Что такое грамматическая категория в русском языке. Грамматические категории - введение в языкознание библиотека русских учебников. Общие вопросы грамматики. Грамматическое значение

Дорогие ребята!

На прошлых уроках вы изучили повесть И.С. Тургенева "Ася". Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

Невозможно не заметить общие черты в биографиях героев повести "Ася" и рассказа "После бала", в их характерах. И в том и в другом произведении о днях своей веселой, беззаботной молодости рассказывают пожилые люди. Оба героя потерпели неудачу в любви и остались неприкаянными бобылями. Сходны и жизненные проблемы, волновавшие авторов. Есть общее в построении произведений, в повествовании от I-го лица; и примерно одно и то же время - 40-е годы XIX века. Но хотя "Ася" написана в 1857 году, а "После бала" в 1903 г. (через полвека), ни о каком влиянии Тургенева на творчество Толстого говорить не приходится. Оба произведения совершенно оригинальны. Что же пробудило Льва Николаевича на закате своих дней обратиться к давно ушедшему времени?

Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал. Был и студентом Казанского университета, и военным (на Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом (у него была своя школа для крестьянских детей), и общественным деятелем, и писателем, и философом, размышляющим над прошлым, настоящим и будущим. Он создал огромное количество произведений. Его рассказ "После бала" также явился осмыслением прожитого, настоящего и будущего.

Опираясь на текст, подготовьте рассказ о бале:

  • что рассказал Иван Васильевич об обстановке бала и о своём настроении на балу;
  • какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»;
  • как рассказчик описывает Вареньку; какое значение имеет подчёркнутое выделение белого цвета в её облике;
  • как изобразил рассказчик отца Вареньки на балу; какое чувство испытывал к нему Иван Васильевич;
  • в каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал;
  • что изменило счастливое настроение рассказчика.

Рассказчик описывает бал восторженно, приподнято. Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный. К отцу Вареньки он испытывает восторженное, нежное чувство, его умилили сапоги полковника: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог». Иван Васильевич не только любуется танцующими отцом и дочерью, но и с восторженным умилением смотрит на них; он соединяет «его и её в одном нежном умилённом чувстве», которое, всё нарастая, изливается и на лакея Петрушу, лицо которого кажется Ивану Васильевичу умилительно трогательным. Иван Васильевич счастлив, он «обнимал... весь мир своей любовью».

Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг... Что же происходит «вдруг»? Объясните, что заставляет читателя насторожиться, какую роль играют художественные детали, используемые Толстым. Обратите внимание на то, что прежде чем герой увидит сцену истязания солдата, в рассказе начинает звучать «другая, жёсткая, нехорошая музыка», и герою видится «что-то большое, чёрное».

Подумайте, какую часть рассказа надо считать основной для понимания его идейного смысла. Проанализируйте эпизод, изменивший жизнь Ивана Васильевича, в котором раскрыто подлинное лицо полковника.

Рассказ построен на приёме контраста , или антитезы , путём показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Контрастности автор достигает средствами языка. Обратите внимание на то, как передаёт Толстой счастливое настроение Ивана Васильевича на балу, его всё нараставшую радость, а затем подавленность, чувство стыда, возникшие при виде наказания татарина.

Проанализируйте, кто и как воспринимает сцену наказания, какое чувство охватило Ивана Васильевича при виде этого зрелища. При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?

Опишите полковника в сцене на площади. Подумайте, знал ли полковник на балу, что на утро предстоит экзекуция, как это сочетается с его настроением на балу. Объясните, какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесённая на балу: «Надо всё по закону». В каком контексте упоминается в рассказе замшевая перчатка?

Опираясь на текст, ответьте на вопрос, подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжёлой обязанности, или иначе. Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, - омерзительное, постыдное дело?

Постарайтесь объяснить, если подлинное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции, то зачем так подробно он изображён на балу.

Проанализируйте отношение рассказчика к тому, что он видел. На какой вопрос никак не мог ответить Иван Васильевич, пытаясь объяснить поведение полковника? Как автор проявляет в рассказе своё отношение к изображаемому?

Иван Васильевич был доведён сценой экзекуции до физической тоски. Он не понимал того, что «такого» знал полковник, если мог так поступать, и это мучило его. А как вы объясняете себе, почему полковник бил по лицу слабого солдата, недостаточно сильно ударившего истязаемого татарина? Ведь в этом случае полковника никто не проверял и не мог уличить его в том, что он действовал «не по закону».

С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?

В отличие от Лермонтова ("Песня про царя Ивана Васильевича..."), Гоголя ("Тарас Бульба"), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе "После бала" восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи - та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

Какова основная тема рассказа?

Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

Как построено произведение?

В основе композиции - (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, "рассказ в рассказе". Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

От чьего лица ведется в рассказе повествование о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе "После бала" два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?

Обратимся к началу рассказа.

"- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…"

Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от автора. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик - это Иван Васильевич.

Прочитайте начало рассказа по ролям от лица каждого из рассказчиков.

Исполнение от лица автора предполагает спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утверждает: "увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво".

Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, "что хорошо, что дурно". Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разговору? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему "После бала" можно назвать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?

"После бала" - произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, поскольку повествование Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала возникло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, "что хорошо, что дурно". Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь решению этого вопроса. Беседа друзей - рамка рассказа - является началом и концовкой этого произведения. Рамка (обрамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участников беседы волнуют нравственные проблемы.

Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рассказа, расставшись с Варенькой? Что "видел" и "слышал" он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают состояние Ивана Васильевича.

Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: "Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро". Эти чувства только усилились после его расставания с любимой девушкой. И брат, и лакей Петруша показались ему "умилительно трогательными". Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: "все было мне особенно мило и значительно".

Какие чувства овладели Иваном Васильевичем после увиденного им жестокого наказания татарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова "стал различать", "стал смотреть", "увидал", "расслышал", "видел", "мельком увидал", "услыхал", "не зная, куда смотреть", "слышались слова"? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, которое испытал герой рассказа в страшное экзекуции? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

"Мне было до такой степени стыдно…" - говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а "у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска". Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказания, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происходящего, понять переживания героя.

Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

Для того чтобы рассказать о переживаниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце - путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повествование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюдений о том, как от очарования, которое охватило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к трагическому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства провинившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развертываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описываемые на страницах рассказа.

Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?

Рассказ распадается на две контрастные картины и каждая из них резко отличается своей тональностью, которая заметна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тщательно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета - светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехорошей музыке второй картины сопутствует черный цвет и "что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное", во что превратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изображению, лишь усиливают эмоциональное воздействие картин.

Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу - "надо все по закону", - соотнести с его поведением во время экзекуции?

Образ полковника на балу и после бала - образ одного и того же человека, который всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изобразить из себя, отступить от своих привычек. И тем сильнее потрясение героя - он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней органичность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник - натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, "что хорошо, что дурно". Какой ответ на эти вопросы дает писатель в рассказе "После бала"? Какие иллюстрации вы бы нарисовали к произведению Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, "что хорошо" и "что дурно" в картине жизни, запечатленной в рассказе?

В рассказе "После бала" автор дает четкие ответы на вопросы: "что хорошо" и "что дурно". Один из этих ответов - сцена на балу. Второй - сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две контрастные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состояли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллюстрации. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны отношения отца и дочери на балу. Их красота, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызывают благодарный отклик всех, кто их видит. И столь же эмоционально выразительны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощадность, и спокойное отношение к чужому унижению.

Каким предстает Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл "случай"? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

Ивана Васильевича мы видим человеком, которому не чужды радость от соприкосновения с прекрасным, способность отклика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обрисовке автора представлен добрым, порядочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и показал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окружения судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

Работая над рассказом "После бала", Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и настойчиво подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?

Хотя Толстой расширял описание экзекуции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

Контраст этих двух частей рассказа очевиден и сила описания экзекуции все равно подавляет светлые и радостные краски бала.

Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?

Если бы в тексте рассказа осталось такое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком варианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неординарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

В чем вы видите критическую силу рассказа?

Критическая сила рассказа в решительном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров описания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию "После бала"?

В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом известный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснувшись рассказа "После бала", не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отметил: "Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы". В прямом значении слово "диссонанс" означает негармоническое сочетание звуков, а в переносном - разлад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо. В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово "диссонанс"? Можно ли слова "контраст" и "диссонанс" назвать в данном случае синонимами? Почему "диссонанс" назван автором воспоминаний "роковым"?

В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоциональном строе, в цвете, в звучании. Главное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное явление.

Контрастное сопоставление двух частей рассказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части рассказа антонимы, передающие звуки и краски бала и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.

Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шампанского…

Что-то большое, черное…

Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: "В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка".

Едва ли стоит сравнивать скорчившееся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими танцорами на балу. Поэтому в устный рассказ мы будем их включать с осторожностью.

Характеризуя внешность полковника, Толстой подчеркивает, что "лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками". Сравнение внешности полковника, "служаки николаевской выправки", с Николаем I является важной художественной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности полковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа "После бала"?

Рисуя портрет "служаки николаевской выправки", автор как бы обозначает отправную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатлением своей юности, был жив облик служаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.

Об этом говорит и портрет отца Вареньки: "Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки". В облике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаевской выправки, который и ведет себя и думает как предписано.

Герой произведения и рассказчик Иван Васильевич "случай" из своей жизни называет "длинной историей". Но в самом ли деле это "длинная история"? Ведь тут же он говорит, что его "жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра". Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указания на время действия? Какова временная дистанция между началом рассказа о "чудесном" бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Васильевича?

Мы помним, что герой уехал с бала "в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло". Так утро следующего дня ознаменовано для Ивана Васильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно переместился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие всего несколько часов.

Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчеркивает, что она была "в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны". Почему Толстой в рассказе "После бала" трижды воссоздает портрет хозяйки бала, каждый раз сопоставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елизавете Петровне расширяет временные границы произведения Толстого?

Автор, намекая несколько раз на сходство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отношений, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.

С каким чувством, вспоминая далекое прошлое, описывает Иван Васильевич бал? Представьте, что вы должны изобразить бал на художественном полотне. Какие краски преобладали бы? Почему? Каким предстает в сцене бала полковник? Что в его внешности и поведении трогает и восхищает рассказчика? Влияет ли настроение, с каким Иван Васильевич возвращается домой, на то, как он воспринимает сцену наказания солдата за побег? Каким видим мы полковника в этой сцене? Как здесь описаны его внешность и поведение? "Напишем" еще одну картину. Какие краски понадобятся? Почему? Так каков же полковник на самом деле? Лицемерил ли он на балу? Притворялся ли заботливым добрым отцом, воспитанным, доброжелательным человеком? Может ли Иван Васильевич ответить на эти вопросы? Какие чувства он испытывает? Понял ли он причины противоречий в поведении полковника? Как изменило увиденное после бала жизнь этого честного, мыслящего человека? Почему он не стал военным, как собирался ранее? К каким выводам пришел? Чему посвятил свою жизнь? Покажите на конкретных примерах художественное мастерство Толстого. Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал? Над чем заставил задуматься?

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к рассказу Л. Н. Толстого «После бала» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    "Вся моя жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра", - так начинает свой рассказ Иван Васильевич, герой рассказа Толстого "После бала". Читаешь его, и вместе с героями переживаешь и эту ночь, и это утро. Иван Васильевич рассказывает об истории своей первой любви. Это было давно, когда герой был молод и беспечен, и, как всякий молодой человек, любил вечера и балы. На одном балу он встретил прекрасную Вареньку Б. Он вальсировал
    Рассказ "После бала" Л. Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем. Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника. Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное - мартовское. Иван
    Что такое бал? Это праздник: танцы, веселье и смех, ослепительные наряды. В такой обстановке все кажется в лучшем свете. Но когда бал заканчивается, яркие краски блекнут, вместо веселья появляется усталость. Все как будто меняется. Может измениться и сама жизнь. Вот о таком событии поведал Л. Н. Толстой в своем рассказе "После бала". Главный герой рассказа Иван Васильевич, по собственному признанию, был человеком влюбчивым, но однажды влюбился так, что запомнил на всю жизнь.
    Как жаль, что наши ученики, становясь взрослее, перестают рисовать на уроках литературы (я имею в виду рисование как процесс творческого освоения и усвоения художественного текста). Конечно, этому есть и объективные причины: аналитическое начало начинает преобладать над эмоциональным; мы, педагоги, всё больше обращаемся к слову и считаем рисование уместным только в 5–6-м классе. Но потребность рисовать у тех же восьмиклассников или даже десятиклассников имеется (достаточно вспомнить разрисованные поля тетрадей). Значит, нужно
    Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают? Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: грозный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государство, и то, что его отличает от прочих царей суровый нрав. Как вы полагаете, что заставило Ивана
    Этим летом я про? ел следующие произведения: Шинель Николая Васильеви? а Гоголя, После бала Льва Николаеви? а Толстого, Ася Ивана Сергееви? а Тургенева и Белые но? и Федора Михайлови? А Достоевского. Наибольший отклик в моей душе вызвали произведения Шинель и После бала. В обоих произведений описаны два периода жизни главного героя: до и после утра, которое меняет жизнь о? ень резко. Так, в рассказе После бала главный герой Иван
    "Любовь с этого дня пошла на убыль...» (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала») Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Мно­гие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом "После бала", где описывается событие, о кото­ром Толстой слышал еще в молодые годы. Автор мастерски пользуется приемом создания контра­ста. Этой цели призвана служить

1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? Что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.
Рассказ начинается с мысли о том, что на жизнь человека особенно влияет его окружающая среда, но ещё круче изменить его судьбу может всего один случай. И это первое размышление уже овладело героем.
Я невольно погружался в глубь рассказа, ясно представляя себе все описанные лица и события. Мне передавались все эмоции Ивана Васильевича, главного героя этой истории. От его лица и ведётся повествование, в котором самую важную роль играет Варенька Б., его самая сильная любовь, и её отец, Пётр Владиславович. Вареньку Иван Васильевич описывает с особым трепетом, придавая ей чуть ли не ангельские черты.
Сам бал для Ивана Васильевича был светлым, ярким, хорошо устроенным событием, где всё ему было мило. Во многом на его восприятие подействовала влюблённость в Вареньку. Это нежное чувство ещё больше подкрепилось, когда рассказчик увидел отца девушки, который изображается статным и стройным мужчиной. Иван Васильевич читал в нём такое же любовное отношение к дочери. А наблюдая за танцем отца и Вареньки, он соединил их в единое целое и испытывал необычайное умиление.
Но настроение Ивана Васильевича резко поменялось, когда он после бала увидел сцену жестокого наказания солдата, руководил этой экзекуцией отец Вареньки Пётр Владиславович. Теперь он предстал перед рассказчиком суровым и беспощадным начальником. Иван Васильевич потерял все свои счастливые ощущения и до тошноты не понимал, что же именно произошло, почему лицо Петра Владиславовича оказалось совершенно другим. На этот вопрос он так и не смог найти ответа.
Мне трудно понять и судить поступки героев рассказа, но их характеры представляются мне вполне естественными, наполненными жизнью и вызывающими искренние эмоции.

2. Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?
Рассказ по какой-то причине назван не «Бал», а «После бала». И, на мой взгляд, эта причина очевидна. Несмотря на то, что описание бала, его атмосферы, гостей, танцев и всего сопутствующего составляет большую часть произведения, смысл, главная мысль рассказа заключена в меньшем отрывке, в конце повествования. Мы видим тот самый случай, который может переменить всё существо человека, его жизнь в сцене наказания татарина за побег. Именно здесь Иван Васильевич теряет своё волшебное настроение, он сталкивается с другим лицом прежде любимого им Петра Владиславовича, с необъяснимой жестокостью происходящего. И после этого случая такая, казалось бы, сильнейшая любовь в скором времени идет на убыль, оставив у него лишь воспоминание.

3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала - его характером или порядками в тогдашней армии?
Поведение отца Вареньки с ясностью объяснить не совсем просто. Мы ведь знакомимся с его характером всего лишь в двух сценах, которые даны несколько неполно и не могут до конца нам его открыть. Хотя можно сказать точно, что человек он непростой и повидавший виды. Последняя сцена с его участием, действительно, шокирует жестокостью его поведения, но есть одна деталь: он быстро отворачивается от Ивана Васильевича, как будто не замечая его. Может быть, в это время он пожалел, что тот увидел его в несвойственной ему нелицеприятной сцене, продиктованной строжайшими военными порядками того времени, которые и правда имели место.
В любом случае, говорить о Петре Владиславовиче, что он лицемер и тиран, сразу нельзя, лучше просто оставить недосказанность.

4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
Мы запросто можем сказать, что этот рассказ раскрывает перед нами одну из страниц истории России, а именно эпоху правления императора Николая I, так как рассказчик упоминает, что «дело было в сороковых годах». К тому же, про внешний вид Петра Владиславовича он говорит: «Лицо у него было очень румяное, с белыми, à la Nicolas I подвитыми усами…». Но ещё более точное представление о времени нам даёт сцена избиения провинившегося солдата палками. Такое наказание было широко распространено именно в правление Николая I. Как говорит другой герой в ещё одном рассказе Л. Н. Толстого: «Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300… насмерть запарывали». И вот за исключительную суровость и частоту такой меры императора даже прозвали Николай Палкин.

5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?
Этот рассказ, возможно, направлен против военной политики Николая I, поскольку Толстой с явной неприязнью описывает армейские порядки не только в этом рассказе, но и в других своих произведениях. И здесь сцена наказания не просто описывается «во всей красе»: ужасное избиение солдата до неестественного состояния, странная, будто бы злорадствующая процессия, беспощадность командующего, – но и является очень неприятной переломной точкой в жизни главного героя.
Но рассказ может быть направлен ещё и против мимолётных чувств, точнее, против путаницы между увлечением и любовью. Ведь Иван Васильевич называет влюблённость к Вареньке сильнейшей в своей жизни, а сам ясно даёт знать, что это просто «искра», которая легко погасла после увиденного им ужаса. Причём ужас этот был связан с ней косвенно, через её отца, но Иван Васильевич переносит его и на возлюбленную.
Нужно всегда трезво оценивать свои эмоции, чтобы избежать тяжёлого разочарования.

6. По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России: Россия образованная, далекая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но. будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?
Рассказ Л.Н. Толстого открывает нам взгляды писателя на конкретную историческую эпоху в жизни Российской империи, эпоху правления Николая I. Это время отмечено у него самодержавной уверенностью и жестокостью самого царя и всех установленных им порядков, невероятной циничностью и холодной твёрдостью императора и верных ему подчинённых. Воплощением всей этой действительности является в рассказе «После бала» последняя часть с картиной наказания солдата палками. Наверное, Лев Николаевич даже передал свои собственные чувства через ощущения главного героя, чувства непонятные, но точно неприятные, вызывающие тоску, тошноту и отвращение от внешней стройности и порядочности, внушаемой обликом полковника и строгой, мрачной процессии. Это несоответствие, согласно Толстому, противно и должно быть искоренено.

7. Чего достигает Л. Н. Толстой композицией, контрастом событий?
Композиция рассказа очень интересна. Она представляет собой тройную рамку. Первая рама – это построение рассказа на уровне самого писателя, его временном и пространственном положении. Затем идёт вторая рамка – это повествование Ивана Васильевича в кругу собеседников, которое тоже относится к определённому времени и месту. Третий уровень – событие из прошлого главного героя, отличающегося также во всех отношениях от двух предыдущих. Такая композиция позволяет писателю многократно и удачно погружать читателя в произведение, дабы восприятие его оказалась наиболее верным.
Контраст между лёгким, блестящим, радостным балом и жёсткой, кровавой последней сценой даёт читателю полностью ощутить тот «щелчок», который произошёл в сознании Ивана Васильевича, прочувствовать его эмоции и мысли в тот момент.
В этом отношении Л. Н. Толстой – настоящий мастер.

8. В процессе создания художественного произведения Л. Н. Толстой говорил: «...художник не рассуждает, а непосредственным чувством угадывает типы». Следовательно, у Толстого интуиция - это способ «угадывания». В то же время Толстой, опираясь на реальный прообраз, писал: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Что это значит? Как вы понимаете это высказывание великого писателя? Толстой говорил Гольденвейзеру: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать все множество раз. Я почти никогда не прочитываю своих уже напечатанных вещей, но если мне попадется случайно какая-нибудь страница, мне всегда кажется: это все надо переделывать». Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?
В первом своём высказывании великий писатель говорит об угадывании характера персонажей произведения, как о фундаментальном способе построения отдельных интересных образов и совокупного впечатления от них. Уцепиться за какую-то деталь, по-особому дорисовать её представляется Толстому лучшим методом, чем простое, «тупое» копирование действительности.
Второе изречение Льва Николаевича открывает нам его как натуру ищущую, пытающуюся постоянно дойти до лучшего, до истины в своих творческих поисках. Он не останавливается на достигнутом, заботясь тем самым даже о читательском глубинном восприятии его произведений. Более того, он кажется человеком, всегда готовым к самосовершенствованию, ему чуждо застывшее состояние и самодовольство. И в этом – его личностная и писательская сила.

9. Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «После бала». Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?
Первая иллюстрация, встречающаяся нам по ходу рассказа, относится к эпизоду, в котором юная Варенька танцует со своим отцом. В тексте можно найти этот конкретный момент: «Когда же он … упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали». На данной иллюстрации мы видим довольные и радостные лица танцующих, но не совсем различаем реакцию всех остальных, мы не видим их явного веселья и восторга.
Вторая иллюстрация – картина наказания солдата, которая уже с большим чувством передаёт нам описанные в тексте события. Мы видим на самом деле истерзанную фигуру татарина, удивленного кузнеца и грозного полковника. Иллюстрация, как и следует, вызывает странное и мрачное чувство, испытываемое главным героем в тот момент.
Мне кажется, это удачные иллюстрации, они отражают настроение эпизодов и передают эмоции героев.

Категория в широком смысле - любая группа языковых элементов, выделяемых на основании какого-либо общего свойства; в широком смысле - некоторый признак (параметр), который лежит в основе разбиения обширной совокупности однородных языковых единиц на ограниченное число непересекающихся классов, члены которых характеризуются одним и тем же значением данного признака (например, категория падежа, категория одуш/неодуш, категория вида). Нередко, однако, термином "категория" называется одно из значений упомянутого признака (категория винительного падежа). Понятие категория восходит к Аристотелю, выделявшему 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и претерпевание. Выделение этих категорий во многом повлияло на дальнейшее разделение частей речи и членов предложения.

Грамматическая категория - это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. Грамматическая форма - языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное выражение. В пределах грамматических форм средствами выражения грамматических значений являются аффиксы, фонемные чередования (внутренняя флексия), характер ударения, редупликация, служебные слова, порядок слов и интонация. В системе грамматических категорий определяющим является категоризирующий признак, например, обобщенной значение времени, лица, залога и пр., объединяющее систему значений отдельных времен, лиц и залогов и систему соответствующих форм.

Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических выделяются, например, категории вида, залога, рода, числа, падежа; последовательным выражением этих категорий характеризуются целые грамматические классы слов (части речи). Количество противопоставленных членов в рамках таких категорий может быть различным: например, в русском языке грамматическая категория рода представлена системой трех рядов форм, выражающих грамматические значения муж., жен. и ср. рода, а грамматическая категория числа - системой двух рядов форм - ед. и множ. числа. В языках с развитым словоизменением различаются грамм категории словоизменительные, т.е. такие, члены которых могут быть представлены формами одного и того же слова в рамках его парадигмы (например, в русском языке - время, наклонение, лицо глагола, число, падеж, род прилагательных, степени сравнения) и несловоизменительные (классифицирующие), т.е. такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова (в русском языке - род и одушевленность неодушевленность существительных).

Языки мира различаются:

1. по количеству и составу грамматических категорий - для некоторых славянских языков специфична категория вида; категория определнеопределенности для языков с артиклем; категория респективности (вежливости) в японском и корейском языках;

2. по количеству противопоставленных членов в пределах одной и той же категории (6 падежей в русском и до 40 в дагестанских)

3. по тому, какие части речи содержат ту или иную категорию (в ненецком существительные обладают категориями лица и времени)

Сочетание более широких и более узкий категорий в разных языках может быть разным. В русском языке имена и причастия склоняются, а финно-угорских имена могут изменяться по лицам ("моя мать", "твоя мать" и пр. "эке-м", "эке-н" и пр.)

Грамматические категории изучены лучше всего, к их характерным чертам относится модифицирующий тип категоризирующего признака, его причастность к синтаксису, обязательность выбора одного из его значений для словоформ из категоризуемой совокупности и наличие регулярного способа его выражения. Наличие всей совокупности этих свойств обычно является основанием для безоговорочного признания грамматического характера категории, хотя каждое из них в отдельности не является ни необходимым, ни достаточным признаком грамматической категории.

Нет ни одной грамматические категорий, которая была бы характерна для всех языков мира. Несоответствие грамматические категории в разных языках - лучшее свидетельство специфичности подбора грамматических категорий в каждом языке.

Так, категория определенности-неопределенности, очень существенная для романо-германских языках и отчетливо выраженная в этих языках при помощи артиклей, отсутствует в русском языке, но это не значит, что русские не могут иметь в сознании этих значений. Они только выражают их лексически (местоимениями). Если в языке специальными приемами выражается одна граммема, то вторая может выражать негативно - отсутствием специального показателя. Например, в иврите: bajio "дом", habbajio "определенный дом", в таджикском языке, напротив, есть только неопределенный артикль. Следовательно, первое свойство грамматической категории - регулярность различения грамматических значений.

Пример повтора в африканских и индонезийских языках; двойственное число. Разделение одушевленности-неодушевленности (В. п.) необычно для древнеевропейских языков; также и различение категории вида, даже рода существительных не знает английский язык и все тюркские языки.

Второе свойство - обязательность (в романо-германских языках без определенности неопределенности обойтись нельзя).

Количество однородных категорий различно в разных языках; так в языках, имеющих склонение, число падежей может колебаться от 3 (в араб.), 4 - в немецком, 6 в русском, 15 в эстонском и более (дагест. языки).

Даже иногда, когда между языками есть соответствие в отношении падежей, одно и то же может выражаться разными падежами: "Пошел за дровами" (Тв.п.), а в казахском - это же выражается дательным падежом.

От грамматических категорий в морфологии принято отличать лексико-грамматические разряды слов - такие подклассы внутри определенных частей речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать те или иные категориальные морфологические значения. Значение множественности в формах множественного числа - грамматическое, в собирательных именах - факт лексического значения, выраженный основой, а грамматический способ показывает единственное число (кулак-кулаки-кулачье), выделяют также существительные конкретные, отвлеченные, вещественные; прилагательные качественные и относительные и пр.

Грамматические категории менялись со временем: в латинском определенного артикля еще не было, а в народной латыни местоимение "ilia" использовалось так часто, что в романских языках оно стало определенным артиклем. Позднее из местоимение "один" возник и неопределенный артикль

Грамме́ма (англ. grammeme ) - грамматическое значение, понимаемое как один из элементов грамматической категории; различные граммемы одной категории исключают друг друга и не могут быть выражены вместе . Так, в русском языке единственное и множественное число - граммемы категории числа; обязательно должно быть выражено то или другое значение, но не одновременно оба. Также граммемой может называться грамматический показатель - план выражения грамматического значения (в этом же значении употребляется предложенный Дж. Байби термин грам , англ. gram ), а также единство значения (плана содержания) и способов его выражения .

Граммема в языке представлена рядом форм, объединённых значением компонента данной грамматической категории, но различающихся значениями других категорий, присущих данной части речи: так, граммема второго лица глагола в русском языке представлена рядом форм, объединённых этим значением, но различающихся значениями наклонения, времени, вида, залога, числа. Граммемы, выражаемые рядом морфологических форм, составляют морфологическую категорию. Встречаются и граммемы, выражаемые синтаксическими формами - классами синтаксических конструкций (к примеру, активные и пассивные конструкции) - и составляющие синтаксические категории .

С граммемой, понимаемой как единица плана содержания, соотносима морфема как единица плана выражения. Единица плана выражения, соотносимая с граммемами нескольких грамматических категорий одновременно, называется флективной морфемой, или флексией.

ГРАММЕМА - компонент грамматической категории, представляющий собой по своему значению видовое понятие по отношению к значению грамматич. категории как понятию родовому. Таковы, напр., Г. ед. и мн. числа, 1-го, 2-го и 3-го лица, Г. сов. и несов. вида. Как и грамматич. категория в целом, Г. представляет собой единство значения и способов его выражения. В структуре грамматич. категории Г. представляет собой один из противопоставленных друг другу рядов грамматич. форм, конституирующих грамматич. категорию как систему. Напр., противопоставленные друг другу ряды форм наст., прош. и буд. времени образуют структуру грамматич. категории времени. Г., рассматриваемые как элементы структуры грамматич. категории, близки к «формальным категориям > А. М. Пешковского и «категориальным формам> А. И. Смирниц-кого. Оси. структурный тип Г. - ряд морфо-логич. форм, объединенных значением одного из членов грамматич. категории. Граммемами этого типа формируются морфологич. категории. Вместе с тем Г. могут быть представлены синтаксич. формами - классами синтаксич. конструкций (ср. активные и пассивные конструкции). Такие Г. являются компонентами синтаксич. категорий. Ряд грамматич. форм, составляющий структуру Г., включает формы, к-рые объединяются значением компонента данной грамматич. категории, ио различаются с т. зр. других категорий, присущих данной части речи. Напр., Г. 2-го л. глагола в рус. яз. представлена рядом форм, объединяемых значением 2-го л., но различающихся по наклонению, времени, виду, залогу, числу. В нек-рых языках (синтетическо-аг-глютинирующего типа и др.) родовое понятие, фиксируемое грамматич. категорией, может быть вместе с тем значением одной из Г. (напр., таково, по миеиию В. 3. Панфилова, соотношение форм ед. и мн. ч. в нивхском яз.). Указанное двустороннее (содержательно-формальное) понимание Г. раскрывает одно из значений данного термина. Другое его значение выступает в тех случаях, когда он используется лишь по отношению к плану содержания и трактуется как элементарная единица грамматич. значения. Второе значение термина чГ.» не противоречит первому, так как всегда предполагается, что Г. имеет то или иное формальное выражение.

Различаются также грамматические категории синтаксически выявляемые (реляционные), т. е. указывающие прежде всего на сочетаемость форм в составе словосочетания или предложения (в русском языке - род, падеж) и несинтаксически выявляемые (номинативные), т.е. выражающие прежде всего смысловые абстракции, отвлеченные от свойств, связей и отношений внеязыковой действительности (в русс, вид, время); такие грамматические категории как, например, число или лицо совмещают признаки обоих этих типов.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Грамматика как языковой уровень. Морфология и смежные уровни языка; морфология и фонология; основные понятия морфонологии; морфология и синтаксис

Термин морфология состоит из двух древнегреческих корней и буквально означает учение о форме он имеет два основных.. система механизмов языка обеспечивающая построение и понимание его.. раздел грамматики изучающий закономерности функционирования и развития этой системы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В широко распространённых дефинициях Г. к. на первый план выдвигается её значение. Однако необходимым признаком Г. к. является единство значения и его выражения в системе грамматических форм как двусторонних (билатеральных) .

Г. к. подразделяются на и . Среди морфологических категорий выделяются, например, Г. к. , ; последовательным выражением этих категорий характеризуются целые грамматические классы слов (). Количество противопоставленных членов в рамках таких категорий может быть различным: например, в Г. к. рода представлена системой трёх рядов форм, выражающих мужского, женского и среднего рода, а Г. к. числа - системой двух рядов форм - единственного и множественного числа. В языках с развитым различаются Г. к. словоизменительные, т. е. такие, члены которых могут быть представлены формами одного и того же слова в рамках его (например, в русском языке - время, наклонение, лицо , число, падеж, род , ), и несловоизменительные (классифицирующие, классификационные), т. е. такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова (например, в русском языке - род и ). Принадлежность некоторых Г. к. (например, в русском языке - вида и залога) к словоизменительному или несловоизменительному типу является объектом дискуссий.

Различаются также Г. к. синтаксически выявляемые (реляционные), т. е. указывающие прежде всего на форм в составе или (например, в русском языке - род, падеж), и несинтаксически выявляемые (референциальные, номинативные), т. е. выражающие прежде всего различные смысловые абстракции, отвлечённые от свойств, связей и отношений внеязыковой действительности (например, в русском языке - вид, время); такие Г. к., как, например, число или лицо, совмещают признаки обоих этих типов.

Различаются: 1) по количеству и составу Г. к. (ср., например, специфичную для некоторых языков - и др. - категорию глагольного вида; категорию « » - человека или вещи - в ряде ; категорию , присущую преимущественно языкам с ; категорию вежливости, или респективности, характерную для ряда языков Азии, в частности и , и связанную с грамматическим выражением отношения говорящего к собеседнику и лицам, о которых идёт речь); 2) по количеству противопоставленных членов в рамках одной и той же категории (ср. шесть падежей в русском языке и до сорока - в некоторых ); 3) по тому, какие части речи содержат ту или иную категорию (так, в существительные обладают категориями лица и времени). Эти характеристики могут меняться в процессе исторического развития одного языка (ср., например, три формы числа в , включая двойственное, и две - в современном русском языке).

Некоторые особенности обнаружения Г. к. определяются морфологическим типом языка - это касается и состава категорий, и способа выражения категориальных значений (ср. выражения словоизменительных морфологических значений, например падежа и числа, преобладающий во языках, и раздельное выражение этих значений в ). В противоположность строгой и последовательной обязательности выражения, свойственной Г. к. языков флективно-синтетического типа, в изолирующих и агглютинативных языках употребление форм со специальными показателями не является обязательным для всех тех случаев, когда это возможно по смыслу. Вместо них нередко употребляются осно́вные формы, нейтральные по отношению к данному . Например, в , где усматриваются признаки Г. к. числа, существительные без показателя множественности «-мэнь» 們 могут обозначать и одно лицо, и множество лиц; в возможно употребление имени в форме абсолютного падежа в тех случаях, когда по смыслу могла бы быть употреблена форма какого-либо из косвенных падежей. Соответственно и деление Г. к. на морфологические и синтаксические не прослеживается в таких языках столь чётко, как в языках флективно-синтетического типа, границы между теми и другими Г. к. стёрты.

Иногда термин «Г. к.» применяется к более широким или более узким группировкам по сравнению с Г. к. в указанном истолковании - например, с одной стороны, к частям речи («категория существительного», «категория глагола»), а с другой - к отдельным членам категорий («категория мужского рода», «категория множественного числа» и т. п.).

От Г. к. в морфологии принято отличать лексико-грамматические разряды слов - такие подклассы внутри определённой части речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать те или иные категориальные морфологические значения. Таковы, например, в русском языке существительные собирательные, конкретные, отвлечённые, вещественные; прилагательные качественные и относительные; глаголы личные и безличные; так называемые способы глагольного действия и т. п.

Понятие Г. к. разработано преимущественно на материале морфологических категорий. Менее разработан вопрос о синтаксических категориях; границы применения понятия Г. к. к синтаксису остаются неясными. Возможно, например, выделение: Г. к. коммуникативной направленности высказывания, строящейся как противопоставление предложений повествовательных, побудительных и вопросительных; Г. к. активности​/​пассивности конструкции предложения; Г. к. синтаксического времени и синтаксического наклонения, формирующих предложения, и т. д. Спорным является и вопрос о том, относятся ли к Г. к. так называемые категории: последним не свойственна противопоставленность и однородность в рамках обобщённых категоризующих признаков.

  • Щерба Л. В., О частях речи в русском языке, в его кн.: Избранные работы по русскому языку, М., 1957;
  • Докулил М., К вопросу о морфологической категории, «Вопросы языкознания», 1967, № 6;
  • Гухман М. М., Грамматическая категория и структура парадигм, в кн.: Исследования по общей теории грамматики, М., 1968;
  • Кацнельсон С. Д., Типология языка и речевое мышление, Л., 1972;
  • Ломтев Т. П., Предложение и его грамматические категории, М., 1972;
  • Типология грамматических категорий. Мещаниновские чтения, М., 1975;
  • Бондарко А. В., Теория морфологических категорий, Л., 1976;
  • Панфилов В. З., Философские проблемы языкознания, М., 1977;
  • Лайонз Дж ., Введение в теоретическую лингвистику, пер. с англ., М., 1978;
  • Холодович А. А., Проблемы грамматической теории, Л., 1979;
  • Русская грамматика, т. 1, М., 1980, с. 453-59.

В. В. Лопатин.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Смотреть что такое "Грамматическая категория" в других словарях:

    ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ - система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. Напр., грамматическая категория числа в русском языке представлена системой двух рядов форм, выражающих грамматические значения единственного и… … Большой Энциклопедический словарь

    Грамматическая категория - Грамматическая категория замкнутая система взаимоисключающих и противопоставленных друг другу грамматических значений (граммем), задающая разбиение обширной совокупности словоформ (или небольшого набора высокочастотных словоформ с… … Википедия

    грамматическая категория - система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. Например, грамматическая категория числа в русском языке представлена системой двух рядов форм, выражающих грамматические значения единственного и… … Энциклопедический словарь

    грамматическая категория - 1) Противопоставление однородных категориальных грамматических форм: ед. число (страна, стол, окно) мн. число (страны, столы, окна) и т. п. 2) Система грамматических форм, объединенных общим грамматическим значением, но противопоставленных по… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    грамматическая категория - (греч. kategoria суждение, определение). 1) Совокупность однородных грамматических значений. Так, значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, значения отдельных форм времени объединяются в категорию времени и т. д. Категория рода… … Словарь лингвистических терминов

    Грамматическая категория - система противопоставл. друг другу грамматич. форм, объединенных однородным значением. Обязат. признаками Г. К. являются: а) наличие не менее двух эл тов, б) единство системы значений и соотнесенных с ними форм напр., в конкр. языке есть столько… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Грамматическая категория - 1) класс взаимоисключающих грамматических значений, противопоставленных друг другу по общему признаку, например значения «единственное число» и «множественное число» образуют Г. к. «числа». Каждой Г. к. соответствует Парадигма (или ряд… … Большая советская энциклопедия

    Время (грамматическая категория) - Время грамматическая категория глагола, выражающая отношение времени описываемой в речи ситуации к моменту произнесения высказывания (т. е. к моменту речи или отрезку времени, который в языке обозначается словом «сейчас»), который принимается за… … Википедия