Пособие активные процессы в современном русском языке. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Активные процессы в современном русском языке

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ //

__________ _____________ 2011 г.

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология».

Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)». Форма обучения очная и заочная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры русского языка 07.02.2011, протокол № 7

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

Объем 20 стр.

Зав. кафедрой _________________//

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 21.04.2011, протокол № 1. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы .

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ИГН //

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фёдорова С. А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология».

Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)».

Форма обучения очная и заочная

Тюменский государственный университет

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 3 курса направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)». Форма обучения очная и заочная. Тюмень, 2011. 20 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой русского языка ТюмГУ д. ф.н., доцент

© Тюменский государственный университет, 2011.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи дисциплины

Общей целью дисциплины является развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700.62 «Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)».

Цель дисциплины – усвоение студентами активных языковых изменений, происшедших в конце XX – начале XXI вв.

Задачи изучения дисциплины :

1) сформировать представление о социологическом изучении языка, о лингвистических и экстралингвистических причинах возникновения активных тенденций в развитии языка;

2) дать представление о закономерностях развития языка и его норм, развить у студентов умение пользоваться языковыми нормами;

3) выработать у студентов умение анализировать современные публицистические и художественные тексты, видеть в них отражение основных языковых тенденций в области произношения, в лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе;

4) научить будущих филологов реагировать на требования контекста, правильно ориентироваться при выборе того или иного языкового варианта;

5) выработать умение отличать системные изменения от речевых ошибок.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Преподавание дисциплины профессионального цикла Б.3. (вариативная часть) предусматривается в шестом семестре, когда студенты могут применять знания, умения и компетенции, полученные ими в вузе в результате изучения дисциплин «Введение в языкознание », «Введение в теорию коммуникации», «Введение в спецфилологию», «Современный русский язык», «Основы филологии».

Изучение дисциплины необходимо как предшествующее при изучении курсов «Теория литературы», «Общее языкознание», «Риторика», «Филологический анализ текста», «Художественный мир писателя».

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными:

владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

б) профессиональными:

общепрофессиональными:

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

в прикладной деятельности:

владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13);

владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15)

В результате освоения дисциплины студент должен:

· знать системную организацию языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом (морфологическом и синтаксическом) уровнях, нормы современного русского литературного языка и специфику их в языке средств массовой информации , закономерности создания и восприятия текстов различной функционально-стилевой направленности, способы передачи прагматической (оценочной), фактологической и эстетической информации, стратегии и тактики речевой коммуникации, принципы и методы лингвистических исследований, иметь представление о современном состоянии языка;

· уметь применять адекватную языковедческую терминологию при характеристике лингвистических особенностей текста и его единиц в зависимости от экстралингвистической ситуации, применять полученные знания в области теории русского языка в собственной профессиональной деятельности, осуществлять выбор языковых средств с учётом динамики норм современного литературного языка;

· владеть свободно русским языком в его литературной форме, основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке, способами эффективного использования речевых средств в функциях общения, сообщения или воздействия, методами анализа коммуникативно-стилевого устройства текста, способами и приёмами увеличения его воздействующего потенциала в языке СМИ.

2. СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

подготовка проектов, презентаций

письменное практическое задание

подготовка материалов для разбора ситуаций

(технология РКМЧП)

подготовка материалов для решения кейса

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов

№ темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

письменное практическое задание (анализ текстов)

письменное практическое задание (проиллюстрировать на конкретных примерах влияние экстралингвистических факторов на современную речь)

конспект по теме

подготовка материалов к занятию по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Всего по модулю 1:

Модуль 2

конспект по теме

письменное практическое задание (выполнение упражнений)

подготовка проекта «Функционирование фразеологизмов в СМИ и современных художественных текстах»

конспект по теме, контрольная работа «Анализ словообразовательных новаций в современных художественных и публицистических текстах»

письменное практическое задание (выполнение упражнений)

выполнение теста

Всего по модулю 2:

Модуль3

конспект по теме, подготовка к терминологическому блиц-опросу

письменное практическое задание (выполнение упражнений)

конспект по теме, домашняя контрольная работа «Комплексный анализ текста», подготовка материалов для решения кейса

Всего по модулю 3:

ИТОГО:

4. разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Общее языкознание

Теория литературы

Риторика

Филологический анализ текста

Художественный мир писателя

Модуль 1

Тема 1. Принципы социологического изучения языка. Условия функционирования современного русского языка

Содержание: Социологический уровень изучения языка. Отражение в языке общественного развития. Главный принцип социологического изучения языка – учёт внутренних закономерностей в развитии языка и внешних, социальных факторов. Взаимодействие внутренних законов языка и современных социальных факторов. Изменения в условиях функционирования языка: популярность средств массовой информации и их влияние на повседневную речь, расширение сферы спонтанного общения, изменение ситуаций и жанров общения, возрастание личностного начала в речи, изменение отношения к литературной норме. Основные внешние факторы развития современного языка: изменение круга носителей языка, создание новой государственности, переоценка ценностей, расширение контактов с зарубежными странами, развитие науки и техники, распространение Интернета и др. Саморегуляция языковых изменений. Влияние психолингвистических факторов на особенности языка современной эпохи и на речевое поведение нашего современника.

Опорные понятия темы: закон языка, социальный фактор, языковые изменения.

Тема 2. Активные процессы в области произношения и ударения

Содержание: Изменения в произношении: усиление буквенного произношения, фонетическая адаптация иноязычных слов, нивелировка произношения в социальном плане. Изменения в области ударения: тенденция к ритмическому равновесию, ударение в заимствованных словах. Акцентные изменения, характерные для отдельных частей речи: глагольное и именное ударение. Социолингвистическое изучение произносительных норм.

Опорные понятия темы: буквенное (графическое) произношение, ритмическое равновесие, глагольное и именное ударение.

Тема 3. Основные тенденции в современной русской орфографии

Содержание: Влияние социальных факторов на отступления от орфографических норм. Активизация форм, не предусмотренных законами русского правописания (о’кей, рок-н-ролл и др.). Цветовое и шрифтовое выделение различных сегментов слова (креолизация текста). Тенденция к возвращению элементов старой (дореформенной) орфографии. Окказиональные сращения. Орфографическое освоение заимствований, двойные написания. Перемежение кириллицы с латиницей. Кириллическая запись иноязычных слов. Введение в текст собственно неязыковых элементов.

Опорные понятия темы: креолизация, окказиональное сращение, двойные написания.

Модуль 2

Тема 4. Активные процессы в лексике

Содержание: Изменение статуса литературного языка в современных условиях: изменения в лексическом составе. Внешние и внутренние факторы развития лексической системы. Воздействие социально-политических процессов на лексические преобразования. Основные лексические процессы: появление новых слов, уход из употребления устаревших слов, возвращение прежде неактуальных лексем, переоценка некоторого круга слов, иноязычные заимствования, разрастание сфер распространения жаргонной лексики. Семантические процессы в лексике: расширение значения слова, сужение значения, переосмысление. Стилистические преобразования: стилистическая нейтрализация и стилистическое перераспределение. Десемантизация терминов. Термины науки и техники в общелитературном языке. Современные иноязычные заимствования, причины заимствования. Орфографическая фиксация иноязычных слов. Компьютерный язык. Внелитературная лексика в языке современной печати. Экстралингвистические причины перехода жаргонной лексики в общенародный язык. Разграничение терминов жаргон, сленг, арго.

Опорные понятия темы: лексический состав, лексические процессы, расширение значения, сужение значения, переосмысление, нейтрализация, стилистическое перераспределение, десемантизация (детерминологизация), компьютерный язык, внелитературная лексика, жаргон.

Тема 5. Активные процессы в словообразовании

Содержание: Связь общественных и внутриязыковых процессов в словообразовании. Новое в русском словообразовании. Активные способы словообразования. Специализация значений деривационных моделей и морфем (суффиксов). Терминологические образования. Изменения в значениях суффиксов. Рост агглютинативных черт в структуре производного слова: ослабление чередования на стыке морфем, наложение морфем, интерфиксация. Ключевые слова эпохи как основа словопроизводства. Использование имён собственных в качестве базовых основ. Производство нарицательных существительных со значением лица. Образование наименований процессов и абстрактных существительных. Производство наименований предметов. Чересступенчатое словообразование. Аббревиация как активный способ словообразования и как средство экспрессии. Рост именной префиксации. Активизация некоторых приставок, малопродуктивных в прошлом (пост-, после-; де-, раз-, контр-, анти-; про-; псевдо-, квази-; недо-, полу-; меж-, транс-; супер-, сверх-). Префиксация иноязычных глаголов. Неузуальное словообразование.

Опорные понятия темы: активные способы словообразования, агглютинация, чересступенчатое словообразование, аббревиация, префиксация, неузуальное (окказиональное) словообразование.

Тема 6. Активные процессы в морфологии

Содержание: Рост аналитизма в морфологии: сокращение числа падежей, рост класса несклоняемых имён, рост класса существительных общего рода, изменение способа обозначения собирательности в именах существительных. Изменения в употреблении грамматических форм рода, числа, падежа. Изменения в глагольных формах: колебания в формах прошедшего времени глаголов с суффиксом - ну-, переход глаголов непродуктивных классов в продуктивные. Изменения в формах прилагательных: предпочтение форм простой сравнительной степени с фонетической редукцией, стремление к усечению краткой формы прилагательных на - енный.

Опорные понятия темы: аналитизм, несклоняемые имена, общий род, собирательность, классы глаголов, степени сравнения.

Модуль 3

Тема 7. Активные процессы в синтаксисе

Содержание: Изменения в синтаксическом строе. Влияние социальных факторов на синтаксические изменения. Активизация разговорных синтаксических конструкций. Расчленённые и сегментированные конструкции. Предикативная осложнённость предложений. Активизация несогласуемых и неуправляемых форм, ослабление синтаксической связи словоформ. Рост предложных сочетаний. Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция.

Опорные понятия темы: разговорные синтаксические конструкции, расчленённые и сегментированные конструкции, предикативная осложнённость, несогласуемые и неуправляемые формы, ослабление синтаксической связи, предложные сочетания, синтаксическая компрессия и редукция.

Тема 8. Основные тенденции в современной русской пунктуации

Опорные понятия темы: пунктуация, знаки препинания.

6. ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 1

Занятие 1 (по теме 1.1). Принципы социологического изучения языка. Условия функционирования современного русского языка Фонетическая транскрипция

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие современного русского языка. Взгляды на хронологические рамки.

2. Социолингвистическое изучение языка: специфика, принципы, методы и приёмы.

3. Экстралингвистические факторы, влияющие на функционирование современного русского языка.

1. Определите, какие хронологические рамки современного русского языка представлены в школьном курсе русского языка, в вузовском курсе современного русского языка, в курсе практической и функциональной стилистики. Ответ аргументируйте. Какой период охватывает курс «Активные процессы в современном русском языке»?

2. Прочитайте два текста. Определите, в каком из них реализуется собственно лингвистический подход к изучению языка, а в каком – социолингвистический. Ответ аргументируйте.

Текст 1.

Самое заметное из изменений, происходящих в языке, - это появление новых слов и – чуть менее яркое – появление новых значений. Новое слово попробуй не заметить! Об него, как я уже говорил, сразу спотыкается взгляд, оно просто мешает понимать текст и требует объяснений, и вместе с тем в новых словах часто скрыта какая-то особая привлекательность, обаяние чего-то тайного, чужого. А вот откуда в языке появляются новые слова и новые значения?

Как-то принято считать, что русский язык, если ему не хватает какого-то важного слова, просто одалживает его у другого языка, прежде всего у английского. Ну, например, в области компьютеров и интернета, казалось бы, только так и происходит. Слова компьютер, монитор, принтер, процессор, сайт, блог и многие другие заимствованы из английского. Однако это – заблуждение, точнее говоря, дело обстоит не совсем так или, по крайней мере, не всегда так. Это можно показать на примере своего рода IT -зверинца. Названия трёх животных – мышь, собачка и хомяк – приобрели новые «компьютерные» значения, причём совершенно разными путями (М. Кронгауз).

Текст 2.

В разные исторические периоды (общеславянский, восточнославянский, собственно русский) в исконный русский язык проникали слова из других языков. Это было обусловлено тем, что русский народ вступал в экономические, культурные, политические связи с другими народами, отражал военные нападения, заключал военные союзы и т. д. Однако в целом, по мнению, исследователей, языковые заимствования в русской лексике составляют сравнительно небольшой процент.

Могут быть выделены два типа заимствований: 1) из славянских языков (т. е. родственные) и 2) из неславянских языков. К первому типу относятся заимствования из старославянского языка , а также других славянских языков (например, украинского, белорусского, польского, болгарского, чешского и т. д.). Ко второму типу принадлежат заимствования из греческого, латинского, а также тюркские, иранские, скандинавские, западноевропейские (романские, германские и др.), кроме того, многочисленные, постоянно пополняемые заимствования из языков народов всех республик бывшего Советского Союза ().

3. На примере данного текста покажите, как реализуется собственно лингвистический и социологический подходы к изучению языковых явлений.

Многие люди любят ребусы.

Может быть, вы один из них. Может быть, даже в словаре существует одно из этих странно звучащих слов, оканчивающихся на «як» или «ман», которые обозначают любителя ребусов.

Итак, если вы ребусоман, то вам понравится эта головоломка. Она называется «Загадка девяти точек». Она демонстрирует, как мы всегда стремимся заключить себя в жёсткие рамки, хотя зачастую это вовсе не требуется. И она демонстрирует, как мы сами себе навязываем правила, вовсе не навязанные нам данной проблемой, - мы просто воображаем, что эти правила нам навязаны (А. и Б. Пиз) .

4. Проиллюстрируйте с помощью конкретных примеров влияние экстралингвистических факторов на современную речь.

Занятие 2 (по теме 1.2). Активные процессы в области произношения и ударения

Вопросы для обсуждения:

1. Основные тенденции в области произношения и ударения.

2. Социолингвистическое изучение произносительных норм.

Задания для выполнения на занятии:

1. Запишите примеры из современной речи. Определите, какой вариант является исходным (нормативным) в каждом конкретном случае. Укажите, какие тенденции в области ударения и произношения демонстрируют эти примеры.

СобрАлись, внЕсен, битлЫ, уставнЫе, северА, контейнерА, дождАлиь, джинЫ, стоимостнЫе, провЕден, конвейерА, тросА, договорнЫе.

2. Просмотрите запись информационной программы. Отметьте фонетические особенности речи ведущего.

Занятие 3 (по теме 1.3). Основные тенденции в современной русской орфографии

Вопросы для обсуждения:

1. Причины отступления от орфографических норм (собственно языковые и экстралингвистические).

2. Основные способы креолизации текста.

Задания для выполнения на занятии:

1. Определите, какими причинами обусловлено отступление от орфографических норм в следующих примерах (примеры даются преподавателем) .

2. Прочитайте отрывок из книги М. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» (М., 2008. С. 133-136). Определите, какие способы креолизации текста используются в примерах, приводимых автором. Согласны ли вы с мнением автора о целесообразности или недопустимости подобных новаций?

Модуль 2

Занятие 4 (по теме 2.4). Активные процессы в лексике

Вопросы для обсуждения:

1. Основные лексические процессы.

2. Семантические процессы.

3. Стилистические преобразования.

Задания для выполнения на занятии:

1. Проанализируйте способы и средства выражения активных лексических процессов, семантических и стилистических преобразований в предложенном тексте ().

2. Просмотрите фрагмент х/ф «Люби меня». Выпишите иноязычные заимствования, используемые в речи персонажей. Определите функции заимствованных слов.

4. Просмотрите эпизоды из х/ф Н. Михалкова «12». Дайте речевую характеристику персонажам. О каких социальных характеристиках героя можно говорить на основании лексических особенностей его речи?

Занятие 5 (по теме 2.5). Активные процессы во фразеологии

Вопросы для обсуждения:

1. Сферы распространения и появления новой фразеологии. Пути её возникновения.

2. Функции фразеологизмов в публицистических текстах.

3. Использование фразеологизмов в речи. Приёмы фразеологического новаторства.

Задания для выполнения на занятии:

1. Презентация студенческих проектов «Функционирование фразеологизмов в СМИ и современных художественных текстах»

Занятие 6 (по теме 2.6). Активные процессы в словообразовании

Вопросы для обсуждения:

1. Собственно лингвистические и экстралингвистические причины активных деривационных процессов.

2. Продуктивные словообразовательные типы.

3. Чересступенчатое словообразование.

4. Образование экспрессивных имён.

5. Производство окказионализмов.

Задания для выполнения на занятии:

1. Проанализируйте, каковы особенности отражения в предложенном тексте активных словообразовательных процессов (текст предлагается преподавателем ).

2. Выполнение контрольной работы по анализу активных словообразовательных процессов (на материале предложенного преподавателем текста ).

Впервые дана целостная концепция активных процессов в русском язы ке, основанная на исследовании устной и письменной речи в различных сфе рах жизни общества. Освещены активные процессы в русском языке конца XX в. - в произношении и ударении, в лексике и фразеологии, в словообразо вании и морфологии, в синтаксисе и пунктуации. Языковые изменения рас смотрены с учетом внутренних источников развития языка на фоне истори ческих преобразований в жизни общества. Широко представлена языковая вариантность в ее отношении к литературной норме. Особое внимание уде лено лексике средств массовой информации как наиболее очевидному источ нику изменений в словарном составе русского языка.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлени ям и специальностям «Филология», «Лингвистика», «Журналистика», «Книж ное дело», «Издательское делай редактирование». Представляет интерес для языковедов, философов, культурологов, работников печати, литературоведов, учителей и преподавателей, а также широкого круга читателей.

Содержание книги:

Предисловие
Принципы социологического изучения языка
Законы развития языка
Вариантность языкового знака
(Понятие вариантности и ее истоки. Классификация вариантов)
Языковая норма
(Понятие нормы и ее признаки. Норма и окказионализм. Норма общеязыковая и ситуативная. Мотивированные отклонения от нормы. Основные процессы в нормализации языковых явлений)
Изменения в русском произношении
Активные процессы в области ударения
Активные процессы в лексике и фразеологии
(Основные лексические процессы. Семантические процессы в лексике. Стилистические преобразования в лексике. Детерминологизация. Иноязычные заимствования. Компьютерный язык. Иноязычные лексемы в русском просторечии. Внелитературная лексика в языке современной печати)
Активные процессы в словообразовании
(Рост агглютинативных черт в процессе образования слов. Наиболее продуктивные словообразовательные типы. Производство наименований лиц. Абстрактные имена и названия процессов. Приставочные образования и сложные слова. Специализация словообразовательных средств. Чересступенчатое словообразование. Свертывание наименований. Аббревиация. Экспрессивные имена. Окказиональные слова)
Активные процессы в морфологии
(Рост аналитизма в морфологии. Сдвиги в формах грамматического рода. Формы грамматического числа. Изменения в падежных формах. Изменения в глагольных формах. Некоторые изменения в формах прилагательных)
Активные процессы в синтаксисе
(Расчлененность и сегментированность синтаксических построений. Присоединительные члены и парцеллированные конструкции. Двучленные конструкции. Предикативная осложненность предложения. Активизация несогласуемых и неуправляемых словоформ. Рост предложных сочетаний. Тенденция к смысловой точности высказывания. Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция. Ослабление синтаксической связи. Соотношение аффективного и интеллектуального в сфере синтаксиса)
Некоторые тенденции в современной русской пунктуации
(Точка. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Многоточие. Функционально-целевое использование пунктуации. Нерегламентированная пунктуация. Авторская пунктуация)
Заключение
Литература
Примерная программа дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»

М.: Логос, 2003. — 304 с. — ISBN 5-94010-092-9.Учебное пособие для студентов вузов.
Впервые дана целостная концепция активных процессов в русском языке, основанная на исследовании устной и письменной речи в различных сферах жизни общества. Освещены активные процессы в русском языке конца XX в. - в произношении и ударении, в лексике и фразеологии, в словообразовании и морфологии, в синтаксисе и пунктуации. Языковые изменения рассмотрены с учетом внутренних источников развития языка на фоне исторических преобразований в жизни общества. Широко представлена языковая вариантность в ее отношении к литературной норме. Особое внимание уделено лексике средств массовой информации как наиболее очевидному источнику изменений в словарном составе русского языка.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Филология», «Лингвистика», «Журналистика», «Книжное дело», «Издательское дело и редактирование». Представляет интерес для языковедов, философов, культурологов, работников печати, литературоведов, учителей и преподавателей, а также широкого круга читателей.Предисловие.
Принципы социологического изучения языка.
Законы развития языка.
Вариантность языкового знака.
(Понятие вариантности и ее истоки. Классификация вариантов).
Языковая норма.
(Понятие нормы и ее признаки. Норма и окказионализм. Норма общеязыковая и ситуативная. Мотивированные отклонения от нормы. Основные процессы в нормализации языковых явлений).
Изменения в русском произношении.
Активные процессы в области ударения.
Активные процессы в лексике и фразеологии.
(Основные лексические процессы. Семантические процессы в лексике. Стилистические преобразования в лексике. Детерминологизация. Иноязычные заимствования. Компьютерный язык. Иноязычные лексемы в русском просторечии. Внелитературная лексика в языке современной печати).
Активные процессы в словообразовании.
(Рост агглютинативных черт в процессе образования слов. Наиболее продуктивные словообразовательные типы. Производство наименований лиц. Абстрактные имена и названия процессов. Приставочные образования и сложные слова. Специализация словообразовательных средств. Чересступенчатое словообразование. Свертывание наименований. Аббревиация. Экспрессивные имена. Окказиональные слова).
Активные процессы в морфологии.
(Рост аналитизма в морфологии. Сдвиги в формах грамматического рода. Формы грамматического числа. Изменения в падежных формах. Изменения в глагольных формах. Некоторые изменения в формах прилагательных).
Активные процессы в синтаксисе.
(Расчлененность и сегментированность синтаксических построений. Присоединительные члены и парцеллированные конструкции. Двучленные конструкции. Предикативная осложненность предложения. Активизация несогласуемых и неуправляемых словоформ. Рост предложных сочетаний. Тенденция к смысловой точности высказывания. Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция. Ослабление синтаксической связи. Соотношение аффективного и интеллектуального в сфере синтаксиса).
Некоторые тенденции в современной русской пунктуации.
(Точка. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Многоточие. Функционально-целевое использование пунктуации. Нерегламентированная пунктуация. Авторская пунктуация).
Заключение.
Литература.
Примерная программа дисциплины «Активные процессы в современном русском языке».Качество: отсканированные страницы + слой распознанного текста.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Активные процессы в современном русском языке", следует сделать две оговорки. Первая касается понимания термина "современный русский язык". Одни лингвисты связывают его возникновение с творчеством А. С. Пушкина, другие ограничивают его хронологическими рамками последних десятилетий, третьи занимают в этом вопросе промежуточные позиции, что и нашло отражение в представлении учебного материала разными авторами. Вторая оговорка относится к уровням языка, которые описываются в этом разделе. Поскольку изменения, происходившие в области фонетики (орфоэпии) и лексики современного русского языка, а также орфографии и пунктуации, достаточно подробно были раскрыты в соответствующих разделах учебника, представляется возможным здесь описать активные процессы, происходившие только в словообразовании, морфологии и синтаксисе.

Изменения в словообразовании

Место словообразования в языковой системе

Словообразование представляет собой особую подсистему языка, специфика которой определяется двумя факторами. Словообразование не является особым уровнем языка, а вместе с морфологией составляет один его уровень - морфемный, который состоит из двух подуровней - словоизменительного и словообразовательного. Вместе с тем словообразование тесно связано с лексикой: производные и непроизводные слова образуют словарный (лексический) состав языка. Пополнение и развитие словарного состава языка определяется потребностями действительности. Эти две особенности словообразования определяют специфику его исторического развития.

Связь с морфологией приводит к устойчивости тех сторон словообразования, которые опираются на морфологию: состав словообразовательных морфем, их спаянность с морфемами словоизменительными (например, суффикс -тель производит только существительные м.р. 2-го склонения, а суффикс -ость - существительные только ж.р. 3-го склонения), набор способов словообразования не подвержены резким историческим изменениям.

Связь с лексикой определяет другую особенность словообразования - отзывчивость на требования действительности. Поэтому исторические процессы обнаруживаются более отчетливо в лексико-семантическом аспекте словообразования, т.е. в наполняемости словообразовательных типов новыми производными словами, в активизации тех или иных семантических разрядов производных слов и базовых основ.

Сказанное особенно ярко обнаруживается при изучении коротких моментов истории. Рассмотрим исторический период 1945- 2000 гг., который распадается на несколько подпериодов: сталинская эпоха, хрущевская оттепель, брежневский застой, эпоха перестройки и постперестройки. Корреляция между этими краткими историческими отрезками и изменениями в словообразовательной системе отсутствует. Лишь отдельные изменения в системе словообразования можно соотнести с явлениями истории общества. Поэтому данная глава будет построена как характеристика определенных процессов, свидетельствующих об изменениях в системе словообразования.

На протяжении указанного периода из пяти функций, выполняемых в языке словообразованием: номинативной, конструктивной, компрессивной, экспрессивной и стилистической [Земская, 1992], особенно интенсивно действуют три - номинативная, экспрессивная и компрессивная.

О высокой активности словообразования свидетельствуют подсчеты количественного соотношения двух основных способов производства однословных номинаций - заимствования и производные слова. Подсчеты проведены по одному из выпусков словаря "Новое в русской лексике. Словарные материалы-81" (1986). Было выявлено такое соотношение: 2900 производных слов - 135 заимствований. Можно предположить, что это соотношение отражает положение, характерное для языка конца XX в.

Наиболее действенна номинативная функция словообразования. Можно утверждать, что каждое новое важное явление в политической, экономической, культурной и т.д. жизни общества получает, как правило, наименование, связанное с использованием словообразовательных средств языка, например: компьютерщик , альтернативщик , оборонщику силовик , государственник , державник , льготник , бюджетник , плотник/бесплатник и др.

ЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА"

ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

"АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ"

на тему: "Эвфемизмы в современной русской речи

на примере материалов

печатных и электронных российских СМИ"

Выполнила: студентка группы № 4311з

Муртазаева Ирина Олеговна

Проверил: Прядильникова Наталья Викторовна

Самара 2008 г.

ПЛАН РАБОТЫ

Введение

1. Определение и классификация эвфемизмов в лингвистической литературе

2. Специфика эвфемизации

2.1. Целевые установки

2.2. Темы и сферы

2.3. Языковые средства и способы

3. Эвфемизмы как средство манипулирования в языке средств массовой информации

Заключение

Список использовано литературы

Введение

В современном русском языке все большее применение находят стилистически нейтральные слова или выражения, употребляемые вместо синонимичной языковой единицы, которая представляется говорящему (пишущему) неприличной, грубой, резкой или нетактичной. В лингвистической литературе этому распространенному процессу дан термин "эвфемизация".

Примечательно, что, довольно "чувствительные" к общественным оценкам, эвфемизмы нередко меняют свой статус, превращаясь в недопустимую грубость, требующую очередной эвфемистической замены. В свое время Б.А. Ларин писал: "Эвфемизмы недолговечны. Существенным условием действенности эвфемизма является наличие "грубого", "недопустимого" эквивалента. Как только это подразумеваемое неудобопроизносимое выражение выходит из употребления, эвфемизм теряет свои "облагораживающие" свойства, так как переходит в разряд "прямых" наименований, и тогда требует новой подмены" .

Другой языковед Л.П. Крысин отмечает, что "чем жестче социальный контроль речевой ситуации и самоконтроль говорящим собственной речи, тем более вероятно появление эвфемизмов; и, напротив, в слабо контролируемых речевых ситуациях и при высоком автоматизме речи (см. общение в семье, с друзьями и т.п.) эвфемизмам могут предпочитаться "прямые" обозначения, или дисфемизмы, то есть более грубые, пренебрежительные обозначения

Объектом исследования данной работы является эвфемистическая лексика современного русского языка. Предмет исследования - ее особенности и сценарии применения.

Эмпирической базой исследования послужили единицы эвфемистического характера: слова, словосочетания, предложения, извлеченные из текстов публицистического, официально-делового и научного характера.

1. Определение и классификация эвфемизмов в лингвистической

литературе

Термин "эвфемизм" применялся еще античными авторами. Его генезис общеизвестен: сам термин происходит от греческих слов "хорошо" "молва" ("речь"). Первоначально он толковался как произнесение "слов, имеющих хорошее предзнаменование, воздержание от слов, имеющих дурное предзнаменование (особенно при жертвоприношениях), благоговейное молчание" . Подобное понимание эвфемизма сближает его с табу, но не уравнивает. Впоследствии вторая часть определения ("благоговейное молчание") утратилась.

В XX-XXI вв. были подготовлены целый ряд работ, специально посвященных проблемам эвфемистической лексики или затрагивающие ее в связи с другими языковыми явлениями [Пауль Г., 1960; Шор P.O., 1926; Ларин Б.А., 1961; Крысин Л.П., 1996; Куркиев А.С., 1977, Сеничкина, 2006 и др].

В лингвистической литературе присутствуют различные формулировки понятия "эвфемизм". В большинстве из них в качестве основного признака эвфемизма рассматривается его способность заменить, "завуалировать" неприятные либо нежелательные слова или выражения.

Например, О.С. Ахманова предлагает следующее определение: "Эвфемизм (антифразис) - троп, состоящий в непрямом, прикрытом, вежливом, смягчающем обозначении какого-либо предмета или явления" [Ахманова, 1967].

Пожалуй, одной из удачных является формулировка Л.П. Крысина, которая определяет эвфемизм как "способ непрямого, перифрастического и при этом смягчающего обозначения предмета, свойства или действия..." [Крысин, 2000].

По поводу классификации эвфемизмов существуют различные взгляды. Впрочем, все они открывают общую причину эвфемизации речи - стремление избегать конфликтности общения.

По мнению Б.А. Ларина, в ее основу следует положить "социальную природу эвфемизмов". Он выделяет три типа эвфемизации:

1) общеупотребительные эвфемизмы национального литературного языка;

2) классовые и профессиональные эвфемизмы;

3) семейно-бытовые эвфемизмы. [Ларин, 1961]

В исторической ретроспективе первые и вторая группы сближаются, а в движении к будущему вторая группа тает до полного исчезновения. Для третьей группы эвфемизмов, которые употребительны по преимуществу в разговорной речи, характерно ограничение кругом представлений из области физиологии и анатомии человека.

А.С. Куркиев выделяет пять групп эвфемизмов, классифицируя их по порождающим мотивам:

1) возникшие на основе суеверий (болеть - нездоров, хворает);

2) возникшие из чувства страха и неудовольствия (убить - прибить, ухлопать, укокошить);

3) возникшие на основе сочувствия и жалости (больной - не все дома);

4) порождаемые стыдливостью (незаконнорожденный - байстрюк, сколотыш);

5) порождаемые вежливостью (старый - в летах, преклонный возраст).[Куркиев, 1977]

Л.П. Крысин, в свою очередь, считает, что существуют две сферы эвфемизации - личная жизнь и социальная жизнь.

В.П. Москвин полагает, что "эвфемизмы используются в шести функциях:

1) для замены названий пугающих объектов;

2) для замены определений различного рода неприятных, вызывающих отвращение объектов;

3) для обозначения того, что считается неприличными (т.н. бытовые эвфемизмы);

4) для замены прямых именований из боязни эпатировать окружающих (этикетные эвфемизмы);

5) для "маскировки подлинной сущности обозначаемого";

6) для обозначений организаций и профессий, которые представляются непрестижными" [Москвин, 2007].

Е.П. Сеничкина придерживается широкого подхода к пониманию эвфемизмов, разделяя точку зрения А.А. Реформатского, Л.П. Крысина и других ученых и полагая, что эвфемизмы свойственны не только нейтральному, но и другим стилям русского языка .

Е.П. Сеничкина предлагает различать следующие виды эвфемизмов: эвфемизмы-табуизмы, факультативные эвфемизмы, деэвфемизмы , исторические эвфемизмы, эвфемизмы по происхождению, языковые и окказиональные. Для классификации эвфемизмов ученый предлагает применять морфологический подход. В основу такой классификации положен критерий лексико-грамматической отнесенности слов, репрезентирующих категорию семантической неопределенности.

3аключение

Современный русский язык все более обогащается различными эвфемизмами. Из определения эвфемизма следует, что он не только более адекватен коммуникативной ситуации, но и "приличнее", чем заменяемое слово. Очевидно, что в процессе эвфемизации происходит снижение степени обсценности .

Классификацию эвфемизмов можно проводить по нескольким основаниям.

В отличие от обычной лексики, эвфемизмы чрезвычайно чувствительны к общественным оценкам тех или иных явлений как «приличных» и «неприличных». С этим связана историческая изменчивость статуса эвфемизма: то, что представляется удачным эвфемистическим наименованием одному поколению, в следующих поколениях может расцениваться как несомненная и недопустимая грубость, требующая эвфемистической замены.

Эвфемизм как способ непрямого, перифрастического и при этом смягчающего обозначения предмета, свойства или действия соотносителен с другими приемами речи - с литотой, мейозисом, оксюмороном и т.д.

Процесс эвфемизации тесно переплетается с процессом номинации - одним из трех фундаментальных процессов, формирующих речевую деятельность человека (два остальных - предикация и оценка). Объекты, по этическим, культурным, психологическим и каким-либо иным причинам не называемые или называемые с трудом, нуждаются в эвфемистическом обозначении; обновление номинаций диктуется необходимостью вновь и вновь вуалировать или смягчать сущность того, что в культурном обществе считается неудобным, неприличным и т.д.

Эвфемизм обладает собственной спецификой. Она проявляется как в лингвистической сущности эвфемизма, так и в темах, которые чаще других подвергаются эвфемизации, сферах использования эвфемизмов, в типах языковых способов и средств, с помощью которых они создаются, в различии социальных оценок эвфемистических способов выражения.

Эвфемизмы обладают огромным манипулятивным потенциалом, который используется в языке СМИ. Манипулятивные эвфемизмы или затемняют, скрывают истинное положение вещей, или же демобилизуют общественное мнение, так как смягченная, нейтральная формулировка не вызывает в сознании реципиента ответного раздражения в отличие от прямой номинации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СЛОВАРИ

  1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст]. - 4-е изд., стереотип. - М. : КомКнига, 2007. - 576 с .
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 [Электронный ресурс] : Соврем. унив. рос. энцикл. : 14 CD [Электрон. текстовые и графич. дан.: более 88 тыс. статей, 39 тыс. мультимедиа-объектов, 860 аудио- и 570 видеофрагментов, более 520 карт в интерактивном атласе мира]. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Кирилл и Мефодий, 2006. - Загл. с обложки.
  3. Вейсман, А. Д. Греческо-русский словарь / Репринт 5-го издания 1899 г. - М. : Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. - 706 с.
  4. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - М. : ИДДК ГРУПП, 2005. - 1 CD. - Загл. с экрана. - Доп. материал: Полный авторский текст "Пословицы и поговорки русского народа" ; "О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа".
  5. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и М. Эфрона [Текст]. - М. : ЭКСМО, 2006. - 986 с.
  6. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст]. - М. : ЭКСМО, 2005. - 944 с. - (Серия Библиотека словарей).
  7. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Сергей Иванович Ожегов, Наталия Юльевна Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : ИТИ Технологии, 2005. - 944 с .

2. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке [Электронный ресурс] : учеб. для вузов / Нина Сергеевна Валгина; Мос. гос. Ун-т печати. - Электрон. текстовые, граф. дан. - М. : Гос. ун-т печати, 20.11.2002. - флэш-ресурс. - (Библиотека МГУП). - Загл. с экрана.
  2. Сеничкина, Е. П. Эвфемизмы русского языка [Текст] : спецкурс: учеб. пособ. для студ-в вузов, обуч-ся по спец. "Филология" / Елена Павловна Сеничкина. - М: Высшая школа, 2006 . - 151 с.

3. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Баскова, Ю. С. Эвфемизмы как средство манипулирования в языке СМИ: на материале русского и английского языков [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук. / Юлия Сергеевна Баскова; Кубан. гос. ун-т. - Краснодар: [б. и.], 2006. - 23 с.
  2. Вавилова, Л. Н. К вопросу об эвфемизации современной русской речи [Электронный ресурс] // Русская и сопоставительная филология. Системно-функциональный аспект: сб. м-лов науч. конф. 5-10 февраля 2003 г. / Казан. гос. ун-т. - Сайт Казан. гос. ун-та. - Режим доступа: http://www.ksu.ru/fil/kn7/index.php?sod=11
  3. Ковшова, М. Л. Семантика и прагматика эвфемизмов: Краткий тематический словарь современных русских эвфемизмов [Текст] : моногр. / Мария Львовна Ковшова. - М. : Гнозис, 2007. - 320 с.
  4. Крысин, Л. П. Эвфемизмы в современной русской речи [Электронный ресурс] // Русский филологический Интернет-портал " Philology.ru". - Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/krysin-94.html
  5. Куркиев, А. С. О классификации эвфемистических названий в русском языке. Классификация эвфемизмов по порождающим мотивам [Текст] / А. С. Куркиев. - Грозный, 1977.
  6. Ларин, Б. А. Об эвфемизмах [Текст] / Борис Александрович Ларин // Ларин Б. А. Проблемы языкознания: Сб. статей, посвящ. 75-летию акад. И. И. Мещанинова. - Л. : ЛГУ, 1961. - (Учен. зап. Ленингр. ун-та, № 301: Сер. филол. Наук: Вып. 60). - С. 110-124.
  7. Москвин, В. П. Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка [Текст] / Василий Павлович Москвин. - 2-е изд. - М. : Ленард, 2007. - 264 c.
  8. Пауль, Г. Принципы истории языка / Пер. с нем. ; Под ред. А.А. Холодовича. - М. : Изд-во иностр. лит., 1960. - 500 с.
  9. Шор, Р.О. Язык и общество / Розалия Осиповна Шор. - М. : Работник просвещения, 1926. - 152 с.
  10. Экстралингвистический (от лат. extra - вне + lingua - язык ) - внеязыковой, внелингвистический; принадлежащий к реальной или воображаемой действительности, но не к языку или языковой действительности.

    Обсце́нная ле́ксика - от лат. obscenus (отвратительный, непристойный, неприличный) - сегмент бранной лексики, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Лингвисты разделяют понятия ненормативная лексика и табуированная лексика от oбсценной лексики . Обсценная лексика является лишь одним из видов этих двух лингвистических феноменов.

    Не следует смешивать бранность и обсценность. Брань может быть не обсценной (пошел ты к черту!), Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат.