Незнайка химия. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Инструкция по выполнению работы

3 класс

Контрольная работа №1 по русскому языку

Тема » Мир общения. Повторяем-узнаём новое.»

УМК « Перспектива» авт. Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Учени _____ 3 класса ______________________________________________________________

  1. Что такое диалог? Выбери правильное определение.

Беседа, разговор двух или нескольких лиц

Последовательность восклицательных предложений

Последовательность предложений. связанных общей темой

Настаивание на своём мнении

2. Что такое спор? Выбери правильное определение.

Словесная перебранка, состязание, настаивание на своём мнении

Беседа, разговор двух или нескольких лиц

Текст, который описывает что-то

Текст, который содержит объяснение каких-либо утверждений

3. Выбери пословицы, которые содержат правила вежливого общения:

Сначала подумай, потом скажи.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Не откладывай на завтра то, что сможешь сделать сегодня.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Хорошие речи приятно слушать.

4.Как можно озаглавить текст?

Выбери нужный заголовок.

У нас во дворе живёт ворона. По утрам, когда я иду в школу, она сидит на столбе. Я останавливаюсь и здороваюсь с вороной.» Здравствуй, Каркуша!» Ворона мне отвечает « Кар!» и слетает на землю. Я кормлю её семечками и крошками. Когда я возвращаюсь из школы Каркуша не всегда встречает меня во дворе. У неё много своих дел. Я не обижаюсь на неё. Ведь на следующий день я снова встречусь со своей подружкой.

Птицы осенью.

Моя подружка Каркуша.

Вороний завтрак.

5. Что такое тема текста? Выбери правильный ответ.

Предложение с повторяющимися словами.

Середина текста.

Основное содержание текста.

6. Выбери предложения, которые могут составить текст.

Глухарь живёт в лесу.

Каждое утро аисты летали на болото.

Выбежал на дорогу лось.

Они приносили в клювах лягушек.

Аисты свили гнездо на крыше дома.

Сороки очень любопытны.

Скоро появятся птенцы.

7.Что такое текст? Выбери правильный ответ.

Несколько предложений.

Несколько предложений на общую тему, связанные между собой по смыслу.

Несколько предложений с одинаковыми словами.

8. Укажи цифрами(1, 2,3,4,5) последовательность предложений в тексте.

Играя, щенок хватал Полкана за лапы,хвост и морду.

Он был добрый.

К Полкану подбежал маленький щенок и стал на него кидаться и лаять.

На солнышке грелась большая собака Полкан.

Но большой пёс не злился на маленькую собачку.

9.Допиши предложения

Культурный человек говорит(как?)_____________________________________

Культурный человек пишет (как?)_____________________________________

10. Спиши в тетрадь.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова- дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

11.Вставь пропущенные буквы.

Пр*вет, п*том, б*лото, экскур с*я,

Самооценка

Я (очень, не очень) доволен результатом своей работы, которую сделал сам.

Оценка учителя


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Раздел «Мир общения. Повторяем - узнаём новое»

Уроки 1-16

Целевые установки уроков

Личностные:

Понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства;

Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа.

Метапредметные:

Совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику;

Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы - в соответствии с культурными нормами;

Соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Предметные:

Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат;

Понимать речевые задачи общения: сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

Различать диалогическую и монологическую речь;

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

Составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

Пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

Писать изложения по составленному плану;

Составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям;

Делать полный и краткий пересказ текста;

Устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному.


Культура устной и письменной речи.

Уроки 5-7

Это важно!

В 3 классе начинается знакомство с коммуникативной обусловленностью выбора речевых средств. Как известно, часто нельзя говорить о правильности или неправильности выбора определённого слова или интонации (тона речи, громкости голоса) без учёта того, с кем, где и с какой целью мы говорим. Выбор слов также обусловлен ситуацией общения: мы должны представлять, в каком случае надо сказать: «С какой целью вы посетили нас?», а когда уместнее будет фраза «Зачем ты пришёл?». В 3 классе эта работа только начинается и ограничивается выбором нужной интонации и слов речевого этикета.

Ход урока 5

Актуализация темы урока

Вопрос учителя: «Какую цель люди ставят перед собой при общении?» (Передать информацию, попросить о чём-то, воздействовать на чувства собеседника.) Выслушиваются ответы учащихся. Учитель: «Подумайте, а какой должна быть устная и письменная речь людей, чтобы можно было осуществить поставленную цель?» Выслушиваются ответы учащихся, затем дети отвечают на вопросы Совёнка (с. 13).

Для обсуждения предлагаются различные ситуации: орфоэпически неверное произношение слов, например, в предложении «В нашем магазине продаются портфели» или «У нас в огороде растут свекла и щавель»; орфографически неверное написания слов, например, в записке: «Я учю русский язык четыре чиса»; неверная форма обращения, например, к директору школы: «Привет, Сан Саныч! Как живёшь?»

Учитель: «Знают ли эти люди русский язык? (Знают.) Но они не владеют культурой устной и письменной речи. Что вы можете сказать о людях, которые так говорят или пишут?»

Основной этап урока

Выработка умения «читать» схемы и определение основных целей и правил общения (упр. 18). Анализ рисунка-схемы. Формирование представления детей о речи как целенаправленном процессе. Ответы на вопросы с использованием опорных слов и словосочетаний сначала должны быть устными.

Определение выбора речевых средств в зависимости от ситуации общения. При этом учащиеся устно обрисовывают ситуацию общения. Например: «Я говорю со своими друзьями (как?) тихо (когда? при каких условиях?) ..., громко (когда? для чего?) ..., с насмешкой (при каких условиях? зачем?) ...». Для письменного ответа можно выбрать какой-то один вариант, но обязательно с комментарием. Например: «Я говорю со своими друзьями громко, если они находятся далеко от меня или если я хочу обратить на себя внимание».

Работа над интонацией, соответствующей ситуации общения, может быть проведена в форме игры«Мы артисты» . Учитель предлагает произнести одни и те же фразы от лица разных литературных героев: «Когда ты вернёшься? Я хочу, чтобы ты пришёл (пришла) завтра пораньше». Например, при обращении: а) мачехи к Золушке; б) принца к Золушке; в) Настеньки к отцу (из сказки «Аленький цветочек» C. Аксакова); г) старухи к старику (из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина). Дети должны осознать, что общение с разными целями предполагает выбор разной интонации.

Словарная работа («Твой словарик», с. 14).

Разграничение понятий «устная речь» и «письменная речь» при работе в паре (РТ, упр. 13) или по вопросам учителя.

Работа над выработкой вежливой, уважительной по отношению к собеседнику манеры общения. Обогащение словаря учащихся словами речевого этикета (РТ, упр. 21).

Знакомство с пунктуационными правилами выделения слов речевого этикета при чтении сообщения Самоварова (с. 14). Запись предложений, составленных учащимися при работе в парах (упр. 19). Обратить внимание на постановку запятых!

Конкурс«Кто знает больше вежливых слов?» . Названные учащимися слова речевого этикета записываются на доске и в тетрадях.

Сопоставление вежливой и грубой речи (РТ, упр. 19).

Работа с текстом Л. Толстого: определение манеры поведения героев, поиск вежливых слов и слов, выражающих отношение героев друг к другу (РТ, упр. 22). Работа по вопросам учителя: «С какой целью человек может обращаться к другому человеку? Одинаковые ли виды предложений при этом используются?»

Резервное задание (работа в парах): составление устных диалогов на одну из выбранных тем (приглашение в гости, разговор о прошедшем выходном дне, о самом интересном событии и т. п.). Обязательное требование - использовать слова речевого этикета, слова, передающие доброжелательное отношение к собеседнику.

Определение и объяснение орфограмм в выписанных словах: здравствуй, Алёша, прости, пожалуйста, не смогу, спасибо, поздравление, до свидания, Саша.

Итог урока

Учитель: «С какими целями общаются люди? Чем устная речь отличается от письменной? Каким должен быть разговор двух людей? Какие новые слова речевого этикета узнали на уроке?»

Домашнее задание

Записать вежливые слова и подчеркнуть в них орфограммы или выполнить упр. 20.

Ход урока 6

Актуализация темы урока

Учитель: «В каких двух формах может существовать речь? (Устная и письменная.) Сегодня мы будем говорить о требованиях к устной речи. Как бы вы их определили?» Выслушиваются ответы учащихся.

Основной этап урока

Определение требований к устной речи после самостоятельного чтения текста С. Михалкова (упр. 21). Предложения в конце упражнения дописываются и проверяются.

Работа над техникой речи - дикцией. Учитель: «Какие специальные произведения придуманы людьми для отработки дикции?» (Скороговорки.) Выполнение в парах упр. 16 из РТ или работа со скороговорками, записанными учителем на доске. Может быть проведён конкурс«Лучший скороговорщик».

Нахождение нелитературных форм слов или исковерканных слов в тексте упр. 22 (предложения записываются в исправленном виде) и РТ, упр. 14 (с заменой «псевдослов» словами литературного языка).

Работа в области культуры речи - со словами, в которых сочетания согласных могут произноситься не так, как пишутся (РТ, упр. 17 и 18). Обратить внимание учащихся на то, что на месте буквосочетания жж в современном языке чаще произносится твёрдый долгий звук [ж], мягкий долгий звук пока ещё возможен как вариант наряду с твёрдым произношением этого буквосочетания в словах дрожж и, вожж и. Важно добиться запоминания слов, в которых буквосочетание чн произносится как [шн]. Слова с буквосочетанием чн должны быть обязательно записаны с частичной транскрипцией (скучн о - [шн], нарочн о - [шн], конечн о - [шн], яичн ица - [шн], скучн ый - [шн], научн ый - [чн], конечн ый - [чн]).

Итог урока

Учитель: «С какими нормами культуры речи мы познакомились на уроке?»

Домашнее задание

Составить и записать предложения со словами из РТ, упр. 17.

Раздел «Язык - главный помощник в общении».

Уроки 17-56

Целевые установки уроков

Личностные:

Объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык - это великая ценность и культурное достояние русского народа;

Уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка;

Понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;

Расширять знания об окружающем мире, формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе.

Метапредметные:

Использовать алгоритмы для решения определённых задач;

Сравнивать различные языковые единицы (слова по значению и по звучанию; слово, словосочетание, предложение по их главной функции);

Уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;

Объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Предметные:

Проводить звуко-буквенный анализ слов;

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги;

Уметь переносить слова в соответствии с существующими правилами;

Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты;

Знать признаки слова, словосочетания и предложения;

Составлять словосочетания по заданным моделям;

Проводить синтаксический анализ предложения, определяя его вид по цели высказывания, по интонации;

Находить главные и второстепенные члены предложения, находить связь между ними по вопросам;

Находить однородные члены предложения, уметь ставить при них запятые (простейшие случаи).

Слог, ударение.

Уроки 20-21

Это важно!

Несмотря на то что существуют разные теории деления слова на фонетические слоги, мы придерживаемся традиционного для начальной школы правила: если между гласными два согласных, то один из них относится к предыдущему слогу, а другой - к последующему независимо от свойств этих согласных звуков (кар-та, мет-ро).

Ход урока 20

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации: «Вспомните, как надо делить слово на слоги и как можно переносить слова с одной строки на другую. Один мой знакомый утверждает, что в слоге обязательно должно быть 2 буквы, а при переносе слово надо делить точно пополам. А что скажете вы?»

Основной этап урока

Определение количества слогов в словах (упр. 46, выполняется письменно с самостоятельным объяснением учащимися правил деления или в случае затруднения при помощи подсказки Совёнка) (с. 35).

Повторение правил переноса слов (упр. 47, выполняется письменно).

Введение понятий открытого и закрытого слога при чтении сообщения Самоварова на с. 36.

Нахождение закрытых и открытых слогов: под диктовку учителя записать на доске слова из словарика: обед, четверг, чёрный, жёлтый, завтра, пожалуйста; разделить их на слоги, дать характеристику каждому слогу; привести по два-три примера слов, состоящих или только из открытых, или только из закрытых слогов, и записать эти слова на доске.

Деление слов на слоги (письменно) с устным определением вида каждого слога (открытый или закрытый), упр. 49.

Наблюдение над ролью открытых и закрытых слогов в поэтических произведениях. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами (упр. 50). При сравнении текстов важно обратить внимание на звукопись.

Работа со словами из словарика (с. 35).

Итог урока

Учитель: «Расскажите, чем различаются открытые и закрытые слоги, в чём разница в звучании слов с открытыми слогами и слов с закрытыми слогами».

Домашнее задание

Ход урока 37

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации по вопросу учителя: «Мы уже знаем, что слово состоит из значения и звуковой или буквенной оболочки. Подумайте, можно ли выразить значение слова без использования его звуко-буквенной формы. А важна ли последовательность звуков и букв, или они могут стоять в любом порядке?» Выслушиваются ответы учащихся. Затем выводы детей уточняются при выполнении упр. 100, где надо сравнить слово пожар и набор букв на доске, не являющийся словом. Чтение сообщения Самоварова (с. 65).

Основной этап урока

Убедиться в зависимости значения слова от его звукобуквенной формы поможет игра «Цепочки слов и рисунков» (РТ, упр. 90).

Нахождение слов, значение которых может измениться при замене одной буквы (РТ, упр. 91). Дополнительное задание: составить план текста «Сказка о Забывчивой Сове», пересказать текст по этому плану или раскрыть пункты плана письменно. Вариант задания: составить к тексту такие вопросы, чтобы при ответе получился текст-рассуждение.

Работа с упр. 101. Нахождение орфограмм и подбор проверочных слов к выделенным словам (письменно). Беседа о пожарных (устно).

Итог урока

Учитель: «Как устроено слово? Есть ли связь между значением слова и его звукобуквенной формой?»

Домашнее задание

Придумать и записать свою цепочку слов, различающихся одной буквой.

Раздел «Состав слова».

Уроки 57-74

Целевые установки уроков

Личностные:

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

Разрешать проблемные ситуации;

Реально оценивать свои успехи в освоении языка;

Уважительно и с интересом относиться к истории языка;

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные:

Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце - «Как разобрать слово по составу»);

Развивать умение пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (рисунок-схема состава слова, модель-схема состава слова);

Уметь пользоваться справочной литературой (словарями);

Развивать логическое мышление при сравнении форм одного слова и однокоренных слов, при сравнении оттенков значения, которые привносят в слово разные морфемы, и т. п.;

Обогащать свой лексический состав словами, образованными по разным словообразовательным моделям;

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Предметные:

Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончание;

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

Образовывать слова по заданным схемам и словообразовательным моделям;

Объяснять значение морфем: корня, приставки, суффикса (элементарные случаи);

Выделять в слове основу и окончание;

Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании;

Различать однокоренные слова и формы одного слова;

Образовывать слова с заданными морфемами;

Образовывать сложные слова на базе предложенных словосочетаний;

Находить в слове орфограмму, определять её, применять нужный алгоритм для её проверки;

Знать алгоритмы проверки изученных орфограмм корня (безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные, непроверяемые написания);

Объяснять употребление разделительных ь и ъ с опорой на состав слова;

Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;

Различать приставку и предлог;

Иметь представление об исторических фонетических чередованиях согласных звуков в корнях слов.


Похожая информация.


3 класс. Раздел: «Мир общения. Повторяем – узнаем новое».

Тема урока: Собеседники. Диалог. Тип урока: комбинированный
Цель урока: обобщить знания об основных функциях общения;
продолжить формирование умения вести диалог, используя впечатления детей, с опорой на рисунки.
Задачи урока: актуализировать знания об основных функциях общения, умения вести диалог с опорой на рисунки и личные жизненные впечатления; повторить, что такое текст, правила оформления предложения на письме, правила употребления заглавной буквы в именах собственных.
Планируемые результаты:
предметные ориентироваться в учебнике и тетради, понимать условные обозначения; понимать, что такое текст; уметь применять на практике изученные правила; метапредметные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; делать выводы о значении общения в жизни человека; оценивать и контролировать свои действия; личностные: осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке, проявлять уважительное отношение к родному языку.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Мотивация к деятельности и актуализация знаний

* Орг. момент. Задает вопросы о готовности к уроку (Какой у нас урок? Что мы должны проверить прежде, чем начнём урок? Как сидим? Слушаем? Работаем? Все ли готовы?)
*Предлагает рассмотреть учебник, лежащий на парте.
* Предлагает ответить на вопрос
-Кто напомнит правила обращения с учебником?
*Знакомит учащихся с новым учебником с помощью вопросов:
-Кто может назвать авторов учебника? (Климанова Людмила Федоровна и Бабушкина Татьяна Владимировна)
Какие задания вам хотелось бы выполнить?
*Предлагает прочитать самостоятельно обращение к вам профессора Самоварова на с. 3.
*Задает вопрос:
- Зачем человеку нужно знать родной язык? *Предлагает прочитать, что говорит Самоваров об этом. Задает вопрос
- Как учебник поможет нам в изучении родного языка?
*Задает вопрос:
Что значит учиться?

*Организует работу с условными обозначениями на 2 странице учебника.

*Контролируют свою готовность к уроку.
Отвечают на вопросы.

*Рассматривают учебник.

*Вспоминают и формулируют правила.

*Отвечают на вопросы, называют понравившиеся задания.

*Читают обращение профессора Самоварова.

*Размышляют и отвечают на вопрос

*Читают и делают вывод о необходимости много учиться, чтобы знать русский язык.

*Отвечают. (Сделать 2 шага:понять, чего не знаю и как добыть необходимые знания)
*Предполагают, что условные обозначения помогут ориентироваться в учебнике и понимать задания. Находят условные обозначения в учебнике.

2.Организация познавательной деятельности.

*Предлагает рассмотреть упражнение № 1 на с. 4 и ответить на вопросы:
Как найти нужное упражнение в учебнике? Где написано задание к упражнению? Где записаны вопросы к упражнению? Предлагает определить порядок выполнения упражнения. Подумать и ответить на вопрос: что такое беседа, диалог? Собеседники?

*Предлагает поработать в тетрадях. Для чего просит напомнить, с чего мы начинаем работу в тетради.

*Открывает задание для чистописания на интерактивной доске.

*Вывешивает по одному словному слову на доску (на магнитах) и просит определить значение слова, попробовать заменить его синонимом.

*Проводит физкультминутку.
*Предлагает продолжить работу в тетради и обратиться к упр.2 (учебник с.5). *Предлагает составить алгоритм работы.

*Просит поднять руку тем ребятам, кто может выполнить это упражнение самостоятельно.
*Предлагает остальным прочитать задание к упражнению №3. Задает вопрос
–Кто догадался, где мы сможем найти ответы на вопросы? Предлагает детям ответить на два вопроса упражнения (мальчики про Ваню, девочки про Аню)
*Предлагает поработать в парах. Придумать текст о любимой игрушке по плану и оценить, как справились с этим заданием.
*Читают, один ученик отвечает на вопрос о разделе, второй формулирует тему урока, несколько высказывают свои предположения о том, чем будем заниматься на уроке. Отвечают на вопрос что такое текст.
*Рассматривают упражнение, формулируют порядок его выполнения и отвечают на вопросы.

*Один из учащихся напоминает, что сначала мы выполняем разминку для рук, а затем выполняем чистописание, записываем словарные слова.
*Выполняют разминку для рук, затем две строки чистописания.

*Рассуждают о значении слов, ищут синонимы, выписывают словарные слова из учебника в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы).

*Дети выполняют физ.упражнения.
*Находят упражнение, читают задание и вопросы.
*Учащиеся составляют план выполнения упражнения.
*Дети, поднявшие руки записывают № упражнения и выполняют его.

*Читают задание к упражнению 3. Отвечают на вопрос. Выполняют упражнение. Один у доски.

*Работают в паре. Каждый придумывает свой текст о любимой игрушке по плану
(1. Название игрушки. 2. Внешний вид игрушки.3. Почему она любимая), рассказывает соседу по парте. Оценивают текст друг друга (рисуют шкалу оценочную карандашом на поле в тетради)

3.Рефлексия и подведение итога урока

Задает вопросы:
-С каким учебником познакомились, кто его авторы.
-Что нового узнали на уроке?
-Для чего нужна речь?
-Каким должно быть общение?
-Что такое диалог?
-Что было интересно? Трудно?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Анализируют, оценивают свою деятельность на уроке (с опорой на вопросы учителя), обмениваются впечатлениями.
Заканчивают предложения, написанные на доске:
Я (очень, не очень) доволен(_льна) результатом своей работы, которое сделал(_а) сам(_а).

Доп. материал: правила работы с учебником и тетрадью.

Диагностика достижения планируемых результатов: придумать текст по плану и озаглавить его (работа в паре)


Приложенные файлы

Русский язык
Пояснительная записка.

Статус документа

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.

Общая характеристика
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка за счет реализации трех принципов:


  1. Коммуникативного.

  2. Познавательного.

  3. Принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Реализация данных принципов позволяет наиболее плотно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему ЗУН), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Обучение русскому языку на основе данной программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учетом уровня развития интересов ребенка и его познавательных возможностей.

Познавательная направленность программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в программе придается изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создает условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

^ Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:


  • ознакомление с основными положениями науки о языке;

  • формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетентности учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

^ Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год . Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель , в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

^ Основные содержательные линии

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий , относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений ), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений ), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д .), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию ).
Речевое общение. Текст
Коммуникативноречевые умения и навыки. Умение учитывать условия речевого общения, знание адресата, понимать цель и тему речевого высказывания, поддерживать общение с помощью вопросов и вспомогательных средств (жесты, мимика), которые показывают, как партнер воспринимает услышанное; обращать внимание на смысловую сторону речи и словесную форму ее выражения. Умение различать словесные и несловесные (вспомогательные) средства общения. Пониманиетого, что язык - главное средство речевого общения. Наблюдение за коммуникативноречевыми ситуациями на основе реального общения, образносимволических моделей и художественных текстов. Понимание ролевых отношений и целиобщения на примере общения литературных героев (Айболит и лиса, заяц, дядя Федор и кот Матроскин и др.) и в парах (ученик - ученик, ученик - учитель, дети - родители и т. д.). Умение устанавливать доброжелательные отношения с партнером на основе взаимопонимания и уважения. Наблюдение за развитием ситуации, манерой общения собеседников;

выявление отношения собеседников к предмету общения: дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, халатное, безразличное - и того, как характеризует это отношение собеседника: сердечный, жестокий, вежливый, грубый, приветливый и т. д. Наблюдение за целевыми установками высказывания (сообщить, спросить, побудить к действию, выразить чувство) в предложениях, различных по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); оформление восклицательных предложений. Умение слушать и говорить, роль этих процессов в речевом общении.

Взаимосвязь устной речи с несловесными средствами общения (мимика, жесты, поза, интонация, пауза). Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях, базирующихся на знании языка. Понимание недостатков собственного произношения, желание их устранить. Умение слушать речь собеседника, т. е. проводить ее элементарный анализ (с помощью учителя), улавливать основную мысль, выраженную в речи, задавать вопросы, осмысливать общую идею высказывания. Умение говорить выразительно, понятно, логично, четко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии. Умение слушать и говорить, роль этих процессов в речевом общении. Взаимосвязь устной речи с несловесными средствами общения (мимика, жесты, поза, интонация, пауза). Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях, базирующихся на знании языка. Понимание недостатков собственного произношения, желание их устранить. Умение слушать речь собеседника, т. е. проводить ее элементарный анализ (с помощью учителя), улавливать основную мысль, выраженную в речи, задавать вопросы, осмысливать общую идею высказывания. Умение говорить выразительно, понятно, логично, четко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии. Умение решать в процессе общения речевые задачи: что то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, утвердить, воодушевить).

Воспроизведение, пересказ услышанного с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания. Пересказ содержания прочитанного произведения (полно и кратко), составление описания любимой игрушки, предметов живой и неживой природы. Умение находить нужные слова, связывая их в предложения и тексты, устранять шаблонные фразы и выражения, передавать свое отношение к услышанному. Умение исключать из речи слова со значением неодобрения (кривляка, худосочный, здоровенный и др.). Совершенствование монологической речи. Составление рассказа по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям. Обогащение речи детей синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами, поговорками, пословицами. Понимание роли слова в художественном тексте.

Текст. Письменная форма общения. Понимание того, что письмо и чтение - это письменная форма общения. Представление о тексте (связь предложений в тексте, его заглавие, главная мысль, опорные слова, основные части - начало, середина, конец), план текста. Текст описание, текст рассуждение, текст повествование (знакомство). Художественный и научный тексты (элементарное сравнение с помощью учителя). Составление и запись небольших текстов делового характера: записки, телеграммы, объявления и др. Изложение текста повествования по самостоятельному или коллективному плану, по серии рисунков, вопросов. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание различных типов текста. Умение контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом.

Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами графики и орфографии.

Речевой этикет. Совершенствование умения выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравить, пригласить друзей, правильно обратиться к собеседнику и вести разговор по телефону. Правила речевого этикета в общественных местах, формирование культуры общения во всех сферах жизни ребенка.
Язык в речевом общении
Русский язык - культурная ценность народов России. Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Элементарные сведения из истории языка.

Слово и его значение. Лексическое значение слова, его связь со звукобуквенной формой; антонимы и синонимы, сопоставление значений слов на основе их моделей. Употребление слов в переносном значении, многозначность слов. Происхождение имен, фамилий; легенды о происхождении географических названий. Мотивированные названия слов (подснежник, подберезовик и т. д.). Работа со словарями (толковым, словарями синонимов, антонимов).

Состав слова. Словообразование. Основа и окончание. Роль окончания в слове. Закрепление понятий «корень слова», «приставка», «суффикс». Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова (их сравнение). Разбор слов по составу.

Корень - главная значимая часть слова (включает общее значение всех однокоренных слов). Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков и непроизносимых согласных звуков в корне слова. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов: река - реченька, снег - снежок, бег - бежать.

Приставка - значимая часть слова; ее роль в словообразовании (функциональный аспект). Правописание букв гласных и согласных звуков в приставках: о, об, от, до, по, под, про, за, на, над, в, с, вы, пере. Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками. Приставка и предлог (сопоставление).

Суффикс как значимая часть слова; его роль в словообразовании (чик, щик, ин и др.). Правописание суффиксов ик, ек.

Сложные слова - слова с двумя корнями (знакомство). Наблюдение за образованием новых слов.

Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи (на нагляднообразных моделях). Классификация слов по частям речи (общее значение и вопросы как средство его выделения).

Имя существительное. Общее значение, вопросы. Отнесение слов типа белизна, бег, счастье, мысль, туман к категории

существительных на основе вопроса и общего значения предметности. Имена существительные одушевленные и неодушевленные как группы слов, имеющих свои общие признаки и вопросы. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах собственных.

Род, число имен существительных. Правописание родовых окончаний имен существительных (море, озеро). Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (листва, мед, молоко) или только во множественном

числе (каникулы, ножницы, грабли). Изменение имен существительных по числам и вопросам (по падежам). Понятие о склонении существительных. Распознавание падежей. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (мышь, рожь) и его отсутствие в конце существительных мужского рода (ключ, мяч). Образование имен существительных с помощью суффиксов. Роль имен существительных в предложении и речи.

Имя прилагательное. Общее значение, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Понятие о склонении прилагательных. Прилагательные с твердой и мягкой основами. Правописание окончаний ий, ый, ая, яя, ое, ее, ие, ые. Суффиксы имен прилагательных (наблюдение). Роль имен прилагательных в предложении и речи.

Глагол. Общее значение, вопросы. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее и будущее время.

Окончания глаголов в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Правописание мягкого знака (ь) после ч в глаголах неопределенной формы. Наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам. Правописание не с глаголами. Роль глагола в предложении и речи. Многозначность глаголов, прямое и переносное значение, выбор глагола для точной передачи мысли в речи. Местоимение. Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имен существительных личными местоимениями).

Имя числительное. Общее представление. Упражнение в правильном употреблении форм имен числительных в речи.

Предлог. Общее знакомство с предлогами. Правило написания предлогов с другими словами. Наблюдение за ролью

предлогов в словосочетаниях.

Предложение. Словосочетание. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по интонации (восклицательные, невосклицательные). Точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Связь слов в предложении. Умение ставить вопросы и определять, какие второстепенные члены предложения относятся к подлежащему, а какие - к сказуемому. Однородные члены предложения (знакомство). Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами.
^ Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) - главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.
Учащиеся должны знать :

Состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Учащиеся должны уметь:

Проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

Отличать текст от набора предложений;

Определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;

Устанавливать связи между предложениями в тексте;

Делить текст на части, устанавливать связи между ними;

Писать предложения в 60-70 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;

Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

Писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;

Писать сочинение описание (после предварительной подготовки);

Писать под диктовку тексты в 55-65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);

Правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);

Грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;

Распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

Писать слова с непроверяемыми буквами;

Распознавать в тексте синонимы и антонимы;

Различать в слове его лексическое значение и звукобуквенную форму; проводить звукобуквенный анализ слов;

Самостоятельно ставить ударение в словах.

^ Календарно – тематическое планирование по русскому языку для 3 класса

по УМК «Перспектива»

(5 часов в неделю, всего 170 часов)


п\п


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

  1. четверть

^ «МИР ОБЩЕНИЯ. ПОВТОРЯЕМ - УЗНАЕМ НОВОЕ»

1.Речевое общение. Диалог. Собеседники. (7 часов)


Речевое общение. Диалог. Собеседники.

1

КУ

Фронтальная работа

Индив. работа


Анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Слушать речь собеседника, т.е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя), понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме. Говорить связно и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги, основанные на правилах продуктивного общения.

Фронтальный опрос (ФО), самостоятельная работа (СР)

Уч. с. 4-5

РТ упр.3




1

УПЗУ

фронтальная работа

ФО

Уч. с. 6-8

РТ упр.7


Речевое общение. Диалог. Собеседники. (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

ФО

Уч. с. 8-9 + выписать 10 слов из словарика с непр. безуд. гласн.

Речевое общение. Диалог. Собеседники. (продолжение)

1

УОНМ

фронтальная работа,

работа в паре


ФО
взаимоконтроль

Уч. с. 10-12

РТ упр.10


Речевое общение. Диалог. Собеседники. (продолжение)

1

УПЗУ

Работа в паре

ФО

взаимоконтроль


Вспомнить и записать как можно больше слов речевого этикета

Речевое общение. Диалог. Собеседники. (продолжение)

1

УПЗУ

Индивид. работа

фронтальная работа


ФО

Уч. с. 13-15

Вып. из орф. слов. 5 слов с непров безуд. гласн.


Речевое общение. Диалог. Собеседники. (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

ФО, СР

Уч. с. 16-17

2. Культура устной и письменной речи. (25 часов)

Культура устной и письменной речи

1

УПЗУ

фронтальная работа

Выбирать Следить Писать Объяснять

ФО

Уч. с. 18-20


1

КУ

фронтальная работа

ФО

Уч. с. 20-22

Т упр.28 из учебника


Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

КУ

фронтальная работа

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.

ФО

Уч. с. 22-25

Т упр.30 из учебника


Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

КУ

фронтальная работа

ФО

Уч. с. 26-27

Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

ФО

Уч. с. 28

Т упр.40 из учебника


Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

самостоятельная работа


ФО, СР

Уч. с. 29-32

Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

самостоятельная работа


ФО, СР

Уч. с. 32-33

Составить и записать заявление на любую тему


Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.

ФО

Уч. с. 33-34

Т упр.45 из учебника


Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

работа в паре


СР

взаимоконтроль


Уч. с. 34

Т упр.48 из учебника


Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

индивидуальная работа

самостоятельная работа


СР

РТ упр.42

Культура устной и письменной речи (продолжение)

1

УПЗУ

фронтальная работа

индивидуальная работа


Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.

СР, индивид. работа по карточкам (ИРК), ФО

Уч. с. 35

Т упр.49 из учебника