Написание нн в частях речи. Правописание "н" и "нн" в прилагательных и причастиях. Две буквы НН пишется в словах

Инструкция

Кажется, таланта нет
Как уже было сказано, многие считают, что не способны понимать другой язык. Скорее всего, эти люди не смогли освоить грамматику или выучили много слов, а понять на слух их не смогли. Какая бы причина ни была, стоит помнить, что во всем нужна практика. Все навыки развиваются по-разному. Чтение быстрее, аудирование - дольше. Просто нужно иметь терпение и каждый день тренироваться. Результат будет впечатляющим.

Обучение по школьной программе
Конечно, исключения найдутся везде, но большинство людей, которые имели оценку 4 или 5 в школе, не в состоянии использовать английский в жизни. Они не понимают песен, не могут смотреть фильмы в оригинале, а уже тем более общаться с англоговорящими людьми. Все происходит потому, что в школе нам было важно поставить грамматику, переводы разрешали делать приблизительные и то, написать их можно было на листочке. Поэтому хорошисты могли разве что правильно строить простые предложения в письменном виде. Конечно, такой эталон обучения внушил нам, что иностранный язык это сложно.

Страх успеха
Человек, который достиг определенных успехов, может испугаться и бросить дело. Это кажется странным, но такая фобия существует. Например, некто любит слушать иностранную музыку и решил изучать английский по песням. Он перевел своих любимых песен и продолжил их слушать (давайте представим, что человек не мог совершенно воспринимать английскую речь на слух). Через некоторое время он начал понимать много слов, а то и всю песню. Это повергло его в шок. Стереотип о непонимании разрушен, он справился со нелегкой задачей, но оставил обучение, так как побоялся своего же успеха.

Отсутствие мотивации
Люди, которые захотели выучить английский, но не поставили себе цель, быстро забросят это дело. Важно не только хотеть, но и знать, для чего вам нужно владеть иностранной речью. Может вы мечтаете стать переводчиком или побывать в англоязычной стране, возможно хотите читать иностранные книги и смотреть фильмы в оригинале. Определите цель для себя, только после этого приступайте. Иначе забросите обучение при первой трудности.

Отсутствие практики
Какая бы цель не была, в обучении языку важна практика. Если вы хотите свободно читать на английском, берите книги и не бойтесь что у вас недостаточный уровень. Если хотите понимать иностранную речь, смотрите мультфильмы, сериалы на английском языке. Желающим научится разговаривать по английским придется найти человека, с которым вы будете общаться. Лучше всего, если это будет носитель языка, либо ваш друг, который тоже хочет освоить иностранную речь.

Мы заметили пугающую тенденцию: на различных форумах и блогах люди жалуются, что учат английский уже много лет, но не могут овладеть им. У нас с вами есть разнообразные интернет-ресурсы, возможность общения с иностранцами, языковые курсы и онлайн-школы английского. Что же с нами происходит, почему ничего не получается? Давайте попробуем вместе найти выход из ситуации!

Попробуем разобраться, почему ваше обучение в течение нескольких лет было безуспешным и как сделать его эффективным. Мы рассмотрим самые распространенные ошибки изучающих английский и дадим несколько рекомендаций, которые помогут вам справиться с трудностями.

Ваши ошибки

1. Слово или дело?


Вывод
: Старайтесь не только говорить о своем желании учиться, но и переходить от слов к делу , прислушиваться к рекомендациям опытных преподавателей английского, посещать вебинары, курсы, занятия, разговорные клубы. За вас никто не сдвинет дело с мертвой точки. Многие говорят: «Я так хочу выучить английский, но ничего не получается, что делать?» Остановимся на слове «делать». Как часто вы что-то ДЕЛАЕТЕ для того, чтобы овладеть языком? Иногда мы не хотим или боимся работать со своей проблемой. Страх неудачи живет в каждом, но пусть он не ослепляет вас, не сбивает с правильного пути. Мы не хотим давать пустых обещаний: да, на овладение языком нужно будет потратить время, язык не дастся «здесь и сейчас». Не бойтесь действовать, изучение английского - работа, в том числе и работа над собой, борьба со своими страхами и недостатками.

2. Может, я мало занимаюсь?

Другая крайность. Мы так стремимся поскорее разобраться в английском, что нагружаем себя сверх всякой меры. Занимаемся круглыми сутками, слушаем аудиоуроки, смотрим видео, на выходных запираемся дома и зубрим, зубрим, зубрим. Совершенно естественно, что от перенапряжения мозг не усваивает информацию . Мы с вами не роботы и без перерывов работать не можем. Заниматься ежедневно полезно и эффективно, но не забывайте делать паузы. Зацикленность на английском приведет к переутомлению, вы станете хуже усваивать знания. Everything is good in moderation (все хорошо в меру).

Вывод : Выберите разумное сочетание занятий и отдыха , позволяйте себе отвлекаться от обучения, устраивайте «день освобождения от английского» один раз в неделю. Кто хорошо отдыхает, тот хорошо и работает!

3. Насколько важно чужое мнение?

Некоторые люди просят помощи на форумах в Интернете: «Помогите, уже 10/20/30 лет учу английский и не могу выучить». Это вызывает бурю эмоций, «бойцы диванных войск» тут же пишут сотни комментариев. В лучшем случае 1-2 из них - ценные советы, остальные - бессмысленные фразы о том, что в вашем возрасте нет смысла учиться, ничего не получится. Но разве их мнение должно быть для вас авторитетом? Точка зрения общественности интересна каждому человеку, но не принимайте близко к сердцу слова непрофессионалов , ничего не понимающих в предмете обсуждения.

Вывод : Если вы хотите получить действительно ценный совет, обратитесь к профессиональным преподавателям (у них есть свои профессиональные форумы и блоги). Они смогут дать по-настоящему хорошие советы, ведь учителям приходится часто сталкиваться с подобными вопросами. Лучше тратить время на решение своей проблемы, чем на жалобы и обсуждение.

4. О чем мы думаем?

Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «английский язык». Если вы начинаете размышлять о том, как тяжело и безуспешно изучаете его, пора менять негатив на позитив . Тяжело учить язык с мыслями: «У меня ничего не получится, у меня нет способностей…»

Вывод : Давайте думать по-другому: «Впереди столько интересного! Я найду свой подход и выучу английский! » Подобные мысли воодушевляют и дают силы для обучения. Разберитесь в себе. Подумайте, сколько времени вы тратите на размышления о том, что у вас ничего не получается? Не лучше ли потратить драгоценные минуты на созидание, а не критику?

5. А вдруг ошибка?

Вывод : Преодолейте свой страх и не стремитесь к абсолютному совершенству, не всегда надо быть перфекционистом. Путь каждого человека усеян ошибками, не бойтесь учиться на них. Некоторые люди так боятся сделать ошибку, показаться неграмотными, что стесняются заговорить по-английски даже наедине с преподавателем, и поэтому отказываются от занятий. Зря, любому студенту нужен опытный учитель, который обнаружит ошибки и поможет от них избавиться. Нет ничего страшного в неидеальном произношении или погрешностях в грамматике. Преподаватель поправляет вас не из вредности, не из желания показаться умным, а чтобы вы поняли, в чем проблема, и исправили свои ошибки.

Пересмотрите свой план занятий. Бессистемные «наскоки» на учебник не приносят пользы. Определите, сколько часов на обучение вы можете потратить без ущерба для других занятий, сна и отдыха . Вам необходимо выделить хотя бы 4-5 часов в неделю, притом нет смысла заниматься два дня по 2-3 часа, лучше учиться ежедневно по 30-50 минут.

Задумайтесь над тем, какие способы обучения вы используете. Возможно, следует пересмотреть подход к изучению английского.

2. Определите, где учить английский

Если у вас есть проблемы с изучением языка, мы рекомендуем заниматься с персональным преподавателем. Индивидуальные уроки очень эффективны и удобны, соответствуют вашему уровню знаний и потребностям. Вы будете учиться в подходящем вам темпе в комфортных условиях.

3. Не забывайте повторять

Распространенная ошибка большинства изучающих английский: люди полагают, что вызубрив новые слова, они их никогда больше не забудут. Однако человеческая память хитрая и непредсказуемая штука: если мы не будем периодически повторять эту лексику, употреблять ее на практике, через 20-30 дней слова выветрятся из головы и придется учить все заново . Как можно повторять изученное? Смотрите следующий пункт.

4. Думайте на английском языке

Мы часто витаем в облаках, думаем о той или иной ситуации, мечтаем или тоскуем о чем-то. Давайте использовать эти моменты правильно. Старайтесь все свои мысли переводить на английский. Это очень полезное упражнение, которое не только совершенствует знание языка, но и развивает творческие способности, воображение. Пока вы подбираете нужные слова, плохое настроение покинет вас, на душе станет спокойно.

5. Читайте, это модно!

Чтение англоязычной литературы - простой и доступный способ «погрузиться» в язык, расширить словарный запас и улучшить произношение (если говорите слова вслух). Иностранцы, приезжающие на ПМЖ или учебу в Россию, читают Достоевского, Толстого, Чехова, чтобы быстрее освоить язык. Люди, изучающие английский, уделяют много времени развитию разговорных навыков, пренебрегая книгами, но чтение позволяет получить колоссальные результаты. Начинайте с детских книг или адаптированной литературы. Первые страницы обычно даются с трудом, вы будете запинаться, постоянно сверяться со словарем, но уже через неделю сможете довольно бегло читать на английском языке, научитесь получать удовольствие от этого процесса.

6. Будьте терпеливы

Нет ничего страшного в том, что вы чего-то не знаете, хуже, если не хотите знать. Замечательно, что вы не отказались от желания учить английский, несмотря на первые неудачи. Мотивация - необходимая основа для успешного обучения. Не торопитесь, научитесь наслаждаться получением новых знаний, ведь это так увлекательно! То, что быстро дается, редко бывает ценным, поэтому не обращайте внимания на скорость обучения, главное - качество . Идите к своей цели пусть и медленно, но уверенно, и у вас все получится!

7. Хвалите себя и верьте в собственные силы


Надеемся, наша статья поможет вам поверить в себя и подвигнет к решительным действиям.

Не опускайте руки! Если у вас не получалось учить английский язык раньше, это вовсе не значит, что вы безнадежны. Возможно, вы просто выбрали неправильную дорогу к знаниям. У каждого из нас свой путь в жизни, в любви, в карьере, в изучении английского. Желаем счастливого пути!

Многие взрослые, как и Лена, учили английский всю жизнь. Но не всем удалось спустя годы попыток преодолеть трудности и почувствовать себя достаточно свободно, чтобы общаться по-английски каждый день. Елена Хавина, аспирантка МФТИ, поделилась с ЧТД своим опытом удачного самообразования.

Начиная с трех лет меня много и по-всякому учили языку. Результат был нулевой: я не говорила по-английски. В итоге проблему языка я решила сама, уже во взрослой жизни, без преподавателей и групповых занятий. Несколько лет я обдумывала короткую инструкцию о том, как наконец-то освоить этот «проклятый английский». Надеюсь, мне удалось кратко и емко изложить свои наблюдения и опыт.

1. Язык - это навык

Да простят меня все те, кто преподает иностранные языки. Язык не надо учить, это бессмысленно. Язык надо осваивать, как навык. Только как навык. Уберите слово «учить» и однокоренные из любых предложений, связанных с освоением языка. Раз и навсегда. Убрали? Точно? Теперь к делу.

Поскольку язык - это навык, его можно освоить только на практике. Практика гарантировано будет сопровождаться ошибками и неточностями. Это нормально. Если вы хотите освоить язык, начните его использовать. Читайте отдельные слова, составляйте простые предложения, слушайте записи разговоров, читайте (вслух!) и не бойтесь ошибиться.

Полезно заменять слова родного языка в речи словами второго языка и, например, раз в неделю устраивать день, когда вся семья дома говорит на иностранном языке.

Это пойдет на пользу всем участникам: кто-то не будет забывать язык, кто-то перестанет бояться, кто-то поймет, как языком пользоваться.

Очень важно ни в коем случае не ругать за ошибки, незнание слов или основ грамматики. Напоминаю: язык это не знание, язык - это навык! Это навык общения. Так же как и, например, навык езды на велосипеде. Нельзя научиться кататься на велосипеде без падений. Аналогично нельзя освоить язык, не допуская ошибок. Просто примите это. Не корите себя за ошибки, вы ведь не обвиняете себя в бестолковости, когда спотыкаетесь.

2. Как выбрать учебник

Как бы ни хотелось, чтобы язык запомнился естественным путем, рано или поздно все приходят к учебникам. Психологически со времен школы учебник - источник страданий. Что-то нудное, неинтересное, то, что относится к категории «надо», а не к категории «хочу».

Это в корне неверно. Если вы хотите освоить иностранный язык, подходящий учебник послужит удобным инструментом. Чтобы обзавестись удачным учебником:

    Пойдите туда, где эти учебники продаются.

    Наберите учебников, составленных носителями языка.

    Найдите тихий угол в книжном магазине и просмотрите все, что вы нахватали.

    Выберите ту книжку, которую вам будет интересно читать - как журнал или газету. Берите учебник того уровня, на котором вам не будет слишком легко, но и не будет очень трудно. На первой же странице должны быть незнакомые вам слова. Их должно быть достаточно, но не слишком много, чтобы вам не было дискомфортно или страшно.

    Купите эту книжку и пользуйтесь ею.

Смысл любого учебника в том, чтобы облегчить и ускорить процесс освоения языка. Каждый нативный (созданный носителями языка) учебник построен таким образом, чтобы учащийся постепенно расширял свой словарный запас, слушал английскую речь, читал на языке тексты, не содержащие ошибок, а также писал хоть что-нибудь. Занимаясь регулярно и выполняя все упражнения, вы постепенно освоите язык во всех его проявлениях.

Различия между авторами и издательствами - в темах и последовательности изложения грамматики. Но эти различия несущественны. Поэтому не важно, какую конкретно серию учебников вы выберете. Важно, чтобы учебник был нативным и интересным. Я убеждена, что человек, для которого язык не является родным, кому он не служит естественным средством коммуникации, не может никому его передать, поэтому советую выбрать учебник, написанный носителями. И интересный - чтобы было не в тягость его использовать ежедневно.

3. Как использовать учебник?

Язык - это навык. Его можно освоить по чуть-чуть, но не удастся проглотить, позанимавшись пару дней в конце месяца. Тут работает тот же принцип, что и с тренажерным залом. Физтеховская поговорка: «If you want to be OK, botay English every day» - именно об этом.

Если вы приобрели нативный учебник, он, скорее всего, разбит на темы и уроки. Каждая тема (unit) состоит из нескольких уроков (lessons) или просто пронумерованных разделов. Ваша задача - заниматься регулярно, понемногу. Каждый день или каждую пару дней уделяйте языку 20-30 минут: перед сном, за завтраком, за кофе, в перерыве на обед, в транспорте или где-то еще. Главное - заниматься каждый день, в крайнем случае через день. Можно, конечно, и реже, но тогда лучше сразу признайтесь, что вы обманываете себя и освоить язык не хотите. И не тратьте деньги на книжку, заодно сбережете леса.

Сколько надо сделать за полчаса? Столько, сколько получится. Полстраницы, страницу, разворот или пять - не важно. Важно сделать. Чем больше новых слов, тем медленнее вы движетесь.

Следите за тем, чтобы действительно качественно прорабатывать то, что делаете. Как только устали и «поплыли», останавливайтесь. Это нормально, что в начале пути вы с трудом успеваете освоить за полчаса полстраницы. Чем дольше вы занимаетесь, тем быстрее читаете, пишете, выполняете упражнения. Когда вы будете знать больше слов, будет проще.

    Занимайтесь регулярно. Почему - смотрите выше.

    Читайте все вслух. Таким образом вы запомните правильные грамматические конструкции и перестанете бояться произносить слова. И не важно, сколько ошибок вы совершите. Важно, что вы будете произносить слова и правильно построенные предложения на языке. Каждый язык - это уникальное сочетание звуков, и их надо научиться воспроизводить с помощью языка, губ, зубов.

    Выполняйте все упражнения. Не пропускайте упражнения вроде «поговорите с партнером на тему урока». Если не с кем говорить, представьте, что вас остановил на улице репортер и вы должны сказать ему 1-2 предложения в качестве ответа на заданный вопрос. Монолог удобнее диалога - никто не укажет вам на ошибку и не будет стыдить. Аналогично выполняйте письменные задания, даже если некому их проверить.

    Не бойтесь ошибаться. Ни в коем случае. Помните, что язык - это навык, а при освоении навыка нормально ошибаться.

5. О занятиях в группе и преподавателях

На мой взгляд, самостоятельные занятия языком полезнее групповых. Возможно, мне не везло или я интроверт. Очевидно, что тут все индивидуально.

Почему я считаю, что заниматься в группе хуже? Все просто. Когда вы в чем-то не уверены, что-то не умеете делать хорошо, вы стесняетесь ошибиться прилюдно. Переломить эту неуверенность способны не все. Кроме того, групповые занятия подразумевают, что вы слышите не только свои ошибки, но и ошибки всей группы. Глупо запоминать чужие ошибки, а такое случается.

Второй момент: люди разные, у них разные интересы. Учебник для групповых занятий выбираете не вы, а значит, вам может быть просто скучно на занятии.

Что касается работы с преподавателем, скажу, что хороший преподаватель - редкость. Отлично, если он выступает консультантом, а вы остаетесь «ведущим». Такое бывает не часто. Обычно при освоении языка преподаватель решает, какую тему когда проходить, какие задания когда выполнять, каким учебником пользоваться.

Наконец, любое взаимодействие с людьми (будь то группа или занятия один на один с преподавателем) требует предварительных договоренностей. Это удобно, когда вы ребенок, живущий по графику, но неудобно, когда вы взрослый, со своими желаниями и постоянно обновляющимся расписанием.

Многие люди сейчас скажут: а как же я пойму, что я говорю правильно? Ответ очень прост. Сейчас в Сети очень много аудио и видео с хорошим, настоящим, живым английским. Слушайте песни или книги, смотрите фильмы и сериалы на языке, читайте новости и книги на нем, и все получится. Если вы не знаете произношение того или иного слова, вбейте его в Google Translate, и его «произнесет» робот. Если вы не уверены, что правильно произносите слова, воспользуйтесь голосовым вводом на английском. Если Siri вас понимает, все в порядке.

Самое главное - не бояться ошибиться. Все мы осваивали или осваиваем языки (в том числе и тот, на котором говорим с рождения). И все ошибались и ошибаются каждый день. Без ошибок не бывает результата. Не надо бояться, выполняя задания, в разговоре или в e-mail. Чтобы недочетов было меньше, надо практиковаться. Удачи!

Правописание Н и НН в существительных

В производных существительных н или нн пишется в зависимости от морфем, с помощью которых образованы существительные, или в соответствии с основой, от которой они произведены.

1. нн пишется:

1) если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н: бузин-ник (бузина), дружин-ник (дружина), малин-ник (малина), мошен-ник (мошна), осин-ник (осина), рябин-ник (рябина); беспридан-ниц-а (приданое), бессон-ниц-а (сон), звон-ниц-а (звон), полен-ниц-а (полено);

2) если существительное образовано от прилагательного, имеющего нн, или от причастия: болезненн-ость (болезненный), взволнованн-ость (взволнованный), гривенн-ик (гривенный), доверенность (доверенный), жеманн-ица (жеманный), избалованн-ость (избалованный), избранн-ик (избранный), изгнанн-ик (изгнанный), конн-ица (конный), коренн-ик (коренной), лиственн-ица (лиственный), нечаянн-ость (нечаянный), образованн-ость (образованный), общественн-ик (общественный), организованн-ость (организованный), пленн-ик (пленный), посланн-ик (посланный), привилегированн-ость (привилегированный), производственн-ик (производственный), пшенн-ик (пшенный), ремесленн-ик (ремесленный), родственн-ик (родственный), священн-ик (священный), семенн-ик (семенной), собственн-ик (собственный), современн-ик (современный), согласованн-ость (согласованный), туманн-ость (туманный).

2. Н пишется в словах : багрян-ица (багряный), варен-ик (вареный), ветрен-ость, ветрен-ик, ветрен-ица (ветреный), гостин-ица (гостиный), дровян-ик (дровяной), коноплян-ик (конопляный), копчен-ости (копченый), костян-ика (костяной), маслен-ица (масленый), мудрен-ость (мудреный), овсян-ица (овсяной), торфян-ик (торфяной), смышлен-ость (смышленый) и т.п., а также в словах ольша-ник, омшан-ик.

Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (образованных от имени существительного)

1. Нн пишется:

1) у прилагательных, образованных от имен существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-: искусственный, клюквенный, соломенный, операционный, сессионный, станционный и др.; сюда же можно отнести и прилагательные, образованные от существительных на мя (время, пламя и др.): временный, пламенный, семенной, именной, племенной и пр.

В прилагательном ветреный пишется одна н , так как оно образовано не от существительного ветер, а от глагола ветрить с помощью суффикса -н- , что не противоречит правилу правописания н в отглагольных прилагательных: выветренный, обветренный, заветренный - образованы от глаголов;

2) у прилагательных, образованных от прилагательных с помощью суффикса -енн-, указывающего на большую меру признака: высоченный, здоровенный, широченный и др;

3) у прилагательных, образованных от существительных с основой на н (вторая -н- суффикс прилагательного): длинный (длина), истинный (истина), миллионный (миллион), старинный (старина), холстинный (холстина) и др.

Прилагательные типа бараний, сазаний, тюлений пишутся с одной н , так как они образованы от существительных с основой на н путем прибавления суффикса -j - .

Слова пряный, румяный, юный пишутся с одной н (непроизводные прилагательные); в производных от них словах также пишется одна н: пряность, румяненький, румяна, юность (но: юннат , так как это слово образовано из сочетания юный натуралист ).

2. Н пишется у прилагательных , образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян- : голубиный (голубь), гусиный (гусь), куриный , орлиный , лебединый , кожаный (кожа), песчаный (песок), вощаной (воск), полотняный (полотно), серебряный , дровяной и др.

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

Необходимо различать прилагательные, орфография которых зависит от их значения:

а) ветреный - «сопровождаемый ветром, с ветром» (ветреная погода), «легкомысленный» - перен. (ветреная девушка, молодежь); ветряной - «приводимый в действие силой ветра» (ветряной двигатель, насос, мельница); в сочетании ветряная оспа у прилагательного пишется суффикс -ян- , ср.: ветрянка - разг.;

б) масленый - «пропитанный маслом, смазанный, запачканный маслом» (масленые блины, каша, руки ), перен. (масленые глаза, масленый голос, также: масленая неделя - масленица ); масляный - «для масла, из масла, на масле» (масляное печенье, масляная краска, масляный двигатель, насос и т.п.); ср.: масляная бутыль («предназначенная для масла») и масленая бутыль («испачканная маслом»);

в) серебрёный - «подвергшийся серебрению, покрытый серебром» (серебрёная ложка); серебряный - «сделанный из серебра» (серебряная ложка);

г) солёный - «содержащий соль» (соленая рыба); соляной - «состоящий из соли» (соляные копи, соляной столб). В сочетании соляная кислота у прилагательного пишется суффикс -ян- .

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Полные формы

Пишутся с нн суффиксы полных форм страдательных причастий прошедшего времени: -нн- и -ённ- (-енн- ). Соотносительные с ними по форме прилагательные пишутся в одних случаях тоже с нн в суффиксе, в других – с одним н .

1. Пишутся с нн причастия и прилагательные на -ованный, -ёванный, -еванный (образованные от глаголов на -овать, -евать ), например: балованный, корчёванный, линованный, малёванный, организованный; выкорчеванный, избалованный, намалёванный, разлинованный, реорганизованный .

2. Пишутся также с нн причастия не на -ованный (-ёванный, – еванный ) глаголов совершенного вида и соотносительные с ними прилагательные; подавляющее большинство таких глаголов содержит приставку.

а) Примеры форм, образованных от приставочных глаголов: выбеленный, выстиранный, довязанный, изжаренный, исписанный, окрашенный, очищенный, обруганный, покрашенный, подсчитанный, распутанный, сделанный .

б) Перечень форм исконно бесприставочных глаголов, а также некоторых глаголов, приставка в которых может быть выделена только этимологически: брошенный, данный, конченный, купленный, лишённый, пленённый, прощённый, пущенный, решённый, хваченный, явленный; встреченный, затеянный, обиженный, обретённый, обязанный, посещённый, снабжённый .

По этому правилу пишутся и формы двувидовых (имеющих значение и совершенного, и несовершенного вида) глаголов венчать, завещать, обещать, казнить, родить: венчанный, завещанный, обещанный, казнённый, рождённый.


Исключения. Пишутся с одним н соотносительные с причастными формами прилагательные в составе следующих устойчивых сочетаний: конченый человек, названый брат, названая сестра, посажёный отец, посажёная мать, Прощёное воскресенье .

3. Причастия не на -ованный (-ёванный, -еванный ) глаголов несовершенного вида (они образуются только от бесприставочных глаголов) и соотносительные с ними прилагательные пишутся по-разному: причастия с нн , прилагательные – с одним н , например: гружённые дровами повозки, жаренная на масле рыба, писанная маслом картина, стриженные парикмахером волосы и коротко стриженные волосы, крашенные зелёной краской скамейки, давно не метённый пол, ещё не белённые стены, уже не раз считанные деньги, деланное много раз предложение ; но: гружёная баржа, жареная рыба, писаная красавица, стриженые волосы, крашеные скамейки, метёный пол, белёные стены, считаные минуты, деланое равнодушие ; аналогично вязанный и вязаный, глаженный и глаженый, плетённый и плетёный, чищенный и чищеный ; так же пишутся: жёванный и жёваный, клёванный и клёваный, кованный и кованый .

По этому правилу пишутся формы двувидовых глаголов контузить, крестить и ранить . Ср.: контуженный в голову боец, тяжело раненный солдат, раненный в ногу солдат, только что крещённый младенец , но: контуженый командир, раненый солдат, крещёный ребёнок .

Как видно из примеров, причастие опознается по наличию зависимых слов. Бывают, однако, редкие случаи, когда зависимое слово не является признаком причастия. Напр., следует писать: у него усики явно крашеные (явно искусственные , где слово явно употреблено при прилагательном); стены, раньше белёные, теперь покрыты зелёной краской (стены, раньше белые ).

В словах с приставкой не- , в сложных словах и в некоторых сочетаниях?повторах формы причастий и прилагательных пишутся так же, как в отдельном (без приставки и не в составе сложного слова или сочетания-повтора) употреблении .

Примеры:

1. Слова с приставкой не- :

Пишутся с нн : необразованный, нелинованный, непроверенный, незаконченный, некупленный, непрощённый ;

Пишутся с н : небелёный, неглаженый, незваный, некованый, некормленый, некрашеный, немереный, немощёный, непаханый, непрошеный, несчитаный .

2. Сложные слова:

Пишутся с нн : высококвалифицированный, цельноштампованный, благоприобретённый, свежеокрашенный, целенаправленный, слепорождённый, умалишённый ;

Пишутся с н : гладкокрашеный, домотканый, мелкодроблёный, самозваный, тяжелораненый, цельнокроеный .

3. Сочетания-повторы с приставкой пере- во второй части, имеющие усилительное значение. В них вторая часть пишется так же, как первая (с нн или н ), например:

Пишутся с нн : заложенный-перезаложенный, решённый-перерешённый ;

Пишутся с н : латаный-перелатаный, стираный-перестираный, чиненый-перечиненый, читаный-перечитаный, штопаный-перештопаный .

Исключения. Пишутся с нн вместо н :

а) прилагательные желанный, жданный и (в составе устойчивых сочетаний) виданное ли дело?; слыханное ли дело? Они образованы от глаголов несовершенного вида желать, ждать и видать, слыхать .

Особые случаи: прилагательные надёванный разливанное море ; они образованы от приставочных глаголов несовершенного вида надевать, разливать , т. е. от глаголов с суффиксом - ва- , которые закономерно не образуют страдательных причастий прошедшего времени;

б) прилагательные с приставкой не-: неведанный, невиданный, негаданный, нежеланный, нежданный, ненадёванный, неожиданный, неслыханный, нечаянный и (в составе устойчивого сочетания) недреманное око ;

в) сложные прилагательные долгожданный, доморощенный и (в составе собственного имени) Андрей Первозванный .

Вторые части этих приставочных и сложных прилагательных также соотносятся с глаголами несовершенного вида.

Краткие формы

Краткие формы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н , например:читан, читана, читано, читаны; прочитан, прочитана, прочитано, прочитаны; мечен, мечена, мечено, мечены; помечен, помечена, помечено, помечены . Так же пишутся формы среднего рода в безличном употреблении, напр.: накурено, насорено, езжено, хожено, езжено-переезжено, хожено-перехожено .

Краткие формы (кроме формы мужского рода) прилагательных с качественным значением, совпадающих по форме со страдательными причастиями прошедшего времени глаголов совершенного вида, пишутся с нн , например: воспитанна, воспитанно, воспитанны (от прилагательного воспитанный ‘обнаруживающий результаты хорошего воспитания’); избалованна, избалованно, избалованны (от прилагательного избалованный ‘привыкший к исполнению своих прихотей’); возвышенна, возвышенно, возвышенны (от прилагательного возвышенный ‘полный высокого содержания’). Такие прилагательные имеют формы сравнительной степени: воспитаннее, избалованнее, возвышеннее .

Сравните попарно следующие примеры с краткими формами причастий и прилагательных: Она воспитана дальней родственницей . – У нее хорошие манеры, она воспитанна. Она избалована хорошими условиями Она капризна и избалованна .

Краткие формы прилагательных на -нный пишутся с одним н , если эти прилагательные требуют зависимых слов и не имеют формы сравнительной степени. Примеры: привязанный к кому-либо ‘испытывающий привязанность’ – Она к нему очень привязана; исполненный чего-либо ‘полный, проникнутый’ – Душа исполнена печали; наслышанный о чём-либо ‘хорошо осведомленный’ – Мы наслышаны о его проделках .

Некоторые прилагательные имеют в разных значениях по-разному пишущиеся краткие формы. Например, разное написание кратких форм слова преданный: Она добра и преданна и Она предана делу . В первом примере преданный – такое же прилагательное, как воспитанный, избалованный, возвышенный , у него есть сравнительная степень преданнее ; во втором – такое же, как привязанный, исполненный, послышанный (требует зависимых слов: кому-, чему-либо ).

Краткие формы прилагательных, выражающих различные эмоциональные состояния, могут быть написаны с н или с нн в зависимости от передаваемых оттенков значения. Например: Она взволнована (она испытывает волнение) – Ее речь взволнованна (ее речь обнаруживает, выражает волнение). В первом случае возможно и написание взволнованна (которым подчеркивалось бы, что ее облик выражает волнение), а во втором случае написание взволнована невозможно (так как речь не может ‘испытывать волнение’).

В трудных случаях различения подобных кратких форм следует обращаться к академическому «Русскому орфографическому словарю».

Краткие формы сложных прилагательных, вторые части которых совпадают с причастиями на -нный , пишутся с н или нн в зависимости от значения. Прилагательные, выражающие признаки, которые могут проявляться в большей или меньшей степени, т. е. образующие формы сравнительной степени, имеют краткие формы (кроме формы мужского рода) с нн ; прилагательные, не допускающие по значению форм сравнительной степени, имеют краткие формы с одним н , например:

благовоспитанна, -нно, -нны; благоустроенна, -нно, -нны; самоуверенна, -нно, -нны; целенаправленна, -нно, -нны; целеустремлённа, -нно, -нны (есть формы сравнительной степени благовоспитаннее, благоустроеннее, самоувереннее, целенаправленнее, целеустремлённее );

взаимосвязана, -но, -ны; взаимообусловлена, -но, -ны; общепризнана, -но, -ны; противопоказана, -но, -ны (нет форм сравнительной степени).

Краткие формы прилагательных с качественным значением, полные формы которых передаются на письме с одним н , пишутся так же, как полные. Например: делана, делано, деланы (от деланый ‘неестественный, принуждённый’); путана, путано, путаны (от путаный ‘нелогичный, сбивающий с толку’); учёна, учёно, учёны (от учёный ‘основательно знающий что-либо’). Так же пишутся формы сравнительной степени (деланее, путанее, учёнее ) и наречия на (делано, путано, учёно ).

Такие прилагательные немногочисленны; подавляющее большинство соотносительных с причастиями прилагательных на -ный не имеют качественного значения; таковы варёный, кипячёный, мочёный, сушёный, точёный и т. п.

ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ НАРЕЧИЙ

Наречия на , образованные от прилагательных и страдательных причастий, пишутся с двойным н или одним н – в зависимости от того, как пишется соответствующее прилагательное или причастие.

Например:

Пишутся с нн : нечаянно, неслыханно (от нечаянный, неслыханный ), взволнованно, взволнованность (взволнованный ), уверенно ;

Пишутся с н : путано (путано рассуждает ), путаник, путаница (от путаный ), учёно (весьма учёно выражается ), ветрено (сегодня на дворе ветрено ).

Алгоритм работы с Н-НН в суффиксе слова

1. Вижу слово с Н в суффиксе перед Н согласная буква значит, это прилагательное пишу всегда Н (интерес н ый)

2. Вижу слово с Н в суффиксе перед Н гласная буква провожу словообразовательный анализ:

3. Слово образовано от существительного значит это прилагательное выделяю корень и применяю правило (для полной и краткой формы):

1) суффикс –АН-ЯН пишу с Н (сделанный из чего-то: песчан ый)

ИСКЛ: оловянн ый, деревянн ый, стеклянн ый

2) суффикс –ИН-пишу с Н (всегда под ударением; чей-то; от одушевленного существительного:

орлин ый)

3) суффикс –ЕНН-ОНН пишу с НН (утренн ий)

ИСКЛ: ветрен ый

4) корень (основа) заканчивается на Н + Н суффикс – пишу НН (туман н ый, старин н ый)

4. Слово образовано от глагола определяю форму

А) полная форма применяю правило:

1) есть зависимое слово значит, это причастие – пишу НН (крашенн ый краской)

2) есть суффикс -ОВА-ЕВА значит, это причастие – пишу НН (рисова нн ый)

3) от глагола совершенного вида значит, это причастие – пишу НН (по крашенн ый)

4) от глагола несовершенного вида значит, это прилагательное – пишу Н (крашен ый пол)

Б) краткая форма определяю значение слова:

1) прямое значение значит, это краткое причастие – пишу Н (дети собран ы в классе)

2) переносное значение значит, это краткое прилагательное – пишу НН (дети собранн ы)

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ НАПИСАНИЯ Н – НН

краткая форма

ПРИМЕРЫ ПРИЧАСТИЯ(прямое значение, могут быть зависимые слова, можно заменить глаголом) ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (переносное значение, качества человека) сочетается с наречием ОЧЕНЬ
Полная форма Н НН
1.Образованный Образован Образована Образовано Образованы Образована новая комиссия. Образован Образованна Образованно Образованны Она была умна и образованна .
2.Организованный Организована Соревнования хорошо организованы . Организованна Ученики организованны , усердны.
3.Взволнованный Взволнована Море взволновано ветром. Взволнованна Его речь была взволнованна .
4. Рассеянный Рассеяна На свете чудеса рассеяны повсюду. Рассеянна Она была невнимательна и рассеянна .
5.Воспитанный Воспитана Катя была воспитана бабушкой. Воспитанна Дети умны и воспитанны .
6.Сдержанный Сдержана Атака врага сдержана солдатами. Сдержанна Бойцы сдержанны и сосредоточенны.
7.Сосредоточенный Сосредоточена Войска сосредоточены в районе на- ступления. Сосредоточенна Ученики на экзамене внимательны и сосредоточенны.
8.Ограниченный Ограничена Бригада ограничена во времени. Ограниченна Мышление соседа ограниченно .
9.Изысканный Изыскана Ресурсы изысканы дирекцией. Изысканна Ее манеры изысканны .
10.Подавленный Подавлена Восстание было быстро подавлено . Подавленна Люди были подавленны и унылы.
11.Обдуманный Обдумана Ходы игры были обдуманы . Обдуманна Ее поведение необдуманно .
12.Уверенный Уверена Спортсмены уверены в победе. Уверенна Движения неуверенны и неловки.
13.Собранный На полях собрано много картофеля. Бойцы собранны и внимательны.
14.Балованный Внуки балованы бабушкой. Внуки балованныи грубы.
15.Возвышенный Возвышена Молчалины возвышены на свете. Возвышенна Стремления возвышенны , чисты.
16.Начитанный Начитана Лекции начитаны профессором. Начитанна Друзья начитанны и культурны.
17.Запутанный Запутана Следы запутаны зайцем. Запутанна Отношения запутанны, странны.
18.Измученный Измучена Малыши измучены дорогой. Измученна Взгляды заключенных измученны и
19.Затравленный Затравлена На охоте затравлена лиса. затравленны . Затравленна.
20.Запущенный Запущена Ракета запущена в космос. Запущенна Аллея запущенна , неблагоустроенна.
Проникновенный Рискованный Надменный - - - Речи проникновенны и задушевны. Поездка в горы была рискованна. Мадам очень надменна.


ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

запомнить написание

Словарные слова зависят от значения
Н НН от существительных от глаголов
1.ветреный (искл) 2.ядреный (искл) 3.писаная красавица 4.названый брат (НО!названный по имени) 5.Прощеное воскресенье 6.гостиная -гостиница 7.посаженый отец (НО! Посаженное дерево) 8.приданое невесты 9.свояченица 10.конченый человек (НО! Конченное дело) 11.сангвиник 12.сребреник 13.верченый парень 14.омшаник (для пчел) 15.смышленый 16.труженик ПЕРВООБРАЗНЫЕ 1. багряный 2. буланый 3. вороной 4. единый 5. зеленый 6. пряный 7. пьяный 8. рдяный 9. румяный 10. рьяный 11. свиной 12. синий 13. юный ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ 1. бараний 2. павлиний 3. сазаний 4. тюлений 5. фазаний 6. обезьяний НО! обезьянник 1.медленный 2.желанный 3.жеманный 4.священный 5.нечаянный 6.нежданный неожиданный 7.невиданный виденный 8.неслыханный слышанный 9.негаданный 10.данный 11.пеклеванный 12.обещанный 13.отчаянный 14.бесприданница 15.ставленник 16.деланный 17.окаянный 18.недреманный 19.дерганный человек 20.поверенный в делах 21.трезвенник 22.чванный (чвань=гордость) 23.чеканный (чекан=топор) 24.считанный 25.стиранный 26.читанный 27.стремянный 28.доморощенный НО! Стираный-перестираный Читаный-перечитаный!! нежданный- негаданный ЧАСТО БЫВАЮТ ОШИБКИ: подлинный истинный преданный ВЕТЕР Ветреный день Ветреный человек Без(под)ветренный НО! Ветряной двигатель Ветряная оспа
МАСЛО масляный (для масла на масле из масла) масляное пятно масляная краска МАСЛИТЬ Масленый (запачканный пропитанный смазанный) масленый блин, каша Масленая неделя – Масленица масленые глаза
СОЛЬ соляной раствор СОЛИТЬ солёная рыба
СЕРЕБРО серебряное кольцо СЕРЕБРИТЬ серебрёная медь
СМОЛА смоляной факел СМОЛИТЬ смолёная лодка

ВНИМАНИЕ!

Удостое н (от удостоить )

Достои н (от достой ный) –

Достои нство.

Удлин енн ый (- удлин ить – длин а)