Учитель логопед при введении фгос в доу. «организация работы учителя-логопеда в условиях введения фгос до. Рабочая программа: структура

Парижанин Антанасе Перифан в 2000 году впервые организовал праздник - День соседей. Он нашел спонсоров, сумел помочь нуждающимся, трудоустроил нескольких безработных, организовал на дому частные мини-детсады, нашел транспорт для инвалидов, помог людям вырваться из одиночества, встретиться с соседями.

Он стремился противостоять нарастающей разобщенности, отчуждению между людьми, утрате социальных связей. Предлагалось организовывать День соседей по последним пятницам мая, однако дата ежегодно менялась. Теперь праздник отмечается в различных странах по разным дням вплоть до сентября.

Чтобы устроить День соседей, достаточно им собраться за одним столом. Каждый готовит свое небольшое угощение и должен подарить всем отличное настроение.

Отмечаем день особый,
Каждый в жизни с ним знаком,
Потому что без соседей
Тяжело представить дом.

Есть соседи сверху, снизу,
Обложили по бокам.
Пусть у каждого капризы,
Но они понятны нам.

Жизнь с соседями проводим,
Утром ”здравствуй” говорим,
Ну а праздник вдруг приходит -
За одним столом сидим.

Всех соседей поздравляю
И желаю всей душой,
Чтобы в мире и согласии
Жили мы семьей большой.

Если б не было соседей,
Скучно было б всем нам жить.
Не с кем выпить, не с кем вспомнить,
Не где соли попросить.

В День соседей пусть в квартирах
Не смолкает шум и гам.
Пусть удача и веселье
Часто ходят в гости к нам.

С днем соседей поздравляю
Всех, живущих по соседству.
Пусть скандалам, склокам, ссорам
Никогда не будет места.

Я желаю, чтоб соседи
Жили дружною семьей,
Чтоб за спичками, за солью
Заходили мы порой.

Мы соседи - это значит
С вами мы почти родня,
В праздник счастья и здоровья
Пожелать хочу вам я.

С днем соседей поздравляю!
Каждый ведь из нас - сосед,
Жить в согласии желаю,
В дружбе, без обид и бед!

Улыбнись соседу мирно,
Руку дружбы протяни,
В доме чтоб многоквартирном
Жили лишь друзья одни!

« В ыбирай себе не дом,
Выбирай соседей», -
Говорят нам старики
В дружеской беседе.

Добрых отношений вам
С ними пожелаю.
С днем соседей всех сегодня
Нежно поздравляю.

Мирно жить, не зная клоков,
Помогать в печали.
Что поддержат и поймут
Чтоб всегда вы знали.

Без соседей нам бы скучно
В жизни непростой жилось,
Ничего бы не мешало,
Не текло и не рвалось.

Вас, соседи, поздравляю
Нынче с праздником большим.
День соседей - это повод!
Так что, мы «сообразим».

Пожелать хочу, чтоб мирно
Жили с вами мы всегда,
Чтоб не ссорились, родные,
И не злились никогда.

Для чего нужны соседи?
Чтоб за солью к ним ходить,
Иногда встречаться вместе,
Кофе утренний попить.

И с улыбкой уважительной
Все приходят поздравлять,
Ведь сегодня день соседей,
Счастья надо пожелать.

Мира, радости за стенкой,
Если что - стучите к нам,
Мы поможем непременно,
Прибежим на помощь к вам.

С днем соседей поздравим сегодня
Тех, кто рядышком с нами живет,
Пусть их счастье всегда окружает,
Каждый радость свою пусть найдет,
Будем жить мы с соседями дружно,
Про все споры забыть нам пора,
Пожелаем друг другу здоровья,
Теплоты, красоты и добра!

Соседи есть у всех на свете
И это все таки отлично,
Особенно, когда соседи
Ведут себя вполне прилично.

Они всегда придут на помощь,
И могут разделить досуг.
И даже иногда бывает,
Когда сосед твой лучший друг.

Так пусть же этот День соседей
В улыбках радостно пройдет,
С приветствием и уважением
Сосед к соседу подойдет!

Сегодня отмечаем день соседей -
Такой вот чудный и прекрасный день.
Соседям я желаю вдохновения,
Активных дней и отдыха ночей.

Пусть радостным окажется соседство,
Чтобы встречаться мило по утру.
И с ребятней делить охотно детство,
И спортом заниматься на ветру.

Желаю вам, соседи, много счастья
И рада я, что я живу средь вас.
Так будем вместе жизнью наслаждаться
И радоваться встречам каждый раз!

Поздравлений: 73 в стихах.

Надежда Ракутова

Сценарий международного Дня соседа

До начала мероприятия звучат песни о семье, доброте, детях.

Под минусовку «замечательный сосед» выходит ведущий.

Ведущий: Соседи есть у всех: людей, животных, стран.

И по большому счету, все - соседи.

А, если вместе мы, не страшны нам

Ни шторм, ни ураган, ни грозы на планете.

Отпразднуй День соседей, не ленись,

Забудь о телевизоре на вечер.

К соседу своему в дверь постучись.

Пусть будет радостной, приятной ваша встреча.

Добрый вечер, дорогие друзья: взрослые и дети, жители микрорайона! Такой прекрасный и добрый праздник, как Международный День соседа, который и собрал нас всех этим прекрасным теплым майским вечером, начали отмечать только в 2000 году, поэтому, это новый и современный праздник 21 века. Самое время пересмотреть свое отношение к окружающим нас людям, стать отзывчивее и внимательнее к своим Соседям, которые повсеместно нас окружают!

Всемирный День Соседей придумали французы, они вообще много чего придумали, что подошло и нам – кино, косметику, шоколад и майонез, электромобиль и даже название единой валюты – Евро! Так давайте же и укореним их недавнее нововведение – праздновать Всемирный День Соседей! (аплодисменты)

В нашем доме типовом

Мы с соседями живем

Очень весело и дружно.

Ведь бывает очень нужно,

Чтобы кто-то поддержал,

Чтобы утром руку жал,

Одолжил бы соль и спички,

Побеседовал бы лично

С днем соседей поздравляю!

И терпения желаю

Всем живущим с нами в мире,

За стеной, в другой квартире.

И чтобы нам, соседям, почаще встречаться, гуляя с нашими прекрасными детками, депутат Саратовской Городской Думы *** установил во дворе дома по адресу *** яркий экологически чистый и безопасный детский спортивный комплекс с удобными лавочками для родителей!

Международный День соседа отмечается в преддверии лета, каникул! А лето – это всегда активный отдых и веселье! Так давайте же с вами поиграем!

Не так давно существовала такая традиция – ходить друг к другу в гости, по-соседски, с пирогами, печеньем, на чай, да и просто поговорить обо всем и ни о чем. И сейчас мы вам хотим предложить испечь импровизированный пирог! Но для начала давайте вспомним, какие ингредиенты нам нужны для теста? (ответы: мука, сахар, соль, вода, масло, яйца, ванилин). Молодцы, все знаете, а мы с вами будем украшать наш пирог!

На асфальте раскладываются 2 пирога (основы, выбираются 2 команды детей по 6 человек, им раздают фрукты – клубника, малина, долька мандарина, виноград и тд. И под музыку, не бегая, дети подходят и украшают пирог ягодами. (либо муз. игра «Каравай»)

Ведущий: Молодцы, ребята! А настоящий вкусный пирог для себя и своих друзей или соседей вы можете попробовать испечь дома с мамой и бабушкой! А сейчас я предлагаю вам немного потанцевать! Давайте встанем в большой круг, чтобы друг другу не мешать, смотрим на меня и повторяем все движения за мной!

Муз. зарядка «Эй, лежебоки»

игра «Топнем ножкой»

Дорогие друзья, скажите, а вы дружите с соседями? Общаетесь? А может, есть какой-то секрет, как поддерживать с соседями хорошие отношения? (ответы людей – здороваться, совместно поддерживать чистоту в подъезде, не шуметь и т. д.).

Отлично! А вот ребята знают вежливые слова? А какие? (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста и т. д.).

А есть у нас те, кто еще не знаком со своими соседями, но очень хочет с ними подружиться? Подойдите ко мне, давайте встанем в большой круг! Предлагаю всем нам познакомиться, ведь даже стоя в кругу, у каждого из нас есть сосед! Согласны? (да) Итак, Я назову свое имя – Яна, а тот, кто стоит слева от меня, говорит: «справа от меня Яна, а меня зовут (имя)» и так продолжаем по цепочке, пока круг наш не замкнется! Готовы? (да)

Проводится игра

Ведущий: Ребята, и сейчас мы хотим предложить вам нарисовать на асфальте яркие рисунки – про соседей, про дружбу, про лето! Берите мелки, а родители потом выберут самые лучшие рисунки! Согласны? (да)

Детям раздают мелки и детки уходят рисовать

Ведущий: А вы, уважаемые взрослые, послушайте пока советы, как стать хорошими соседями!

1 Если вы сами новичок или же ваши соседи только переехали, представьтесь. Поздоровайтесь, сделайте небольшой символический подарок (например, домашний пирог, поздравьте с новосельем. Расскажите, где находиться ближайший продуктовый магазин, а где аптека.

2 Узнайте побольше о жизни ваших соседей - чем они занимаются, какой у них график работы, большая ли у них семья. Таким образом, вы сможете избежать некоторых проблем, прежде чем они начнут всплывать. Например, если вы узнаете, что ваши соседи работают по ночам, вы будете стараться вести себя днем потише, зная, что в это время они отсыпаются. Если в семье есть маленькие дети, вы постараетесь не шуметь по вечерам. Предоставьте вашим соседям аналогичную информацию о вас. Если вы собираетесь заняться ремонтом или поиграть на барабанах, предупредите об этом заранее. Договоритесь, что если один начнет причинять другому неудобства, второй тут же сообщит об этом.

3 Будьте аккуратнее с общими стенами. Если вы соседи по квартирам, старайтесь не ставить к общим стенам шумные бытовые приборы, такие как стиральные машинки или посудомойки. Телевизор и динамики лучше тоже держать подальше от стены. Если вы живете над кем-то, подумайте о том, чтобы постелить прорезиненные коврики под бытовые приборы, это поможет уменьшить шум. Старайтесь не топать слишком громко, когда все уже спят.

4 Следите за домашними животными. Если вы соседствуете домами, держите свою собаку на поводке, выпуская ее на улицу. Особенно, если у ваших соседей есть кошка или собака. Если ваше домашнее животное издает слишком много шума, это также может стать причиной конфликта. Представьте себя на месте ваших соседей и постарайтесь понять их. Если ваша собака все время громко лает, обратитесь за советом к ветеринару.

5 Предупреждайте о вечеринках. Если вы решили устроить вечеринку, оповестите об этом ваших соседей заранее, уточнив, когда она начнется и как долго будет продолжаться. На всякий случай оставьте им свой номер телефона. Если вам нравятся ваши соседи, почему бы не пригласить их тоже? На самой вечеринке придерживайтесь вашей договоренности.

6 Поддерживайте ваш участок в чистоте и порядке. Если вы живете в своем собственном доме, следите за вашим участком. Регулярно удаляйте сорняки. Они не только портят общий вид вашего двора, но и могут распространиться на двор вашего соседа. Косите ваш газон и подрезайте ваши цветы, деревья и кустарники, когда это необходимо. Используя удобрения, спросите, нету ли у кого-то из ваших соседей аллергии на них.

7 Следите за костром, когда жарите что-то во дворе. Если вы решили пожарить у себя во дворе шашлыки или сделать барбекю, следите за костром и соблюдайте все правила техники безопасности. Предупредите о ваших намерениях соседей, возможно, именно в этот день они планировали посушить на улице чистое белье. Узнав о вашем желании заранее, они, может быть, перенесут свои планы.

8 Соблюдайте этикет парковки. При парковке вашего автомобиля следите за тем, чтобы не заблокировать выезд вашему соседу. Старайтесь не заводить двигатель слишком поздно ночью или слишком рано утром. Его шум может разбудить ваших соседей.

9 Общайтесь с вашими соседями. Постоянно поддерживайте связь с соседями и держите их в курсах своих планов. Помните «золотое правило» - если вы собираетесь сделать что-то, касающееся вашего соседа, предупредите его об этом заранее. Держите каналы связи открытыми: если ваш сосед будет чем-то недоволен, у него должна быть возможность сообщить вам об этом.

10 Не забывайте о взаимопомощи. Если ваши соседи, уезжают, следите за их домом или квартирой. Не теряйте бдительности и когда они дома. Если вы заметили поблизости подозрительные лица, немедленно сообщите о них соседям.

11 Хорошие соседи присматривают друг за другом. Они дают друг другу советы и предлагают помощь. Они уважают чужие границы и всегда готовы поддержать в экстренной ситуации. Они ищут возможность сотрудничества и никогда не откажут в общение.

12 Если же вы убедились, что конфликт с соседями неразрешим, обратитесь за консультацией к специалистам. Возможно, вы сможете найти на них управу на законных основаниях.

Ребята, кто уже нарисовал свой рисунок, кто уже свободен, вставайте в большой круг, давайте играть и веселиться! А родители нам будут помогать! Ребята, повторяйте все движения за нами!

Игра «Мы пойдем сначала вправо»

Игра «Что манит птицу»

Ведущий: Ну что, ребята, у всех готовы рисунки? Давайте посмотрим! (оценивают рисунки детей и объявляют, что победила дружба).

Все ребята молодцы! А мы продолжаем играть!

игра «Кегли»

муз. игра «Мы идем играть» (песенка Стрекотуши и Мишки-Тишки)

Ведущий: Дорогие друзья, то, что с соседями вы дружите и будете дружить – это мы выяснили, так? (да) А вот похвалить-то наших замечательных соседей забыли! Нужно это исправить!

Давайте поиграем с вами в шифровку, на каждую букву слова «ДРУЖБА» мы с вами будем называть, какие наши соседи? Например, на букву «Д» (показывает карточку с буквой) – добрые, еще какие?

Проводится игра

Д добрые, доброжелательные, дружные.

Р радостные, родственные, резвые.

У уважаемые, успешные, улыбчивые.

Ж жизнерадостные, жуть какие хорошие, жизнелюбивые.

Б бодрые, богатые, быстрые.

А активные, аккуратные.

Ведущий: Молодцы!

Будьте вежливы, соседи,

Чистоплотны и скромны.

И в полуденной беседе

Снисходительны, умны.

Молодые, уважайте

Седовласых стариков!

И окурки не бросайте

Мимо урон и бочков!

Умудренные годами,

Пожалейте молодых!

Их любя, не осуждая,

Вы простите весь их пыл

И забывчивость скупую,

Песни, шум со всех сторон,

Жизни скорость неземную

И машины под окном.

Жить бок о бок так непросто.

Научитесь мир хранить!

К неуживчивым подросткам

Снисходительным быть!

Мы надеемся, что вас окружают порядочные, добрые люди, отзывчивые соседи, да и вы сами таковыми являетесь! Давайте никогда не ссориться, прислушиваться к просьбам друг друга, совместно поддерживать чистоту и порядок в подъездах и во дворе, уважать друг друга!

И еще раз громко и дружно поздравим друг друга с Международным Днем соседей, крикнув «Поздравляем!» (кричат)

Наш праздник подошел к концу! Но мы с вами не прощаемся, а говорим вам – до свидания! До новых встреч!

Пока публика расходится, звучит музыка.




24 мая гостеприимно распахнула двери Центральная городская детская библиотека, чтобы весело и интересно отметить Международный день соседей. Программа праздника была насыщенна и интересна для наших читателей от мала до велика.

Первый праздничный блок «Дружные соседи – веселые друзья» начался в 10.00 – гостями библиотеки стали воспитанники и педагоги детского сада № 61 «Золотой петушок» - наши по-настоящему добрые соседи и друзья. Ребят встретили ведущие праздника Елена Николаевна Незнамова и Зинаида Игнатьевна Гудилова, они рассказали о том, как появилась традиция чествовать соседей и что основой добрососедских отношений являются такие понятия, как уважение, доброта, взаимовыручка, сердечность, внимательность к окружающим людям. Весело и задорно все вместе спели песенку «Замечательный сосед», посмотрели ролики о дружбе и взаимовыручке, и провели сеанс добрососедства «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Чтобы наши дети выросли в хороших и добрых соседей, необходимо, чтобы уже сейчас они усвоили главные нравственные принципы - важно быть доброжелательным и внимательным к окружающему миру: людям, животным, растениям – ведь все мы «соседи по планете». Важно уважать старших, не обижать маленьких, быть вежливым и приветливым – и тогда вся наша жизнь будет комфортной и удобной. Ребята со вниманием слушали ведущих, с готовностью отвечали на вопросы о хороших и плохих поступках и проявляли себя с самой лучшей стороны. А затем пришло время для творческой минутки. На ватмане мы изобразили большое и доброе сердце, которое олицетворяет лучшие человеческие качества: дружелюбие, доброту, и предложили детям оживить его ромашками, которые они сделали заранее со своими воспитателями. А ведь ромашка – это символ дружбы, и значит, наше сердце станет по-настоящему добрым, счастливым и радостным. С огромным удовольствием каждый из гостей прикрепил свою ромашку к сердцу и даже для библиотекарей были ребятами приготовлены цветы, и мы также приняли участие в украшении «Сердца дружбы». Каким же оно получилось прекрасным! Наш праздник добрых соседей продолжился еще одним ярким событием: к воздушным шарам все ребятишки привязали яркие разноцветные ленточки с хорошими пожеланиями и мы запустили шары в небо, с добрым посылом миру. Но наши гости пришли не с пустыми руками, в знак хорошего добрососедского отношения педагоги и ребята сделали ярких и красивых птичек и в технике оригами - тюльпанчики, которые они подарили сотрудникам библиотеки и проходящим мимо библиотеки волжанам, с пожеланиями здоровья, счастья и добра. Теперь у многих волжан есть своя птица счастья от воспитанников д/с «Золотой петушок».



А мы на прощание подарили ребятам сладкие призы.

Следующая часть Дня открытых дверей собрала в читальном зале Пушкинской библиотеки на Разговор по душам «Кто куда – а я к соседям!» взрослую аудиторию. В дружеском кругу собрались постоянные читатели библиотеки и посетители Центра истории культуры – жители нашего района.

Во вступительном слове зав. ЦГДБ И.Н. Волынская обратила внимание на то, что встреча, посвященная Международному дню соседей, проходит в библиотеке – настоящем центре культурной и интеллектуальной жизни района, и именно 24 мая в День славянской письменности и культуры и накануне профессионального праздника – Общероссийского дня библиотек.

В качестве почетных гостей на мероприятии присутствовали депутаты Волжской городской думы С.В. Винокурова и Ю.Л. Дудник, которых хорошо знают волжане, проживающие в близлежащих кварталах. В своем приветственном слове Светлана Викторовна и Юрий Леонидович сказали волжанам, как много для каждого из нас значат соседи, как важно поддерживать мир и доброжелательные отношения в каждом дворе, квартале, городе в целом. Они пожелали всем крепкого здоровья, благополучия в семьях и только добрых, отзывчивых соседей. А мы в свою очередь благодарим уважаемых депутатов за помощь в организации этого праздника.

Разговор по душам вели библиотекари С.И. Свистухина, И.А. Тареева и зав. Центром истории культуры Т.И. Гаврилова. Гостям встречи рассказали об истории праздника, об уже сложившихся традициях его проведения.

Татьяна Ивановна Гаврилова провела экскурс по истории улиц, на которых живут наши ближайшие соседи. Вместе с нашими гостями, мы «прогулялись» по улицам Энгельса, Советской, Генерала Карбышева, вспомнили о достопримечательностях и интересных культурных объектах, расположенных здесь: это памятник Герою Советского Союза генералу Карбышеву; мемориальная доска на доме 24 по ул. Советской, где жил первый секретарь Волжского горкома КПСС Ю.Н. Пономарев; рельефы художника Н.Ф. Бароха на торцах зданий по ул. Энгельса; Волжский драматический театр; здание старой мельницы и, конечно, Центральная городская детская библиотека, библиотека №5 им. Пушкина и Центр истории культуры, которые в этом году объединены в одно учреждение. С благодарностью и почтением вспомнили, что рядом с нами жил Герой Советского Союза Алексей Федорович Филиппов, причем он был последним Героем, жившим в г. Волжском. А среди гостей встречи мы назвали старейшего жителя улицы Энгельса – это ветеран Великой Отечественной войны, орденоносец М.Я. Балибардин, он живет здесь с 1963г., именно тогда эта улица начала заселяться.

Много интересных, творческих, незаурядных личностей проживает в непосредственной близости от библиотеки, и вот слово давнему другу как взрослой, так и детской библиотеки – волжскому поэту Н. И. Ледовскому, он рассказал о своем детдомовском детстве и о том, как он усваивал науку жить в добром соседстве. Николай Иванович представил собравшимся альманах «Волжский Парнас», в котором можно прочесть его произведения и познакомиться со многими замечательными волжскими авторами.

Писатель В.Н. Ремчуков, автор «Толкового казачьего словаря» и других книг, посвященных истории и культуре донских казаков, хорошо известен не только в Волжском, но и далеко за его пределами. Вячеслав Николаевич, памятуя о том, что мы собрались в День славянской письменности и культуры, поделился своими мыслями о значении в жизни любого народа родного языка, о важности его изучать, развивать и непременно сохранять, как самое дорогое и ценное национальное достояние.

Е.М. Маштакова - почти родной человек для многих присутствующих на мероприятии волжан, ведь она много лет проработала в библиотеке №5 им. Пушкина и всегда была для читателей интересным собеседником и проводником в мир литературы, истории, культуры. Елена Михайловна рассказала о недавней поездке в станицу Вешенская, а рассказ ее пришелся очень кстати, ведь 24 мая – это еще и день рождения М. Шолохова.

Вот так за разговорами по душам и чаепитием проходил наш праздник. Многое объединяет всех нас, соседей по дому, двору, кварталу, городу…но ничто не роднит так как песня. И, конечно, звучали песни – любимые, всем знакомые. Мы очень надеемся, что гости остались довольны душевной и добрососедской обстановкой, которая царила в библиотеке.

После короткого перерыва Центральная городская детская библиотека снова принимала гостей. На Урок добрососедства «Здесь от улыбок тесно» мы пригласили наших ближайших соседей учащихся школы № 19 и уже постоянных партнеров – Объединение «Радость».

Прокопенко Светлана Геннадьевна

Учитель-логопед, ГБДОУ № 14 Петродворцового района

Санкт-Петербурга

«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.»
С. Я. Маршак

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.

Дошкольное детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать этот время более счастливым и ярким. Педагоги, работающие с детьми, выстраивают такие условия, в которых ребенок был бы окружен не только вниманием и любовью, но и чтобы рядом с ним были такие люди, которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества.

Стандарт дошкольного образования - это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников. Стандарт ДО даст возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

Поэтому, стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Педагог -ведущая фигура реформирования образования. Хочется сказать словами К.Д. Ушинского. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Действительно, готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений - это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда. Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.

Введены такие понятия, как: дети с ОВЗ - это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым МППк и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование - равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность - педагогов, родителей, детей.
Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Поменялась целевая установка мониторинга.

Его результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образовательного процесса (создание индивидуального маршрута ребенка);
  2. повышение эффективности коррекционной работы с детьми.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  1. обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  2. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Во ФГОСе написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13). Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учителю-логопеду необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.

Главная цель работы учителя - логопеда - развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

  • создания развивающей образовательной среды;
  • учитель-логопед должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
  • непрерывность профессионального роста учителя-логопеда;
  • формирование взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;
  • осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;
  • единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
  • разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

В своей профессиональной деятельности учителю - логопеду необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции образовательных областей. Таким образом, работа учителя-логопеда видоизменилась, как по форме, так и по содержанию.

Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное развитие личности воспитанника. Развитие речи - это важнейший компонент во ФГОСе ДО. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольноговозраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.

Для формирования правильного звукопроизношения я использую упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции. Физкультминутки, которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.

Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения современных информационных технологий. Помимо обучающих технологий, я использую здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).

В работе применяю метод су-джок терапии. Использование су-джокмассажёров - массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком. В своей работе я отвожу много времени логопедической и фонетической ритмике. Применяю ее, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

В последнее время в моей логопедической работе особое место занимает работа с интерактивной доской. Использование интерактивной доски помогает мне сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т. д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.

Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком разрабатываю с учетом компьютерной и логопедических технологий. Опыт использования логопедических компьютерных программ показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.
Мною разработана коррекционно-развивающая программа. Структуру программы можно представить по следующим разделам.

В концептуальном разделе представлена пояснительная записка, в которой раскрыты основные цели и задачи коррекционной работы на данной группе.

В диагностико-консультативном разделе отражено содержание работы по психолого-медико-педагогическому сопровождению ребёнка группы всеми специалистами ДОУ.

Коррекционно-развивающий раздел включает в себя проведение коррекционного процесса.

В лечебно- профилактическом разделе прописывается проведение лечебно-профилактических мероприятий.

Социально-педагогический раздел отвечает за повышение уровня образования учителя-логопеда, а так же координирование социально-педагогической помощи родителям, чьи дети посещают группу.

Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходил максимально успешно, учитель-логопед должен повышать свой профессиональный уровень. Необходимо пересмотреть подход к работе: учиться по - новому готовиться к занятию, проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с родителями. Таким образом, можно сказать, что работа учителя-логопеда существенно изменяется.

Совершенствование системы мониторинга; -построение учебных программ; -умелый подбор и применение технологий обучения; -организация предметно-развивающей среды; использование различных форм деятельности; -тесное сотрудничество педагогов с родителями; -повышение профессиональных компетенций педагогов; -координация работы всех специалистов ДОУ

ГБДОУ детский сад № 33 Приморского района

Санкт-Петербурга

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда

в условиях введения ФГОС ДО.

Поиск путей совершенствования системы работы учителя-логопеда был вызван необходимостью реализации требований ФГОС ДО, который определил виды интеграции образовательных областей и планируемые результаты развития интегративных качеств личности старшего дошкольника. А также особенностями детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), у которых нарушены не только все компоненты речевой системы, но и имеется своеобразие процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности, что требует от педагогов, работающих с данной категорией детей создавать специальные условия для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей на базе ДОУ. Без специальных коррекционных мероприятий к началу школьного обучения у детей с тяжёлым нарушением речи оказываются несформированными основные компоненты речевой системы.

Поскольку успех коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка во многом зависит от правильной диагностики речевого нарушения, то несомненно первое - это совершенствование системы мониторинга . Поскольку глубокое, всестороннее изучение ребёнка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы, то для выявления динамики развития ребёнка первостепенное значение имеет система мониторинга. Она должна отвечать основному требованию: решать задачи проведения углублённого исследования всех компонентов устной речи. А так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, то обследованию подлежат и зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. Для этого необходимо использование в педагогической практике различных современных диагностических методик обследования детей, в том числе нейропсихологических, таких как Лопатиной Л.В., Волковой Г.А., Ткаченко Т.А., Цветковой Л.С., Ковшикова В.А., Фотековой Т.А., Марковской И.Ф.и др. С помощью диагностики можно проводить динамическое изучение ребёнка в процессе образовательно-коррекционной деятельности (согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребёнка - актуальном и потенциальном, т.е. о зонах ближайшего развития). Мониторинг определяет не только стартовые возможности ребёнка, что он знает и умеет, но и то, что лежит в ближайшей зоне его речевого развития. Благодаря динамическому наблюдению есть возможность выявить (тормозящее или стимулирующее) влияние какого-либо фактора на развитие того или иного компонента речевой системы ребёнка, а затем, если это необходимо, то изменить влияние этого фактора в нужном направлении.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: построение образовательного процесса на педагогически обоснованном выборе учебных программ; индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его индивидуального образовательного маршрута (по потребности); оптимизации работы с группой детей;

Учебный процесс в логопедической группе строится в соответствии с учебным планом и санитарно-гигиеническими требованиями. Коррекционное воздействие осуществляется на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда. Большую роль играет подбор <<Программ …>>, в том числе коррекционных. Коррекционно-образовательный процесс выстраивается на педагогически обоснованном выборе учебных программ. Образовательная программа ДОУ разрабатывается им самостоятельно на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, а также специальных (коррекционных программ) таких, как например: Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи. Под редакцией профессора Л.В Лопатиной. СПб, 2014. Или Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.Отбор программ преследует цель - сформировать оптимальную модель коррекционно-развивающего обучения . Правильное выстраивание коррекционной работы позволить получить высокую положительную динамику развития ребёнка с ТНР. Для детей инвалидов, если таковые имеются, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников.

(Распределение занятий должно быть составлено в соответствии с Сан Пин 2.4.1.3049-13от 30.07.2013). Определён максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ.

Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогом с учётом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации ОП ДО, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей)0

На протяжении всего учебного года прослеживается интеграция содержания части, формируемой участниками образовательных отношений с тематикой логопедической работы. При организации образовательной деятельности учитывается требование СанПиНа к учебной нагрузке на детей. Поэтому большинство тем части программы, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми в режимные моменты. Другая часть включена в план рабочей программы как непосредственно образовательная деятельность.

В процессе работы по реализации рабочей программы прослеживается интеграция содержания всех образовательных областей,

Знание и умелое применение различных технологий в обучении , воспитании и развитии детей в немалой степени определяет результативность педагогической деятельности. Выбор педагогических технологий определяется теми задачами, которые необходимо решить на данном этапе. Использование методов, направленных не только на коррекцию речевых нарушений, но и на психофизическое развитие дошкольников. Это использование не только традиционных, но и инновационных технологий. Педагог использует в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, проектной деятельности, развивающего обучения, коррекционные, информационные, познавательно-иссследовательские, личностно-ориентированные, эффективной коммуникации;

Идёт постоянный поиск педагогических технологий. Таких технологий, которые бы увеличивали активные действия ребёнка, практические и речевые, чтобы условия были максимально приближены к естественным. К таким относятся технологии интегрированного обучения. Отслеживание динамики позволяет определить и исключить факторы, тормозящие нормальный ход речевого развития и шире использовать те технологии, которые способствуют не только конкретно речевому развитию, но и активизации речи, познавательного интереса, мотивации, так как дети с ТНР, как правило, малоактивны в общении Использование технологий интегрированного обучения, таких как тематические досуги, экскурсии с участием родителей детей создаёт условия для свободного общения, что в итоге, при логопедической помощи должно полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

Совершенствование системы работы учителя-логопеда - это и использование различных форм деятельности в коррекционно-образовательной процессе. Это и непосредственно образовательная деятельность, подгрупповые, индивидуальные занятия, участие в совместной деятельности в режимных моментах и др. Допускается использование разнообразных форм, методов, приёмов и средств обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Благодаря систематическому использованию таких разных методов как беседы, наблюдения, развивающие и дидактические игры, упражнения, включение детей в разные проблемные ситуации, решаются не только обучающие задачи, но и обеспечиваются благоприятные условия в группе: психологические, гигиенические, эстетические.

Коррекционно-логопедический процесс нацелен на создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей, коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, формированию школьно-значимых функций. Этому способствует организация предметно-развивающей среды в группе, в логопедическом кабинете, кабинете педагога-психолога, музыкальном, физкультурном залах и т.д.

Подбор оборудования, материалов, методических пособий, игр, игрушек производится с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения Программы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения, логопедического кабинета и участка на улице обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях. Группа имеет ограждённый прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием. В помещении логопедической группы имеются развивающие центры, которые оснащены всем необходимым для реализации поставленных педагогических целей и задач. Оборудование кабинета учителя-логопеда соответствует росту и возрасту детей. В нём также представлен материал по всём разделам коррекционно-образовательной деятельности, представлены развивающие центры, имеющие необходимое оснащение. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды , соответствующей возрасту ребёнка, способствует активизации его речи, познавательного интереса, мотивации, что, в конечном итоге

Многоаспектный, комплексный подход к коррекции речевых нарушений предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей . И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Постоянно идёт поиск новых форм вовлечения родителей детей в образовательно-коррекционный процесс. Несмотря на широкое использование электронных образовательных ресурсов (создание групп в социальных сетях, сайта группы, детского сада), которые позволяют в режиме он-лайн давать консультации родителям, не отменяются очные еженедельные консультации родителям, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей. так как нет ничего ценнее воздействия живого слова. На сайте группы или детского сада, где есть страница учителя-логопеда, родителям выкладывается определенный пакет документов: график работы учителя-логопеда, перспективное планирование, распределение рабочего времени, план работы с родителями, информируют о той работе, какая проводится с их ребенком на определенном этапе коррекционной работы, помогают вспомнить родителям элементарные азы теории русского языка, чтобы родители могли дома при желании выполнить рекомендованные учителем-логопедом задания по звуковому, слоговому анализу и синтезу слова. А также: родители отсутствующих детей выполняют рекомендованные учителем-логопедом задания, по e.mail присылают на проверку, т.е. происходит дистанционное обучение ребенка. Родителям выкладывается перечень лицензионных сайтов, посетив которые они смогут найти ответы на интересующие их вопросы. Таким образом, идет своеобразное дистанционное обучение участников образовательного процесса.

Для умелого использования современных образовательных ресурсов, интегрирования традиционных и инновационных педагогических технологий, обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода необходимо постоянное повышение профессиональных компетенций учителя-логопеда. Все области знаний реализуются только в творческом развивающем подходе и педагог должен умело интегрировать современные технологии обучения, умело сочетать традиционные и инновационные педагогические технологии. Согласно ФГОС - педагог творец. От него во многом зависит успех реализации задач коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка Для умелой интеграции образовательных областей требуется профессиональная компетенция педагога . Необходимо так сочетать то разнообразие современных педагогических технологий, чтобы: максимально использовать многообразие видов детской деятельности;

Координация работы учителя-логопеда со специалистами ДОУ для реализации требований ФГОС имеет свое целью обеспечение комплексной коррекции психического развития ребёнка. Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы. Происходит логопедизация всего образовательного процесса благодаря взаимодействию учителя-логопеда, воспитателей группы и других специалистов ДОУ. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление является приоритетным, так как целью работы является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Эти дети требуют постоянной помощи и побуждений в виде вопросов, подсказок и поощрений. И все педагоги следят за речью детей, закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. В соответствии с рабочей программой все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Таким образом, группа воспитанников ДОУ с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинский кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, музейную комнату и др. помещения детского сада Успех совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей группы, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, специалиста по изобразительной деятельности с медицинскими работниками. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья..

Комплексное исследование фонда знаний, умений навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы дают возможность выстроить психолого-педагогический прогноз и правильно определить дальнейший образовательный маршрут ребёнка с ТНР. Овладение детьми знаниями, приобретёнными за определённый период, а также сформированность умения использовать полученный опыт в различных ситуациях, позволит успешно обучаться в школе. Правильный подбор программ обучения, организация развивающей среды, использование современных педагогических технологий позволяют увеличить положительную динамику развития речевой системы ребёнка с ТНР.

Литература:

1.Федеральный закон № 273 << Об образовании в Российской федерации>>, Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО).

  1. Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика.- июль 2008.
  2. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя. //Научно-методический журнал<<Логопед>>.-2009.-№3.
  3. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения/авт.-сост. В.В.Докутович, Л.Е.Кыласова.-Волгоград: Учитель,2013.
  4. Лопатина Л.В Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи. СПб, 2014.
  5. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.