Деятельность на английском языке. Внеурочная деятельность по английскому языку. по английскому языку

Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

В рамках внеурочной деятельности осуществляется образовательная деятельность, отличная от классно – урочной деятельности. Она направлена на достижение планируемых результатов основной образовательной программы.

В базисном учебном плане обозначены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезное, а также проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников.

Основными принципами деятельности во время внеурочной деятельности являются:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип добровольности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Из опыта работы можно утверждать, что в рамках внеурочной деятельности, можно решать следующие задачи:

  • создавать благоприятные условия для развития ребенка;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников;
  • стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка;
  • оптимизировать учебную нагрузку.

Ученик является активным участником учебного процесса, а учитель организует и направляет его деятельность. Учитель не только дает учащимся знания, но и обеспечивает формирование и развитие познавательных интересов и способностей, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Формировать и развивать интересы и способности во время внеурочной деятельности лучше всего через игры: лексические, грамматические, фонетические, деловые. Игра помогает сделать внеурочное занятие более интересным и увлекательным.

Драматизацию сказок на английском языке широко используем во внеурочной деятельности. Это эффективное средство повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает преодолеть речевой барьер ребенка. В начальных классах драматизируем такие сказки как: The wooden house” (Теремок); “Three little pigs” (Три поросенка); “The hare and the tortoise” (Заяц и черепаха). В школе ежегодно проводится декада английского языка, во время которой учащиеся играют свои сказочные роли перед младшими учениками.

Подготовка сказок – творческая работа, которая способствует раскрытию индивидуальных способностей, а также углубляет знания. Учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. Чтение и драматизация сказок также замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на английском языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру.

Во время проведения внеурочной деятельности также выполняем творческие проекты вне рамок изученных тем. Примерами подобной деятельности школьников могут служить мини-проекты, например: “Животное моей мечты”, “Необычные фрукты”, “Путешествие в будущее”. В свои проекты учащиеся включают кроссворды, головоломки, ребусы на закрепление изученного лексико-грамматического материала. Также учащиеся готовят поздравительные открытки к праздникам.

Важным компонентом внеурочной деятельности по английскому языку является организация участия школьников в дистанционных олимпиадах и всероссийских конкурсах: “Познание и творчество”, “Интеллект-экспресс”. Это позволяет им испытать свою конкурентоспособность, оценить свой уровень знаний.

Внеурочная деятельность по английскому языку способствует:

  • формированию основ коммуникативной компетенции;
  • способствует достижению личностных результатов, как целеустремленность, самостоятельность;
  • развивает навыки коллективного взаимодействия.

Благоприятный психологический климат во время проведения внеурочной деятельности создаёт условия для развития ситуации успеха и дальнейшего самосовершенствования.

Здравствуйте, наши постоянные читатели и слушатели! При обычном разговоре на английском языке мы очень часто спрашиваем или рассказываем о том, что делаете или чем занимается тот или иной человек. Это неотъемлемая часть любого повседневного разговора. Именно с этих фраз мы завязываем беседу. Поэтому сегодня мы в четырнадцатом аудио уроке выучим «Виды деятельности » и занятия на английском языке.

Какие вопросы вы задаете, прежде всего, при встрече? Что-то типа «Чем занимался сегодня?», «Где Андрей?», «Что он делает?», «Куда вы ходили вчера и чем были заняты?». Именно поэтому название видов занятий и деятельности человека по-английски просто необходимо знать, если вы хотите построить полноценный разговор с носителем языка. Конечно, охватить все существующие виды деятельности в данной статье невозможно, но я постараюсь представить основные из них.

Рекомендую посмотреть еще одну интересную статью Количественный и порядковый счет на английском , чтобы изучить цифры и числа, а также порядковые числительные по-английски

Сначала прослушайте бесплатный аудио урок онлайн несколько раз, чтобы научиться воспринимать иностранную речь на слух. Это очень важно при разговоре с носителями, так как иначе вы не сможете воспринимать беглую английскую речь. После этого старайтесь повторить каждую фразу аудио урока за диктором с максимальной точностью, чтобы натренировать хорошее произношение, так как без этого уже вас не смогут понять англоговорящие.

Именно для этих целей, мы предоставляем уроки в аудио формате, чтобы вы могли научить воспринимать и правильно произносить фразы про виды деятельности на английском: /wp-content/uploads/2015/09/RUEN013.mp3 Озвученный перевод фраз существенно облегчит вам запоминание, так как выражение вместе с переводом сразу будет записываться в ваше подсознание. И в схожей ситуации необходимая фраза всплывет в вашей памяти, когда вам нужно будет употребить то или иное выражение при разговоре.

Кем работать мне тогда, чем заниматься?

Известно, что до 80% информации воспринимается через зрительные каналы. Так как урок в формате аудио предназначен для тренировки восприятия и произношения, то текстовый вариант урока нужен для запоминания новой лексики на тему «Виды деятельности» и сопутствующих слов-дополнений. Таким образом, выучив все эти фразы, вы пополните свой словарно-фразовый арсенал 100 новыми словами, которые вы сможете использовать в разговоре с англоязычными собеседниками.

Виды деятельности (Activities)
Английский Русский
What does Martha do? Чем занимается Марта?
She works at an office Она работает в офисе
She works on the computer Она работает на компьютере
Where is Martha? Где Марта?
At the cinema. В кино
She is watching a film Она смотрит фильм
What does Peter do? Чем занимается Питер?
He studies at the university Он учится в университете
He studies languages Он изучает языки
Where is Peter? Где Питер?
At the café В кафе
He is drinking coffee Он пьет кофе
Where do they like to go? Куда они любят ходить?
To a concert На концерт
They like to listen to music Они любят слушать музыку
Where do they not like to go? Куда они не любят ходить?
To the disco На дискотеку
They do not like to dance Они не любят танцевать

Благодаря данному онлайн аудио уроку, вы можете изучить основные виды деятельности на английском, прямо не выходя из дома. Вам не нужно ездить на специальные языковые курсы, которые находятся на другом конце города. Вам достаточно просто сесть за компьютер и зайти на наш сайт. Конечно, аудио уроки — это не 100% эффективность, но очень существенная подмога, если вы занимаетесь с репетитором или собираетесь поступать в какие-либо учебные заведения.

Слушайте онлайн и изучайте все остальные

Целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек… … Философская энциклопедия

деятельность - направить действие деятельность начать действие, начало деятельность осуществляется действие, пассив на ся, продолжение деятельность связана касательство заниматься коммерческой деятельностью действие, непрямой объект заниматься… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Деятельность - посредника (финансового брокера) заключается в выполнении агентских (посреднических) функций при купле продаже ценных бумаг засчет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Деятельность инвестиционного консультанта… … Финансовый словарь

деятельность - См … Словарь синонимов

деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии. В отличие от поведения, Д. не определяется биологически или социально заданными программами. Для нее характерно… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельности, мн. нет, жен. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

деятельность - Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки. Примечание Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) … Справочник технического переводчика

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс … Большой Энциклопедический словарь

Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадияхПсихологический словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1)… … Новейший философский словарь

Книги

  • Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России , Соколов. Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России: Воспитанницам старших классов Одесской гор. 2 женской гимназии. 6 окт. 1896 г. / Вс. Соколов R 8/1142:Одесса:… Купить за 3762 грн (только Украина)
  • Деятельность. Сознание. Личность , А. Леонтьев. `Деятельность. Сознание. Личность`одна из главных книг выдающегося российского ученого А. Н. Леонтьева (1903 1979), по которой до сих пор в нашей стране учатся…

Индивидуальный план самообразования

учителя английского языка

Колабиной Татьяны Юрьевны

Я чувствую себя вправе сказать:

да здравствует самообразование во всех областях!..

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли

сами, побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием,

которое вы сделали сами".

К. И. Чуковский

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте,что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.

Рубакин Н. А

Тема самообразования:

Внеурочная деятельность по английскому языку как средство повышения

Качества образования. Сроки реализации – 3 года

Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокообразованной личности, способной мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт мировых цивилизаций для воспитания у них потребности к самообучению и саморазвитию, для формирования широкого и гуманного взгляда на мир. Кроме того, внеурочная деятельность по английскому языку оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.

А также создаѐт немаловажную ситуацию успеха, в которой каждый

обучающийся может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определѐнных результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире. И начинать эту работу надо именно со школы, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.

Цели: выявление и создание условий для развития интеллектуального и

творческого потенциала учащихся.

Источники самообразования: СМИ, в том числе специализированная

литература (методическая, научно-популярная, публицистическая,

художественная), вебинары, видеоконференции, семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации, ресурсы Интернет.

Формы самообразования:

 индивидуальная – посредством реализации индивидуального плана;

 групповая – взаимодействие с коллегами, участие в заседаниях МО

учителей иностранного языка с целью обмена опытом, участие в

деятельности школьного методического объединения учителей

иностранного языка, участие в работе сетевых сообществ.

Ожидаемые результаты самообразования:

1. Повысить качество преподавания предмета.

2. Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

3. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный

материал в творческих работах.

4. Создать комплекты педагогических разработок с применением новых

технологий и поместить их на школьном сайте.

5. Повысить активность и результативность участия учащихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней.

6.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО.

7. Разработать дидактические материалы, планы внеурочных мероприятий,

способствующие реализации личностно-ориентированного подхода в изучении предмета.

8. Обобщить опыт, подвести итоги по рабочей теме.

Исходя из задач основной общеобразовательной проблемы школы,

индивидуальной темы по самообразованию, я наметила следующие основные

направления работы по самообразованию:

профессиональное:

1. Изучить программы и УМК, их основные требования к уровню обученности учащихся (включая «Фундаментальное ядро содержания общего

образования» / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В.

Козлова, А. М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. -М. : Просвещение, 2011. -79 с. - (Стандарты второго поколения) и ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. приказов Минобрнауки

России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

2. Изучить методическую литературу по предмету;

3.Знакомиться с новыми технологиями в преподавании предмета через

средства СМИ, Интернет, сетевые сообщества;

4. Повышать квалификацию на курсах для учителей иностранного языка

психолого-педагогическое:

1. Совершенствовать свои знания в области возрастной и педагогической

психологии;

2. Консультироваться с психологами образовательного учреждения для

выстраивания эффективного процесса обучения и реализации личностно-

ориентированного подхода к учащимся.

методическое:

1.Знакомиться с новыми формами, методами и приемами обучения и

совершенствовать использование традиционных методик преподавания;

2. Принимать активное участие в работе школьного и городского

Методического объединения учителей иностранного языка;

3. Совершенствовать формы работы с одаренными детьми и поощрять их

участие в разнообразных творческих проектах, конкурсах, олимпиадах,

игровых конкурсах как очного, так и заочного, дистанционного типа;

4. Совершенствовать формы работы с отстающими учащимися, создавать

условия для их успешности по предмету и повышения мотивации к учению;

5. Изучать опыт работы лучших учителей образовательного учреждения,

города, региона, участвовать в обмене опытом;

6. Разработать программы для внеурочной деятельности с учащимися;

7. Создавать собственную методическую копилку лучших разработок

уроков, внеклассных мероприятий, положений к конкурсам;

8. Периодически проводить самоанализ своей педагогической деятельности

информационно-коммуникационные технологии:

9. Изучать ИКТ и разумно использовать их в урочной и внеурочной

деятельности;

10. Принять участие в школьном и городском конкурсе «Неделя иностранных языков».

Внеурочная деятельность по английскому языку .

Учитель английского языка

МБОУ Иж-Бобьинской СОШ имени Братьев Буби

Агрызского района РТ

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков . Необходимость знания, по крайней мере, одного иностранного языка в наши дни очевидна, внеурочная деятельность позволяет включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру. Это нашло отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах. Сложившаяся в данное время социально - политическая и экономическая обстановка наметила ряд изменений в различных структурах общества, в том числе и в образовании. Социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам. Предпосылками введения ФГОС являются: противоречие между новыми целями образования и традиционной школой, снижение мотивации к обучению в классе, кризис классно-урочной системы, использование новых средств обучения (смартфонов, планшетов и т. д.).

В связи с этим происходит переосмысление и переоценка того места, которое в учебном процессе отведено учебному предмету «Английский язык», возрастает его значимость. Согласно Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях).

Внеурочная деятельность позволяет наиболее полно сформировать языковую компетенцию обучающихся. Понятие языковой компетенции обширное и исследования в этой области еще не закончены, но тем не менее именно это понятие отражает конечную цель изучения языка. Языковая компетенция - прежде всего владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном , лексическом, синтаксическом . Обучающийся обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных .

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. Выходит, что компетенция для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах - чтении, говорении, письме, аудировании.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников кроме учебной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы двигаться по пути к совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, а главное «научить учиться» и делать это на протяжении всей жизни. При обучении иностранным языкам главное перебороть языковой барьер и научиться участвовать в акте коммуникации, а языковая компетенция как раз и формируется с помощью умений и навыков речевого общения. Духовно - нравственная и общеинтеллектуальная направленность курса внеурочной деятельности способствует развитию кругозора и широкому выбору тем коммуникации. В отличие от уроков занятия по внеурочной деятельности радикально отличаются по своему содержанию и в начальной школе в основном представляют собой игровую деятельность. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Традиционно в методической литературе и в школьной практике различают следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: массовые, групповые и индивидуальные.

Индивидуальная внеурочная работа осуществляется с отдельными учениками и заключается в подготовке сообщений или докладов о стране изучаемого языка, о важных событиях и датах, а также о знаменитых людях. Помимо этого, детьми разучиваются стихи, отрывки из произведений, написанных иностранными писателями, и английские песни. Во время внеклассных занятий школьники готовят наглядные пособия, занимаются оформлением альбомов, стендов и стенгазет. Индивидуальная работа может осуществляться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и постоянный состав учеников, объединенных общими интересами. К этой форме относятся различные кружки: вокальные, драматические, внеклассного чтения , филателистов . Методисты советуют организовывать для всех школьников хоровые и разговорные кружки, а для учащихся старших классов – страноведческие и литературно-переводческие. Также хорошо себя зарекомендовали комбинированные кружки, объединяющие разные виды деятельности, к примеру, подготовку инсценировок, разучивание песен, просмотр диафильмов, внеклассное чтение. Обычно занятия в кружках проводятся на регулярной основе.

Что касается массовых форм внеурочной деятельности, у них нет четкой организационной структуры. К ним относятся фестивали, вечера художественной самодеятельности, карнавалы, конкурсы и тематические вечера.

По смыслу выделяют следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: соревновательные, культурно-массовые, политико-массовые, средства массовой информации . Каждая из групп предусматривает проведение определенных мероприятий. Соревновательные мероприятия – это игры, конкурсы, викторины, олимпиады. Мероприятия культурно-массового характера включают в себя вечера-встречи с интересными людьми, вечера-праздники, которые посвящены традициям страны изучаемого языка, вечера-портреты, где изучается биография известных поэтов, композиторов, актеров, вечера-хроники, связанные со знаменательными событиями. К мероприятиям политико-массового характера относятся фестивали, форумы, ярмарки солидности, пресс-конференции, телемосты

Творческая подача материала педагогом и умение подвести к намеченной цели во многом способствуют креативному мышлению и формированию языковой компетенции обучающихся, а также способствуют выполнению социального заказа в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО - в формировании поколения, которое может мыслить нестандартно и самостоятельно находить решение в любой жизненной ситуации.

Среди приёмов работы можно выделить технологию «Языкового портфеля», способствующую развитию навыков самооценки и рефлексии познавательной деятельности . «Языковой портфель» представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих опыт учебной деятельности обучающегося по овладению английским языком. В структуру портфеля входят: паспорт, языковая биография его пользователя, досье. В «паспорте» представлена основная информация т. е. данные ученика: имя, возраст, класс, увлечения, изучаемые иностранные языки, контакты с представителями разных стран, опыт пребывания за границей. «Языковая биография» представляет собой «Бортжурнал путешествия по годам обучения английскому языку» и содержит таблицы уровней владения языком, включая параметры оценки каждого уровня по всем видам речевой деятельности. «Досье» состоит из материалов, отражающих достижения обучающегося в освоении иностранного языка: дипломы, сертификаты, свидетельства.

Компьютер, мультимедиа выполняют важную роль в процессе обучения иностранному языку и являются средством поиска и самостоятельного добывания знаний, информации (в проектной и прочей познавательной деятельности), а также иллюстративным средством для представления в наглядной форме материала.

На занятиях внеурочной деятельности каждый школьник может проявить свои способности и самостоятельно оценить себя, т. е. провести рефлексию. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т. е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. С кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль).

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе, создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы начального и среднего общего образования на трёх уровнях - личностном, метапредметном и предметном. Получая совокупность знаний, умений, способов деятельности, учащиеся овладевают языком на уровне компетенции. Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Языковая компетентность способствует формированию важного умения - воспринимать и создавать связные тексты.

Внеурочная деятельность по английскому языку способствует формированию основ языковой и коммуникативной компетенции, поскольку обеспечивает отбор языкового и речевого материала. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения английскому языку, предоставляя возможность выбора материала и возможности проявить себя в соответствии с познавательными предпочтениями и самостоятельно выделенными целями обучения. Благоприятный психологический климат внеурочных занятий создаёт условия для развития ситуации успеха, что способствует успешному личностному росту и мотивации к изучению иностранного языка.

Задача учителя иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции учащихся, то есть в развитии их способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. На уроке и во внеурочной деятельности необходимо создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учеников естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации