Поурочные планы 8 кл география. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. Климат и климатические ресурсы

УДК 363.167.1:30

Учебное пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь» подготовлено при научно-методическом сопровождении Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и предназначено

для подготовки обучающихся 10–11 классов к выполнению заданий базового уровня ЕГЭ по обществознанию.

Рабочая тетрадь активизирует работу обучающегося по следующим направлениям: пополнение, актуализация и

систематизация знаний по основным разделам обществоведческого курса; упражнение в практическом применении знаний при выполнении типовых экзаменационных заданий. В рабочей тетради представлены следующие тематические модули: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».

Каждое занятие нацелено на конкретный результат и содержит теоретический блок со схемами и справочными материалами и практический блок с тренировочными заданиями.

Модульный курс предназначен для использования в учебном процессе в качестве дополнительного пособия к основному учебно-методическому комплексу по предмету. Модульный курс может стать основой для внеурочных занятий по подготовке к ЕГЭ.

© Издательство «Просвещение», 2016 ISBN 978-5-09-038643-2 © Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2016 Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ

МОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ

И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4. ПОЗНАНИЕ МИРА

5. ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

6. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

7. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА

8. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИКА

9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

10. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

11. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ

12. ЭКОНОМИКА ФИРМЫ

13. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

14. ИНФЛЯЦИЯ

15. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

16. КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЭКОНОМИКА

17. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИКА»

ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

18. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

19. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

20. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

22. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

23. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

24. ЗАДАНИЯ НА АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ,

ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ТАБЛИЦЕ ИЛИ НА ДИАГРАММЕ

25. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

ТЕМА 4. ПОЛИТИКА

26. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

27. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

28. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

29. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

30. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

31. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОЛИТИКА»

ТЕМА 5. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

32. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

33. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

34. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

35. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

36. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

37. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТЕМА 6. ПРАВО

38. ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

39. СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

40. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

41. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

42. ТРУДОВОЕ ПРАВО

43. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

44. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

45. ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

46. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

47. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВО»

48. МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ВВЕДЕНИЕ

–  –  –

В ваших руках пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь». Пособие предназначено для работы в классе и дома. Основная цель данного пособия - помочь вам в овладении обществоведческими знаниями, необходимыми для жизни в современном обществе и выполнения свойственных вашему возрасту социальных ролей, а также для сдачи экзамена по обществознанию. Это ваша личная рабочая книга, которая поможет вам освоить основные понятия и ведущие идеи курса, научиться выполнять задания разных типов, а также контролировать свою подготовку к ЕГЭ по обществознанию.

Пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь» включает следующие темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Также выделена тема «Изучаем Конституцию России».

Каждая тема разделена на уроки. Каждый урок содержит теоретический и практический блок. Теоретический блок представляет собой краткий текст, включающий важнейшие понятия и теоретические положения, различные таблицы и схемы. В практическом блоке даны задания, предназначенные для того, чтобы вы научились применять полученные знания, потренировались в выполнении заданий в формате ЕГЭ.

В данном пособии выделены следующие рубрики: «Вы узнаете» (идёт перед теоретическим блоком и содержит перечень вопросов, изучаемых на уроке), «Прочитайте текст»

(теоретический блок: основные понятия и ведущие идеи соответствующего урока), «Ответьте на вопросы» (содержит перечень вопросов, которые направлены на проверку того, как вы усвоили теоретический материал урока), «Выполните задания» (содержит практические задания разного типа).

Работа с пособием должна быть систематической, и мы рекомендуем вам самостоятельно оценивать свои достижения, фиксировать пробелы, чтобы в конечном итоге добиться намеченной цели. Поможет вам в этом раздел «Мой индивидуальный план подготовки к экзамену по обществознанию».

В этом пособии нет отдельной рубрики «Домашнее задание». Но необходимо дома ещё раз прочитать текст, ответить на вопросы и проанализировать выполненные задания, в случае необходимости воспользоваться для уточнения значения неизвестных вам слов, поиска дополнительной информации по теме словарями и справочникам.

–  –  –

Мой индивидуальный план подготовки к экзамену по обществознанию Предлагаем вам систему контроля вашей подготовки к экзамену по обществознанию.

В столбце «Элементы содержания» представлены основные понятия обществоведческого курса. Проанализируйте, какие из них вами уже изучены (и вы можете дать определения понятий, указать их структурные элементы, функции, признаки и т. п.) и поставьте соответствующие отметки в столбце «Начало работы с пособием». Так вы оцените свой стартовый уровень и сможете выявить пробелы в знаниях.

После изучения всех тем ещё раз проанализируйте перечень элементов содержания.

В столбце «Март / апрель» отметьте понятия, смысл которых вам ясен, и структурные элементы, функции, признаки и т. п. которых вы можете привести. Выявите те понятия, которые вам необходимо специально повторить перед экзаменом.

Вы можете оценивать свои знания по 5-балльной системе, ставить «+» или «–», значок «V» и т. п. Помните, что эта информация необходима прежде всего вам, поэтому оценивайте свои знания реалистично, не обманывайте себя.

–  –  –

18 Постиндустриальное (информационное) общество 19 Глобализация и её последствия 20 Глобальные проблемы 21 Понятие «культура»

22 Народная культура 23 Массовая культура 24 Элитарная культура

–  –  –

30 Экономика и экономическая наука 31 Даровые и экономические блага 32 Факторы производства 33 Факторные доходы 34 Основные вопросы экономики 35 Традиционная экономическая система 36 Командная (плановая) экономическая система 37 Рыночная экономическая система 38 Спрос, закон спроса, факторы формирования / изменения спроса 39 Предложение, закон предложения, факторы формирования / изменения предложения 40 Конкуренция. Виды конкурентных рынков 41 Постоянные и переменные издержки фирмы 42 Выручка, прибыль фирмы

–  –  –

58 Социальная мобильность, её виды. Каналы социальной мобильности 59 Понятие социального конфликта. Причины социального конфликта, его виды 60 Понятие семьи. Типы и функции семьи 61 Социальный контроль 62 Многообразие социальных норм 63 Виды социальных санкций 64 Отклоняющееся поведение

–  –  –

70 Тип (форма) политического (государственного) режима 71 Политический процесс 72 Политическое участие граждан 73 Типы избирательных систем 74 Политические партии и общественнополитические движения 75 Функции политических партий 76 Типы политических партий 77 Политическая элита 78 Политическое лидерство, его типы

–  –  –

79 Понятие конституции 80 Юридические свойства Конституции Российской Федерации (далее - РФ) 81 Основы конституционного строя РФ 82 Гражданство РФ 83 Права и свободы человека и гражданина 84 Конституционные обязанности гражданина РФ 85 Принципы федеративного устройства РФ 86 Разделение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ 87 Статус и полномочия Президента РФ 88 Компетенции палат Федерального Собрания РФ 89 Правительство РФ, его функции 90 Судебная власть, её задачи

–  –  –

94 Основные отрасли российского права 95 Субъекты гражданского права 96 Правоспособность и дееспособность 97 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 98 Имущественные права 99 Неимущественные права 100 Способы защиты гражданских прав 101 Понятие «брак»

–  –  –

104 Права и обязанности супругов 105 Права и обязанности налогоплательщика в РФ 106 Стороны трудовых отношений, их права и обязанности 107 Трудовой договор, порядок его заключения и расторжения в РФ 108 Понятие юридической ответственности, её признаки 109 Виды юридической ответственности 110 Понятие и основные принципы гражданского судопроизводства 111 Стороны гражданского судопроизводства 112 Понятие уголовного процесса 113 Участники уголовного судопроизводства 114 Меры пресечения 115 Правоохранительные органы

ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

–  –  –

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ

1) Человек, индивид, личность Человек по своей сути биосоциален - как любое живое существо, он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.

Учёные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых существ:

наличие мышления и словесной речи; способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности; способность сознательно преобразовывать окружающую действительность; способность с помощью других орудий изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может раскрыть свою социальную природу, только осуществляя определённую деятельность, общаясь с другими людьми.

Социальная сущность человека проявляется через его мировоззрение, способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, понимание свободы и ответственности.

Для характеристики человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид - единичный представитель человечества. Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: самосознанием и совестью, жизненными принципами и идеалами, способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества. Личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, в ходе социализации (в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения уникального сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других.

Можно сказать, что индивидуальность - это своеобразие человека.

2) Потребности человека В основе активности человека лежат потребности. Для того чтобы физически существовать и осуществлять различную деятельность человеку необходимы пресная вода и воздух для дыхания, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры. Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития личности.

–  –  –

Выделяют также индивидуальные потребности (потребности отдельного человека, связанные с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности) и общественные потребности (потребности определённых социальных групп, общества в целом).

ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ

И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. В чём заключается биосоциальная сущность человека?

2. Что составляет биологическую природу человека?

3. Каковы наиболее важные отличия человека от других живых существ?

4. Как проявляется социальная сущность человека?

5. Какой смысл вкладывается в понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

6. Что такое потребности? Какие группы потребностей выделяют учёные?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

1 Проанализируйте суждения о человеке. Поставьте значок « » в соответствующем столбце таблицы.

–  –  –

К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми.

Человек обладает мышлением и словесной речью.

Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии.

Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

Личность формируется во взаимодействии человека с другими людьми.

Процесс становления личности называется стратификацией.

Индивид - единичный представитель человечества.

Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, его личностью.

Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств.

2 Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

–  –  –

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ

При чтении текста выделите непонятные слова. Уточните их значение у учителя или в словаре.

1) Понятие социализации Социализация - это осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека.

В ходе социализации человек усваивает опыт предшествующих поколений, который включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях (социальные роли) и др. От успеха социализации зависит то, насколько личность сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.

2) Социальный статус и социальная роль Каждый человек занимает некоторое положение в обществе. Оно зависит от его возраста, семейного положения, уровня доходов, образования и профессии, политической активности. Социальный статус - место (позиция) человека в обществе, определяющее круг его прав и обязанностей. Например, как граждане России мы вправе избираться и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, иным образом участвовать в управлении делами государства, но при этом обязаны соблюдать законы, платить установленные налоги и сборы и др. Одни статусы приобретаются от рождения или присваиваются независимо от воли и желания человека (например, статус сына/дочери, мужчины/женщины, этническая принадлежность), а для достижения других надо приложить определённые усилия (муж/жена, врач/учитель и др.).

Социальная роль отражает требования общества к человеку в соответствии с его социальным статусом, модели реализации статусных прав и обязанностей. К основным (базовым) социальным ролям относят роли гражданина, собственника, члена семьи, потребителя, работника. Исполнение той или иной социальной роли носит индивидуальный характер. Например, от ученика школы ожидают успехов в учёбе, хорошего поведения. Но разные ученики по-разному выполняют эти требования.

Социальное окружение человека может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации процесса обучения и воспитания), так и стихийно.

3) Агенты социализации Агенты (институты) социализации - люди и учреждения, обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Первичную социализацию, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими, осуществляет в первую очередь семья. В дальнейшем в социализацию включается ближайший круг друзей, образовательные организации, средства массовой информации (СМИ), церковь и др.

–  –  –

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. Какой процесс называют социализацией?

2. Что такое социальный статус?

3. Какие виды социальных статусов бывают?

4. Каков смысл понятия «социальная роль»?

5. Какие социальные роли человека относят к основным (базовым)?

6. Что обозначает понятие «агент (институт) социализации»? Каких агентов социализации вы знаете?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

Проанализируйте суждения о социализации индивида. Поставьте значок « » в соответствующем столбце таблицы.

–  –  –

Социализация начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека.

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек с определённым социальным статусом.

В современном обществе все социальные статусы человека определяются при его рождении.

Все люди, независимо от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов, одинаково выполняют сходную социальную роль.

Все социальные роли человека строго формализованы в законодательстве.

Агентами первичной социализации индивида выступает ближайшее окружение, оказывающее на него непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники.

Общество всегда целенаправленно влияет на развитие личности.

В результате социализации люди накапливают социальный опыт деятельности в конкретном обществе.

К агентам первичной социализации относят СМИ.

Найдите в приведённом списке примеры, иллюстрирующие исполнение социальной роли работника. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Пётр разведён, у него трое детей от двух браков.

2) Иван вступил в общественно-политическое движение.

3) Николай внимательно ознакомился с программой кандидата на пост главы городской администрации.

4) Юсуп трудится врачом в городской больнице.

5) Бухгалтер Лейла регулярно посещает курсы повышения квалификации.

6) Продавец Мадина никогда не опаздывает и приходит до открытия магазина.

–  –  –

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) неформальное объединение; 2) школа; 3) агент социализации; 4) общественная организация; 5) трудовой коллектив.

–  –  –

Прочитайте текст, выполните задания и ответьте на вопросы.

Различие между двумя важнейшими категориями очень простое: мы занимаем статус, но играем роль. Если статус - это позиция в обществе, то роль - модель поведения в соответствии с этой позицией. Её можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.

Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был подчеркнуть различие между актёром и исполняемой партией. Множество известных актёров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами. Социальная роль есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я».

Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик - это определённая роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.

Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами. До этого права и обязанности, например, старшего инженера или водителя, были безымянными, направленными на человека вообще. Но вот данные статусы заполнили Кроликов и Васечкин, и картина изменилась. Пустой статус превратился в личностно окрашенную модель поведения, то есть роль.

(По А. И. Кравченко)

1) Составьте план текста.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Используя текст и обществоведческие знания, объясните связь социального статуса с социализацией индивида.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Рабочая тетрадь.

М.: 2016. - 174 с.

Учебное пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь» подготовлено при научно-методическом сопровождении Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и предназначено для подготовки обучающихся 10-11 классов к выполнению заданий базового уровня ЕГЭ по обществознанию. Рабочая тетрадь активизирует работу обучающегося по следующим направлениям: пополнение, актуализация и систематизация знаний по основным разделам обществоведческого курса; упражнение в практическом применении знаний при выполнении типовых экзаменационных заданий. В рабочей тетради представлены следующие тематические модули: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Каждое занятие нацелено на конкретный результат и содержит теоретический блок со схемами и справочными материалами и практический блок с тренировочными заданиями. Модульный курс предназначен для использования в учебном процессе в качестве дополнительного пособия к основному учебно-методическому комплексу по предмету. Модульный курс может стать основой для внеурочных занятий по подготовке к ЕГЭ.

Формат: pdf

Размер: 32 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

См:

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
МОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 12
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА 14
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 17
4. ПОЗНАНИЕ МИРА 19
5. ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ 22
6. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА 25
7. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» 29
ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА
8. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИКА 34
9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 36
10. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ 39
11. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ 42
12. ЭКОНОМИКА ФИРМЫ 45
13. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 47
14. ИНФЛЯЦИЯ 50
15. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА 53
16. КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЭКОНОМИКА 56
17. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИКА» 59
ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
18. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА 66
19. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 68
20. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 70
21. СЕМЬЯ 73
22. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 75
23. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 78
24. ЗАДАНИЯ НА АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ТАБЛИЦЕ ИЛИ НА ДИАГРАММЕ 80
25. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» 82
ТЕМА 4. ПОЛИТИКА
26. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 88
27. ФОРМА ГОСУДАРСТВА 9!
28. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 96
29. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ 99
30. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 102
31. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОЛИТИКА» 105
ТЕМА 5. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
32. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 112
33. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 114
34. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 116
35. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 121
36. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 124
37. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 128
ТЕМА 6. ПРАВО
38. ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА 134
39. СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 137
40. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА 140
41. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 143
42. ТРУДОВОЕ ПРАВО 147
43. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 152
44. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 155
45. ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО 158
46. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 161
47. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВО» 164
48. МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 169

В ваших руках пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь». Пособие предназначено для работы в классе и дома. Основная цель данного пособия - помочь вам в овладении обществоведческими знаниями, необходимыми для жизни в современном обществе и выполнения свойственных вашему возрасту социальных ролей, а также для сдачи экзамена по обществознанию. Это ваша личная рабочая книга, которая поможет вам освоить основные понятия и ведущие идеи курса, научиться выполнять задания разных типов, а также контролировать свою подготовку к ЕГЭ по обществознанию.
Пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь» включает следующие темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Также выделена тема «Изучаем Конституцию России».
Каждая тема разделена на уроки. Каждый урок содержит теоретический и практический блок. Теоретический блок представляет собой краткий текст, включающий важнейшие понятия и теоретические положения, различные таблицы и схемы. В практическом блоке даны задания, предназначенные для того, чтобы вы научились применять полученные знания, потренировались в выполнении заданий в формате ЕГЭ.
В данном пособии выделены следующие рубрики: «Вы узнаете» (идёт перед теоретическим блоком и содержит перечень вопросов, изучаемых на уроке), «Прочитайте текст» (теоретический блок: основные понятия и ведущие идеи соответствующего урока), «Ответьте на вопросы» (содержит перечень вопросов, которые направлены на проверку того, как вы усвоили теоретический материал урока), «Выполните задания» (содержит практические задания разного типа).

Название : ЕГЭ - Обществознание - Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.

Тематическая рабочая тетрадь по обществознанию, созданная специалистами Федерального института педагогических измерений, ориентирована на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ.
Книга содержит множество тематических заданий для отработки каждого элемента содержания ЕГЭ по обществознанию.
Уникальная методика подготовки, разработанная специалистами ФИПИ, поможет учащимся научиться правильно оформлять работу, выявлять критерии оценивания, акцентировать внимание на формулировках ряда заданий и избегать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемую рабочую тетрадь можно как в классе, так и дома.
Рабочая тетрадь рассчитана на один учебный год, однако при необходимости позволит в кратчайшие сроки выявить пробелы в знаниях ученика и отработать задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно за несколько дней до экзамена.
Книга предназначена для учащихся средней школы, учителей обществознания, родителей и репетиторов.

Предлагаем вам рабочую тетрадь по обществознанию, которая поможет усвоить содержание предмета и лучше подготовиться к единому государственному экзамену.
Пособие охватывает все темы курса. Каждая тема представлена четырьмя блоками. Первый блок содержит краткие выводы по теме. Они, надеемся, помогут вам полнее представить содержательное пространство темы и закрепить важные итоговые обобщения.
Вторая часть включает разнообразные задания на углубление и систематизацию знаний. Третий блок - центральная часть каждой темы - содержит набор заданий, аналогичных по форме тем, которые используются на едином государственном экзамене.
Заключительная часть посвящена работе над ошибками. В случае, если на данное задание приведен ответ или ключ к нему в конце пособия, вы сверяете с ними свой результат. Ответы на другие задания целесообразно обсудить в классе. Но важно не только найти искомое решение, но и поразмышлять над тем, что привело к ошибке (если она допущена), какие задания и почему вызвали затруднения. Такая работа не будет лишней, она поможет в дальнейшем гораздо успешнее справляться с заданиями.
Все ответы - краткие и развернутые - вы записываете непосредственно в тетрадь. Таким образом, весь маршрут вашего движения к итоговой аттестации будет у вас всегда перед глазами. Это, думается, еще один плюс данного пособия.
Желаем успеха в освоении курса и сдаче государственного экзамена!

СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемые старшеклассники! 4
Раздел I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
1. Общество в единстве сфер: взаимосвязь и развитие 5
2. Глобальные проблемы современности 10
3. Деятельность человека 15
4. Человек как результат эволюции 22
5. Духовная культура 27
Раздел II. ЭКОНОМИКА
1. Понятие «экономика». Типы экономических систем 35
2. Рыночное регулирование экономики 40
3. Деньги и банки 47
4. Виды рынков. Рынок труда. Фондовый рынок 50
5. Экономика и государство 57
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
1. Социальные группы и социальная структура общества 66
2. Социальные институты, статусы и роли 73
3. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социализация 77
4. Семья и семейные отношения. Молодежь как социальная группа 83
Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
1. Формы государства, государственный аппарат 88
2. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее признаки и функции 94
3. Избирательные системы, политические партии и движения, политическая идеология, политические режимы 100
4. Правовое государство и гражданское общество 111
Раздел V. ПРАВО
1. Право в системе социальных норм 120
2. Правовые отношения, основные понятия и нормы отраслей права 124
3. Правонарушения и юридическая ответственность 133
4. Основы конституционного строя РФ. Разделение властей. Правоохранительные органы и система судебной защиты прав человека 139
5. Международные документы по правам человека и международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени 146

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ - Обществознание - Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ - Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2019, Обществознание, Банк заданий, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • ЕГЭ 2019, Обществознание, Тематический тренажёр, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • ЕГЭ 2018, Обществознание, 30 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С.

    Ход урока:

    Стадия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Стадия “Вызов”:

    1. Разминка

    (активизация интереса)

    Учитель

    Прием «Корзина» идей, понятий.

    II. Стадия «Осмысление».

    Учитель : На этом уроке нам предстоит с географической точки зрения познакомиться с Восточно- Европейской равниной.

    Учитель:

    Учитель:

    Задание группам:

    1.

    Прием «ДЖИГСО»

    Учитель: Обсудите

    Учитель:

    Деление на группы

    ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТК

    1. Географическое положение.
    2. Климат.
    3. Внутренние воды.

    Работа с картой.

    Учащиеся с каждой группы рассказывают о проделанной работе в другой группе.

    Учащиеся озвучивают полученные выводы:

    1. По площади территории равнина уступает в мире лишь Амазонской низменности, крупнейшая в Казахстане;
    2. Находится на западе Казахстана, на севере граничит с Общим Сыртом, затем граница совпадает с государственными границами России, на юге граничит с горами Мангыстау, на востоке расположены горы Мугоджары;

    Защиты, представление флипчартов, презентаций

    Работа с текстом на нахождение новых, интересных фактов.

    Выполнение заданий, ответы учащихся

    III. Cтадия “Рефлексия”

    Д.З. Разработайте маршрут путешествие по Восточно-Европейской равнине.

    Рефлексия «Дерево успеха».

    Если чувствую себя уверенно, то закрашивают человечка красным цвета, если сомневаюсь, то желтым, если нуждаюсь в помощи, то зелёным по изученной теме и уровень усвоения пройденного материала.

Просмотр содержимого документа
«поурочный план по географии 8 класс на тему: « Природно-территориальное районирование»»

«Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA »

Урок на тему: Восточно- Европейская равнина

Бояровой А.Н.

ГУ «Карабидайская основная

общеобразовательная школа»

Щербактинского района

Предмет: Физическая география Казахстана

Класс :8

Место урока: Тема « Природно-территориальное районирование».

Тема: «Восточно-Европейская равнина»

Тип урока : Урок изучения нового материала

Цель : 1.Формирование естественнонаучной грамотности через общепредметные умения о

взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины.

Задачи:

    Определить физико-географическое положение Восточно- Европейской равнины, выделить ее природные границы, изучить особенности природы равнины и выявить причинно- следственные связи природных явлений;

    Продолжить формирование навыков определения ФГП, умения работать с тематическими картами атласа, устанавливать причины и следствия между компонентами природы, умение обобщать и делать выводы;

    Формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся на примере взаимодействия компонентов природы.

Межпредметные связи : биология, экология, климатология.

Оборудование:

    физическая и тектоническая карты Казахстана, физическая карта Восточно-Европейской (Русской) равнины;

    атласы, учебники, контурные карты;

    типовой план изучения природного региона;

Ход урока:

Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Стадия “Вызов”:

1. Разминка

(активизация интереса)

Учитель : На этой равнине веками развивались культура и хозяйство многих народов. Именно отсюда отправились в далекие края на восток и север русские землепроходцы. На ней расположены самые древние и славные города, проходили исторические битвы с монголо-татарами, тевтонскими рыцарями, армией Наполеона, немецко-фашистскими захватчиками. Прекрасная, разнообразная природа способствовала рождению великого народа, который смог воспроизвести ее в своих творениях, и дала ему силы создать и возродить различные народные ремесла, а затем и разнообразные виды деятельности современной цивилизации. О какой равнине идет речь? Давайте соберем данные в нашу «Корзинку» об этой равнине.

Прием «Корзина» идей, понятий...

Это прием организации индивидуальной работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

В течении урока ребята вы будете работать с оценочным листом

Имя учащегося

Задание № 1

Задание № 2

Задание №3

Задание № 4

Самооценка

Итоговая оценка

Учащиеся слушают, записывают свои идеи, предлагают информацию виде стикеров с ответами в «Корзинку».

Знакомство с оценочным листом

II. Стадия «Осмысление».

Учитель : На этом уроке нам предстоит с географической точки зрения познакомиться с Восточно- Европейской равниной.

Но сначала посмотрите на спинки своих стульев, там наклеены стикеры разных цветов, давайте организуем группы.

Учитель: Какой план описания равнин вы можете предложить?

Учитель: Данный план основан на принципе взаимосвязи компонентов природы и позволяет сохранить логику географического исследования.

Задание № 1. Работа в группах:

1. Где находится Русская равнина на территории Казахстана. Как она выделяется на физической карте? Каковы ее естественные рубежи?

2.Найдите в учебнике и запишите площадь Русской равнины на территории Казахстана.

3.Сделать вывод о географическом положении равнины.

Прием «ДЖИГСО»

Задание № 2.

Учитель: Обсудите

Географическое положение Русской равнины. С какими природными объектами граничит?

Задание № 3.

Учитель: Выделите части Восточно-Европейской равнины. Нанесите их на карту. Подпишите. (работа с флипчартом, презентациями по выбору)

Задание № 4

Деление на группы

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТК

    Географическое положение.

    Геологическое строение и рельеф.

  1. Внутренние воды.

В пособии предлагаются подробные поурочные планы по курсу «География. Природа России» в 8 классе к учебникам авторов Э.М. Раковской (М.: Просвещение) и И.И. Бариновой (М.: Дрофа). Помимо стандартного хода урока предлагаются различные дополнительные материалы, кроссворды, нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-викторины, урок-суд. Для проверки знаний учащихся к каждому уроку даны тестовые задания, географические диктанты, что позволяет сделать занятия интересными, насыщенными, а также использовать для дифференцированного обучения в классах разных типов.

Зарождение Земли. Догеологический этап развития планеты.
Цель: познакомить с гипотезами происхождения Земли.
Оборудование: слайды или презентации со снимками и изображениями Солнечной системы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Много веков люди смотрели в космос, мечтая разгадать тайну звезд, пытаясь понять, откуда они взялись. Сотни лет люди придумывали гипотезы образования Вселенной и человека, вместе с этим копилась база наблюдений за звездами.
- Изучите раздаточный материал и заполните таблицу.

Гипотеза Бюффона
В 1749 г. француз Бюффон в книге «Естественная история» предложил одну из первых космогонических гипотез, ставших известными в научном мире после того, как Коперник «поместил» Солнце в центр мира.
По мнению Бюффона, однажды большая комета столкнулась с Солнцем, благодаря чему произошел выброс солнечного вещества. Это вещество, разбившись на части, образовало планеты и их спутники.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Тематическое планирование 4
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
Урок 1. Введение. Роль географической науки в решении социальных и экономических задач/Источники географических знаний 13
Урок 2. Географическое положение России 16
Урок 3. Моря как крупные природные комплексы 20
Урок 4. Разница во времени на территории России 34
Урок 5. Решение задач на нахождение поясного времени 38
Урок 6. Как осваивали и изучали территорию России 40
Урок 7. Исследование территории России в XVIII-XIX вв. и в советские годы 43
РАЗДЕЛ 2. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Урок 8. Зарождение Земли. Догеологический этап развития планеты 48
Урок 9. Геологическое летоисчисление 55
Урок 10. Геологический этап развития Земли 59
Урок 11. Геологическое строение России. Складчатые области и платформы 61
Урок 12. Минеральные ресурсы России 65
Урок 13. Развитие форм рельефа 68
Урок 14. Обобщающий урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» 78
РАЗДЕЛ 3. КЛИМАТ
Урок 15. Факторы климатообразования. Солнечная радиация 84
Урок 16. Воздушные массы и их типы. Циркуляция воздушных масс 88
Урок 17. Атмосферные фронты. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны 92
Урок 18. Влияние океанов, рельефа на климат 99
Урок 19. Типы климатов России 105
Урок 20. Влияние климата на жизнь и деятельность человека 108
Урок 21. Обобщающий урок по теме «Климат» 114
РАЗДЕЛ 4. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ
Урок 22. Разнообразие внутренних вод России. Реки 120
Урок 23. Озера. Болота. Ледники. Вечная мерзлота. Подземные воды 125
Урок 24. Водные ресурсы. Охрана вод 134
Урок 25. Обобщающий урок по теме «Внутренние воды России» 138
РАЗДЕЛ 5. ПОЧВЫ
Урок 26. Образование почв 143
Урок 27. Главные типы почв России и закономерности их распространения 147
Урок 28. Почвенные ресурсы России, меры по их сбережению 151
Урок 29. Обобщающий урок по теме «Почвы» 157
РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР РОССИИ
Урок 30. Растительный мир России 160
Урок 31. Животный мир России. Охрана органического мира 164
Урок 32. Охрана биологических ресурсов 167
Урок 33. Обобщающий урок по теме «Органический мир России» 173
РАЗДЕЛ 7. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ
Урок 34. Природное районирование 177
Урок 35. Природные зоны России. Арктические пустыни, тундры, лесотундры 180
Урок 36. Лесные зоны России 185
Урок 37. Безлесные зоны на юге России 188
Урок 38. Субтропики. Высотная поясность 194
Урок 39. Обобщающий урок по теме «Природное районирование. Природные комплексы России» 196
РАЗДЕЛ 8. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ
Урок 40. Русская (Восточно-Европейская) равнина 200
Урок 41. Природные комплексы Русской равнины 206
Урок 42. Природные ресурсы Русской равнины 210
Урок 43. Кавказ 217
Урок 44. Природные комплексы Северного Кавказа 226
Урок 45. Урал 231
Урок 46. Своеобразие природы Урала 236
Урок 47. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала 243
Урок 48. Западная Сибирь 248
Урок 49. Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения 254
Урок 50. Условия работы и быта человека в Западной Сибири 257
Урок 51. Восточная Сибирь 260
Урок 52. Природные комплексы Средней Сибири 270
Урок 53. Горы Южной Сибири 277
Урок 54. Озеро Байкал - жемчужина Сибири 279
Урок 55. Северо-Восточная Сибирь 286
Урок 56. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения 299
Урок 57. Дальний Восток 303
Урок 58. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы 305
Урок 59. Природные ресурсы Дальнего Востока 309
Урок 60. Природные комплексы России 311
Урок 61. Обобщающий урок по теме «Крупные природные районы России» 312
РАЗДЕЛ 9. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Урок 62. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека 317
Урок 63. Стихийные природные явления 323
Урок 64. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов 326
Урок 65. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России 329
Урок 66. Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека 333
Урок 67. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России 336
Урок 68. Обобщающее повторение по курсу географии за 8 класс 339
ПРИЛОЖЕНИЯ 342
Список литературы 347.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, 8 класс, Поурочные планы по учебникам Раковской Э.М. и Баринова И.И., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.