Особенности обучения по системе эльконина давыдова. Система развивающего обучения эльконина – давыдова. В чем проявляется оценочная самостоятельность ребенка к концу начальной школы

Родителям о программе Эльконина-Давыдова

Образовательнаяпрограмма

Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальных классов

Родители детей, которые пойдут в первый класс, часто озадачены вопросом- какую модель обучения выбрать и какправильно выбрать. Начнут ли их первоклассникиучитьсяпо традиционной моделиилипоразвивающей?Конечно, особенноважновыбратьподходящуюшколу ипрограмму, посколькуучебный процессссамого первого классаопределитв дальнейшемотношение ученикакобучениюв школе. По мнениюмногих (и педагогов, и родителей), не нужно класть всю важностьтолько лишьнапрограмму обучения. Так жеочень важно выяснить,насколько школа финансируется, какие учителя там работают. Обязательнопослушайтеотзывыродителейучеников, которые уже поучились в этой школе достаточно: нравится ли им учиться, даютсяли твердые базовыезнания. Ивсеравно, учительвысокогоуровняв хорошей, комфортной школеобучит ученика всему, чтонужно по программе, ау плохого учителя даже лучшая модель образованиямногого детямнедаст.

Существуют два типа моделей обучения - традиционныйиразвивающий. Традиционныепрограммы -

«Перспектива»,

«Начальнаяшкола ХХI века»,

«Планета знаний»,

«Перспективная начальнаяшкола»,

«ШколаРоссии», «Школа 2100»,«Гармония»,

«Классическая начальная школа».

Термин «развивающегообучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается оттрадиционного обучения объяснительно - сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения- система психологов Даниила БорисовичаЭльконинаи Василия Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, иродители) называют ее гениальной, поскольку она согласована (внутри системы)и непротиворечива.Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшемуразвитию ученика,поскольку ученик трудитсяне на результат (оценку), а на свой личныйрост и достижениевысоких результатов в образовании, и, чтоочень важно, оценивает себя сам.

В особенностях этой системы можно выделить плюсы и минусы.

Плюсы:

1) В системе уходят от обычной цели ученика на хорошую оценку, на уроках создаются условия длястремлений учащегося к обучению, к его росту, достижению больших успеховв учебе, к развитиюумений, навыков, получению глубоких знаний. Например, ученик что-то не помнит, ноон определеннодолжен знать, гдеи каксамостоятельно найти ту необходимую информацию, чтобывспомнить. Иеще, учащиеся по этой системе знают, почему при умножении двух определенных чисел (например,2умножить на 5) получаемименно столько (будет 10, а не 16).

2) Много внимания уделяют теорииилогическомупостроению.

3) СистемаЭльконина и Давыдовабудет интереснародителям, которые хотят развивать ихребенка ина способность анализировать, и, болеетого, на умение глубокомыслить, необычно от сверстников.

4) Вучебном процессе много внимания уделяют росту нормальной самооценки уребенка – посредством своей самооценкиученикужев начальных классахначинает познаватьиреагироватьнаокружающих,внешниймирвокругнего,потом выбирает тех (например,друзей-одноклассников), которые равны ему, исходяиз егосамооценки, его умений и

возможностей. Так жепрограммаучит критически оценивать собственные действия (самокритика)и действия своихсверстников, одноклассников. К примеру,в 1-мкласседетиучатся выбирать критерии, спомощью которыхонисами будут оценивать свои выполненныезадания.Некоторыеизкритериев:насколькоаккуратнонаписанозадание, какправильнонаписаны буквыв соединениис другими буквамив слове,какправильно написаныцифры ит.п.Далееужев 3-мклассеученикиболее самостоятельноопределяюткритерии,покоторым будутоцениватьсвоиработы.

5) Вэтой программеввыполненных работахученика оценивается каждое его усилие.

6) Оценивают преимущественно шкалами.

Например, урокрусского языка -ученикам заданоподчеркнутьвсе гласные буквы, которые смягчаютилипридают твердостьсогласным буквам,а затем оценивают своиработы таким образом:втетрадяхна полях страницы чертят линию (наподобиешкалы) иставятна нейгалочкуиликрестик, который, по их мнению, обозначает, какони справилисьсзаданием.Наихшкале, чем выше поставлен крестик, темлучшеониоценивают своивыполненные работы. Апотомучитель тут женаихшкале проставляетсвоиоценки-галочки,иученикивместе с учителем делают анализ поставленныхзнаковна шкалах.

7) Личная самооценка ученикадолжна предшествовать оценке учителя. Оценка учителя преждевсегопомогает ему создатьсвою собственную нормальнуюсамооценку, не заниженнуюине завышенную.

8) Еслипрограмма преподносится ученикам так, как это былозаложено авторами-психологами, дети,у которыхвначалебыл даже небольшоймотивкучебе,начинают ходитьвшколус интересом, на урокахвсе понимать, хотявозможноине сразу.

Минусы:

1) Уровень преподаваемых предметоввпрограмме Эльконина и Давыдова– очень высокий и сложный.

2) Эта программане сочетается с другими программами обучения и существует мнение, что впоследствиивболее старших классах переводить ребёнка в другую школу с другой программой нерекомендуется. Если есть возможность (в старших классах этойпрограммой обычно не обучают),выбирайте эту систему обученияс 1-гопо 11-ый классы.

3) Может пугать отсутствиеклассической системы оценивания - пятибалльной системы. Однакомногиеспециалистыговорят, что обучение контролируется. Учитель дает нужные рекомендацииродителям и собирает своего рода портфолио, «дело»творческих работ ученика.Вместоклассического дневника это портфолио служит показателемуровня успеховребенкав обучении.

4) По этой системе уже с 1-го класса изучают принципы строения языка, как и откуда произошличисла ит. п.Понимать причиныопределенно поможетпри заучивании правил, и все же,необходимоли этознать детям с такоговозраста, вопрос, пожалуй, спорный,и каждый родитель пусть решает сам.

5) Особое внимание уделяют развитию работыв команде, навыковобщения.Например, ученикисами проводят своиисследованиячего-либо, разделившись на группыпо5 - 7 человек,далеевместес учителем обсуждают то,к какимвыводамони пришли,изатемделают общийвывод. Нотакие женавыкиработыотрабатываютсяипри обучениипо другим системам.

Кслову.

Из опыта педагогов начальных классов г. Москвы:

«Шкалыпри оценивании нужно постоянно менять, они должныодновременноопределять успехии«пробелы» учениковв обучении.Ивсе же шкальная система хороша при оцениваниив самом началеобучениявначальной школе,кконцуначальной школы дети хотят уже другими способами оценивать себя, своиработы.Потому мы всвоей школестали такжевводитьи балльную,ноне пятибалльнуюсистему. Ставим разное количество баллов. К примеру, на уроке математикив3-мклассеученикив течение 15 минут решаютуравнения, договорившись с учителем заранее, сколько балловбудет использоватьсяпри оценивании этойработы.Решив 6 уравнений, ученикставитсебе12баллов».

«Наш многолетнийопыт обучениядетей этим«безотметочным обучением»всамом деле дает нампричинызаявлять, что приумеломипрофессиональномпреподаванииэтой технологией уучеников уже к концу обученияв начальной школе появляются твердаяспособность достаточно (адекватно) оцениватьсвои знанияи возможности,навыкисамоконтроля, а так жепри обученииотделять ужеизвестноеучеником отещенеизвестного.Удетейсохраняетсяинтерескучебе,чтопредельно важно.Мы утверждаем, что обучениепо ЭльконинуиДавыдовуприносит хорошиерезультатыипосле начальнойшколы (в основной школе),поэтомумыиспользуемэту программуобычно до 7- го класса».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Учитель- это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В.М. Лизинский План презентации: 1. Об авторах методики Эльконина-Давыдова 2. История развития системы Эльконина-Давыдова 3. Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова 4. Особенности авторской методики Эльконина- Давыдова 5. Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова 6. Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова

3 слайд

Описание слайда:

Введение Система образования, созданная и апробированная Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, сегодня является популярной и эффективной во многих учебных учреждениях. Особенностью данной прогрессивной системы является формирование у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности. Важно, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводится в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне.

4 слайд

Описание слайда:

Об авторах методики Эльконина-Давыдова. Даниил Борисович Эльконин Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – известный доктор психологических наук, профессор, популярный отечественный психолог. Даниил Борисович – один из ярких специалистов детской психологии, автор прогрессивной теории возрастной периодизации психического развития. Эльконин относится к группе советских психологов, составляющих основу выдающейся научной школы под руководством Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин является автором большого количества монографий и научных статей, раскрывающих вопросы теории и истории детской психологии, изучающих психологию учебной и игровой деятельности ребенка. Также много времени автор посвятил исследованию развития речи детей и вопросам обучения чтению.

5 слайд

Описание слайда:

Василий Васильевич Давыдов Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998) – выдающийся психолог и педагог, академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор. Давыдов учился в школе рабочей молодежи и после ее окончания поступил в МГУ на факультет психологии и философии. После завершения данного ВУЗа Василий Васильевич преподает в Институте психологии, тесно сотрудничая с Д. Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным, следуя учению Л.С. Выготского. Василий Васильевич Давыдов опубликовал более 250 статей и создал образец прогрессивной школы мышления с развивающим обучением, которая успешно используется в наше время. Также Давыдов является автором теории учебной деятельности и ее диагностики развивающих эффектов, теории различных типов мышления и т.д. Василий Васильевич Давыдов признан одним из выдающихся теоретиков и практиков современной педагогики, который создал первое общественное движение учителей и организовал Ассоциацию «Развивающее обучение».

6 слайд

Описание слайда:

История развития системы Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова известна в педагогической системе более 50 лет. Еще в далеком 1958 году Эльконин открыл на базе учебного учреждения № 19 экспериментально-исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника». В 1976 году данное учреждение приняло запрос от Минпросвещения РСФСР, который предполагал разработку содержания совершенно новой начальной системы образования.

7 слайд

Описание слайда:

История развития системы Эльконина-Давыдова В широкую педагогическую практику система Эльконина-Давыдова была введена в 1991 году. Через три года по инициативе В.В. Давыдова была организована Международная ассоциация «Развивающее обучение», объединяющая педагогов единомышленников, специалистов по развивающему обучению и руководителей школ нового типа. В 1996 году система Эльконина-Давыдова получила статус государственной системы. Теперь данная система стала на один уровень с классической системой образования и системой Л.В. Занкова.

8 слайд

Описание слайда:

Задачи системы Эльконина-Давыдова Организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности. Внедрить в учебный процесс технологию оценивания без фиксирования конкретных оценок. Данная разработка создает условия для формирования и развития у младшего школьника понятия самооценки и самоконтроля своей деятельности. Обозначить у младшего школьника его возрастные периоды, позволяющие сформировывать и применять необходимую для определенного этапа педагогическую методику для увеличения эффективности образовательного процесса. Сформировать содержание предметных дисциплин через систему постановки определенных целей и решения учебных задач. Перейти на новый тип взаимодействия между педагогом и классом, учителем и учеником, а также между учащимися.

9 слайд

Описание слайда:

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах: Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия. Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением. Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка. Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка теоретическое мышление. Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе. В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.

10 слайд

Описание слайда:

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова Методика Эльконина-Давыдова использует на уроках подводящий или побуждающий вид диалога. Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности. Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.

11 слайд

Описание слайда:

Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова У ребенка школьного возраста теоретическое мышление развивается благодаря решению им учебных заданий. Главным показателем формирования логического мышления у учащегося является способность осуществлять предметно-умственные операции. Например, при неправильном решении поставленной задачи школьник останавливается и начинает рассуждать о том, почему он решает задачу именно таким способом. В случае верного решения задачи ученик может искать вспомогательные способы ее решения. Теоретическое мышление постепенно формируется и развивается у школьников, при переходе из одного класса в другой. Также важными показателями формирования теоретического мышления у ребенка является его умение планировать действия, и выполнять мыслительный анализ: что является на данный момент важным, а что второстепенным действием. Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач.

12 слайд

Описание слайда:

Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова применяется во многих школах. Данная система обладает рядом преимуществ, в сравнении с традиционным обучением. Рассмотрим некоторые из них более детально. Система Эльконина-Давыдова направляет учебную деятельность школьника не на получения хорошей оценки, а на личностный рост и саморазвитие. Ребенок начинает стремиться к новым достижениям и получению актуальных знаний и навыков. На уроке большое количество времени посвящается приобретению теоретических знаний и развитию логического мышления. Система Эльконина-Давыдова формирует у ребенка творческий потенциал, навыки анализа полученной информации, а также способность мыслить масштабно.

В настоящее время в начальной школе существует несколько параллельных образовательных систем. Чем образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова отличается от других систем?

В системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

  1. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
  2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в "чистом виде".
  3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения — формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.

Чем вызван в последнее время такой интерес к образовательной системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, ведь основы этой системы были разработаны еще в 60-70-е годы ХХ века?

Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования — формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо было:

  • уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях;
  • изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться школьникам решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени, тем самым экономиться время для решение личностно значимых задач подростка часто не связанных в прямую с учебой в школе;
  • перейти на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Этот тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.

Именно эти изменения и были положены в образовательную систему Эльконина-Давыдова, что позволило формировать "мыслящего, думающего" молодого человека так необходимого для современной жизни.

Чем результат обучения в образовательной системе Эльконина-Давыдова отличается от результата других образовательных систем?

Мы хотим на выходе из школы иметь развитую, свободную личность. Другое дело — что называть личностью. Сейчас по некоторым наблюдениям в мире существует около 80-ти пониманий личности. В.В.Давыдов, один из основателей данной системы, в своей последней книге "Теория развивающего обучения" характеризует личность — как человека со значительным творческим потенциалом. Но с этой точки зрения почти все люди личности, но не все абсолютно. Потому что в молодости творческий потенциал имеется почти у всех людей, живущих в достаточно цивилизованных условиях. Но с годами, особенно при жестком вхождении в большинство профессий, этот творческий потенциал теряется, и к средним годам, особенно к старости, многие люди, будучи хорошими специалистами, теряют творческий подход к любым делам, даже в семейном обиходе. Это уже не личности.

Кого мы хотим выпускать из начальной школы, согласно нашей системы?

Прежде всего школьников с развитым творческим потенциалом, а это значит с развитым воображением. Ряд оппонентов данной системы считают, что система Эльконина-Давыдова направлена исключительно только на развитие теоретического мышления. Это серьезное заблуждение. В основе творчества лежит воображение — это означает, что в пределах школы нельзя ущемлять художественной деятельности. Для решение этой задачи в нашей системе существует ряд специальных учебных курсов: курс Ю.А.Полуянова "Изобразительное искусство и художественный труд" (3-4 часа в неделю вместо 1 часа по традиционным программам); курс Л.В.Виноградова "Элементарное музицирование"; курс З.Н.Новлянской, Г.Н. Кудиной "Литература как предмет эстетического цикла". В общем учебном плане образовательной области "Искусство" отводится до 35% учебного времени.

Согласно последним психологическим данным, лишь искусство, приобщение человека к миру искусства, дает ему воображение, как базу творческих проявлений во всех сферах жизни. Занятие науками может быть успешным при развитом воображении.

Кроме этого, мы хотим, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия "со стороны", не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

Способность к рефлексии — есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Вторая составляющая умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, которая является предметом особой заботы в основной школе.

Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также относятся к основам теоретического мышления и должны быть в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей обнаруживаются если:

  • учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
  • учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.

Как понимается мышление в образовательной системе Эльконина-Давыдова? Какие факты свидетельствуют о том, что мышление у детей развивается, а какие - что не развивается?

Человеческое мышление — это особая психическая способность, связанная с возможностью человека решать мыслительные задачи. Своеобразие мыслительной задачи состоит в том, что человек должен лишь найти средство решения этой задачи. Любая мыслительная задача двухходовая (имея в виду цель задачи, человек отходит от ее решения, находит средства, и лишь тогда приступает к решению).

Итак, мышление начинается тогда, когда человек отказывается от прямого достижения цели, а ищет средства достижения цели. Для педагога важно расчленение мышления на рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое. Философы всех времен и народов четко расчленяли у человека два типа мышления — рассудок и разум. Рассудок — это возможность человека классифицировать и группировать все окружающие предметы и на основе решения классификационно группирующих задач создавать правила, сообразные правилам действия. Разумное мышление направлено на выявление в группе предметов некоторых систем (как эта группа предметов взаимосвязана) и на то, чтобы в этой системе найти главное, основополагающее, начиная с чего можно развязать всю эту систему предметов. Разумное мышление — это не группировка, не классификация объектов, а поиск в объектах некоторой системности, в внутри этой системности — главного и второстепенного.

Существует достаточно много методик, позволяющих демонстрировать развитие теоретического (разумного) мышления, но, к сожалению, все эти методики исследовательского характера, они предназначены для психологов-исследователей.

Задача сегодняшнего дня — методики психодиагностического характера превратить в портативные. Однако главное условие — учитель не должен диагностировать своих учеников. Диагностика должна проводиться со стороны. В школьных условиях, либо другим учителем, либо завучем, либо школьным психологом.

Как учителю определять, развивается ли мышление теоретического порядка?

Мышление теоретического уровня развивается у школьника при решении им учебных задач. Самый главный показатель разумно-теоретического мышления — это способности ребенка проводить рассмотрение оснований своих предметно-умственных действий. Рассмотрение оснований своих действий — это рефлексия. Вот когда ребенок, сделав неверное решение, вдруг останавливается и рассуждает (и желательно вслух по просьбе учителя), почему у него получается неверно, это уже начало рефлексии. Или когда учитель замечает, что даже в случае правильного решения задач (это самый лучший ход) школьник ищет другой способ решения этой задачи, хотя найденный способ справедлив. Чтобы искать другой способ решения задачи, обязательно нужно обладать микрорефлексией. И вот, прослеживая сложности рефлексии у школьника, можно от класса к классу видеть, как развивается мышление учащегося.

Второй показатель — как дети планируют свои действия?. Это также прослеживается в рефлексии. Учитель может наблюдать какой сложности задачи могут решать учащиеся. Одни школьники могут усмотреть свои действия через два, три шага, некоторые через десять шагов. Здесь лучше всего выявить (если школьники умеют играть в шахматы), насколько шагов веред они могут просматривать ситуацию решения задачи.

Есть еще действие мыслительного анализа: что главное, что неглавное.

Итак, от уровня развитости рефлексии, планирования и анализа можно судить о развитии мышления у школьников.

Как понимается "воспитание" в образовательной системе Эльконина-Давыдова?

Для нас учебно-воспитательный процесс един. Если мы кого-то воспитываем, то значит, в этом воспитании мы чему-то и обучаем. Если мы обучаем, то значит, мы в чем-то и воспитываем. Отдельные возрастные периоды обладают соответствующими ведущими деятельностями. Для дошколят ведущей деятельностью является игра. Но если к игре подстраивается художественная деятельность в дошкольном возрасте, то у ребенка развивается воображение. Основным психологическим образованием в дошкольном возрасте является воображение. Но дошкольник очень многому учится и в жизни, и просматривая книжки, и мультики по телевизору, учится от родителей. Но преимущественно в дошкольном возрасте ребенок воспитывается, потому что в игре и в художественной деятельности ребенка можно воспитать. Обучение отодвигается на задний план.

В младшем школьном возрасте на первый план выступает учение. Почему? Потому что младшему школьнику важно овладеть основами учебной деятельности и основами теоретического сознания, мышления прежде всего. Учитель должен стремиться, чтобы к концу младшего школьного возраста у своих учащихся сформировать, развить рефлексию. Здесь на первый план выступает учение.

В подростковом возрасте другая ведущая деятельность. Она носит по преимуществу воспитывающий характер. У подростка внутренняя потребность к общению. И главная задача школьного образования в подростковом возрасте — организовать самые разнообразные виды общения подростков. А в общении подростки воспитываются. В каких видах деятельности? Это совокупность разных деятельностей. Всю эту целостную совокупную деятельность В.В.Давыдов назвал общественно значимой. Сюда входит деятельность художественная, спортивная, общественно-организационная (это скауты, и все, что связано с общественными организациями) и учебная. В подростковом возрасте учебная деятельность является лишь одним из видов деятельности, входящих в общественно значимую. И современная подростковая школа будет очень хромать в развитии подростков, если, как и сейчас, будет трубить — учись, учись, учись. Подростки хотят заниматься всем многообразием культурной деятельности: спорт, художественная, трудовая деятельность, особенно художественная трудовая деятельность и учение в частности. Но почему именно младшая школа должна ставить акцент на учебную деятельность? Так как подросток имеет другую ведущую деятельность, а усваивать знания по разным не нужным ему предметам он все-таки вынужден, то он должен к началу подростковой школы владеть учебной деятельностью, чтобы за минимум времени овладевать этими учебными предметами.

Но это не главное. Общение в разных коллективах, в разных видах деятельности (учебной — учебный коллектив, спортивной — спортивный коллектив, художественной — художественный коллектив) воспитывает у подростков практическое сознание и практическое мышление.

Что такое практическое сознание и практическое мышление? Это все то, что в старой философии называлось нравственным, моральным сознанием. Моралью обладает тот человек, который свое индивидуальное действие, даже эгоистическое действие всегда производит с учетом возможностей, интересов и потребностей окружающих людей.

Мораль — это действие с учетом интересов и возможностей других людей. Так вот, практическое сознание людей воспитывается в разнообразных видах общения. Вот это — подростковый возраст, где на первый план выдвигается через общественно значимую деятельность воспитание, и прежде всего общения, а в этих общениях, особенно мальчиков и девочек, развивается практическое сознание.

Кстати, многие взрослые, не пройдя настоящей подростковой школы, имеют главный дефицит в своей жизни — неумение общаться. Общение тоже искусство. Поэтому развивающее образование связывает воедино развивающее обучение и развивающее воспитание. Развивающее воспитание в пределах школы — это подростковая школа. У старшеклассников уже несколько другие жизненные вопросы.

Почему авторы и специалисты образовательной системы Эльконина-Давыдова настаивают на том, что одним из условий эффективной работы системы в начальной школе является использование "безотметочной системы оценивания" младших школьников?

Мы исходим из позиции: в учебной деятельности бессмысленно ставить отметки. Если ученик дискуссирует и вместе с другими приходит к какому-то правильному выводу, то отметка никакого значения не имеет. А вот развернутая, качественная оценка того, что делает ребенок, крайне желательна. Но в баллах ее не оформишь.

В последнее время широко обсуждается проблема, связанная с безотметочной системой оценивания в школьной практике, в том числе и на начальном этапе образования. Аргументы в пользу отказа от пятибалльной системы оценивания строятся либо вокруг отрицательных эффектах отметки (отметка как травмирующий элемент в обучении ребенка), либо связывается с тем, что пятибалльная шкала оценивания не может эффективно оценивать качество знаний учащихся (фактически речь идет о том, что в школе реально работает трехбалльная шкала).

В системе Эльконина-Давыдова проблема оценивания рассматривается в более широком аспекте, в аспекте изменения всей контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе, затрагивающей интересы всех субъектов этого процесса.

Изменения в контрольно-оценочной деятельности рассматривается в данной системе как "запускной" механизм в изменении всей системы функционирования школы на всех трех ступенях образования. Не эффективно обсуждать эту проблему в узких рамках только начальной школы, не имея представления о том, как все это будет работать на последующих этапах обучения. Другими словами, изменения в системе контроля и оценки в рамках образовательного процесса необходимо рассматривать через призму всех ступеней образования, а также все рассуждения об изменениях в контрольно-оценочной деятельности бессмысленна вне рассмотрения их в контексте системных изменений по всем направлениям модернизации образования.

При рассмотрении подходов к изменению контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе важно развести два проблемных поля: педагогическое, связанное с субъектами образовательного процесса (учитель, ученик, родитель) и управленческое, связанное с нормативным оцениванием результатов обученности школьников на этапе итоговой аттестации. Другими словами, есть промежуточная аттестация школьников, а это согласно ст.15 п.3 Закона "Об образовании" фактически промежуток с 1 по 9 класс, которая передана в руки Школе, и есть итоговая аттестация, которая проводятся в 9 и 11-м классе, система оценивания которой задается государством в лице Министерства образования. Ведя разговор о "безотметочной системе оценивания" надо развести текущее и итоговое оценивание.

Изменения в контрольно-оценочной деятельности на начальном этапе образования должны быть связаны прежде всего в направлении формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как необходимого условия для формирования учебной самостоятельности подростка (основная школа) и организации собственного учения старшеклассников (старшая школа) по индивидуальным образовательным программам как разновидность профильного обучения в 10-11 классе. В связи с этим, и содержание, организация образовательного процесса в начальной школе необходимо поворачивать в эту сторону, следовательно, отказ от отметки на нужен прежде всего не для того, чтобы сохранить здоровье детей, и не для того, что перейти к другой многобалльной шкале оценивания, а для того, что постепенно передать контрольно-оценочные действия в руки детей. Для чего? Для того, чтобы на следующих этапах обучения они использовали эти действия для собственной учебной самостоятельности.

Для того, чтобы сформировать у детей действия самоконтроля и самооценки школе необходимо:

  • соблюдать этапы и технологически обеспечить становление контрольно-оценочной деятельности младших школьников;
  • использовать разнообразные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся;
  • иметь систему проверочных, диагностических работ для отслеживания становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и динамики формирования способов их деятельности;
  • использовать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся;
  • "иметь нормативно-правовую базу для применения безотметочной системы оценивания, т.е. выработать относительно единую "оценочную политику" на уровне школы.

Сможет ли ученик, прошедший обучение по экспериментальным программам системы Эльконина-Давыдова в основной школе, сдать успешно выпускные экзамены за курс основной школы?

  1. Учащийся может в новых условиях (нестандартных) использовать известные ему способы действия.
  2. Учащийся может видеть ограниченность известных ему способов в заданных условиях и на основе этого поставить перед собой новую задачу.
  3. Учащийся может оценить свои возможности (прогностическую оценку) по решению конкретной задачи и при возникновении затруднений и ошибок самостоятельно проводить коррекцию своих действий, ликвидировать возникшие затруднения.
  4. Учащийся может самостоятельно подбирать необходимые средства для решения поставленной задачи.
  5. Учащийся видит недостаточность условий для решения поставленной задачи.
  6. Учащийся использует для решения новой задачи модельные средства
  7. Может на основе знаний общих способов решать большой круг частных задач.

(Публикуется с сокращениями)

Обсуждение

Мой сын год отучился по этой методике в первом классе. ребенку очень сложно помогать, совершенно непонятно как. Если ребенок не успел в классе то дома очень сложно объяснить материал. Эта методика не подходит детям с неразвитым абстрактным мышлением. Им очень сложно.Хотя мой сын в 7 лет научился решать примеры с простейшими дробями, справляется с задачами на умножение и деление не зная таблицы умножения. Научился довольно четко выражать свои мысли. А вот читает очень плохо, даже не выполняет нормативы первого класса. Результат мог бы быть значительно лучше, но к сожалению мой ребенок не попал в пятерку учеников с которыми работает учитель. Совет родителям - выбирайте не методику, выбирайте педагога.
Украина. Херсон.

26.08.2008 17:06:55, Татьяна

Да, характерная особенность последователей школы ЭД - неумение выражать мысли ясно и простыми словами:)).
Мои дети учатся у Воронцова уже три года. Мне нравится, детям тоже.
Отдавая детей в эту школу нужно чётко понимать, зачем Вам это нужно:) - собственно, это первый вопрос на собеседовании:). Плюсов много, минусов тоже достаточно, и они существенны.

Закончили 1 класс. Ребенок рад что без оценок (наверно, не хочет показать когда не знает и будет оценка ниже других), родителям сложно понять уровень знаний ребенка в школе. Именно в школе, а то дома они все самые-самые... а кто какой в школе, перед всеми. Сколько бы не придумывали, все это хорошо забытое старое. Но мне ближе и понятнее системы обучения советских школ, через которые сами прошли и нормально. Уверена - учеба это труд, а не игра.

Где такие школы есть?

Комментировать статью " Система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова"

Я очень люблю во всем профессионализм, мне нравятся система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова и программа Л.А. Венгера, как бы не в последнюю очередь, за то, что их разрабатывали профессиональные психологи...

Обсуждение

Здравствуйте, Евгения!
Подскажите, пожалуйста, сколько стоит программа "Развитие", хотя бы примерно. Это доступный вариант?

22.01.2013 19:59:26, Татьяна Ф.

Женя, я с удовольствие размещу информацию по методике Вегнера на моей страничке по раннему развитию - а точнее выделю в отдельную страничку, на ней будет и информация о центре.
Я готова сделать все это бесплатно, но при одном условии- что вся информация будет мне предоставлена в виде документов Ворд.
Правда, я в этом деле Любитель, и дизайнер я не слишком великий.
Если все подходит - пишите на mail
[email protected]
С моей страничкой можете познакомиться по адресу:
Страничка
"Раннее развитие детей от Веселой" расположена по адресу

http://calflove.narod.ru/baby-ed.htm
,
а ее зеркало на

http://www.angelfire.com/ma/Calflove/baby-ed.htm

Хотите, чтобы Ваш малыш был энциклопедически образованным
и рано научился читать, был любознательным и веселым.
Тогда посетите эту страничку.
На ней - постоянно обновляющая подборка аннотированных ссылок
на материалы, посвященные раннему развитию детей.
Методики М.Монтессори, Г.Домана, Никитиных, Зайцева,
рекомендации Л.Даниловой для воспитания любознательных малышей.

11.08.2000 13:37:31

"Элевит Пронаталь" – комплекс витаминов, минералов и микроэлементов, предназначенный для женщин на этапе планирования беременности, во время беременности и после родов в период грудного вскармливания. На сегодняшний день «Элевит Пронаталь» является единственным витаминно-минеральным комплексом (ВМК), эффективность которого в отношении профилактики врождённых пороков развития была клинически доказана 1 . В одной таблетке «Элевит Пронаталь» (что составляет суточную дозу) содержится 800...

Этой зимой ожидается выпуск бальзама от «Курносиков» для ухода за кожей лица и тела с максимально допустимым содержанием Д-пантенола в косметическом средстве. Обогащенная формула разработана специально для ежедневного ухода за кожей склонной к сухости и раздражению. Новый бальзам «Пантенол ZD» поможет защитить нежную кожу от вредного воздействия солнца, ветра и мороза. «Пантенол ZD» подходит как детям, так и взрослым для ежедневного применения. Он, как и другая детская косметика торговой...

В музее «БИОЭКСПЕРИМЕНТАНИУМ/ ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ» читает бесплатные лекции Дарвиновский музей. 24 октября, 16:30-17:30 «Путешествие в мир клетки» Эта лекция ответит на сотню детских вопросов, ежедневно задаваемых мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Из чего состоят животные и растения? Почему листья на деревьях зеленые? Кто живет в капле воды? Какие туфельки носят инфузории? И, самое главное участникам лекции предстоит познакомиться с Её Величеством Клеткой - основной "деталью" всех живых...

Маша, мое мнение за все эти годы не изменилось: брать "Букварь" Д. Б. Эльконина и заниматься с ребенком в 4,5 года по нему, вовсе не значит "обучаться по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова ".

Для нас система сложновата, но выбора не было - все нормальные школы города работают только на Занкове:(, а у сына аутизм, нужен индивидуальный подход. Программа Эльконина - Давыдова 29.12.2003 15:26:17, Дыбра.

Обсуждение

Мы прошли первый американский класс и сейчас занимаемся по программе второго (если наши занятия вообще можно привязать к классу). Язык: буквы, начало чтения (слова и короткие фразы), курсив и каллиграфия вообще, основы стихосложения, части речи, виды метафор и т.п. на английском и русском все. Математика - по моей программе, сейчас занимаемся пространственной симметрией. География и история отстает, мы там занимаемся по темам и они очень странные и с программой слабо связаны. Ну, сейчас изучаем альтернативные движения 60х-80х.

Учимся по "Гармонии" - начали третью пропись. Дети пишут короткие диктанты, по русскому - два-три простых предложения. По математике - диктанты на слух на состав числа (типа "9 - это 5 и?" - нужно записать только ответ). Буквы вроде все прошли, или почти все... не помню. Еще у них много логических задач (имхо, не самых простых), и всякие карточки - "слоги слияния", "схемы предложений" и т.п. Касса букв и слогов вроде бы в январе уже не понадобится.
А кроме математики и русского Вам не интересно?:) Большой объем информации идет по "Окружающему миру" - и насчет природы, живой-неживой, и время, и дорожные знаки, и стихи длиннючие по временам года, да и не упомнить всего...
По английскому до декабря только устно все было, вторая половина декабря - начали писать, немножко совсем, несколько букв...
Правда, усложненной программой "Гармонию" я бы не назвала. Достаточно комфортная для детей программа, и слава Богу! :))

02.01.2004 00:44:02, Ма

Так, дорогие мои, что мне делать? Язык мой – враг мой!!! Уже на сто раз покаялась, что написала эту фразу «для системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, обученный ребенок до школы - это плохо».

Обсуждение

Еще по поводу одного момента, который я, лично, считаю очень существенным, хочу сказать. Топик "О государственных школах" очень разросся, я поэтому здесь пишу.

О РАБОТЕ В ГРУППЕ.
Цитата:
>>… Я тоже такая отсталая. я вообще не понимаю с какой стати ребенок ДОЛЖЕН работать в группе? У нас в школе такого нет и надеюсь не будет. В группе можно работать уже в старшей школе, а так, кто в этой группе организовывает работу? Ответственная девочка, которая страшно переживает за то, что мальчик тот про дачу рассказывает, и их группа первая не будет?
У моей в саду устроили такое соревнование командное, мало того, что все дети переругались, так еще половина!! детей устроила грандиозные истерики, я свою 3 дня успокаивала, а это была новая разработка из роно прислали как новое достижение - работа в сотрудничестве. 28.7.2003 20:57:11, Акорса>>

А ГДЕ ребенок будет учиться работать в команде? В старшей школе, я считаю, поздновато будет. С детского сада как раз начинать надо (там даже в млаших группах требуется взаимодействие детей). Та же подготовка к школе - не только "чтение, письмо, счёт", не только развитие внимания и мышления, еще - это умение взаимодействовать, умение уметь слышать и действительно услышать другого; имея свои аргументы или свой путь решения определенных задач (необязательно математических), уметь прислушаться к другим участникам, взвесить их аргументы. Умение вовремя признать правоту другого тоже важно, точно также, как и умение отстаивать свое мнение. Т.е. не только для учебных дел, но и для жизненных работа в группе, сотрудничество никак не может быть лишним. Правильное решение всегда лучше осознается, когда есть с чем его сравнить. А умело организовывает, направляет такую работу, конечно, педагог.

К сожалению, этому мало уделяют внимания и сами родители, и педагоги дошкольных учреждений.

По поводу истерики и ругани при проведении соревнования. Воспитатели, стало быть неграмотно подошли к этому виду деятельности, дети были совсем неподготовлены. :(((Сочувствую. Так бывает, когда разумные предложения того же РОНО начинают выполнять без подготовки, формально. А соревнование – это вообще особый "жанр" в педагогике. :)

Я высказываю своё мнение. Опять же, хорошо, что мы здесь всё это обсуждаем. Если кому-то из родителей кажется, что для их детей такие формы работы не подходят, значит, они не выберут программу и педагогическую систему, практически целиком основанную поисковой работе, на работе в группах, на сотрудничестве, совместных обуждениях во время урока (что, естественно, диктует особые формы дисциплины) и т.п.

Красно Солнышко
Маша, методики Эльконина как СИСТЕМЫ в дошкольной педагогике действительно не существует, Евгения права.
Целостная методическая система Э-Д с ведущей ролью теоретического мышления не рассчитана (и совершенно обоснованно) на возраст дошкольников.
Ее элементы – обучение чтению (или подготовка к обучению чтению) существуют для дошкольников в разработке Бугрименко, Цукерман ("Чтение без принуждения"), в Букваре Эльконина для 6-леток.

Evgenia

У нас с вами давно сложившиеся взгляды и нет смысла переубеждать друг друга:), но позицию вашу я понимаю и уважаю.

Спасибо за внятное профессиональное объяснение сути системы. Для интересующихся это важная информация.
С интересом прочла ваши сообщения в этом и соседнем топике ("По поводу государственных школ").
Идеальных систем нет. Идеальность=безликость. (имхо)
Нет плохих систем, есть те, которые подходят или не подходят конкретному ребенку.
Родители сейчас, слава Богу, все же могут искать, подбирать ту систему, которая подходит именно им, как каждый педагог ищет и находит ту педагогическую систему, которая ему близка и не противоречит его убеждениям, ту, которую в его интерпретации принимают дети и которая дает результат.

В системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова прежде чем учить детей частным способам решения отдельных классов орфографических задач, их учат общему способу постановки любой орфографической задачи.

Обсуждение

А можно назвать номера этих "брендовых" школ:-)

30.07.2003 17:00:05, МашенькаЛ.

Хорошо, постараюсь конкретно. Что отличает эту систему от других (частично использую отрывки из статей авторов системы):
В 60-е годы Д.Б. Эльконин сформулировал гипотезу о том, что уровень интеллектуальных достижений (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ, А НЕ ЗНАНИЙ), который при существовавшей тогда (и преобладающей по сей день) системе начального обучения демонстрируют лишь одаренные дети 6-12 лет, становится доступным большинству младших школьников при обучении иного типа. Речь шла о способности одаренных детей после первых попыток решения новой задачи выделять ее наиболее существенные условия и дальше, ориентируясь на них, решать все задачи того же класса «с места», практически без ошибок. Уж это-то Вам должно быть знакомо, если Вы заканчивали физмат и играли в шахматы, что кто-то при одной и той же структуре задачи, решив задачу «про картошку», «про огурцы» решает как новую. И такому ребенку раз 80 надо решить подобные задачи, чтобы он увидел в них общую структуру и начал решать эти задачи как подобные. Детей, которые умели это делать «с ходу», как правило, в советские годы, отбирали в матклассы, они считались способными и одаренными. Всем остальным, считалось, это не доступно. Эльконин сказал о том, что если по-другому построить содержание образования, то каждый ребенок сможет изначально видеть в задаче существенное.
То же самое на примере русского языка: в русской орфографии существует следующий общий закон: есть звуки, которые можно обозначать буквами по слуху (действовать по правилу «что слышу, то и пишу» - кот, пар), а есть звуки, за которые «спорят» несколько букв и которые на слух писать рискованно (молоко или малоко или малако или молако). Эти звуки образуют орфограммы, и выбор буквы при написании орфограммы представляет орфографическую задачу. Таких классов орфографических задач несколько десятков, частным способам их решения детей учат в течение 6-8 лет; и к этому сводится традиционное обучение орфографии в русском школе. Упражнения и диктанты подбираются так, чтобы в них не было неизученных детьми орфограмм.
В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова прежде чем учить детей частным способам решения отдельных классов орфографических задач, их учат общему способу постановки любой орфографической задачи. В 1 классе, ещё до изучения конкретных типов орфограмм, дети открывают само существование орфограммы как проблемы выбора буквы и приучаются спрашивать (взрослого, словарь, справочник) о каждой неизвестной им орфограмме. Если удается научить ребенка систематическому «орфографическому сомнению», в основе которого лежит умение отделять известное и неизвестные орфограммы, то можно обеспечить безошибочное письмо задолго до знания всех конкретных правил. Специальная проверка показала, что в конце 3 класса 92 % учеников, обучавшихся по системе Эльконина – Давыдова, смогли написать чрезвычайно сложный диктант без ошибок именно потому, что смогли задать все необходимые вопросы. Лишь 24% учеников, обучавшихся по традиционной системе, справились с этой задачей.
Такая разница в способности детей самостоятельно ставить новые орфографические задачи определяется прежде всего способом обучения. Одни дети владели общим понятием «орфограмма», на основе которого можно распознать любую, даже впервые встречающуюся орфограмму, задуматься о выборе буквы, запросить у взрослого недостающую информацию и не ошибиться, другие дети владели лишь частными способами решения отдельных классов орфографических задач, а в неизвестных случаях действовали наугад, не подозревая о возможности ошибиться.
А теперь проведем мысленный эксперимент. Предложим всем этим детям совершенствовать свою грамотность самостоятельно, снабдив их отличными справочниками, самоучителями и расписанием работы учителей – консультантов. Какая группа детей окажется в более выгодном положении? Разумеется та, которая умеет самостоятельно определять, чего они ещё не знают, о чем надо спрашивать консультанта, что искать в справочниках, т.е. умеют ставить новые учебные цели. Иными словами, обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова формирует у школьников умение учить себя самостоятельно. Умение отделять известное от неизвестного и высказывать предположение о содержании неизвестного (но еще не умение самостоятельно искать способы проверки высказанных гипотез – это на уровне группы) – вот тот уровень учебной самостоятельности, который доступен большинству 10-11 летних школьников, обучавшихся в начальной школе по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
В этом и заключается качественное отличие этой системы от всех других систем. В системе Занкова, например, развивающий эффект достигается за счет организации обучения, за счет повышения уровня сложности, но при этом содержание пособий остается на уровне старой схемы «от решения частных задач – к общему способу".

Только при этих условиях можно утверждать, что Ваш ребенок учится по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова: 1)Учитель прошел переподготовку в одном из центров Ассоциации развивающего образования 2)Обучение ведется по следующим программам: математика – С...

Обсуждение

В магазине методической литературы при школе 91 (м. Арбатская, ул. Поварская, 14,напротив церкви на Новом Арбате).

Мой вам совет,бегите от этой системы как от огня.Сначала будете искать учебники,потом прописи.Потом поймете,что ребенку надо помогать,начнете искать методички.Учебники еще найдете,а вот прописи и методички,мы так и не нашли за весь год обучения по этой системе.Так нас и "развивали"весь год,без прописей по русскому и тетрадей по математике.Русский язык по Репкину,это путь в неграмотность.Никаких правил русского языка,фонетика весь год,с разбором транскрипции русских слов.Все это развивающее обучение,это фикция,эксперимент на детях.Академических знаний эта система не дает,якобы ребенок должен сам додуматься,а если не додумался,они тут не причем.Итог,таков мы купили учебник традиционного русского языка и проходим все правила на каникулах.

29.05.2003 23:10:22, Истина где-то рядом

Что надо знать о системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

ЧЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ СИСТЕМ?

В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

1. Предметом усвоения являются общие способы действия - способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением - информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».

3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения - формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.

ЧЕМ ВЫЗВАН В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ТАКОЙ ИНТЕРЕС К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА, ВЕДЬ ОСНОВЫ ЭТОЙ СИСТЕМЫ БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ ЕЩЁ В 60-70-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА?

Особый интерес в настоящее время к данной системе связан, прежде всего, с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования - формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо было: уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях;

изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться школьникам решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени, тем самым экономиться время для решение личностно значимых задач подростка часто не связанных в прямую с учебой в школе;

перейти на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Этот тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.

Именно эти изменения и были положены в образовательную систему Эльконина – Давыдова, что позволило формировать «мыслящего, думающего» молодого человека так необходимого для современной жизни.

ЧЕМ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РЕЗУЛЬТАТА ДРУГИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ?

Мы хотим на выходе из школы иметь развитую, свободную личность. Другое дело - что называть личностью. Сейчас по некоторым наблюдениям в мире существует около 80-ти пониманий личности. В.В.Давыдов, один из основателей данной системы, в своей последней книге «Теория развивающего обучения» характеризует личность - как человека со значительным творческим потенциалом. Но с этой точки зрения почти все люди личности, но не все абсолютно. Потому что в молодости творческий потенциал имеется почти у всех людей, живущих в достаточно цивилизованных условиях. Но с годами, особенно при жестком вхождении в большинство профессий, этот творческий потенциал теряется, и к средним годам, особенно к старости, многие люди, будучи хорошими специалистами, теряют творческий подход к любым делам, даже в семейном обиходе. Это уже не личности.

КОГО МЫ ХОТИМ ВЫПУСКАТЬ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СОГЛАСНО НАШЕЙ СИСТЕМЫ?

Прежде всего, школьников с развитым творческим потенциалом, а это значит с развитым воображением. Ряд оппонентов данной системы считают, что система Эльконина-Давыдова направлена исключительно только на развитие теоретического мышления. Это серьезное заблуждение.

Кроме этого, мы хотим, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

– знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;

– умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;

– умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;

– умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

Способность к рефлексии - есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Вторая составляющая умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, которая является предметом особой заботы в основной школе.

Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также относятся к основам теоретического мышления и должны быть в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей обнаруживаются если:

учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);

учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить

КАК ПОНИМАЕТСЯ МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА? КАКИЕ ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ТОМ, ЧТО МЫШЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ РАЗВИВАЕТСЯ, А КАКИЕ – ЧТО НЕ РАЗВИВАЕТСЯ?

Человеческое мышление - это особая психическая способность, связанная с возможностью человека решать мыслительные задачи. Своеобразие мыслительной задачи состоит в том, что человек должен лишь найти средство решения этой задачи. Любая мыслительная задача двухходовая (имея в виду цель задачи, человек отходит от ее решения, находит средства, и лишь тогда приступает к решению).

Итак, мышление начинается тогда, когда человек отказывается от прямого достижения цели, а ищет средства достижения цели. Для педагога важно расчленение мышления на рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое. Философы всех времен и народов четко расчленяли у человека два типа мышления - рассудок и разум. Рассудок - это возможность человека классифицировать и группировать все окружающие предметы и на основе решения классификационно группирующих задач создавать правила, сообразные правилам действия. Разумное мышление направлено на выявление в группе предметов некоторых систем (как эта группа предметов взаимосвязана) и на то, чтобы в этой системе найти главное, основополагающее, начиная с чего можно развязать всю эту систему предметов. Разумное мышление - это не группировка, не классификация объектов, а поиск в объектах некоторой системности, в внутри этой системности - главного и второстепенного.

Существует достаточно много методик, позволяющих демонстрировать развитие теоретического (разумного) мышления, но, к сожалению, все эти методики исследовательского характера, они предназначены для психологов-исследователей.

Задача сегодняшнего дня - методики психодиагностического характера превратить в портативные. Однако главное условие - учитель не должен диагностировать своих учеников. Диагностика должна проводиться со стороны. В школьных условиях, либо другим учителем, либо завучем, либо школьным психологом.

КАК ПОНИМАЕТСЯ «ВОСПИТАНИЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА?

Для нас учебно-воспитательный процесс един. Если мы кого-то воспитываем, то значит, в этом воспитании мы чему-то и обучаем. Если мы обучаем, то значит, мы в чем-то и воспитываем. Отдельные возрастные периоды обладают соответствующими ведущими деятельностями. Для дошколят ведущей деятельностью является игра. Но если к игре подстраивается художественная деятельность в дошкольном возрасте, то у ребенка развивается воображение. Основным психологическим образованием в дошкольном возрасте является воображение. Но дошкольник очень многому учится и в жизни, и просматривая книжки, и мультики по телевизору, учится от родителей. Но преимущественно в дошкольном возрасте ребенок воспитывается, потому что в игре и в художественной деятельности ребенка можно воспитать. Обучение отодвигается на задний план.

В младшем школьном возрасте на первый план выступает учение. Почему? Потому что младшему школьнику важно овладеть основами учебной деятельности и основами теоретического сознания, мышления, прежде всего. Учитель должен стремиться, чтобы к концу младшего школьного возраста у своих учащихся сформировать, развить рефлексию. Здесь на первый план выступает учение.

ПОЧЕМУ АВТОРЫ И СПЕЦИАЛИСТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА НАСТАИВАЮТ НА ТОМ, ЧТО ОДНИМ ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СИСТЕМЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ?

Мы исходим из позиции: в учебной деятельности бессмысленно ставить отметки. Если ученик дискуссирует и вместе с другими приходит к какому-то правильному выводу, то отметка никакого значения не имеет. А вот развернутая, качественная оценка того, что делает ребенок, крайне желательна. Но в баллах ее не оформишь.

В последнее время широко обсуждается проблема, связанная с безотметочной системой оценивания в школьной практике, в том числе и на начальном этапе образования. Аргументы в пользу отказа от пятибалльной системы оценивания строятся либо вокруг отрицательных эффектах отметки (отметка как травмирующий элемент в обучении ребенка), либо связывается с тем, что пятибалльная шкала оценивания не может эффективно оценивать качество знаний учащихся (фактически речь идет о том, что в школе реально работает трехбалльная шкала).

В системе Эльконина-Давыдова проблема оценивания рассматривается в более широком аспекте, в аспекте изменения всей контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе, затрагивающей интересы всех субъектов этого процесса.

СМОЖЕТ ЛИ УЧЕНИК, ПРОШЕДШИЙ ОБУЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СИСТЕМЫ ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ, СДАТЬ УСПЕШНО ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ?

Учащийся может в новых условиях (нестандартных) использовать известные ему способы действия.

Учащийся может видеть ограниченность известных ему способов в заданных условиях и на основе этого поставить перед собой новую задачу. Учащийся может оценить свои возможности (прогностическую оценку) по решению конкретной задачи и при возникновении затруднений и ошибок самостоятельно проводить коррекцию своих действий, ликвидировать возникшие затруднения.

Учащийся может самостоятельно подбирать необходимые средства для решения поставленной задачи.

Учащийся видит недостаточность условий для решения поставленной задачи.

Учащийся использует для решения новой задачи модельные средства

Может на основе знаний общих способов решать большой круг частных задач.

КОРОТКО ОБ одноположниках СИСТЕМ

Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) - советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.

Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

По окончании войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) Д. Б. Эльконин, хотя и очень хотел этого, не был демобилизован. Он получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии. Однако в 1952 г. началась волна репрессий под видом борьбы с космополитизмом.

Заседание комиссии, посвященное «разбору и обсуждению допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 г., но умер Сталин, и оно было отложено, а затем отменено. Подполковник Д. Б. Эльконин был уволен в запас.

В сентябре 1953 г. Д. Б. Эльконин стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и проработал до конца своей жизни. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 защитил докторскую диссертацию, а в 1968 был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966.

Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 - 19 марта 1998) - советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина (с которым позднее дружил до конца жизни).

Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. Теоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе № 91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. В современной педагогике существует образовательная система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебники для которой рекомендованы для начальной школы и некоторых старших классов общеобразовательных школ.

Система Эльконина-Давыдова

Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта . Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.

Разработанная система развивающего обучения в 80-е годы XX века подвергалась гонению официальных властей.

В 1983 В.В. Давыдов был исключён из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР и даже отстранён от работы со своей любимой экспериментальной школой № 91. Однако уже через несколько лет, в 1986, награждён премией им. Ушинского за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в партии и в 1989 вновь назначен директором этого же института.

В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин

Букварь: Учебник для 1 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1

Букварь, по которому вам предстоит работать, является частью учебно-методического комплекта по русскому языку по системе развивающего образования (Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова), соответствует содержанию программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» (авторы В.В. Репкин и др.) и предназначен для первых классов четырехлетней общеобразовательной школы.

Букварь предназначен для обучения детей грамоте. В его основу положены ознакомление детей с буквами и самостоятельное освоение наиболее общих способов письма и чтения. Достигается это выделением звукового состава слова, построением его слогозвуковой модели и затем буквенной записи.

Поиск средств и способов моделирования звучащего слова уравновешивает всех детей независимо от их предшествующей подготовки к школе.

Даже при беглом просмотре нетрудно заметить, что этот Букварь является довольно своеобразной учебной книгой. С одной стороны, это серьезный учебник, который не только знакомит ребят с буквами, но и раскрывает им принципы письма и чтения. С другой стороны, это, безусловно, детская книга, на страницах которой забавные человечки, придуманные авторами, - дедушка Ус, дядюшка Ага, Авосик и Небойсик - вместе с первоклассниками ищут ответы на самые сложные вопросы. Этот учебник представляет собой – диалог любознательных первоклассников Маши и Алёши, приглашающих ребят к разговору, в котором маленькие школьники будут участвовать вместе с забавными и неунывающими человечками.

Своеобразие этой учебной книги выражается, прежде всего, в его структуре. Основной материал Букваря перемежается страничками совместного чтения, основная цель которых – создание атмосферы литературного чтения (приобщение детей к культуре чтения) с самого первого урока обучения грамоте, задолго до того, как дети начнут изучать первые буквы.

Странички совместного чтения отделяют один от другого содержательные блоки внутри каждого раздела. В конце многих содержательных блоков есть специальное задание-установка на изучение нового материала. Установочные задания в учебнике помечены особым знаком.

Данный учебник в системе развивающего образования рассчитан на разный уровень подготовки учащихся и на разную динамику их продвижения в материале. Поэтому в Букваре содержится избыточный, резервный материал (он также выделен специальным знаком).

Отмечая другие особенности методического аппарата Букваря, стоит обратить внимание и на то, что в данном учебнике сделана попытка специально выделить типы заданий, которые удобно выполнять в групповой форме.

Как уже было сказано, этот Букварь учит детей не только читать, но и грамотно писать – поэтому в отличие от своих аналогов он включает в себя тексты как для чтения, так и для письма. Они подобраны тщательным образом – без расхождений между произношением и написанием, что создает благоприятные условия для прочного усвоения первоклассниками основ русской графики.

Каждая новая тема в Букваре преподносится как новая задача, решив которую ребята совершают следующий шаг на пути освоения действий письма и чтения.


Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

По окончании войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) Д. Б. Эльконин, хотя и очень хотел этого, не был демобилизован. Он получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии. Однако в 1952 г. началась волна репрессий под видом борьбы с космополитизмом.

Заседание комиссии, посвященное «разбору и обсуждению допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 г., но умер Сталин, и оно было отложено, а затем отменено. Подполковник Д. Б. Эльконин был уволен в запас.

В сентябре 1953 г. Д. Б. Эльконин стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и проработал до конца своей жизни. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 защитил докторскую диссертацию, а в 1968 был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ , образованном в 1966.

Работы Д. Б. Эльконина стали одним из краеугольных камней теории деятельности .

Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым , А. Р. Лурией , А. В. Запорожцем , Л. И. Божович , П. Я. Гальпериным

Основные публикации

  • Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
  • Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
  • Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.
  • Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
  • Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
  • Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.
  • Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
  • Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.
  • Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
  • Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
  • Детская психология. М., 1960.
  • Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
  • Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.
  • Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
  • Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
  • Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  • Как учить детей читать. М., 1976.
  • Психология игры . М., 1978.

См. также

Ссылки

  • Венгер А. Л. , Слободчиков В.И. , Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии 1988. № 3. С. 20.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Педагоги СССР
  • Психологи СССР
  • Родившиеся в 1904 году
  • Умершие в 1984 году
  • Психологи по алфавиту
  • Жертвы борьбы с космополитизмом

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эльконин, Даниил Борисович" в других словарях:

    Эльконин Даниил Борисович - (1904–1984) российский психолог. Развивая положение культурно исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии (см. возрастная психология), выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии… … Большая психологическая энциклопедия

    - (1904 1984) советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии ведущая деятельность. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка … Психологический словарь

    Эльконин, Даниил Борисович - (1904 1984) психолог, член корреспондент АПН СССР (1968), д р педагогических наук (1962), профессор (1965). Ученик Л.С. Выготского. Педагогическую деятельность начал в 1922 в Дергачёвской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская… … Педагогический терминологический словарь

    Эльконин, Даниил Борисович - (1904 1984) Российский психолог, специалист в области детской и педагогической психологии, ученик и один из ближайших сотрудников Л.С. Выготского. Доктор психологических наук, профессор, член корреспондент АПС СССР. В НИИ общей и… … Кто есть кто в российской психологии

    ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович - , психолог, ч. к. АПН СССР (1968), д р пед. наук (1962), проф. (1965). Ученик Л. С. Выготского. Окончил психоневрологич. отделение ЛГПИ (1927). Пед.… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом… … Википедия

    Даниил Борисович Эльконин (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И.… … Википедия

    Эльконин, Даниил Борисович Даниил Борисович Эльконин (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском… … Википедия