлежащими, которые стоят всегда в именительном падеже, то и сказуемые, выраженные краткими прилагательными, стали употребляться только в одном падеже, т. е. стали склоняться.

От некоторых прилагательных краткие формы не образуются, главным образом те качественные прилагательные, которые являются по происхождению относительными, на что указывает их словообразовательная связь с именами существительными. К ним относятся:

а) прилагательные с суффиксом -ск-: братский, геройский, героический, деревенский, дружеский, товарищеский;

б) прилагательные с суффиксом -ое- (-ев-): боевой, волевой, деловой, передовой;

в) прилагательные с суффиксом -н-: ближний, верхний, весенний, вечерний, внутренний, дальний, давний, осенний, последний, цветной;

г) отглагольные прилагательные с суффиксом -л-, имеющие значение "находящийся в каком-либо состоянии": отсталый, мёрзлый, обвислый, облезлый;

д) прилагательные, обозначающие масти животных: гнедой, пе-(еий, саврасый;

е) прилагательные, обозначающие цвет не непосредственно, а через отношение к предмету: розовый (ср. роза), кофейный (ср. кофе), кремовый (ср. крем), сиреневый (ср. сирень);

ж) прилагательные со значением субъективной оценки: злющий, здоровенный, разлюбезный.

Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: горазд, должен, люб, прав, рад.

Необходимо обратить внимание на некоторые случаи образования кратких прилагательных:

а) краткая форма мужского рода с основой на шипящий не имеет на конце ы пахуч, пригож;

б) в основе некоторых кратких прилагательных мужского рода между согласными появляются беглые гласные one : крепкий -- крепок, прекрасный -- прекрасен;

в) в краткой форме прилагательного столько н, сколько в полной форме: ценная -- ценна, ценное -- ценно, ценные -- ценны; в мужском роде между нн появляется беглое е: ценный -- ценен, необыкновенный -- необыкновенен;

г) от прилагательного достойный образуется краткая форма достоин;

д) у прилагательных, оканчивающихся на -енный, могут быть варианты кратких форм: безнравственный -- безнравственен и безнравствен. Прилагательные, которые образованы от существительных с основой, оканчивающейся на два или более согласных, имеют краткую форму на - ен: безукоризненный - безукоризнен, болезненный - болезнен, женственный - женствен, двусмысленный - двусмыслен и т.д.

Относительные прилагательные в литературном языке не бывают краткими: народный, народная, народное, притяжательные прилагательные, оканчивающиеся на - ин, - ов (- ев), - ий , наоборот, не бывают полными: тетин дом, дедов рассказ, учителев портфель, лисий хвост.

Краткие прилагательные имеют три типа ударения.

Они показаны в таблице:

Неподвижное ударение на основе

Прилагательные с непроизводными основами

Кипуч, кипуча, кипучи, кипуче;

Кудряв, кудрява, кудрявы, кудряво;

Полезен, полезна, полезны, полезно;

Покорен, покорна, покорны, покорно.

Подвижное ударение, переходящее с основы на окончание в форме женского рода

Односложные и двусложные прилагательные с непроизводной основой и прилагательные с производной основой с суффиксами - ок (- ёк), -к-.

Бел, бела, бело, белы;

Бос, боса, босо, босы;

Быстр, быстра, быстро, быстры;

Весел, весела, весело, веселы.

Ударение на окончание

Горяча, горячи, горячо;

Должна, должны, должно;

Легка, легки, легко;

Мала, малы, мало;

Мудрена, мудрены, мудрено;

Равна, равны, равно.

Заключение

В своей контрольной работе я рассмотрела две формы прилагательных: полную и краткую. Таким образом, мне бы хотелось выделить основные тезисы:

Ш Полную и краткую форму имеют качественные прилагательные

Ш Краткая форма относительных прилагательных используется как средство выразительности

Ш Только полные формы употребляются в функции определения

Ш Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску, полные -- нейтральную или разговорную

Ш Полные прилагательные иногда обозначают постоянный признак предмета, а краткие -- временный

Ш Полные прилагательные могут иметь терминологическое значение, а краткие -- нет

Ш Краткая форма образуется от основ полных прилагательных путем прибавления родовых окончаний в единственном числе и общего для всех родов окончания множественного числа.

Ш Исторически первичной является краткая форма.

Ш Относительные прилагательные в литературном языке не бывают краткими

Ш Краткие прилагательные имеют три типа ударения.

Ш Неподвижное ударение на основе

Ш Ударение на окончание

Ш Подвижное ударение, переходящее с основы на окончание в форме женского рода.

Список литературы

1. Ковадло Л. Я., Стариченок В. Д. 1750 экзаменационных вопросов, заданий и ответов по русскому языку для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2001.

2. Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. - М., 1994.

3. Русский язык: Теория и практика. - Минск, 1995.

4. Русский язык: Энциклопедия. - М., 1998.

5. Шанский И. М. Русский язык на «отлично». - Ростов н/Д, 1998.

Имя прилагательное - одна из основных используемая его носителями постоянно. Она обладает целым рядом показателей, поэтому прежде чем ответить на вопрос о том, как изменяется имя прилагательное, необходимо уточнить, что именно следует понимать под данной частью речи.

Термин «прилагательное» появился в русском языке достаточно давно, а был он образован от латинского слова adjectivum, что в переводе означает «прибавление». Именно поэтому лексическим значением слова «прилагательное» следует считать «имя, которое прилагается к существительному».

В общем и целом, прилагательное обозначает лексико-грамматический класс словоформ, обозначающих непроцессуальный признак предмета. Лексическое значение в данном случае выражается при помощи словоизменительных категорий. У прилагательных в предложении есть собственная синтаксическая функция - определение, в особо сложных случаях они являются составным именным сказуемым.

Прилагательное: три в одном

Говоря о прилагательном, следует отметить три понимания данного термина. Согласно первому, к данной части речи следует относить собственно прилагательные, местоимения-прилагательные, причастия и числительные порядкового типа. Лексическое значение данных слов (признак предмета) дополняется новыми оттенками. Данная точка зрения называется широким пониманием имени прилагательного.

Существует формальная позиция умеренного типа, при которой под прилагательными включаются только собственно прилагательные и порядковые числительные. Эта точка зрения была популярна в 60-70-х годах XX века, пока не уступила место широкому пониманию, активно лоббируемому «Русской грамматикой-80».

При узком понимании имени прилагательного в него включаются только собственно прилагательные. Многие лингвисты предпочитают придерживаться именно этого подхода, поскольку только он учитывает все признаки, при помощи которых осуществляется выделение той или иной части речи. Именно на основе данной точки зрения сегодня осуществляется разбор прилагательного.

Как изменяется имя прилагательное?

Прилагательное обладает целым рядом морфологических категорий, при помощи которых оно может изменяться при необходимости. Все эти категории являются зависимыми от других частей речи, окончание прилагательного является универсальной морфемой, способной указывать на словоизменительные категории.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, при этом при переходе слова в множественное число род исчезает за ненадобностью. Чаще всего уточнить словоизменительные категории прилагательного можно при помощи его окончания в сочетании с окончанием существительного. Иногда случается так, что прилагательное используется с и по окончанию получить полную информацию о слове не представляется возможным. В этом случае от окончания прилагательного будет зависеть значение рода, числа и падежа существительного. Число имени прилагательного здесь играет важную роль, поскольку влияет сразу на все показатели.

Краткие и полные формы прилагательных

Большая часть прилагательных обладает краткой и полной формой. Во времена существования старославянского (древнерусского) языка приоритетом пользовались краткие формы, сейчас ситуация поменялась с точностью до наоборот.

Прилагательные в полной форме чаще всего ставятся перед существительным, в этом случае в предложении они играют роль определения. Если же полное прилагательное оказалось за существительным, оно чаще всего является именной частью составного именного сказуемого. Если в предложении отсутствует глагол, прилагательное берет на себя роль сказуемого.

Чаще всего располагаются за существительным, в данном случае они играют роль именной части составного именного сказуемого. Если в предложении имеется сказуемое, выраженное глаголом, краткое прилагательное может играть функцию обособленного согласованного определения.

Краткие формы прилагательных (качественных)

Некоторые качественные прилагательные сохранили краткую форму, это остатки активного использования данного явления в древнерусском языке. Эти формы обычно обозначают временные признаки, которые могут быть применимы к определенной ситуации, кроме того, они могут передать смягченную категорическую оценку того или иного признака.

В краткая форма образуется при помощи основ полных прилагательных, к которым следует прибавлять родовые окончания. При образовании кратких прилагательных мужского рода может появляться чередование букв «о» и «е» с нулем звука, это явление является следствием падения редуцированных.

Важно уметь отличать краткие формы от усеченных прилагательных, активно использующихся в фольклоре и художественной литературе. Краткие прилагательные способны быть только качественными и изменяться только по родам и числам, они чаще всего употребляются в постпозиции по отношению к существительному.

Разряды прилагательных

Чтобы понять, как изменяется имя прилагательное, необходимо затронуть его лексико-грамматические разряды. Качественные прилагательные могут обозначать качества людей, предметов и животных, цветовые признаки, а также давать общую оценку какому-либо явлению, о котором идет речь в предложении.

Относительные прилагательные отличаются тем, что выражают признак предмета косвенно, путем своего отношения к предмету или какому-либо действию. При помощи них обозначается отношение к лицам, животным, предметам, действиям, понятиям, местам, временам и числам. Лексическое значение передается при помощи специальных суффиксов.

Притяжательные прилагательные - самый сложный разряд. В широком смысле слова к нему относятся прилагательные с суффиксами притяжательности, в узком смысле - часть речи должна одновременно иметь два признака - суффикс и индивидуальную принадлежность к какому-либо лицу или предмету.

Как анализировать прилагательное?

Морфологический разбор прилагательного - достаточно простая процедура, которую можно выполнить за несколько минут. Схема разбора действует одинаково как для школьного уровня, так и для вузовского, поэтому никаких трудностей и дополнительных хлопот она не доставит. При необходимости можно консультироваться с лингвистическими справочниками.

В разборе необходимо указать: словоформу, принадлежность словоформы к части речи, категориальное значение, начальную форму + вопрос к ней и смысловой вопрос. Далее необходимо указать все лексико-грамматические показатели и тип склонения (с показателями). Для качественных прилагательных понадобится указать компаративы и краткие формы (с доказательствами в виде показателей). Далее необходимо отметить, по каким именным показателям прилагательное согласуется с число, падеж), и указать его синтаксическую функцию в предложении.

Безударные окончания имен прилагательных

Достаточно часто возникает ситуация, когда проверить очень сложно, поскольку оно является безударным. В этом случае понадобится использовать целый ряд вопросов (какая? какой? какое? какому? каких?). Следует помнить и об исключениях - прилагательных, оканчивающихся на «-ые», «-ье», «-ья», «-ий», у них в большинстве форм перед окончанием ставится мягкий знак: кроличий, кроличьего, кроличьих.

Исключение составляют формы именительного и винительного падежа единственного числа мужского рода. Если прилагательное было образовано от названия какого-либо месяца, мягкий знак будет сохраняться: июль - июльский.

Как изучается имя прилагательное?

Ранее срок, когда начиналось изучаться имя прилагательное (3 класс), устраивал далеко не всех, именно поэтому о частях речи дети сегодня узнают намного раньше предыдущих поколений. Прилагательное куда проще усвоить, поскольку оно тесно связано с другой частью речи - существительным, и даже обладает схожими грамматическими показателями.

Чтобы узнать, как изменяется имя прилагательное, необходимо на уроках прилагать все усилия и внимательно слушать своего педагога. Впрочем, если ребенок случайно пропустил занятие и нагнать ему теперь очень сложно, он может открыть любой справочник из большого количества научной литературы и найти ответ на интересующий его вопрос. Ответ в данном случае может быть далеко не всегда правильным, и это необходимо учитывать при поиске.

В вузовском формате прилагательное изучается намного глубже, но на его освоение предоставляется небольшое количество часов, которые студенту помогут повторить лишь базовое понимание о данной части речи. Впрочем, ученики вузов обладают доступами к библиотекам и могут легко и в кратчайшие сроки найти нужную им информацию.

Понятие системы языка как предмета и объекта лингвистики связано прежде всего с определением открытости и гетерогенности этой системы.

Язык является открытой, динамичной системой. Язык как система противостоит конкретному языку. Подобно тому, как модели его единиц противостоят самим единицам, которые порождены этими моделями-образцами. Система языка – это внутренняя организация его единиц и частей. Каждая единица языка входит в систему как часть в целое, она связана с другими единицами и частями языковой системы непосредственно или опосредованно через языковые категории. Система языка сложная и многоплановая, это касается как ее строения, так и функционирования, т.е. использования и развития.

Система языка определяет пути его развития, но не конкретную форму, потому, что в любом языке, его норме можно обнаружить факты системные (структурные) и асистемные (деструктурные). Это возникает как в результате нереализованности всех возможностей системы, так и в результате влияния других языков и социальных факторов. Например, существительные русского языка потенциально обладают 12 элементной парадигмой склонения, но не каждое существительное имеет весь комплект словоформ, и есть существительные, которые располагают большим количеством словоформ [ср.: о лесе и в лесу, когда предложный падеж распадается на изъяснительный и местный]; несклоняемые существительные в русском языке – асистемное явление, аномалия (за пределами литературной нормы давление системы легко обнаруживается, когда говорят: «подошел к метру», «ехал в метре» и т.д. Нереализованность системы проявляется не только в том, что некоторые факты не охватываются парадигмой, выпускают из системы, но и в строении самих парадигм, в наличии дефектных парадигм и моделей-образцов.

В современных теориях систем анализируются различные типы и виды систем. Для языкознания важны системы, которые обладают свойством оптимальности и открытости. Признак открытости и динамизма свойствен языку как системе. Динамизм системы проявляется в противоположности ее языковой традиции, закрепленной в литературном языке, стереотипу речевой деятельности. Потенциальность как проявление динамизма и открытости языковой системы не противопоставляет ее языку с его категориями и конкретными единицами.

Языкова́я систе́ма , система языка́ - множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определённое единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью. Представление о системе языка включает в себя понятия уровней языка, единиц языка, парадигматики и синтагматики, языкового знака, синхронии и диахронии .

Языковая система имеет иерархическую структуру: единицы более высоких уровней представляют собой сочетания единиц низших уровней. В системе языка различаются словарь как инвентарь готовых единиц и грамматика как механизм их сочетания.

На различных участках и уровнях языка степень системности неодинакова; так, в фонологии, где существенное изменение одного элемента влечёт преобразования, затрагивающие другие элементы или всю систему в целом, она значительно выше, чем в лексике. Кроме того, в языковой системе и её отдельных подсистемах выделяются центр и периферия

Употребление термина
Термин «языковая система» может применяться не только в отношении языка в целом как организованной совокупности подсистем, но и по отношению к отдельнойподсистеме - закономерно организованной совокупности элементов одного уровня языка, связанных устойчивыми отношениями, в том числе оппозитивными. В последнем смысле говорят о фонологической, морфологической, словообразовательной, синтаксической, лексической, семантической системе данного языка; в ещё более узком понимании термина речь может идти о системах (или подсистемах) отдельных частей речи или грамматических категорий ] .

Существует также другое значение термина «подсистема языка», применяемое к диалектным, социолектным и стилистическим разновидностям языка.
Система и структура

Наряду с термином «система» употребляется ещё термин «структура» , причём не во всех лингвистических работах они используются как синонимичные. Существует несколько трактовок данного терминологического различия ] :

· структура - части текста, связанные синтагматическими связями, система - члены класса языковых единиц, связанные парадигматическими отношениями (Лондонская школа);

· структура - «каркас» системы из отношений между элементами, система - совокупность структуры и элементов, выполняющая определённую функцию (Е. С. Кубрякова, Г. П. Мельников);

структура - совокупность языковых средств выражения значимых оппозиций, задаваемая отношением плана содержания (означаемых) к плану выражения(означающим), система - совокупность одноплановых (относящихся к плану выражения либо плану содержания) единиц, связанных оппозитивными отношениями (Н. Д. Арутюнова).
История воззрений на системность языка

Определение языка как системы знаков, данной не в непосредственном наблюдении, а в речи, восходит к Ф. де Соссюру, но было подготовлено длительной традицией, в том числе дискуссиями античных грамматистов о соотношении аномалии и аналогии в языке, трудами В. фон Гумбольдта, А. Шлейхера, И. А. Бодуэна де Куртенэ, разграничившего в языке статику и динамику и выделившего такие наиболее общие типы единиц языковой системы, как фонема, морфема, графема, синтагма. Со времён Соссюра термином «языковая система» нередко обозначается язык как противоположность речи - «индивидуальной стороне речевой деятельности», однако в работах некоторых учёных, к примеру Э. Косерю, система противопоставляется как узусу (речи), так и норме .

Учение Ф. де Соссюра получило развитие в рамках нескольких направлений в структурной лингвистике, избравшей одной из своих задач выделение и классификацию языковых единиц всё большей степени абстрактности и установление типов отношений между ними. Одна из школ, Пражский лингвистический кружок, отстаивала принцип системности языка в диахронии, отвергавшийся Соссюром, и обращала внимание на подвижность, динамичность языковой системы, а также на еёфункциональный характер - свойство служить той или иной цели, свойственное как отдельным элементам в системе, так и языку в целом. В то же время представитель пражской школы Н. С. Трубецкой разработал теорию оппозиций.

В моделях языка 1950-х - 1970-х гг., в число которых входят порождающие грамматики, к примеру трансформационная грамматика, и «трансдуктивные» грамматики, осуществляющие переход от текста к смыслу и обратно (в частности, теория «Смысл ↔ Текст») и нередко используемые в системах автоматического перевода, языковая система предстала в первую очередь не как система единиц и их отношений, а как система правил образования, преобразования и комбинирования единиц.

Важным шагом в рассмотрении языка как системы стали перенесение метода компонентного анализа (выделения дифференциальных признаков) из фонологии влексическую и грамматическую семантику и разработка теории семантических полей.

Универсальная грамматика - термин, которым в ряде лингвистических теорий обозначается предполагаемый набор правил или принципов, присущих каждому человеческому языку. Подобные правила не определяют язык полностью: они допускают значительную вариантность, но ограничивают её некоторыми конечными рамками. В современной когнитивнойнауке универсальная грамматика понимается как встроенное на генетическом уровне знание о языке.

Аргументами в пользу существования универсальной грамматики являются:

· наличие определённых языковых универсалий (таких как, к примеру, части речи, гласные и согласные звуки и т. п.), присутствующих во всех языках;

· данные исследований усвоения языка;

· доводы в пользу существования отдельного языкового модуля - независимой когнитивной системы в составе человеческого разума, предназначенной для обработки языка.

· Исторически, идея универсальной грамматики восходит к идеям таких философов, как Роджер Бэкон и Рене Декарт, но в современном контексте она практически всегда ассоциируется с теориями американского лингвиста Ноама Хомского. Хомский выдвинул гипотезу о том, что дети обладают врождённым механизмом усвоения языка (англ. Language Acquisition Device ), действующим на протяжении определённого критического периода (примерно до 12 лет). Главным аргументом Хомского стала «бедность стимула» (poverty of stimulus): ребёнок не получает информации о том, какие языковые конструкции невозможны (так как родители по определению никогда не предоставляют примеров таких конструкций), что делает процесс усвоения языка невозможным без наличия какой-то заранее заданной информации.

· Универсальная грамматика ограничивает количество гипотез, в противном случае ребёнок должен будет выбирать из бесконечного количества возможностей. Главную задачу лингвистики Хомский видел в формальном описании универсальной грамматики, для этой цели им была предложена трансформационная порождающая грамматика, опирающаяся в первую очередь на синтаксис.

· Теория Хомского стала первой попыткой описать язык в рамках когнитивной парадигмы: бихевиоризм отвергал существование внутренних ментальных состояний и опирался на изучение поведения. Хомский же продемонстрировал несостоятельность бихевиористкого подхода к языку и сосредоточил внимание науки на изученииспособности человека к языковой деятельности (linguistic competence), а не на самой этой деятельности (linguistic performance). Теория Хомского приобрела огромную популярность в американской лингвистике и стала фундаментом для целого ряда других генеративных (порождающих) теорий языка.

Принципиально важно то, что они существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой. Так и образуется единая и целостная система. У каждого ее компонента есть определенная значимость.

Строение

Языковую систему невозможно представить без единиц знаков и т. д. Все эти элементы сложены в общую структуру со строгой иерархией. Менее значимые вместе образуют компоненты, относящиеся к более высоким уровням. Языковая система включает в себя словарь. Он считается инвентарем, в который входят готовые Механизмом их сочетания является грамматика.

В любом языке есть несколько участков, сильно отличающихся друг от друга своими свойствами. Например, может разниться и их системность. Так, изменения даже одного элемента фонологии способны изменить весь язык в целом, тогда как в случае с лексикой такого не произойдет. Помимо всего прочего, система включает в себя периферию и центр.

Понятие структуры

Кроме термина «языковая система», принято также понятие языковой структуры. Некоторые лингвисты считают их синонимами, некоторые - нет. Трактовки отличаются, но есть среди них наиболее популярные. Согласно одной из них, структура языка выражается в отношениях между его элементами. Популярно также сравнение с каркасом. Структуру языка можно считать совокупностью закономерных отношений и связей между единицами языка. Они обусловлены природой и характеризуют функции и своеобразие системы.

История

Отношение к языку как к системе складывалось на протяжении многих столетий. Это представление было заложено еще античными грамматистами. Однако в современном понимании термин «языковая система» сложился только в Новое время благодаря работам таких выдающихся ученых, как Вильгельм фон Гумбольдт, Август Шлейхер, а также Иван Бодуэн де Куртенэ.

Последний из вышеперечисленных лингвистов выделил важнейшие лингвистические единицы: фонему, графему, морфему. Соссюр стал основоположником идеи о том, что язык (как система) противоположен речи. Это учение развили его ученики и последователи. Так появилась целая дисциплина - структурная лингвистика.

Уровни

Основными ярусами являются уровни языковой системы (также их называют подсистемами). В них входят однородные лингвистические единицы. У каждого уровня есть набор собственных правил, согласно которым строится его классификация. Внутри одного яруса единицы вступают в отношения (например, образуют предложения и словосочетания). В то же время элементы разных уровней могут входить друг в друга. Так, морфемы состоят из фонем, а слова - из морфем.

Ключевые системы являются частью любого языка. Лингвисты выделяют несколько таких ярусов: морфемный, фонемный, синтаксический (относящийся к предложениям) и лексический (т. е. словесный). Помимо прочих, существуют и высшие уровни языка. Их отличительная черта заключается в «двухсторонних единицах», то есть тех лингвистических единицах, которые обладают планом содержания и выражения. Таким высшим уровнем, к примеру, является семантический.

Виды уровней

Основополагающим явлением для построения системы языка является сегментация речевого потока. Его началом считается выделение фраз или высказываний. Они играют роль коммуникативных единиц. В системе языка речевому потоку соответствует синтаксический уровень. Второй этап сегментации - членение высказываний. В результате него формируются словоформы. В них совмещаются неоднородные функции - релятивная, деривационная, номинативная. Словоформы отождествляются в слова, или лексемы.

Как уже упоминалось выше, система языковых знаков состоит в том числе и из лексического уровня. Он образуется словарным запасом. Следующий этап сегментации связан с выделением в речевом потоке самых малых единиц. Они называются морфами. В некоторых их них есть тождественные грамматические и лексические значения. Такие морфы объединяются в морфемы.

Сегментация речевого потока завершается выделением крохотных отрезков речи - звуков. Они отличаются по своим физическим свойствам. Но их функция (смыслоразличительная) одинакова. Звуки отождествляются в общую языковую единицу. Она называется фонемой - минимальным сегментом языка. Его можно представить в виде крохотного (но важного) кирпича в огромной лингвистической постройке. С помощью системы звуков образуется фонологический уровень языка.

Единицы языка

Давайте рассмотрим, чем единицы языковой системы отличаются от других ее элементов. Тем, что они неразложимы. Таким образом, эта ступенька является самой нижней в языковой лестнице. Единицы имеют несколько классификаций. Например, их делят по наличию звуковой оболочки. В данном случае такие единицы, как морфемы, фонемы и слова, попадают в одну группу. Они считаются материальными, так как отличаются постоянной звуковой оболочкой. В другой группе находятся модели строения словосочетаний, слов и предложений. Эти единицы называются относительно-материальными, так как их конструктивное значение обобщено.

Другая классификация строится согласно тому, есть ли у части системы собственное значение. Это важный признак. Материальные единицы языка делятся на односторонние (те, у которых нет своего значения) и двухсторонние (наделенные значением). Они (слова и морфемы) имеют еще одно название. Эти единицы известны как высшие единицы языка.

Системное изучение языка и его свойств не стоит на месте. Сегодня уже сложилась тенденция, согласно которой, понятия «единицы» и «элементы» стали содержательно разделяться. Это явление относительно новое. Набирает популярность теория о том, что в качестве плана содержания и плана выражения элементы языка отличаются несамостоятельностью. Этим они отличаются от единиц.

Какими еще особенностями характеризуется языковая система? Единицы языка отличаются друг от друга функционально, качественно и количественно. Благодаря этому человечество знакомо с таким глубоким и повсеместным лингвистическим разнообразием.

Свойства системы

Сторонники структурализма считают, что языковая система русского языка (как и любого другого) отличается несколькими чертами - жесткостью, закрытостью и однозначной обусловленностью. Есть и обратная точка зрения. Ее представляют компаративисты. Они считают, что язык как языковая система динамичен и открыт для изменений. Подобные идеи широко поддерживаются в новых направлениях лингвистической науки.

Но даже сторонники теории о динамичности и изменчивости языка не отрицают того факта, что любая система языковых средств обладает некоторой устойчивостью. Она вызвана свойствами структуры, которая выступает в качестве закона связи самых разных лингвистических элементов. Изменчивость и устойчивость диалектичны. Они являются противоборствующими тенденциями. Любое слово в языковой системе меняется в зависимости от того, какая из них отличается большим влиянием.

Особенности единиц

Еще один фактор, важный для складывания системы языка, - это свойства языковых единиц. Их природа проявляется при взаимодействии друг с другом. Иногда лингвисты называют свойства функциями подсистемы, которую они образуют. Эти особенности делятся на внешние и внутренние. Последние зависят от отношений и связей, складывающихся между самими единицами. Внешние свойства формируются под воздействием отношений языка с окружающим миром, действительностью, человеческими чувствами и мыслями.

Единицы образуют систему благодаря своим связям. Свойства этих отношений разнообразны. Одни соответствуют коммуникативной функции языка. Другие отражают связь языка с механизмами человеческого мозга - источником собственного существования. Часто два этих вида представляют в качестве графика с горизонтальными и вертикальными осями.

Взаимосвязь уровней и единиц

Подсистема (или уровень) языка выделяется в случае, если в целом она обладает всеми ключевыми свойствами системы языка. Также от нее требуется соответствие требованиям конструктивности. Иначе говоря, единицы уровня должны участвовать в организации яруса, расположенного ступенью выше. В языке все взаимосвязано, и ни одна его часть не может существовать отдельно от остального организма.

Свойства подсистемы отличаются по своим качествам от свойств единиц, которые конструируют ее уровнем ниже. Этот момент является очень важным. Свойства уровня определяются только единицами языка, входящими непосредственно в его состав. Подобная модель имеет важную особенность. Попытки лингвистов представить язык в качестве многоярусной системы - это попытки создать отличающуюся идеальной упорядоченностью схему. Подобную идею можно назвать утопической. Теоретические модели заметно отличаются от реальной практики. Хотя всякий язык высокоорганизован, он не представляет собой идеальную симметричную и гармоничную систему. Именно поэтому в лингвистике так много исключений в правилах, которые все знают еще со школьной скамьи.