Кабардинский словарь онлайн. Русский кабардинский словарь онлайн. Значение слова кабардинский в толковом словаре ефремовой

) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья будущего учёного остановилась зимой. Отец - Александр Прокопьевич Сорокин, уроженец Великого Устюга , прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянского крестьянского рода, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии . Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат - Василий, родился в 1885 году , а младший брат - Прокопий, родился в 1893 году .

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.

Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году . Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то, работая в селе Палевицы, он окончил школу грамоты . А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в своё время помогал ему освоиться в Коми-крае. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский язык , закон Божий , церковное пение, чистописание, русский язык , природоведение , арифметика . 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.

Благодаря отличным рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской духовной семинарии села Хреново Костромской губернии .

Революционная юность

Переезд в Петербург

Университетские годы

Годы революции

После Февральской революции принимает активное участие в политической деятельности. Один из редакторов центральной газеты партии эсеров «Дело народа». Участник Всеросийского съезда Советов крестьянских депутатов. Осудил Октябрьскую революцию, активно выступал против большевиков. Избран депутатом Учредительного собрания от Вологодской губернии по списку партии эсеров.

Эмиграция

Взгляды и научные достижения

Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры.

Ключевые понятия и термины

  • Идеациональная культура - культурная система, для которой в качестве приоритетной реальности выступает сверхъестественное. Фактически является синонимом религиозной культуры, развившейся до масштабов социально-культурной суперсистемы.

Библиография

Основные издания трудов П. Сорокина

  1. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914.
  2. Сорокин П. Система социологии. Т.1-2. Пг., 1920.
  3. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Главный труд Сорокина в четырех томах в 1937-1941 гг. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологи.
  4. Сорокин П. А. Социология революции. - М.: Территория будущего: РОССПЭН, 2005.
  5. Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. - Москва: Academia: LVS, 2005.
  6. Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства.-СПб.:Изд-во С.-Петерб.ун-та,2009.

Литература о П. Сорокине

  • Ленин В. И. Ценные признания П. Сорокина // Ленин В. И. Полн.собр.соч. - Т.37. - С.188-197.
  • Голосенко И. А. Философия истории П.Сорокина // Новая и новейшая история. 1966. № 4. С. 85-93
  • Голосенко И. А. Становление. Ранний этап биографии П. Сорокина// Рубеж (альманах социологических исследований). 1991. № 1. С. 33-46
  • Липский А. В., Кротов П. П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина// Социологические исследования. 1990. № 2. С. 117-134
  • Бормотова С. С. Борьба советских учёных-марксистов против социологических идей П. Сорокина в первые послеоктябрьские годы (1917-1922) // Философские науки. 1971. № 1. С. 123-130
  • Канев С. Путь Питирима Сорокина. Сыктывкар, 1990.
  • Тихонова П. А. Социология П. А. Сорокина. М., 1999.
  • Зюзев Н. Ф. Философия Питирима Сорокина. Сыктывкар: Эском, 2004.
  • Бондаренко В. М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 138-141
  • П. Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы к международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П. А. Сорокина. СПб., 1999.
  • Lawrence Т. Nichols. Science, politics and moral activism: Sorokin’s integralism reconsidered // Return of Pitirim Sorokin. International Kondratieff foundation. M., 2001. P. 217-237.
  • Ломоносова М. В. Питирим Сорокин в политике России и о политике в Америке // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 1. С. 45-60
  • Рубанов Б. Л. Философия лимитизма К. Ф. Жакова (к вопросу об истоках социологии П. А. Сорокина)// Социологические исследования.2003. № 7. С. 109-119

Ссылки

  • Книги и статьи П.Сорокина в свободном доступе в библиотеке SOCINF
  • От Турьи до Винчестера. В биографии выдающего учёного Питирима Сорокина ещё остаются белые пятна

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Питирим Сорокин" в других словарях:

    Питирим Сорокин в 1917 году Питирим Александрович Сорокин (23 января 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния 11 января 1968, Уинчестер, Массачусетс, США) русско американский социолог и культуролог. Один из родоначальников теорий… … Википедия

Заключение
Список использованной литературы

Введение

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

В данной работе рассмотрены основные положения социологических теорий, раскрыты основные моменты из биографии ученого.

1. Биография и истоки творчества П. Сорокина

Российский и американский социолог Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968) родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889-1904гг.). Мать была коми, отец - русский. До приезде в Санкт-Петербург П. Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы Первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. В 1909 г., то есть уже в 20-летнем возрасте) сдал экзамены за гиназический курс. В 1909 г. поступил в Писхоневрологический институт в С.-Петербурге, где проучился один год. Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как «разновидность эмпирического неопозитивизма». Параллельно занимался революционной деятельностью и пару недель отсидел за это в тюрьме.

В 1917 г., после Февральской революции, социология в России приобрела характер официально признанной научной дисциплины. П. Сорокин в 1919-1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем - отделения социологии Петроградского университета. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса «Уголовной социологии». В сентябре 1922 г. П. Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете.

В 1955 г., когда П. Сорокину исполниось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всх постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. П. Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, Однако в дальнейшем оказался полузабытым как в на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П. Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству .

По мнению многих авторитетных специалистов в области социологии, значимость фигуры Сорокина все еще не оценена в полной мере ни американской, ни отечественной наукой. Труды этого известного социолога на его исторической родине не печатались вплоть до 90-х годов. В отечественной социологии закрытая ранее тема Сорокина была «распечатана» только в канун столетия ученого в 1989 г. Американцы хотя и относят П. Сорокина к числу отцов-основателей американской социологии, но, вместе с тем, часто вспоминают о нем лишь как о «страстном русском ораторе». Его идеи не укладывались в русло традиционной американской социологической науки, выступавшей защитницей истеблишмента и социального порядка.

В историю мировой социологии П. Сорокин вошел как крупнейший социолог половины ХХ в., создатель интегральной социологии, теории социальной мобильности и социального пространства, теории социокультурной динамики.

Творчество П. Сорокина в географическом плане подразделяют на два периода: российский - до сентября 1922 г., когда он был вынужден покинуть историческую родину; и американский - с 1923 г., когда он после краткого пребывания в Чехословакии окончательно обосновался в США. В содержательном аспекте, т.е. с учетом эволюции теоретических взглядов социолога, в его творчестве выделяют уже три периода: до середины 20-х годов; до конца 30-х годов; 40 - 60-е годы.

П. Сорокин прожил долгую и нелегкую жизнь. Биографы до последнего времени спорили в отношении места и точной даты рождения социолога. Питирим Александрович Сорокин родился в селе Турья Вологодской губернии (ныне республика Коми) в семье странствующего ремесленника - золотых, серебряных, иконных дел мастера, переезжавшего из села в село в поисках работы. Оставшись сиротой в возрасте 11 лет, он вместе со старшим братом зарабатывал на жизнь, расписывая церкви. Трудная и сложная дорога жизни, приведшая его с Крайнего Севера сначала в Санкт-Петербург, а затем в Америку, описана П. Сорокиным в автобиографии «Дальняя дорога» (52).

Интересно будет отметить, что на жанр автобиографии, кроме него, не отважился никто из видных представителей социологической науки. Начиная с трудов знаменитой Чикагской школы и, прежде всего, классической работы Т. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», автобиография стала важным исследовательским инструментом социологии и антропологии ХХ в. Сорокин-социолог, лучше других зная о возможностях современных методов анализа автобиографий, тем не менее, пожалуй, единственный из видных социологов рискнул «обнажиться» перед потомками.

На формирование его творческой индивидуальности большое влияние оказали два всемирно известных тогда ученых - Е.В. Де-Роберти и М.М. Ковалевский (секретарем которого стал Сорокин), открывшие кафедру социологии в столичном Психоневрологическом институте, в который поступает П. Сорокин. Через год Сорокин переводится на юридический факультет университета, где обучается при непосредственном участии выдающегося российского правоведа начала века Л.И. Петражицкого. Анализируя духовные истоки своего мировоззрения, П. Сорокин называл среди наиболее значимых для него теории Н. Михайловского, П. Лаврова, М. Ростовцева, П. Кропоткина, Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парето и др. Особенно близок ему по образу мышления и по методу анализа социальных явлений Э. Дюркгейм. С ним П. Сорокин вел переписку (по всей вероятности, по протекции М.М. Ковалевского, знакомого с французским социологом).

После окончания университета П. Сорокин был оставлен на кафедре уголовного права и судопроизводства и уже в январе 1917 г. получил звание приват-доцента Петроградского университета. Он стоял у истоков первого в России факультета социологии в Петроградском университете. В ряде учебников его считают создателем и деканом этого факультета, однако последние исследования свидетельствуют, что в этот период факультет еще не существовал, а была организована социологическая кафедра на социально-экономическом отделении, которое вошло в состав факультета общественных наук. Был создан также Социологический институт при университете. Во главе этих начинаний стоял П. Сорокин, который в 1920 г. он первым был возведен в звание профессора кафедры социологии факультета общественных наук (52, с. 295).

В русский период творчества Сорокин, помимо многочисленных статей в журналах и газетах, публикует ряд его работ: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914), «Проблемы социального равенства» (1917), популярные учебники по праву и социологии и, наконец, обобщающая двухтомная «Система социологии» (1920), ставшая венцом его творчества русского периода (эта работа первоначально была задумана П. Сорокиным в восьми томах).

Исследователи творчества П. Сорокина отмечают, что уже в этот ранний период он предстает перед нами как сложившийся социолог. Идеи, которые П. Сорокин развивал в петербургский период своей жизни, он пронесет через все свое творчество и уже в этом плане его социология является интегральной. Например, две категории П. Сорокина, вошедшие в золотой фонд мировой социологической науки - «социальная мобильность» и «социальное пространство» были введены им уже в ранних работах.

Еще учась в церковно-учительской школе Костромской губернии, П. Сорокин стал принимать активное участие в политической жизни. Он вступил в партию социалистов-революционеров, был арестован за политическую деятельность. Впоследствии Сорокин возглавил правое крыло этой партии. После Февральской революции он - секретарь А.Ф. Керенского, член Учредительного собрания, редактор газеты «Воля народа», а затем «Дело народа». П. Сорокин встретил Октябрьскую революции в штыки. В 1922 г. вместе с группой ученых и политических деятелей он был выслан из России. Тридцатитрехлетний ученый смог быстро обрести свободный разговорный английский язык и уже летом 1924 г. приступил к чтению лекций в Миннисотском университете США. Здесь выходят в свет «Листки из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), в соавторстве «Основания городской и сельской общины» (1929), трехтомная «Систематическая антология сельской социологии» (1930 - 1932).

Эти работы позволили П. Сорокину преодолеть оппозицию со стороны американских академических кругов и завоевать поддержку ведущих социологов - Ч. Кули, Э. Росса, Ф. Гиддингса. «Русский американец» передвинулся с «задворок» политической эмиграции на авансцену американской социологии. В 1930 г. всемирно известный Гарвардский университет учреждает социологический факультет и предлагает Сорокину возглавить его. На этом факультете П. Сорокин проработал три десятилетия, в том числе 12 лет - деканом .

2. Социологические взгляды Питирима Соркина

Социальная система П. Сорокина и социальная динамика

Уже в ранний период П. Сорокин ставил и решал вопрос о социальной интеграции, причинах и типах интегральных связей. Он считал, что понять причины возникновения социального целого можно только учитывая действия факторов, объединяющих людей в общество. К наиважнейшим механизмам социальной интеграции, определяющим «подлинную ткань любой социальной структуры», он относил три фактора:

  • «космическо-географическая» социализация индивидов (климат, территория), определяющая специфику человеческого взаимодействия в конкретном обществе;
  • «биолого-физиологическая» социализация (инстинкты, импульсы, потребности и стимулы), заставляющая людей вступать во взаимодействие;
  • «психологическая» социализация - социально-психологические механизмы взаимодействия (внушение, подражание, эмоционально-интеллектуальные контакты).

П. Сорокин приходит к выводу, что эти три фактора вместе представляют собой объединяющую силу всех общественных явлений, хотя в ряде случаев именно они, наоборот, могут способствовать распаду «коллективных социальных единств». Подлинной основой социальной интеграции является, по П. Сорокину, единство вокруг нормы, ценности, цели или так называемой души народа, национального духа, группового разума, сознания рода и др. ценностей. Таким образом, центральным понятием теоретической системы Сорокина становится «ценность». О природе ценностей мыслители размышляли и до него, но, пожалуй, «никому до П. Сорокина не удалось показать систематизирующую и методологическую значимость ценностной теории в социологии».

Рассматривая структуру «социального взаимодействия», П. Сорокин уже в работах раннего периода выделял его важнейшие элементы. Индивиды (минимум - два), находящиеся во взаимодействии и этим обусловливающие поведение друг друга. «Акты» (действия) - каждый акт является, с одной стороны, внутренней реализацией собственной психической жизни (потребности, способности реагировать на стимулы), с другой - стимулом (раздражителем), вызывающим реакцию других людей. «Проводники» социальных действий - способы передачи реакции между субъектами взаимодействия, которые могут быть материальными и символическими (язык, письменность, музыка, искусство, деньги, орудия труда, церемонии, памятки, предметы быта) .

В общественной жизни П. Сорокин выделял различные уровни взаимодействия, которые в совокупности дают представление о социальном пространстве человеческой жизни и социальную дифференциацию в нем. К основным видам социального взаимодействия он относил: межиндивидуальный, уровень элементарных и кумулятивных групп (классы, нации, народ, элита), межгрупповой. Взаимодействие может быть как антагонистическим, так и солидаристическим. Интегральным фактором всей социальной жизни П. Сорокин считал коллективный рефлекс. Эта установка отчетливо проявилась в его работе «Социология революции» (1925), в которой причину революционных движений в обществе он усматривал в подавлении базовых человеческих инстинктов. Уже в ранней работе «Система социологии» П. Сорокин изложил основные положения теории социальной стратификации.

Позднее эти идеи он развивает в фундаментальной и новаторской по тем временам работе «Социальная мобильность» (1927), которая произвела неожиданный эффект в США. По единодушному мнению специалистов, эта работа считается классическим для западной социологии трудом по проблемам стратификации. Она использовалась в свое время даже как учебник. По воспоминаниям Р. Мертона, «Социальная мобильность» представляла собой «изумительный синтез эмпирического и практического материала, а также первый в нашем столетии серьезный и всеохватывающий обзор социальной стратификации» (39, с. 128). В этой работе П. Сорокин продолжил синтез, намеченный в «Системе социологии».

Особое значение для понимания социальной жизни П. Сорокин придавал состоянию «проводников» (материальных и символических), передающих реакцию от одного индивида к другому. Насыщенность «проводниками» социального пространства и времени, по его мнению, существенно изменяет социальные взаимодействия в обществе. Например, степень интенсивности взаимодействия находится в прямой зависимости от насыщенности социального пространства социальными проводниками (состояния железных дорог, количества приходящихся в среднем на индивида писем и телеграмм, митингов и лекций, газет, библиотек, разговоров и т.п.).

В процессах аккумуляции проводников П. Сорокин усматривал специфическую особенность, отличающую человеческое общество от биологических сообществ. «Проводники» не исчезают как «акты», а могут сохраняться и накапливаться. Они создают вокруг взаимодействующих людей неприродную среду - культуру, которая представляет собой как бы застывший результат прошлых взаимодействий людей, органически включенных в их настоящее взаимодействие. Так же как Э. Дюркгейм и Г. Зиммель, П. Сорокин приходит к выводу, что все элементы культуры являются реальными элементами общества наравне с индивидами и отношениями. Они включены в орбиту нашего сегодняшнего поведения, независимо от того, когда созданы. Поэтому любое общество, считал П. Сорокин, можно описать и понять только через призму присущей ему системы культуры, ядро которой составляют «значения, нормы, ценности». Социоэмпирические исследования этих культурных качеств можно описать лишь используя метод интегрального синтеза.

В работах более позднего периода («Социальная и культурная динамика» и «Общество, культура и личность») П. Сорокин продолжал развивать представления о механизмах социальной интеграции. В общественной жизни, считал он, можно выделить три вида явлений: материальные, органические и надорганические (нормы и ценности). Надорганические явления, конечно, основные, т.к. они являются носителями «значений». Социолога интересуют не физические и биологические черты индивидов, а то, что они выступают монархами и подданными, верующими и атеистами, генералами и солдатами, родителями и детьми, святыми и грешниками, капиталистами и рабочими, судьями и преступниками и т.п. А за этими различиями стоят «значения», которые им приписываются людьми.

П. Сорокин выделял разного рода связи, возникающие в обществе:

  • пространственные или механические связи, возникающие в том случае, если совмещены различные явления;
  • ассоциации, формирующиеся под воздействием внешних факторов (климат, тип жилища, одежды);
  • «каузально-функциональные» связи, объединяющие социальные и культурные явления в реальную систему (рост преступности, милитаризации общества, вертикальная мобильность - простейший пример таких причинно-функциональных связей);
  • «логико-значимые» виды связей, являющиеся высшей формой интеграции, системности общества, возникают на основе «тождественности» значений. Этот вид связей объединяет явления в типичные формы и значимые модели и формирует духовные культурные системы.

П. Сорокин критиковал господствовавшую в США эмпирическую тенденцию в социологии с ее преимущественным интересом к отдельному индивиду и рассматривал социальную действительность с позиций социального реализма. Для него исходным моментом было постулирование существования сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Он считал, что интегральная социология должна охватить в своем исследовании все социологические аспекты широко понятой культуры. Он не сводил социальное целое только к структурно-функциональным связям .

Таким образом, в общественной жизни П. Сорокин выделял:

  • социальное - формы человеческой деятельности (роль, статус, группа, институт);
  • культурное - результаты и условия человеческой деятельности (мир ценностей, значений и символов). Социальное и культурное в интегральной социологии П. Сорокина предполагают друг друга и сливаются в социокультурные единства - социокультурные системы.

Интегралистские тенденции в творчестве П. Сорокина окончательно оформляются в законченную теоретическую модель в его работе «Социальная и культурная динамика», которая стала главным трудом ученого. Эта работа аккумулировала идеи почти всех отраслей гуманитарного знания. П. Сорокин различал социокультурные феномены различных уровней. В любой период истории, считал он, сосуществует пять основных, стремящихся к постоянству культурных систем низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука. Интегрирующим понятием его главной работы стало понятие «социокультурная система», сфера действия которой распространяется на общество. По П. Сорокину, социокультурные системы возникают в результате сочетания различных комбинаций между двумя важнейшими типами интеграционных связей - каузально-функциональными и логико-значимыми. Суперсистемы различаются методами познания, а их ядром он считал мировоззрение.

П. Сорокин выделял несколько типов социокультурных суперсистем, имевших место в мировой истории:

  • «чувственная» суперсистема - реальность воспринимается непосредственно чувствами;
  • «умозрительная» - реальность познается при помощи интуиции;
  • «идеалистическая» - рассматривалась как комбинация двух первых видов систем.

В различные периоды истории эти суперсистемы находятся в различных стадиях своего развития. Господствующее в обществе мировоззрение и организованная вокруг него социокультурная система постепенно исчерпывают свои возможности для познания реальности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений.

В книге «Социальная и культурная динамика» Сорокин разработал новую концепцию исторического развития культуры, положив в ее основу теорию социокультурной динамики. Он рассматривает изменения в обществе как закономерный диалектический процесс колебательного характера. Совершают эти циклические колебания социокультурные системы, ядром которых являются определенные мировоззрения.

Изменения в обществе, считал П. Сорокин, происходят ритмически и периодично, что он стремился показать на огромном фактическом материале. Для завершения работ, под которые Гарвардский университет выделил колоссальный по тем временам гранд в размере десяти тысяч долларов, Сорокин привлек многих из русских ученых-эмигрантов и своих гарвардских учеников, среди которых был и Р. Мертон. В целях подтверждения своих гипотез эмпирическими фактами он собрал коллектив известных ученых. Здесь были специалисты по истории живописи, скульптуры, зодчества, музыки, литературы, естественных наук, философии, экономики, религии, этики, права, войн, революций.

Для подтверждения своих гипотез Питирим Сорокин приводит в этой работе сотни таблиц, каждой из которых обобщала длинные временные ряды исторических данных по многим социокультурным процессам. Никому из своих экспертов, как об этом пишет Сорокин в своей автобиографии, он не сообщал, для чего ему необходимы статистические таблицы и выкладки фактов по тем или иным социокультурным процессам. На основе обобщения эмпирического материала П. Сорокин пытался выявить и объяснить ритмическую закономерность социокультурных изменений (в том числе изменения профилей стратификации).

Длительность динамических циклов в социокультурных процессах у него больше, чем у конъюнктурных волн известного русского экономиста Н. Кондратьева. В своей четырехтомной работе П. Сорокин стремился показать на историко-эмпирическом материале, что процесс перехода от одной суперсистемы к другой сопровождается культурным кризисом: радикальным изменением социальных институтов, ценностей и норм, что, естественно, влияет на поведение людей. Согласно П. Сорокину, первая мировая война и Октябрьская революция явились результатом колоссальных переворотов в социокультурной системе западного общества.

Работа П. Сорокина «Социальная и культурная динамика» - беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату социологический труд, который в этом смысле сопоставляют с «Капиталом» К. Маркса и «Трактатом по общей социологии» В. Парето. Структура четырехтомника выглядит следующим образом: том 1: «Изменения форм искусства», 745 стр.; том 2: «Изменения систем истин, этики и права» 727 стр.; том 3: «Изменения общественных отношений, циклы войн и революций», 636 стр.; том 4: «Основные проблемы, принципы и методы», 804 стр. Несмотря на неоднозначную оценку «Социальной и культурной динамики» в момент ее выхода в свет, концепция социокультурной динамики П. Сорокина до настоящего времени высоко ценится в мировой социологии, также как и его эмпирические исследования социальной стратификации и социальной мобильности.

Обобщая все сказанное о сложной и противоречивой личности и творчестве американского социолога русского происхождения П. Сорокина, можно отметить, что

  • социология П. Сорокина справедливо получила название интегральной: уже в ранних работах он сформулировал принципы, которым следовал все последующие годы; его исследование включало в актив социологического анализа все лучшие достижения гуманитарных дисциплин того периода времени;
  • хотя научная система П. Сорокина основывалась на общих интегральных идеях, она претерпела существенные изменения - от традиционного для социальной мысли рубежа веков исследования в духе неопозитивистско-бихевиористского анализа до глобального макросоциологического анализа более позднего периода, когда исходной единицей исследований социолога становится цивилизация;
  • если в ранней социологии русского периода П. Сорокин выступал с позиций скорее системно-функционального анализа, то в гарвардский период творчества он пополняет свой творческий арсенал социокультурным анализом мира, что выгодно отличало его исследования более богатым видением реальности от школы структурного функционализма Т. Парсонса, занимавшей доминирующие позиции в американской социологии;
  • первым в социологии ХХ в. П. Сорокин предложил системный подход к исследованию социальной стратификации и социальной мобильности; проанализировал огромный эмпирический материал, характеризующий исторические изменения в этой области; разработал методику измерения социальной стратификации, которая не потеряла своей актуальности до настоящего времени;
  • в то время, когда проблема социальных изменений почти не привлекала внимания западных социологов, П. Сорокин разработал своеобразную модель социальной динамики, в основу которой положил теорию социокультурных измерений; он обратил внимание на нелинейный характер процессов общественного развития, проблемы переходного состояния общества .

Теория стратификации Питирима Сорокина

В западной социологии высоко ценится вклад в теорию социальной стратификации американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина. «Русский американец» известен не только как автор концепции социокультурной динамики, но и как создатель динамической модели социальной стратификации. Он ввел в мировую социологию два важнейших понятия, без которых сегодня не обходится ни одно исследование по проблемам стратификации - «социальное пространство» и «социальная мобильность». По данной теме наиболее значительны работы П. Сорокина «Система социологии» (1920) и «Социальная мобильность» (1927).

Понятие «социальное пространство» стало одним из наиболее важных в социологии XX века. Одним из первых его стал использовать еще в петербургский период своей деятельности П. Сорокин. Он ввел это понятие в связи с разработкой концепции социальной стратификации и социальной мобильности. По его мнению, и то, и другое характеризует определенное положение индивида (группы), или изменение этого положения в некоторой системе, с помощью которой обозначается социальное пространство, охватывающее все сложное переплетение социальных связей между людьми.

При характеристике социального пространства П. Сорокин настойчиво подчеркивал, что социальное пространство в корне отличается от геометрического. Действительно, человек может преодолеть тысячи километров геометрического пространства, не изменяя при этом своего положения в социальном отношении. И, наоборот, оставшись на одной и той же долготе и широте, он может радикально изменить свое место в социальной жизни, успешно продвинуться по «социальной лестнице», «сделать карьеру». Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве, - раб и рабовладелец, феодал и его крепостной в социальном плане отделены друг от друга огромной дистанцией. А вот люди, находящиеся очень далеко, - могут быть близки по своему социальному положению .

Отличительные особенности социального пространства человеческой жизни, по мнению П. Сорокина, состоят в следующем:

  • отношение людей в социальном пространстве определенным образом иерархизированы (стратифицированы) - есть «верх» и есть «низ». Следовательно, существует возможность социального перемещения как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Возможностей перемещений в социальном пространстве тем больше, чем более «открыто» общество, чем меньше в нем социальных перегородок, так называемых «предписанных» позиций;
  • вторая особенность социального пространства заключается в его «многомерности». В этом и состоит отличие социального от эвклидова геометрического пространства, которое трехмерно. Для уточнения геометрического местонахождения предмета мы должны знать, на каком континенте и в какой его точке находится интересующий нас объект, на какой широте и долготе, к северу или к югу, западу или востоку от избранной точки отсчёта .

Ориентироваться в сложном переплетении социальных связей, образующих социальное пространство человеческой жизни помогает особая система координат. Исходными точками отсчета положения человека в социальном пространстве П. Сорокин предложил считать:

  • отношение человека к определенным социальным группам, т.е. установление его связей со всеми группами населения;
  • отношение этих групп друг к другу;
  • положение и функции человека в пределах каждой из основных групп.

Какова структура социального пространства? Каковы формы и направления социального расслоения? На какие конкретные слои и группы дифференцируется общество? Как индивиды циркулируют в слоях, а группы в структуре? Ответы на эти вопросы П. Сорокин пытался дать уже в своей ранней социологии. В работе «Система социологии» он выделял несколько уровней социального взаимодействия:

  • межиндивидуальные взаимодействия - первый уровень социального взаимодействия в обществе, на котором оно оформляется в социальные группы; «элементарные группы» представляют собой единение людей вокруг одного из признаков (пола, возраста, языка, профессии, веры, доходов и т.д.);
  • межгрупповые отношения - второй уровень социального взаимодействия, в результате которого в своеобразно исторических условиях возникают напластования и комбинации различных групп;
  • отношения между «кумулятивными» группами - третий уровень социального взаимодействия; к кумулятивным группам он относил группы, объединенные вокруг нескольких признаков (классы, нации, народности, элиты и т.п.).

Социальное пространство, по П. Сорокину, и есть общая совокупность всех перечисленных социальных образований, которые он скрупулезно анализировал уже в петербургский период своего творчества. П. Сорокин дал описание элементарных групп, включающих в себя разнообразные расовые, половые, возрастные, семейные, языковые, профессиональные, территориальные, религиозные, партийные, статусные, государственные общности. Предметом специального изучения стали у него семья и профессиональные группировки. Он пытался описывать те группы, которыми русские социологи до него не занимались, - его описание элит стало первым и единственным в российской литературе той поры.

П. Сорокин внимательно анализировал кумулятивные группы, каждая из которых объединяет несколько элементарных групп в единое целое. Особое внимание он уделял и таким разновидностям этих групп, как классы. В русской социологии до П. Сорокина было несколько попыток определения того, что представляет собой класс. Однако исследователи абсолютизировали какой-то один определенный признак и игнорировали другие. Например, в «распределительной» теории (М. Туган-Барановского, П. Струве) обращалось внимание на общие экономические интересы, объединяющие класс; в «организационной теории» (А. Богданова) - на роль класса в организации общественной жизни и т.п. В отличие от них, П. Сорокин определял класс на основе комплексного анализа многих его признаков. Класс - это «кумулятивная» группа, которая сочетает в себе три «элементарных» группировки - профессиональную, имущественную, правовую - и получает в силу этого объединения новые социально-психические, идеологические и иные характеристики .

В русской социологии до П. Сорокина не было столь развернутого атласа социальной статики. Отдельными группами занимались, но уже ранние исследования П. Сорокина по проблеме социальной стратификации отличало стремление систематизировать все данные об отдельных группах в одно целое. В петербургский период он, по существу, изложил основы теории социальной стратификации, которые затем были завершены в работе «Социальная мобильность», изданной им в США.

В условиях, когда в западной социологии еще мало занимались эмпирическими исследованиями социальных структур, П. Сорокин разработал методику эмпирического измерения положения человека в социальном пространстве. Хотя он постоянно подчеркивал, что социальное пространство сложнее и многомернее эвклидова геометрического пространства, но предложил в целях его эмпирического измерения условно рассматривать социальное пространство как трехмерное.

П. Сорокин обозначил три основные координатные оси для измерения социального пространства - экономическую, политическую и профессиональную, которые соответствуют трем важнейшим сферам человеческой деятельности. Здесь он выступил как преемник идей М. Вебера. Положение (социальный статус) любого индивида в социальном пространстве, считал П. Сорокин, можно описывать с помощью трех координат на этих осях социального пространства. Соответственно он различал три основные формы стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. На основании большого исторического материала П. Сорокин подробно проанализировал тенденции изменения высоты профиля экономической, политической и профессиональной стратификации в работе «Социальная мобильность».

Экономическая стратификация. П. Сорокин пришел к выводу, что в обществе нельзя выявить устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. В истории любого общества существуют циклы, в которых усиление экономического неравенства сменяется его ослаблением. При относительно стабильных социальных условиях высота профиля экономической стратификации колеблется в определенных пределах. Радикальные изменения в экономической стратификации происходят тогда, когда рушится старое социальное здание, т.е. социальная структура. Если общество не погибает, то на некоторое время появляется более «плоскостная» конфигурация социальной стратификации, т.е. социальное неравенство уменьшается (низвергаются верхние слои, нищает значительная часть населения). Однако в результате развивающейся экономической дифференциации формируются более высокий профиль стратификации.

Профиль политической стратификаций, считал П. Сорокин, более подвижен и колеблется в более широких пределах, чем профиль экономической стратификации. В любом обществе постоянно идет борьба между силами политического выравнивания и силами стратификации. Иногда побеждают одни, иногда - другие. Когда колебание профиля в одном из направлений становится слишком сильным и резким, то противоположные силы разными способами увеличивают свое давление и приводят профиль стратификации к точке равновесия.

Многие исследователи считали и считают, что исторический процесс свидетельствует о наличии тенденции к уменьшению политической иерархии и усилению политического «выраванивания» (уменьшение высоты и рельефности пирамиды). А вот П. Сорокин стремился доказать на опыте развития европейских государств, что не существует никакой постоянной тенденции перехода от правления меньшинства к правлению большинства, как и тенденции ограничения государственного вмешательства в жизнь общества. В то же время он не выявил в истории и постоянной тенденции к возвышению профиля политической стратификации. В изменениях профиля политической стратификации, пришел к выводу П. Сорокин, нет постоянных тенденций, они колеблются от страны к стране, от одного периода к другому.

Профессиональная стратификация связана с разделением труда, т.е. сферой приложения, видами и характером труда, иерархией профессиональных статусов, уровнем квалификации и профессиональными навыками, профессиональным образованием. Она проявляется в двух основных формах: межпрофессиональной и внутрипрофессиональной. Исходные посылки, предложенные П. Сорокиным для измерения профессиональной стратификации, сохраняются и в современных социологических исследованиях.

Когда анализируют стратификацию в профессиональном разрезе, то соответственно выделяют слои: работники тяжелой промышленности; работники сферы обслуживания; лица со средним специальным образованием и т.д. Можно рассматривать также группы «профессионалов», «полупрофессионалов», «квалифицированного труда», «полуквалифицированного труда», «неквалифицированного труда». Вместе с тем измерение этого вида социальной стратификации изменилось.

Современным исследователям не представляется убедительным предложенный П. Сорокиным критерий замера профессиональной стратификации, который он определял как уровень интеллекта, необходимый для выполнения данной профессиональной обязанности. Дело в том, что среди существующих сегодня методик измерения интеллекта можно встретить немало весьма противоречивых. Кроме того, они предназначены для измерения - наличного интеллекта конкретного индивида, а не для того, чтобы определить уровень интеллекта, требуемого для исполнения данных профессиональных обязанностей.

П. Сорокин, вслед за М. Вебером, одним из первых обратил внимание на то, что процессы стратификации выступают как исключительно многомерное явление. В действительности, положение каждого человека определяется множеством признаков и является результатом целого ряда факторов и условий жизни. Страта, выделенная по одному критерию, одновременно характеризуется целым рядом других эмпирических показателей. В реальной жизни все эти измерения стратификации тесно переплетены, что позволило П. Сорокину говорить о многомерной стратификации.

Статусное положение индивида или группы нельзя определить как нечто однозначное. «Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, - писал П. Сорокин, - обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной... Этот факт не позволяет нам проанализировать все три основные формы социальной стратификации совместно». (51, с. 303).

Полное представление о характере социальной стратификации конкретного общества, считал П. Сорокин, можно составить лишь посредством рассмотрения ее динамической стороны, выражаемой понятием «социальная мобильность».

Поскольку отношения людей в социальной пространстве определенным образом иерархизированы (есть «верх» и есть «низ»), то социальные позиции различаются по их престижу. Следовательно, люди часто стремятся не только к сохранению, но и к изменению своего положения в социальной структуре (в лучшую, с их точки зрения, сторону).

Мобильность может быть как индивидуальной, так и групповой, семейной. Различают интергенерационную (между поколениями) мобильность - перемену социального положения от отца к сыну и интрагенерационную (внутри поколения) мобильность - индивидуальную карьеру, связанную с социальным восхождением или нисхождением.

Понятием «социальная мобильность» характеризуют социальные перемещения по всем осям координат социального пространства общественной жизни. По направлению перемещения социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной, а последняя - восходящей или нисходящей:

  • горизонтальная мобильность имеет место тогда, когда новое положение человека не изменяет его места в социальной иерархии, т.е. совершается переход из одной социальной группы в другую на одном уровне. Например, переход из токарей во фрезеровщики, перемещение в территориальном плане или изменение географического места жительства, если они не связаны с изменениями социальных условий;
  • вертикальная мобильность означает смену иерархических позиций в обществе. Социальный подъем или спуск из одного социального слоя в другой - это восходящая или нисходящая вертикальная мобильность:

а) восходящая мобильность - продвижение людей к позициям с более высоким престижем, доходом, властью - вверх по социальной лестнице (рабочий - бригадир - начальник смены - директор). Примером восходящей мобильности является успешная социальная карьера. Получение диплома также означает случай восходящей индивидуальной мобильности по критерию формальной квалификации.

б) нисходящая мобильность - перемещение на более «низкие» позиции, т.е. имеющие более низкий престиж, доход, уровень жизни. Перемещение вниз по социальной лестнице часто называют «социальным спуском». Крайний пример нисходящей мобильности - падение на «социальное дно».

Никогда не существовало абсолютно неподвижного общества, и социальная мобильность никогда не была абсолютно свободной. «В истории социальных организмов, - приходит к выводу Сорокин, - улавливаются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов. В этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной мобильности» (51, с. 392). Уровень социальной мобильности обозначают понятием «закрытости» или «открытости» общества:

  • «закрытым» принято рассматривать такое общество, в котором социальные передвижение существенно ограничены. Престижные позиции монополизируются отдельными относительно замкнутыми группами (могут передаваться по наследству);
  • «открытым» обществом считается такое, где возможности социальной мобильности достаточно широки, и индивиды (группы) могут свободно (на основе собственных достижений) передвигаться по ступеням общественной иерархии.

«Закрытый» тип общества присущ прежде всего доиндустриальным системам. Обычно в качестве классического примера «закрытого» общества называют кастовый строй в Индии, «открытого» - буржуазные демократии, для которых характерно отсутствие формальных ограничений для продвижения по социальной лестнице. П. Сорокин в свое время дал очень образное сравнение этих типов социальной стратификации.

Посредством каких общественных институтов осуществляются социальные перемещения индивидов, или даже групп, с одних социальных позиций на другие? Среди наиболее важных каналов социальной мобильности - своего рода социальных «лифтов» - П. Сорокин называл армию, церковь, школу, политику, морганистические браки, богатство. В современных обществах традиционные роли, например, религиозные, военные и правительственные, продолжают служить каналами мобильности в модернизированной форме. Однако больший объем мобильности сегодня осуществляется через профессиональные роли, связанные с получением образования. Возрастающее значение образования в процессах социальной мобильности стало, как было подмечено П. Сорокиным, определяющим фактором динамики социальных структур в современных обществах .

Заключение

Таким образом, П. Сорокин, рассматривая стратификацию трех видов - экономическую, политическую и профессиональную, по существу предлагал оценивать расслоение и неравенство в обществе по критериям дохода и богатства, т.е. накопления; по критериям влияния на поведение членов общества (политическая стратификация) и по критериям, связанным с успешным выполнением социальных ролей (профессиональная стратификация). Эти идеи П. Сорокина получили дальнейшее развитие в Гарвардской школе американской социологии, развивавшей идею структурного функционализма.

Список использованной литературы

  1. Громов И., Мацкевич А., Семенов С. Западная социология. - СПб., 1997.
  2. Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии: Монография. - Могилёв: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова - 1999.
  3. Новикова С. История развития социологии в России. - М., 1996.
  4. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. - М., 1994.

Сноски

Новикова С. История развития социологии в России. - М., 1996. - с.74.

Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии: Монография. - Могилёв: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова - 1999.- с.52-53.

Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии: Монография. - Могилёв: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова - 1999.- с.53-54.

Новикова С. История развития социологии в России. - М., 1996. - с. 34

Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии: Монография. - Могилёв: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова - 1999.- с.55-56.

Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии: Монография. - Могилёв: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова - 1999.- с.56-57.

Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. - М., 1994. - с.154.

Громов И., Мацкевич А., Семенов С. Западная социология. - СПб., 1997 - с.78-79.

Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии: Монография. - Могилёв: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова - 1999.- с.57-62.

СОРОКИН, ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889–1968), русский социолог и культуролог. Родился 23 (4) февраля 1889 в с.Турья Вологодской губернии. В 1914 окончил юридический факультет Петербургского университета. Среди его учителей был известный социолог М.М.Ковалевский. В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали . Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера (сам Сорокин называл себя «эмпирическим позитивистом»). В работе Преступление и кара… преступность рассматривается как результат принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия.

После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа» (орган правых эсеров), был личным секретарем А.Ф.Керенского, депутатом Учредительного собрания. Преподавал в Петроградском университете, в 1920 был избран профессором по кафедре социологии. В апреле 1922 защитил диссертацию Система социологии . В сентябре 1922 был выслан из страны вместе с большой группой деятелей русской культуры. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд Современное состояние России (1923). С 1924 – профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание (Социальная мобильность , Современная социологическая теория и др.). В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942. В 1964 Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа ученого посвящена России: Основные черты русской нации в двадцатом столетии (1967). Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие, как Р.Мертон, Р.Миллз, Т.Парсонс и др.

Во второй половине 1920-х годов, разочаровавшись в позитивистской модели эволюции, Сорокин разрабатывает теорию социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах Социальная и культурная динамика (в 4 т., 1937–1941) и Кризис нашего времени (1941). Проблеме типологии «кризисов» в истории посвящены и другие работы ученого: Социокультурная причинность, пространство, время (1943), Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии (1947), Социальная философия в эпоху кризиса (1950) и др. В конце 1940-х годов Сорокина все в большей степени привлекали проблемы нравственных отношений, в 1949 он создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его исследования-манифесты: Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей » и христианских святых (1950), Пути и власть любви (1954) и др.

Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции («плюрализм фактов»). Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису. В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»: «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».

Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат - Василий, родился в 1885 году , а младший брат - Прокопий, родился в 1893 году .

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы , где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.

Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году . Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то, работая в селе Палевицы (ныне Сыктывдинский район), он окончил школу грамоты . А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в своё время помогал ему освоиться в Коми-крае. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский язык , Закон Божий , церковное пение , чистописание , русский язык , природоведение , арифметика . 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.

Благодаря отличным рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова , занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской духовной семинарии деревни Хреново Костромской губернии , где подружился с будущим экономистом Николаем Кондратьевым .

Революционная юность

Университетские годы

После трёх семестров учёбы, в феврале 1909 года Питирим уезжает к родственникам в Великий Устюг , где уже самостоятельно готовится к сдаче выпускного экзамена за гимназический курс . В мае 1909 года он успешно сдаёт этот экзамен и после летнего отдыха, в сентябре возвращается в Петербург, чтобы продолжить образование. В Петербурге Сорокину удалось преодолеть последнее препятствие на пути в высшую школу - в канцелярии губернатора он получает «свидетельство о благонадёжности». Поступать Питирим решил в , открытый в 1908 году по инициативе В. М. Бехтерева . В институте читались лекции по широкому спектру дисциплин: анатомии, физиологии, химии, физике, биологии, психологии, философии, логике, социологии, литературе, искусству, математике, праву. В выборе Питирима сыграли роль не только его более гибкая по сравнению с университетом система обучения, но и то, что в Психоневрологическом институте была открыта первая кафедра социологии, основателями которой были два всемирно известных социолога начала XX века - М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти . Впрочем, не обошлось и без сложностей. Обучение в институте было платным, и было необходимо внести 150 рублей за год учёбы. Питирим сумел найти только 30 рублей, а остальные 45 рублей за первое полугодие учёбы обещал внести в сентябре под поручительство профессора Жакова. Однако деньги были так и не уплачены не только за первое, но и за второе полугодие, в результате чего в начале 1910 года он был отстранён от занятий и вместе со своим товарищем по несчастью Н. Д. Кондратьевым уехал в село Баки Варнавинского уезда Костромской губернии. В июне 1910 года Питирим подаёт прошение о зачислении в число студентов юридического факультета Санкт-Петербургского университета , которое было удовлетворено в середине июля того же года. В конце августа Питирим возвращается в Санкт-Петербург, чтобы начать учёбу. Следует отметить, что юридический факультет был выбран им не случайно. Большинство курсов, затрагивающих социологические проблемы, читается в то время именно на этом факультете. Среди профессоров факультета - М. М. Ковалевский , Л. И. Петражицкий , М. И. Туган-Барановский , Н. Н. Розин , А. А. Жижиленко , И. А. Покровский и Д. Д. Гримм . В 1910 году появляются первые публикации Питирима, в которых он обобщает результаты своих этнографических экспедиций. Это вышедшая в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера» статья «Пережитки анимизма у зырян» и художественный рассказ «Рыт-пукалом» (Вечерние посиделки), опубликованный в «Архангельских губернских ведомостях».

Питирим окончил университет в 1914 году , оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1915 года - редактор газеты «Народная мысль» (вместе с П. Витязевым и А. Гизетти) . С 1916 года - приват-доцент .

Годы революции

Вне политики

После отхода от политики Сорокин сосредотачивается на научной и преподавательской деятельности: сотрудничал с Наркоматом просвещения , принимал участие в учебно-научных экспедициях. Он читает лекции в Петроградском университете, Психоневрологическом институте, Сельскохозяйственном институте, Институте народного хозяйства, на всевозможных «обучах», ликбезах . В 1920 году Сорокин публикует двухтомную «Систему социологии». Однако к Сорокину начинаются претензии властей. Уничтожается подготовленная к печати его книга «Голод как фактор» .

Эмиграция

Дети

В 1931 и 1933 годах у четы Сорокиных родились сыновья - Пётр и Сергей . В Гарварде оба сына защитили диссертации: Пётр - по прикладной физике, Сергей - по биологии.

После рождения Петра, семья Сорокиных переехала из Кэмбриджа в Винчестер , где они приобрели дом .

Научное наследие Питирима Сорокина

Правоведение

Сорокин сформировал русскую школу социологии уголовного права и криминологии.

Опираясь на психологическую школу права своего учителя Л. И. Петражицкого Сорокин предлагал квалифицировать деяние как преступное на основе специфических переживаний индивида, в результате которых сам индивид считает поступок преступным. Это принципиально отличалось от позиции французского социолога Э. Дюркгейма , считавшего, что поступок преступен, когда «он оскорбляет сильные и определённые состояния коллективного сознания». Сорокин считал, что подход Дюркгейма ставит индивида в полное подчинение коллективному сознанию. Сорокин допускал, что если человек опережает своё общество и с более высокой нравственной позиции отвергает шаблоны поведения общества, то такой человек не является преступником. Наоборот, преступными являются навязываемые шаблоны поведения, поскольку они оскорбляют более высокое индивидуальное сознание.

Правила поведения индивида Сорокин разделял на дозволенные, запрещённые и рекомендованные.

Более сильная часть общества, считал он, навязывает остальным свои шаблоны поведения, посредством двоякого рода стимулов - положительных (награды) и отрицательных (кара). На основе анализа исторического опыта разных народов, Сорокин пришёл к выводу, что с усложнением общественного развития, с ростом социальной дифференциации и с расширением социального взаимодействия возрастает скорость изменения шаблонов поведения.

Они становятся более гибкими, легче поддаются изменению и, как следствие этого, уже не требуют применения жёстких стимулов (в виде жёсткой кары и значительной награды), характерных для ранних эпох. Таким образом, по мере культурного развития общества значение кары и награды как регулятора поведения и фактора снижения социальных конфликтов снижается.

Перу Питирима Сорокина принадлежит один из первых русских учебников по общей теории права. Критически анализируя в своём учебнике различные подходы к понятию права, Сорокин трактовал право как такие издаваемые и охраняемые государством общеобязательные правила поведения, в которых свобода одного лица согласуется со свободой других лиц в целях разграничения и защиты интересов человека.

Таким образом идеи Рудольфа Иеринга и Коркунова о праве как форме защиты и разграничения интересов дополняются у Питирима Сорокина очень важной характеристикой права как формы согласования свободы различных субъектов правового регулирования. Свобода личности, по мнению Сорокина,- это цель правового развития, а мера раскрепощения личности, расширения её основных прав и свобод - это критерий правового прогресса человечества.

Характеризуя социальную роль права, Сорокин трактовал право как конституирующее начало любой общественной группы. Все социальные образования и институты (семью, государство, церковь, партию, профсоюзы, школу, университет, организованную группу преступников и т. д.) он рассматривал как социально-практическую форму объективации и олицетворения правовых норм и убеждений всех или решающего большинства членов соответствующего социального образования. Здесь также сказалось определённое влияние на Сорокина психологической теории права Л. И. Петражицкого, согласно которой любая группа лиц (в том числе и преступники) имеет своё интуитивное (неофициальное) право, определяющее поведение группы.

Большое внимание в учебнике Питирима Сорокина уделено проблеме взаимодействия права и морали. «Мораль и право всех народов, всех времён, писал он,- хорошим и должным поведением по адресу „ближних“ считали поведение, совпадающее с заповедью любви и солидарности., а не поведение, руководствующееся заветом ненависти к ближнему, причинения ему вреда, то есть поведение общественно вредное. Таков практический опыт человечества и указываемый им критерий улучшения или ухудшения как самого права, так и морально-правового состояния человечества. Тот же критерий диктуется и современной морально-правовой совестью человечества». К этой теме, Сорокин неоднократно возвращался и в более поздних работах американского периода (прежде всего в книге «Политика и мораль. Кто должен сторожить стражу?» и во втором томе своей знаменитой «Социальной и культурной динамике», целиком посвящённым проблемам «флуктуации систем истины, этики и права»). Развивая свои прежние подходы, Сорокин рассматривал право как наиболее точный показатель перемен, происходящих в правах и в этноюридической ментальности.

Социология

В «Общедоступном учебнике социологии» Питирима Сорокина, в котором собраны статьи разных лет, выделяется работа «Национальность, национальный вопрос и социальное равенство» написанная в российский период жизни Питирима Сорокина. Анализируя понятие национальность, Сорокин пришёл к выводу, что ни одна из существующих теорий не знает ответа на вопрос, что такое национальность, и не может чётко обосновать главные факторы, объединяющие людей в нацию (язык, религия, общие исторические воспоминания и т. п.). Развивая мысль о том, что любое объединение людей может считаться социальным, «когда это соединение по своим социальным функциям или социальной роли представляет нечто единое, когда его части действуют в одном направлении и представляют единое целое», он отмечал, что проблема национальной идентичности имеет социальный характер. Рассматривая эту проблему в правовой плоскости, Сорокин обосновывает мысль о том, что национальное неравенство есть лишь частная форма общего социального неравенства. «Поэтому, продолжает он, тот, кто хочет бороться против первого, должен бороться против второго, выступающего в тысяче форм нашей жизни, и сплошь и рядом гораздо более ощутимых и тяжёлых». «Полное правовое равенство индивида»,- вот исчерпывающий лозунг. Кто борется за него - тот борется против национальных разграничений". Говоря о принципах построения будущей Европы, Сорокин призывал отказаться от утопии национального государства как основы переустройства карты Европы. «Спасение не в национальном принципе, - утверждал он,- а в федерации государств, в сверхгосударственной организации всей Европы на почве равенства всех входящих в неё личностей,- а поскольку они образуют сходную группу, - и народов».

После высылки из России интересы учёного сосредоточились главным образом на общих процессах социальной организации и широком обозрении истории человечества с позиций теоретико-социологического подхода. Сорокин рассматривал социальную жизнь как сложную систему, состоящую из подсистем, относящихся к сфере религии, этики, экономики, политики, права, науки, искусства и т. д. В главной книге «Социальная и культурная динамика» на основе эмпирико-статистического изучения этих подсистем общей «социокультурной системы» учёный пришёл к выводу, что в истории человечества существует три суперсистемы, периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная. Каждая из них характеризуется соответствующим только ей пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способами их удовлетворения. «Всякая великая культура, писал Сорокин,- есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность». Для идеационального типа культуры характерна всесторонняя то есть существующая в науке, искусстве, философии, праве и т. д. и даже в быту ориентация на трансцедентные (потусторонние, сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа, напротив преобладают ценности материального и материалистического характера. В идеалистическом типе синтезированы ценности культур двух иных типов. Наряду с этим существует и такой тип культуры, в рамках которого ценности чувственного, идеационального и идеалистического типов сосуществуют, не образуя органической связи. Такой тип культуры характерен как правило, для эпохи упадка. Смысл предлагаемой Сорокиным концепции социокультурной динамики заключается в том, что каждый из этих циклически сменяющих друг друга типов культуры имеет свои законы развития и пределы роста.

Основная идея Питирима Сорокина как социолога - идея интегрализма, в соответствии с которой социологическое знание будет развиваться в сторону создания обобщающей теории структуры и динамики, различных социокультурных систем, а противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем в перспективе будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй. Социологическая метатеория должна, по мнению Сорокина, интегрировать всё гуманитарное знание своего времени в целостную систему. А в конце жизни им были поставлены задачи и обрисованы перспективы объединения в рамках такой системы не только гуманитарного, но и естественно-научного знания. Отсутствие в современной Сорокину социологии выраженной тенденции к подобной интеграции научного знания, совместимости и взаимодополняемости многочисленных аналитических и фактологических теорий он рассматривал как серьёзную опасность, угрожающую дальнейшему творческому росту социологии. Современное социологическое знание, отмечал Сорокин, «напоминает знание некоторых несобранных кусков детского конструктора. Загадка остаётся не решённой, несмотря на знание её частей». Если социология неопределённо долго останется в таком положении, «она обречёт себя на стерильное состояние знания всё большего и большего о всё меньшем и меньшем; если она выберет путь роста, она должна в конце концов войти в фазу синтезирующей, обобщающей и интегративной социологии». Питирим Сорокин прогнозировал переход социологии в новый период великого синтеза, когда различные теории, содержащие каждая свою долю истины, будут во всё большей мере интегрироваться в синтезированные теории грядущей социологии. Подобная нацеленность на интегральное знание была характерна и для его трактовки права. Он стремился дать обобщение исторических, социокультурных и методологических сведений о феномене права в рамках обобщённой «синтетической» теории права.

Политика

Политические интересы Питирима Сорокина концентрировались главным образом на проблемах легитимности власти, перспектив представительной демократии в России, связи национального вопроса с демократическим устройством страны.

В 1947 году Сорокин выступил с программой «спасения человечества» на базе «альтруистической любви и поведения». Кроме того, он, совместно с Н. С. Тимашевым стал одним из авторов своеобразной концепции конвергенции России и США периода Второй мировой войны. Основываясь на циклических закономерностях социальных революций (о которых говорили в частности А. Токвиль и И. Тэн), Сорокин высказал предположение, что после упадка коммунизма настанет период роста новой, жизнеспособной России. Современная эпоха кризиса, считал Сорокин, закончится созданием новой идеациональной культуры, а центр культурного лидерства на рубеже XX-XXI веков переместится в Россию. Найти выход из кризиса поможет распространение в мире идей альтруистической любви, изучению и пропаганде которой учёный посвятил последние годы своей жизни.

Развивая свои ранние идеи о социальной солидарности и этике любви, Сорокин выступил с программой спасения человечества на базе альтруистической любви и поведения и основал в Гарварде Центр по изучению творческого альтруизма.

Питирим Сорокин входил в интеллектуальную элиту американского общества, при этом во многом американские ценности учёный не принял.

Лекции Питирима Сорокина в Гарварде слушали дети президента Рузвельта, а также будущий президент Джон Кеннеди, с которым впоследствии Питирим Сорокин состоял в переписке.

Организации, изучающие творческое наследие Питирима Сорокина

Региональный учебно-научный центр имени Питирима Сорокина

Региональный учебно-научный центр имени Питирима Сорокина (Сыктывкар) был создан 25 февраля 2009 года решением ученого совета Сыктывкарского государственного университета. Занимался изучением творческого наследия Питирима Сорокина, размещенного в коллекциях Канады (Саскачеванский университет), США и Европы. Основной проект Центра - издание книги «Питирим Сорокин: избранная переписка». Закрыт по решению ученого совета ВУЗа 27 октября 2010 года.

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр „Наследие“ имени Питирима Сорокина»

Постановлением Правительства Республики Коми от 12.11.2010 в Сыктывкаре создано Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр „Наследие“ имени Питирима Сорокина». Основная задача Центра - изучение и популяризация в республике наследия П. А. Сорокина и других выдающихся деятелей Коми науки и культуры. Центр возглавила доктор исторических наук Э. А. Савельева.

Фонд Питирима Сорокина

В апреле 2011 года в Винчестере (штат Массачусетс, США) образован Фонд Питирима Сорокина. Фонд создан сыном Питирима Сорокина Сергеем и является некоммерческой организацией. Среди основных задач Фонда:

Сергей Питиримович Сорокин и Ричард Фрэнсис Хойт образуют Совет директоров Фонда. Исполнительный директор Фонда - Павел Петрович Кротов.

Библиография

Основные издания трудов П. Сорокина

  • Преступность и её причины / П. А. Сорокин. - Рига: Наука и жизнь, . - 46 с. - (Миниатюрная библиотека «Наука и жизнь»; № 22).
  • Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали / П. А. Сорокин; С предисл. проф. М. М. Ковалевского. - СПб.: Я. Г. Долбышев, 1914. - L, 3-456 с.
    • Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали: К 110-й годовщине со дня рождения / Питирим Сорокин; Подгот. В. В. Сапов. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 1999. - 446, с. (Серия «Русская социология XX века» / Рус. христиан. гуманитар. ин-т). ISBN 5-88812-055-3
  • Система социологии. Т.1-2. - Пг., 1920.
    • Система социологии / Питирим Александрович Сорокин. - М.: Астрель, 2008. - 1003 с., л. портр.; 22 см. - (Социальная мысль России). ISBN 978-5-271-14765-4
  • Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений = Social & Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships / Питирим Сорокин; Пер. с англ. В. В. Сапова. - Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000. - 1054 с. - (Социология: Университет. б-ка / Ин-т социологии РАН, Междунар. ин-т Н. Кондратьева - П. Сорокина). ISBN 5-88812-117-7 (Главный труд Сорокина в четырёх томах в 1937-1941 гг. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологии )
  • Социология революции / Питирим Сорокин. - М.: Территория будущего: РОССПЭН, 2005 (ППП Тип. Наука). - 702, с. - (Серия: Социология. Политология). ISBN 5-8243-0617-6
  • Социальная мобильность / Питирим Сорокин; [пер. с англ. М. В. Соколовой]. - М.: Academia: LVS, 2005. - XX, 588 с. ISBN 5-87444-221-9
  • Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве / Питирим Сорокин; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Фак. социологии. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. - 238, с. ISBN 978-5-288-04830-2
  • Социологические теории современности: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс. исслед.» / Сорокин П. А.; [Пер. и предисл. С. В. Карпушиной]; АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме АН СССР. - М.: ИНИОН, 1992. - 193, с.
  • Сорокин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь . - М. : Academia & LVS, 2003. - XII, 678, с. - ISBN 5-87444-186-7 .
  • Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. - М.: Политиздат, 1992. - 542, с. - (Мыслители XX века. Редкол.: Т. И. Ойзерман (пред.) и др.). ISBN 5-250-01297-3
  • Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор = The crisis of our age/ Питирим Сорокин. - М.: ИСПИ РАН, 2009. - 384, с. ISBN 978-5-7556-0409-3
  • Дальняя дорога: Автобиография / Питирим Сорокин; [Пер. с англ., общ. ред., сост., предисл. и примеч. А. В. Липского]. - М.: Изд. центр «Терра»: Моск. рабочий, 1992. - 302, с. ISBN 5-239-01378-0
  • Человек и общество в условиях бедствий: (Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь) / Пер. С англ., вступ. ст. и примеч. В. В. Сапова. - СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2012 ISBN 978-5-98846-093-0

См. также

Примечания

  1. идентификатор BNF
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  3. Сорокин Питирим Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. :